34497

Графический дизайн в 1920-х гг. Окна роста. В. Маяковский. Д.А. Моор. Агитационно-массовое искусство

Доклад

Культурология и искусствоведение

Окна роста. Окна Роста или Окна сатиры Роста особого типа плакаты на политические военные и хозяйственные темы дня которые выпускались с осени 1919 года по январь 1922 года включительно. Окна Роста обладают рядом устойчивых признаков. Типичная структура Окна Роста: несколько от 2 до 14 самостоятельных рисунков расположенных в логической последовательности и вместе с сопровождающим их текстом раскрывающих единую тему.

Русский

2013-09-08

35.5 KB

14 чел.

Ответ на вопрос №59 «Графический дизайн в 1920-х гг. Окна роста. В. Маяковский. Д.А. Моор. Агитационно-массовое искусство».

Полиграфия, графика, книжный дизайн, графический дизайн в целом оказались ведущей областью дизайна 1920-х гг. Именно издательское дело благодаря общей ориентации на культурную революцию и ликвидацию безграмотности, а также дореволюционным традициям книгопечатания оказалось наиболее развитым по сравнению с другими видами производства. Пропаганда книг, знаний, грамоты проводилась повсеместно. Большими тиражами выпускалась не только художественная литература, но и книги по общественным наукам, технике, выходили массовые популярные серии и иллюстрированные журналы. Вся эта продукция требовала, во-первых, своего дизайнерского решения, а во-вторых — рекламы и организации торговли. В те годы дизайнеры решали обложку книги как маленький призывный плакат. Шрифт занимал, как правило, почти все поле изображения, оставляя лишь небольшие просветы фона. Часто повторялись элементы, акцентировавшие внимание: стрелки, восклицательные знаки, сверхкрупные заглавные буквы, прямоугольные полосы под текстом. Доминировал простой рубленый брусковый шрифт без засечек — как воплощение идеи каркасной конструкции. Среди графических выразительных средств конструктивистской книги 1920-х гг. следует выделить: 1) принцип геометрической основы композиции, схематизацию изображения; 2) применение фотографии и фотомонтажа вместо рисунка; 3) использование элементов наборной кассы в качестве средств акцентировки текста, особое пристрастие к широким плашкам и линейкам.

Д. С. Моор  - один из родоначальников советской политической графики, в первую очередь политического плаката и карикатуры. Гражданственность - основной пафос его искусства. Под влиянием революционных событий Моор начинает создавать карикатуры, в основном на политические темы. Работы молодого художника стали появляться, начиная с 1908 года, в популярных журналах и газетах, таких как "Будильник", "Русское слово", "Утро России". Творческие интересы Моора не ограничивались только карикатурой. Он с увлечением работал над рекламой к немым кинофильмам. Сохранившиеся эскизы - свидетельство изобретательности художника, умения заинтересовать зрителя и в то же время передать основное содержание фильма. Ему удавались и концертные афиши. Мир искусства того времени нашли своеобразное воплощение в серии артистически выполненных в 1912 году юмористических рисунков "Артисты и общественные деятели в костюмах".  С особой силой и полнотой проявился талант художника в работе над политическим плакатом. В ранних плакатах, таких как "Петрограда не отдадим", "Смерть мировому империализму" заметно увлечение аллегорическими, мифологическими образами, символическими атрибутами. Противоборство пролетариата с силами интервенции и белогвардейцами трактуется несколько наивно. Но скоро Моор преодолевает привычную символику, и его агитационные плакаты наполняются убедительными, жизненными образами, ярко и доходчиво воплощающими революционные идеи - "Красный подарок белому пану", "Ты записался добровольцем?", «Помоги». Моор часто использовал в плакате прием противопоставления на одном листе героики и сатиры. Основные принципы политического плаката Моора - масштабное понимание темы, всегда исполненной большого гражданского звучания, широкий диапазон героики и сатиры, высокий публицистический накал. В мирное время нужно было разъяснять широким массам трудящихся смысл событий, происходящих в стране, мобилизовывать на борьбу с классовым врагом, рассказывать о международной политике партии, о ее борьбе с остатками белогвардейщины, империалистическим окружением, нарождающимся фашизмом. В 20-е - начале 30-х годов главенствующую роль начинает играть газетно-журнальная карикатура. Моор становится одним из ведущих художников этого жанра. Моор работает для сатирического журнала «Крокодил», «Безбожник у станка». Особая страница творческой биографии художника - его работа над сатирическим портретом-шаржем. Моор создал целую галерею образов заправил капиталистического мира, их соратников и слуг, фашистских главарей. В сборнике "Кто они такие", как и в газетных карикатурах, Моор широко применял свой излюбленный прием контрастного противопоставления черного и белого цветов, что обостряло восприятие образов политических деятелей мира капитализма, делая их зловещими, чудовищными, отталкивающими. На протяжении многих лет Моор уделял большое внимание работе над книжной иллюстрацией. Он иллюстрировал рассказы, стихи, романы, повести. Уже с первых опытов в этой области Моор вырабатывает свои принципы книжной иллюстрации, стараясь найти логичное соотношение рисунка и текста. Чаще всего он сам делал макет будущей книги, придавая большое значение выразительности шрифта. Ему принадлежат слова о том, что "книга является для современного читателя другом, советчиком, она должна иметь удобный портативный формат и такое оформление, которое способствовало бы наилучшему освоению ее содержания".

