34566

Влияние идей структурализма, постструктурализма и постмодернизма на развитие послевоенной французской литературы

Доклад

Литература и библиотековедение

Барт различает не письмо и текст литературное произведение которое было основой классики. Текст вторичен соткан из цитат и многозначен. В тексте принципиально важна интертекстуальность. Барт: каждый текст является интертекстомпредставляет собой новую ткань сотканную из старых цитат.

Русский

2013-09-08

19.27 KB

1 чел.

38)Влияние идей структурализма, постструктурализма и постмодернизма на развитие послевоенной французской литературы.

Структурализм.

Новый новый роман = новейший роман.

Общекультурное движение от структурализма к постструктурализму.

Динамика культуры отражает сдвиг от антологии к гносеологии. Науки о знаках – семиотика и семиология.

Структурализм ищет новую объективность. Он стремится к исследованию гуманитарной культуры приложить методы точных наук, но предельно абстрактных, абстрактных: формальная логика и математика. Структурализм развивается в разных областях культуры. В области психологии  - Жак Лакан, этнология – Клод Леви-Стросс, лингвистика – Фердинанд де Соссюр, литеротуроведение – Р.Барт. 

«Курс общей лингвистики».

Структура лингвистического знака – неразрывное единство означаемого и означающего. Соссюр говорит об образе как о форме, но постепенно они будут очищать знак от образа. И важнее становится означающего – формы. Отношение одной языковой единицы к другим.

Барт считает, что главное в литературе – это язык, который надо очистить от связи с данностью. Тогда язык станет самим собой, таким, какой есть.

Структуралисты предлагают преобразовать произведение в письмо. Оно отличается предельной формализацией, схематизацией. Литература без значений, без содержаний.

Рикарду: задача не описание приключений, а приключение описаний. Приключения письма.

Формы схемы просматривались сквозь образы, предметы. А в новом новом романе не остается даже обломков традиционной образности, изобразительности. Автор становится безличным полностью.

Взаимодействие слов и букв в чистом виде и это называется словопроизводство. Крупнейший практик – Филипп Салесс. Здесь говорит само повествование, здесь Галактика – означающее. Роман «Драма» 64 повествовательных фрагмента образуют модель шахматной доски. 2 ряда языковых пульсаций. Важны местоимения. Я – это означаемое, а он – означающее. Активность сдвигается к ОН, к форме. Вырос из движения левых интеллектуалов. Конфликт традиционного произведения и письма аналогичен конфликту буржуазии и пролетариата. Буржуазия порабощает человека знаками, а надо с помощью знаков человека раскрепостить.

Постструктурализм.

Ролан Барт

Социалекты  - языки, которые строятся иерархически.

Означающее исчезает. Возможность для карнавала означающих. Удовольствие ассоциируется с эротическим удовольствием. Процессы развития языка по аналогии с развитием сексуальности. Барт различает не письмо и текст, литературное произведение, которое было основой классики. Произведение оригинальное, самодостаточное, имеет устойчивый смысл.

Текст вторичен, соткан из цитат и многозначен. В тексте принципиально важна интертекстуальность.

Барт: каждый текст является интертекстом…представляет собой новую ткань, сотканную из старых цитат. Интертекстуальность – поле анонимных формул. Авторство того, что цитируется – стерто, не принципиально.

«Смерть автора». Текст – коллективное создание, у него много автора. Используется термин скриптор – носитель необъятного словаря. Читатель важнее, чем автор. В нем фокусируется интертекстуальная игра. Читать тоже безличен, некто. Понятие «чтение и письмо». Индивид растворяется в языковых практиках. Термин индивид вытесняется термином дивид – что-то случайное, неустойчивое.

Роман «Н»(аш). Этот звук во французском языке называют немым. Это текст, который напечатан без абзацев, пробелов. Это сплошной поток и звуков. Гельдерлин, Эпикур, Мао Цзедун.

Процесс рождения книги= процесс алхимического опыта. Текст напоминает искусственно созданных существ, гоммункулов, голема….

Такие романы – фантазмы, продукты чистой игры ума и воображения.

Постмодернизм – термин, который используется для литературы, а постмодерн – ситуация всего мира в целом.

Постмодернизм стремится вернуть литературе качество читабельности. Но сама структура чтения должна радикально измениться. Внимание смещается на знаковые формы.

Франция.

Мишель Турнье, Патрик Мадиано.

«Улица темных лавок».

