34559

Проза французского Сопротивления

Доклад

Литература и библиотековедение

Арагона сбки Нож в сердце 1941 Глаза Эльзы 1942 Паноптикум 1943 Французская заря 1945 в стихах других поэтовкоммунистов Л. Арагон Ф. За порчу сукна штраф 200 франков 1945 Арагона К. Луи Арагон 18971982 начинает свою литературную деятельность в 1917 году а после возвращения с фронта примыкает к дадаистам сборник стихов Фейерверк 1920.

Русский

2013-09-08

19.28 KB

2 чел.

31)Проза французского Сопротивления

СОПРОТИВЛЕ́НИЯ ЛИТЕРАТУ́РА — антифаш. лит-pa, сложившаяся в годы Движения Сопротивления в оккупированных странах, а также в странах фаш. коалиции во время 2-й мировой войны 1939—45. Под С. л. понимаются не только произв., написанные в самом ходе борьбы с фашизмом и посвященные этой борьбе, но и произв., созданные в годы 2-й мировой войны под воздействием освободит. движения. Вклад в С. л. внесли писатели антифаш. эмиграции.

Велико было значение многонац. сов. лит-ры. В годы Великой Отечеств. войны сов. писатели — на фронте и в тылу — участвовали в междунар. борьбе с фашизмом. В партиз. краях, партиз. отрядах и соединениях складывался обширный патриотич. антифашистский фольклор.

Фаш. режим, нанесший громадный ущерб культурам собств. стран, ставил своей целью уничтожение нац. культур на порабощенных территориях.

С. л. складывалась как лит-pa национальная и интернациональная. Поэты мн. стран славили подвиг сов. народа в Великой Отечеств. войне. С. л. развивалась в условиях подъема Движения Сопротивления в оккупированных странах. Запечатлевая ужасы гитлеровского террора, С. л. рисовала активную антифаш. деятельность, ставила обществ. и нравств. проблемы, выдвигаемые самой практикой борьбы. В центре внимания писателей — образ борца, формирование его личности, характера в трагич. условиях оккупации. Образ этот раскрывается в различных лит. жанрах. Ведущим жанром была гражд. поэзия, наиболее глубоко и эмоционально выражавшая нар. гнев и горе. 

Движение Сопротивления, принявшее во Франции всенар. размах, создало обширную лит-ру; ее творцами были лучшие писатели страны. Во Франции сложилось разветвленное лит. подполье. Действовали подпольные изд-ва («Полночное изд-во», осн. П. де Лескюром, «Французская библиотека»). С 1942 выходил орган Нац. комитета писателей — газ. «Летр франсез». Ее основатель Ж. Декур был расстрелян. Мн. писатели были казнены (Г. Пери), пали в бою (Ж. Прево), погибли в лагерях (Р. Деснос, М. Жакоб).

Франц. С. л. успешно развивалась в поэзии, прозе, в драматургии. В подполье вышли поэтич. антологии «Честь поэтов» (1943) и «Европа» (1944). По выражению П. Элюара, поэзия «ушла в маки́», к партизанам; она должна была отказаться от созерцательности, эстетства, формалистич. ухищрений и посвятить себя служению людям. Это служение утверждается в кристальной чистоте и прозрачности стихов Элюара («Поэзия и правда 1942 года», 1942, «Лицом к лицу с немцами», 1942—45), в гневном пафосе, боевых призывах стихов Л. Арагона (сб-ки «Нож в сердце», 1941, «Глаза Эльзы», 1942, «Паноптикум», 1943, «Французская заря», 1945), в стихах других поэтов-коммунистов (Л. Муссинак, Э. Гильвик). С острой антифаш. публицистикой выступали Л. Арагон, Ф. Мориак, А. Камю. Героич. подвиг участников Сопротивления запечатлен в вышедших в подполье рассказах Веркора («Молчание моря», 1942), Э. Триоле («Авиньонские любовники», 1943; вошел в сб. «За порчу сукна штраф 200 франков», 1945), Арагона, К. Авлина, Ж. Адана, повести К. Моргана «Цена

человека» (1944; окончат. изд. 1946). С различных обществ. и эстетич. позиций рисуется Сопротивление в романах Р. Вайяна («Странная игра», 1945), Ж. Бори («Моя деревня в немецкие времена», 1945), С. де Бовуар («Чужая кровь», 1945).

Тираноборч. смысл имело обращение к формам античной трагедии у Ж. Ануя («Антигона», пост. 1943), в пьесах главы франц. экзистенциалистов Ж. П. Сартра («Мухи», пост. 1943) и Камю («Калигула», 1938, опубл. 1944, пост. 1945).

С. л. стала важным рубежом в развитии франц. нац. лит-ры по пути гражданственности и реализма.

Луи Арагон (1897-1982) начинает свою литературную деятельность в 1917 году, а после возвращения с фронта примыкает к дадаистам (сборник стихов "Фейерверк", 1920). Позже, сблизившись с А. Бретоном, Арагон входит в группу сюрреалистов (роман "Парижский крестьянин", 1926). Встреча с Маяковским в 1928 году изменяет мироощущение Арагона, он с восторгом принимает изменения, происшедшие в России (сборник стихов "Ура, Урал!, 1934), ищет новые способы художественного отражения внешнего мира. Порвав с А. Бретоном, Арагон обращается к роману, хотя большинство сюрреалистов считали роман обреченной формой.

