34494

Русское искусство 19в.: П.А. Федотов – первый русский художник критического реализма

Доклад

Культурология и искусствоведение

Осенью 1849 года в Академии художеств открылась очередная трехгодичная выставка Всеобщий интерес вызывали три небольшие картины начинающего тогда еще почти безвестного художника Федотова Свежий кавалер Разборчивая невеста и Сватовство майора.Героями картин Федотова стали не знаменитые мужи древности не персонажи евангельских и библейских легенд а простые маленькие люди с их повседневной жизнью обыденными чувствами и негероической судьбой. Новым в художественной системе Федотова был прежде всего дух социального протеста и...

Русский

2013-09-08

32 KB

4 чел.

Ответ на вопрос №56 «Русское искусство 19в.: П.А. Федотов – первый русский художник критического реализма».

Осенью 1849 года в Академии художеств открылась очередная «трехгодичная» выставка, Всеобщий интерес вызывали три небольшие картины начинающего, тогда еще почти безвестного художника Федотова — «Свежий кавалер», «Разборчивая невеста» и «Сватовство майора». Причина такого восторга - содержание для них он выбрал из русского быта и из сферы, более или менее знакомой обывателям. Впервые человек со всеми его странностями и пороками, принадлежащий даже к самому низкому обществу и стоящий на самой низшей ступени человеческого достоинства, обратил на себя внимание искусства потому только, что он человек. Идеализация сменилась изображением явлений действительности во всей их полноте и истине.
Героями картин Федотова стали не «знаменитые мужи древности», не персонажи евангельских и библейских легенд, а простые «маленькие люди» с их повседневной жизнью, обыденными чувствами и негероической судьбой.
Новаторскую сущность федотовских картин определили, однако же, отнюдь не одни сюжеты. Федотов поднял жанровую живопись на уровень большого, правдивого и социального искусства. Новым в художественной системе Федотова был, прежде всего, дух социального протеста и обличения темных сторон современной жизни; новым был и последовательно реалистический метод Федотова. Социальная тема картине — «Свежий кавалер» - содержание картины становится шире ее темы, сила художественного обобщения превращает обыденное в типическое. С поразительной остротой и точностью охарактеризован «герой» — чиновник, образцовый представитель своей среды и своей эпохи.
Та же задача обличения и социальной сатиры в «Сватовстве майора» - сила федотовской сатиры не в преувеличении и гротеске, а в полной реальности изображаемого. Современников поразила именно эта необычайная жизненность и правдивость образов и безупречная точность деталей вплоть до мельчайших особенностей быта и обстановки. Нет сомнения в том, что Федотов сознательно стремился к «реальной поэзии». Федотов, как известно, почти миновал академическую школу с ее рутинными правилами, оглядкой на классические образцы и преклонением перед античным искусством. Он действительно «учился жизнью» — не только потому, что всегда начинал с подробного и тщательного изучения натуры, но и в более глубоком смысле: он понимал искусство лишь как отражение и образное воплощение живой современности. Острый идейный замысел положен в основу каждой его работы; ни один рисунок не был для него только учебной штудией, только средством развить те или иные технические навыки, решить те или иные формальные задачи. Современники настоятельно подчеркивают близость федотовских картин к натуре, их почти документальную точность в воссоздании действительности. Эта особенность, и в самом деле характерная для Федотова, сближающая его творчество с произведениями «натуральной школы» в русской литературе сороковых годов, особенно ценилась его первыми зрителями.  Психологические задачи сравнительно мало занимали Федотова в период создания «Сватовства майора». В раскрытии внутреннего мира своих персонажей он, в сущности, не идет дальше самых общих и беглых характеристик. Все его внимание устремлено не на психологическую, а на социальную характеристику образа. В соответствии с задачами сатиры, он настойчиво подчеркивает отрицательные и комические стороны, типичные не только для избранных им персонажей, но и для всего их общественного круга. Язвительная насмешка художника не коснулась только второстепенных персонажей картины — купеческих слуг, представителей простого народа, которые изображены с полным: сочувствием и серьезностью.
Замечательны чисто живописные достижения художника. Цвет у него становится в первую очередь средством правдивого изображения материальной предметности мира. С изощренным мастерством передана фактура красного дерева, бронзы, хрусталя, прозрачного тюля и тяжелых шелковых тканей. Вещи как бы оживают в его картине, становясь неотъемлемым и активным элементом изобразительного повествования.
«Сватовство майора» дошло до нас в двух вариантах. Перемены коснулись прежде всего формальной стороны произведения. Добиваясь наибольшей ясности и простоты в композиции, Федотов устранил целый ряд подробностей, несколько перегружавших первый вариант. Гораздо менее детально проработаны изображения гравюр и портретов, висящих на стенах комнаты, сократилось число всевозможных аксессуаров, исчезла, в частности, пресловутая люстра и роспись потолка «пукетами». Внимание зрителей уже не отвлекается занимательными подробностями и сильнее сконцентрировано на сюжете и переживаниях действующих лиц. Изменения затрагивают и самую сущность картины, ее идейный замысел.

