34566

Влияние идей структурализма, постструктурализма и постмодернизма на развитие послевоенной французской литературы

Доклад

Литература и библиотековедение

Барт различает не письмо и текст литературное произведение которое было основой классики. Текст вторичен соткан из цитат и многозначен. В тексте принципиально важна интертекстуальность. Барт: каждый текст является интертекстомпредставляет собой новую ткань сотканную из старых цитат.

Русский

2013-09-08

19.27 KB

1 чел.

38)Влияние идей структурализма, постструктурализма и постмодернизма на развитие послевоенной французской литературы.

Структурализм.

Новый новый роман = новейший роман.

Общекультурное движение от структурализма к постструктурализму.

Динамика культуры отражает сдвиг от антологии к гносеологии. Науки о знаках – семиотика и семиология.

Структурализм ищет новую объективность. Он стремится к исследованию гуманитарной культуры приложить методы точных наук, но предельно абстрактных, абстрактных: формальная логика и математика. Структурализм развивается в разных областях культуры. В области психологии  - Жак Лакан, этнология – Клод Леви-Стросс, лингвистика – Фердинанд де Соссюр, литеротуроведение – Р.Барт. 

«Курс общей лингвистики».

Структура лингвистического знака – неразрывное единство означаемого и означающего. Соссюр говорит об образе как о форме, но постепенно они будут очищать знак от образа. И важнее становится означающего – формы. Отношение одной языковой единицы к другим.

Барт считает, что главное в литературе – это язык, который надо очистить от связи с данностью. Тогда язык станет самим собой, таким, какой есть.

Структуралисты предлагают преобразовать произведение в письмо. Оно отличается предельной формализацией, схематизацией. Литература без значений, без содержаний.

Рикарду: задача не описание приключений, а приключение описаний. Приключения письма.

Формы схемы просматривались сквозь образы, предметы. А в новом новом романе не остается даже обломков традиционной образности, изобразительности. Автор становится безличным полностью.

Взаимодействие слов и букв в чистом виде и это называется словопроизводство. Крупнейший практик – Филипп Салесс. Здесь говорит само повествование, здесь Галактика – означающее. Роман «Драма» 64 повествовательных фрагмента образуют модель шахматной доски. 2 ряда языковых пульсаций. Важны местоимения. Я – это означаемое, а он – означающее. Активность сдвигается к ОН, к форме. Вырос из движения левых интеллектуалов. Конфликт традиционного произведения и письма аналогичен конфликту буржуазии и пролетариата. Буржуазия порабощает человека знаками, а надо с помощью знаков человека раскрепостить.

Постструктурализм.

Ролан Барт

Социалекты  - языки, которые строятся иерархически.

Означающее исчезает. Возможность для карнавала означающих. Удовольствие ассоциируется с эротическим удовольствием. Процессы развития языка по аналогии с развитием сексуальности. Барт различает не письмо и текст, литературное произведение, которое было основой классики. Произведение оригинальное, самодостаточное, имеет устойчивый смысл.

Текст вторичен, соткан из цитат и многозначен. В тексте принципиально важна интертекстуальность.

Барт: каждый текст является интертекстом…представляет собой новую ткань, сотканную из старых цитат. Интертекстуальность – поле анонимных формул. Авторство того, что цитируется – стерто, не принципиально.

«Смерть автора». Текст – коллективное создание, у него много автора. Используется термин скриптор – носитель необъятного словаря. Читатель важнее, чем автор. В нем фокусируется интертекстуальная игра. Читать тоже безличен, некто. Понятие «чтение и письмо». Индивид растворяется в языковых практиках. Термин индивид вытесняется термином дивид – что-то случайное, неустойчивое.

Роман «Н»(аш). Этот звук во французском языке называют немым. Это текст, который напечатан без абзацев, пробелов. Это сплошной поток и звуков. Гельдерлин, Эпикур, Мао Цзедун.

Процесс рождения книги= процесс алхимического опыта. Текст напоминает искусственно созданных существ, гоммункулов, голема….

Такие романы – фантазмы, продукты чистой игры ума и воображения.

Постмодернизм – термин, который используется для литературы, а постмодерн – ситуация всего мира в целом.

Постмодернизм стремится вернуть литературе качество читабельности. Но сама структура чтения должна радикально измениться. Внимание смещается на знаковые формы.

Франция.

Мишель Турнье, Патрик Мадиано.

«Улица темных лавок».

Обыгрывает мотив амнезии. Герой пытается восстановить свое прошлое и подлинное имя. Гиролан хватается за случайную ниточку. В баре ему в руке попадает снимок с двумя мужчинами и женщиной. Он встречается с разными людьми. Он отождествляет себя то с одним человеком, то с другим. Он пытается понять, соответствует ли то или иное его ощущение правды. Он готов поверить, что он и есть делюз, но садовник узнает в нем мужчину с фотоснимка. В финале Гиролан собирается продолжать свое расследование. Он не может установить свою идентичность, ощущает себя пляжным человеком Помощник по расследованию Хюнтер – все мы, в сущности, пляжные люди. Не только он один страдает амнезией. Все путаются не тольок в чужом прошлом, но и в своем тоже. На свою память человек не может полагаться. С равной степенью вероятности он может быть несколькими людьми, он смог вжиться. Тем проблематичнее его идентичность. Свои черты сложить в характер он тоже не может. От того, кем я был, остался лишь смутный силуэт. Это намекает на то, что идентичность свою человек должен искать в ином мире, построенном на фундаменте вымысла. То, что кажется подлинной историей оказывается вымыслом. Он открывает в себе задатки художника. Его интересует война. Там была еще вера в традиционные ценности. НО вера рушилась, люди не только любили, но и предавали, убивали. Дело в том, что прошлое восстанавливается благодаря воображению, оно более активно придумывается. По ходу расследования у героя проявляется шанс стать никем в положительном смысле. Появляется возможность стать кем-то в мире, который если и будет призрачным. Остаются записи.

