34566

Влияние идей структурализма, постструктурализма и постмодернизма на развитие послевоенной французской литературы

Доклад

Литература и библиотековедение

Барт различает не письмо и текст литературное произведение которое было основой классики. Текст вторичен соткан из цитат и многозначен. В тексте принципиально важна интертекстуальность. Барт: каждый текст является интертекстомпредставляет собой новую ткань сотканную из старых цитат.

Русский

2013-09-08

19.27 KB

1 чел.

38)Влияние идей структурализма, постструктурализма и постмодернизма на развитие послевоенной французской литературы.

Структурализм.

Новый новый роман = новейший роман.

Общекультурное движение от структурализма к постструктурализму.

Динамика культуры отражает сдвиг от антологии к гносеологии. Науки о знаках – семиотика и семиология.

Структурализм ищет новую объективность. Он стремится к исследованию гуманитарной культуры приложить методы точных наук, но предельно абстрактных, абстрактных: формальная логика и математика. Структурализм развивается в разных областях культуры. В области психологии  - Жак Лакан, этнология – Клод Леви-Стросс, лингвистика – Фердинанд де Соссюр, литеротуроведение – Р.Барт. 

«Курс общей лингвистики».

Структура лингвистического знака – неразрывное единство означаемого и означающего. Соссюр говорит об образе как о форме, но постепенно они будут очищать знак от образа. И важнее становится означающего – формы. Отношение одной языковой единицы к другим.

Барт считает, что главное в литературе – это язык, который надо очистить от связи с данностью. Тогда язык станет самим собой, таким, какой есть.

Структуралисты предлагают преобразовать произведение в письмо. Оно отличается предельной формализацией, схематизацией. Литература без значений, без содержаний.

Рикарду: задача не описание приключений, а приключение описаний. Приключения письма.

Формы схемы просматривались сквозь образы, предметы. А в новом новом романе не остается даже обломков традиционной образности, изобразительности. Автор становится безличным полностью.

Взаимодействие слов и букв в чистом виде и это называется словопроизводство. Крупнейший практик – Филипп Салесс. Здесь говорит само повествование, здесь Галактика – означающее. Роман «Драма» 64 повествовательных фрагмента образуют модель шахматной доски. 2 ряда языковых пульсаций. Важны местоимения. Я – это означаемое, а он – означающее. Активность сдвигается к ОН, к форме. Вырос из движения левых интеллектуалов. Конфликт традиционного произведения и письма аналогичен конфликту буржуазии и пролетариата. Буржуазия порабощает человека знаками, а надо с помощью знаков человека раскрепостить.

Постструктурализм.

Ролан Барт

Социалекты  - языки, которые строятся иерархически.

Означающее исчезает. Возможность для карнавала означающих. Удовольствие ассоциируется с эротическим удовольствием. Процессы развития языка по аналогии с развитием сексуальности. Барт различает не письмо и текст, литературное произведение, которое было основой классики. Произведение оригинальное, самодостаточное, имеет устойчивый смысл.

Текст вторичен, соткан из цитат и многозначен. В тексте принципиально важна интертекстуальность.

Барт: каждый текст является интертекстом…представляет собой новую ткань, сотканную из старых цитат. Интертекстуальность – поле анонимных формул. Авторство того, что цитируется – стерто, не принципиально.

«Смерть автора». Текст – коллективное создание, у него много автора. Используется термин скриптор – носитель необъятного словаря. Читатель важнее, чем автор. В нем фокусируется интертекстуальная игра. Читать тоже безличен, некто. Понятие «чтение и письмо». Индивид растворяется в языковых практиках. Термин индивид вытесняется термином дивид – что-то случайное, неустойчивое.

Роман «Н»(аш). Этот звук во французском языке называют немым. Это текст, который напечатан без абзацев, пробелов. Это сплошной поток и звуков. Гельдерлин, Эпикур, Мао Цзедун.

Процесс рождения книги= процесс алхимического опыта. Текст напоминает искусственно созданных существ, гоммункулов, голема….

Такие романы – фантазмы, продукты чистой игры ума и воображения.

Постмодернизм – термин, который используется для литературы, а постмодерн – ситуация всего мира в целом.

Постмодернизм стремится вернуть литературе качество читабельности. Но сама структура чтения должна радикально измениться. Внимание смещается на знаковые формы.

Франция.

Мишель Турнье, Патрик Мадиано.

«Улица темных лавок».

