34498

Конструктивизм – главенствующий стиль Советской России. Этапы развития

Доклад

Культурология и искусствоведение

Конструктивизм возник в Советской России как концепция формообразования в художественном творчестве и производственном искусстве 1920х гг. Первый этап сложения концепции конструктивизма экспериментальнохудожественный. Конструктивизм исходил из концепции построения форм основанной на выражении внутренних структурных связей между абстрактными геометрическими элементами изучении выразительности сочетаний различных материалов.

Русский

2013-09-08

32.5 KB

4 чел.

Ответ на вопрос №60 «Конструктивизм – главенствующий стиль Советской России. Этапы развития».

Конструктивизм возник в Советской России как концепция формообразования в художественном творчестве и «производственном искусстве» 1920-х гг. Но в ходе эволюции он стал отождествляться со стилем 1920-х гг. в целом. Сам термин происходит от названия творческого объединения художников, назвавших себя «группой конструктивистов» - А. Ган, А. Родченко, В. Степанова, В. и Г. Стенберги, К. Медунецкий и К. Иогансен. Название группы связано с характерным этапом художественных поисков русского авангарда, в ходе которых создавались абстрактные композиции с преобладанием структурных, геометрических, комбинаторных принципов. Эти композиции, выполненные в технике живописи или графике, объемных макетов, и получили название «конструкции». Первый этап сложения концепции конструктивизма — экспериментально-художественный. Условно его границами служат 1914-й, когда живописцем Владимиром Татлиным были созданы первые контррельефы, и 1921 года, когда группа художников-беспредметников на выставке «5x5=25» объявила о конце лабораторных поисков и о переходе к «производственному искусству». Контррельефы задали определенное направление. Художественные выставки превратились в своеобразное соревнование за предельную новизну авторских концепций, изобретательство. Конструктивизм исходил из концепции построения форм, основанной на выражении внутренних структурных связей между абстрактными геометрическими элементами, изучении выразительности сочетаний различных материалов. Со временем конструкциями стали называть художественные произведения в области живописи, графики, абстрактной скульптуры, в которых преобладали линии, плоскости, объемные элементы, где акцентировались монтажные связи между ними. Целью творчества становилось изобретение конструкций. В начале XX в. в технике получили распространение ажурные, легкие конструкции в различных инженерных сооружениях: мостах, мачтах, каркасах башен. Аналогичные закономерности формообразования встречались в авиации, судостроении, автомобилестроении. Художники авангарда придерживались нескольких универсальных правил моделирования. Прежде всего пространственная конструкция должна быть абстрактной, неизобразительной. Она не изображает ничего, кроме самой себя. Структура — основной принцип визуальной организации пространственных моделей. Каждая пространственная конструкция — это не столько законченное произведение, сколько фиксация одной из множества возможных комбинаций; это демонстрация принципа. Принципы конструктивизма, сформированные в 1921г.: 1)конструктивизм является итогом художественных поисков 1910—1920-х гг., включая и беспредметное абстрактно-геометрическое творчество; 2) конструктивизм отличается от стилей прошлого тем, что он не является стилизацией и не имеет «декора»; 3)форма вещи рождается исходя из целесообразного использования материала и ее назначения; 4)цель конструктивизма — организация жизни или «коммунистическое выражение материальных сооружений».

Второй этап формирования концепции конструктивизма — ранний конструктивизм — охватывает 1922—1924 гг. В это время окончательно складывается теоретическая концепция «производственного искусства». Ранний конструктивизм попробовал себя в агитационном дизайне, в кино (динамические титры для кинохроники и монтаж документальных кадров в хроникальной серии Дзиги Вертова «Кино—правда»), полиграфии (верстка журнала «Кино-фот» А. Гана, конструктивно-геометрические обложки Веснина, Родченко, Поповой, Степановой). В 1922—1923 гг. зарождаются основы конструктивизма в полиграфии и рекламе: применение фотомонтажа вместо рисованной графики, агитационная плакатность, использование брускового афишного шрифта, крупность форм.

Третий этап — классический конструктивизм — пришелся на середину 1920-х гг. Окончательно складывается методика проектирования не столько отдельных предметов мебели, сколько комплектов оборудования, многофункциональных трансформирующихся вещей-аппаратов. При участии Маяковского, писавшего тексты к рекламным плакатам Моссельпрома, ГУМа, Резинотреста, Мосполиграфа и других государственных предприятий и учреждений, начинается история конструктивистской рекламы. Облик Москвы изменился благодаря ярким, броским, четко построенным плакатам, вывескам, витринам, выполненным по проектам Родченко, Степановой, Лавинского, А. Левина, киноплакатам братьев Стенбергов, Н. Прусакова, С. Семенова и Г. Вельского.

