34522

Рабочая тема в послевоенной литературе (английский «рабочий» роман, «Группа 61» и творчество М. Грюна)

Доклад

Литература и библиотековедение

Грюна Значительным явлением в литературной жизни послевоенной Англии стали романы о рабочих. критически освещающих проблемы жизни рабочих. Острокритический роман Светляки и пламя 1963 Два письма Поспишилу 1968 Местами гололед 1973 Жар под золой 1979 о жизни рабочих в ФРГ; политический роман Лавина 1986. В романе фон дер Грюна Местами гололед 1973 критика социального угнетения рабочих на современном капиталистическом предприятии перерастает в критику политического режима.

Русский

2013-09-08

18.55 KB

7 чел.

50)Рабочая тема в послевоенной литературе (английский «рабочий» роман, «Группа 61» и творчество М. Грюна)

Значительным явлением в литературной жизни послевоенной Англии стали романы о рабочих. «Рабочий роман» представлен творчеством таких писателей, как Силлитоу, Чаплин, Барстоу. Творческая судьба каждого из этих писателей сложилась по-своему, однако в 50-60-е годы их вклад в английскую литературу был не только ощутим, но и принципиально важен; основная тема их произведений - жизнь рабочего человека, его внутренний мир, его чувства, повседневные заботы и трудности. Традиции «шахтерского романа» Лоуренса получили в английском рабочем романе послевоенных лет свой отклик и дальнейшее развитие.

Одно из самых значительных явлений современной английской литературы - творчество Джона Фаулза (John Fowels, p. 1926). Современная критика оценивает Фаулза как самый интересный талант. Главная проблема его произведений - обретение самосознания как необходимого условия для достижения свободы. Поиск своей «подлинности», аутентичности осуществляется основными героями произведений Фаулза.

Фаулз видит главное назначение литературы в том, чтобы способствовать духовному совершенствованию человека; он считает, что литература должна быть гуманной и серьезной, иметь высокие нравственные цели. В своем стремлении следовать этическим нормам классики Фаулз и привлекает к себе внимание очень многих читателей. И сколь ни различны темы и стилистика романов Фаулза, их стержневые проблемы едины. В своей вере в будущее романа, в его способность влиять на духовную жизнь общества Фаулз последователен и стоек; для него роман - это «возможность выразить свой взгляд на жизнь», и Фаулз с мастерством и тактом пользуется этой возможностью. Герои его произведений претерпевают сложный процесс духовной эволюции, избавляясь от мнимых истин, от ложных представлений, от эгоцентризма и прагматизма. Они обретают себя и постигают жизнь в ее многоаспектности, красоте и сложности.

Успех к Фаулзу пришел с выходом его первого романа «Коллекционер» (The Collector, 1963), он был закреплен его последующими романами «Маг» (The Magus, 1965), «Женщина французского лейтенанта» (The French Lieutenant's Woman, 1969), «Башня из черного дерева» (The Ebony Tower, 1974) и другими книгами (рассказы, эссе, повести). Ориентируясь на классические традиции в своем творчестве, эстетические принципы, Фаулз называет себя «социальным демократом», сторонником «английского социализма»; он выступает за сохранение природы и поддерживает движение «зеленых».

В своем эссе «Острова» Фаулз назвал два основных источника, ставших для него особенно важными: миф об Одиссее и «Бурю» Шекспира. Темы поиска и странствия приобретают в этом смысле важное значение в его произведениях, а странствия в глубинах своего сознания, стремление разобраться в самом себе и понять новое выходят на первый план. А образ острова, с которым он сопоставляет и всю вселенную, и, конечно, Англию, и каждую личность, проживающую свою жизнь в поисках ответов на вопросы: кто я, почему я здесь, что меня окружает, - образ острова становится ключевой метафорой его творчества.

Как и в предшествующие периоды своего развития, английская литература многоаспектна, ее художественные обретения и поиски интересны и значительны.

Группа 61 - (по году основания - 1961) - объединение писателей ФРГ (К.Гайслер, М. фон дер Грюн, Г. Вальраф и др.), критически освещающих проблемы жизни рабочих.

