34528

Проблематика общества потребления и её воплощение в французской литературе (Ж. Перек)

Доклад

Литература и библиотековедение

Жорж Перек 1936 1982 стал известен благодаря публикации романа Вещи 1965. Перек сначала написал роман Исчезновение 1969 в котором рассказывается о всевозможных исчезновениях но самым главным остается исчезновение буквы е из текста романа. Вслед за тем появился роман Возвращающиеся 1972 где наряду с другими возвращающимися обнаружилась буква е употребляемая где попало лишнее е и в названии романа. Перека относится к шозизму характерному для 60 х годов французской литературы 20 века рассмотрим концепт романа и его...

Русский

2013-09-08

18.44 KB

11 чел.

56)Проблематика общества потребления и её воплощение в французской литературе (Ж. Перек)

В первой половине ХХ века Соединённые Штаты Америки стали индустриальной страной, в которой человек достиг уровня, неизвестного в других странах.  Это стало возможным благодаря тому, что на первое место во многих сферах жизни были поставлены эффективность и рентабельность. В результате в США сформировалось новое общество, отличительной чертой которого стал перенос изобилия, прежде доступного немногим, в повседневное потребление. При этом изменился сам характер приобретения вещей и пользования ими. Почти все предметы - от одежды и продуктов питания до бытовой техники и недвижимости- стали символами и средствами существования этого общества. Теперь людей оценивали исходя из того, что они потребляли, а не по их убеждениям.

Жорж Перек (1936—1982) стал известен благодаря публикации романа «Вещи» (1965). «Потребительская цивилизация» увековечена в романе необычном, поскольку его истинными героями оказываются вещи, единственное содержание духовного мира персонажей. Даже до их имен нелегко добраться, все индивидуальное стерто, унифицировано, овеществлено, открытие мира отождествляется с открытием предметов потребления — «шерстяных изделий, шелковых блузок» и пр., и пр. «Вещизм» Перека отличен от «шозизма» Роб-Грийе, его вещи — принадлежность мира социально определенного  и недвусмысленно осуждаемого писателем.

Далее этот образ овеществленного существования развивается в творчестве Перека, поглощает и внешний, и внутренний мир порождает интонации сатирические, иронические — и настраивает на лад игры. Перек тасует эти вещи, как детские кубики, чудовищные их груды складывает в причудливые композиции — «Жизнь — способ употребления» (1978) называется «романом», но о романе не напоминает этот протокол жизни одного парижского дома, скорее фотографически точное описание его внутренностей, его обитателей и их домашнего скарба.

Литературные забавы, которым предался Жорж Перек, потеряв всякое доверие к «вещам», приблизили его к группе УЛИПО, «Мастерской Потенциальной Литературы». «Мастерская» эта возникла в 60-е годы и была игровой, формалистической ветвью постмодернизма. Отказав своим экспериментам в какой бы то ни было содержательности, «мастеровые» занялись обновлением структур написанных не ими произведений, тем самым являя некий вариант «интертекстуальности».

В числе этих экспериментов — обработка известных стихотворений по правилам липограмматического стиха. Перек сначала написал роман «Исчезновение» (1969), в котором рассказывается о всевозможных исчезновениях, но самым главным остается исчезновение буквы «е» из текста романа. Вслед за тем появился роман «Возвращающиеся» (1972), где наряду с другими возвращающимися обнаружилась буква «е», употребляемая где попало (лишнее «е» и в названии романа).

Другое направление бессодержательных литературных игр — производство китча, эксплуатация популярных жанров «массовой культуры».

Страсть к вещам и их приобретению показана через

бесконечные описательные ряды. В отличие от других романов, персонажи

прекрасно вписываются в общество потребления- видоизменение концепта

счастья и красоты в соответствии с новыми реалиями общества потребления.

Даже до имен героев нелегко добраться, все индивидуальное стерто,

унифицировано, овеществлено, открытие мира отождествляется с открытием

предметов потребления- «шерстяных изделий, шелковых блузок» и пр. и пр.

В связи с тем, что роман Ж. Перека относится к шозизму, характерному для 60-

х годов французской литературы 20 века, рассмотрим концепт романа и его

художественные особенности. В романе Ж.Перека обращает на себя внимание

необычность сюжета. В романе в целом повествуется о двух молодых людях,

только что вступивших в брак. Однако история их любви, их взаимоотношений

до брака и в первые годы совместной жизни, как правило, счастливых и обычно

привлекающих внимание писателей, не изображены в этом произведении.

Отсутствует вообще какое-либо изображение человеческих взаимоотношений

между молодыми людьми, также как отсутствует описание их взаимоотношений с

друзьями, о которых в романе говорится, что их много, взаимоотношений с

коллегами по работе, с клиентами- одним словом, автор устраняет изображение

хотя бы каких-то аспектов обычной человеческой жизни: любви, дружбы,

привязанности, нет ни малейшего намека на какие-либо человеческие

отношения.

  Все многообразие чувственной, духовной, повседневной жизни подменено

вещами.

