34547

Противоречие духа и жизни в произведениях Т. Манна и Г. Гессе

Доклад

Литература и библиотековедение

Гессе Уже в раннем творчестве писателя наметилось устойчивое стремление варьировать и развивать углублять от произведения к произведению родственные темы конфликты и антитезы. Герман Гессе во многом был близок Т. Но интеллектуальный роман Гессе неповторимый художественный мир построенный по своим особым законам. Гессе свойственно живое восприятие романтизма Гельдерлина Нвалиса Эйхендрофа.

Русский

2013-09-08

19.73 KB

1 чел.

19)Противоречие духа и жизни в произведениях Т. Манна и Г. Гессе

Уже в раннем творчестве писателя наметилось устойчивое стремление варьировать  и  развивать, углублять от произведения к произведению родственные темы, конфликты  и  антитезы.  Противоречие  между действительностью, обществом  и  талантом, духом, искусством; между «нормальной», «здоровой» жизнью  и  душевной тонкостью, одухотворенностью, «болезнью»; между бюргером  и  художником, между этикой  и  эстетикой, красотой  и  нравственностью; между жизнью  и  смертью — все эти противопоставления повторяются Т. Манном неоднократно, причем писатель не дает абсолютного преимущества ни одной из сторон.

В это время Манн начинает ряд произведений, которые принято называть «произведениями о художниках». От ранних новелл, от романов «Будденброки»  и  «Королевское высочество», от единственной у  Манна  пьесы «Фьоренца» (1906)  и  вплоть до позднего романа «Доктор Фаустус» (1947) у писателя не ослабевает интерес к взаимоотношениям художника  и   жизни . Проблема не сводится к ответственности литературы перед обществом. Характерно само разделение  жизни   и  тоскующего по ней художника — тема, органичная не только для  Томаса   Манна , но  и  для многих произведений немецкой литературы разных эпох.

Противоречивое единство — жертвование жизнью творчеству и спасение жизни

от творчества — во многом сродни центральной проблематике произведений Томаса

Манна — проблемам отношений „духа” и „жизни” или противоречию между „честью

духа” и „честью плоти”, как это названо в „Иосифе и его братьях”, там, где говорится

о страсти Мут-эм-энет. И, безусловно, у Томаса Манна были не только художнически

типические, но и сугубо индивидуальные причины ощущать это противоречие с осо-

бой остротой.

В ежевечерних записях Манна нередко встречаются впечатления и раздумья,

вызванные перечитыванием собственных, порою очень давних, дневников. На этих

страницах Томас Манн приоткрывает дверь в иную реальность своей души, в скрытое

и скрываемое и тем не менее необычайно значимое для него измерение своей внут-

ренней жизни. Это измерение существует как бы независимо от его писательства, от

фактов и этического склада его жизни и творчества и, на первый взгляд, параллельно

им и даже несовмещаемо с ними; и тем не менее именно оно создает то поле напря-

жения, под знаком которого в его творчестве вступают между собой в противоречие

„честь духа” и „честь плоти” и, наоборот, совмещаются ирония, сентиментальность и

строгий протестантский этос. Это — сфера его гомосексуальных склонностей, или, как

он сам называет ее в дневниках, сфера „страсти”.

Герман Гессе во многом был близок Т. Манну. Но «интеллектуальный роман» Гессе- неповторимый художественный мир , построенный по своим особым законам. Гессе свойственно живое восприятие романтизма- Гельдерлина, Нвалиса, Эйхендрофа. Но продолжателем романтизма он стал тогда, когда его творчество косвенно отразило трагические события современности. Первая мировая война изменила восприятие им действительности.

«Игра в бисер»- произведение, в котором Гессе нарисовал действительность, которой практически не существовало, о которой люди лишь догадывались по выражению лиц друг друга.

Действие произведения отнесено к будущему, оставившему далеко позади эпоху мировых войн. На развалинах культуры, из неистребимой способности духа возрождаться возникает республика Касталия,  сохраняющая в недосягаемости для бурь истории богатства культуры, накопленные человечеством. Роман Гессе ставил актуальнейший вопрос 20 века: должны ли хоть в одном единственном месте мира храниться во всей чистоте и неприкосновенности богатство духа, ибо при их практическом употреблении они часто теряют свою чистоту, превращаясь в антикультуру и антидуховность. Именно на столкновении этих двух идей строится главный сюжетный стержень романа- диспуты двух друзей-противников. Иозефа Кнехта, скромного ученика, а потом студента, ставшего с годами главным магистром Игры в Касталии, и отпрыска знатного патрицианского рода, представляющего море житейское- Плинио Дезиньори. Если следовать логике сюжета, победа оказывается на стороне Плинио. Кнехт покидает касталию, придя к выводу о прозрачности ее существования вне мировой истории, он идет к людям и гибнет, пытаясь спасти своего единственного ученика. Но в приложенных к основному тексту жизнеописаниях Кнехта, других возможных вариантах  его жизни, главный герой одной из них Даса, т.  е. тот же Кнехт, навеки покидает мир и видит смысл своего существования в уединенном служении лесному йогу.

Глубокий трагизм этой гармоничной книги, отражавший действительность, заключается в том, что ни одна из утверждавшихся в романе истин не была абсолютной, что ни одной из них нельзя было, по мысли гессе, отдаться навечно. Абсолютной истиной не была ни идея созерцательной жизни, провозглашенной лесным йогом, ни идея творческой активности, за которой стояла вековая традиция европейского гуманизма.

