34562

Сюжет и герой романа А. Камю («Посторонний», «Чума»)

Доклад

Литература и библиотековедение

Мерсо взрывается выкрикивает что всю жизнь ощущал дыхание мрака смерти. Гораздо больше Мерсо любит природу особенно море. Суд над Мерсо. Те кто судят Мерсо продолжают верить что бытие изначально имеет высший позитивный смысл.

Русский

2013-09-08

18.47 KB

12 чел.

34)Сюжет и герой романа А. Камю («Посторонний», «Чума»)

«Посторонний»

Удивляет безразличие героя, которые волнуют людей: любовь, дружба, карьера, смерть. Секрет безразличия – по обвинению в убийстве герой в тюрьме. Мерсо взрывается, выкрикивает, что всю жизнь ощущал дыхание мрака, смерти. Для него существование человека в мире абсурдно. Он не верит в бога, который часто ассоциируется с солнцем. Гораздо больше Мерсо любит природу, особенно море. Физический контакт природы: язычник – неоязычник, не считая греховными отношения с ней.

Он часто старается отключить свое сознание, которое отдаляет его от природы. Он не желает примириться с тем, что он смертен. Столкновение с фактом смерти, но реагирует на него спокойно.

Кульминация – убийство на пляже. Он убивает незнакомого араба из-за солнца.

Суд над Мерсо. Раскрытие социальной стороны конфликта. Те, кто судят Мерсо продолжают верить, что бытие изначально имеет высший позитивный смысл. Им удобна эта вера, которая обеспечивает им покой души, сердца. Мерсо судят как человека, который распространенных мнений не разделяет, человек, который не соответствует стандартам. Его судьи стремятся доказать, что он выродок, у него нет души.

Судьям важно уничтожить Мерсо. Хотя он гораздо отзывчевее, доброжелательнее, чем они.

Мерсо приговаривают к смертной казни. Он готов умереть сам, добровольно. Ему нужна подлинная жизнь, достойная человека, где любовь будет торжествовать над смертью, но он не видит такой возможности. Он пишет прошение о помиловании. Смерть – не самоцель, а цена, которую он должен заплатить, чтобы стать свободным. Мерсо в финале чувствует нежное безразличие природы к себе. Мечтает, чтобы на его казни присутствовало как можно больше людей, которые бы его ненавидели. Он должен положиться на самого себя, и это самое главное.

Мерсо как Христос ищет новую правду, но его правда – негатива, он твердо знает, чего он не хочет. Смерть как рычаг для самоутверждения. Мерсо преобразует смерть в свободу.

Он умирает, довольствуясь сознанием своей правоты.

Священник – живой мертвец.

Важна и форма романа. Это повествование от первого лица. Повесть. Специфический язык мерсо. Он характеризует его как постороннего человека, он просто фиксирует, кажется, что он отстранен.

Сам Мерсо излагает события в телеграфном стиле.

«значит» - он развернуто, прямо говорит о том, что происходящее значит для него. Мерсо мечтает прожить жизнь по-новому. Он начинает все сначала. В рассказе можно активизировать сознание по отношению к бытию. В конце он может осуществить любовь в рассказе о жизни. Любовь к преобразованной рассказом жизни. Мерсо все больше активизирует свое сознание, манера письма меняется все больше места занимает рефлексия по поводу фактов, из подтекста в текст. Мерсо размышляет, как неумолимо устроена гильотина.

Наперекор гильотине, миру Мерсо и развивает свое воображение. И из обычного человека он превращается в особенного человека, в ходе своего существования, он становится экзистенциалистским героем.

Миф, укорененный в жаркой плоти текущего дня. Сознание и бытие тесно связаны друг с другом.

Имя героя значимо. Сначала Мерсо – море и солнце, потом Мёрсо – смерть и солнце. Проявился главный конфликт – смысл, данный богом, и смысл, который ищет человек.

Роман «Чума» (1947) написан в жанре хроники. Следовательно, реальность внешняя стала поучительной, в ней появилось нечто такое, о чем должно рассказать языком летописи. Появилась история — история чумы. Абсурд перестает быть неуловимым, он обрел образ, который может и должен быть точно воссоздан, изучен ученым, историком. Чума — образ аллегорический, но самое очевидное его значение расшифровывается без всякого труда: «коричневая чума», фашизм, война, оккупация. Точность доминирует, она являет собой обязательный атрибут рассказчика — врача и новое качество метода Камю, овладевающего историзмом, конкретно-историческим знанием.

