34495

Русская живопись второй половины 19в.: Теория реалистического искусства. Передвижничество. Представители направления

Доклад

Культурология и искусствоведение

Борьба между новым реалистическим искусством и Академией получила выражение в знаменитом академическом бунте 1863 года: четырнадцать молодых художников выпускников Академии решительно отказались писать программу то есть дипломную картину на заданную тему из древнескандинавской мифологии и демонстративно покинули Академию. Среди них был ряд известных впоследствии художников: возглавлявший группу протестантов И. Выйдя из Академии протестанты образовали Артель художников. Кроме петербургских художников в том же направлении работала в...

Русский

2013-09-08

34 KB

6 чел.

Ответ на вопрос №57 «Русская живопись второй половины 19в.: Теория реалистического искусства. Передвижничество. Представители направления».

Формирование новой, реалистической школы в русском изобразительном искусстве непосредственно связано с историческими событиями конца пятидесятых и начала шестидесятых годов; этим переломным моментом, собственно, и открывается искусство второй половины XIX века.
Среди художественной молодежи все более усиливалась тяга к изображению народной жизни, к темам из реальной повседневной действительности. Реалистической живописи, стремившейся шире и глубже отражать жизнь, противостояло официальное искусство, основанное на устаревших художественных представлениях. Оплотом этого официального искусства была петербургская Академия художеств, пользовавшаяся особым вниманием и покровительством царского двора. Правда, Академия по-прежнему продолжала играть роль крупнейшего очага профессионального обучения, но насаждавшееся ею искусство — академический классицизм, опиравшийся на идеалистическую эстетику, — стало консервативным. Художники академической школы, отказываясь от правдивого изображения реальной жизни, создавали свои произведения на сюжеты из древней истории или мифологии, на религиозные темы.
Борьба между новым реалистическим искусством и Академией получила выражение в знаменитом «академическом бунте» 1863 года: четырнадцать молодых художников, выпускников Академии, решительно отказались писать программу (то есть дипломную картину) на заданную тему из древнескандинавской мифологии и демонстративно покинули Академию. Среди них был ряд известных впоследствии художников: возглавлявший группу «протестантов» И. Н. Крамской, А. И. Корзухин, Ф. С. Журавлев, А. И. Морозов и другие. Выйдя из Академии, «протестанты» образовали Артель художников. Они стали сообща принимать заказы и устраивать свои самостоятельные выставки, которые привлекали живейшее внимание публики. Это была первая попытка объединения молодых художественных сил, первая победа демократического лагеря в искусстве. Кроме петербургских художников в том же направлении работала в Москве группа молодых живописцев, связанных с Училищем живописи, ваяния и зодчества (В. Г. Перов, В. В. Пукирев, И. М. Прянишников, Н. В. Неврев и другие).
Реалисты — петербуржцы и москвичи — совместно и положили начало подъему национальной реалистической школы русской живописи.
В искусстве художников-демократов преобладающим мотивом стало обличение, осуждение - Н. В. Неврев «Торг. Из недавнего прошлого», В. И. Якоби «Привал арестантов», В. В. Пукирев «Неравный брак». Крупнейшим художником шестидесятых годов и одним из основоположников идейно-реалистического направления был В. Г. Перов - «Приезд станового на следствие», «Сельский крестный ход на пасхе», «Чаепитие в Мытищах», «Тройка», «Утопленница», «Проводы покойника».

