34536

Традиция семейного романа во франц. л-ре 20 в. (Р. Роллан, Ф. Мориак, Э. Базен)

Доклад

Литература и библиотековедение

Приступая к рассмотрению многотомных семейных циклов которые продолжают появляться во французской литературе послевоенного периода следует поставить вопрос о характере этого жанра как такового.Прежде всего надо отметить что то обстоятельство что сюжеты этих циклов связаны рамками одного или нескольких семейств отнюдь не означает их асоциальности. Во Франции например начиная с РугонМаккаров вплоть до Семьи Тибо и до нынешних послевоенных семейных циклов все это подчеркнуто социальные произведения которые выходят далеко за пределы...

Русский

2013-09-08

15.92 KB

26 чел.

07)Традиция "семейного" романа во франц. л-ре 20 в. (Р. Роллан, Ф. Мориак, Э. Базен)

Важна семейная тема. Семья – это дом. Но в 20 веке часто разрушаются кровные узы. Возникает проблема создания другой семьи, братства не по крови, а по вере. Семейный роман трансформируется в социальный роман. Динамика семейного романа характерна для французской и американской литературы. Роман Дюгара «Семья Тибо».

Фрасуа Мориак. Жанр семейного и социального романа. Структуру развертывает не вширь, а вглубь. Он движется в глубины человеческого сердца. Опирался на традиции Бальзака (Андреев): темы брака, борьбы, собственничества. Но и близка традиция Достоевского. «Я католик, сочиняющий романы» - глубоко религиозное мироощущение. «Жизнь Иисуса». Христос для него прежде всего человек, который включает в себя божественное. Важны действия Христа и не менее важны слова Христа. Слово Христа было распято. Крест без слова всего лишь виселица. Его интересуют взаимоотношения человека и бога. Это совесть, нравственные чувства. Грешные люди, которые отпали от Бога, но стали способны глубже с ним соединиться.

Приступая к рассмотрению многотомных семейных циклов, которые продолжают появляться во французской литературе послевоенного периода, следует поставить вопрос о характере этого жанра как такового.

Прежде всего надо отметить, что то обстоятельство, что сюжеты этих циклов связаны рамками одного или нескольких семейств, отнюдь не означает их асоциальности. Во Франции, например, начиная с "Ругон-Маккаров" вплоть до "Семьи Тибо" и до нынешних - послевоенных - семейных циклов, все это подчеркнуто социальные произведения, которые выходят далеко за пределы наблюдения частной жизни. Ибо с самого начала авторы их обращаются к семье как к клетке определенного социального организма, которая дает представление об обществе в целом. И именно потому, что в масштабе "клетки" они пристально изучают конкретные особенности и пороки буржуазного общества (чувство собственности и хищничество, составляющие суть буржуазных отношений, и др.), циклы эти неминуемо носят антибуржуазный, разоблачительный характер.

Авторы семейных циклов подчиняют изобразительные средства своего искусства главной задаче обличения господствующих сословий и выполняют эту задачу остро, зло, беспощадно, отметая все возможные иллюзии в отношении современного империалистического уклада жизни, которые еще могли быть у их предшественников. В этом обличительном пафосе и состоит наибольшая заслуга этих произведений.

В то же время нельзя не сказать об ограниченности, которая им присуща. Ограниченность эта касается главным образом суженного изображения общенациональной жизни. Ведь при самом тщательном и скрупулезном анализе процессов, происходящих в среде крупной буржуазии, писатели, которых мы рассмотрели, совсем не знают, а может быть, и недостаточно интересуются тем, как живет простой народ Франции. Дрюон, как мы уже говорили при разборе его трилогии, обедняет ее именно полным отсутствием народных персонажей. У Филиппа Эрриа, правда, есть люди Сопротивления, к которым тяготеет его героиня Аньес, и есть где-то на периферии трудовой мир Франции, для которого она готовит своего сына, отвергнутого кланом Буссарделей. Но каков он, этот трудовой мир? Как он живет, как трудится, о чем думает, к чему стремится? Ничего этого мы не найдем в многотомном цикле, посвященном разоблачению Буссарделей.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

56241. ЗАГАЛЬНЕ УЯВЛЕННЯ ПРО НАУКУ ТА СПЕЦИФІКА СУЧАСНОЇ НАУКОВОЇ ДІЯЛЬНОСТІ 19.91 KB
  Всю сукупність пізнавальних дій людей прийнято поділяти на дві групи: діяльність, яка здійснюється в рамках конкретних видів діяльності людини (предметно-практичної, комунікативної, ціннісно-орієнтовної; і діяльність, яка ведеться в рамках науки як особливого виду діяльності людини, спрямована на виробництво нових знань про навколишній реальності
56242. Проблеми струмка Холодного 509.5 KB
  Людина не може жити без чистого повітря води свіжої зелені сонячних променівУсе живе вимагає уваги й поваги. Характеристика та мета обраного маршруту Екологічна стежина розпочинається біля запруди ставка Холодного продовжується...
56243. ДЗВЕНИТЬ СТРУМОЧКОМ РІДНА МОВА 72 KB
  Берегти її плекати буду всюди й повсякчас бо ж єдина так як мати мова в кожного із нас Молитва до мови Учень Мово Пресвятая Богородице мого народу З чорнозему з любистку мяти...
56244. Сценарій позакласного заходу «Андріївські вечорниці» 66.5 KB
  Зараз ми з вами зануримось в атмосферу прадавніх звичаїв і обрядів завітавши в гості до світлиці господині Одарки Одарка: Увага Увага Спішітьпоспішайте Дівчата і хлопці глядіть не минайте На вечорниці прошу гуртом поодинці Чекають на вас робота й гостинці Заходять дівчата Дівчина 1 З добрим урожаєм вас вітаємо...
56245. St.Valentine’s day 1.89 MB
  Just now we are going to have Valentine quiz. I will ask you some questions. The one who knows the answer should raise a hand. The team that is first answers and gets a score. One score for one correct answer.
56247. Сценарій позакласного заходу для старшокласників «Стріла Амура» 44 KB
  Традиція святкування Дня Святого Валентина прийшла й у нашу країну, у наше місто. Бал закоханих проводиться в нас не перший рік, і сподіваємося, що він стане доброю традицією. Отже, шановні учасники й уболівальники...
56248. Михаил Ломоносов 109 KB
  Цель урока занятия: познакомить учащихся с жизнью научной деятельностью гражданской позицией Ломоносова; дать представление о Ломоносове как о выдающейся личности своего времени.
56249. МЫ ТАКИЕ РАЗНЫЕ 79 KB
  Появляются веселые дети. Лучше придумаем мы какую-нибудь веселую историю А лучше сказку расскажем чтобы совсем не страшно было Например я очень люблю сказку Курочка ряба Вот ее то мы вам и покажем...