Четвертый этап — поздний конструктивизм конца 1920-х — начала 1930-х гг. — отличался более тонкой проработкой пропорций, появлением скруглений, расширением палитры материалов. В графическом дизайне больше внимания уделяли чисто функциональным вопросам удобства восприятия информации. Несмотря на стилевой перелом середины 1930-х гг., наследие конструктивизма в той или иной форме присутствовало в функциональных подходах дизайнеров, в стилевом преобладании прямоугольных каркасных форм в архитектуре и технике, в сохранении модульной сетки и фотомонтажа в полиграфии. В связи с этим был предложен даже специальный термин — «постконструктивизм». Стилевые особенности конструктивизма в дизайне и архитектуре заключались в утрировании каркаса: структурной и несущей системы веши; пространственном вычленении объемов, связанных с различными функциями; зрительном выделении всевозможных технических деталей — крепежа, рукояток, ручек и т.д. В графических видах творчества конструктивизм характеризовался применением фотографии и фотомонтажа вместо рисованной иллюстрации, предельной геометризацией графической структуры страницы, подчинением композиции прямоугольным ритмам модульной сетки, широким применением элементов наборной графики — шрифтов, линеек. В кино конструктивизм проявился прежде всего в принципе монтажа и преобладании документальных кадров над игровыми. В фотографии — в геометризации композиции, нарочитой съемке в ракурсах при сильном пространственном сокращении объектов. Стилистическая общность конструктивизма рождалась благодаря универсальности и разносторонности его мастеров, а также в силу повторения некоторых устойчивых архетипических схем: простого пересечения элементов под прямым углом (крестообразная схема), при многократном повторении создававших впечатление пространственной или графической решетки; зигзагообразной линии и диагональной схемы; откровенного использования нескольких наиболее часто встречающихся приемов симметрии: зеркальной, поворотной, переноса. Стабильной была и цветовая гамма конструктивизма: черный, красный, белый, серый с добавлением небольшого количества основных цветов — синего и желтого. Конструктивизм можно считать ранней русской версией функционализма. С той лишь разницей, что в нем более значима чисто художественная составляющая.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

29965. Роль индивидных свойств человека в развитии личности 48 KB
  Темперамент как форма интеграции первичных индивидных свойств. Темперамент характеристика индивида со стороны динамических особенностей его психической деятельности т. У темперамента нет единого содержания и единой системы внешних проявлений. Попытки такого анализа приводят к выделению трех главных ведущих компонентов темперамента относящихся к сферам общей активности индивида его моторики и его эмоциональности.
29966. Личность и характер 70.5 KB
  Современное состояние исследований характера. По Рубинштейну способ поведения является наиболее существенным и показательным выражением характера но характер определяет и сам способ поведения. Основные проблемы психологии характера К настоящему времени понятие характер признано дискуссионным. сомнения в возможности изучения характера как самостоятельного явления вообще.
29967. Личность и способности 44 KB
  Личность и способности. ПРОБЛЕМЫ что такое способности как способности соотносятся с основными психическими процессами соотношение наследственности и среды в развитии способностей соотношение общих способностей и интеллекта природа и взаимосвязь общих и специальных способностей возможности измерения способностей пути и методы эффективного развития способностей Ученые: В. Понятие о способностях Петровский: Способности это такие психологические особенности человека от которых зависит успешность приобретения ЗУНов это...
29968. Основные проблемы психологии эмоций 65.5 KB
  Основные проблемы психологии эмоций Эмоции –это переживание челом его отношения к окружающему миру и самому себе. Экспрессии выделил Дарвин; по внешн проявлениям другие судят об эмоции; важно у животных – сист знаков предупреждений оповещений. Появление данной теории привело к упрощению понимания механизмов произвольной регуляции например нежелательные эмоции такие как горе или гнев можно подавить если намеренно совершать действия в результате которых обычно появляются положительные эмоции. В ней эмоции трактуются как субъективные...
29969. Основные проблемы психологии воли 91 KB
  Основные проблемы психологии воли. Понятие воли волевого действия волевой регуляции. Проблема воли имеет не только психологические но и философские и правовые аспекты. Характерно что проблема свободы воли и ответственности продолжает оставаться предметом анализа и споров философов юристов.
29970. Основные проблемы психологии мотивации 76.5 KB
  Потребность ПТ – свойство всех живых существ у человека – осознание и цель. Понимание потребности как нужды в чёмлибо что находится за пределами организма Узнадзе Платонов Потребность как отсутствие блага благо – состояние человека и внешней среды которые обуславдивают сохранение и развитие субекта Магун. Потребность как необходимость как заложенная программа Д.Леонтьев: потребность есть объективное отношение между субъектом и миром.
29971. Мотивация отдельных видов деятельности. Ильин, Вилюнас 74 KB
  Мотивация отдельных видов деятельности. В контексте Д мотив в структуре этой деятельности. Экспериментальные изучения мотивации трудовой деятельности. Мотивация трудовой деятельности стремление работника удовлетворить свои потребности в определенных благах посредством труда направленного на достижение целей организации.
29972. Проблема предмета психологии 53 KB
  А на некоторых ученых она произвела такое впечатление что они связали с ней решение двух фундаментальных вопросов: о предмете и о методе психологии. Однако этот вывод был преодолен дальнейшим развитием психологии. Проблема предмета психологии является одной из ключевых в связи с тем на современном этапе развития психологической науки нет единого представления о ее предмете.
29973. Методология и методы исследования в психологии 71 KB
  Методология и методы исследования в психологии Вступление: об актуальности изучения методологии развитие науки междисциплинарные связи новые исследования в больших коллективах – требуют единого понимания методов. Методология науки – учение о методах и принципах познания обеспечивающих путь к объективной истине это учение о структуре логической организации методах и средствах Дружинин В. предмет – саморефлексия науки а именно изучение методологических принципов познания позволяющих решать ключевые психологич проблемы психофизич...