34571

ПРИНЯТИЕ ХРИСТИАНСТВА НА РУСИ

Доклад

История и СИД

ПРИНЯТИЕ ХРИСТИАНСТВА НА РУСИ Составитель: Ю. Подобная аргументация практически не нуждается в анализе реальных земных причин крещения Руси. Эти отношения обусловили лучший результат византийских миссионеров сумевших подготовить для православия на Руси более богатую почву. На Руси латынь была неизвестна а греческий язык был знаком многим купцам и части феодальной верхушки что также предопределило выбор веры Владимира.

Русский

2013-09-08

17.8 KB

2 чел.

§ 5. ПРИНЯТИЕ ХРИСТИАНСТВА НА РУСИ

Составитель: Ю.Н. Ьакаев

С утверждением феодальных отношений и государственности язычество все более не соответствовало времени и интересам правящей элиты. Многобожие (политеизм) язычества, регулирование отношений в системе «человек–природа» не могли укреплять власть князя, объяснять социальное неравенство, способствовать консолидации славянских земель, решению внешнеполитических задач и т.п. Неудавшаяся реформа язычества (980 г.) наглядно это подтвердила и побудила князя Владимира к поиску такой религии, которая соответствовала бы достигнутому Русью уровню развития.
По летописной версии, Владимир тщательно присматривался и выбирал новую веру – монотеистическую, пока не остановился на византийском варианте христианства. Богословы объясняют этот выбор «замыслом Господа», «Божьим провидением». Подобная аргументация практически не нуждается в анализе реальных, земных причин крещения Руси.
Принципы историзма и объективности позволяют объяснить эту акцию сугубо земными обстоятельствами. Князя Владимира привлекло православие потому, что оно оправдывало существовавшие порядки, освящало княжескую власть и занимало подчиненное государству положение. В Киеве, видимо, знали о чрезмерных претензиях римского папы на светскую власть.
Древнерусское государство имело с Византией более прочные экономические и культурные связи, чем, скажем, с католическими или исламскими странами. Эти отношения обусловили лучший результат византийских миссионеров, сумевших подготовить для православия на Руси более богатую почву.
Наконец, в православии уже тогда разрешались богослужения на национальных языках, а католицизм признавал только латынь. На Руси латынь была неизвестна, а греческий язык был знаком многим купцам и части феодальной верхушки, что также предопределило выбор веры Владимира. Со временем проповеди стали читаться не на греческом, а на церковнославянском языке.
Церковные источники утверждают, что крещение Руси произошло в 988 г. Уместно уточнить, что в этом году, вероятно, крестились лишь киевляне и княжеское окружение. Христианизация других русских земель продолжалась и много лет спустя.
В ходе этого процесса нередко применялись насильственные меры. Официальная религия, как правило, утверждалась и в других странах силой государства. Не могло быть иначе и на Руси. За языческими идолами стояло многовековое прошлое, влияние волхвов, груз традиций и привычных обрядов. Летописец, видимо, дословно воспроизводит грозный приказ Владимира в канун крещения киевлян: «Кто не придет к реке, богатый или убогий, нищий или раб, тот будет мне враг», «и не имать сей пощаден быти от нас».
Силовыми методами из всех сфер жизни изгонялось язычество, разорялись капища, а вместе с ними исчезали, к сожалению, безвозвратно многие пласты языческой культуры. Христианизации сопротивлялись не только волхвы. Огнем и мечом «крестились» новгородцы и суздальцы. Язычество оставалось знаменем сепаратистов и те, кто не хотел зависеть от Киева или Византии.
С принятием христианства началась длительная борьба киевских князей за самостоятельность русской церкви. Византийская империя считала Русь политически зависимым от себя государством на том основании, что русская церковь организационно, на правах митрополии входила в состав Константинопольского патриархата. Несколько веков в православных храмах Руси пели «многие лета» императорам Византии, туда же со славянских земель отправлялась церковная десятина.
Вместе с тем крещение Руси приобщило славян к христианской культуре. Православие к тому времени ассимилировало и облекло в изящную словесную форму многие общечеловеческие ценности и нравственные нормы, запрещало кровную месть, многоженство и т.п. Идеологически закреплялось территориальное единство. С принятием христианства в качестве государственной религии Русь из языческой, второразрядной страны перешла в ряд полноправных христианских держав, что облегчало решение многих внешнеполитических проблем. Православие было, безусловно, более адекватно, чем язычество, феодальной организации древнерусского общества.
Являясь важным механизмом государственной машины, православная церковь выполняла ряд важных государственных функций: освящение власти князей и царей, воспитание подрастающих поколений, судопроизводство и т.п. Однако она не смогла противостоять деспотическому самодержавию, смягчить крепостничество и просветить народные массы. Были и такие времена, когда церковь активно пресекала все проявления народного протеста, боролась с освободительным движением, осуществляла строгую цензуру, выступала против достижений науки и техники.
Оценивая значение крещения Руси, следует также подчеркнуть, что православие стало важным, хотя и не единственным, культурообразующим фактором, влияние которого весьма заметно в архитектуре, литературе, живописи и т.п. Разумеется, предписания канона в иконописи, церковный запрет инструментальной музыки, скульптуры, шатрового покрытия храмов, скоморошества и т.п. – все это сдерживало творческий поиск, но общая тенденция очевидна.
В целом же введение «сверху» новой религии на Руси имело прогрессивное значение, весьма заметное в средние века. Православная церковь, как государственная и идеологическая структура, при известной неоднозначности, особенно в новое и новейшее время, ее вклада в различные сферы, определяла многие грани политики, экономики и культуры России.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

