34497

Графический дизайн в 1920-х гг. Окна роста. В. Маяковский. Д.А. Моор. Агитационно-массовое искусство

Доклад

Культурология и искусствоведение

Окна роста. Окна Роста или Окна сатиры Роста особого типа плакаты на политические военные и хозяйственные темы дня которые выпускались с осени 1919 года по январь 1922 года включительно. Окна Роста обладают рядом устойчивых признаков. Типичная структура Окна Роста: несколько от 2 до 14 самостоятельных рисунков расположенных в логической последовательности и вместе с сопровождающим их текстом раскрывающих единую тему.

Русский

2013-09-08

35.5 KB

15 чел.

Ответ на вопрос №59 «Графический дизайн в 1920-х гг. Окна роста. В. Маяковский. Д.А. Моор. Агитационно-массовое искусство».

Полиграфия, графика, книжный дизайн, графический дизайн в целом оказались ведущей областью дизайна 1920-х гг. Именно издательское дело благодаря общей ориентации на культурную революцию и ликвидацию безграмотности, а также дореволюционным традициям книгопечатания оказалось наиболее развитым по сравнению с другими видами производства. Пропаганда книг, знаний, грамоты проводилась повсеместно. Большими тиражами выпускалась не только художественная литература, но и книги по общественным наукам, технике, выходили массовые популярные серии и иллюстрированные журналы. Вся эта продукция требовала, во-первых, своего дизайнерского решения, а во-вторых — рекламы и организации торговли. В те годы дизайнеры решали обложку книги как маленький призывный плакат. Шрифт занимал, как правило, почти все поле изображения, оставляя лишь небольшие просветы фона. Часто повторялись элементы, акцентировавшие внимание: стрелки, восклицательные знаки, сверхкрупные заглавные буквы, прямоугольные полосы под текстом. Доминировал простой рубленый брусковый шрифт без засечек — как воплощение идеи каркасной конструкции. Среди графических выразительных средств конструктивистской книги 1920-х гг. следует выделить: 1) принцип геометрической основы композиции, схематизацию изображения; 2) применение фотографии и фотомонтажа вместо рисунка; 3) использование элементов наборной кассы в качестве средств акцентировки текста, особое пристрастие к широким плашкам и линейкам.

Д. С. Моор  - один из родоначальников советской политической графики, в первую очередь политического плаката и карикатуры. Гражданственность - основной пафос его искусства. Под влиянием революционных событий Моор начинает создавать карикатуры, в основном на политические темы. Работы молодого художника стали появляться, начиная с 1908 года, в популярных журналах и газетах, таких как "Будильник", "Русское слово", "Утро России". Творческие интересы Моора не ограничивались только карикатурой. Он с увлечением работал над рекламой к немым кинофильмам. Сохранившиеся эскизы - свидетельство изобретательности художника, умения заинтересовать зрителя и в то же время передать основное содержание фильма. Ему удавались и концертные афиши. Мир искусства того времени нашли своеобразное воплощение в серии артистически выполненных в 1912 году юмористических рисунков "Артисты и общественные деятели в костюмах".  С особой силой и полнотой проявился талант художника в работе над политическим плакатом. В ранних плакатах, таких как "Петрограда не отдадим", "Смерть мировому империализму" заметно увлечение аллегорическими, мифологическими образами, символическими атрибутами. Противоборство пролетариата с силами интервенции и белогвардейцами трактуется несколько наивно. Но скоро Моор преодолевает привычную символику, и его агитационные плакаты наполняются убедительными, жизненными образами, ярко и доходчиво воплощающими революционные идеи - "Красный подарок белому пану", "Ты записался добровольцем?", «Помоги». Моор часто использовал в плакате прием противопоставления на одном листе героики и сатиры. Основные принципы политического плаката Моора - масштабное понимание темы, всегда исполненной большого гражданского звучания, широкий диапазон героики и сатиры, высокий публицистический накал. В мирное время нужно было разъяснять широким массам трудящихся смысл событий, происходящих в стране, мобилизовывать на борьбу с классовым врагом, рассказывать о международной политике партии, о ее борьбе с остатками белогвардейщины, империалистическим окружением, нарождающимся фашизмом. В 20-е - начале 30-х годов главенствующую роль начинает играть газетно-журнальная карикатура. Моор становится одним из ведущих художников этого жанра. Моор работает для сатирического журнала «Крокодил», «Безбожник у станка». Особая страница творческой биографии художника - его работа над сатирическим портретом-шаржем. Моор создал целую галерею образов заправил капиталистического мира, их соратников и слуг, фашистских главарей. В сборнике "Кто они такие", как и в газетных карикатурах, Моор широко применял свой излюбленный прием контрастного противопоставления черного и белого цветов, что обостряло восприятие образов политических деятелей мира капитализма, делая их зловещими, чудовищными, отталкивающими. На протяжении многих лет Моор уделял большое внимание работе над книжной иллюстрацией. Он иллюстрировал рассказы, стихи, романы, повести. Уже с первых опытов в этой области Моор вырабатывает свои принципы книжной иллюстрации, стараясь найти логичное соотношение рисунка и текста. Чаще всего он сам делал макет будущей книги, придавая большое значение выразительности шрифта. Ему принадлежат слова о том, что "книга является для современного читателя другом, советчиком, она должна иметь удобный портативный формат и такое оформление, которое способствовало бы наилучшему освоению ее содержания".

