34528

Проблематика общества потребления и её воплощение в французской литературе (Ж. Перек)

Доклад

Литература и библиотековедение

Жорж Перек 1936 1982 стал известен благодаря публикации романа Вещи 1965. Перек сначала написал роман Исчезновение 1969 в котором рассказывается о всевозможных исчезновениях но самым главным остается исчезновение буквы е из текста романа. Вслед за тем появился роман Возвращающиеся 1972 где наряду с другими возвращающимися обнаружилась буква е употребляемая где попало лишнее е и в названии романа. Перека относится к шозизму характерному для 60 х годов французской литературы 20 века рассмотрим концепт романа и его...

Русский

2013-09-08

18.44 KB

11 чел.

56)Проблематика общества потребления и её воплощение в французской литературе (Ж. Перек)

В первой половине ХХ века Соединённые Штаты Америки стали индустриальной страной, в которой человек достиг уровня, неизвестного в других странах.  Это стало возможным благодаря тому, что на первое место во многих сферах жизни были поставлены эффективность и рентабельность. В результате в США сформировалось новое общество, отличительной чертой которого стал перенос изобилия, прежде доступного немногим, в повседневное потребление. При этом изменился сам характер приобретения вещей и пользования ими. Почти все предметы - от одежды и продуктов питания до бытовой техники и недвижимости- стали символами и средствами существования этого общества. Теперь людей оценивали исходя из того, что они потребляли, а не по их убеждениям.

Жорж Перек (1936—1982) стал известен благодаря публикации романа «Вещи» (1965). «Потребительская цивилизация» увековечена в романе необычном, поскольку его истинными героями оказываются вещи, единственное содержание духовного мира персонажей. Даже до их имен нелегко добраться, все индивидуальное стерто, унифицировано, овеществлено, открытие мира отождествляется с открытием предметов потребления — «шерстяных изделий, шелковых блузок» и пр., и пр. «Вещизм» Перека отличен от «шозизма» Роб-Грийе, его вещи — принадлежность мира социально определенного  и недвусмысленно осуждаемого писателем.

Далее этот образ овеществленного существования развивается в творчестве Перека, поглощает и внешний, и внутренний мир порождает интонации сатирические, иронические — и настраивает на лад игры. Перек тасует эти вещи, как детские кубики, чудовищные их груды складывает в причудливые композиции — «Жизнь — способ употребления» (1978) называется «романом», но о романе не напоминает этот протокол жизни одного парижского дома, скорее фотографически точное описание его внутренностей, его обитателей и их домашнего скарба.

Литературные забавы, которым предался Жорж Перек, потеряв всякое доверие к «вещам», приблизили его к группе УЛИПО, «Мастерской Потенциальной Литературы». «Мастерская» эта возникла в 60-е годы и была игровой, формалистической ветвью постмодернизма. Отказав своим экспериментам в какой бы то ни было содержательности, «мастеровые» занялись обновлением структур написанных не ими произведений, тем самым являя некий вариант «интертекстуальности».

В числе этих экспериментов — обработка известных стихотворений по правилам липограмматического стиха. Перек сначала написал роман «Исчезновение» (1969), в котором рассказывается о всевозможных исчезновениях, но самым главным остается исчезновение буквы «е» из текста романа. Вслед за тем появился роман «Возвращающиеся» (1972), где наряду с другими возвращающимися обнаружилась буква «е», употребляемая где попало (лишнее «е» и в названии романа).

Другое направление бессодержательных литературных игр — производство китча, эксплуатация популярных жанров «массовой культуры».

Страсть к вещам и их приобретению показана через

бесконечные описательные ряды. В отличие от других романов, персонажи

прекрасно вписываются в общество потребления- видоизменение концепта

счастья и красоты в соответствии с новыми реалиями общества потребления.

Даже до имен героев нелегко добраться, все индивидуальное стерто,

унифицировано, овеществлено, открытие мира отождествляется с открытием

предметов потребления- «шерстяных изделий, шелковых блузок» и пр. и пр.

В связи с тем, что роман Ж. Перека относится к шозизму, характерному для 60-

х годов французской литературы 20 века, рассмотрим концепт романа и его

художественные особенности. В романе Ж.Перека обращает на себя внимание

необычность сюжета. В романе в целом повествуется о двух молодых людях,

только что вступивших в брак. Однако история их любви, их взаимоотношений

до брака и в первые годы совместной жизни, как правило, счастливых и обычно

привлекающих внимание писателей, не изображены в этом произведении.