Бернар Риэ, в отличие от Мерсо, предпочитает говорить «мы», а не «я», предпочитает говорить о «нас». Риэ не «посторонний», он «местный», к тому же он «местный врач» — невозможно представить себе врача, который устраняется от людей. В этом «мы» содержится новое качество, указано на возникновение общности людей, «коллективной истории», потребности в других людях.

Поведение человека определяется теперь не всесильным абсурдом, обесценившим действие, но выбором относительно определенной задачи, имеющей значение и оценивающей каждого. В «Постороннем» все пространство было закрыто единственным вариантом выбора, который совершал единственный герой романа. В «Чуме» много действующих лиц, много вариантов выбора.

Здесь есть и «посторонний», журналист Рамбер, который не из «этих мест», пытается устраниться. Есть здесь «имморалист», выродившийся в мелкого жулика. Есть обитатель «башни слоновой кости», одержимый флоберовскими «муками слова». Есть и священник, однако вера не возвращается на землю, зараженную чумой.

Позитивное утверждается в «Чуме» не как истина, не в качестве идеала, а как выполнение элементарного долга, как работа, необходимость которой диктуется смертельной угрозой. Не убий — такова нравственная основа деятельности «врачей», «лечащих врачей». Профессия врача дает возможность герою романа обходиться без идей, просто делать привычное дело, не ломая голову над сложными вопросами, не забивая ее идеологией, которая отпугивает «санитаров» Камю.

Чума — не только аллегорический образ фашизма. Камю сохраняет, наряду с социальным, метафизический смысл метафоры. Герои романа — практики, «врачи» еще и потому, что болезнь неизлечима, болезнь поразила само существование, которое неизлечимо абсурдно. Врачи не справились с болезнью, она ушла сама — чтобы вернуться. Вот почему в облике Риэ нетрудно рассмотреть черты Сизифа. Как и Сизифа, Риэ не ожидает победы, ему дано только знание беды и возможность утвердить свое достоинство, свою человечность в безнадежном сражении со смертью.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

59816. Великі українці – гуманісти 120.5 KB
  Григорій Сковорода народився в с. Чорнухи на Полтавщині в козацькій родині. Грунтовну та всебічну освіту здобув у Києво-Могилянській академії. У 1769 році Григорій Сковорода остаточно залишив офіційну педагогічну діяльність і став мандрівним філософом.
59817. Без верби та калини немає України 474.5 KB
  На дошці приколені малюнки фотографії та статті про вербу і калину. Дівчина: Ми розповімо вам про калину яку найбільше шанували на Україні. Дівчина: А я розповім сумну історію про калину що часто порівнюється з коханням.
59819. ВЕСЕЛИЙ ВЕРНІСАЖ 224 KB
  Ви готові зустріти їх Тоді оплески бо я запрошую учасників Веселого вернісажу€ на сцену Команда ЕМЕМДЕМС вона представляє 8А клас. Поки виходить команда на сцену звучить Весела пісня€. Команда ВЕСЕЛІ ТА ДОТЕПНІ€. Поки виходить команда на сцену звучить Весела пісня.
59820. Казковий вернісаж 66 KB
  Мета: - підвищувати мотивацію учнів молодшої та середньої школи до вивчення іноземної мови; - розвивати навички діалогічного та монологічного мовлення серед учнів середньої школи; - сприяти розвитку міжкультурної компетенції;...
59822. Альтернативний токарний верстат з механічним приводом 1.18 MB
  Серед архівних документів що якось інформують нас про створення токарного верстата є такі з яких видно що майстри древнього Єгипту ще 1500 років до нашої ери застосували цей спосіб для різання й обточування циліндричних форм різної конфігурації.
59823. Прийшли щедрувати до вашої хат 55 KB
  Зайнялася ясна зірка ясна зірка зпід вечірка. Добрий вечір господарю у вашій оселі Прийміть наші побажання на свята веселі. Щоби в свят вечір скрізь лунали колядки давні голосні І в щедрий вечір засівали зерном світлиці нам усім.
59824. Зветься веселково – Україною наша рідна батьківська земля 50 KB
  Учениця: Дорогі гості щиро вітаємо вас у нашій світлиці. Учениця: Батьки вчили дітей цінувати кожну крихту хліба і завжди памятати що хліб це життя. Учениця: У нашому музеї зібрані предмети народного побуту що були незамінні в господарстві.