34560

Экзистенциализм во французской литературе. Его влияние на литературный процесс. Спор Сартра и Камю

Доклад

Литература и библиотековедение

Спор Сартра и Камю. Хотите философствовать пишите романы рекомендовал соотечественникам Альбер Камю. Спор Камю с Сартром не менее важен. В отличие от Сартра изображающего человеческую сущность чистой возможностью Камю считает что бытие человека изначально определено человеческой природой и содержит в себе набор возможностей ограничивающих человеческую свободу.

Русский

2013-09-08

15.46 KB

11 чел.

32)Экзистенциализм во французской литературе. Его влияние на литературный процесс. Спор Сартра и Камю.

Экзистенциализм необычайно широко распространился благодаря французским писателям, переводившим философские понятия на доступный всем язык художественной литературы. Во Франции философия по традиции предпочитала оформляться эстетически, говорить языком искусства. «Хотите философствовать — пишите романы»,— рекомендовал соотечественникам Альбер Камю. Экзистенциализм ставил философию на грань искусства, поскольку предметом философствования делал индивидуальное и конкретное, личность и ее выбор. Французский «литературный экзистенциализм» особенно подтверждал, что вообще экзистенциализм не столько система понятий, сколько выражение определенного настроения, переживание бытия в мире, где «все дозволено», и выбор соответствующего поведения.

Именно писатель стал высшим авторитетом для французских экзистенциалистов. Достоевский писал, что «если Бога нет, то все дозволено». Это предположение некоторых из его героев, людей «подпольных» («Записки из подполья») — исходный пункт экзи-стенциализма, по убеждению Жан-Поля Сартра.

Спор Камю с Сартром не менее важен. Сартр считал, что в человеческом бытии существование предшествует сущности и что человек целиком и полностью ответствен за то, как он сформулирует свою сущность. В отличие от Сартра, изображающего человеческую сущность чистой возможностью, Камю считает, что бытие человека изначально определено человеческой природой и содержит в себе набор возможностей, ограничивающих человеческую свободу. О своей позиции Камю писал так: "Я же, напротив, избрал для себя справедливость, чтобы сохранить верность земле. Я продолжаю думать, что мир этот не имеет высшего смысла. Но я знаю также, что есть в нем нечто, имеющее смысл, и это человек, ибо человек - единственное существо, претендующее на постижение смысла жизни. Этот мир украшен, по крайней мере, и наша задача - вооружить его убедительными доводами, чтобы он с их помощью мог бороться с самой судьбой".

Сартр: абсурд скрыт в отношениях человека и мира. Абсурд в дуализме бытия и сознания. Бытие конечно, а сознание жаждет бессмертия.

Силы смерти активизировались. Абсурдно то, что лишено высшей цели.

Человек отрекается от своих религиозных трансцендентальных корней. Ницше – смерть богов. Но в 20 веке происходит смерть бога в душе.

Камю: абсурд есть метафизическое состояние человека в мире. Абсурд затрагивает самые основы человеческого существования. Нахождение между жизнью и смертью.

Разновидности Э.: атеистический и религиозный.

Атеистический – французский. Человек сам старается уподобиться богу, развивает свой потенциал. Религиозный – немецкий и английский. Вера – проблема, которая не предрешена в любых решениях. Важен не столько бог, сколько отношения человека к богу.   Главный конфликт – столкновение подлинного и неподлинного.

Сартр: человек выбирает не свою эпоху, а себя в ней.

Термин – экзистенция – существование. Хайдеггер и Ясперс.

Это способ бытия не человеческого рода, а отдельного индивида.