34501

Эгейское искусство. Крито-микенская культура

Доклад

Культурология и искусствоведение

Памятники искусства и материальной культуры важнейшие материалы для изучения эгейской культуры. Районы распространения эгейской культуры: побережье Малой Азии острова Эгейского моря материковая Греция Крит. Развитие центров эгейской культуры на материке Дворцыкрепости Гириафа и Микен. Искусство времени расцвета Микенской культуры XVXIII вв.

Русский

2013-09-08

15.29 KB

8 чел.

Ответ на вопрос № 3.

Эгейское искусство. Крито-микенская культура.

Памятники искусства и материальной культуры, важнейшие материалы для изучения эгейской культуры. Опыты расшифровки эгейских надписей.  Архив Пилоса. Раскопки Ш лимана, Эванса, Дерпефельда.  Место эгейского искусства в ряде одновременных ему культур Востока. Районы распространения эгейской культуры: побережье Малой Азии, острова Эгейского моря, материковая Греция, Крит.

Культурные центры Крита: Кнос, Фест, Агиа-Триада, Гурния.  Архитектура Крита, особенности ее развития. Строительные материалы и конструкции. Большой Кносский дворец. Дворец в Фесте, композиция критских дворцов.  Планировка, Городской дом Крита.  Расцвет Критского искусства.

Критская живопись: техника, сюжеты, характер художественных приемов, декоративность. Живость мотивов. фрески Кноса.   "Собиратель цветов". Миниатюрная фреска,  фрески Агиа-Триады. фрески Кноса: "Игры с быками", "Парижанка",  "Юноши о  сосудами",   "Шагающий принц", грифоны тронного зала. Фрески на Мелосе и Фере (Санторине),  "Летающие рыбы", "Боксирующие мальчики", расписной саркофаг из Агиа-Триады.

Пластика Крита. Ее правдиво-типизированный характер. Развитие образа человека и животного. Материал: терракота, глазурь. Статуэтки адорантов, фигурные сосуды. Статуэтки богинь со змеями и рельефами на Агиа-Триады, Бронзовые статуэтки: музыкант и молящаяся женщина, бык с акробатом. Статуэтка акробата из кости. Часть композиции с быком. Золотые кубки с рельефами из Вафис. Подчёркнутая выразительность характерных форм высокого рельефа.

Достижения критских скульпторов и живописцев: динамика, правдивая типизация тела человека и животных, выразительность жестов и вместе с тем почти полное отсутствие мимики лиц и индивидуализация образов.

Роспись керамики и её стили “Камарес”, “Морской”, “Дворцовый”. Разнообразие форм и декоративных приёмов в мастерских Крита. Свобода и неповторимость в исполнении растительных и “морских” мотивов.

Разложение искусства в результате нашествия с материка ахейцев, а затем дорийцев и гибели дворцов. Примитивность в изображении человека и животного, утрата профессионального мастерства. Женские статуэтки из Вноса, расписные саркофаги из Гурнии.

Развитие центров эгейской культуры на материке, Дворцы-крепости Гириафа и Микен. Строительные приемы. Мегароны, купольные гробницы,крепостные стены. Искусство Микенского периода более схематично, формы более условны, но композиции динамичны, фигуры людей и животных динамичны и выразительно типизированы.

Шахтовые гробницы XVII-XVI вв. до н.э. Их инвентарь: стелы, золотые маски с элементами портретности, ювелирные изделия, произведения торевтики, керамика, работы местных и критских мастеров.

Искусство времени расцвета Микенской культуры XV-XIII вв. до н.э. Живопись Микен. Фрески из дворца Тиринфа. Влияние критской живописи-"Девушка с коробочкой". Своеобразные сюжеты: "Охота на кабана",  "Девушка на колеснице". Декоративные мотивы.  Пластика. "Львиные ворота". Микенская керамика с морскими мотивами: живость исполнения, гармония, вписанность в форму сосудов.

Значительное влияние критского искусства на Микенское в более ранние периоды и развитие позднее специфических микенских черт. Распространение микенского стиля на Кипр. Передвижение племен. Падение культурных  центров эгейского мира ХII-XI вв. до н.э. (природные катаклизмы и перемещение - нашествие дорийских племен).