34494

Русское искусство 19в.: П.А. Федотов – первый русский художник критического реализма

Доклад

Культурология и искусствоведение

Осенью 1849 года в Академии художеств открылась очередная трехгодичная выставка Всеобщий интерес вызывали три небольшие картины начинающего тогда еще почти безвестного художника Федотова Свежий кавалер Разборчивая невеста и Сватовство майора.Героями картин Федотова стали не знаменитые мужи древности не персонажи евангельских и библейских легенд а простые маленькие люди с их повседневной жизнью обыденными чувствами и негероической судьбой. Новым в художественной системе Федотова был прежде всего дух социального протеста и...

Русский

2013-09-08

32 KB

4 чел.

Ответ на вопрос №56 «Русское искусство 19в.: П.А. Федотов – первый русский художник критического реализма».

Осенью 1849 года в Академии художеств открылась очередная «трехгодичная» выставка, Всеобщий интерес вызывали три небольшие картины начинающего, тогда еще почти безвестного художника Федотова — «Свежий кавалер», «Разборчивая невеста» и «Сватовство майора». Причина такого восторга - содержание для них он выбрал из русского быта и из сферы, более или менее знакомой обывателям. Впервые человек со всеми его странностями и пороками, принадлежащий даже к самому низкому обществу и стоящий на самой низшей ступени человеческого достоинства, обратил на себя внимание искусства потому только, что он человек. Идеализация сменилась изображением явлений действительности во всей их полноте и истине.
Героями картин Федотова стали не «знаменитые мужи древности», не персонажи евангельских и библейских легенд, а простые «маленькие люди» с их повседневной жизнью, обыденными чувствами и негероической судьбой.
Новаторскую сущность федотовских картин определили, однако же, отнюдь не одни сюжеты. Федотов поднял жанровую живопись на уровень большого, правдивого и социального искусства. Новым в художественной системе Федотова был, прежде всего, дух социального протеста и обличения темных сторон современной жизни; новым был и последовательно реалистический метод Федотова. Социальная тема картине — «Свежий кавалер» - содержание картины становится шире ее темы, сила художественного обобщения превращает обыденное в типическое. С поразительной остротой и точностью охарактеризован «герой» — чиновник, образцовый представитель своей среды и своей эпохи.
Та же задача обличения и социальной сатиры в «Сватовстве майора» - сила федотовской сатиры не в преувеличении и гротеске, а в полной реальности изображаемого. Современников поразила именно эта необычайная жизненность и правдивость образов и безупречная точность деталей вплоть до мельчайших особенностей быта и обстановки. Нет сомнения в том, что Федотов сознательно стремился к «реальной поэзии». Федотов, как известно, почти миновал академическую школу с ее рутинными правилами, оглядкой на классические образцы и преклонением перед античным искусством. Он действительно «учился жизнью» — не только потому, что всегда начинал с подробного и тщательного изучения натуры, но и в более глубоком смысле: он понимал искусство лишь как отражение и образное воплощение живой современности. Острый идейный замысел положен в основу каждой его работы; ни один рисунок не был для него только учебной штудией, только средством развить те или иные технические навыки, решить те или иные формальные задачи. Современники настоятельно подчеркивают близость федотовских картин к натуре, их почти документальную точность в воссоздании действительности. Эта особенность, и в самом деле характерная для Федотова, сближающая его творчество с произведениями «натуральной школы» в русской литературе сороковых годов, особенно ценилась его первыми зрителями.  Психологические задачи сравнительно мало занимали Федотова в период создания «Сватовства майора». В раскрытии внутреннего мира своих персонажей он, в сущности, не идет дальше самых общих и беглых характеристик. Все его внимание устремлено не на психологическую, а на социальную характеристику образа. В соответствии с задачами сатиры, он настойчиво подчеркивает отрицательные и комические стороны, типичные не только для избранных им персонажей, но и для всего их общественного круга. Язвительная насмешка художника не коснулась только второстепенных персонажей картины — купеческих слуг, представителей простого народа, которые изображены с полным: сочувствием и серьезностью.
Замечательны чисто живописные достижения художника. Цвет у него становится в первую очередь средством правдивого изображения материальной предметности мира. С изощренным мастерством передана фактура красного дерева, бронзы, хрусталя, прозрачного тюля и тяжелых шелковых тканей. Вещи как бы оживают в его картине, становясь неотъемлемым и активным элементом изобразительного повествования.
«Сватовство майора» дошло до нас в двух вариантах. Перемены коснулись прежде всего формальной стороны произведения. Добиваясь наибольшей ясности и простоты в композиции, Федотов устранил целый ряд подробностей, несколько перегружавших первый вариант. Гораздо менее детально проработаны изображения гравюр и портретов, висящих на стенах комнаты, сократилось число всевозможных аксессуаров, исчезла, в частности, пресловутая люстра и роспись потолка «пукетами». Внимание зрителей уже не отвлекается занимательными подробностями и сильнее сконцентрировано на сюжете и переживаниях действующих лиц. Изменения затрагивают и самую сущность картины, ее идейный замысел.

