34528

Проблематика общества потребления и её воплощение в французской литературе (Ж. Перек)

Доклад

Литература и библиотековедение

Жорж Перек 1936 1982 стал известен благодаря публикации романа Вещи 1965. Перек сначала написал роман Исчезновение 1969 в котором рассказывается о всевозможных исчезновениях но самым главным остается исчезновение буквы е из текста романа. Вслед за тем появился роман Возвращающиеся 1972 где наряду с другими возвращающимися обнаружилась буква е употребляемая где попало лишнее е и в названии романа. Перека относится к шозизму характерному для 60 х годов французской литературы 20 века рассмотрим концепт романа и его...

Русский

2013-09-08

18.44 KB

11 чел.

56)Проблематика общества потребления и её воплощение в французской литературе (Ж. Перек)

В первой половине ХХ века Соединённые Штаты Америки стали индустриальной страной, в которой человек достиг уровня, неизвестного в других странах.  Это стало возможным благодаря тому, что на первое место во многих сферах жизни были поставлены эффективность и рентабельность. В результате в США сформировалось новое общество, отличительной чертой которого стал перенос изобилия, прежде доступного немногим, в повседневное потребление. При этом изменился сам характер приобретения вещей и пользования ими. Почти все предметы - от одежды и продуктов питания до бытовой техники и недвижимости- стали символами и средствами существования этого общества. Теперь людей оценивали исходя из того, что они потребляли, а не по их убеждениям.

Жорж Перек (1936—1982) стал известен благодаря публикации романа «Вещи» (1965). «Потребительская цивилизация» увековечена в романе необычном, поскольку его истинными героями оказываются вещи, единственное содержание духовного мира персонажей. Даже до их имен нелегко добраться, все индивидуальное стерто, унифицировано, овеществлено, открытие мира отождествляется с открытием предметов потребления — «шерстяных изделий, шелковых блузок» и пр., и пр. «Вещизм» Перека отличен от «шозизма» Роб-Грийе, его вещи — принадлежность мира социально определенного  и недвусмысленно осуждаемого писателем.

Далее этот образ овеществленного существования развивается в творчестве Перека, поглощает и внешний, и внутренний мир порождает интонации сатирические, иронические — и настраивает на лад игры. Перек тасует эти вещи, как детские кубики, чудовищные их груды складывает в причудливые композиции — «Жизнь — способ употребления» (1978) называется «романом», но о романе не напоминает этот протокол жизни одного парижского дома, скорее фотографически точное описание его внутренностей, его обитателей и их домашнего скарба.

Литературные забавы, которым предался Жорж Перек, потеряв всякое доверие к «вещам», приблизили его к группе УЛИПО, «Мастерской Потенциальной Литературы». «Мастерская» эта возникла в 60-е годы и была игровой, формалистической ветвью постмодернизма. Отказав своим экспериментам в какой бы то ни было содержательности, «мастеровые» занялись обновлением структур написанных не ими произведений, тем самым являя некий вариант «интертекстуальности».

В числе этих экспериментов — обработка известных стихотворений по правилам липограмматического стиха. Перек сначала написал роман «Исчезновение» (1969), в котором рассказывается о всевозможных исчезновениях, но самым главным остается исчезновение буквы «е» из текста романа. Вслед за тем появился роман «Возвращающиеся» (1972), где наряду с другими возвращающимися обнаружилась буква «е», употребляемая где попало (лишнее «е» и в названии романа).

Другое направление бессодержательных литературных игр — производство китча, эксплуатация популярных жанров «массовой культуры».

Страсть к вещам и их приобретению показана через

бесконечные описательные ряды. В отличие от других романов, персонажи

прекрасно вписываются в общество потребления- видоизменение концепта

счастья и красоты в соответствии с новыми реалиями общества потребления.

Даже до имен героев нелегко добраться, все индивидуальное стерто,

унифицировано, овеществлено, открытие мира отождествляется с открытием

предметов потребления- «шерстяных изделий, шелковых блузок» и пр. и пр.

В связи с тем, что роман Ж. Перека относится к шозизму, характерному для 60-

х годов французской литературы 20 века, рассмотрим концепт романа и его

художественные особенности. В романе Ж.Перека обращает на себя внимание

необычность сюжета. В романе в целом повествуется о двух молодых людях,

только что вступивших в брак. Однако история их любви, их взаимоотношений

до брака и в первые годы совместной жизни, как правило, счастливых и обычно

привлекающих внимание писателей, не изображены в этом произведении.

Отсутствует вообще какое-либо изображение человеческих взаимоотношений

между молодыми людьми, также как отсутствует описание их взаимоотношений с

друзьями, о которых в романе говорится, что их много, взаимоотношений с

коллегами по работе, с клиентами- одним словом, автор устраняет изображение

хотя бы каких-то аспектов обычной человеческой жизни: любви, дружбы,

привязанности, нет ни малейшего намека на какие-либо человеческие

отношения.

  Все многообразие чувственной, духовной, повседневной жизни подменено

вещами.

При этом художественный мир романа, так же как сознание самих героев,

заполнено описанием вещей: вожделенных, таких желанных, таких жизненно

необходимых для героев, потому что они лишены возможности их приобретения:

денег мало, надежды на будущее смутны.

Итак, экспозиция романа такова: вокруг героев множество жизненных благ,

которыми они не могут воспользоваться в силу своего ущербного социально-

экономического положения, но желание их иметь у героев крайне сильно.

  Сюжет романа состоит из описания множества попыток улучшения своего

материального положения, их безрезультативности. Желание при этом не

ослабевает.