ГРЮН (Grun) Макс фон дер (р. 1926), немецкий писатель. Член «Группы 61» (см. ГРУППА 61). Острокритический роман «Светляки и пламя» (1963), «Два письма Поспишилу» (1968), «Местами гололед» (1973), «Жар под золой» (1979) о жизни рабочих в ФРГ; политический роман «Лавина» (1986). Социальные очерки, рассказы; историко-документальная книга воспоминаний («Как это было на самом деле», 1979).

Гейслер (Geissler) (р. 1928), немецкий писатель. Входил в объединение писателей ФРГ «Группа 61». Черты документализма в антифашистском романе «Запрос» (1960), «Пора и нам пожить» (1976); в повести «Холодные времена» (1965), романе «Хлеб с напильником» (1973) — критика морали и нравов современного общества. Антинацистский художественно-документальный очерк «Конец запроса» (в одноименном сборнике радио- и телепьес и речей, 1967). Тема терроризма в романе «Камалатта» (1989).

ВА́ЛЬРАФ (Wallraf) Гюнтер (р. 1942), немецкий писатель, член «Группы 61» (см. ГРУППА 61). Публицистические очерки («Нежелательные репортажи», 1970) и документальные книги «Рождение сенсации...» (1977), «Свидетели обвинения...» (1976), «Справочник по «Бильд» (1981), «На самом дне» (1985).

В романе фон дер Грюна «Местами гололед» (1973) критика социального угнетения рабочих на современном капиталистическом предприятии перерастает в критику политического режима. Шофер и автомеханик Карл Майвальд, немолодой человек, рабочий с немалым стажем, живет в относительном достатке, приобретенном многолетним трудом. Однажды он обнаруживает, что в переговорное устройство на диспетчерском пункте вмонтированы микрофоны для подслушивания разговоров рабочих между собой. Это вызывает у него горячее возмущение, и он восстает против подобного унижения человеческого достоинства рабочих. С помощью друга Карл похищает из конторы папки с записями подслушанных разговоров и публично, во время устроенного для рабочих рождественского праздника, предъявляет дирекции свои обвинения.

Майвальда увольняют, против него возбуждено судебное дело, фирма грозит увольнением и другим рабочим, если Майвальд не вернет похищенные документы. Рабочие отвечают на эту угрозу забастовкой, противники таких действий оказываются в меньшинстве. Майвальда восстанавливают на работе, но он не складывает оружия. Он пытается добиться широкого выступления профсоюзной прессы, чтобы предупредить о подобной опасности и рабочих других предприятий. Профсоюзные руководители, однако, не хотят ссориться с хозяевами. Майвальду удается найти действенную поддержку только у коммуниста Роггензака, помогающего ему отпечатать и распространить листовки с информацией и оценкой случившегося.

Роггензак - один из немногих образов коммунистов в творчестве Макса фон дер Грюна. По тому, как скупо он обрисован, видно, что писатель знает коммунистов не очень хорошо. В романе «Светляки и пламя» о КПГ еще и не упоминалось. Но герой романа «Местами гололед» именно у коммуниста находит подлинное понимание и помощь. Это - свидетельство честных поисков правды жизни. В первые послевоенные годы в литературе ФРГ не было писателей, руководствовавшихся принципами социалистического реализма. Те, кто опирался на эти принципы, обосновались после войны не в ФРГ, а в ГДР. Но за десятилетия существования страны в ней выросли новые поколения литераторов и, естественно, начало формироваться искусство социалистической ориентации. Творчество писателей «Группы 61», и прежде всего Макса фон дер Грюна, вносит свой вклад в становление этого искусства".