Имя героя- Кнехт_ слуга. Идея служения у Гессе далеко непроста. Кнехт не случайно перестает быть слугой Касталии и уходит к людям. Перед человеком стояла задача ясно увидеть менявшего очертания целого и его перемещавшийся центр. Чобы воплотить идею служения, герой гессе должен был привести свое желание, закон своей собственной личности в соответствие с продуктивным развитием общества.

Романы гессе не дают ни уроков, ни окончательных ответов и решения конфликтов. Конфликт в «Игре в бисер»  состоит не в разрыве кнехта с касталийской действительностью, кнехт рвет и не рвет с республикой духа, оставаясь касталийцем и за ее пределами. Подлинный конфликт- в отважном утверждении за личностью права на подвижное соотнесение самого себя и мира, права за обязанности самостоятельно постичь контуры и задачи целого и подчинить им свою судьбу.

«Игра в бисер» (опубликован в 1943 году), который как бы суммировал все его творчество и поднял на небывалую высоту вопрос о гармонии духовной и мирской жизни. В этом романе Гессе пытается разрешить всегда тревожившую его проблему — как совместить существование искусства с существованием бесчеловечной цивилизации, как спасти от губительного влияния так называемой массовой культуры высокий мир художественного творчества. Писатель приходит к выводу, что попытка поставить искусство вне общества превращает искусство в бесцельную, беспредметную игру. Символика романа, множество имен и терминов из различных областей культуры требуют от читателя большой эрудиции для понимания всей глубины содержания книги Гессе. Гессе умер в возрасте 85 лет в 1962 году в Монтаньоле.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

75422. Сенсори прискорення. Сенсори температури 164 KB
  Сенсори температури. Сенсори температури Найважливішим різновидом давачів є давачі температури оскільки багато процесів у тому числі і в повсякденному житті регулюються температурою наприклад: регулювання опалення на підставі вимірювання температури теплоносія на вході і виході а також температури в приміщенні і зовнішньої температури; регулювання температури води в пральній машині; регулювання температури електропраски електроплитки духовки...
75423. Бінарні сенсори. Цифрові сенсори 480 KB
  Бінарні сенсори влаштовані як реле (перемикачі) або як аналогові сенсори з перемикачем порогового значення. Коли вхідна величина сенсора досягає порогу перемикання, бінарний вихідний сигнал змінює значення. Під час зміни вхідної величини у зворотному напрямі, по досягненню порогового значення...
75424. Інкрементальні сенсори положення. Кодові лінійки і диски абсолютних сенсорів 631 KB
  Інкременгальні сенсори переміщення оснащені лінійкою з рисковими поділками. Читання положення рисок здійснюється оптичними або магнітними методами. В сенсорах через які проходить світло використовуються скляні лінійки з рисками які поглинають світло і проміжками які пропускають світло шириною 4 мкм рис. Пристрої які зчитують це складаються з потужного джерела світла зчитувальної пластинки і електронної системи аналізу.
75425. Основи і методи регулювання. Основні поняття. Види регулювання 205.5 KB
  Види регулювання. Регулювання. Регулювання є дією яка полягає в такому впливі на поточно вимірювану регульовану величину щоб вона була подібною до заданої величини.
75426. Регулятор і система регулювання 7.58 MB
  Регулятори: перервні аналогові цифрові. Регулятори: первинні аналогові цифрові Регулятори неперервної дії аналогові змінюють значення регульовальної координати обєкту неперервним чином тобто ця координата може приймати будьякі значення з усього можливого діапазону. Неперервні регулятори будуються як правило з електронних операційних підсилювачів. Реулятори дискретної дії цифрові змінюють значення регульованої координати обєкту так само як і регулятори первинної дії але в них зміна величини відбувається лише в певні моменти...
75427. Двохпозиційні регулятори 96 KB
  Принцип роботи Двохпозиційні регулятори забезпечують хорошу якість регулювання для інерційних обєктів з малим запізнюванням не вимагають настройки і прості в експлуатації. Ці регулятори представляють звичайний і найбільш широко поширений метод регулювання...
75428. Передумови розвитку мехатроніки і сфери застосування мехатронних систем. Класифікаційні ознаки мехатроніки 53.5 KB
  Передумови розвитку мехатроніки і сфери застосування мехатронних систем. Класифікаційні ознаки мехатроніки Останніми роками виникла і бурхливо розвивається у всьому світі нова галузь науки і техніки мехатроніка. Вузли модулі і системи мехатроніки МС стають основою технологічних машин і агрегатів з новими властивостями для різних галузей промисловості а також вони можуть бути використані при розробці периферійних пристроїв устроїв...
75429. Концепція побудови мехатронних систем. Визначення і термінологія мехатроніки 52.5 KB
  Мехатроніка це нова галузь науки і техніки присвячена створенню і експлуатації машин і систем з компютерним управлінням рухом яка базується на знаннях в області механіки електроніки і мікропроцесорної техніки інформатики і компютерного управління рухом машин і агрегатів.
75430. Механічні та електричні інтерфейси сенсорів. Оптикомеханічні і фото імпульсні здавачі 45.5 KB
  Інтерфейси сенсорів залежно від фізичного характеру вхідних змінних стану системи можна розділити на електричні і механічні. До механічних відносяться приєднувальні пристрої для датчиків зворотного звязку приводів (оптикомеханічних, фотоімпульсних, кодових, тахогенераторів, потенціометрів, резольверов)