34546

Судьба художника в романе «Доктор Фаустус» Т. Манна

Доклад

Литература и библиотековедение

Манна выяснение природы художественного дара великого поэта выяснение связи этого дара со всеми особенностями человеческого характера Гете. Писатель видит в Гете и неповторимо . В романе речь идет не только о Гете о его творчестве но и о природе художникареалиста о самых фундаментальных свойствах реалистического искусства. Каждый из последовательно появляющихся героев романа Ример Лотта Адель фон Шопенгауэр Август наконец сам Гете это новая манера мышления новый вариант восприятия и оценки личности и творчества поэта.

Русский

2013-09-08

17.19 KB

9 чел.

18)Судьба художника в романе «Доктор Фаустус» Т. Манна

Главная эстетическая задача Т. Манна - выяснение природы художественного дара великого поэта, выяснение связи этого дара со всеми особенностями человеческого характера Гете. Писатель видит в Гете и неповторимо .индивидуальное явление, и. в то же время нечто типологическое. В романе речь идет не только о Гете, о его творчестве, но и о природе художника-реалиста, о самых фундаментальных свойствах реалистического искусства. Т. Манн в композиции романа следует гетёвскому принципу «метампсихозы». Каждый из последовательно появляющихся героев романа - Ример, Лотта, Адель фон Шопенгауэр, Август, наконец, сам Гете - это новая манера мышления, новый вариант восприятия и оценки личности и творчества поэта. В последние годы жизни писатель создает ряд крупных художественных произведений («Доктор Фаустус», 1947; «Избранник», 1951; «Признания авантюриста Феликса Круля», 1954). Все эти произведения явились продолжением набросков и этюдов, начатых порой сорок лет назад («Доктор Фаустус»). Усложнился и видоизменился замысел романов. Роман «Доктор Фаустус» это и «осадок», по словам автора, его творческих заблуждений ииспытаний, и - вместе с тем - завещание писателя, мудрость, выкристаллизовавшаяся после «осадка»!

В романе дан анализ духовной несостоятельности, ответственности немецкой буржуазной интеллигенции за трагические события XX века. Подробнейшим образом прослежены растлевающее влияние комплекса идей Шопенгауэра, Фрейда, Ницше, многообразные формы загнивания немецкой буржуазной интеллигенции «изнутри». Но герой книги Адриан Леверкюн - не только немец, немецкий композитор. Он носит в себе не только проклятье, тяготеющее над буржуазной Германией, но и пороки всей буржуазной интеллигенции XX века - душевную опустошенность, беспредельный релятивизм и, как следствие,  все растущее творческое бессилие и  апатию.Т. Манн поставил перед собой поистине титаническую задачу, увидеть в частной судьбе современного композитора отражение и преломление судьбы Германии и Европы, судьбы философии и искусства, в маленькой капле, как в фокусе, сосредоточить отблески самых разнообразных явлений, показать их скрытую взаимозависимость. С подобной задачей в свое время справился Гете, изобразив судьбу Фауста. В «Докторе Фаустусе» Т. Манн продолжает художественную традицию гетевского «Фауста». Художественная ткань у Т. Манна многолика, в зависимости от угла зрения она предстает то как философская аллегория, то как этический символ,, то как почти документальная картина быта. Многогранные образы романа обобщают социально-политические и психологические закономерности современности. Цейтблом пишет воспоминания о друге во время войны. В отдельных витражах этого огромного храма мы видим то зарево битвы на Волге, то советского воина, отдающего жизнь в жестокой борьбе с фашизмом, тег пожары немецких городов под градом бомб. И весь роман начинает казаться антифашистским эпосом. Но в «Докторе Фаустусе», как и в тетралогии об Иосифе, есть черты романа-мифа. Чисто эмпирического материала - несмотря на то, что действие книги развертывается в современности- в нем даже значительно меньше, чем в «Иосифе», не говоря уже о «Волшебной горе». Миф для Томаса Манна это художественная, формулировка самых фундаментальных законов духовной жизни человечества. Эти законы вырисовываются тем яснее, чем выше уровень духовного развития, чем свободнее люди от элементарных зависимостей. Мифологический фундамент книги делается понятным при сопоставлении и выявлении общности трех последних романов Т. Манна («Доктор Фаустус», «Избранник», «Признания авантюриста Феликса Круля»), при доказательстве несомненной логической преемственности в тематике тетралогии об Иосифе и «Докторе Фаустусе», и, наконец, при тщательном анализе концепции «Фауста» Гете у Т. Манна.   

