34559

Проза французского Сопротивления

Доклад

Литература и библиотековедение

Арагона сбки Нож в сердце 1941 Глаза Эльзы 1942 Паноптикум 1943 Французская заря 1945 в стихах других поэтовкоммунистов Л. Арагон Ф. За порчу сукна штраф 200 франков 1945 Арагона К. Луи Арагон 18971982 начинает свою литературную деятельность в 1917 году а после возвращения с фронта примыкает к дадаистам сборник стихов Фейерверк 1920.

Русский

2013-09-08

19.28 KB

3 чел.

31)Проза французского Сопротивления

СОПРОТИВЛЕ́НИЯ ЛИТЕРАТУ́РА — антифаш. лит-pa, сложившаяся в годы Движения Сопротивления в оккупированных странах, а также в странах фаш. коалиции во время 2-й мировой войны 1939—45. Под С. л. понимаются не только произв., написанные в самом ходе борьбы с фашизмом и посвященные этой борьбе, но и произв., созданные в годы 2-й мировой войны под воздействием освободит. движения. Вклад в С. л. внесли писатели антифаш. эмиграции.

Велико было значение многонац. сов. лит-ры. В годы Великой Отечеств. войны сов. писатели — на фронте и в тылу — участвовали в междунар. борьбе с фашизмом. В партиз. краях, партиз. отрядах и соединениях складывался обширный патриотич. антифашистский фольклор.

Фаш. режим, нанесший громадный ущерб культурам собств. стран, ставил своей целью уничтожение нац. культур на порабощенных территориях.

С. л. складывалась как лит-pa национальная и интернациональная. Поэты мн. стран славили подвиг сов. народа в Великой Отечеств. войне. С. л. развивалась в условиях подъема Движения Сопротивления в оккупированных странах. Запечатлевая ужасы гитлеровского террора, С. л. рисовала активную антифаш. деятельность, ставила обществ. и нравств. проблемы, выдвигаемые самой практикой борьбы. В центре внимания писателей — образ борца, формирование его личности, характера в трагич. условиях оккупации. Образ этот раскрывается в различных лит. жанрах. Ведущим жанром была гражд. поэзия, наиболее глубоко и эмоционально выражавшая нар. гнев и горе. 

Движение Сопротивления, принявшее во Франции всенар. размах, создало обширную лит-ру; ее творцами были лучшие писатели страны. Во Франции сложилось разветвленное лит. подполье. Действовали подпольные изд-ва («Полночное изд-во», осн. П. де Лескюром, «Французская библиотека»). С 1942 выходил орган Нац. комитета писателей — газ. «Летр франсез». Ее основатель Ж. Декур был расстрелян. Мн. писатели были казнены (Г. Пери), пали в бою (Ж. Прево), погибли в лагерях (Р. Деснос, М. Жакоб).

Франц. С. л. успешно развивалась в поэзии, прозе, в драматургии. В подполье вышли поэтич. антологии «Честь поэтов» (1943) и «Европа» (1944). По выражению П. Элюара, поэзия «ушла в маки́», к партизанам; она должна была отказаться от созерцательности, эстетства, формалистич. ухищрений и посвятить себя служению людям. Это служение утверждается в кристальной чистоте и прозрачности стихов Элюара («Поэзия и правда 1942 года», 1942, «Лицом к лицу с немцами», 1942—45), в гневном пафосе, боевых призывах стихов Л. Арагона (сб-ки «Нож в сердце», 1941, «Глаза Эльзы», 1942, «Паноптикум», 1943, «Французская заря», 1945), в стихах других поэтов-коммунистов (Л. Муссинак, Э. Гильвик). С острой антифаш. публицистикой выступали Л. Арагон, Ф. Мориак, А. Камю. Героич. подвиг участников Сопротивления запечатлен в вышедших в подполье рассказах Веркора («Молчание моря», 1942), Э. Триоле («Авиньонские любовники», 1943; вошел в сб. «За порчу сукна штраф 200 франков», 1945), Арагона, К. Авлина, Ж. Адана, повести К. Моргана «Цена

человека» (1944; окончат. изд. 1946). С различных обществ. и эстетич. позиций рисуется Сопротивление в романах Р. Вайяна («Странная игра», 1945), Ж. Бори («Моя деревня в немецкие времена», 1945), С. де Бовуар («Чужая кровь», 1945).

