34536

Традиция семейного романа во франц. л-ре 20 в. (Р. Роллан, Ф. Мориак, Э. Базен)

Доклад

Литература и библиотековедение

Приступая к рассмотрению многотомных семейных циклов которые продолжают появляться во французской литературе послевоенного периода следует поставить вопрос о характере этого жанра как такового.Прежде всего надо отметить что то обстоятельство что сюжеты этих циклов связаны рамками одного или нескольких семейств отнюдь не означает их асоциальности. Во Франции например начиная с РугонМаккаров вплоть до Семьи Тибо и до нынешних послевоенных семейных циклов все это подчеркнуто социальные произведения которые выходят далеко за пределы...

Русский

2013-09-08

15.92 KB

26 чел.

07)Традиция "семейного" романа во франц. л-ре 20 в. (Р. Роллан, Ф. Мориак, Э. Базен)

Важна семейная тема. Семья – это дом. Но в 20 веке часто разрушаются кровные узы. Возникает проблема создания другой семьи, братства не по крови, а по вере. Семейный роман трансформируется в социальный роман. Динамика семейного романа характерна для французской и американской литературы. Роман Дюгара «Семья Тибо».

Фрасуа Мориак. Жанр семейного и социального романа. Структуру развертывает не вширь, а вглубь. Он движется в глубины человеческого сердца. Опирался на традиции Бальзака (Андреев): темы брака, борьбы, собственничества. Но и близка традиция Достоевского. «Я католик, сочиняющий романы» - глубоко религиозное мироощущение. «Жизнь Иисуса». Христос для него прежде всего человек, который включает в себя божественное. Важны действия Христа и не менее важны слова Христа. Слово Христа было распято. Крест без слова всего лишь виселица. Его интересуют взаимоотношения человека и бога. Это совесть, нравственные чувства. Грешные люди, которые отпали от Бога, но стали способны глубже с ним соединиться.

Приступая к рассмотрению многотомных семейных циклов, которые продолжают появляться во французской литературе послевоенного периода, следует поставить вопрос о характере этого жанра как такового.

Прежде всего надо отметить, что то обстоятельство, что сюжеты этих циклов связаны рамками одного или нескольких семейств, отнюдь не означает их асоциальности. Во Франции, например, начиная с "Ругон-Маккаров" вплоть до "Семьи Тибо" и до нынешних - послевоенных - семейных циклов, все это подчеркнуто социальные произведения, которые выходят далеко за пределы наблюдения частной жизни. Ибо с самого начала авторы их обращаются к семье как к клетке определенного социального организма, которая дает представление об обществе в целом. И именно потому, что в масштабе "клетки" они пристально изучают конкретные особенности и пороки буржуазного общества (чувство собственности и хищничество, составляющие суть буржуазных отношений, и др.), циклы эти неминуемо носят антибуржуазный, разоблачительный характер.

Авторы семейных циклов подчиняют изобразительные средства своего искусства главной задаче обличения господствующих сословий и выполняют эту задачу остро, зло, беспощадно, отметая все возможные иллюзии в отношении современного империалистического уклада жизни, которые еще могли быть у их предшественников. В этом обличительном пафосе и состоит наибольшая заслуга этих произведений.

В то же время нельзя не сказать об ограниченности, которая им присуща. Ограниченность эта касается главным образом суженного изображения общенациональной жизни. Ведь при самом тщательном и скрупулезном анализе процессов, происходящих в среде крупной буржуазии, писатели, которых мы рассмотрели, совсем не знают, а может быть, и недостаточно интересуются тем, как живет простой народ Франции. Дрюон, как мы уже говорили при разборе его трилогии, обедняет ее именно полным отсутствием народных персонажей. У Филиппа Эрриа, правда, есть люди Сопротивления, к которым тяготеет его героиня Аньес, и есть где-то на периферии трудовой мир Франции, для которого она готовит своего сына, отвергнутого кланом Буссарделей. Но каков он, этот трудовой мир? Как он живет, как трудится, о чем думает, к чему стремится? Ничего этого мы не найдем в многотомном цикле, посвященном разоблачению Буссарделей.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

54770. ХИМИЧЕСКАЯ АЗБУКА ПИЩИ 186 KB
  Задача устно В куске белого пшеничного хлеба 08 мг железа. Тема урока: Железо его свойства нахождение в природе Цели урока: Знать положение железа в периодической системе Д. Менделеева нахождение железа в природе свойства железа. Уметь объяснять суть химических реакций с точки зрения окислительно восстановительной теории обосновывать необходимость получения железа из руд.
54772. Общее недоразвитие речи 30.5 KB
  Познакомить учащихся с документацией, необходимой для обследования детей с ОНР. Развивать практические навыки и умения у учащихся при частичном обследовании детей с ОНР. Формировать интерес к профессии логопеда и воспитывать гуманное отношение к детям с тяжелыми нарушениями речи.
54773. ЖИЗНЬ В ОКЕАНЕ 178 KB
  Продолжить формирование представлений и знаний о Мировом океане. Познакомить учащихся с особенностями и условиями жизни в океане с разнообразием его обитателей и их распределением и распространением. Оборудование: карта полушарий или карта Мирового океана книги видеофильм Жизнь в Океане таблицы рисунки доклады учащихся.