34494

Русское искусство 19в.: П.А. Федотов – первый русский художник критического реализма

Доклад

Культурология и искусствоведение

Осенью 1849 года в Академии художеств открылась очередная трехгодичная выставка Всеобщий интерес вызывали три небольшие картины начинающего тогда еще почти безвестного художника Федотова Свежий кавалер Разборчивая невеста и Сватовство майора.Героями картин Федотова стали не знаменитые мужи древности не персонажи евангельских и библейских легенд а простые маленькие люди с их повседневной жизнью обыденными чувствами и негероической судьбой. Новым в художественной системе Федотова был прежде всего дух социального протеста и...

Русский

2013-09-08

32 KB

4 чел.

Ответ на вопрос №56 «Русское искусство 19в.: П.А. Федотов – первый русский художник критического реализма».

Осенью 1849 года в Академии художеств открылась очередная «трехгодичная» выставка, Всеобщий интерес вызывали три небольшие картины начинающего, тогда еще почти безвестного художника Федотова — «Свежий кавалер», «Разборчивая невеста» и «Сватовство майора». Причина такого восторга - содержание для них он выбрал из русского быта и из сферы, более или менее знакомой обывателям. Впервые человек со всеми его странностями и пороками, принадлежащий даже к самому низкому обществу и стоящий на самой низшей ступени человеческого достоинства, обратил на себя внимание искусства потому только, что он человек. Идеализация сменилась изображением явлений действительности во всей их полноте и истине.
Героями картин Федотова стали не «знаменитые мужи древности», не персонажи евангельских и библейских легенд, а простые «маленькие люди» с их повседневной жизнью, обыденными чувствами и негероической судьбой.
Новаторскую сущность федотовских картин определили, однако же, отнюдь не одни сюжеты. Федотов поднял жанровую живопись на уровень большого, правдивого и социального искусства. Новым в художественной системе Федотова был, прежде всего, дух социального протеста и обличения темных сторон современной жизни; новым был и последовательно реалистический метод Федотова. Социальная тема картине — «Свежий кавалер» - содержание картины становится шире ее темы, сила художественного обобщения превращает обыденное в типическое. С поразительной остротой и точностью охарактеризован «герой» — чиновник, образцовый представитель своей среды и своей эпохи.
Та же задача обличения и социальной сатиры в «Сватовстве майора» - сила федотовской сатиры не в преувеличении и гротеске, а в полной реальности изображаемого. Современников поразила именно эта необычайная жизненность и правдивость образов и безупречная точность деталей вплоть до мельчайших особенностей быта и обстановки. Нет сомнения в том, что Федотов сознательно стремился к «реальной поэзии». Федотов, как известно, почти миновал академическую школу с ее рутинными правилами, оглядкой на классические образцы и преклонением перед античным искусством. Он действительно «учился жизнью» — не только потому, что всегда начинал с подробного и тщательного изучения натуры, но и в более глубоком смысле: он понимал искусство лишь как отражение и образное воплощение живой современности. Острый идейный замысел положен в основу каждой его работы; ни один рисунок не был для него только учебной штудией, только средством развить те или иные технические навыки, решить те или иные формальные задачи. Современники настоятельно подчеркивают близость федотовских картин к натуре, их почти документальную точность в воссоздании действительности. Эта особенность, и в самом деле характерная для Федотова, сближающая его творчество с произведениями «натуральной школы» в русской литературе сороковых годов, особенно ценилась его первыми зрителями.  Психологические задачи сравнительно мало занимали Федотова в период создания «Сватовства майора». В раскрытии внутреннего мира своих персонажей он, в сущности, не идет дальше самых общих и беглых характеристик. Все его внимание устремлено не на психологическую, а на социальную характеристику образа. В соответствии с задачами сатиры, он настойчиво подчеркивает отрицательные и комические стороны, типичные не только для избранных им персонажей, но и для всего их общественного круга. Язвительная насмешка художника не коснулась только второстепенных персонажей картины — купеческих слуг, представителей простого народа, которые изображены с полным: сочувствием и серьезностью.
Замечательны чисто живописные достижения художника. Цвет у него становится в первую очередь средством правдивого изображения материальной предметности мира. С изощренным мастерством передана фактура красного дерева, бронзы, хрусталя, прозрачного тюля и тяжелых шелковых тканей. Вещи как бы оживают в его картине, становясь неотъемлемым и активным элементом изобразительного повествования.
«Сватовство майора» дошло до нас в двух вариантах. Перемены коснулись прежде всего формальной стороны произведения. Добиваясь наибольшей ясности и простоты в композиции, Федотов устранил целый ряд подробностей, несколько перегружавших первый вариант. Гораздо менее детально проработаны изображения гравюр и портретов, висящих на стенах комнаты, сократилось число всевозможных аксессуаров, исчезла, в частности, пресловутая люстра и роспись потолка «пукетами». Внимание зрителей уже не отвлекается занимательными подробностями и сильнее сконцентрировано на сюжете и переживаниях действующих лиц. Изменения затрагивают и самую сущность картины, ее идейный замысел.