Обыгрывает мотив амнезии. Герой пытается восстановить свое прошлое и подлинное имя. Гиролан хватается за случайную ниточку. В баре ему в руке попадает снимок с двумя мужчинами и женщиной. Он встречается с разными людьми. Он отождествляет себя то с одним человеком, то с другим. Он пытается понять, соответствует ли то или иное его ощущение правды. Он готов поверить, что он и есть делюз, но садовник узнает в нем мужчину с фотоснимка. В финале Гиролан собирается продолжать свое расследование. Он не может установить свою идентичность, ощущает себя пляжным человеком Помощник по расследованию Хюнтер – все мы, в сущности, пляжные люди. Не только он один страдает амнезией. Все путаются не тольок в чужом прошлом, но и в своем тоже. На свою память человек не может полагаться. С равной степенью вероятности он может быть несколькими людьми, он смог вжиться. Тем проблематичнее его идентичность. Свои черты сложить в характер он тоже не может. От того, кем я был, остался лишь смутный силуэт. Это намекает на то, что идентичность свою человек должен искать в ином мире, построенном на фундаменте вымысла. То, что кажется подлинной историей оказывается вымыслом. Он открывает в себе задатки художника. Его интересует война. Там была еще вера в традиционные ценности. НО вера рушилась, люди не только любили, но и предавали, убивали. Дело в том, что прошлое восстанавливается благодаря воображению, оно более активно придумывается. По ходу расследования у героя проявляется шанс стать никем в положительном смысле. Появляется возможность стать кем-то в мире, который если и будет призрачным. Остаются записи.

Характерные черты постмодернизма 

1)интертекстуальность

2)пародирование (само-), иронизирование, переосмысление элементов культуры прошлого

3)многоуровневая организация текста

4)прием игры, принцип читательского сотворчества

5)неопределенность, культ неясностей, ошибок, пропусков, фрагментарность и принцип монтажа (принцип ризомы)

6)жанровый и стилевой синкретизм (соединение, нерасчлененность различных видов культурного творчества)

7)театральность, работа на публику, использование приема «двойного кодирования» явление «авторской маски», «смерть автора».


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

11496. Алгоритмы растровой графики 153 KB
  Алгоритмы растровой графики Растром называется прямоугольная сетка точек формирующих изображение на экране компьютера. Каждая точка растра характеризуется двумя параметрами: своим положением на экране и своим цветом если монитор цветной или степенью яркости если м...
11497. Алгоритм вывода прямой линии 412 KB
  Алгоритм вывода прямой линии Поскольку экран растрового дисплея с электроннолучевой трубкой ЭЛТ можно рассматривать как матрицу дискретных элементов пикселов каждый из которых может быть подсвечен нельзя непосредственно провести отрезок из одной точки в другую.
11498. Текстовый редактор WORD. Поиск и замена фрагментов текста 43.5 KB
  ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 4 Тема: Текстовый редактор WORD. Поиск и замена фрагментов текста. Режим поиска удобно использовать для того чтобы быстро найти в документе заданный фрагмент текста. Режим замены используется в тех случаях когда нужно не только найти какую...
11499. Природа медицинских данных 1.65 MB
  Природа медицинских данных. В медицинской практике часто используются выражения сбор данных или получение информации. Эти выражения могут трактоваться неверно на основе предположения что медицинская информация содержится в реальном мире в состоянии доступност
11500. Формирование структуры базы данных 114 KB
  Лабораторная работа 1. Формирование структуры базы данных. 1. Создайте новую базу данных. 2. Создайте таблицу базы данных. 3. Определите поля таблицы в соответствии с табл. 1.1. 4. Сохраните созданную таблицу. Таблица.1.1. Таблица данных Преподаватели ...
11501. Формирование запросов и отчетов для однотабличной базы дан 334.5 KB
  Лабораторная работа №2. Формирование запросов и отчетов для однотабличной базы данных. Задание 1. Формирование запросов на выборку. 1. На основе таблицы Преподаватели создайте простой запрос на выборку в котором должны отображаться фамилии имена отчества преподава
11502. Разработка инфологической модели и создание структуры реляционной базы данных 154.5 KB
  Лабораторная работа №3. Разработка инфологической модели и создание структуры реляционной базы данных. Задание 1. Создание реляционной базы данных. Создайте базу данных Деканат. Создайте структуру таблицы Студенты. Создайте структуру таблицы Дисциплины...
11503. Формирование сложных запросов 50.5 KB
  Лабораторная работа №4. Формирование сложных запросов. Задание: Разработайте запрос с параметрами о студентах заданной группы в котором при вводе в окно параметров номера группы на экран должен выводиться состав этой группы. Создайте запрос в котором выводя...
11504. Создание сложных форм и запросов 58.5 KB
  Лабораторная работа №5. Создание сложных форм и запросов. Задание 1. Создание сложных форм. 1. Создайте сложную форму в которой с названиями дисциплин была бы связана подчиненная форма Студенты и подчиненная форма Оценки студентов. 2. Измените расположение элементов ...