34507

Искусство Византии. Раннехристианское искусство. Античные образы, христианское содержание. Символика. Орнаментика. Период иконоборчества. Связь византийского искусства с религией. Символизм. Трансцендентность. Расцвет византийского искусства в эпоху Маке

Доклад

Культурология и искусствоведение

Мозаики св. Софии мозаики монастыря Дафнии. Немногие дошедшие до нас иконы VI века написанные восковыми красками некоторые из них происходят из Синайского монастыря как например Христос Пантократор хранящийся на Синае Богоматерь с младенцем Мозаики церкви Успения в Никее. Эти утраченные теперь мозаики принадлежали к числу самых замечательных произведений византийской монументальной живописи.

Русский

2013-09-08

19.47 KB

16 чел.

Ответ на вопрос № 9.

Искусство Византии. Раннехристианское искусство. Античные образы, христианское содержание. Символика. Орнаментика.  Период иконоборчества. Связь византийского искусства с религией. Символизм. Трансцендентность. Расцвет византийского искусства в эпоху Македонской династии и эпоху Комнинов. Архитектура. Характеристика крестово-купольного храма. Мозаики св. Софии, мозаики монастыря Дафнии. Миниатюра. Система монументальной живописи. Иконография. Эпоха Палеолитов.

В 333 году на месте древнегреческого поселения — Византия была основана новая столица Римской империи. В честь правившего тогда императора она была названа Константинополем. В 395 году империя распалась на Западную и Восточную. Судьба этих двух государств сложилась по-разному. Впоследствии, в результате длительного развития, на его основе восточной части сложилась могущественная феодальная империя — Византия, просуществовавшая свыше тысячи лет и павшая в 1453 году под натиском турок.

Роль Византии в истории культуры средневекового мира была исключительно велика. Воздействие ее искусства ощущалось не только в странах славянского мира и православного Востока, но и в Западной Европе. В Византии, и прежде всего в Константинополе - этом центре вселенной, по представлениям людей средневековья, сохранялись традиции античности, однако они подвергались здесь коренной переработке. Особо значительную роль играла живопись, прежде всего мозаика, а со временем и иконы. Центральное место в искусство занимало изображение человека. Эллинистические традиции сохранялись в передаче анатомии, в драпировках, однако главное внимание уделялось не «телесной оболочке», а внутреннему, духовному образу человека, восходящему, согласно христианским представлениям, к божественному прототипу.

Именно в Византии были найдены формы искусства, наиболее адекватные господствовавшему   религиозному   мировоззрению. Это нашло выражение в архитектурной форме крестовокупольного храма, в строгом соответствии ему всего внутреннего убранства (прежде всего в расположении мозаичных и фресковых циклов), в изысканно тонком художественном оформлении рукописных книг, в красочных переливах перегородчатых эмалей. Новые формы искусства, в которых духовное начало превалировало над телесным, проявились уже в живописи римских катакомб.

Период первого расцвета византийского искусства принято связывать со временем правления императора Юстиниана (527—565). Наиболее ранней формой церковных   построек   в  это  время  была базилика-здание    удлиненной    формы с полукруглым или граненым выступом в восточной части—алтарем (апсидой). Многие базилики были разделены колоннами на три нефа и имели три апсиды. Но постепенно все большее значение стали приобретать здания с центрическим планом. Первоначально это были усыпальницы и крещальни. Переход от квадрата основания к круглому куполу осуществлялся при помощи так называемых тромпов, или парусов. В некоторых случаях сочетались принципы базилики  и здания с центрическим планом (например, церковь Ирины в Константинополе, VI в.). Все внимание ранневизантийских зодчих сосредоточивается на оформлении внутреннего пространства; особо подчеркивается при этом самая священная часть храма — алтарь.

Период царствования Юстиниана связан с большими строительными работами во многих городах империи. Венцом зодчества этого времени является храм святой Софии в Константинополе. К строительству были привлечены малоазийские зодчие — Анфимий из Тралл и Исидор из Милета, руководившие постройкой в 532 — 537 годах. Грандиозное подкупольное пространство с кольцом купола диаметром более 31 метра поднято на высоту 55 метров. В основу здания положен план трехнефной базилики в сочетании с развитым типом центрического здания. Памятники Равенны. Ни один город не сохранил такого большого числа памятников V — VI веков, как расположенная на севере Италии Равенна. Наиболее ранними являются крестообразный мавзолей Галлы Плацидии и восьмигранный Православный баптистерий (крещальни, V в.); базилики — Сант Аполлинаре Нуово и Сант Аполлинаре ин Классе (VI в). Особенный интерес представляет центральнокупольная на восьмиугольном основании церковь Сан Витале (540— 547 гг.). Живопись. Немногие дошедшие до нас иконы VI века, написанные восковыми красками (некоторые из них происходят из Синайского монастыря, как, например, «Христос Пантократор», хранящийся на Синае, «Богоматерь с младенцем

Мозаики церкви Успения в Никее. В небольшой купольной церкви Успения в Никее, уничтоженной разрывом снаряда в 20-х годах нашего века, находились, среди других более поздних мозаик, изображения четырех ангелов. Эти утраченные теперь мозаики принадлежали к числу самых замечательных произведений византийской монументальной живописи. Наиболее полное представление о характере ранневизантийских росписей и их постепенной эволюции можно составить по памятникам Равенны, имевшим, однако, некоторые специфические местные черты. Самой распространенной техникой внутреннего убранства зданий была мозаика  (мавзолей Галлы Плацидии (вторая четверть V в.) – «Христос-Добрый Пастырь»), мозаики церкви Сант Аполлинаре Нуово изображают процессию святых жен и мужей, в церкви Сан Витале хорошо сохранились декоративные и сюжетные мозаики. Свод апсиды занимает изображение юного Христа, сидящего на сфере, по сторонам которого помещены не только ангелы, но и реальные исторические лица: святой Виталий, принимающий венец от Христа, и архиепископ Экклезий, подносящий модель храма, две церемониальные композиции, на одной из них изображен император Юстиниан, а на другой — его жена Феодора, окруженные свитой.