«Окна Роста» (или «Окна сатиры Роста») — особого типа плакаты на политические, военные и хозяйственные темы дня, которые выпускались с осени 1919 года по январь 1922 года включительно. «Окна Роста» обладают рядом устойчивых признаков. Типичная структура «Окна Роста»: несколько (от 2 до 14) самостоятельных рисунков, расположенных в логической последовательности и, вместе с сопровождающим их текстом, раскрывающих единую тему. Первоначально для каждой витрины делалось особое «Окно». Поэтому первые «Окна» выходили каждое в одном экземпляре. Затем «Окна» начали копировать — сначала от руки, сводя контуры через копирку, потом при помощи трафарета из картона или промасленной бумаги. «Окна» имели перед печатными плакатами свои преимущества. Они систематически откликались на злобу дня. Каждое «Окно» соответствовало не одному, а нескольким плакатам обычного типа. И самым важным преимуществом «Окон Роста» была их бо̀льшая, сравнительно с печатными плакатами, оперативность. На долю трех художников, составлявших основное ядро художественного отдела Роста, — Черемных, Маяковского и Малютина, — приходится около 1300 «Окон». Художники Роста работали в тесном контакте. В процессе совместной работы вырабатывался общий «ростинский» стиль. Находка одного становилась достоянием всех. «Окна Роста» делал коллектив талантливых художников, но определяющей, руководящей в этом коллективе была воля гениального поэта – В.Маяковского. Выбор темы и ее выражение в слове — это была задача не только литературная, но и политическая. Решение этой задачи требовало большого политического чутья, умения разбираться в сложных вопросах, а также чувства ответственности. Перечень тем: международное положение РСФСР; защита социалистического отечества от иностранных империалистов и их белогвардейских наемников; партия большевиков как авангард рабочего класса и всех трудящихся; «все для фронта», укрепление боеспособности Красной Армии; тема бдительности; расслоение деревни и взаимоотношения рабочего класса с крестьянством; продовольственный фронт (продразверстка, продналог, посевная кампания, борьба с голодом); организация и повышение производительности труда на топливном, транспортном и других хозяйственных фронтах, как основное средство борьбы с хозяйственной разрухой; борьба с эпидемиями; борьба за культурный подъем масс (просвещение, книга, газета, физкультура); общие политические и экономические завоевания социалистической революции. В жанрово-интонационном отношении, как и в тематическом, «Окна Роста» очень разнообразны. В них есть и тонкая ирония, и едкий сарказм, и героический пафос; им присуща интонация и разъяснения, и убеждения, и простого сообщения, рассказа. Но все же главным в «Окнах Роста» была их агитационная функция. Для «Окон Роста» надо было писать так, чтобы каждый рабочий и крестьянин, прочитав и просмотрев «Окно», не только усвоил и запомнил его содержание, но и поступил так, как требует агитатор-поэт.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