Обыгрывает мотив амнезии. Герой пытается восстановить свое прошлое и подлинное имя. Гиролан хватается за случайную ниточку. В баре ему в руке попадает снимок с двумя мужчинами и женщиной. Он встречается с разными людьми. Он отождествляет себя то с одним человеком, то с другим. Он пытается понять, соответствует ли то или иное его ощущение правды. Он готов поверить, что он и есть делюз, но садовник узнает в нем мужчину с фотоснимка. В финале Гиролан собирается продолжать свое расследование. Он не может установить свою идентичность, ощущает себя пляжным человеком Помощник по расследованию Хюнтер – все мы, в сущности, пляжные люди. Не только он один страдает амнезией. Все путаются не тольок в чужом прошлом, но и в своем тоже. На свою память человек не может полагаться. С равной степенью вероятности он может быть несколькими людьми, он смог вжиться. Тем проблематичнее его идентичность. Свои черты сложить в характер он тоже не может. От того, кем я был, остался лишь смутный силуэт. Это намекает на то, что идентичность свою человек должен искать в ином мире, построенном на фундаменте вымысла. То, что кажется подлинной историей оказывается вымыслом. Он открывает в себе задатки художника. Его интересует война. Там была еще вера в традиционные ценности. НО вера рушилась, люди не только любили, но и предавали, убивали. Дело в том, что прошлое восстанавливается благодаря воображению, оно более активно придумывается. По ходу расследования у героя проявляется шанс стать никем в положительном смысле. Появляется возможность стать кем-то в мире, который если и будет призрачным. Остаются записи.

Характерные черты постмодернизма 

1)интертекстуальность

2)пародирование (само-), иронизирование, переосмысление элементов культуры прошлого

3)многоуровневая организация текста

4)прием игры, принцип читательского сотворчества

5)неопределенность, культ неясностей, ошибок, пропусков, фрагментарность и принцип монтажа (принцип ризомы)

6)жанровый и стилевой синкретизм (соединение, нерасчлененность различных видов культурного творчества)

7)театральность, работа на публику, использование приема «двойного кодирования» явление «авторской маски», «смерть автора».


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

18607. ИЕРАРХИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА ПРОЕКТНЫХ УРОВНЕЙ ПРОЕКТИРОВАНИЯ 33.5 KB
  ИЕРАРХИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА ПРОЕКТНЫХ УРОВНЕЙ ПРОЕКТИРОВАНИЯ Выполнение проектных операций и процедур в САПР основано на оперировании математических моделей ММ. С их помощью прогнозируются характеристики и оцениваются возможности предложенных вариантов схем и констр...
18608. Требования к математическим моделям и их классификация 48 KB
  Требования к математическим моделям и их классификация Под математической моделью ММ конструкции технологического процесса и его элементов понимают систему математических соотношений описывающих с требуемой точностью изучаемый объект и его поведение в производст...
18609. МЕТОДИКА ПОЛУЧЕНИЯ МАТЕМАТИЧЕСКИХ МОДЕЛЕЙ ЭЛЕМЕНТОВ 69 KB
  МЕТОДИКА ПОЛУЧЕНИЯ МАТЕМАТИЧЕСКИХ МОДЕЛЕЙ ЭЛЕМЕНТОВ Получение математических моделей элементов включает в себя следующие операции: Выбор свойств объекта которые подлежат отражению в модели. Выбор основан на анализе возможных применений модели и определяет сте
18610. Иерархия математических моделей в САПР 82.5 KB
  Иерархия математических моделей в САПР Блочноиерархический подход к проектированию радиоэлектронных средств РЭС включает в качестве своей основы иерархию математических моделей. Деление моделей по иерархическим уровням уровням абстрагирования происходит по сте
18611. Автоматизация проектирования 41 KB
  Автоматизация проектирования Проектирование процесс составления описания необходимого для создания в заданных условиях еще не существующего объекта на основе первичного описания этого объекта и или алгоритма его функционирования. Проектирование сложный спе...
18612. Стадии проектирования САПР 29 KB
  Стадии проектирования САПР В России действует государственный стандарт на стадии проектирования САПР ГОСТ 34.60190. Существует и международный стандарт на стадии жизненного цикла программной продукции ISO12207:1995. Проектирование как процесс развивающийся во вр...
18613. Признаки и принципы САПР 29.5 KB
  Признаки и принципы САПР САПР характеризуют следующие признаки: 1. Тип. 2. Разновидность. 3. Сложность объекта проектирования. 4. Уровень. 5. Комплексность автоматизации проектирования. 6. Характер. 7. Число выпускаемых проектных документов. 8. Число уровней в с...
18614. Уровни систем САПР, примеры программных продуктов 32 KB
  Уровни систем САПР примеры программных продуктов Различают 3 типа САПР: высокого среднего низкого уровня €œтяжелые€ €средние€ €легкие€ соответственно различающиеся набором опций и предлагаемым интерфейсом. Практический смысл трехуровневой классификаци...
18615. Виды обеспечения САПР. Организационное обеспечение САПР 25.5 KB
  Виды обеспечения САПР Выделяют семь видов обеспечения САПР: 1 математическое; 2 программное; 3техническое; 4 информационное; 5 лингвистическое; 6 методическое; 7 организационное. Методическое обеспечение САПР Методическое обеспечение САПР докуме...