Отсутствует вообще какое-либо изображение человеческих взаимоотношений

между молодыми людьми, также как отсутствует описание их взаимоотношений с

друзьями, о которых в романе говорится, что их много, взаимоотношений с

коллегами по работе, с клиентами- одним словом, автор устраняет изображение

хотя бы каких-то аспектов обычной человеческой жизни: любви, дружбы,

привязанности, нет ни малейшего намека на какие-либо человеческие

отношения.

  Все многообразие чувственной, духовной, повседневной жизни подменено

вещами.

При этом художественный мир романа, так же как сознание самих героев,

заполнено описанием вещей: вожделенных, таких желанных, таких жизненно

необходимых для героев, потому что они лишены возможности их приобретения:

денег мало, надежды на будущее смутны.

Итак, экспозиция романа такова: вокруг героев множество жизненных благ,

которыми они не могут воспользоваться в силу своего ущербного социально-

экономического положения, но желание их иметь у героев крайне сильно.

  Сюжет романа состоит из описания множества попыток улучшения своего

материального положения, их безрезультативности. Желание при этом не

ослабевает.

В романе «Вещи» не происходит ни одной ситуации, которая изменила бы

положение героев и, следовательно, их психологию, их установки, их

отношение к миру. Они постоянно остаются в прежнем положении, и по-прежнему

давит на их сознание страстная жажда приобретать то, что им необходимо для

жизни, а это всего лишь вещи. Но без вещей человеческая жизнь невозможна.

Вещи и создаются для того, чтобы облегчить человеку существование. В этом

нет ничего необычного. А вот герои романа «Вещи» лишены этой необходимости.

автор подчеркивает низкий, малозначимый характер того, что является предметом его изображения.

Герои Ж.Перека не индивидуализированы в соответствии с эстетикой

  литературы «шозизма». Стандартизация, но не в равной степени.

Также как и экзистенциализм, литература

  «шозизма» протестует против духовного закрепощения человека в обществе

  потребления, требуют вернуть индивидууму внутреннюю свободу и

  человеческое достоинство.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

60585. ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ МАЛЫХ ГРУПП 55.5 KB
  Эквифинальные группы выполняют следующие роли: установки на род деятельности ставят цель перед соционом кольца ревизии осуществляют координационноуправляющее воздействие темпераментные группы реализуют цели на практике а квадры дают обратную связь корректируя стратегические цели. Маршал координирует действия Администратора и Мастера а Инспектор подводит итоги и корректирует стратегические цели всей управленческой группы. Маршал задает стратегию маневра Советчик доводит ее до повседневной практики Политик координирует их действия а...
60589. Диагностика зависания и неисправностей компьютера 2.75 MB
  Если контакты погнуты аккуратно разогните их; проверьте правильно ли установлена видеоплата и снова включите дисплей а затем ПК; если дисплей работает нормально в течение процедуры самотестирования POST а при загрузке операционной системы Windows...
60590. Дидактические игры и упражнения на уроке математике для обучающихся с нарушениями интеллекта 78.5 KB
  Включенные в урок дидактические игры удовлетворяют требованиям обучения и воспитания сближают новую познавательную деятельность обучающегося с уже привычной для него игровой облегчая переход от игры к серьезной умственной работе.
60591. ВИКОРИСТАННЯ СОЦІАЛЬНИХ МЕРЕЖ У НАВЧАЛЬНО-ВИХОВНОМУ ПРОЦЕСІ В ЗАГАЛЬНО-ОСВІТНІХ НАВЧАЛЬНИХ ЗАЙЛАДАХ 1.68 MB
  Соціальні мережі дають можливість безпосередньо підводити вихованців до тих чи інших дій. Корисного аналізу того чи іншого питання у неформальні обстановці. Соціальні мережі в певній мірі дають можливість оцінити особисте життя вихованців. Часто розміщені фото, окремі альбоми дозволяють встановити напрямки розвитку уподобань і схильностей учнів.
60592. Особенности развития речи у детей раннего возраста 316 KB
  Овладение речью как средством общения возможно лишь на основе достаточно развитого фонематического слуха, который осуществляет определенный анализ, отделяя высоту звуков от их фонематических особенностей, и тонкое дифференцирование самих фонематических различий.
60593. Игровые моменты и опорные конспекты на уроках истории 1.8 MB
  О первостепенном значении игры для естественного развития ребёнка свидетельствует тот факт что ООН провозгласила игру универсальным и неотъемлемым правом ребёнка. Включаясь в процесс игры дети научаются жить в нашем символическом...