34507

Искусство Византии. Раннехристианское искусство. Античные образы, христианское содержание. Символика. Орнаментика. Период иконоборчества. Связь византийского искусства с религией. Символизм. Трансцендентность. Расцвет византийского искусства в эпоху Маке

Доклад

Культурология и искусствоведение

Мозаики св. Софии мозаики монастыря Дафнии. Немногие дошедшие до нас иконы VI века написанные восковыми красками некоторые из них происходят из Синайского монастыря как например Христос Пантократор хранящийся на Синае Богоматерь с младенцем Мозаики церкви Успения в Никее. Эти утраченные теперь мозаики принадлежали к числу самых замечательных произведений византийской монументальной живописи.

Русский

2013-09-08

19.47 KB

16 чел.

Ответ на вопрос № 9.

Искусство Византии. Раннехристианское искусство. Античные образы, христианское содержание. Символика. Орнаментика.  Период иконоборчества. Связь византийского искусства с религией. Символизм. Трансцендентность. Расцвет византийского искусства в эпоху Македонской династии и эпоху Комнинов. Архитектура. Характеристика крестово-купольного храма. Мозаики св. Софии, мозаики монастыря Дафнии. Миниатюра. Система монументальной живописи. Иконография. Эпоха Палеолитов.

В 333 году на месте древнегреческого поселения — Византия была основана новая столица Римской империи. В честь правившего тогда императора она была названа Константинополем. В 395 году империя распалась на Западную и Восточную. Судьба этих двух государств сложилась по-разному. Впоследствии, в результате длительного развития, на его основе восточной части сложилась могущественная феодальная империя — Византия, просуществовавшая свыше тысячи лет и павшая в 1453 году под натиском турок.

Роль Византии в истории культуры средневекового мира была исключительно велика. Воздействие ее искусства ощущалось не только в странах славянского мира и православного Востока, но и в Западной Европе. В Византии, и прежде всего в Константинополе - этом центре вселенной, по представлениям людей средневековья, сохранялись традиции античности, однако они подвергались здесь коренной переработке. Особо значительную роль играла живопись, прежде всего мозаика, а со временем и иконы. Центральное место в искусство занимало изображение человека. Эллинистические традиции сохранялись в передаче анатомии, в драпировках, однако главное внимание уделялось не «телесной оболочке», а внутреннему, духовному образу человека, восходящему, согласно христианским представлениям, к божественному прототипу.

Именно в Византии были найдены формы искусства, наиболее адекватные господствовавшему   религиозному   мировоззрению. Это нашло выражение в архитектурной форме крестовокупольного храма, в строгом соответствии ему всего внутреннего убранства (прежде всего в расположении мозаичных и фресковых циклов), в изысканно тонком художественном оформлении рукописных книг, в красочных переливах перегородчатых эмалей. Новые формы искусства, в которых духовное начало превалировало над телесным, проявились уже в живописи римских катакомб.

Период первого расцвета византийского искусства принято связывать со временем правления императора Юстиниана (527—565). Наиболее ранней формой церковных   построек   в  это  время  была базилика-здание    удлиненной    формы с полукруглым или граненым выступом в восточной части—алтарем (апсидой). Многие базилики были разделены колоннами на три нефа и имели три апсиды. Но постепенно все большее значение стали приобретать здания с центрическим планом. Первоначально это были усыпальницы и крещальни. Переход от квадрата основания к круглому куполу осуществлялся при помощи так называемых тромпов, или парусов. В некоторых случаях сочетались принципы базилики  и здания с центрическим планом (например, церковь Ирины в Константинополе, VI в.). Все внимание ранневизантийских зодчих сосредоточивается на оформлении внутреннего пространства; особо подчеркивается при этом самая священная часть храма — алтарь.

Период царствования Юстиниана связан с большими строительными работами во многих городах империи. Венцом зодчества этого времени является храм святой Софии в Константинополе. К строительству были привлечены малоазийские зодчие — Анфимий из Тралл и Исидор из Милета, руководившие постройкой в 532 — 537 годах. Грандиозное подкупольное пространство с кольцом купола диаметром более 31 метра поднято на высоту 55 метров. В основу здания положен план трехнефной базилики в сочетании с развитым типом центрического здания. Памятники Равенны. Ни один город не сохранил такого большого числа памятников V — VI веков, как расположенная на севере Италии Равенна. Наиболее ранними являются крестообразный мавзолей Галлы Плацидии и восьмигранный Православный баптистерий (крещальни, V в.); базилики — Сант Аполлинаре Нуово и Сант Аполлинаре ин Классе (VI в). Особенный интерес представляет центральнокупольная на восьмиугольном основании церковь Сан Витале (540— 547 гг.). Живопись. Немногие дошедшие до нас иконы VI века, написанные восковыми красками (некоторые из них происходят из Синайского монастыря, как, например, «Христос Пантократор», хранящийся на Синае, «Богоматерь с младенцем

