34577

КРЕПОСТНОЕ ПРАВО В РОССИИ: ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ, СУЩНОСТЬ, СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ (XV – XV III вв.)

Доклад

История и СИД

Отличительной чертой крепостного права как формы феодальной зависимости крестьян является прикрепление их к земле и подчинение административной и судебной власти феодала. Процесс закрепощения крестьян в России начинался в конце XV в. Основным источником доходов помещиков становится земля а вернее труд крестьян на их землях. крестьяне имели право свободного перехода от одного владельца к другому и часто этим правом пользовались.

Русский

2013-09-08

17.29 KB

22 чел.

12. КРЕПОСТНОЕ ПРАВО В РОССИИ: ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ, СУЩНОСТЬ, СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ

(XV – XV III вв.)

Отличительной чертой крепостного права как формы феодальной зависимости крестьян является прикрепление их к земле и подчинение административной и судебной власти феодала. Процесс закрепощения крестьян в России начинался в конце XV в. и отвечал, в первую очередь, интересам среднего и мелкого дворянства или помещикам. В указанный период помещики должны были являться на военную службу «конны, людны и оружны», а для этого необходимы были средства. Основным источником доходов помещиков становится земля, а вернее труд крестьян на их землях.

В XIV–XV вв. крестьяне имели право свободного перехода от одного владельца к другому и часто этим правом пользовались. Чтобы привлечь на свои земли крестьян, частные землевладельцы предоставляли им льготы от платежей и повинностей на несколько лет, а также давали им «ссуду» или «подмогу» на обзаведения хозяйством. Поэтому крестьяне уходили в поисках более льготных условий. Однако здесь сталкивались интересы землевладельцев, которые были одинаково заинтересованы в удержании рабочих рук.

Уже в XV в. начинаются некоторые ограничения свободы крестьянского перехода. По сути дела, начало становлению крепостного права в России было положено Судебником 1497 г. при Иване III. Он включал в себя 68 статей. Статья 57 Судебника ограничивало право крестьянского перехода от одного феодала к другому неделей до и неделей после Юрьева дня осеннего (26 ноября по старому стилю). При этом крестьянин должен был заплатить за проживание на земле феодала «пожилое». Сумма его доходила до 1 рубля. В конце XV в. это были большие деньги. За один рубль можно было купить рабочего коня, или 100 пудов ржи, или 7 пудов меда. Ограничение крестьянских переходов было подтверждено в Судебнике 1550 г (при Иване IV). При этом увеличивалась уплата пожилого.

Ливонская война и опричнина привели к хозяйственному разорению страны. В этих условиях государство и феодалы усиливают эксплуатацию крестьян и горожан, что породило массовое бегство крестьян из центральных районов на Дон. Это лишало землевладельцев рабочих рук, а государство – налогоплательщиков. Государство делало все возможное, чтобы сохранить рабочие руки за феодалами. С 1581 г. на территории страны начинают вводиться заповедные годы, когда крестьянам временно запрещалось переходить от феодала к феодалу в Юрьев день. Эта мера распространялась не только на владельческих, но и на черносошных, дворцовых крестьян и на посадское население.

К 1592 г. завершается составление писцовых книг, куда вносились имена крестьян и горожан, владельцев дворов. Подобная перепись населения помогала властям организовывать розыск и возвращение беглых. Многие историки считают, что вскоре после этого был издан указ, который запрещал переход крестьян по всей территории России. Однако текст этого указа не найден.