Три последних года его жизни отмечены поразительной творческой продуктивностью. Он работал с лихорадочной быстротой. Замыслы будущих картин возникали один за другим. Если бы Федотов успел довести до конца все начатое, мы владели бы грандиозной художественной летописью быта и нравов его времени.К числу лучших произведений «позднего» Федотова принадлежит картина «Вдовушка».
В отличие от его более ранних картин с их многофигурной композицией и сложными сюжетами «Вдовушка» отмечена особенной, намеренной простотой. В картине только одна фигура и нет никакого действия. Вещи в картине расположены так, что, внимательно рассматривая их, зритель узнает многое, и притом весьма существенное о настоящем, прошлом и даже будущем изображенной художником молодой женщины.
В облике вдовушки нет ничего показного, ничего нарочитого, никакой позы; в ней та же неприкрашенная жизненная правда, которая составляет самое существо федотовской живописи. Но в сравнении с более ранними произведениями «Вдовушка» раскрывает ряд существенно новых особенностей творчества Федотова. Ни в одной из прежних работ он не достигал такой силы в выражении чувства. Он становится внимательным и проникновенным психологом. Главная цель художника состоит в раскрытии душевных переживаний, внутреннего мира изображенной им женщины.
Своих положительных героев художник нашел среди бедных людей, среди «униженных и оскорбленных», чья жизнь являла собой как бы оборотную сторону той самой действительности, которую он разоблачал и бичевал в сатирических картинах. Федотов сумел опоэтизировать и возвысить «маленьких людей», подобно тому, как это сделали великие русские поэты и писатели его времени.
Почти одновременно со «Вдовушкой», в те же 1850—1852 годы, Федотов написал две замечательные картины—«Анкор, еще анкор» и «Игроки». Юмор Федотова приобретает здесь новое качество — он становится страшным, пугающим.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

56332. Святкування Талаки греками на Україні 37.5 KB
  МЕТА: Познайомити дітей з грецькими народними традиціями, пов’язаними з дозвіллям молоді, трудовими звичаями; виховувати повагу до традицій грецького народу, культури.
56333. Талант - це здібність збудувати свою власну долю. Творча Донеччина - майбутнє держави 44 KB
  Прагнення щасливого успішного життя це на нашу думку головна рушійна сила життєвої активності. І виходячи з почутого можна висловити припущення що щасливе життя це життя яке передбачає саморозвиток і самореалізацію здійснюється особистістю в динамічній гармонії з собою та світом життя активне...
56334. My Favourite Tale 31.5 KB
  The Wolf runs up to Grandmother and wants to catch her up, but she runs away. The Wolf puts on Grandmother's dress and cap and lies bed. Soon Little Red Riding Hood appears near Grandmother house.
56335. Урок „talk-show”– ефективно чи ні? 47 KB
  Актуальною є проблема розвитку в учнів пізнавальних інтересів, виховання потреби в знаннях і самоосвіти, формування вміння працювати з джерелами наукової інформації, відбирати необхідну для свого загального розвитку і майбутньої професійної діяльності.
56336. ВИКОРИСТАННЯ ТАКИХ ПОНЯТЬ ЯК «МЕТОД» ТА «МЕТОДОЛОГІЯ» У СУЧАСНОМУ НАУКОВОМУ ПІЗНАННІ 25.04 KB
  Поняття «методологія» звичайно визначається як вчення про методи науково-пізнавальної діяльності. Однак методологію не можна зводити тільки до дослідження методів (операцій). Більш широке розуміння цього поняття зводиться до того
56337. Усний журнал “Ми не забудемо тебе, Тарасе” 54 KB
  Мета: Ознайомити дітей з життєписом великого сина українського народу Т. Моринцях на Київщині в сім'ї селянинакріпака народився Тарас. Ніколи не тримався хати а все тинявся по бурянах за що його прозвали...
56338. TARAS SHEVCHENKO – THE GREATEST POET OF UKRAINE 123.5 KB
  Teacher: This year we are celebrating the anniversary of Taras Shevchenko`s birthday. 199 years ago Taras Shevchenko was born. He is the greatest Ukrainian poet and artist. Each Ukrainian knows him from the childhood. He is also well known under the name Kobzar after his most famous collection of poems entitled «Kobzar».
56339. Таточко рідний, найкращий у світі 327 KB
  Але діти так люблять своїх татусів що дуже хочуть висловити палку і щиру любов дорогим людям бо знають що тато в сім’ї головний він забезпечує її матеріально створює той моральний клімат доброти і сердечності дисципліни...