Мозаики церкви Успения в Никее. В небольшой купольной церкви Успения в Никее, уничтоженной разрывом снаряда в 20-х годах нашего века, находились, среди других более поздних мозаик, изображения четырех ангелов. Эти утраченные теперь мозаики принадлежали к числу самых замечательных произведений византийской монументальной живописи. Наиболее полное представление о характере ранневизантийских росписей и их постепенной эволюции можно составить по памятникам Равенны, имевшим, однако, некоторые специфические местные черты. Самой распространенной техникой внутреннего убранства зданий была мозаика  (мавзолей Галлы Плацидии (вторая четверть V в.) – «Христос-Добрый Пастырь»), мозаики церкви Сант Аполлинаре Нуово изображают процессию святых жен и мужей, в церкви Сан Витале хорошо сохранились декоративные и сюжетные мозаики. Свод апсиды занимает изображение юного Христа, сидящего на сфере, по сторонам которого помещены не только ангелы, но и реальные исторические лица: святой Виталий, принимающий венец от Христа, и архиепископ Экклезий, подносящий модель храма, две церемониальные композиции, на одной из них изображен император Юстиниан, а на другой — его жена Феодора, окруженные свитой.

Византийское искусство IX-XII вв. К IX веку господствующим в церковной архитектуре становится крестовокупольный тип храма.

Живопись. Монументальная живопись IX—X веков. К началу этого периода в неразрывной органической связи с конструкцией зданий складывается система их внутреннего декоративного убранства. Церковное здание уподоблялось космосу, и в соответствии с этим существовала определенная иерархия в интерпретации пространства храма, делившегося сверху вниз на три зоны. Купол и барабан символизировали небо. В апсиде помещали фигуру Богоматери, олицетворявшую церковь земную, заступницу аа человечество. Паруса с изображениями евангелистов и верхние части сводов с евангельскими сюжетами представляли как бы переход к земле, которой уподоблялись нижние части храма. Здесь изображались фигуры мучеников и святых.Строгая система расположения изображений постепенно приобретала канонические формы и в известной мере отражала земную феодальную и придворную иерархию.

Мозаики церкви святой Софии. Наиболее ранние (расположенные в алтарной части) изображения архангела Гавриила и Богоматери с младенцем (IX в.) хранят эллинистические традиции. Сделанные во второй половине X века ретроспективные портреты императора Константина,    подносящего   Богоматери основанный им город, и Юстиниана — с моделью храма Софии, почти не имеют индивидуальных отличий. В их исполнении нарастает линейное начало, усиливается спиритуалистический характер искусства. Фигуры утрачивают телесность, помещаются вне реальной среды, на золотом фоне. Мозаики XI века церкви в Дафни (близ Афин). Иконопись. Икона Григория Чудотворца (Ленинград, Государственный Эрмитаж, XII в.), икона Владимирской Богоматери (Москва, Государственная Третьяковская галерея).

Прикладное искусство. Предметы из драгоценных металлов применялись в дворцовом и церковном обиходе; они украшались чеканными изображениями, тонкими орнаментами, замысловатыми узорам и. Особенно славилась в X —XII веках техника украшения перегородчатой эмалью.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

