34539

Своеобразие мифотворчества Ф. Кафки

Доклад

Литература и библиотековедение

Странность Грегоранасекомого в том что он начинает превращаться и превращается не в насекомое а в Человека. Звучит абсурдно но мизансцена свидетельствует о том что Грегор трутень на нем паразитирует вся семья. Грегор Замза просыпаясь утром понимает кто он есть на самом деле и образ жука здесь служит символом очищения души ее возрождении и освобождении от гнета. Грегор человек в обличии насекомого; его родичи насекомые в человеческом облике.

Русский

2013-09-08

18.94 KB

10 чел.

10)Своеобразие мифотворчества Ф. Кафки

Творчество Франца Кафки, родившегося в Праге в еврейской семье, писавшего на немецком языке и принадлежащего литературе Австрии, может считаться символическим для своего века. Кошмары и фантасмагории, порожденные его болезненной фантазией, оказалось, как показало время, пророческими. Годы второй мировой войны, гитлеровских и сталинских концлагерей наполнили их содержанием, которое автор в них не вкладывал, да и вряд ли мог предвидеть. О Кафке-пророке заговорили после его смерти. В разное время в отдельных странах на них налагали запрет, их не переводили и не издавали. Творчество Кафки считается наиболее характерным для модернизма.

Всю прозу Франца Кафки можно назвать одним большим эссе о страхе, о состоянии и замордованного враждебной цивилизацией человеческого существа, обреченного в любой его попытке пройти к Закону, достичь справедливости, даже если он и проявит активность. Из этой психологии страха вырастает философия человеческого бытия, стоящего вне политики и классовых теорий. В своих художественных образах Кафка воссоздавал вселенскую несвободу человечества, опутанного цепями - социальными, идеологическими, психологическими, нравственными.

В романе «Процесс» (1915), воссоздающем кошмары судопроизводства, враждебного человеку, заглатывающего его и уничтожающего безо всяких на то оснований фигурирует мотив отчужденности. Йозеф К. в тридцать лет попал под арест, но остался на свободе.  Между ним и людьми вырастает стена молчания и подозрительности. В итоге - суд, сущность которого не в том, чтобы выяснить истину, а в том, чтобы затравить жертву, вынести Йозефу К. смертный приговор, который осуществляют в каменоломне, странном омертвевшем пространстве.

Квинтэссенция замысла романа сконцентрирована в притче о поселянине - вставной новелле, имеющей самостоятельное структурное значение и модулирующей происходящее в романе. Ее рассказывает Йозефу К. священник, встреченный им в соборе. Поселянин просидел у врат Закона всю жизнь. Врата охранял привратник, который его не пропускал, но и вселял надежду, что тот попадет к Закону впоследствии. Сказал, что власть велика и на пути к Закону стоят еще более несговорчивые привратники. Годы смирили поселянина с судьбою, он только спрашивает, почему же никто не прошел в эти врата - ведь люди так стремятся к закону. И услышал ответ: «Никому сюда входа нет, эти врата предназначены для тебя одного. Теперь пойду и запру их».

Смысл этой притчи - в двоичности человеческого бытия: путь у правде есть, но на этом пути - страж; ворота отворены, но в них не пройти; человек надеется, но он обречен, он настойчив и бессилен, он чист перед совестью и подозреваем по Закону. В параболе притчи - распад мифологии права, семантика Закона-беззакония. Объект изображения в прозе Кафки - «космос» внутренних сновидений, который не является тождественным внешнему миру, однако накладывается в восприятии читателя на конкретику бытия и создает лабиринт реального мира, а точнее, модель его. Конкретные реалии, которые можно узнать в притчах Кафки, скорее вторичны. Автор пренебрегает реальностью, стараясь отталкиваться от ощущений: «Нет нужды выходить из дома. Оставайся за своим столом и прислушивайся. Даже не прислушивайся, жди, даже не жди, будь неподвижен и одинок. И мир откроется тебе, он не может иначе» (из дневника).

Присмотримся повнимательнее к «Превращению». Уснув в незнакомой обстановке, мы нередко переживаем при пробуждении минуты растерянности, чувство нереальности, и с коммивояжером подобное может происходить многократно, учитывая его образ жизни, разрушающий всякое ощущение непрерывности бытия. Стоит отметить, что Кафка придавал большое значение именам и их структуре. В фамилии «Замза» буквы «а» стоят там же, где и в фамилии «Кафка», а «з» соответствует «к». Автор таким образом подчеркивает сходство героя с собой, но тогда превращение в насекомое становится еще более непонятным.