В 1597 г. последовал царский указ, который устанавливал 5-летний срок сыска беглых крестьян (так называемые «урочные годы»). По истечении 5-ти лет беглый крестьянин уже не подлежал возвращению к прежнему владельцу. Этот указ вызвал недовольство мелких и средних дворян, которые били челом царю об отмене «урочных лет» для сыска беглых. Недовольство средних и мелких помещиков вызывало и такое явление, как крестьянский «вывоз» или «своз». Перед Юрьевым днем богатые землевладельцы или их уполномоченные являлись в чужие имения, уплачивали ссуду и пожилое за крестьян и вывозили их в свои имения. Юридическое положение крестьян при этом не менялось, а наиболее страдали при этом мелкие и средние помещики. Отсюда их постоянные челобитные об отмене крестьянских вывозов и свозов, а также урочных лет. И правительство пошло им навстречу. В 1641 г. срок сыска крестьян был увеличен до 10 лет, а в 1649 г. было принято Соборное уложение, которое явилось юридическим оформлением крепостного права в России. Согласно этому Уложению, в стране вводился бессрочный сыск беглых крестьян. На тех, кто принимал к себе чужого крестьянина, налагался очень высокий денежный штраф.

Таким образом, крепостное право в России сложилось в результате издания серии указов, которые ограничивали, а затем и отменили право свободного перехода крестьян от одного феодала к другому. Как государственная система крепостничество фактически сложилось в конце XVI в. и было окончательно юридически оформлено Соборным Уложением 1649 г.

Введение государственной системы крепостного права привело к резкому обострению социальных противоречий в стране и создало базу для массовых народных выступлений в XVII в.

В 1603–1604 гг. вспыхнуло восстание холопов под руководством Хлопка Косолапа, которое охватило все Подмосковье. Восстание было подавлено. Этому восстанию предшествовал голод 1601–1602 гг.

На период правления Василия Шуйского (1606–1610 гг.) приходится восстание под предводительством Ивана Исаевича Болотникова, которое многие историки считают пиком Крестьянской войны начала XVII в. Участниками этого восстания стали представители различных социальных слоев – крестьяне, холопы, посадское население, казачество и даже дворяне, которые пытались использовать крестьянское восстание в своих целях и в решающий момент перешли на сторону правительства.

Городскими восстаниями 40–50-х гг. отмечено правление первых Романовых. Самым мощным из них стал соляной бунт в Москве в 1648 г. После принятия Соборного уложения в 1650 г. вспыхнули восстания горожан в Пскове и Новгороде. В Пскове в течение 4 месяцев у власти находилась городская беднота. Попытки правительства царя Алексея Михайловича увеличить доходы казны чеканкой медной монеты вместо серебряной привело к восстанию посадского населения Москвы в 1662 г., которое получило название медный бунт.

Это восстание стало одним из предвестников надвигавшейся крестьянской войны. Другим предвестником явился поход казачьего отряда Василия Уса с Дона к Туле в мае 1666 г. В 1670 г. началось крестьянское восстание под предводительством Степана Разина. Восставшим удалось захватить многие города Поволжья, а затем движение перебросилось на Север и в Украину. Подавлено восстание было весной 1671 г. Разин был выдан домовитыми казаками правительству и казнен в Москве. Однако повстанческие отряды продолжали действовать и после гибели Разина на Дону, под Козловым и Томбовым в 1673–1675 гг.

Подавив восстание, правительство принудило казаков Дона принять присягу, что они не будут давать приют царским недругам (до этого действовал принцип «С Дону выдачи нет»).