В романе «Вещи» не происходит ни одной ситуации, которая изменила бы

положение героев и, следовательно, их психологию, их установки, их

отношение к миру. Они постоянно остаются в прежнем положении, и по-прежнему

давит на их сознание страстная жажда приобретать то, что им необходимо для

жизни, а это всего лишь вещи. Но без вещей человеческая жизнь невозможна.

Вещи и создаются для того, чтобы облегчить человеку существование. В этом

нет ничего необычного. А вот герои романа «Вещи» лишены этой необходимости.

автор подчеркивает низкий, малозначимый характер того, что является предметом его изображения.

Герои Ж.Перека не индивидуализированы в соответствии с эстетикой

  литературы «шозизма». Стандартизация, но не в равной степени.

Также как и экзистенциализм, литература

  «шозизма» протестует против духовного закрепощения человека в обществе

  потребления, требуют вернуть индивидууму внутреннюю свободу и

  человеческое достоинство.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

74098. Ыбырай Алтынсарин 24.63 KB
  Ыбырай 1841 жылы қазан айының 20сында қазіргі Қостанай облысы Қостанай ауданында дүниеге келеді. Сөйтіп немересі кішкентай Ыбырайды Орынборда ашылады деп күтілген орысқазақ мектебіне күні бұрын жаздырып қояды. Атаң мұнда анаңмен есенаман Сүйіп сәлем жазады бүгін саған.
74099. Скиф-сақ әлеміндегі қоғамдық ұйымдар 24.17 KB
  I мыңжылдықтың басы сақ қоғамындағы алғашқы рулық қатынастар ыдырап жаңа әлеуметтік құрылымның қалыптасу үрдісінің жедел жүруімен сипатгалады. Сол кездің өзіндеақ алғашқы ірі қоғамдық еңбек бөлінісінен мыс пен қола металлургиясының тууы мен дамуынан кейін алғашында үлкен патриархаттық ал одан кейін шағын және моногамиялы отбасылар окшаулана бастады. Археологиялық деректер жеке адамдық ал кейін барып отбасылық меншіктің шыққанын айқын көрсетеді. II мыңжылдыктың аяғында және I мыңжылдыктың басында қыш ыдыстар мен кейбір қола заттарға...
74100. Қаңлы мемлекеті 22.17 KB
  II ғасырдың екінші жартысында ЧжанЦянь Қаңлы жерлерінің оңтүстігінде юечжиге ал солтүстігінде ғұндарға тәуелді екенін айтса біздің заманымыздағы I ғасырда мұндағы жағдай өзгереді. Егер Чжан Цянь юечжи әскерін 100200 мың ал қаңлы әскерін 90 мың деп хабарлаған болса ЦаньХаньШу енді қаңлы әскерін 120 мың юечжи әскерін 100 мың дейді14. Бұл кезенде Орта Азиядағы қос өзен аралығында юечжилердің негізгі бөлігінің оңтүстікке сол жағалаудағы Бактрияға ығысуы жерге отырықшылық орын алып жекежеке бес иелікке бөлінгенін мұның өзі қаңлымен...
74101. Қазан Хандығы 21.84 KB
  Қазанға орнығып бұл хандықтың дербес болуына негіз салды. Қазан Хандығы тұрғындарының негізгі кәсібі егіншілік болды; оған қосымша мал шаруашылығы баубақша жабайы араның балын жинау аңшылық балықшылық кәсіптерімен айналысты. Қазан Хандығында жоғары өкімет билігі ханның қолында болды бірақ оған ірі ақсүйектер кеңесі диуан бағыт сілтеп бақылау жүргізіп отырды.
74102. Қазақстан жеріндегі әскери қозғалыстар мен соғысқа кіруі 21.52 KB
  Қазақстан азамат соғысы жылдарында 19181920 жж. Ленин қол қойған халық комитетінің декреті бойынша қырғыз қазақ революциялық комитеті қүрылды. Оның қарамағына Қазақ Совет автономиясы жарияланып өлке Советтерінщ құрылтай съезі шақырылғанға дейін қазақ тұрғындары мекендеген Орал ТорғайАқмола Семей облысы мен Астрахань губерниясы жерівдегі барлық жоғарғы әскериазаматтық басқармалар берілді.
74103. Көтерілістің шығу себептері 21.34 KB
  Қатардағы қарапайым қазақтар жерді солардан жалға алып пайдаланды. Қазақ ақсүйектері орыс помещиктерінен жалға алған жерлерді өздерінің жеке қалауы бойынша қазақ ауылдарынакөтеріңкі қымбат бағаға тағы да қайыра жалға беріп отырды. Сөйтіп қазақтардан әр түрлі айыппұлдар мен алымсалықты еселеп алып тұрды 1836 жылы халық көтерілісі басталды.
74104. соты және олардың қазақ қоғамы өміріндегі атқарған рөлі 21.14 KB
  XIX ғасырдың 20жылдарынан бастап патша үБилер билер соты және олардың қазақ қоғамы өміріндегі атқарған рөлі[өңдеу] Ресей Қазақстан аумағына азаматтық және әскери сот жүйесін енгізгенге дейін мұнда дәстүрлі билер соты болатын. Қазақ қоғамында билер ешқашан сайланып та тағайындалып та қойылмаған. Ондай билердің атақдаңқы жөніндегі хабар дала тұрғындары арасына тез таралатын.
74105. Түрік қағандығы 20.71 KB
  Түрік немесе қажыр қайраттылар деген атпен белгілі болды. Түрік қағанаты Түрік Қағандығының қоғамдық өмірінде әскери іс маңызды орын алды. Түріктер мал шмен аңшылықпен айналысты.