34520

Тема неопределенного прошлого в произведениях западногерманских писателей (Г. Белль, Г. Грасс)

Доклад

Литература и библиотековедение

Грасс Генрих Бёлль 19171985 Входил в Группа 47 объединение писателей не желавш.Тематика: Тема Бунтарства в романе описана в образе причастности к фашистскому движению причастие буйвола большинство окружения Генриха Фемеля прильнули к этим течениям он оставался равнодушным однако еще в юным дал обет не принимать их сторону. А помощница Генриха напротив хотела сбежать от опостылевшей ей правильности и вежливости хозяина. Тема порядка: Фемель был как часы как слаженный механизм он делал все с немецкой дотошностью и...

Русский

2013-09-08

22.83 KB

10 чел.

48)Тема неопределенного прошлого в произведениях западногерманских писателей (Г. Белль, Г. Грасс)

Генрих Бёлль (1917-1985) Входил в «Группа 47» - объединение писателей, не желавш. возрождения милитаризма и национализма. Лейтмотивы его тв-ва - боль, стыд, переживание «заброшенности в историю». Возрождение немцев возможно только при условии их постоянного обращения к историч. памяти. Осмысление путей защиты человечности и жестоком и бесчелов. мире. Ему свойственен разоблачительный пафос («Потерянная честь Катарины Блюм...»). Интерес к опыту «потерянного поколения» (Ремарк, Хемингуэй). Говорил, что «человека делают человеком язык, любовь, сопричастность». Его персонажи вступают в контакт с миром в силу неких изначал. свойств их натуры. Ни один из его персон. не может выпрыгнуть из себя. Для многих его произв. характерен лиризм.

Его  ранние рассказы и повести  обычно охватывают какой-то 1 ключевой эпизод из жизни героя, от кот. протягиваются нити к прошлому. Этот эпизод так или иначе связан с воен. опытом. Рассказ обычно ведется от лица молод. чел-ка. Но уже начин. с романов «Дом без хозяина» и «Бильярд в половине десятого» расширяется как временная структура повеств., так и круг действ. лиц. При желании в этих романах м. увидеть подобие семейн. хроники. Частая смена повествовательных ракурсов, скачки во времени призваны передать поврежденность естественного хода жизни. Многоголосье.  

«Дом без хозяина»

Пыт. разобраться в проб-х, кот. его занимали, с присущ. образов. чел-ку логикой, тезисами, выводами. С т.зр. повеств. приемов не особо сложная книга, но вполне добротное произв.

Ребенок с детск. сознанием - это позвол. автору исполнить отстраненный взгляд. Реб-к имеет право не стоять ни на какой стороне. Един. т. зр., через кот. мы смотрим. Автор как будто смотрит и показывает (как на экскурсии) глазами ребенка, но чит. все равно должен соглашаться или нет с какими-то позициями. Многое ребенку навязали. Позиция читателя д.б. не детской и не ангажированной взрослой. В войне принимал участие весь взрослый мир, семья поэта в такой же степени, как и др. Их состояние растет по мере вовлечения Герм. в войну (владеют мармеладным заводом). Внесли свой вклад в военную машину (написали слоган на банке с марм.).

Не дело искать виноватого, жизнь д. продолжаться в нов. состоянии, осознать ответственность не перед прошлым, а перед будущим.

Анализ Романа «Бильярд в половине десятого».

1.Тематика:

Тема Бунтарства в романе описана в образе  причастности к фашистскому движению «причастие буйвола», большинство окружения  Генриха Фемеля, прильнули к этим течениям, он оставался равнодушным, однако еще в юным дал обет не принимать их сторону. Сумасшедшая жена Фемеля, выражала ярое неприятие этого движения, за что и была изолирована, зам Фемель был с ней солидарен однако не имел мужества сказать этого вслух. А помощница Генриха напротив хотела сбежать от опостылевшей ей правильности и вежливости хозяина.  

 Тема порядка: Фемель был как часы, как слаженный механизм, он делал все с немецкой дотошностью и педантичностью, он на протяжении многих лет делал одно и то же , обедал в одном и том же кафе, каждое утро играл в бильярд в отеле «Принц Генрих». Этот ход событий был неизменен, Генрих считал что так он сможет устроить свою жизнь нужным ему образом.

Тема Ответственности: По утрам, с половины десятого до одиннадцати, Роберт играет в бильярд в отеле «Принц Генрих» в обществе отельного боя, Гуго. Гуго чист душою и бескорыстен, не подвластен соблазнам. Он принадлежит к «агнцам», как погибшая Эдит, как её брат Шрелла. И спустя время, Генрих усыновляет Гуго, он готов и считает что должен взять ответственность на себя за этого юношу, видимо для того, чтобы его жизнь не оканчивалась так же как жизнь самого Генриха.

Тема Доброты: Генрих добрый старик, он готов прийти на помощь, он очень отзывчив к своей помощнице.