В романной серии "Реальный мир" (1934-1951) Арагон показывает кастовые и социальные противоречия ХХ столетия. В эту серию входят романы "Базельские колокола" (1934), "Богатые кварталы" (1936), "Пассажиры империала" (1940, окончательная редакция 1947), "Орельен" (1944), "Коммунисты" (1949-1951). Проза Арагона отличается лиричностью, умением придать поэтическое звучание городскому пейзажу, когда реклама, выкрики торговцев, афиши, объявления входят органичной частью в современную жизнь.

Во время второй войны Арагон был одним из организаторов Сопротивления, борьбе французов против фашистов он посвятил много произведений (сборники стихов "Нож в сердце", 1941; "Глаза Эльзы", 1942; "Французская заря", 1945; сборник рассказов "Падение и величие французов", 1945 и др.). Его стихи печатались на листовках и расклеивались по всей Франции. В сборник "Нож в сердце" вошли стихи, написанные Арагоном с февраля 1939 по октябрь 1940. В них поэт говорит о национальном чувстве достоинства, о крепнущей вере в необходимость сопротивления полицейскому террору. В сборнике "Французская заря" были опубликованы стихи, выходившие подпольно в оккупации в газете "Леттр франсез" в течение 1942-1944 годов под псевдонимами Жак Дэстен, Франсуа Гневный.

В эссе "Тень изобретателя" Арагон обосновывает философскую основу поэзии, представляя ее как инструмент истинного познания. Здесь же он объясняет природу сюрреалистической грезы; по мнению поэта, именно ускользающая тень явления или зыбкость образа дают полноту и достоверность представления о мире, освобождая их от устойчивых социальных, поведенческих и психологических канонов. Подсознательное, по Арагону, более правдиво, нежели логически выстроенное. Жестко структурированная схема отчуждает человека от реальности, тогда как поэтическое воображение возвращает ему смысл бытия.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

19326. Восточные истории Шахрезады. Воспитательное мероприятие 50.5 KB
  Восточные истории Шахрезады. Полумрак. На заднем плане пестрые ткани закрывают сцену. На авансцену выходит Шахрезада. Шахрезада ЛизаПриветствую вас севера цветы Зимы холодной долгой темноты Метели буйной вы родные дети. Пусть сбудутся прекрасные мечты – По...
19327. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ АРХИТЕКТУРЫ 84.5 KB
  АК ЛЕКЦИЯ № 1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ АРХИТЕКТУРЫ Развитие Вычислительной Техники ВТ обусловлено успехами в 3х областях: 1. В технологии производства как элементарной базы ВТ так и самих машин в целом. 2. В принципах организации ВМ успехи в развитии архитектуры. 3. В...
19328. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЭВМ 88.5 KB
  АК ЛЕКЦИЯ № 2. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЭВМ Характеристики: 1. Операционные ресурсы ЭВМ – это грубо говоря перечень возможностей ЭВМ. Сюда включаются: 1. Способы представления информации в ЭВМ 2. Система команд ЭВМ 3. Способы адресации Операционные ресурсы ЭВМ на
19329. ПРИНЦИПЫ ПРОГРАММНОГО УПРАВЛЕНИЯ 85.5 KB
  АК ЛЕКЦИЯ № 3. ПРИНЦИПЫ ПРОГРАММНОГО УПРАВЛЕНИЯ Принципы программного управления Принцип программного управления ППУ впервые был сформулирован Венгерским математиком и физиком Джоном фон Нейманом при участии Гольцтайна и Берца в 1946 году. ППУ включает в себя н...
19330. СТРУКТУРЫ ЗАПОМИНАЮЩИХ УСТРОЙСТВ 111 KB
  АК ЛЕКЦИЯ № 5 СТРУКТУРЫ ЗАПОМИНАЮЩИХ УСТРОЙСТВ Характеристики систем памяти В любой ВМ вне зависимости от ее архитектуры программы и данные хранятся в памяти. Функции памяти обеспечиваются запоминающими устройствами ЗУ предназначенными для фиксации хране...
19331. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ОБ АЛУ 592 KB
  АК ЛЕКЦИЯ 8 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ОБ АЛУ АРИФМЕТИКОЛОГИЧЕСКОЕ УСТРОЙСТВО АЛУ – одна из основных функциональных частей процессора осуществляющая непосредственное преобразование информации. Все операции выполняемые в АЛУ можно разделить на следующие группы: ...
19332. КЛАССИФИКАЦИЯ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ АУ 630.5 KB
  АК ЛЕКЦИЯ № 9 КЛАССИФИКАЦИЯ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ АУ РУС Структура алу Обобщенная структурная схема АЛУ рис. 7.1 включает: блок регистров для приема и размещения операндов и результатов; операционный блок в котором осуществляется преобразование операндов в с
19333. АУ C ФИКСИРОВАННОЙ ЗАПЯТОЙ 425.5 KB
  АК ЛЕКЦИЯ № 10 АУ C ФИКСИРОВАННОЙ ЗАПЯТОЙ Базис целочисленных операционных устройств Для большинства современных ВМ общепринятым является такой формат с фиксированной запятой ФЗ когда запятая фиксируется справа от младшего разряда кода числа. По этой причине со...
19334. УСКОРЕНИЕ ЦЕЛОЧИСЛЕННОГО УМНОЖЕНИЯ 195 KB
  АК ЛЕКЦИЯ № 11 УСКОРЕНИЕ ЦЕЛОЧИСЛЕННОГО УМНОЖЕНИЯ Методы ускорения умножения можно условно разделить на аппаратные и логические. Те и другие требуют дополнительных затрат оборудования которые при использовании аппаратных методов возрастают с увеличением разряднос...