При этом художественный мир романа, так же как сознание самих героев,

заполнено описанием вещей: вожделенных, таких желанных, таких жизненно

необходимых для героев, потому что они лишены возможности их приобретения:

денег мало, надежды на будущее смутны.

Итак, экспозиция романа такова: вокруг героев множество жизненных благ,

которыми они не могут воспользоваться в силу своего ущербного социально-

экономического положения, но желание их иметь у героев крайне сильно.

  Сюжет романа состоит из описания множества попыток улучшения своего

материального положения, их безрезультативности. Желание при этом не

ослабевает.

В романе «Вещи» не происходит ни одной ситуации, которая изменила бы

положение героев и, следовательно, их психологию, их установки, их

отношение к миру. Они постоянно остаются в прежнем положении, и по-прежнему

давит на их сознание страстная жажда приобретать то, что им необходимо для

жизни, а это всего лишь вещи. Но без вещей человеческая жизнь невозможна.

Вещи и создаются для того, чтобы облегчить человеку существование. В этом

нет ничего необычного. А вот герои романа «Вещи» лишены этой необходимости.

автор подчеркивает низкий, малозначимый характер того, что является предметом его изображения.

Герои Ж.Перека не индивидуализированы в соответствии с эстетикой

  литературы «шозизма». Стандартизация, но не в равной степени.

Также как и экзистенциализм, литература

  «шозизма» протестует против духовного закрепощения человека в обществе

  потребления, требуют вернуть индивидууму внутреннюю свободу и

  человеческое достоинство.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

84642. Хлебопекарные дрожжи, их микробиологическая и химическая характеристика. Виды хлебопекарных дрожжей, хранение и подготовка к производству. Сущность активации дрожжей 20.47 KB
  Дрожжи хлебопекарные являются основным видом сырья для производства хлеба и хлебобулочных изделий. Технологическая и функциональная роль дрожжей заключается в биологическом разрыхлении теста диоксидом углерода выделяющимся в процессе спиртового брожения придании тесту определённых реологических...
84643. Жидкие дрожжи и их технологическое значение, микрофлора. Разводочный и производственный циклы приготовления, основные схемы приготовления, их сравнительная оценка. Показатели качества жидких дрожжей 22.62 KB
  Показатели качества жидких дрожжей Понятие о жидких дрожжах и их технологическом значении Жидкие дрожжи используются в отечественном хлебопечении в качестве биологического разрыхлителя при производстве хлеба из пшеничной муки смеси пшеничной и ржаной полностью приготовленного на жидких дрожжах...
84644. Хлебопекарные свойства пшеничной муки и факторы, их характеризующие. Газообразующая способность пшеничной муки и факторы, ее обусловливающие 24.64 KB
  Хлебопекарные свойства пшеничной муки и факторы их характеризующие. Газообразующая способность пшеничной муки и факторы ее обусловливающие. Сила пшеничной муки и факторы ее определяющие. Технологическое значение силы муки.
84645. Хлебопекарные свойства ржаной муки и показатели, их характеризующие. Особенности углеводно-амилазного и белково-протеиназного комплексов ржаной муки. Автолитическая активность ржаной муки и методы ее определения 23.39 KB
  Хлебопекарные свойства ржаной муки и показатели их характеризующие. Особенности углеводно-амилазного и белково-протеиназного комплексов ржаной муки. Автолитическая активность ржаной муки и методы ее определения. Химический состав ржаной муки В хлебопекарном производстве используется ржаная сортовая мука...
84646. Дополнительное сырье хлебопекарного производства. Соотношение и роль в тесте отдельных видов сырья 39.13 KB
  Для технологических и хозяйственных нужд хлебозаводы используют обычно воду из городского питьевого водопровода. Для бесперебойного снабжения водой и создания постоянного напора во внутренней водопроводной сети устанавливают специальные баки с холодной и горячей водой.
84647. XIX Century Literature 27.1 KB
  Dickens, Charles John Huffam (1812-1870), probably the best-known and, to many people, the greatest English novelist of the 19th century. A moralist, satirist, and social reformer, Dickens crafted complex plots and striking characters that capture the panorama of English society.
84648. Энергия, работа. Закон всемирного тяготения 964 KB
  а предыдущей лекции было показано, что количество движения принимается в качестве меры механического движения. Применение такой меры допустимо, если передача механического движения от одного тела к другому, происходит без превращения в другие формы движения материи.
84649. Механика вращательного движения твёрдого тела. Виды движения твёрдого тела 953.5 KB
  Виды движения твёрдого тела. Движения твёрдого тела Поступательное движение тела при котором тело перемещается параллельно самому себе. Вращательное движение тела при котором все точки его движутся по окружностям и их центры расположены на одной прямой оси вращения.
84650. Сплошные тела. Абсолютно упругое тело. Виды деформаций 1010 KB
  Известно что все тела состоят из молекул и атомов между которыми существуют силы взаимодействия поэтому и формируемое тело можно рассматривать как систему материальных точек расстояния между которыми изменяются при их деформации.