Три последних года его жизни отмечены поразительной творческой продуктивностью. Он работал с лихорадочной быстротой. Замыслы будущих картин возникали один за другим. Если бы Федотов успел довести до конца все начатое, мы владели бы грандиозной художественной летописью быта и нравов его времени.К числу лучших произведений «позднего» Федотова принадлежит картина «Вдовушка».
В отличие от его более ранних картин с их многофигурной композицией и сложными сюжетами «Вдовушка» отмечена особенной, намеренной простотой. В картине только одна фигура и нет никакого действия. Вещи в картине расположены так, что, внимательно рассматривая их, зритель узнает многое, и притом весьма существенное о настоящем, прошлом и даже будущем изображенной художником молодой женщины.
В облике вдовушки нет ничего показного, ничего нарочитого, никакой позы; в ней та же неприкрашенная жизненная правда, которая составляет самое существо федотовской живописи. Но в сравнении с более ранними произведениями «Вдовушка» раскрывает ряд существенно новых особенностей творчества Федотова. Ни в одной из прежних работ он не достигал такой силы в выражении чувства. Он становится внимательным и проникновенным психологом. Главная цель художника состоит в раскрытии душевных переживаний, внутреннего мира изображенной им женщины.
Своих положительных героев художник нашел среди бедных людей, среди «униженных и оскорбленных», чья жизнь являла собой как бы оборотную сторону той самой действительности, которую он разоблачал и бичевал в сатирических картинах. Федотов сумел опоэтизировать и возвысить «маленьких людей», подобно тому, как это сделали великие русские поэты и писатели его времени.
Почти одновременно со «Вдовушкой», в те же 1850—1852 годы, Федотов написал две замечательные картины—«Анкор, еще анкор» и «Игроки». Юмор Федотова приобретает здесь новое качество — он становится страшным, пугающим.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

26149. Измерители 21 KB
  Каждый вид учета имеет свои цели и задачи систему учета группировки обобщения и передачи информации. они важны для получения информации о наличии конкретных материальновещественных объектов учета.
26150. Бухучет 22 KB
  Бухучет это система непрерывного и сплошного документального отражения информации о состоянии и движении имущества и обязательств организации методом ее двойной записи в денежном выражении на счетах в соответствии с законодательством. Своевременное предоставление бухгалтерской информации. объективность и полнота информации. Ясность и доступность информации.
26151. Предмет бухгалтерского учета 20 KB
  Предметом бухгалтерского учета является имеющее стоимостную оценку имущество юридических лиц и предпринимателей и источники этого имущества обязательства. Объекты бухучета это отдельные составные части имущества их источников а также хозяйственные процессы связанные с кругооборотом средств организации снабжения производства реализации.
26152. Имущество организации 20.5 KB
  Имущество организации делится на: 1. Имущество долгосрочного использования внеоборотные срва: основные срва оборудование к установке незавершенные кап. имущество краткосрочного использования оборотные активы: материалы готовая продукция денежные средства в кассе на р с на валютном счете а также дебиторская задолженность т.
26154. Метод БУ 23 KB
  Наблюдение за хоз операциями с помощью документирования каждого из них и периодического проведения инвентаризации объектов учета. Инвентаризации объектов учета проводятся для того чтобы выявить изменения в объектах учета незафиксированные первичными документами. Бух счета используются для операций по каждому из объектов учета и получения обобщающей информации об остатках поступления и выбытия за отчетный период каждого из объектов учета. Суть двойной записи состоит в том что каждая хоз операция затрагивает как минимум два объекта учета...