34549

Мифологизация повествования в произведениях Джойса

Доклад

Литература и библиотековедение

Сначала Джойс видел главную задачу искусства в познании истины и выражении истины через красоту а постепенно он приходит к мысли о том что красота выше истины он замечает что художник привносит красоту в мир все важнее для него формы. Джойс еще пишет что миф развернутый символ. Джойс движется от символа к мифу.

Русский

2013-09-08

15.31 KB

7 чел.

21)Мифологизация повествования в произведениях Джойса.

«Форма вещей, как и земная кора, изменяется. Но человеческая сущность бессмертна». Драма существует до эстетической  формы, но он понимает, что драма может способствовать по принципу формы. Сначала Джойс видел главную задачу искусства в познании истины и выражении истины через красоту, а постепенно он приходит к мысли о том, что красота –выше истины, он замечает, что художник привносит красоту в мир, все важнее для него – формы.  Не побуждение к действие, а побуждение к содержанию. На него повлиял Фома Аквинский. Красота: целостность, гармоничность, завораживание. То есть в единичном надо видеть только всеобщее.

«Не моя вина, что мои рассказы пропахли гнилью».

Каждая нация создавала свои мифы. Миф – сопряжение бытовой конкретики (ситуации). То, что уходит в космос. Джойс еще пишет, что миф – развернутый символ. Джойс движется от символа к мифу.

Джойс видит свою судьбу как элемент общей судьбы. В этот момент он себя проявляет не сколько как индивидуальность, а как архитип.

Джойс смотрит через миф на все.

В романе Джойса все проводится на Гомеровских параллелях.  

Для Джойса важны роли, связанные с архитипом.

Но связь ослаблена,  поэтому души героев чахнут.

Пример!«Улисс» 1922 год.

Параллели, связанные с именем сильнее акцентированы. Улисс – имя Одиссея в древнеримском варианте (латинском). Рим – хронотоп более зрелый по сравнению с Грецией. Речью идет о зрелости художника. Это роман-миф, роман-эпос и пародия на то и на другое.

Соловьева: эпос у Джойса развивается на фундаменте лирики. Субъективное активизируется. Джойс смотрит в улиссе и на историю и на мифологию через литературу. Одиссея Гомера – это мир идей для Улисса. Герои Гомера – прообразы, архетипы героев Джойса.

Джойс пародирует не только классический миф, эпос, но и всю структуру классического произведения в целом.

В романе Джойса все построено на гомеровских параллелях.

В трех центральных персонажах – Леопольд, Молли и Стивен Дедал. Угадываются исторические черты современных людей. А с другой стороны в них угадываются черты, которые сближают их с историей Гомера. По ходу движения истории связь человека с архетипом ослабляется. Души героев чахнут, каждый по-своему несчастен, неприкаян, одинок. Это заставляет героев видоизменять традиционные архетипические роли. Блум считает, что он не тянет на роль отца, так как не развит духовно. Он мечтает, чтобы Стивен стал новым мужем для своей жены. А сам видит себя в качестве мужа дитя. Молли представляет себя в образе прекрасной дамы для стивена.

Новые мифологические роли герои романа видят, когда начинают засыпать. Но когда они проснутся, то их существование войдет в привычную колею. История давит миф.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

81739. Тема чести в произведениях отечественной классики 19 века 31.73 KB
  Пушкин Капитанская дочка Роман открывается эпиграфом: Береги честь смолоду который несет в себе очень глубокий смысл. Каждый человек смолоду должен хранить честь достоинство и оставаться человеком до конца. Он подвергается смертельной опасности но даже под угрозой смерти не желает предать честь своего сословия не желает предать честь дворянина отказаться от присяги которую он давал императрице. Он легко предает честь офицера встает под знамена бунтовщиков.
81740. Образ Петербурга в романе Ф. Достоевского «Преступление и наказание» 31.29 KB
  В романе мы открываем Петербург мрачный, давящий на душу. Город, где во дворы-колодцы никогда не заглядывает солнце. Это Петербург бедных людей, которых заставляет вечно дрожать нужда и пронизывающий ветер с моря. Это город Достоевского.
81741. Письма героев как средства их характеристики в произведениях отечественной литературы 32.51 KB
  А Пушкин Евгений Онегин Письмо Татьяны Онегину Третья глава Онегин сталкивается с внутренней природной стихией человеческого сердца любовью. и первый поступок ее любви письмо составляют центр главы. еще подняться не может даже тогда когда получает письмо влюбленной Т. решила написать письмо О.
81742. Лирика М.Цветаевой. Основные темы, идеи, художественное мастерство. Чтение наизусть и разбор одного стихотворения 38.65 KB
  В своем первом альбоме юная Цветаева отличалась тем-что ничего не выдумывала и никому не подражала. Но как поэт и как личность Цветаева развивалась стремительно. Зимой 1915-1916 годов Цветаева жилав Петербурге после возвращения домой она стала писать по-иному чем прежде и в этом была некоторая закономерность. Обделенная в детстве сказкой не имевшая няни Цветаева жадно наверстывала упущенное.
81743. Личность и история в романе Л. Н. Толстого « Война и мир». Кутузов и Наполеон как два нравственных полюса романа 30.19 KB
  Он утверждал что существуют история наука и история искусство и что они имеют свои четко различающиеся задачи. История-наука как полагал Т уделяет главное внимание частностям подробностям событий и ограничивается их внешним описанием в то время как история-искусство схватывает общий ход событий проникая в глубины их внутреннего смысла.
81744. Образ Петербурга в произведениях отечественной классики 19 века 32.16 KB
  Со времени образования Петром I Петербурга в 1703 году этому городу стали посвящаться многие произведения классиков русской литературы таких как Радищев но наиболее полно образ этого города был раскрыт в творчестве двух великих писателей: Александра Сергеевича Пушкина и Николая Васильевича Гоголя. Петербург в произведениях Пушкина это прежде всего торжественный парадный город олицетворение государства его силы и могущества. Восхищение городом перед которым померкла старая Москва звучит в каждой строчке вступления поэмы. Например в...
81745. Духовный облик любимых героев Л. Толстого в романе «Война и мир». Разнообразие средств психологической обрисовки героев в произведении 31.93 KB
  Выражая мнение народное писатель страстно осуждает несправедливые захватнические войны и славит героев священной освободительной войны ведя которую народ отстаивает национальную независимость своей родины. Отвергая трактовку Отечественной войны 1812 г как войны Наполеона 1 и Александра I Т. Эти утверждения о некоем фатальном законе определяющем судьбы отдельных людей и народов автор в сущности сводит на нет показывая как дубина народной войны действовавшая с простотой и целесообразностью привела к победе над наполеоновским...
81746. Образ матери и трагедия народа в поэме А. Ахматова «Реквием». Своеобразие композиции поэмы 33.67 KB
  Своеобразие композиции поэмы. Первый смысловой пласт поэмы автобиографичен. Это четвертый пласт поэмы героиня выступает здесь как новая богородица. Окончательно стихи поэмы были скомпанованы в единое произведение лишь осенью 1962 г.
81747. Тип «гордого человека» и его воплощение в произведениях отечественной литературы 32.54 KB
  Макар Чудра упрекает людей за их рабскую психологию. Суть наказания отторжение от людей. Но не только боль за несчастных темных людей превратила обычного человека в подвижника. Смысл деяний Данко установление нового порядка новых законов бытия среди людей.