34539

Своеобразие мифотворчества Ф. Кафки

Доклад

Литература и библиотековедение

Странность Грегоранасекомого в том что он начинает превращаться и превращается не в насекомое а в Человека. Звучит абсурдно но мизансцена свидетельствует о том что Грегор трутень на нем паразитирует вся семья. Грегор Замза просыпаясь утром понимает кто он есть на самом деле и образ жука здесь служит символом очищения души ее возрождении и освобождении от гнета. Грегор человек в обличии насекомого; его родичи насекомые в человеческом облике.

Русский

2013-09-08

18.94 KB

11 чел.

10)Своеобразие мифотворчества Ф. Кафки

Творчество Франца Кафки, родившегося в Праге в еврейской семье, писавшего на немецком языке и принадлежащего литературе Австрии, может считаться символическим для своего века. Кошмары и фантасмагории, порожденные его болезненной фантазией, оказалось, как показало время, пророческими. Годы второй мировой войны, гитлеровских и сталинских концлагерей наполнили их содержанием, которое автор в них не вкладывал, да и вряд ли мог предвидеть. О Кафке-пророке заговорили после его смерти. В разное время в отдельных странах на них налагали запрет, их не переводили и не издавали. Творчество Кафки считается наиболее характерным для модернизма.

Всю прозу Франца Кафки можно назвать одним большим эссе о страхе, о состоянии и замордованного враждебной цивилизацией человеческого существа, обреченного в любой его попытке пройти к Закону, достичь справедливости, даже если он и проявит активность. Из этой психологии страха вырастает философия человеческого бытия, стоящего вне политики и классовых теорий. В своих художественных образах Кафка воссоздавал вселенскую несвободу человечества, опутанного цепями - социальными, идеологическими, психологическими, нравственными.

В романе «Процесс» (1915), воссоздающем кошмары судопроизводства, враждебного человеку, заглатывающего его и уничтожающего безо всяких на то оснований фигурирует мотив отчужденности. Йозеф К. в тридцать лет попал под арест, но остался на свободе.  Между ним и людьми вырастает стена молчания и подозрительности. В итоге - суд, сущность которого не в том, чтобы выяснить истину, а в том, чтобы затравить жертву, вынести Йозефу К. смертный приговор, который осуществляют в каменоломне, странном омертвевшем пространстве.

Квинтэссенция замысла романа сконцентрирована в притче о поселянине - вставной новелле, имеющей самостоятельное структурное значение и модулирующей происходящее в романе. Ее рассказывает Йозефу К. священник, встреченный им в соборе. Поселянин просидел у врат Закона всю жизнь. Врата охранял привратник, который его не пропускал, но и вселял надежду, что тот попадет к Закону впоследствии. Сказал, что власть велика и на пути к Закону стоят еще более несговорчивые привратники. Годы смирили поселянина с судьбою, он только спрашивает, почему же никто не прошел в эти врата - ведь люди так стремятся к закону. И услышал ответ: «Никому сюда входа нет, эти врата предназначены для тебя одного. Теперь пойду и запру их».

Смысл этой притчи - в двоичности человеческого бытия: путь у правде есть, но на этом пути - страж; ворота отворены, но в них не пройти; человек надеется, но он обречен, он настойчив и бессилен, он чист перед совестью и подозреваем по Закону. В параболе притчи - распад мифологии права, семантика Закона-беззакония. Объект изображения в прозе Кафки - «космос» внутренних сновидений, который не является тождественным внешнему миру, однако накладывается в восприятии читателя на конкретику бытия и создает лабиринт реального мира, а точнее, модель его. Конкретные реалии, которые можно узнать в притчах Кафки, скорее вторичны. Автор пренебрегает реальностью, стараясь отталкиваться от ощущений: «Нет нужды выходить из дома. Оставайся за своим столом и прислушивайся. Даже не прислушивайся, жди, даже не жди, будь неподвижен и одинок. И мир откроется тебе, он не может иначе» (из дневника).

Присмотримся повнимательнее к «Превращению». Уснув в незнакомой обстановке, мы нередко переживаем при пробуждении минуты растерянности, чувство нереальности, и с коммивояжером подобное может происходить многократно, учитывая его образ жизни, разрушающий всякое ощущение непрерывности бытия. Стоит отметить, что Кафка придавал большое значение именам и их структуре. В фамилии «Замза» буквы «а» стоят там же, где и в фамилии «Кафка», а «з» соответствует «к». Автор таким образом подчеркивает сходство героя с собой, но тогда превращение в насекомое становится еще более непонятным.

Однако обратившись к мировой культуре можно сказать, что изоляция, странность так называемой реальности — вечные спутницы художника, гения, первооткрывателя. Семья Замза вокруг фантастического насекомого — не что иное, как посредственность, окружающая гения. Если рассматривать приведенные выше факты, то Кафка в «Превращении» поднимает тему творчества, тему непонятого гения в толпе. Странность Грегора-насекомого в том, что он начинает превращаться и превращается не в насекомое, а в Человека. Звучит абсурдно, но мизансцена свидетельствует о том, что Грегор - трутень, на нем паразитирует вся семья. Для домочадцев главный герой лишь средство получения денег, ведь все, что имеют в рассказе его родственники куплено на его деньги, за его труд. Грегор Замза, просыпаясь утром, понимает, кто он есть на самом деле, и образ жука здесь служит символом очищения души, ее возрождении и освобождении от гнета. Грегор — человек в обличии насекомого; его родичи — насекомые в человеческом облике. Грегор умер, и насекомые их души сразу ощущают, что теперь можно радоваться жизни. Семья Замза чувствует облегчение после смерти одно из ее членов. Нет почти никакого горя в том, что кто-то умер. Ведь на самом деле умер на Грегор, их сын, а чудовище. Правильно, для них он чудовище – насекомое с душой человека. У родственников Грегора нет души, они жалкие паразиты, несущие на себе множество пороков – обжорство, предательство, безразличие и прочее. В рассказе из всех персонажей душа есть только у Грегора. Он единственный, кто слушает музыку и понимает ее не как набор нот, а как духовную пищу, того, что ему так давно не хватало.