47381. Кризис банковской системы Российской Федерации 197 KB
  В этой ситуации Правительство и Банк России посчитали необходимым и правильным принять комплекс мер направленный на нормализацию финансовой и бюджетной политики. С 17 августа 1998 года Банк России перешел к проведению политики плавающего курса рубля в рамках новых границ валютного коридора которые были определены на уровне от 6 до 95 руб. В соответствии с положениями Устава МВФ Правительство и Банк России ввели временные ограничения для резидентов Российской Федерации на осуществление валютных операций капитального характера....
47382. Исследование организации оплаты и стимулирования труда и направления ее совершенствования на предприятии (на примере УКП « Полоцк – торг, г. Полоцк) 232.01 KB
  ДИПЛОМНАЯ РАБОТА Исследование организации оплаты и стимулирования труда и направления ее совершенствования на предприятии на примере УКП Полоцк торг г. ЗАРАБОТНАЯ ПЛАТА СИСТЕМА ОПЛАТЫ ТРУДА РЕГУЛИРОВАНИЕ ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ МОТИВАЦИЯ ТРУДА ОРГАНИЗАЦИЯ ОПЛАТЫ И СТИМУЛИРОВАНИЯ ТРУДА Объектом исследования выступает УКП Полоцк торг предметом исследования организации оплаты и стимулирования труда. Целью данной дипломной работы является анализ организации оплаты и стимулирования труда на УКП Полоцк торг и разработка направлений ее...
47383. Разработка рекомендаций по эффективному использованию денежных средств на примере ООО «Вахрушевец» 967 KB
  На расчетном счете сосредотачиваются свободные денежные средства и поступления за реализованную продукцию, выполненные работы и услуги, краткосрочные и долгосрочные ссуды, получаемые от банка, и прочие зачисления
47384. Организация логистических процессов распределения товаров (на примере ОАО "Полоцкий молочный комбинат") 331.39 KB
  Предмет исследования: распределительная логистика Цель работы: обоснование актуальности создания распределительного центра продукции ОАО Полоцкий молочный комбинат в городе Риге обоснование актуальности использования услуг дистрибьютора в городе Пскове и актуальность внедрения логистического программного обеспечения на предприятии и оценка экономической эффективность предложенных мероприятий. Исследование и разработки: изучены основные аспекты логистических процессов распределения товаров проанализирована организация логистической...
47385. Разработка маркетинговой стратегии развития организации на примере ООО “Антарес” 170.01 KB
  Раздел 1 Маркетинг как философия производства Содержит анализ литературных источников посвященных рассмотрению теоретических аспектов маркетинга классификации услуг анализ потребителей и их потребностей сегментации рынка услуг по пошиву одежды особенностям стимулирования сбыта в данной отраслевой группе влияние рекламы как основного элемента коммуникационного воздействия на потребителя.1 Понятие маркетинга особенности маркетинга услуг.2 Эффективность внедряемой услуги 655 Правовая часть...
47386. Влияние самооценки на успешность обучения в младшем школьном возрасте 383.5 KB
  Широкое распространение феномена оценки в учебновоспитательном процессе школы послужило причиной того что оценивание учителем результатов учебной деятельности учащихся и самооценивание выделилось в последние годы в самостоятельное направление. Согласно теории учебной деятельности оценочная деятельность порождает потребность ученика или учителя получить информацию о том соответствует или нет качество знаний и умений учащихся по предмету требованиям программы. Целью оценочной деятельности является таким образом контроль успеваемости...
47387. Разработка миссии и целей компании «Ultra» 254.18 KB
  В первую очередь целевое начало в деятельности организации возникает потому что организация это объединение людей преследующих определенные цели. так же как и те кто являются хозяевами организации или работают в организации преследуя свои собственные цели при взаимодействии с организацией придают ее существованию определенную направленность и тем самым развивают целевое начало в деятельности организации. Цели и задачи исследования. Первая глава посвящена теоретическому осмыслению понятий миссия цели система целей и др.
47388. Технологічний процес визначення оптимальних змішаних стратегій автотранспортного підприємства 412 KB
  Особлива увага приділяється автомобільному транспорту бо саме він є самим мобільним і швидко реагує на зміни ринкового середовища тому саме цьому виду транспорту надають перевагу наші підприємці при здійсненні внутрішніх перевезень і перевезень в країни ближнього зарубіжжя. Україна росташована в центрі Європи на перетині важливих торгівельних шляхів і тому особливу увагу слід приділяти розвитку транспорту щоб не лишень забезпечувати власні потреби але й виводити цю галузь господарства на міжнародний рівень. Застарілі методи...
47389. Отграничение вандализма от смежных составов преступления 101.77 KB
  В соответствии с ч.1 статьи 214 Уголовного Кодекса Российской Федерации:- вандализм, то есть осквернение зданий или иных сооружений, порча имущества на общественном транспорте или в иных общественных местах,- (наказывается штрафом в размере до 40 тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 3 месяцев, либо обязательными работами на срок от 120 до 180 часов, либо исправительными работами на срок от 6 месяцев до 1 года, либо арестом на срок до 3 месяцев).