34518

Тема строительства нового общества в литературе ГДР

Доклад

Литература и библиотековедение

Эти предпосылки были полностью реализованы на территории будущей ГДР. Образование ГДР было закономерным итогом антифашистскодемократического переворота ответом прогрессивных сил немецкого народа на раскол Германии западными державами и западногерманской реакцией. С возникновением ГДР в ней наряду с укреплением антифашистскодемократического порядка начался процесс создания основ социализма.

Русский

2013-09-08

19.54 KB

2 чел.

46)Тема строительства нового общества в литературе ГДР

ГДР

Политика

Всемирно-историческая победа антигитлеровской коалиции, главной силой которой являлся Советский Союз, над германским фашизмом во 2-й мировой войне 1939—45 создала предпосылки для демократизации общественно-политической жизни Германии. Эти предпосылки были полностью реализованы на территории будущей ГДР. Под руководством Социалистической единой партии Германии (СЕПГ) рабочий класс в союзе с др. слоями трудящихся при всесторонней поддержке и помощи Советской военной администрации, последовательно выполнявшей решения Потсдамской конференции 1945, осуществил глубокие революционные преобразования, выкорчевал фашизм и милитаризм и установил антифашистско-демократический порядок.

Военные преступники и активные нацисты были устранены с занимаемых постов и привлечены к ответственности. Национал-социалистская партия и её организации были распущены. Около 9,3 тыс. промышленных предприятий, принадлежавших монополиям, нацистам и военным преступникам, было конфисковано и передано в собственность народа.

Потсдамской конференции взяли курс на возрождение германского милитаризма. Германские монополии и западные оккупационные власти усилили наступление на демократические силы в направлении к полному расколу страны. Завершением его явилось образование в сентябре 1949 сепаратного западно-германского государства — Федеративной Республики Германии (ФРГ). 7 октября 1949 трудящиеся восточной части Германии провозгласили Германскую Демократическую Республику.

Образование ГДР было закономерным итогом антифашистско-демократического переворота, ответом прогрессивных сил немецкого народа на раскол Германии западными державами и западно-германской реакцией.

С возникновением ГДР в ней наряду с укреплением антифашистско-демократического порядка начался процесс создания основ социализма. Под руководством СЕПГ рабочий класс в союзе с крестьянством и др. слоями трудящихся осуществил переход от антифашистско-демократической государственной власти к рабоче-крестьянской власти как форме диктатуры пролетариата, 2-я конференция СЕПГ (июль 1952) провозгласила построение основ социализма главной задачей ГДР. В строительстве нового общества ГДР опиралась на опыт и всестороннюю помощь СССР.

ГДР приходилось преодолевать трудности, связанные прежде всего с расколом страны.

На рубеже 1955—56 начался новый этап в истории ГДР. В ходе выполнения 1-го пятилетнего плана были заложены важные основы социализма. Вопрос "кто кого?" был решен в пользу социалистических сил во главе с признанным руководителем общества — рабочим классом.

Философия. Основу философских исследований в ГДР составляют марксистско-ленинская теория и практика развития социалистического общества. Важное значение имеют работы по вопросам идеологии В. Пика, В. Ульбрихта, Э. Хонеккера, К. Хагера и др. руководителей СЕПГ. Марксистско-ленинская философия в ГДР развивается в тесном контакте с философской наукой в СССР. Особое внимание философы ГДР уделяют теоретическим проблемам материалистической диалектики, движущим силам социалистического общества, формированию социалистического сознания, научно-технической революции (В. Эйххорн и В. Эйххорн, Г. Зёдер, Г. Хайден, Э. Хан, В. Мюллер и др.).

Историческая наука. В центре внимания историков ГДР — классовая борьба и творческая роль масс в истории нем. народа, в особенности борьба рабочего класса и его революционной партии. 

После 2-й мировой войны 1939—45 писатели-антифашисты активно участвовали в строительстве первого в германской истории государства рабочих и крестьян — ГДР. Продолжая традиции классической немецкой литературы, критического реализма и революционной пролетарской литературы 20 в., писатели ГДР успешно развивают национальную литературу социалистического реализма. Заслуженным признанием пользуется творчество критических реалистов Т. Манна, Г. Манна, Л. Фейхтвангера. К передовой литературной общественности примкнули лучшие представители старой интеллигенции — А. Цвейг (1887—1968), Г. Фаллада (1893—1947), Б. Келлерман (1879—1951).

Основные темы в литературе ГДР в первые послевоенные годы: разоблачение преступной идеологии и практики фашизма, вскрытие его социально-классовых корней, воспитание чувства ответственности человека перед своим народом и историей.

С переходом к построению социализма в литературе ГДР всё более выдвигаются темы перестройки сознания человека, новых отношений между людьми, перспектив социалистического строительства. Писатели показывают духовную эволюцию рядового немца, молодость которого была исковеркана гитлеровской системой воспитания и участием в преступной войне, исследуют сложный процесс его духовного возрождения.

