34566

Влияние идей структурализма, постструктурализма и постмодернизма на развитие послевоенной французской литературы

Доклад

Литература и библиотековедение

Барт различает не письмо и текст литературное произведение которое было основой классики. Текст вторичен соткан из цитат и многозначен. В тексте принципиально важна интертекстуальность. Барт: каждый текст является интертекстомпредставляет собой новую ткань сотканную из старых цитат.

Русский

2013-09-08

19.27 KB

1 чел.

38)Влияние идей структурализма, постструктурализма и постмодернизма на развитие послевоенной французской литературы.

Структурализм.

Новый новый роман = новейший роман.

Общекультурное движение от структурализма к постструктурализму.

Динамика культуры отражает сдвиг от антологии к гносеологии. Науки о знаках – семиотика и семиология.

Структурализм ищет новую объективность. Он стремится к исследованию гуманитарной культуры приложить методы точных наук, но предельно абстрактных, абстрактных: формальная логика и математика. Структурализм развивается в разных областях культуры. В области психологии  - Жак Лакан, этнология – Клод Леви-Стросс, лингвистика – Фердинанд де Соссюр, литеротуроведение – Р.Барт. 

«Курс общей лингвистики».

Структура лингвистического знака – неразрывное единство означаемого и означающего. Соссюр говорит об образе как о форме, но постепенно они будут очищать знак от образа. И важнее становится означающего – формы. Отношение одной языковой единицы к другим.

Барт считает, что главное в литературе – это язык, который надо очистить от связи с данностью. Тогда язык станет самим собой, таким, какой есть.

Структуралисты предлагают преобразовать произведение в письмо. Оно отличается предельной формализацией, схематизацией. Литература без значений, без содержаний.

Рикарду: задача не описание приключений, а приключение описаний. Приключения письма.

Формы схемы просматривались сквозь образы, предметы. А в новом новом романе не остается даже обломков традиционной образности, изобразительности. Автор становится безличным полностью.

Взаимодействие слов и букв в чистом виде и это называется словопроизводство. Крупнейший практик – Филипп Салесс. Здесь говорит само повествование, здесь Галактика – означающее. Роман «Драма» 64 повествовательных фрагмента образуют модель шахматной доски. 2 ряда языковых пульсаций. Важны местоимения. Я – это означаемое, а он – означающее. Активность сдвигается к ОН, к форме. Вырос из движения левых интеллектуалов. Конфликт традиционного произведения и письма аналогичен конфликту буржуазии и пролетариата. Буржуазия порабощает человека знаками, а надо с помощью знаков человека раскрепостить.

Постструктурализм.

Ролан Барт

Социалекты  - языки, которые строятся иерархически.

Означающее исчезает. Возможность для карнавала означающих. Удовольствие ассоциируется с эротическим удовольствием. Процессы развития языка по аналогии с развитием сексуальности. Барт различает не письмо и текст, литературное произведение, которое было основой классики. Произведение оригинальное, самодостаточное, имеет устойчивый смысл.

Текст вторичен, соткан из цитат и многозначен. В тексте принципиально важна интертекстуальность.

Барт: каждый текст является интертекстом…представляет собой новую ткань, сотканную из старых цитат. Интертекстуальность – поле анонимных формул. Авторство того, что цитируется – стерто, не принципиально.

«Смерть автора». Текст – коллективное создание, у него много автора. Используется термин скриптор – носитель необъятного словаря. Читатель важнее, чем автор. В нем фокусируется интертекстуальная игра. Читать тоже безличен, некто. Понятие «чтение и письмо». Индивид растворяется в языковых практиках. Термин индивид вытесняется термином дивид – что-то случайное, неустойчивое.

Роман «Н»(аш). Этот звук во французском языке называют немым. Это текст, который напечатан без абзацев, пробелов. Это сплошной поток и звуков. Гельдерлин, Эпикур, Мао Цзедун.

Процесс рождения книги= процесс алхимического опыта. Текст напоминает искусственно созданных существ, гоммункулов, голема….

Такие романы – фантазмы, продукты чистой игры ума и воображения.

Постмодернизм – термин, который используется для литературы, а постмодерн – ситуация всего мира в целом.

Постмодернизм стремится вернуть литературе качество читабельности. Но сама структура чтения должна радикально измениться. Внимание смещается на знаковые формы.

Франция.

Мишель Турнье, Патрик Мадиано.

«Улица темных лавок».