2.Проблематика:

Проблема одиночества: По сути Генрих очень одинокий человек, к нему никто не приходит, кроме нескольких людей, даже на его восьмидесятилетие пришли люди пересчитать которых можно было по пальцам одной руки

Проблема несбывшейся мечты: Генрих был несчастлив вопреки безукоризненному порядку жизни, он мечтал о большой семье и думал что если будет делать все правильно и размеренно то, все у него получиться.

 

Проблема  Гордыни: Генрих Фемель, хоть и добрый, но очень гордый, он не изменяет своим принципам, он не принял подарка от своего однокашника, который был «буйволом», он не желал никого видеть за исключением пяти человек.

Проблема безысходности: Шестого сентября, в день своего восьмидесятилетия Генрих переосмысливает свою жизнь с самого начала, понимает свои ошибки, однако он уже не в силах чего-либо изменить, этот день становиться переломным моментом, подведением итога жизни, однако наступивший следующий день не предвещает ни чего нового.

3. Идея

Идея романа прежде всего в том, что не всегда в жизни бывает так как планируем, вот и Генрих казалось бы избегая злодеяний ,размерив свою жизнь буквально по сантиметрам, оказался одиноким стариком, ежедневно обедающим в одном и том же кафе и играющим в бильярд.

Идея неизбежности , еще никто не отменял, Генрих пытался изолировать свою жену из-за ее антифашистских  речей, сам боясь признаться себе в том, что согласен с ней, однако она сделала то что желала, как бы он ее от этого не пытался удержать

Идея Тяжесть привычек, стала невыносимо отяжелять Генриху и без того не совсем удавшуюся жизнь, Шестое сентября 1958 г. становится поворотным днем и для Генриха Фемеля, и для его сына, В этот день, осознав ложность следования логике собственного надуманного образа, он порывает с давно тяготившей его привычкой ежедневно посещать кафе «Кронер». Эта тяжесть гнетет ни только Генриха но и его близких, и когда у него случился единственный срыв каменного спокойствия помощница была удивлена и обрадована.

4 Характеристика героев:

4.1 Генрих Фемель: Восьмидесятилетний старик, упрямый, скованный, привязанный к привычка, но в то же время добрый, но несчастливый человек, которому осталось лишь подводить итоги.

4.2 Жена Генриха Фемеля: содержится в «санатории», привилегированной лечебнице для душевнобольных. Не принимая существующей действительности, Иоганна позволяет себе весьма смелые высказывания по адресу сильных мира сего, и, чтобы уберечь, её приходится держать взаперти.

4.3 Гуго: Гуго чист душою и бескорыстен, не подвластен соблазнам. Он принадлежит к «агнцам», как погибшая Эдит, как её брат Шрелла.

4.4 Роберт Фемель : сын Генриха, архитектор, высланный из Германии под страхом казни, поддержавший мать в антифашистских течениях.

4.5 Шрелла : друг юности Роберта Фемеля. Как и Роберт, он был вынужден под страхом смертной казни покинуть Германию и возвращается только теперь, чтобы повидаться с Робертом и своими племянниками.

Заключение

В последних главах романа, посвященных настоящему, Белль высказывает мысль о том, что неоконформизм, проникающий в общество на новом, ином уровне, стандартизация образа жизни, вкусов, мнений, это внешнее благополучие и благостность жизни в Западной Германии таит в себе ту же опасность!

Гюнтер Грасс (1927) Нобелевс. премия. Грасс на 10 лет младше Белля, в отл. от него индифферентен к христианству и более ироничен. Но и у того и у др. - интерес к корням, теме «малой родины». Родился в Данциг (Гданьск), смесь культур (немцы, поляки, кашубы). Его бабушка - кашубка. Заним. живописью.

«Данцигская трилогия» - «Жестяной барабан», повесть «Кошки-мышки», «Собачьи годы». Высказывание недоверия какой-либо идеологии. Г. многое связывает с абсурдистами, но если «театр» абсурда ограничивался моделированием ситуаций утраты смысла, то для Г. абсурдист. разоблачение - лишь одна из составляющих повествования. Специфика его манеры - гротескно-абсурдный, неправдоподобный сам по себе сюжет/эпизод разворачивается на фоне весьма конкретн. соц-истор., полит., геогр. обстоятельств. Но создает зазор между тем, о ЧЕМ повествуется, и тем, КАК повествуется => читатель ощущает, что его разыгрывают.