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

37487. Философия Фихте и Шеллинга 42.5 KB
  Наукоучение мыслится Фихте как дедуктивная система базирующаяся на одной основной и двух вспомогательных самоочевидных аксиомах или основоположениях. Эта новаторская особенность методологии Фихте позволяет видеть в его философии некий круг главным предметом истолкования в котором оказывается Я причем как человеческое так и божественное. Фихте как бы пытается допустить возможность совмещения существования абсолютного Я с человеческим самосознанием.
37488. Мераб МАМАРДАШВИЛИ: Прежде - жить, философствовать - потом 111.5 KB
  Потому что они резонируют в нас по уже проложенным колеям воображения и мысли укладываясь во вполне определенное соприсутствие это а не иное соответствующих слов терминов сюжетов тем Следовательно пока нас не спрашивают мы знаем что такое философия. Я предлагаю тем самым ориентироваться на такую сторону нашей обычной жизни характеристика которой как раз и позволяла бы нам продвигаться в понимании и усвоении того что такое философия. Мудрость первая философия теология у Аристотеля выступают наименованием 1ауки о...
37489. Философия. Ответы на экзаменационные вопросы 736 KB
  Таким образом зарождение философии исторически обусловлено: накоплением в практической деятельности людей значительного опыта что формировало у них понимание определенной упорядоченности окружающего мира источником которой как они думали являются имеющиеся в природе некие независимых от человека силы; открытием в различных сферах человеческой деятельности зачатков научных знаний эмпирическое знание которые можно было проверить и которые как люди предполагали были связаны с этими глубинными силами; появлением в классовом...
37490. ФИЛОСОФИЯ И ЕЕ РОЛЬ В ОБЩЕСТВЕ 347 KB
  Основной вопрос философии это соотношение человека и мира мышления и природы. Неосновные законы: взаимосвязь общего особенного и единичного взаимосвязь сущности и явления взаимосвязь формы и содержания взаимосвязь причины и следствия взаимосвязь необходимости и случайности взаимосвязь возможности и действительности Структура философии: онтология теория бытия гносеология теория познания теория развития социальная философия философия общества философская антропология философия человека методология теория...
37491. Философия: Учебник. 4.63 MB
  ru Рецензенты: кафедра социальной философии Российского университета Дружбы народов им. редактора журнала Вопросы философии доктор филос. Учебник содержит изложение истории философии и рассмотрение ее основных областей. При этом многие вопросы входящие в вузовский курс философии освещены достаточно подробно что позволит студентам и преподавателям специализированных вузов углубленно изучить философские проблемы применительно к своей специальности.
37492. ФИЛОСОФИЯ КУЛЬТУРЫ. Становление и развитие 2.07 MB
  На протяжении всей истории философская мысль обсуждала проблему фундаментального различия между тем, что существует независимо от человека — миром, природой, натурой и тем, что создано человеком как во внешнем, так и в собственном, физическом и духовном, бытии. Уже в древнегреческой философии зародились представления о «техне» как искусной практической деятельности, мастерстве, создающем необходимый человеку предметный мир (отсюда понятие «техника» во всех европейских языках)
37493. Философия педагогики. Учебное пособие для вузов 1.06 MB
  Она лаконично излагает системную суть философии культурологии психологии религиоведения развернуто дает этическую и эстетическую системы знаний в их неотрывной и прямой значимости для педагогической практики параллельно освещая проблемы образования и реальной жизни школы с установкой на их действительное и творческое решение. Философские аспекты образования и воспитания Философия как наука о всеобщих закономерностях жизни и мира является опорой для всех наук в познании изучаемых ими частных закономерностей это же касается педагогики....
37494. Философия Рене Декарта 32 KB
  Декарт сформулировал четыре правила: признавать истинными только ясные и отчетливые положения; расчленять сложную проблему на более простые менее сложные задачи; постепенно переходить от доказанного и известного к недоказанному и неизвестному; не допускать никаких пробелов в логической цепочке рассуждений. На это Декарт отвечал что нельзя полагаться на очевидность наших чувств как это делают эмпирики. Декарт пробует на самоочевидность тезисы о бытии мира Бога и нашего Я.
37495. Конспект лекций по курсу «Философия» для студентов заочной формы обучения 1.33 MB
  Философия как форма мировоззрения ее роль в жизни общества и человека. Бытие человека. В этой ситуации проблемы мировоззренческой ориентации человека осознание им своего места и роли в обществе цели и смысла социальной и личной активности ответственности за свои поступки и выбор форм и направлений своей деятельности становятся главными жизненными ценностями. В становлении и формировании мировоззренческой культуры человека философия всегда играла особую роль связанную с ее многовековым опытом...