Тираноборч. смысл имело обращение к формам античной трагедии у Ж. Ануя («Антигона», пост. 1943), в пьесах главы франц. экзистенциалистов Ж. П. Сартра («Мухи», пост. 1943) и Камю («Калигула», 1938, опубл. 1944, пост. 1945).

С. л. стала важным рубежом в развитии франц. нац. лит-ры по пути гражданственности и реализма.

Луи Арагон (1897-1982) начинает свою литературную деятельность в 1917 году, а после возвращения с фронта примыкает к дадаистам (сборник стихов "Фейерверк", 1920). Позже, сблизившись с А. Бретоном, Арагон входит в группу сюрреалистов (роман "Парижский крестьянин", 1926). Встреча с Маяковским в 1928 году изменяет мироощущение Арагона, он с восторгом принимает изменения, происшедшие в России (сборник стихов "Ура, Урал!, 1934), ищет новые способы художественного отражения внешнего мира. Порвав с А. Бретоном, Арагон обращается к роману, хотя большинство сюрреалистов считали роман обреченной формой.

В романной серии "Реальный мир" (1934-1951) Арагон показывает кастовые и социальные противоречия ХХ столетия. В эту серию входят романы "Базельские колокола" (1934), "Богатые кварталы" (1936), "Пассажиры империала" (1940, окончательная редакция 1947), "Орельен" (1944), "Коммунисты" (1949-1951). Проза Арагона отличается лиричностью, умением придать поэтическое звучание городскому пейзажу, когда реклама, выкрики торговцев, афиши, объявления входят органичной частью в современную жизнь.

Во время второй войны Арагон был одним из организаторов Сопротивления, борьбе французов против фашистов он посвятил много произведений (сборники стихов "Нож в сердце", 1941; "Глаза Эльзы", 1942; "Французская заря", 1945; сборник рассказов "Падение и величие французов", 1945 и др.). Его стихи печатались на листовках и расклеивались по всей Франции. В сборник "Нож в сердце" вошли стихи, написанные Арагоном с февраля 1939 по октябрь 1940. В них поэт говорит о национальном чувстве достоинства, о крепнущей вере в необходимость сопротивления полицейскому террору. В сборнике "Французская заря" были опубликованы стихи, выходившие подпольно в оккупации в газете "Леттр франсез" в течение 1942-1944 годов под псевдонимами Жак Дэстен, Франсуа Гневный.

В эссе "Тень изобретателя" Арагон обосновывает философскую основу поэзии, представляя ее как инструмент истинного познания. Здесь же он объясняет природу сюрреалистической грезы; по мнению поэта, именно ускользающая тень явления или зыбкость образа дают полноту и достоверность представления о мире, освобождая их от устойчивых социальных, поведенческих и психологических канонов. Подсознательное, по Арагону, более правдиво, нежели логически выстроенное. Жестко структурированная схема отчуждает человека от реальности, тогда как поэтическое воображение возвращает ему смысл бытия.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

61836. Стихотворение А.А. Фета «Шёпот, робкое дыханье…» 24.97 KB
  Цель: постараться заставить учеников проникнуться чувствами героя и авторским замыслом охарактеризовать образ лирического героя Научиться верно анализировать данное стихотворение с помощью отдельных фраз и слов представленных...
61838. У каждого – своё место в природе (Рассказ Д. Мамина-Сибиряка «Медведко») 31.51 KB
  Цели: образовательные: знакомство обучаемых с творчеством Д. Мамина-Сибиряка (на примере рассказа «Медведко») учить выражать своё отношение к прочитанному, героям, событиям учить выделять главную мысль произведения; совершенствовать навыки правильного, беглого, сознательного, выразительного чтения...