Византийское искусство IX-XII вв. К IX веку господствующим в церковной архитектуре становится крестовокупольный тип храма.

Живопись. Монументальная живопись IX—X веков. К началу этого периода в неразрывной органической связи с конструкцией зданий складывается система их внутреннего декоративного убранства. Церковное здание уподоблялось космосу, и в соответствии с этим существовала определенная иерархия в интерпретации пространства храма, делившегося сверху вниз на три зоны. Купол и барабан символизировали небо. В апсиде помещали фигуру Богоматери, олицетворявшую церковь земную, заступницу аа человечество. Паруса с изображениями евангелистов и верхние части сводов с евангельскими сюжетами представляли как бы переход к земле, которой уподоблялись нижние части храма. Здесь изображались фигуры мучеников и святых.Строгая система расположения изображений постепенно приобретала канонические формы и в известной мере отражала земную феодальную и придворную иерархию.

Мозаики церкви святой Софии. Наиболее ранние (расположенные в алтарной части) изображения архангела Гавриила и Богоматери с младенцем (IX в.) хранят эллинистические традиции. Сделанные во второй половине X века ретроспективные портреты императора Константина,    подносящего   Богоматери основанный им город, и Юстиниана — с моделью храма Софии, почти не имеют индивидуальных отличий. В их исполнении нарастает линейное начало, усиливается спиритуалистический характер искусства. Фигуры утрачивают телесность, помещаются вне реальной среды, на золотом фоне. Мозаики XI века церкви в Дафни (близ Афин). Иконопись. Икона Григория Чудотворца (Ленинград, Государственный Эрмитаж, XII в.), икона Владимирской Богоматери (Москва, Государственная Третьяковская галерея).

Прикладное искусство. Предметы из драгоценных металлов применялись в дворцовом и церковном обиходе; они украшались чеканными изображениями, тонкими орнаментами, замысловатыми узорам и. Особенно славилась в X —XII веках техника украшения перегородчатой эмалью.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

52457. Cultural Development of Young People 45 KB
  Der friends Tody t the lesson we’ll try to revel the notion “Culturl development of young peopleâ€.: I think I’ll be doctor becuse it’s n importnt nd necessry profession which helps people to keep in good helth. Pupils brinstorm their ides nd come to the conclusion tht “ culturl development†includes the following things: eduction upbringing socil surroundings trditions the wy we tret other people the wy we work nd study the wy we dress...
52458. We and the English-speaking world. Comparing cultures 139.5 KB
  Guests: investors from Germny representtives of school dminist rtion correspondents from locl mss medi techers of the lyceum. I’m gld to introduce you our guests from Germny Peter Freundlieb nd Julius Zitsek. nd I hope our guests from Germny will help us won’t they The guests introduce themselves nd tell some words bout their country nd their mission in Ukrine. I think they will explin us the reson: boy nd girl worn in ntionl Ukrinin costumes hnd in the Germn guests bred nd slt on the ntionl Ukrinin towel nd spek bout Ukrinin...
52459. CYBERBULLYING 102 KB
  Techer: Good fternoon der pupils nd our guests We re hppy to greet you t our prty devoted to Interntionl Dy for Tolernce nd problems of cyberbullying. Presenter 1: Tody we’re going to tlk bout bullying. Bullying occurs in every country round the globe when people especilly children ren't tolernt of ech other.
52461. ВІТАННЯ ВІД СВІТЛОФОРЧИКА 53.5 KB
  Учителька бабуся. Учителька бабуся. Ура Учителька бабуся. О а навіщо нам ці правила Що ми – шофери чи що Учителька бабуся.
52462. Дальтон-технологія 109 KB
  Серед інноваційних технологій яка саме дозволяє здійснити такий підхід до навчання відома дальтонтехнологія. Дальтонтехнологія один із методів активізації пізнавальної та креативної діяльності учнів при вивченні предмету. У дальтонтехнології закладені великі можливості для реалізації особистісноорієнтованого навчання в повнішій мірі навіть в умовах класноурочної системи.
52463. Галицько- Волинська держава. Данило Галицький 110.78 KB
  Мета: ознайомити учнів з виникненням Галицько Волинської держави; на прикладах особистостей Романа Великого та Данила Галицького продовжити формування вмінь складати характеристику видатних історичних діячів; виховувати почуття гордості за славне минуле свого народу повагу до історичних діячів. Обладнання: підручник карта Галицько Волинська держава портрети Романа і Данила зошит Власова роздатковий матеріал схеми таблиці вислови речення. ' Основні поняття і терміни: Галицько Волинська...
52464. American Holidays. Thanksgiving Day 338 KB
  The pilgrims celebrted the first Thnksgiving Dy in the fll of 1621. The pilgrims siled to meric from Plymouth Englnd in September 1620. Wht joy the pilgrims hd when they relized where they were There were people living in meric before the pilgrims rrived. The pilgrims first winter in the New World ws difficult.