34523

Пути развития послевоенной американской драматургии

Доклад

Литература и библиотековедение

Н а убогую окраину огромного города в дом к Стэнли Ковальскому приезжает сестра его жены Бланш Дюбуа. Бланш осталась в поместье и боролась за его существоавние. Позади неудачное замужество муж оказался гомосексуалистом покончил с собой узнав что Бланш раскрыла его тайну; потеря честного имени; в отчаянии Бланш приезжает к сестре. Когда она уезжает в родильный дом Стэнли насилует Бланш и Бланш сходит с ума.

Русский

2013-09-08

19.82 KB

6 чел.

51)Пути развития послевоенной американской драматургии.

К тому времени, как американская драматургия начала формироваться как род национальной литературы, различные прозаические и поэтические жанры, возникшие во времена первых поселений, прошли длительный путь.

Среди причин «запаздывания» драматургии в Соединенных Штатах следует обратить внимание на такой фактор как специфичность ее как рода литературы, особенности ее формирования.

        Драма «по сути дела, не является просто еще одним литературным родом, - она представляет собой нечто уже выходящее за пределы  литературы и анализ ее может быть осуществлен не только на основе теории литературы, но и теории театра»

Американская драма – целиком детище ХХ в., хотя первые драматические опусы появились в Новом Свете еще в эпоху войны за независимость, отражая патриотические устремления нации в период оформления ее государственности.

        Рожденная с таким опозданием по сравнению с другими родами литературы, она не знала благодатной постепенности, и это определило ряд ее важных особенностей.

В Соединенных Штатах отсутствовала национальная драматическая классика, развитие традиций которой могло содействовать освоению современной действительности.

        Тогда как в названных странах суть состояла в реформе уже существующего вида искусства, в Америке речь шла о двояко направленном процессе: о создании отсутствовавшего в рамках национальной традиции рода литературы и одновременно об осуществлении этой задачи на основах новой драмы.

В Америке драме, созданной по законам искусства, предстояло доказать свою самостоятельность, свое право на существование в жестокой конкуренции с выступавшим во всеоружии коммерческим театром.

Пьеса Теннесси Уильямса «Трамвай «Желание» явилась провидческой пьесой и обошла все сцены мира. Именно она определила на долгие годы вперед темы, мысли и идеалы автора. «Трамвай «Желание» - классика американского театра.

В этой пьесе схвачена драма смятенного человека, порожденная всем укладом жизни в обществе. Н а убогую окраину огромного города, в дом к  Стэнли Ковальскому приезжает сестра его жены – Бланш Дюбуа. Для нее дом Ковальских – последнее пристанище. В прошлом – бестолковая, трудная, несчатная жизнь. Когда-то была «Мечта» - родовое поместье. Стелла, ее сестра, в свое время уехала в Нью-Орлеан искать своей доли. Бланш осталась в поместье и боролась за его существоавние. Не победила: ни «Мечты», ни средств, ни сил. Позади – неудачное замужество (муж оказался гомосексуалистом, покончил с собой, узнав, что Бланш раскрыла его тайну); потеря честного имени; в отчаянии Бланш приезжает к сестре. Надежды на устройство личной судьбы почти нет. Стелла стала чужой. Когда она уезжает в родильный дом, Стэнли насилует Бланш, и Бланш сходит с ума.

Уильямс ясно проводит мысль о том, что одиночество Бланш не результат ее сексуальной распущенности, а следствие социальных условий. Представительница выродившейся южной аристократии, Бланш Дюбуа не приемлет мир Стэнли Ковальского. Автор не случайно делает своих героев наследниками южных плантаторов. В современной Америке аристократия Юга составляет незначительную часть общества. Она давно не формирует ни мнений, ни вкусов. Уильямс свободен от «комплекса южанина» - печали по прошлому «величию» рабовладельческой аристократии. Он не идеализирует Юг и не противопоставляет его современному миру как совершенное по своей организации общество. Но в аристократке по рождению, южанке Бланш Дюбуа Уильямс находит воплощение идеала духовной изысканности, изощренности. Бланш не только не приемлет мир Стэнли, она теряется в нем. Ей нет места в современном американском обществе: время южной аристократии истекло, и она гибнет. Но дело не только в том, что Бланш – тонкое, чуткое существо, предрасположенное к разладу со средой; Бланш обречена на катастрофу. Тонкость чувств (как и ее испорченность) делает ее нежелательной гостьей в мире «среднего человека». Культура , утверждает Уильямс, развивая конфликт Бланш – Стэнли, обречена на гибель перед лицом появившегося жизнеспособного, вульгарного «массового человека», подчиненного всякого рода регламентациям, но уверенного в себе. Для Уильямса Бланш и Стэнли – социальные символы. Бланш – символ Юга, Стэнли – символ нового «массового» человека.

Ведущее место в художественном строе драмы «Трамвай «Желание» занимает проблема существования в реальности идеала утонченной духовной красоты, разбивающейся вдребезги от натиска иного жизненного уклада и бессердечия. Элиа Казан, знаменитый американский режиссер, первым поставивший пьесу в 1947 году, - чутко уловил тему крушения хрупкой внутренней человеческой красоты и ее несовместимости с жестоким ординарным миром «массового человека». И подчинил свой замысел авторской мысли.