«Окна Роста» (или «Окна сатиры Роста») — особого типа плакаты на политические, военные и хозяйственные темы дня, которые выпускались с осени 1919 года по январь 1922 года включительно. «Окна Роста» обладают рядом устойчивых признаков. Типичная структура «Окна Роста»: несколько (от 2 до 14) самостоятельных рисунков, расположенных в логической последовательности и, вместе с сопровождающим их текстом, раскрывающих единую тему. Первоначально для каждой витрины делалось особое «Окно». Поэтому первые «Окна» выходили каждое в одном экземпляре. Затем «Окна» начали копировать — сначала от руки, сводя контуры через копирку, потом при помощи трафарета из картона или промасленной бумаги. «Окна» имели перед печатными плакатами свои преимущества. Они систематически откликались на злобу дня. Каждое «Окно» соответствовало не одному, а нескольким плакатам обычного типа. И самым важным преимуществом «Окон Роста» была их бо̀льшая, сравнительно с печатными плакатами, оперативность. На долю трех художников, составлявших основное ядро художественного отдела Роста, — Черемных, Маяковского и Малютина, — приходится около 1300 «Окон». Художники Роста работали в тесном контакте. В процессе совместной работы вырабатывался общий «ростинский» стиль. Находка одного становилась достоянием всех. «Окна Роста» делал коллектив талантливых художников, но определяющей, руководящей в этом коллективе была воля гениального поэта – В.Маяковского. Выбор темы и ее выражение в слове — это была задача не только литературная, но и политическая. Решение этой задачи требовало большого политического чутья, умения разбираться в сложных вопросах, а также чувства ответственности. Перечень тем: международное положение РСФСР; защита социалистического отечества от иностранных империалистов и их белогвардейских наемников; партия большевиков как авангард рабочего класса и всех трудящихся; «все для фронта», укрепление боеспособности Красной Армии; тема бдительности; расслоение деревни и взаимоотношения рабочего класса с крестьянством; продовольственный фронт (продразверстка, продналог, посевная кампания, борьба с голодом); организация и повышение производительности труда на топливном, транспортном и других хозяйственных фронтах, как основное средство борьбы с хозяйственной разрухой; борьба с эпидемиями; борьба за культурный подъем масс (просвещение, книга, газета, физкультура); общие политические и экономические завоевания социалистической революции. В жанрово-интонационном отношении, как и в тематическом, «Окна Роста» очень разнообразны. В них есть и тонкая ирония, и едкий сарказм, и героический пафос; им присуща интонация и разъяснения, и убеждения, и простого сообщения, рассказа. Но все же главным в «Окнах Роста» была их агитационная функция. Для «Окон Роста» надо было писать так, чтобы каждый рабочий и крестьянин, прочитав и просмотрев «Окно», не только усвоил и запомнил его содержание, но и поступил так, как требует агитатор-поэт.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