Характерные черты постмодернизма 

1)интертекстуальность

2)пародирование (само-), иронизирование, переосмысление элементов культуры прошлого

3)многоуровневая организация текста

4)прием игры, принцип читательского сотворчества

5)неопределенность, культ неясностей, ошибок, пропусков, фрагментарность и принцип монтажа (принцип ризомы)

6)жанровый и стилевой синкретизм (соединение, нерасчлененность различных видов культурного творчества)

7)театральность, работа на публику, использование приема «двойного кодирования» явление «авторской маски», «смерть автора».


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

81054. МО в Южной Азии 42.3 KB
  На долю Индии приходится 734 территории ЮА 765 населения региона и около 80 валового национального продукта производимого здесь так же в военном отношении. Доминирование Индии в регионе вызывает недоверие к ней порождает ощущение угрозы их безопасности. Индия рассматривает проблему обеспечения безопасности страны в рамках всего ЮА региона = стремление защитить и упрочить доминирующие позиции Индии в ЮА. у Пакистана есть атомная бомба и он готов ее применить для обороны от Индии.
81055. МО на Ближнем и Среднем Востоке 45.42 KB
  В качестве компенсации за кражу иракской нефти Саддам Хусейн требует от Кувейта выплаты 24 млрд. Стремясь всячески избежать разрастания конфликта правительство Кувейта заявляет о своей готовности обсудить все спорные вопросы и выделить Ираку займ в размере 9 млрд. 2 августа СБ ООН принимает резолюцию в которой осуждаются агрессивные действия Ирака и содержится требование о немедленном и безоговорочном выводе иракских войск из Кувейта. Арафат который не только одобрил аннексию Кувейта и призвал находившихся там палестинцев сотрудничать с...
81056. Латинская Америка в современных международных отношениях 47.54 KB
  Приток иностранного капитала в Латинскую Америку к середине десятилетия в среднем ежегодно составлял около 50 млрд. Она предусматривает создание единого экономического пространства от Аляски до Огненной Земли. Инициатива для Америк уже в начале десятилетия существенно динамизировала отношения США с латиноамериканскими странами.
81057. Африка в современных МО 46.87 KB
  Перестав быть ареной конфронтации Востока и Запада этот регион утратил свое стратегическое значение в системе внешнеполитических координат ведущих держав а опыт их политического и экономического сотрудничества с африканскими странами подвергся критической переоценке. В этой связи к началу 90х годов как в Африке так и за ее пределами стали распространяться крайне пессимистические настроения в отношении не только отдаленных но и ближайших перспектив региона. Источником афропессимизма стало прежде всего бедственное экономическое положение...
81058. Международные отношения как область науки. Основная проблема международных отношений как отрасли знания: объект, предмет 35.21 KB
  Основными понятиями теории МО являются: МО – совокупность экономических политических правовых идеологических дипломатических военных культурных и других связей и взаимоотношений между субъектами действующими на мировой арене. В целом Мо – это совокупность интеграционных связей между различными национальными сообществами и государствами формирующими единое мировое пространство. В МО включается внутренняя и внешняя политика Мировая политика Объект – система связей в международных отношениях Предмет – изучение систем связей.
81059. Понятие системы международных отношений: структура системы, элементы, связи между элементами 40.47 KB
  система международных отношений это совокупность составляющих ее элементов между которыми существуют устойчивые связи зависимости отношения . Главными объектами международных отношений являются прежде всего суверенные национальные государства. Различные комбинации участников МО варианты их коммуникации позволяют формировать различные типы международных систем МС.
81060. Типы международных систем. Функционирование и трансформация международных систем 39.5 KB
  выделяют исторические типы: вестфальская система МО 1648 г. – идея баланса сил венская система 1814 г. – идея единого управляющего центра – идея Европейского концерта версальсковашингтонская система после 1 мировой войны и по ее результатам – переход к биполярной системе и увеличение акторов ЯлтинскоПостдамсткая посде 2 мировой войны – биполярная система легла в основу биполярного мира: противостояние ВостокЗапад С распадом СССР историческая типология заканчивается. Современная система большинством исследователей называется...
81061. Субъекты и акторы международных отношений. Цели, средства, стратегии в международных отношениях 38.16 KB
  Участники: Мировое сообщество – активные участники – национально-государственные объединения Остальное сообщество – негосударственные наднациональные организации общественные организации и личное участие.= организации – создается государствами или другими участниками международных отношений и подразделяются на несколько типов: межправительственные создаются государствами ЕС неправительственные организации формируются независимыми от государств группами для решения задач с которыми государство не справляется самостоятельно; с...
81062. Взаимоотношение и анализ понятий внутренняя политика, внешняя политика, мировая политика. Закономерности международных отношений 36.74 KB
  В МО включается внутренняя и внешняя политика. Внутренняя политика испытывает двоякое давление системы международных отношений и внутренних тенденций социальноэкономического развития а также зависит от этапа исторического развития и задач государства на данном этапе. Мировая политика – процесс и результат выработки принятия и реализации решений затрагивающих жизнь мирового сообщества.