В романе Т. Манна привлекает дерзновенность замысла - стремление состязаться с самим Гете, с его шедевром. Т. Манн, как и Гете, предлагает нашему вниманию и универсальность общего замысла, и энциклопедическое богатство частных проблем и, наконец, творческую созидательную силу - новый «литературный храм», стремящийся поспорить красотою с классическими линиями «Фауста». Творческая смелость Т.Манна не осталась лишь намерением, исполнению нельзя отказать в грандиозности - именно это и завораживает читателя. Возбуждает и то, что монументальная кладка «Доктора Фаустуса» словно закалена, обожжена огнем второй мировой войны.Основные лейтмотивы гетевского «Фауста», особенности их развития, последовательность главных сцен - все это Т. Манн включает в построение своего романа. Скрупулезное следование архитектонике великой трагедии очень важно для Т. Манна. Параллелизм существует и в главных образах и ситуациях: погребок в Лейпциге у Гете и погребок в Мюнхене, Вагнер и Цейтблом, Эвфорион и Непомук, «конечный вывод мудрости земной» Фауста и последняя исповедь Леверкюна, падение Фауста в могилу после знаменитого прозрения будущего и сумасшествие Леверкюна после не менее удивительного озарения.Общий план, подсказанный Гете, Т. Манн наполняет глубоким современным аналитическим содержанием, раскрывающим пути, формы и особенности вырождения искусства, иссякания творческого начала в буржуазном мире.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

54290. ЗАГАЛЬНА ХАРАКТЕРИСТИКА АВСТРАЛІЇ ТА ОКЕАНІЇ 268.5 KB
  Мета: Сформувати в студентів систему знань про специфіку ЕГП Австралії та території Океанії; навчити визначати особливості природи населення та господарства; розкрити роль Австралії в міжнародному географічному поділі; розвивати в студентів геопросторове мислення розуміння доцільності науково обґрунтованого підходу до природокористування системної єдності довкілля людини та її діяльності в територіальному аспекті;...
54291. Майстерня професійного самовдосконалення 71 KB
  Підготовка педагогічних і науковопедагогічних працівників їх професійне самовдосконалення – важлива умова модернізації освіти Національна доктрина розвитку освіти Таким чином основною формою удосконалення рівня професійної компетентності педагога є професійне самовдосконалення шляхом цілеспрямованої самоосвітньої...
54292. УРОКИ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВЬЯ 7-11 классы 4.89 MB
  Тем более мы с вами будем касаться таких острых и острейших вопросов как спасение Человека избавление от зависимостей рождение новой цивилизации здравосозидателей решение проблем наркотизма формирование здорового и оптимального образа жизни. Авторы РАЗДЕЛ I В ЗДОРОВОМ ТЕЛЕ – ЗДОРОВЫЙ ДУХ Урок 1 Здравствуйте На этом уроке ты: ознакомишься с понятием здоровый образ жизни ; узнаешь отношение к ЗОЖ Всемирной организации здравоохранения; выяснишь какие качества жизни тебя больше всего устраивают; вместе с педагогом разберешь...
54293. Украина в годы правления Ивана Мазепы 63 KB
  Мазепы и начало его правления; определить основные направления его внутренней и внешней политики; развивать умение учащихся работать с учебником электронным атласом; умение анализировать и систематизировать исторический материал; развивать умение работать с историческими источниками умение составлять систематические схемы и таблицы развивать умение учащихся высказывать свою точку зрения подтверждая её фактами; воспитывать учащихся в духе патриотизма. Мазепы гетманом. Внутренняя и внешняя политика Ивана Мазепы.
54294. Кто же он, Иван Мазепа? ( Гетьманщина в конце 17-в нач. 18 вв. И. Мазепа) 38.5 KB
  Интерактивная часть Ведущий представляет участников токшоу и приглашает озвучить результаты работы. Ведущий: Слово предоставляется группе социологов. Ведущий: А теперь я прошу всех занять места в зале в соответствии голосованию за против не определился. Ведущий: Я выражаю огромную благодарность докладчикам за такие содержательные факты.
54295. Meals 55.5 KB
  Look at the first page of our magazine. There is a basket full of words (вивішується перша сторінка журналу) Lets repeat them after the record in a quick way/ (Звучить магнітофонний запис) Soup, pie, salad, cutlet, beefsteak, juice, potatoes, milk, porridge, beetroot soup, sausage, minerals, corn flakes, spaghetti.
54296. Феномен стрічки Мебіуса 2.17 MB
  Основне питання: В чому полягає феномен стрічки Мебіуса Основні проблеми: Звідки у стрічки така назва У чому її властивості що так турбують людство Чому космічний корабель може повернутись до місця старту Що таке топологія Який звязок між стрічкою Мебіуса і життям людини У кожного з нас є інтуїтивне поняття про те що таке поверхня. Чи може бути щось несподіване чи навіть таємне у такому звичному понятті Приклад стрічки Мебіуса показує що може. Основні питання: Як отримати ЛМ лист Мебіуса Якщо зафарбовувати ЛМ у...
54297. Виховна година: «У кого бджоли – у того й мед» 285.5 KB
  Ознайомити із лікувальними властивостями меду та життям бджіл; інформувати про легендипов’язані з бджолами. Обладнання: таблиці сюжетні та предметні малюнки роздатковий матеріал презентація про бджоли та мед. А як ота муха чинить мед не пояснює уже двадцять віків: боїться конкуренції.
54298. Meet Great Britain. The Geographical Position of the Country 231.5 KB
  Goals: to give students basic information about the subject they are going to learn about; to inform students about the geographical position of the UK; to enrich the outlook; to develop skills of listening, reading, speaking and writing; to teach students to listen carefully, to summarize, to work in groups and individually.