34566

Влияние идей структурализма, постструктурализма и постмодернизма на развитие послевоенной французской литературы

Доклад

Литература и библиотековедение

Барт различает не письмо и текст литературное произведение которое было основой классики. Текст вторичен соткан из цитат и многозначен. В тексте принципиально важна интертекстуальность. Барт: каждый текст является интертекстомпредставляет собой новую ткань сотканную из старых цитат.

Русский

2013-09-08

19.27 KB

1 чел.

38)Влияние идей структурализма, постструктурализма и постмодернизма на развитие послевоенной французской литературы.

Структурализм.

Новый новый роман = новейший роман.

Общекультурное движение от структурализма к постструктурализму.

Динамика культуры отражает сдвиг от антологии к гносеологии. Науки о знаках – семиотика и семиология.

Структурализм ищет новую объективность. Он стремится к исследованию гуманитарной культуры приложить методы точных наук, но предельно абстрактных, абстрактных: формальная логика и математика. Структурализм развивается в разных областях культуры. В области психологии  - Жак Лакан, этнология – Клод Леви-Стросс, лингвистика – Фердинанд де Соссюр, литеротуроведение – Р.Барт. 

«Курс общей лингвистики».

Структура лингвистического знака – неразрывное единство означаемого и означающего. Соссюр говорит об образе как о форме, но постепенно они будут очищать знак от образа. И важнее становится означающего – формы. Отношение одной языковой единицы к другим.

Барт считает, что главное в литературе – это язык, который надо очистить от связи с данностью. Тогда язык станет самим собой, таким, какой есть.

Структуралисты предлагают преобразовать произведение в письмо. Оно отличается предельной формализацией, схематизацией. Литература без значений, без содержаний.

Рикарду: задача не описание приключений, а приключение описаний. Приключения письма.

Формы схемы просматривались сквозь образы, предметы. А в новом новом романе не остается даже обломков традиционной образности, изобразительности. Автор становится безличным полностью.

Взаимодействие слов и букв в чистом виде и это называется словопроизводство. Крупнейший практик – Филипп Салесс. Здесь говорит само повествование, здесь Галактика – означающее. Роман «Драма» 64 повествовательных фрагмента образуют модель шахматной доски. 2 ряда языковых пульсаций. Важны местоимения. Я – это означаемое, а он – означающее. Активность сдвигается к ОН, к форме. Вырос из движения левых интеллектуалов. Конфликт традиционного произведения и письма аналогичен конфликту буржуазии и пролетариата. Буржуазия порабощает человека знаками, а надо с помощью знаков человека раскрепостить.

Постструктурализм.

Ролан Барт

Социалекты  - языки, которые строятся иерархически.

Означающее исчезает. Возможность для карнавала означающих. Удовольствие ассоциируется с эротическим удовольствием. Процессы развития языка по аналогии с развитием сексуальности. Барт различает не письмо и текст, литературное произведение, которое было основой классики. Произведение оригинальное, самодостаточное, имеет устойчивый смысл.

Текст вторичен, соткан из цитат и многозначен. В тексте принципиально важна интертекстуальность.

Барт: каждый текст является интертекстом…представляет собой новую ткань, сотканную из старых цитат. Интертекстуальность – поле анонимных формул. Авторство того, что цитируется – стерто, не принципиально.

«Смерть автора». Текст – коллективное создание, у него много автора. Используется термин скриптор – носитель необъятного словаря. Читатель важнее, чем автор. В нем фокусируется интертекстуальная игра. Читать тоже безличен, некто. Понятие «чтение и письмо». Индивид растворяется в языковых практиках. Термин индивид вытесняется термином дивид – что-то случайное, неустойчивое.

Роман «Н»(аш). Этот звук во французском языке называют немым. Это текст, который напечатан без абзацев, пробелов. Это сплошной поток и звуков. Гельдерлин, Эпикур, Мао Цзедун.

Процесс рождения книги= процесс алхимического опыта. Текст напоминает искусственно созданных существ, гоммункулов, голема….

Такие романы – фантазмы, продукты чистой игры ума и воображения.

Постмодернизм – термин, который используется для литературы, а постмодерн – ситуация всего мира в целом.

Постмодернизм стремится вернуть литературе качество читабельности. Но сама структура чтения должна радикально измениться. Внимание смещается на знаковые формы.

Франция.

Мишель Турнье, Патрик Мадиано.

«Улица темных лавок».

Обыгрывает мотив амнезии. Герой пытается восстановить свое прошлое и подлинное имя. Гиролан хватается за случайную ниточку. В баре ему в руке попадает снимок с двумя мужчинами и женщиной. Он встречается с разными людьми. Он отождествляет себя то с одним человеком, то с другим. Он пытается понять, соответствует ли то или иное его ощущение правды. Он готов поверить, что он и есть делюз, но садовник узнает в нем мужчину с фотоснимка. В финале Гиролан собирается продолжать свое расследование. Он не может установить свою идентичность, ощущает себя пляжным человеком Помощник по расследованию Хюнтер – все мы, в сущности, пляжные люди. Не только он один страдает амнезией. Все путаются не тольок в чужом прошлом, но и в своем тоже. На свою память человек не может полагаться. С равной степенью вероятности он может быть несколькими людьми, он смог вжиться. Тем проблематичнее его идентичность. Свои черты сложить в характер он тоже не может. От того, кем я был, остался лишь смутный силуэт. Это намекает на то, что идентичность свою человек должен искать в ином мире, построенном на фундаменте вымысла. То, что кажется подлинной историей оказывается вымыслом. Он открывает в себе задатки художника. Его интересует война. Там была еще вера в традиционные ценности. НО вера рушилась, люди не только любили, но и предавали, убивали. Дело в том, что прошлое восстанавливается благодаря воображению, оно более активно придумывается. По ходу расследования у героя проявляется шанс стать никем в положительном смысле. Появляется возможность стать кем-то в мире, который если и будет призрачным. Остаются записи.

