34507

Искусство Византии. Раннехристианское искусство. Античные образы, христианское содержание. Символика. Орнаментика. Период иконоборчества. Связь византийского искусства с религией. Символизм. Трансцендентность. Расцвет византийского искусства в эпоху Маке

Доклад

Культурология и искусствоведение

Мозаики св. Софии мозаики монастыря Дафнии. Немногие дошедшие до нас иконы VI века написанные восковыми красками некоторые из них происходят из Синайского монастыря как например Христос Пантократор хранящийся на Синае Богоматерь с младенцем Мозаики церкви Успения в Никее. Эти утраченные теперь мозаики принадлежали к числу самых замечательных произведений византийской монументальной живописи.

Русский

2013-09-08

19.47 KB

16 чел.

Ответ на вопрос № 9.

Искусство Византии. Раннехристианское искусство. Античные образы, христианское содержание. Символика. Орнаментика.  Период иконоборчества. Связь византийского искусства с религией. Символизм. Трансцендентность. Расцвет византийского искусства в эпоху Македонской династии и эпоху Комнинов. Архитектура. Характеристика крестово-купольного храма. Мозаики св. Софии, мозаики монастыря Дафнии. Миниатюра. Система монументальной живописи. Иконография. Эпоха Палеолитов.

В 333 году на месте древнегреческого поселения — Византия была основана новая столица Римской империи. В честь правившего тогда императора она была названа Константинополем. В 395 году империя распалась на Западную и Восточную. Судьба этих двух государств сложилась по-разному. Впоследствии, в результате длительного развития, на его основе восточной части сложилась могущественная феодальная империя — Византия, просуществовавшая свыше тысячи лет и павшая в 1453 году под натиском турок.

Роль Византии в истории культуры средневекового мира была исключительно велика. Воздействие ее искусства ощущалось не только в странах славянского мира и православного Востока, но и в Западной Европе. В Византии, и прежде всего в Константинополе - этом центре вселенной, по представлениям людей средневековья, сохранялись традиции античности, однако они подвергались здесь коренной переработке. Особо значительную роль играла живопись, прежде всего мозаика, а со временем и иконы. Центральное место в искусство занимало изображение человека. Эллинистические традиции сохранялись в передаче анатомии, в драпировках, однако главное внимание уделялось не «телесной оболочке», а внутреннему, духовному образу человека, восходящему, согласно христианским представлениям, к божественному прототипу.

Именно в Византии были найдены формы искусства, наиболее адекватные господствовавшему   религиозному   мировоззрению. Это нашло выражение в архитектурной форме крестовокупольного храма, в строгом соответствии ему всего внутреннего убранства (прежде всего в расположении мозаичных и фресковых циклов), в изысканно тонком художественном оформлении рукописных книг, в красочных переливах перегородчатых эмалей. Новые формы искусства, в которых духовное начало превалировало над телесным, проявились уже в живописи римских катакомб.

Период первого расцвета византийского искусства принято связывать со временем правления императора Юстиниана (527—565). Наиболее ранней формой церковных   построек   в  это  время  была базилика-здание    удлиненной    формы с полукруглым или граненым выступом в восточной части—алтарем (апсидой). Многие базилики были разделены колоннами на три нефа и имели три апсиды. Но постепенно все большее значение стали приобретать здания с центрическим планом. Первоначально это были усыпальницы и крещальни. Переход от квадрата основания к круглому куполу осуществлялся при помощи так называемых тромпов, или парусов. В некоторых случаях сочетались принципы базилики  и здания с центрическим планом (например, церковь Ирины в Константинополе, VI в.). Все внимание ранневизантийских зодчих сосредоточивается на оформлении внутреннего пространства; особо подчеркивается при этом самая священная часть храма — алтарь.

