34522

Рабочая тема в послевоенной литературе (английский «рабочий» роман, «Группа 61» и творчество М. Грюна)

Доклад

Литература и библиотековедение

Грюна Значительным явлением в литературной жизни послевоенной Англии стали романы о рабочих. критически освещающих проблемы жизни рабочих. Острокритический роман Светляки и пламя 1963 Два письма Поспишилу 1968 Местами гололед 1973 Жар под золой 1979 о жизни рабочих в ФРГ; политический роман Лавина 1986. В романе фон дер Грюна Местами гололед 1973 критика социального угнетения рабочих на современном капиталистическом предприятии перерастает в критику политического режима.

Русский

2013-09-08

18.55 KB

7 чел.

50)Рабочая тема в послевоенной литературе (английский «рабочий» роман, «Группа 61» и творчество М. Грюна)

Значительным явлением в литературной жизни послевоенной Англии стали романы о рабочих. «Рабочий роман» представлен творчеством таких писателей, как Силлитоу, Чаплин, Барстоу. Творческая судьба каждого из этих писателей сложилась по-своему, однако в 50-60-е годы их вклад в английскую литературу был не только ощутим, но и принципиально важен; основная тема их произведений - жизнь рабочего человека, его внутренний мир, его чувства, повседневные заботы и трудности. Традиции «шахтерского романа» Лоуренса получили в английском рабочем романе послевоенных лет свой отклик и дальнейшее развитие.

Одно из самых значительных явлений современной английской литературы - творчество Джона Фаулза (John Fowels, p. 1926). Современная критика оценивает Фаулза как самый интересный талант. Главная проблема его произведений - обретение самосознания как необходимого условия для достижения свободы. Поиск своей «подлинности», аутентичности осуществляется основными героями произведений Фаулза.

Фаулз видит главное назначение литературы в том, чтобы способствовать духовному совершенствованию человека; он считает, что литература должна быть гуманной и серьезной, иметь высокие нравственные цели. В своем стремлении следовать этическим нормам классики Фаулз и привлекает к себе внимание очень многих читателей. И сколь ни различны темы и стилистика романов Фаулза, их стержневые проблемы едины. В своей вере в будущее романа, в его способность влиять на духовную жизнь общества Фаулз последователен и стоек; для него роман - это «возможность выразить свой взгляд на жизнь», и Фаулз с мастерством и тактом пользуется этой возможностью. Герои его произведений претерпевают сложный процесс духовной эволюции, избавляясь от мнимых истин, от ложных представлений, от эгоцентризма и прагматизма. Они обретают себя и постигают жизнь в ее многоаспектности, красоте и сложности.

Успех к Фаулзу пришел с выходом его первого романа «Коллекционер» (The Collector, 1963), он был закреплен его последующими романами «Маг» (The Magus, 1965), «Женщина французского лейтенанта» (The French Lieutenant's Woman, 1969), «Башня из черного дерева» (The Ebony Tower, 1974) и другими книгами (рассказы, эссе, повести). Ориентируясь на классические традиции в своем творчестве, эстетические принципы, Фаулз называет себя «социальным демократом», сторонником «английского социализма»; он выступает за сохранение природы и поддерживает движение «зеленых».

В своем эссе «Острова» Фаулз назвал два основных источника, ставших для него особенно важными: миф об Одиссее и «Бурю» Шекспира. Темы поиска и странствия приобретают в этом смысле важное значение в его произведениях, а странствия в глубинах своего сознания, стремление разобраться в самом себе и понять новое выходят на первый план. А образ острова, с которым он сопоставляет и всю вселенную, и, конечно, Англию, и каждую личность, проживающую свою жизнь в поисках ответов на вопросы: кто я, почему я здесь, что меня окружает, - образ острова становится ключевой метафорой его творчества.

Как и в предшествующие периоды своего развития, английская литература многоаспектна, ее художественные обретения и поиски интересны и значительны.

Группа 61 - (по году основания - 1961) - объединение писателей ФРГ (К.Гайслер, М. фон дер Грюн, Г. Вальраф и др.), критически освещающих проблемы жизни рабочих.

ГРЮН (Grun) Макс фон дер (р. 1926), немецкий писатель. Член «Группы 61» (см. ГРУППА 61). Острокритический роман «Светляки и пламя» (1963), «Два письма Поспишилу» (1968), «Местами гололед» (1973), «Жар под золой» (1979) о жизни рабочих в ФРГ; политический роман «Лавина» (1986). Социальные очерки, рассказы; историко-документальная книга воспоминаний («Как это было на самом деле», 1979).

Гейслер (Geissler) (р. 1928), немецкий писатель. Входил в объединение писателей ФРГ «Группа 61». Черты документализма в антифашистском романе «Запрос» (1960), «Пора и нам пожить» (1976); в повести «Холодные времена» (1965), романе «Хлеб с напильником» (1973) — критика морали и нравов современного общества. Антинацистский художественно-документальный очерк «Конец запроса» (в одноименном сборнике радио- и телепьес и речей, 1967). Тема терроризма в романе «Камалатта» (1989).