Характерные черты постмодернизма 

1)интертекстуальность

2)пародирование (само-), иронизирование, переосмысление элементов культуры прошлого

3)многоуровневая организация текста

4)прием игры, принцип читательского сотворчества

5)неопределенность, культ неясностей, ошибок, пропусков, фрагментарность и принцип монтажа (принцип ризомы)

6)жанровый и стилевой синкретизм (соединение, нерасчлененность различных видов культурного творчества)

7)театральность, работа на публику, использование приема «двойного кодирования» явление «авторской маски», «смерть автора».


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

41482. Методика формирования природоохранных знаний в процессе изучения общей биологии 114.5 KB
  В курсе общей биологии при изучении вопросов охраны природы целесообразно разграничивать проблемы охраны сообществ и видов. Так в курсе общей биологии IX класса более полно раскрыть понятие об охране природы можно на примере рационального использования популяций и сохранения видового многообразия биосферы. При изучении темы Эволюционное учение следует так спланировать уроки чтобы выделить в самостоятельные разделы вопросы об антропогенных факторах популяционновидовых систем и природоохранительных факторах. Линнея Понятие вид...
41483. Формирование экологических идей, как направление природоохранного воспитания школьников. Идея целостности природы в биосфере и взаимосвязи всех ее компонентов 776.5 KB
  раз Земля обернула вокруг Солнца с момента возникновения общего предка бактерий растений животных человека. Начинают эстафету жизни зелёные растения затем её подхватывают животные а к финишу доносят грибы и бактерии где снова эстафета оказывается у растений. Посадка растений. Уничтожение некоторых видов растений.
41484. Идея многообразия видов в природе и необходимости их охраны 200 KB
  Идея многообразия видов в природе и необходимости их охраны. Харакретеристика видового богатства природы Беларуси и необходимость охраны. Харакретеристика видового богатства природы Беларуси и необходимость охраны. Рождественский Совокупность всех видов флоры и фауны Беларуси представляет ее биологическое разнообразие что является необходимым условием устойчивости биосферы.
41485. Методика формирования природоохранных знаний в процессе изучения биологии 142.5 KB
  План Формы отрганизации экологического образования и воспитания в процессе изучения биологии. Система экологического образования и воспитания в области охраны окружающей среды сущность принципы цель задачи формы и методы Экологическое поле образовательного процесса. Концепция экологического воспитания в области охраны окружающей среды Литература Суравегина И. ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ БИОЛОГИИ Внутри предметные и межпредметные связи в содержании курса биологии...
41486. Класс рыбы 187.5 KB
  Работа учителя по формированию природоохранных знаний при изучении рыб птиц млекопитающих. В курсе биологии в частности зоологии понятие об использовании биологических ресурсов раскрывается через понятие промысел промысловые птицы пушной промысел промысел морского зверя география и техника рыбного промысла и т. Используя такого рода факты при изучении классов рыб птиц и млекопитающих у школьников следует формировать понимание того что в условиях нашей формы хозяйства происходит постепенный процесс перехода от промысла...
41487. Методика формирования природоохранных знаний в процессе изучения зоологии 122.5 KB
  Деятельность учителя по углублению ряда ключевых понятий При изучении зоологии продолжается формированию представлений и начальных понятий о целостности природы которая отражается во взаимосвязанности природных процессов_ Это прежде всего предполагает расширение роли экологического материала формирование понятий о среде обитания и ее факторах приспособленности видов к среде обитания природных сообществах биоценозах. В курсе зоологии много возможностей конкретизировать представление о природных сообществах такими по нятиями...
41488. Цель и задачи преподавания охраны природы. Понятие охраны природы в щколном курсе биологии 124 KB
  Цель и задачи преподавания охраны природы. Понятие охраны природы в щколном курсе биологии. План Понятие Охрана природы и его педагогические аспекты. Глобальный характер воздействия человека на природу Цели охраны природы и цели преподавания этой дисциплины.
41489. Краткая историческая справка. Работа с учениками по охране природы, как одна из форм экологического вопсипания и образования 164 KB
  Работа с учениками по охране природы как одна из форм экологического вопсипания и образования . Книга для чтения по охране природы для учащихся 910 классов средней школы. Краткая историческая справка эволюция взглядов на охрану природы и ее преподавание. Методика преподавания охраны природы тесносвязана с эволюцией взгядов на эту проблему.
41490. ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРИРОДООХРАННЫХ ЗНАНИЙ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ БОТАНИКИ 337.5 KB
  Курс ботаники располагает определенными возможностями тдля развития природоохранительных знаний на основе опорных понятии_о растительном организме особенностях его жизни о многообразии видов растений и их видовых сообществах. На уроках ботаники школьники изучают значение растений в жизни человека разнообразие влияний человеческой деятедьности на отдельные виды и целые растительные сообщества. Это способствует пониманию необходимости бережного отношения каждого человека к многообразию окружающих его растений охраны и рационального...