Период царствования Юстиниана связан с большими строительными работами во многих городах империи. Венцом зодчества этого времени является храм святой Софии в Константинополе. К строительству были привлечены малоазийские зодчие — Анфимий из Тралл и Исидор из Милета, руководившие постройкой в 532 — 537 годах. Грандиозное подкупольное пространство с кольцом купола диаметром более 31 метра поднято на высоту 55 метров. В основу здания положен план трехнефной базилики в сочетании с развитым типом центрического здания. Памятники Равенны. Ни один город не сохранил такого большого числа памятников V — VI веков, как расположенная на севере Италии Равенна. Наиболее ранними являются крестообразный мавзолей Галлы Плацидии и восьмигранный Православный баптистерий (крещальни, V в.); базилики — Сант Аполлинаре Нуово и Сант Аполлинаре ин Классе (VI в). Особенный интерес представляет центральнокупольная на восьмиугольном основании церковь Сан Витале (540— 547 гг.). Живопись. Немногие дошедшие до нас иконы VI века, написанные восковыми красками (некоторые из них происходят из Синайского монастыря, как, например, «Христос Пантократор», хранящийся на Синае, «Богоматерь с младенцем

Мозаики церкви Успения в Никее. В небольшой купольной церкви Успения в Никее, уничтоженной разрывом снаряда в 20-х годах нашего века, находились, среди других более поздних мозаик, изображения четырех ангелов. Эти утраченные теперь мозаики принадлежали к числу самых замечательных произведений византийской монументальной живописи. Наиболее полное представление о характере ранневизантийских росписей и их постепенной эволюции можно составить по памятникам Равенны, имевшим, однако, некоторые специфические местные черты. Самой распространенной техникой внутреннего убранства зданий была мозаика  (мавзолей Галлы Плацидии (вторая четверть V в.) – «Христос-Добрый Пастырь»), мозаики церкви Сант Аполлинаре Нуово изображают процессию святых жен и мужей, в церкви Сан Витале хорошо сохранились декоративные и сюжетные мозаики. Свод апсиды занимает изображение юного Христа, сидящего на сфере, по сторонам которого помещены не только ангелы, но и реальные исторические лица: святой Виталий, принимающий венец от Христа, и архиепископ Экклезий, подносящий модель храма, две церемониальные композиции, на одной из них изображен император Юстиниан, а на другой — его жена Феодора, окруженные свитой.

Византийское искусство IX-XII вв. К IX веку господствующим в церковной архитектуре становится крестовокупольный тип храма.

Живопись. Монументальная живопись IX—X веков. К началу этого периода в неразрывной органической связи с конструкцией зданий складывается система их внутреннего декоративного убранства. Церковное здание уподоблялось космосу, и в соответствии с этим существовала определенная иерархия в интерпретации пространства храма, делившегося сверху вниз на три зоны. Купол и барабан символизировали небо. В апсиде помещали фигуру Богоматери, олицетворявшую церковь земную, заступницу аа человечество. Паруса с изображениями евангелистов и верхние части сводов с евангельскими сюжетами представляли как бы переход к земле, которой уподоблялись нижние части храма. Здесь изображались фигуры мучеников и святых.Строгая система расположения изображений постепенно приобретала канонические формы и в известной мере отражала земную феодальную и придворную иерархию.

Мозаики церкви святой Софии. Наиболее ранние (расположенные в алтарной части) изображения архангела Гавриила и Богоматери с младенцем (IX в.) хранят эллинистические традиции. Сделанные во второй половине X века ретроспективные портреты императора Константина,    подносящего   Богоматери основанный им город, и Юстиниана — с моделью храма Софии, почти не имеют индивидуальных отличий. В их исполнении нарастает линейное начало, усиливается спиритуалистический характер искусства. Фигуры утрачивают телесность, помещаются вне реальной среды, на золотом фоне. Мозаики XI века церкви в Дафни (близ Афин). Иконопись. Икона Григория Чудотворца (Ленинград, Государственный Эрмитаж, XII в.), икона Владимирской Богоматери (Москва, Государственная Третьяковская галерея).