«Актовый Зал» Книга известного немецкого писателя Германа Канта. Философия, любовь, воспоминания, настоящая дружба. все сплелось воедино. Как перебороть все сомнения прошлого и жить настоящим?
Окончив рабфак в Грейфсвальдском университете, Кант начинает изучать германистику в Гумбольдском университете в Восточном Берлине. По завершении учёбы он работает научным ассистентом в университетском Институте германистики. Энтузиазм строительства социализма Кант впоследствии описал на примере рабфака Грейфсвальдского университета в своём романе «Актовый зал». Герою романа Исваллю, в котором без труда можно узнать автора книги, предстоит выступить с речью по случаю закрытия рабфака, и, готовясь к ней, он начинает вспоминать, не смущаясь, впрочем, тем, что память его иногда подводит: прошлые события он истолковывает так, как ему удобно. Речь, которую Исвалль, впрочем, так и не произнёс, приобретает для него особе значение, поскольку она касается времени становления нового сознания, когда строительство нового общества находилось на решающем этапе. Эта речь заставила Исвалля вспомнить также о некоторых тёмных пятнах в своей биографии, о его отношениях со своими друзьями.
Действие романа происходит на двух временных уровнях – настоящего и прошлого, что создаёт у читателя впечатление объективности. Кант разворачивает перед читателем мозаичную картину прошлого и настоящего ГДР со всеми успехами и неудачами. Причём роман отличается не только разнообразием повествовательных форм, но и разнообразием проблематики: в книге можно найти критические замечания о литературе (как современной, так прошлой), религии, которую Кант представляет как пережиток прошлого, об истории и общественной жизни. Роман «Актовый зал» во многих отношениях является важной вехой в истории литературы ГДР. С одной стороны, Кант попытался сочетать в стиле своего повествования жёсткие догмы социалистического реализма с такими «декадентскими» приёмами, как фрагментарность, изменение перспективы и внутренний монолог. С другой стороны, этот роман стал первой попыткой подвести итог истории ГДР, что впоследствии станет основной темой произведений многих восточногерманских писателей. Роман «Актовый зал», который явно носит автобиографические черты, уже вскоре стал программным произведением в школах ГДР. Немалой популярностью он пользовался и в Западной Германии. Тем не менее, биограф Канта Карл Корино вынес этому произведению весьма нелестный приговор. По его мнению, «эта книга – одна из потёмкинских деревень социалистического реализма». И не только потому, что в своём романе Кант умолчал о том, как он доносил на одного из своих сокурсников.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

59908. Визитная карточка классного руководителя 52.5 KB
  На сцену по одному из макета школы выходят дети и представляют себя Лентяй: Вот так бы и сидел весь день И встать бы не решился Сегодня лучший друг мой лень Я с ней давно сдружился.
59909. Вища математика. Завдання та методичні вказівки до виконання контрольної роботи 1.56 MB
  Виробнича ділянка Час на виготовлення одиниці продукції год. Виробничі потужності год. 2 Виробнича ділянка Час на виготовлення одиниці продукції год. Виробничі потужності год.
59911. Внеклассное мероприятие: Чаем угощаем 46.5 KB
  Оборудование: самовар чайная посуда угощение к чаю. Подготовка: Дети разучивают чайные частушки русскую народную игру €œПросо; подбирают пословицы о русском гостеприимстве песни с именами людей.
59912. Внеклассное мероприятие «Дорожный марафон» 45 KB
  Учитель: Правил дорожных на свете немало Все бы их выучить нем не мешало. Какие это препятствия Дети: читают Загадочный знак Площадь ребусов Песенная остановка Наведём порядок на дороге Секрет Учитель: А помогать нам и вести к завершению марафона будет нам наш городок.
59913. «Армейский калейдоскоп» (сценарий на 23 февраля) 41.5 KB
  Ведущий 1: Февральский ветер ворошил страницы в календаре порядок наводя Потом он вдруг решил остановиться на дате 23 февраля Давным–-давно был праздник установлен Что говорить традиция сильна Мальчишек поздравляем снова мы им желаем мира и добра.
59914. Seasons. The weather 44 KB
  Now I will divide you into two teams. The first team will includes the children who were born in winter and autumn. The second team will include the children who was born in summer and spring.
59915. Путешествие в мир растений. Внеклассное мероприятие для учащихся начальной школы 45.5 KB
  Предварительная подготовка: ученики экскурсоводы заранее составляют и рисуют кроссворд подбирают материал о комнатных растения имеющихся в саду подготавливают загадки для ребят распределяют роли.
59916. Внеклассное мероприятие. Викторина: Моё здоровье – в моих руках 40.5 KB
  Цели. формировать здоровый образ жизни; воспитывать общую культуру здоровья; развивать коммуникативные умения учащихся. Предварительная подготовительная работа. Подготовка вопросов викторины.