ВА́ЛЬРАФ (Wallraf) Гюнтер (р. 1942), немецкий писатель, член «Группы 61» (см. ГРУППА 61). Публицистические очерки («Нежелательные репортажи», 1970) и документальные книги «Рождение сенсации...» (1977), «Свидетели обвинения...» (1976), «Справочник по «Бильд» (1981), «На самом дне» (1985).

В романе фон дер Грюна «Местами гололед» (1973) критика социального угнетения рабочих на современном капиталистическом предприятии перерастает в критику политического режима. Шофер и автомеханик Карл Майвальд, немолодой человек, рабочий с немалым стажем, живет в относительном достатке, приобретенном многолетним трудом. Однажды он обнаруживает, что в переговорное устройство на диспетчерском пункте вмонтированы микрофоны для подслушивания разговоров рабочих между собой. Это вызывает у него горячее возмущение, и он восстает против подобного унижения человеческого достоинства рабочих. С помощью друга Карл похищает из конторы папки с записями подслушанных разговоров и публично, во время устроенного для рабочих рождественского праздника, предъявляет дирекции свои обвинения.

Майвальда увольняют, против него возбуждено судебное дело, фирма грозит увольнением и другим рабочим, если Майвальд не вернет похищенные документы. Рабочие отвечают на эту угрозу забастовкой, противники таких действий оказываются в меньшинстве. Майвальда восстанавливают на работе, но он не складывает оружия. Он пытается добиться широкого выступления профсоюзной прессы, чтобы предупредить о подобной опасности и рабочих других предприятий. Профсоюзные руководители, однако, не хотят ссориться с хозяевами. Майвальду удается найти действенную поддержку только у коммуниста Роггензака, помогающего ему отпечатать и распространить листовки с информацией и оценкой случившегося.

Роггензак - один из немногих образов коммунистов в творчестве Макса фон дер Грюна. По тому, как скупо он обрисован, видно, что писатель знает коммунистов не очень хорошо. В романе «Светляки и пламя» о КПГ еще и не упоминалось. Но герой романа «Местами гололед» именно у коммуниста находит подлинное понимание и помощь. Это - свидетельство честных поисков правды жизни. В первые послевоенные годы в литературе ФРГ не было писателей, руководствовавшихся принципами социалистического реализма. Те, кто опирался на эти принципы, обосновались после войны не в ФРГ, а в ГДР. Но за десятилетия существования страны в ней выросли новые поколения литераторов и, естественно, начало формироваться искусство социалистической ориентации. Творчество писателей «Группы 61», и прежде всего Макса фон дер Грюна, вносит свой вклад в становление этого искусства".


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

4337. Cascading Style Sheet (CSS) в примерах 730.5 KB
  CascadingStyleSheet в примерах Назначение CSS Дизайн Web-узлов — это точное размещение компонентов HTML-страниц относительно друг друга в рабочей области окна браузера. Недостатки такого определения Web-дизайна очевидны. В нем не уч...
4338. CSS – каскадные таблицы стилей 50.5 KB
  CSS – каскадные таблицы стилей CSS – CascadingStyleSheets (каскадные таблицы стилей). Стили определяют отображение элементов HTML HTML – для логической разметки документа (заголовки, параграфы, списки). Браузеры стали ввод...
4339. Использование JavaScript в HTML 64.5 KB
  JavaScript в HTML Основные тезисы: Не тоже самое, что и Java, хотя синтаксис немного схож. Скриптовый (облегченный) интерпретируемый язык без строгой типизации. Внедряется в HTML-код Поддерживается всеми ...
4340. Программирование для Web, CGI (Common Gateway Interface) 464 KB
  Программированиедля Web, CGI (Common Gateway Interface) CGI - это спецификация обмена данными между прикладной программой, выполняемой по запросу пользователя, и HTTP-сервером, который данную программу запускает. Часть информации заголовка HTT...
4341. Протокол HTTP. Унифицированные указатели ресурсов (URL) 133.5 KB
  Протокол HTTP В середине 90-х годов очень популярной стала WWW (WorldWideWeb) — Всемирная паутина. Это набор протоколов и программ для Интернета, представляющих информацию в гипертекстовом формате. Знаменитый браузер Mosaic...
4342. Создание приложений для динамического представления Web-страниц 235 KB
  Создание приложений для динамического представления Web-страниц Основы использования Web - технологий для доступа к базам данных Развитие web технологий с использованием баз данных Создание динамических сайтов Современные технологии динамического пр...
4343. Обзор Common Gateway Interface (CGI) 149.5 KB
  Обзор CGI CGI (Common Gateway Interface, общий шлюзовой интерфейс) относится к числу средств, без которых нельзя обойтись как при создании комплексных Web-узлов, так и при управлении ими. CGI обеспечивает возможность писать сценарии, котор...
4344. Расширенный язык разметки XML 244.5 KB
  Расширенный язык разметки XML Общие сведения об XML Особенности XML Стандарты XML Структура и элементы языка разметки XML Таблицы стилей Расширяемый язык создания ссылок Спецификация XForms 1.0 Области использования языка XML Общие сведения об XML К...
4345. Базовый процесс технологии проектирования веб-сайта и его фазы 87 KB
  Базовый процесс технологии проектирования веб-сайта и его фазы Базовый процесс - это всесторонний план работы для групп любых типов и компаний всех видов с различными бюджетами. Базовый процесс - это всего пять фаз, каждая фаза включает три переплет...