Творческим методом русских художников-демократов стал критический реализм.
Товарищество передвижных художественных выставок возникло в 1870 году как новая форма объединения передовых, демократически настроенных художников. Товарищество взяло на себя обязательство «знакомить Россию с русским искусством». Художники-передвижники считали своей обязанностью широкую просветительскую деятельность; они хотели возможно более приблизить к народу свое искусство, насыщенное ярким социальным содержанием. Ежегодные выставки Товарищества перевозились из города в город, привлекая повсюду множество зрителей. Таким образом новое реалистическое искусство становилось доступным не только сравнительно узкому кругу столичной публики, но и широким слоям населения страны. Первая передвижная выставка состоялась в 1871 году. С тех пор в течение полувека Товарищество передвижников с честью выполняло свою благородную задачу. Именно творчество художников-передвижников определяет лицо русского искусства трех последних десятилетий XIX века. На протяжении всего этого времени Товарищество объединяло в своих рядах лучшие силы русского искусства. Почти все крупнейшие наши художники входили в Товарищество: И. Е. Репин и В. И. Суриков, В. Г. Перов и И. Н. Крамской, Г. Г. Мясоедов и И. И. Шишкин, К. А. Савицкий и В. Е. Маковский, В. М. Васнецов и В. Д. Поленов, Н. А. Ярошенко и Н. А. Касаткин, В. А. Серов и И. И. Левитан и другие. Критический реализм получил в искусстве передвижников свое дальнейшее развитие. Но они значительно расширили и положительное содержание искусства критического реализма. Они хотели не только обличать несправедливое общественное устройство, но и найти, увидеть, показать людям светлые стороны народной жизни, которую они так глубоко знали и так горячо любили. При этом они нисколько не идеализировали народ, не закрывали глаза на те или иные отрицательные черты, которые являлись неизбежным следствием его подневольного существования. Жизнь на полотнах передвижников так же сложна и противоречива, какой она была и в самой действительности. Передвижники понимали, что как бы содержательно ни было произведение по своей теме, — если оно будет слабым по исполнению, то не возбудит сочувствия к прекрасной и глубокой идее, в него вложенной. Поэтому они всегда упорно стремились к тому, чтобы воплотить свой замысел в ясной, жизненно убедительной полнокровной художественной форме. «Только сочетание идеи и формы переживает свое время». При всем своеобразии творческого лица каждого из мастеров, во всех их полотнах, больших и малых, проявлялось громадное умение строить сюжетную композиционную картину, выразительно передавать все цветовое и световое богатство мира, всю его материальную красоту. На смену несколько суховатой, сдержанной манере Перова и шестидесятников, к восьмидесятым годам передвижники выработали богатый и гибкий художественный язык, характерный органическим единством рисунка и живописи; это позволило им создавать художественные образы огромной впечатляющей силы и убедительности.
Значительное место в их живописи занимала бытовая тематика. В отдельных бытовых сценах художники умели раскрывать самое характерное, типическое; изображение повседневной жизни простых людей часто достигало у них высот большого социального обобщения. Одну из главных тем передвижников составляла крестьянская проблема, стоявшая тогда в центре общественного внимания. Мало кто из передвижников прошел мимо этой темы. Примеры: К. А. Савицкий «Встреча иконы», «На войну», Г. Г. Мясоедов. «Земство обедает», В. М. Максимов в картине «Приход колдуна на крестьянскую свадьбу», И. М. Прянишников «Спасов день на Севере»,  «Крестный ход», И.Е. Репин «Крестный ход в Курской губернии», В. Е. Маковский «Друзья-приятели», «Секрет», «Крах банка», «Осужденный», Н. А. Ярошенко «Кочегар», И. Н. Крамской «Полесовщик».

В передвижническом портрете раскрывается весь человек в неповторимом своеобразии своей внешности, во всей сложности духовного облика. Психологизм, интерес к внутреннему миру человека, к его сложнейшим душевным переживаниям — ценнейшая особенность портретной живописи передвижников. Жизненность их портретов и предельная убедительность характеристик основывались на пристальном изучении личности портретируемого и правильной оценке его общественной роли. Каждый портрет Репина, Крамского или Перова — это глубокая картина, раскрывающая образ не только данного человека, но и целой эпохи. Передать же в портрете общественное значение человека — важнейшая, но и исключительно трудная художественная задача.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