Обыгрывает мотив амнезии. Герой пытается восстановить свое прошлое и подлинное имя. Гиролан хватается за случайную ниточку. В баре ему в руке попадает снимок с двумя мужчинами и женщиной. Он встречается с разными людьми. Он отождествляет себя то с одним человеком, то с другим. Он пытается понять, соответствует ли то или иное его ощущение правды. Он готов поверить, что он и есть делюз, но садовник узнает в нем мужчину с фотоснимка. В финале Гиролан собирается продолжать свое расследование. Он не может установить свою идентичность, ощущает себя пляжным человеком Помощник по расследованию Хюнтер – все мы, в сущности, пляжные люди. Не только он один страдает амнезией. Все путаются не тольок в чужом прошлом, но и в своем тоже. На свою память человек не может полагаться. С равной степенью вероятности он может быть несколькими людьми, он смог вжиться. Тем проблематичнее его идентичность. Свои черты сложить в характер он тоже не может. От того, кем я был, остался лишь смутный силуэт. Это намекает на то, что идентичность свою человек должен искать в ином мире, построенном на фундаменте вымысла. То, что кажется подлинной историей оказывается вымыслом. Он открывает в себе задатки художника. Его интересует война. Там была еще вера в традиционные ценности. НО вера рушилась, люди не только любили, но и предавали, убивали. Дело в том, что прошлое восстанавливается благодаря воображению, оно более активно придумывается. По ходу расследования у героя проявляется шанс стать никем в положительном смысле. Появляется возможность стать кем-то в мире, который если и будет призрачным. Остаются записи.

Характерные черты постмодернизма 

1)интертекстуальность

2)пародирование (само-), иронизирование, переосмысление элементов культуры прошлого

3)многоуровневая организация текста

4)прием игры, принцип читательского сотворчества

5)неопределенность, культ неясностей, ошибок, пропусков, фрагментарность и принцип монтажа (принцип ризомы)

6)жанровый и стилевой синкретизм (соединение, нерасчлененность различных видов культурного творчества)

7)театральность, работа на публику, использование приема «двойного кодирования» явление «авторской маски», «смерть автора».


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

74781. Термодинамический и статистический подход к изучению поведения систем. Термодинамические параметры. Статистическое и термодинамическое определение абсолютной температуры 30.5 KB
  Законы поведения огромного числа молекул, являясь статистическими закономерностями, изучаются с помощью статистического метода. Этот метод основан на том, что свойства макроскопической системы в конечном счете определяются свойствами частиц системы...
74782. Понятие идеального газа. Давление. Основное уравнение молекулярно-кинетической теории газов. Основное уравнение молекулярно-кинетической теории газов 85 KB
  Для вывода основного уравнения молекулярно-кинетической теории рассмотрим одноатомный идеальный газ. Предположим, что молекулы газа движутся хаотически, число взаимных столкновений между молекулами газа пренебрежимо мало по сравнению с числом ударов о стенки сосуда...
74783. Внутренняя энергия системы. Внутренняя энергия идеального газа. Первое начало термодинамики. Примеры 35.5 KB
  Таким образом, можно говорить о двух формах передачи энергии от одних тел к другим: в форме работы и в форме теплоты. Энергия механического движения может превращаться в энергию теплового движения и наоборот.
74784. Теплоемкость (полная, удельная, молярная). Теплоемкость идеального газа (при постоянном давление и объеме). Формула Майера 46.5 KB
  Выражение (53.6) называется уравнением Майера; оно показывает, что Ср всегда больше СV на величину молярной газовой постоянной. Это объясняется тем, что при нагревании газа при постоянном давлении требуется еще дополнительное количество теплоты на совершение работы расширения газа...
74785. Первое начало термодинамики. Круговые, обратимые и необратимые процессы. Тепловая машина Карно и ее кпд 54 KB
  Внутренняя энергия системы может изменяться в результате различных процессов например совершения над системой работы или сообщения ей теплоты. С другой стороны температуру газа и его внутреннюю энергию можно увеличить за счет сообщения ему некоторого количества теплоты...
74786. Применение первого начала термодинамики к изопроцессам 69 KB
  Среди равновесных процессов, происходящих с термодинамическими системами, выделяются изопроцессы, при которых один из основных параметров состояния сохраняется постоянным.
74787. Применение 1-го начала термодинамики к адиабатическому процессу. Уравнение адиабаты 32 KB
  Адиабатическим называется процесс, при котором отсутствует теплообмен между физической системой и окружающей средой. Близким к адиабатическим являются все быстро протекающие процессы.
74788. Энтропия. Связь энтропии и вероятности состояния. Флуктуация 36.5 KB
  Флуктуации — случайные отклонения от среднего значения физических величин, характеризующих систему из большого числа частиц; вызываются тепловым движением частиц или квантово-механическими эффектами.
74789. Второе начало термодинамики. Его статистический смысл 32 KB
  Второе начало термодинамики можно сформулировать как закон возрастания энтропии замкнутой системы при необратимых процессах: любой необратимый процесс в замкнутой системе происходит так что энтропия системы при этом возрастает.