47720. Учебно-методический комплекс. Введение в предпринимательство 65.73 KB
  Компетенции обучающегося формируемые в результате освоения дисциплины модуля В результате освоения дисциплины Введение в предпринимательство у бакалавров формируются следующие компетенции: Профессиональные компетенции: способность используя отечественные и зарубежные источники информации собрать необходимые данные проанализировать их и подготовить информационный обзор и или аналитический отчет ПК9; способность критически оценить предлагаемые варианты управленческих решений и разработать и обосновать предложения по их...
47721. Учебно-методический комплекс дисциплины «Иностранный язык» 595.5 KB
  Курс иностранного языка является многоуровневым и разрабатывается в контексте непрерывного образования. Для изучения дисциплины необходимы компетенции, сформированные у обучающихся в результате обучения в средней общеобразовательной школе.
47722. Учебно-методический комплекс. Микроэкономика 1.14 MB
  Требования к входным знаниям: для успешного освоения дисциплины Микроэкономика студент должен владеть базовыми знаниями общеобразовательной программы из курсов История Математика Обществознание а также необходимы умения и компетенции полученные обучающимися в средней общеобразовательной школе.2; навыками систематической работы с учебной и справочной литературой по экономической проблематике В.ruНаучная Сеть информационная система нацеленная на облегчение доступа к научной научнопопулярной и образовательной...
47723. Учебно-методический комплекс. Культурология 345.5 KB
  Для изучения дисциплины необходимы компетенции сформированные у обучающихся в результате обучения в средней общеобразовательной школе дисциплинОбществознание и Мировая художественная культура. 6 Культура в соврем.1 Культура и цивилизация . Что такое культура ...
47724. Учебно-методический комплекс. Общая социология 832 KB
  Данный курс занимает ведущее место в профессиональной подготовке выпускника, служит основой для дальнейшей профессиональной специализации студентов, самостоятельного изучения им различных проблем теоретической социологии и проведения специальных научных исследований
47725. Учебно-методический комплекс. Психология 181 KB
  Всем этим занимается психология которая с момента возникновения одновременно является наукой искусством и верой. Содержание курса Психология имеет междисциплинарный характер объединяя философско – теоретические гуманистические и практические подходы к психологии; раскрывается через систему понятий: психология психика психическое отражение поведение высшая нервная деятельность межличностные отношения креативность сознание самосознание самопознание самооценка самость. Главные задачи курса Психология: 1 Выделить и по...
47726. Учебно-методический комплекс. Стилистика (английский язык) 112 KB
  Кафедрой английского языка и методики обучения английскому языку Рецензент – С.Савина кандидат филологических наук доцент заведующая кафедрой немецкого языка и методики обучения немецкому языку ВятГГУ Учебно-методический комплекс утвержден на заседании кафедры английского языка и методики обучения английскому языку 6 марта 2007 г. Центральное место в учебной дисциплине Стилистика занимает изучение выразительных средств и стилистических возможностей...
47727. Учебно-методический комплекс. Социология 503 KB
  На основе полученных знаний студент должен уметь: Использовать разнообразные методы исследования для анализа проблем управления человеческими ресурсами организации; применять рекомендации полученные в ходе управленческих обследований для регуляции среды управления человеческими ресурсами; применять выводы полученные в результате управленческих обследований для обоснованного выбора технологии управления человеческими ресурсами; использовать основные теории мотивации для решения задач повышения мотивации персонала; выбирать и...
47728. Бухгалтерский управленческий учет. Учебно-методический комплекс 2.31 MB
  Основные модели учета затрат 13 2. Управленческий учет затрат по видам и назначению 14 2. Исчисление затрат по местам формирования центрам ответственности и бюджетирования 15 2. Учет и распределение затрат по объектам калькулирования 16 2.