27528. Понятие, признаки и виды правомерного поведения 29 KB
  Понятие признаки и виды правомерного поведения Правомерное поведение личности это поведение соответствующее предписаниям юридических норм т. законопослушное социальное поведение облеченное в юридическую форму. Правомерное поведение очень широко по своему диапазону и весьма неоднородно по характеру. Активное правомерное поведение.
27529. Понятие, стадии, способы и типы правового регулирования 31.5 KB
  Понятие стадии способы и типы правового регулирования Правовое регулирование целенаправленное результативное юридическое воздействие права на общественные отношения осуществляющееся при помощи совокупности юридических средств норм права правоотношений и актов реализации составляющих его механизм механизм правового регулирования. Метод правового регулирования представляет собой специфический способ совокупность способов правового воздействия на регулируемые общественные отношения. Он складывается из комбинации следующих способов...
27530. Правовая культура, понятие и структура 26 KB
  Правовая культура понятие и структура. Существует несколько подходов к понятию культуры: 1 антропологические согласно которым культура это совокупность всех благ созданных человеком в отличие от того что создала природа; 2 социологические согласно которым культура это совокупность всех духовных ценностей; 3 философские согласно которым культура это исторически определенный уровень развития общества творческих сил и способностей человека. Таким образом правовая культура это совокупность всех ценностей созданных человеком в...
27531. Правовое отношение: понятие и признаки, состав 25 KB
  Правоотношения это охраняемые государством общественные отношения возникающие как правило вследствие воздействия норм права на поведение людей и характеризующиеся наличием субъективных прав и юридических обязанностей у их участников. Признаки: 1 разновидность отношений общественных; 2 возникают на основе норм права; 3 характеризуются наличием у их участников субъективных прав и юридических обязанностей; 4 волевые отношения это означает что помимо нормы права которая сама по себе уже выражает определенную волю для возникновения...
27532. Преемственность в праве: понятие, виды и значение 28.5 KB
  Преемственность в праве заимствование правом того или иного государства положения прошлых либо современных правовых систем заимствование наилучших моделей элементов конструкций описания механизма правового регулирования с целью совершенствования правовых систем и правовой культуры Правопреемственность это необходимый элемент закона отрицания отрицания. Главным фактором обусловливающим преемственность является необходимость нормативного регулирования ряда общественных отношений вытекающая из потребностей самого общества и...
27533. Презумпции и фикции в праве 27.5 KB
  Все приёмы законодательной техники делятся на 2 группы: 1 юридические средства это допустимые правом предметы и явления с помощью которых обеспечивается достижение поставленных целей и получения результатов юридические термины и понятия; юридические конструкции; юридические символы; перечисления; юридические презумпции; юридические фикции; 2 юридические способы пути достижения намеченных целей с помощью конкретных юридических средств и при наличие условий и предпосылок законодательной практики способы структуризации; способы...
27534. Приведите примеры юридических фактов-действий 30 KB
  Юридический факт конкретные социальные обстоятельства события действия вызывающие в соответствии с нормами права наступление определенных правовых последствий возникновение изменение или прекращение правовых отношений. Классификация: 1 по характеру наступающих последствий: а правообразующие поступление в вуз; б прамоприменяющие перевод с очной формы на заочную; в правопрекращающие окончание вуза; 2 по связи с волей участников правоотношений: а события обстоятельства независящие от воли субъекта стихийное бедствие...
27535. Принципы права: понятие, классификация и значение 28 KB
  Принципы права исходные нормативноруководящие начала императивные требования определяющие общую направленность правового регулирования общественных отношений. Принципы права обусловлены рядом факторов: уровень экономического развития; особенности политической системы; социальноклассовые природы государства. Принципы российского права: 1 принцип справедливости; 2 принцип равноправия равенство перед законом и судом; 3 единство прав и обязанностей; 4 гуманизм основан на уважении человека его достоинства и прав; 5...
27536. Проиллюстрируйте соотношение норм права и статьи закона на примере ст.8.13 КоАП РФ 30 KB
  Соотношение между статьей и нормой во многом зависит оттого что перед нами логическая норма или норма предписание. Если это норма предписание то она полностью содержится в статье. В одной статье может содержаться две или более нормы предписания. Логическая норма может находиться в составе трех ее элементов и одной целой статье но тогда диспозицию или санкцию нужно выводить в статье логическим путем.