Однако обратившись к мировой культуре можно сказать, что изоляция, странность так называемой реальности — вечные спутницы художника, гения, первооткрывателя. Семья Замза вокруг фантастического насекомого — не что иное, как посредственность, окружающая гения. Если рассматривать приведенные выше факты, то Кафка в «Превращении» поднимает тему творчества, тему непонятого гения в толпе. Странность Грегора-насекомого в том, что он начинает превращаться и превращается не в насекомое, а в Человека. Звучит абсурдно, но мизансцена свидетельствует о том, что Грегор - трутень, на нем паразитирует вся семья. Для домочадцев главный герой лишь средство получения денег, ведь все, что имеют в рассказе его родственники куплено на его деньги, за его труд. Грегор Замза, просыпаясь утром, понимает, кто он есть на самом деле, и образ жука здесь служит символом очищения души, ее возрождении и освобождении от гнета. Грегор — человек в обличии насекомого; его родичи — насекомые в человеческом облике. Грегор умер, и насекомые их души сразу ощущают, что теперь можно радоваться жизни. Семья Замза чувствует облегчение после смерти одно из ее членов. Нет почти никакого горя в том, что кто-то умер. Ведь на самом деле умер на Грегор, их сын, а чудовище. Правильно, для них он чудовище – насекомое с душой человека. У родственников Грегора нет души, они жалкие паразиты, несущие на себе множество пороков – обжорство, предательство, безразличие и прочее. В рассказе из всех персонажей душа есть только у Грегора. Он единственный, кто слушает музыку и понимает ее не как набор нот, а как духовную пищу, того, что ему так давно не хватало.

Тем самым Грегор-насекомое – гений в своем роде, он хочет донести до окружающих какую-то истину, но его никто не понимает. И человеческая душа его рвется наружу, ей тесно в этой изоляции, в этом душном, замкнутом пространстве комнаты.

У жуков под надкрыльями скрыты хлипкие крылышки, и, выпустив их, жук может преодолевать в неуклюжем полете многие километры. Примечательна деталь, что жук Грегор так и не узнал, что под жестким покровом на спине у него есть крылья. Вспоминается фраза «рожденный ползать – летать не может», но у Грегора был шанс полететь, но он им не воспользовался, слишком велика была привязанность к семье. С нежными мыслями о ней, и даже по желанию его сестры, Грегор умирает. В этом заключается трагизм его отчужденности, ненужности не только этим близким людям, но всему миру, который он мог бы увидеть, если бы ушел, улетел.

Кафка поднимает нравственно-философские проблемы в своем рассказе и главная из них – порочность людей. Кафка переворачивает с ног на голову все представление о мире, о человеке. Человечество – это сообщество насекомых, бездушная цивилизация, пришедшая в тупик своего развития. Живущая по инстинктам, погрязшая в пороке и уничтожающая любое проявление гениальности и душевности. В данном тексте жук Грегор противопоставляется совокупности насекомых, масса которых олицетворяет порочность человека. Грегор тоже насекомое, и он не без греха, но он, по крайней мере, осознает это, именно поэтому показан как жук, а не как насекомое, в обличии человека.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

6299. Коррозионно-стойкие стали и сплавы. Жаростойкие стали и сплавы. Жаропрочные стали и сплавы 85 KB
  Коррозионно-стойкие стали и сплавы. Жаростойкие стали и сплавы. Жаропрочные стали и сплавы Коррозия электрохимическая и химическая. Классификация коррозионно-стойких сталей и сплавов Хромистые стали. Жаростойкость, жаростойки...
6300. Элементы логики с инжэкционным питанием 93 KB
  Элементы логики с инжэкционным питанием. Интегрально-инжекционная логика (И2Л), которую вернее было бы назвать логикой с инжекционным питанием, не может быть реализована на дискретных компонентах. Вариант структуры логики ИгЛ, изготовленной, н...
6301. Средства, влияющие на центральную нервную систему 83 KB
  Средства, влияющие на центральную нервную систему. Средства для наркоза. Наркоз (narcosis - оцепенение, оглушение) - это состояние, которое характеризуется обратимым угнетением ЦНС, проявляющееся потерей сознания, утратой чувствительности ...
6302. Наркотические и ненаркотические анальгетики 72.5 KB
  Наркотические анальгетики Боль сигнализирует о патологическом процессе в организме. Лаконично защитную роль боли сформулировали еще древние греки, утверждая, что боль - сторожевой пес здоровья. Однако затем она становится ненужной и вес...
6303. Административные правонарушения 461 KB
  Административные правонарушения Порядок производства по делам об административных правонарушениях установлен введенным в действие с 1 июля 2002 г. Кодексом РФ об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ (далее - КоАП РФ), в ч....
6304. Обучение аудированию 116.07 KB
  Обучение аудированию Аудирование-это вид устной рецептивной речевой деятельности,представляет собой восприятие на слух устной речи и её понимание. Термины аудирование, аудировать (от лат.аudire) введены в методику в 1950...
6305. Аппаратное обеспечение персонального компьютера 272 KB
  Аппаратное обеспечение персонального компьютера. План. Развитие вычислительной техники. Принцип работы компьютера. Состав персонального компьютера. Назначение основных узлов. Развитие вычислительной техники. Цифровая вычислительная...
6306. Внешние силы. Деформация и перемещения. Определение внутренних усилий 182.28 KB
  Внешние силы.Деформация и перемещения.Определение внутренних усилий Внешние силы (нагрузки) Нагрузки,действующие на сооружения и их элементы,представляют собой силы или пары сил (моменты),которые могут рассматрив...
6307. Генетика и эволюция. Закономерности наследственности и изменчивости живых организмов 90 KB
  Генетика и эволюция Генетика - наука, изучающая закономерности наследственности и изменчивости живых организмов. Наследственность - это свойство всех живых организмов передавать свои признаки и свойства из поколения в поколение. Изме...