«Жестяной барабан» (1959)

От лица гл. персонажа, Оскара Мацерата. Предстает перед чит. сразу в нескольк. ипостасях. Все они сходятся в 1954, когда он отмечает свое 30летие. Но празднует его в сум. доме, подозревается в уб-ве, но суд признал его псих. ненормальным. Выясняется, что он здоров и одиночную камеру организовал себе сам, ему осточертела жизнь в общ-ве, и свое заключение он использ. для того, чотбы написать воспоминания. Охватывают не только 30 лет Оскара, но и истории мн-ва др. лиц, судьбы кот. пересеклись с его. Автор наделяет О. уникал. способностями - начинает воспринимать мир уже в утробе матери, а в 3 года решает остановить свой рост на уровне 94 см, чтобы остаться самим собой, освободится от принуждения играть в игры взросл. Развивает в себе обостренную наблюд. (способен рассказывать о событиях, случивш. задолго до рожд). «Ясновидение» М. позволяет автору варьировать масштаб повествования, используя эффект микроскопа/телескопа. Грасс скрывает, что он умнее героя =>  нет назидательности. В 3 г. О. дарят барабан. С егопомощью он научился выражать чувства и эмоции, что потом позволяет ему превратиться в виртуоза с успехом гастролир. Оск. может еще издавать звуки разн. частоты и бить с помощью голоса предметы. Грасс использует «эффект отчуждения» - хочет освободить сознание читателя от разн. рода штампов. С помощью своего героя аутсайдера, гротеска, сатиры и бурлеска Г.  разоблачает любые идеологемы (нац-соц, либ-дем, ком. и т.д.), но одновременно ставит под сомнение и своего героя и его бунт, кот. оказывается лишь спец. формой обывательского конформизма. Тем самым наносит удар по немцу, кот. после военных потрясений снова обживается, не осмыслив уроков истории.   


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

53672. Конспект урока по баскетболу 53.5 KB
  Совершенствовать остановку прыжком Развивающие: развивать координационные способности с помощью эстафет Воспитательные: командный дух с помощью эстафет Части урока Частные задачи Средства Дозировка Методические указания Команды Форма проведения Подготовительная Организованно начать урок Построение 2мин Следить за дисциплиной Следить за слаженностью выполнения строевых упражнений за осанкой...
53673. Конспект урока по баскетболу в 7 классе 47 KB
  Ноги не сгибать Задняя нога прямая Равняйсь Смирно Вольно На носках марш На пятках марш На внешней стороне стопы марш На внутренней стороне стопы марш Бегом марш Бег с высоким поднимание колена марш Бег спиной вперед марш Противоходом марш Змейкой марш Шагом марш На месте шагом марш Стой раз два Фронтальная Основная 2025мин Совершенствование скорости реакции посредством игры в баскетбол Разделить на 2 команды. Однако тот не может начать эстафету пока предыдущий игрок не пересечет стартовую...
53675. Конспект урока по баскетболу в 8 классе 45.5 KB
  Части урока Частные задачи Средства Дозировка Методические указания Команды Форма проведения Подготовительная 1015мин Организованно начать урок Подготовить организм к предстоящей нагрузке Построение приветствие постановка задач Упражнения в ходьбе: на носках руки перед грудью кисти скрепить в замок круговые вращения в кистях; на пятках руки вперед на внешней стороне стопы на внутренней...
53676. Изготовление открытки к 23 февраля 72 KB
  Задачи: Образовательные: Познакомить с историческими сведениями о празднике День защитника отечества; Расширить практические навыки по изготовлению открыток; Воспитательные: Воспитание дисциплинированности активности уважения друг к другу; Воспитание культуры учащихся внимательности. 2 Создание эмоционального настроя Праздник всех солдатов наших Вот что значит этот день День защитников отважных Да и просто всех парней Ведь любой из них мечтает Защитить детей семью Покорить хоть чтото в мире И найти свою судьбу Слушают...
53677. Воображение 60.5 KB
  Познакомить студентов с понятием воображение с функциями видами воображения способами создания образов воображения. План урока с хронометражем времени: Организационный момент 5 минут; Опрос по пройденной теме 15 минут; Изучение нового материала 50 минут; понятие воображение функции воображения; виды воображения; приемы создания образов воображения. А сейчас приступаем к работе запишите себе пожалуйста тему урока – Воображение.
53678. Конспект урока по физической культуре 38.5 KB
  На раз руки к плечам на два вверх на 3 к плечам на 4 на пояс руки в стороны. 4 спокойный бег 5 ходьба 1012 мин 30 сек 34 раз 56 раз 56 раз 67 раз 1012 раз 56 раз 78 раз 56 раз 1015 раз Вращения головы медленно Вращения как можно с большой амплитудой. Построение в ширинку делимся на команды на первыйвторой Игра в волейбол 2530 мин 1520 раз Упражнения делать по команде преподавателя.
53679. Конспект урока по физической культуре для 1 класса 70 KB
  Закрепить технику ловли малого мяча. Учить метанию малого мяча в вертикальную цель с места. Инвентарь: Малые мячи. Баскетбольные мячи.
53680. КОНСПЕКТ УРОКА ПО ГАНДБОЛУ 41 KB
  Победитель - команда определяется по наименьше затраченному времени на пятнание игроков и индивидуально выявляет...