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

20285. Основные черты внутренней и внешней политики СССР в 30-е гг.20 в 51.58 KB
  Основные черты внутренней и внешней политики СССР в 30е гг. была принята Конституция СССР которая получила в истории название Конституции победившего социализма. Внешняя политика СССР и мероприятия по укреплению его обороноспособности. Одновременно она стала на путь всевозможных провокаций на границах с СССР и Монгольской Народной Республикой.
20286. ГОДЫ ПЕРЕСТРОЙКИ В СССР 25.09 KB
  ГОДЫ ПЕРЕСТРОЙКИ В СССР Вспомните. Андропов Юрий Владимирович 1914 1984 человек незаурядного ума председатель Комитета государственной безопасности СССР а ранее посол СССР в Венгрии во время Будапештской осени с 1982 г.РАСПАД СССР. Горбачева стала авария на Чернобыльской АЭС 26 апреля 1986 К Руководство КПСС некоторое время скрывало масштабы катастрофы и ее последствия что имело роковое значение для судьбы многих сотен тысяч людей и экологии большой территории СССР.
20287. Сценические эффекты в современном театре 97.5 KB
  ИЗВЕКОВ СВЕТ НА СЦЕНЕ ОЧЕРКИ ПО ИСТОРИИ ОСВЕЩЕНИЯ СЦЕНЫ 1. ИСТОКИ ТЕХНИКИ ОСВЕЩЕНИЯ СОВРЕМЕННОЙ СЦЕНЫ Взаимоотношения между техникой сцены и художественным построением спектакля были подробно рассмотрены в первой части нашей работы Сцена где уже говорилось о том что сценическое освещение являясь одним из технических средств при постановке спектакля одновременно выполняет функцию раскрытия идейного замысла спектакля. Исходным этапом в данном случае должно служить зарождение кулисной сценыкоробки которая во многом продолжает еще...
20288. Художественные искания в западной культуре второй половины XX века 75.5 KB
  Отвергнув возможность преобразования жизни с помощью искусства представители постмодернизма приняли бытие таким какое оно есть сделав искусство предельно открытым наполнили его фрагментами реального жизненного процесса.Хеппенинг Перерастая в искусство постмодернизма искусство действия приобретает более выраженные формы. ПопАрт В 50ые в США возникло новое крупнейшее направление в современном искусстве ПОПАРТ популярное искусство. Бодиарт Бодиарт это искусство тела авангардное направление возникшее в 60х годах.
20289. Жанры средневекового театра 676.5 KB
  Франция Мистерия основной театральный образ Средневековья. Мистерия самая поздняя но и самая полная форма выражения средневековой театральности. Если готический собор застывший образ мироздания то мистерия модель мироздания в действии. Мистерия вбирает в себя все жанры: литургическую драму бытовую драму фарс и соти миракль и моралите.
20290. Новаторство создателей МХТ в области декорационного искусства и технологии 82 KB
  Станиславский Константин Сергеевич Алексеев 17. Опираясь на богатейшую творческую практику и высказывания своих выдающихся предшественников и современников Станиславский заложил прочный фундамент современной науки о театре создал школу направление в сценическом искусстве которое нашло теоретическое выражение в так называемой системе Станиславского. 1877 Станиславский впервые выступил на домашней любительской сцене. Станиславский сыграл десятки комедийных ролей с пением и танцами.
20291. Русская художественная культура 20-х - середины 30-х годов XX века 315 KB
  А русский авангард своеобразный феномен искусства 20 в. но и с новым искусством стиля модерн господствующим в это время повсеместно и во всех видах искусства от архитектуры и живописи до театра и дизайна. Русский художник теоретик искусства и писатель. Был членом объединений Мир искусства и Четыре искусства.
20292. Европейский театр классицизма 78 KB
  В основе классицизма лежат идеи рационализма которые формировались одновременно с таковыми же идеями в философии Декарта. Художественное произведение с точки зрения классицизма должно строиться на основании строгих канонов тем самым обнаруживая стройность и логичность самого мироздания. Интерес для классицизма представляет только вечное неизменное в каждом явлении он стремится распознать только существенные типологические черты отбрасывая случайные индивидуальные признаки.
20293. Свет в театре и на эстраде 56.5 KB
  Его история во многом определялась теми источниками света которые имелись в распоряжении театра в те или иные периоды его развития. особенно в его вторую половину стремительно модернизировались новыми техническими возможностями и расширяли сферу применения света как средства сценической выразительности. С точки зрения эстетической искусство сценического света в 1718 вв.Станиславского партитуры сценического света особенно в чеховских спектаклях на сцене передавались меняющиеся состояния природы утро день вечер ночь; солнечно...