Прикладное искусство. Предметы из драгоценных металлов применялись в дворцовом и церковном обиходе; они украшались чеканными изображениями, тонкими орнаментами, замысловатыми узорам и. Особенно славилась в X —XII веках техника украшения перегородчатой эмалью.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

14773. ӘУЕНІМЕН ӘЙГІЛІ ӘБІЛҚАЙЫР ӘУЛЕТІ 241 KB
  ӘУЕНІМЕН ӘЙГІЛІ ӘБІЛҚАЙЫР ӘУЛЕТІ Көне кептің байыбына салсақ көмейіне Жошы хан қорғасын құйғызған домбыра қайтып үн қатпастай тұншықпақ еді. Алайда ғасырлар өткенде басқа емес – нақ осы әміршінің өзінен өрбіген жұлдызды шоғыр азалы да жазалы аспаптың құдіретіне...
14774. Жамал Омарова 190 KB
  Жамал Омарова Омарова Жамал 19121976 әнші контральто. Қазақстанның халық артисі. Өзбек ССРнің Янгиюль қаласында туған. Ташкент педагогикалық училищесінде оқу бітірген. Ж. Омарова қазақ ұлттық операсымен ән мәдениетін дамытуға үлкен үлес қосты. Ол 19341936 жж....
14775. Жаппас Қаламбаев (1909-1970) мектебінің қобызда ойнау әдіс-тәсілдері, әуендік құрлыс өзгешілігі 46.75 KB
  Жаппас Қаламбаев 1909-1970 мектебінің қобызда ойнау әдістәсілдері әуендік құрлыс өзгешілігі. Қаратау күйшілік мектебі дегенде домбырашылық пен қобызшылық өнер қатар қанат жайған Созақ жері бірден ауызға оралады. Күйшілік дәстүрге келсек – Қаратау күйлері Арқа...
14776. Жүсіпбек Елебеков 109.5 KB
  Жүсіпбек Елебеков Елебеков Жүсіпбек 1904-1977 әнші тенор. Қазақстанның халық артисі. Қарағанды облысында туған. Елебеков бес жасынан ән айтуды бастаған. Ән өнеріне оны ағасы Ж. Балғабайұлы баулиды. Кейін Ғ. Айтбаевтан Қ. Байжановтан Ә. Қашаубаевтан дәріс алады. Е
14777. Күләш Бәйсейітова 149 KB
  Күләш Бәйсейітова Байсеітова Күләш әнші лирико колоратуралық сопрано. СССР халық артисі ССРО Мемлекеттік сыйлығының лауреаты. Алматыда дүниеге келген. 1925-1928 жж. Алматы педагогикалық техникумында және қазақ драма театры жанындағы музыкалық драмалық студ
14779. Қазақ халық аспаптар оркестрін шығармашылық жетілдіруді инновациялық технологиялық өркендету арқылы дамыту 51.5 KB
  Қазақ халық аспаптар оркестрін шығармашылық жетілдіруді инновациялық технологиялық өркендету арқылы дамыту Мектебіміздің қазіргі таңдағы алға қойып отырған басты да түпкілікті мақсаты оқушылардың білім білік іскерлік дағдыларын дамытумен қатар олардың бойында
14780. Қазақстан опера өнерінің негізін салушы сахна жұлдыздары 36.5 KB
  Қазақстан опера өнерінің негізін салушы сахна жұлдыздары 2004 жылы Абай атындағы Мемлекеттік Академиялық опера және балет театрының құрылғанына 70 жыл толады. Осы айтулы мереке қарсаңында €œАсыл мұра€ жобасы €œҚазақстан опера өнерінің негізін салушы сахна жұлдызда...
14781. Қазақтың ұлттық аспаптары 127 KB
  Қазақтың ұлттық аспаптары. Адырна Адырна қазақ халқының өте ерте заманнан келе жатқан көп ішекті музыка аспабының бірі. Ежелгі заманда бұл аспапты аңшылар ұстаған. Садақ атып жебе тартып аң құстарды аулаған. Әуелде адырна садақ пішінді болды. Кейін бұл аспапты бұ