33985. Показания и противопоказания к оперативному лечению варикозного расширения вен конечностей. Виды оперативных вмешательств 26 KB
  Операцию начинают с перевязки основного ствола большой подкожной вены у места впадения в бедренную вену операция Троянова Тренделенбурга и ее добавочных ветвей. Оставление длинной культи большой подкожной вены с ее притоками является одной из причин рецидивов. Удаление большой подкожной вены целесообразнее производить по методу Бэбкокка. С этой целью в дистальный отдел пересеченной большой подкожный вены вводят зонд Бэбкокка или аналогичные ему инструменты.
33986. Тромбофлебит нижних конечностей. Клиника, диагностика, лечение острого тромбофлебита поверхностных вен 23 KB
  Тромбофлебит нижних конечностей. Клиника диагностика лечение острого тромбофлебита поверхностных вен. Поверхностный тромбофлебит воспалительное заболевание характеризующееся развитием тромбоза и реактивного спазма поверхностных вен чаще нижних конечностей. Тромбофлебит развивается при наличии следующих условий: замедлении кровотока повышении свёртываемости крови повреждении стенки или клапанов вен присоединении инфекции.
33987. Острый тромбофлебит глубоких вен нижних конечностей. Клиника, диагностика, лечение. Последствия 36 KB
  Острый тромбофлебит глубоких вен нижних конечностей. Тромбоз глубоких вен нижних конечностей формирование одного или нескольких тромбов в пределах глубоких вен нижних конечностей или таза сопровождаемое воспалением сосудистой стенки. Может осложняться нарушением венозного оттока и трофическими расстройствами нижних конечностей флегмоной бедра или голени а также ТЭЛА Флеботромбоз первичный тромбоз вен нижних конечностей характеризующийся непрочной фиксацией тромба к стенке вены Тромбофлебит вторичный тромбоз обусловленный...
33988. Осложнения острого тромбофлебита. Тромбоэмболия легочной артерии. Реанимация и способы хирургического вмешательства при тромбоэмболии легочной артерии 33 KB
  Тромбоэмболия легочной артерии. Реанимация и способы хирургического вмешательства при тромбоэмболии легочной артерии. Состояние трудно дифференцировать от острых нарушений артериального кровообращения при эмболии артерии явления артериальной непроходимости наступают сразу а при тромбофлебите к концу первых суток Синяя болевая флегмазия вторична по отношению к белой флегмазии: почти весь отток крови от конечности перекрыт в результате окклюзии бедренной и подвздошных вен. Тромбоэмболия лёгочной артерии Тромбоэмболия лёгочной артерии...
33989. Посттромбофлебитический синдром 25.5 KB
  Патогенез: образование тромба не подвергающегося лизису изменение вен превращающихся в ригидную склерозированную трубку с разрушенными клапанами тяжелые гемодинамические нарушения повышение давления в системе комуникантных вен при ходьбе кровь по глубоким венам вверх и в п к вены извращенный рефлюкс крови локальная венозная гипертензия повышение давления в венозных отделах растрытие артериовенулярных анастомозов ишемические изменения преемущественно в н 3 голени над медиальной лодыжкой образование трофических язв....
33990. Тромбоз магистральных сосудов нижних конечностей 45.5 KB
  Начало заболевания характеризуется болями в пораженной конечности которые при эмболиях возникают внезапно и становятся невыносимыми. К болям присоединяется чувство онемения похолодания и резкой слабости в конечности. Кожные покровы пораженной конечности приобретают мертвеннобледную окраску которая в дальнейшем сменяется характерной мраморностью. Кожная температура значительно снижена особенно в дистальных отделах конечности.
33991. Антикоагулянты. Применение 23 KB
  Антикоагулянтный эффект гепарина наступает сразу же после внутривенного и через 10 15 мин после внутримышечного введения и продолжается в течение 4 5 ч. Суточная доза гепарина составляет 30 000 50 000 ЕД. При передозировке гепарина может возникнуть геморрагический синдром который устраняют путем введения 1 раствора протамина сульфата 1 мг которого нейтрализует эффект 100 ЕД гепарина. При этом суточную дозу гепарина постепенно снижают в l' 2 2 раза за счет уменьшения его разовой дозы.
33992. Облитерирующий эндартериит 26.5 KB
  Облитерирующий эндартериит Облитерирующий эндартериит заболевание сосудов нейрогуморального генеза начинается с поражения переферического русла главным образом артерий и приводит к облитерации их просвета. Длительно существующий спазм артерий и сопровождающих их vs vsorum ведет к хронической ишемии сосудистой стенки вследствие чего наступают гиперплазия интимы фиброз адвентиции и дегенеративные изменения собственного нервного аппарата сосудистой стенки. На артериограмме окклюзия артерий голени. На артериограмме оклюзия 23...
33993. Атеросклероз артерий 24 KB
  Физикальное обследование Ослабление пульса на периферических артериях побледнение при поднимании пораженной конечности. Анамнез: внезапная боль или чувство онемения в конечности при отсутствии хромоты в прошлом. Физикальное обследование: отсутствие пульса бледность и снижение температуры конечности дистальнее места окклюзии. Лечение: содержать конечности в тепле внутрь блокаторы кальциевых каналов нифедипин 1040 мг внутрь 34 раза в день.