34547

Противоречие духа и жизни в произведениях Т. Манна и Г. Гессе

Доклад

Литература и библиотековедение

Гессе Уже в раннем творчестве писателя наметилось устойчивое стремление варьировать и развивать углублять от произведения к произведению родственные темы конфликты и антитезы. Герман Гессе во многом был близок Т. Но интеллектуальный роман Гессе неповторимый художественный мир построенный по своим особым законам. Гессе свойственно живое восприятие романтизма Гельдерлина Нвалиса Эйхендрофа.

Русский

2013-09-08

19.73 KB

1 чел.

19)Противоречие духа и жизни в произведениях Т. Манна и Г. Гессе

Уже в раннем творчестве писателя наметилось устойчивое стремление варьировать  и  развивать, углублять от произведения к произведению родственные темы, конфликты  и  антитезы.  Противоречие  между действительностью, обществом  и  талантом, духом, искусством; между «нормальной», «здоровой» жизнью  и  душевной тонкостью, одухотворенностью, «болезнью»; между бюргером  и  художником, между этикой  и  эстетикой, красотой  и  нравственностью; между жизнью  и  смертью — все эти противопоставления повторяются Т. Манном неоднократно, причем писатель не дает абсолютного преимущества ни одной из сторон.

В это время Манн начинает ряд произведений, которые принято называть «произведениями о художниках». От ранних новелл, от романов «Будденброки»  и  «Королевское высочество», от единственной у  Манна  пьесы «Фьоренца» (1906)  и  вплоть до позднего романа «Доктор Фаустус» (1947) у писателя не ослабевает интерес к взаимоотношениям художника  и   жизни . Проблема не сводится к ответственности литературы перед обществом. Характерно само разделение  жизни   и  тоскующего по ней художника — тема, органичная не только для  Томаса   Манна , но  и  для многих произведений немецкой литературы разных эпох.

Противоречивое единство — жертвование жизнью творчеству и спасение жизни

от творчества — во многом сродни центральной проблематике произведений Томаса

Манна — проблемам отношений „духа” и „жизни” или противоречию между „честью

духа” и „честью плоти”, как это названо в „Иосифе и его братьях”, там, где говорится

о страсти Мут-эм-энет. И, безусловно, у Томаса Манна были не только художнически

типические, но и сугубо индивидуальные причины ощущать это противоречие с осо-

бой остротой.

В ежевечерних записях Манна нередко встречаются впечатления и раздумья,

вызванные перечитыванием собственных, порою очень давних, дневников. На этих

страницах Томас Манн приоткрывает дверь в иную реальность своей души, в скрытое

и скрываемое и тем не менее необычайно значимое для него измерение своей внут-

ренней жизни. Это измерение существует как бы независимо от его писательства, от

фактов и этического склада его жизни и творчества и, на первый взгляд, параллельно

им и даже несовмещаемо с ними; и тем не менее именно оно создает то поле напря-

жения, под знаком которого в его творчестве вступают между собой в противоречие

„честь духа” и „честь плоти” и, наоборот, совмещаются ирония, сентиментальность и

строгий протестантский этос. Это — сфера его гомосексуальных склонностей, или, как

он сам называет ее в дневниках, сфера „страсти”.

Герман Гессе во многом был близок Т. Манну. Но «интеллектуальный роман» Гессе- неповторимый художественный мир , построенный по своим особым законам. Гессе свойственно живое восприятие романтизма- Гельдерлина, Нвалиса, Эйхендрофа. Но продолжателем романтизма он стал тогда, когда его творчество косвенно отразило трагические события современности. Первая мировая война изменила восприятие им действительности.

«Игра в бисер»- произведение, в котором Гессе нарисовал действительность, которой практически не существовало, о которой люди лишь догадывались по выражению лиц друг друга.

Действие произведения отнесено к будущему, оставившему далеко позади эпоху мировых войн. На развалинах культуры, из неистребимой способности духа возрождаться возникает республика Касталия,  сохраняющая в недосягаемости для бурь истории богатства культуры, накопленные человечеством. Роман Гессе ставил актуальнейший вопрос 20 века: должны ли хоть в одном единственном месте мира храниться во всей чистоте и неприкосновенности богатство духа, ибо при их практическом употреблении они часто теряют свою чистоту, превращаясь в антикультуру и антидуховность. Именно на столкновении этих двух идей строится главный сюжетный стержень романа- диспуты двух друзей-противников. Иозефа Кнехта, скромного ученика, а потом студента, ставшего с годами главным магистром Игры в Касталии, и отпрыска знатного патрицианского рода, представляющего море житейское- Плинио Дезиньори. Если следовать логике сюжета, победа оказывается на стороне Плинио. Кнехт покидает касталию, придя к выводу о прозрачности ее существования вне мировой истории, он идет к людям и гибнет, пытаясь спасти своего единственного ученика. Но в приложенных к основному тексту жизнеописаниях Кнехта, других возможных вариантах  его жизни, главный герой одной из них Даса, т.  е. тот же Кнехт, навеки покидает мир и видит смысл своего существования в уединенном служении лесному йогу.

Глубокий трагизм этой гармоничной книги, отражавший действительность, заключается в том, что ни одна из утверждавшихся в романе истин не была абсолютной, что ни одной из них нельзя было, по мысли гессе, отдаться навечно. Абсолютной истиной не была ни идея созерцательной жизни, провозглашенной лесным йогом, ни идея творческой активности, за которой стояла вековая традиция европейского гуманизма.