73041. Противоаварийная автоматика и втоматика частотной разгрузки 20.22 KB
  Противоаварийная автоматика, обеспечивающая сохранение устойчивости ЭЭС (ОЭС), должна дублироваться и выполняться по разным принципам выявления нарушений нормального режима. Одновременный вывод обоих комплектов из работы допускается лишь после разработки...
73042. Релейная защита 13.75 KB
  Действия средств релейной защиты организованы по принципу непрерывной оценки технического состояния отдельных контролируемых элементов электроэнергетических систем. Быстродействие это свойство релейной защиты характеризующее скорость выявления и отделения...
73043. Силовой трансформатор 15.86 KB
  Силовой трансформатор — стационарный прибор с двумя или более обмотками, который посредством электромагнитной индукции преобразует систему переменного напряжения и тока в другую систему переменного напряжения и тока, как правило, различных значений при той же частоте в целях передачи электроэнергии без изменения её передаваемой мощности.
73044. Нетрадиционные источники энергии 14.79 KB
  Солнечные устройства служат для отопления и вентиляции зданий опреснения воды производства электроэнергии. В последнее время интерес к проблеме использования солнечной энергии резко возрос. Использование всего лишь 00125 количества энергии Солнца могло бы обеспечить все сегодняшние потребности мировой энергетики.
73045. Особенности конденсационных электростанций 185.27 KB
  В отечественной энергетике на долю КЭС приходится до 60 выработки электроэнергии. Основными особенностями КЭС являются: удаленность от потребителей электроэнергии что определяет в основном выдачу мощности на высоких и сверхвысоких напряжениях и блочный принцип построения электростанции.
73046. Внутренняя миграция, ее направления (вынужденная, трудовая) 17.81 KB
  Внутренняя миграция ее направления вынужденная трудовая. Миграция населения это пространственное перемещение трудоспособного населения вызываемое изменениями в развитии и размещении производства условиях существования населения и др.
73048. Типы классификаций кадастра 18.85 KB
  Типы классификаций кадастра –- земельный недвижимости градостроительный природных ресурсов. Объектом государственного земельного кадастра являются все земли территории независимо от форм собственности целевого назначения и характера их использования.