Три последних года его жизни отмечены поразительной творческой продуктивностью. Он работал с лихорадочной быстротой. Замыслы будущих картин возникали один за другим. Если бы Федотов успел довести до конца все начатое, мы владели бы грандиозной художественной летописью быта и нравов его времени.К числу лучших произведений «позднего» Федотова принадлежит картина «Вдовушка».
В отличие от его более ранних картин с их многофигурной композицией и сложными сюжетами «Вдовушка» отмечена особенной, намеренной простотой. В картине только одна фигура и нет никакого действия. Вещи в картине расположены так, что, внимательно рассматривая их, зритель узнает многое, и притом весьма существенное о настоящем, прошлом и даже будущем изображенной художником молодой женщины.
В облике вдовушки нет ничего показного, ничего нарочитого, никакой позы; в ней та же неприкрашенная жизненная правда, которая составляет самое существо федотовской живописи. Но в сравнении с более ранними произведениями «Вдовушка» раскрывает ряд существенно новых особенностей творчества Федотова. Ни в одной из прежних работ он не достигал такой силы в выражении чувства. Он становится внимательным и проникновенным психологом. Главная цель художника состоит в раскрытии душевных переживаний, внутреннего мира изображенной им женщины.
Своих положительных героев художник нашел среди бедных людей, среди «униженных и оскорбленных», чья жизнь являла собой как бы оборотную сторону той самой действительности, которую он разоблачал и бичевал в сатирических картинах. Федотов сумел опоэтизировать и возвысить «маленьких людей», подобно тому, как это сделали великие русские поэты и писатели его времени.
Почти одновременно со «Вдовушкой», в те же 1850—1852 годы, Федотов написал две замечательные картины—«Анкор, еще анкор» и «Игроки». Юмор Федотова приобретает здесь новое качество — он становится страшным, пугающим.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

60204. Правила поводження з вогнем 45.5 KB
  Часу не гайте розведіть вогонь І не гасіть його Боже борони Хай дим пожежі всі довкіл побачать Бо ви герой а це велика вдача. Ви звичайно знаєте що таке вогонь. Де можна з ним зустрітися побачити Дуже давно люди не вміли добувати вогонь.
60205. ПОДОРОЖ ПО ЛІТЕРАТУРНОМУ МУЗЕЮ 1 MB
  Мета: розширити й поглибити знання дітей про письменників Р.Кіплінга, А. де Сент-Екзюпері, Т.Шевченка; допомогти глибше осягнути їх життєвий і творчий шлях, багатогранну складну обдаровану особистість...
60206. РОДИННЕ ВИХОВАННЯ: ЗАПОВІДІ ВВІЧЛИВОСТІ І ДОБРА 70.5 KB
  Плекання таких чеснот, як людяність, пошана до старших, допомога іншим і релігійність, милосердя, охайність, любов до порядку, доброзичливість, вихованість, добра поведінка в товаристві...
60207. Жінка – краса і гордість України 4.33 MB
  Мета заходу: Методична запровадити методику використання мультимедійних технологій у позакласний захід з дисципліни Українська література; Дидактична поглибити знання студентів про видатних жінок їх місце в історії та суспільстві...
60208. Свято «Прощавай, початкова школо!» 124 KB
  Усе в житті буває вперше. Уперше тягнеться до сонця стебельце, щоб згодом порадувати нас хлібною зерниною. Уперше народжується дитина, щоб продовжити родовід. Уперше приходимо ми до школи.
60209. Виховний захід «Проблема сміття. Мій внесок у вирішення цієї проблеми» 4.56 MB
  А чи знаєте ви що за рік в атмосферу після ваших гралищ з вогнем піднімається: Сажі 391 тонни слайд 8 Марганцю 121 тонни Фтористих сполук 059 тонни Бензину 038 тонни Пилу цементу 0062 тонни Оксиду кальцію 2362 тонни Нікелю 003 тонни...
60210. Мати-берегиня нашого життя йшла у бій не заради слави 358 KB
  Мета: на основі дослідження архівних документів численних публікацій презентувати колективний проект з гендерної рівності Матиберегиня нашого життя йшла у бій не заради слави; показати героїчну велич Берегині нашого життя в роки...
60211. Сценарій свята «Ой, на Івана, та й на Купайла» 114.5 KB
  На Івана Купайла дівчата плетуть віночки вставляють в них запалені свічки і пускають їх на воду. У день свята дівчата збирають польові квіти лікарські рослини зібравшись на березі ставу плетуть віночки прикрашають Ївайло зеленню квітами стрічками достиглими вишнями звязаними...