Имя героя- Кнехт_ слуга. Идея служения у Гессе далеко непроста. Кнехт не случайно перестает быть слугой Касталии и уходит к людям. Перед человеком стояла задача ясно увидеть менявшего очертания целого и его перемещавшийся центр. Чобы воплотить идею служения, герой гессе должен был привести свое желание, закон своей собственной личности в соответствие с продуктивным развитием общества.

Романы гессе не дают ни уроков, ни окончательных ответов и решения конфликтов. Конфликт в «Игре в бисер»  состоит не в разрыве кнехта с касталийской действительностью, кнехт рвет и не рвет с республикой духа, оставаясь касталийцем и за ее пределами. Подлинный конфликт- в отважном утверждении за личностью права на подвижное соотнесение самого себя и мира, права за обязанности самостоятельно постичь контуры и задачи целого и подчинить им свою судьбу.

«Игра в бисер» (опубликован в 1943 году), который как бы суммировал все его творчество и поднял на небывалую высоту вопрос о гармонии духовной и мирской жизни. В этом романе Гессе пытается разрешить всегда тревожившую его проблему — как совместить существование искусства с существованием бесчеловечной цивилизации, как спасти от губительного влияния так называемой массовой культуры высокий мир художественного творчества. Писатель приходит к выводу, что попытка поставить искусство вне общества превращает искусство в бесцельную, беспредметную игру. Символика романа, множество имен и терминов из различных областей культуры требуют от читателя большой эрудиции для понимания всей глубины содержания книги Гессе. Гессе умер в возрасте 85 лет в 1962 году в Монтаньоле.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

68124. Дерева нашого лісу 107.5 KB
  Мета: Узагальнити та розширити знання учнів про дерева наших лісів про найвищі і найстаріші дерева планети деревасимволи значення дерев у житті людини. Обладнання: плакати екологічного змісту кросворд деревозагадка таблиці деревасимволи що дає людині дерево лист від друзів природи.
68125. Хвойні ліси – скарб рідного краю 51 KB
  Хід заходу 1 учень: Цей ліс живий. 2 учень: Малі озерця блискають не злісно Колише хмара втомлені громи. Хіба можна кривдити таку красу Роздивляємось виставку репродукцій картин відомих художників Учитель: Діти уявіть якби дерева зникли що тоді сталося б Учні висловлюють свої...
68126. Літературна гра «У світі казок» 71 KB
  А чи замислювалися ви коли-небудь над тим звідки беруться казки Ось як цікаво на це запитання відповів відомий фінський письменник казкар Закаріас Топеліус Як настане літо вийдіть дуже рано в поле коли роса лежить на траві там блищать тисячі казок мов діаманти. Потім на берег моря де на воді граються...
68127. Караюсь, мучуся… Але не каюсь! 76 KB
  Діючі особи: Тарас Шевченко Фельдєгер конвоїр Сидорчук вартовий в Орській фортеці Андрій Козловський засуджений Мєшков офіцер Лаврентьєв писар Друг Шевченка засуджений Абдрахман киргиз Кульжан донька Абдрахмана Бутаков офіцер Тищенко солдат Фундуклей губернатор Києва Думки Шевченка читці поезій...
68128. Слова в вірші – і рай в душі 78.5 KB
  Мета: поглибити учнівські знання з теорії літератури ідейнохудожнього аналізу поетичного твору удосконалювати вміння виразного читання; розвивати поетичне мислення образну уяву; виховувати любов до художнього слова та до рідної природи. Я зачитуватиму поетичні рядки а ви повинні підставити...
68129. Інтелектуальна гра «Літературна веселка» Ти завжди в серцях людей, Тарасе! 43.5 KB
  Шевченка розвивати логічне мислення виразне читання виховувати повагу до Шевченкового слова та цікавість до вивчення його творчості. Тарас Шевченко Тарас Це бунтівне пророче імя знайоме не тільки українцям а й усьому світові. Шевченко це криниця з джерельною водою яка втамовує духовну спрагу народу.
68130. Знайомство з країною Логікою 28.5 KB
  Сьогодні діти ми відправляємось у незвичайну подорож. Діти ходять до школи найкоротшим шляхом але можуть годинами блукати різноманітними лабіринтами. Діти імітують посадку на автобус і їзду. Ось компанія яка У якій послідовності сидять діти Боря Петрик Юрко Віра Стас Іра.
68131. Аналогія. Добір малюнків за аналогією 263.5 KB
  Тип уроку: урок засвоєння умінь і навичок Обладнання: геометричні фігури і предметні малюнки до гри Фотограф; індивідуальні набори геометричних фігур гралото малюнки з послідовністю. Міняю місцями фігури деякі взагалі прибираю. Всі фігури різного кольору А тепер відкрийте очі подивіться...
68132. Подорож по океану логічних завдань 27.5 KB
  Мета: Познайомити дітей з різними поняттями; розвивати мислення, мову, пам’ять, спостережливість; виховувати сміливість, рішучість. Хід уроку Повідомлення теми і мети уроку. Сьогодні ми вирушаємо у кругосвітню подорож на кораблі. Нас чекає багато різних пригод. Людина – мисляча істота. Думки словами виражає.