Тем самым Грегор-насекомое – гений в своем роде, он хочет донести до окружающих какую-то истину, но его никто не понимает. И человеческая душа его рвется наружу, ей тесно в этой изоляции, в этом душном, замкнутом пространстве комнаты.

У жуков под надкрыльями скрыты хлипкие крылышки, и, выпустив их, жук может преодолевать в неуклюжем полете многие километры. Примечательна деталь, что жук Грегор так и не узнал, что под жестким покровом на спине у него есть крылья. Вспоминается фраза «рожденный ползать – летать не может», но у Грегора был шанс полететь, но он им не воспользовался, слишком велика была привязанность к семье. С нежными мыслями о ней, и даже по желанию его сестры, Грегор умирает. В этом заключается трагизм его отчужденности, ненужности не только этим близким людям, но всему миру, который он мог бы увидеть, если бы ушел, улетел.

Кафка поднимает нравственно-философские проблемы в своем рассказе и главная из них – порочность людей. Кафка переворачивает с ног на голову все представление о мире, о человеке. Человечество – это сообщество насекомых, бездушная цивилизация, пришедшая в тупик своего развития. Живущая по инстинктам, погрязшая в пороке и уничтожающая любое проявление гениальности и душевности. В данном тексте жук Грегор противопоставляется совокупности насекомых, масса которых олицетворяет порочность человека. Грегор тоже насекомое, и он не без греха, но он, по крайней мере, осознает это, именно поэтому показан как жук, а не как насекомое, в обличии человека.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

2349. Історія України у визначеннях, таблицях і схемах 7-9 класи 44.9 MB
  Київська Русь та Галицько-Волинська держава. Національно-визвольна війна та відродження Української держави. Наддніпрянська Україна в другій половині ХІХ століття. Культура України другої половині ХІХ століття.
2350. Усі уроки до курсу Всесвітня історія 9 клас 1.04 MB
  Вікторіанська Британія. Велика Французька революція кінця ХVIII ст. Франція під владою Наполеона. Модернізація Японії. Велика Британія в останній третині ХІХ ст. Завершення територіального поділу світу. Культура народів світу наприкінці ХVІІІ — у ХІХ ст.
2351. Сільське господарство та аграрні відносини на українських землях 33.5 KB
  Мета: показати процес занепаду кріпосницьких та зародження ринкових відносин в Україні у першій половині XIX ст., довести, що російський царизм намагався зміцнити феодально-кріпосницьку систему господарювання в Україні, ознайомити учнів із процесом визрівання ознак ринкової економіки в сільському господарстві, промисловості, торгівлі України.
2352. Початок промислової революції 59 KB
  Мета: дослідити занепад кріпосницьких та зародження ринкових вілносин в Україні в першій половині XIX ст., ознайомити учнів із процесом визрівання ознак ринкової економіки в промисловості, торгівлі.
2353. Повсякденне життя українців у селі та місті. 19.07 KB
  Мета: сформувати в учнів уявлення про повсякденне життя українських селян та міщан у першій половині XIX ст. Розпорядок робочого дня українських селян.
2354. Соціально-економічне становище українського населення під владою Австрійської та Російської імперій і соціальні рухи 41 KB
  Мета: проаналізувати причини розгортання селянського руху, розкрити хід і наслідки соціальної боротьби в Україні в першій половині XIX ст., довести, що колонізаторська політика Російської та Австрійської імперій на українських землях призвела до посилення національного та соціального гніту, з’ясувати форми й характер протесту українського населення.
2355. Утворення Кирило-Мефодіївського братства. 38 KB
  Мета: ознайомити учнів із процесом розвитку національної ідеї в суспільно-політичному русі України першої половини XIX ст., діяльністю першої української політичної нелегальної організації – Кирило-Мефодіївське братство, проаналізувати діяльність Т.Г. Шевченка, як суспільно-політичного діяча та його участь у братстві; проаналізувати програмні документи братства, розкрити значення діяльності кирило-мефодіївців у розвитку українського національного руху.
2356. Національно-визвольний рух на західноукраїнських землях під час революції 1848-1849 рр. в Австрійській імперії 42 KB
  Мета: з’ясувати причини розгортання революції 1848-1849 рр. на західноукраїнських землях; показати роль Головної руської ради в розгортанні українського національно-визвольного руху.
2357. Національно-визвольний рух на західноукраїнських землях під час революції в Австрійській імперії 53 KB
  Мета: з’ясувати досягнення української національної революції 1848-1849 рр. у Галичині, довести, що Україна як складова європейської цивілізації не стояла осторонь проблем, які в середині XIX ст. вирішувала Європа.