Уильямс не идеализирует свою героиню. Наоборот, он сохраняет завидную объективность. Он не прощает ей ни пристрастия к виски, ни ее прошлой сексуальной безответственности; неоправданное высокомерие – остатки прежних аристократических замашек, нетерпение и нетерпимость вызывают у него досаду. И все же симпатии автора на ее стороне. Дар внутренней свободы, способность замкнуться в себе, обрести чисто индивидуальные мотивы поведения, поразительная душевная тонкость и бескорыстие придают обаяния и пленительность одинокой, ранимой женщине, скрадывая все углы ее неприглядности, вылезающие порой на свет. Страх одиночества и смерти, который прежде бросал в объятия случайных встречных, пригнал Бланш в дом к Стэнли Ковальскому, заставил построить еще один «воздушный замок» при встрече с Митчем. «Я всю жизнь зависела от доброты первого встречного» - фраза Бланш, которую можно поставить эпиграфом ко всему творчеству Теннесси Уильямса. От тоски и запустения Бланш искала спасения в физической близости. Но за распущенностью ее угадываются контуры универсальной ситуации мира, в котором она живет. Любовь оставалась для нее единственной вечной ценностью. Любовь – это нежность и уважение личных связей в мире, где дружеские личные связи хрупки и случайны; любовь – это и «сексуальная свобода». В ней надеялась Бланш утвердить себя. «Что противостоит смерти? Желание, любовь», - утверждает Уильямс. Только осуществить это ей не пришлось. И хотя вера в жизнь без насилия оказалась мифом, Бланш сохранила ее до конца. До последнего мгновения борется она за свое место под солнцем. Казалось, уже дошла до конечной черты, дальше – только безумие. И вдруг Митч. «Вы добрый…а мне так нужна сейчас доброта», - печально произносит Бланш, и сразу становится ясно, что она возлагает на него много надежд. «Если выгорит! Я смогу уйти от вас, не быть больше никому в тягость», - убеждает она сестру. И ради этого идет на любые уловки чаровницы.

Здесь не только классовая борьба, не только борьба мужчины и женщины, каждый может разглядеть в этом противостоянии разного рода конфликт, настолько глубоко и эмоционально нам это преподносится.

Трагедия Бланш в том, что она, стараясь избавится от своего прошлого, тащит за собой вереницу повадок, вещей, выдуманных воспоминаний. Когда ей жестко указывают на это, она замыкается в себе, и уже живет совершенно в другом мире.


В своих ремарках автор пьесы «Трамвай Желание» Теннесси Уильямс описывает Бланш как мотылька, который всю свою жизнь ищет свет и летит на него, но, достигая яркого огня обычной лампочки, гибнет. Вот она и искала всю жизнь свое счастье. Искала везде, не упуская ни одного случая. Искала, постоянно набрасывая на яркие лампы китайские абажуры, которые погружают комнату в приятный полумрак, скрывающий слабость ее характера и ее «ускользающую красоту». Но как только бумажный абажур улетел в окно, Бланш, уже не в силах противостоять оказываемому на нее давлению, полностью замыкается в себе, что приводит ее историю к достаточно печальному финалу. Ее история вызывает смешанные чувства, это и жалость и презрение, не нечто среднее, а то и другое вместе. С одной стороны она сама виновата, что довела себя до такой жизни, а с другой — что ей еще оставалось?


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

737. Возникновение и протекание гипертонической болезни 143 KB
  Этиология, патогенез и лечение гипертонической болезни. Стадия начальных органических изменений. Стресс и хроническое психоэмоциональное напряжение. Классификация и клинические проявления. Профилактика гипертонической болезни
738. Инструкции обработки цепочек на языке ассемблер 89 KB
  Изучить команды обработки цепочек процессора i8086. Зашифровать строку по таблице. Таблица считается известной.
739. Влияние налогов на развитие малого предпринимательства 129.5 KB
  Сущность малого бизнеса и его роль в экономике страны. Упрощенная система налогообложения. Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход. Роль налоговой системы на развитие малого предпринимательства в России.
740. Процесс создание и отладки программы на языке ассемблера 88 KB
  Знакомство с методами создания и отладки программ, написанных на языке ассемблера. Создание программы, на языке ассемблера выполняющей арифметическую операцию и ввод/вывод с консоли. Трансляция, компоновка, трассировка программы.
741. Исследование параметров и характеристик двигателя постоянного тока с независимым возбуждением 337.5 KB
  Построение статических характеристик двигателя постоянного тока. Исследование механических характеристик двигателя постоянного тока с независимым возбуждением. Методика расчета параметров модели двигателя. Результаты исследования искусственной механической характеристики при пониженном напряжении на обмотке якоря. Частотная характеристика двигателя постоянного тока с независимым возбуждением.
742. Финансово-хозяйственная деятельность ООО Химпромстрой 306 KB
  Теоритические основы разработки программ развития персонала. Анализ использования персонала в ООО Химпромстрой. Эффективность программы развития персонала. Анализ состава и структуры персонала ООО Химпромстрой.
743. Русская философия 11-18 веков 150 KB
  Становление русской философии. Христианские и языческие элементы в духовной культуре Руси. Становление русской средневековой философии в 14-17 веках. Появление ранних ересей (нестяжатели, иосифляне и др.). Развитие исихазма на Руси, его основные теоретические положения и значение для русской культуры.
744. Стратегические цели как специфический объект управления 52.5 KB
  Стратегические цели определяются спецификой объекта управления. Увеличение доли продукции на рынке в регионе. Достижение передовых позиций в отрасли по такому-то научно-техническому направлению.
745. Правила безопасности при работах на технологических участках телефонных и телеграфных станций 126 KB
  Оборудование телефонных и телеграфных станций должно быть заземлено в соответствии с требованиями настоящих правил. Правила безопасности при работах в помещении ввода кабелей. Коммутационная система SI-2000. Групповой переключатель GSM. Alarm monitoring – Мониторинг аварийных сигналов.