34579

ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ПЕТРА I. ОФОРМЛЕНИЕ АБСОЛЮТИЗМА

Доклад

История и СИД

Гридунова Петр I вошел в историю России как царьреформатор благодаря кардинальным преобразованиям в различных сферах общественной жизни в том числе государственного управления экономики культуры. началась реформа госаппарата. Создание нового полноценного государственного аппарата было бы невозможно если бы реформа не коснулась низшего звена управления – местного аппарата. РЕФОРМА В АРМИИ.

Русский

2013-09-08

24.13 KB

5 чел.

§ 14. ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ПЕТРА I. ОФОРМЛЕНИЕ АБСОЛЮТИЗМА

Составитель: А.Н. Гридунова

Петр I вошел в историю России как царь-реформатор благодаря кардинальным преобразованиям в различных сферах общественной жизни, в том числе государственного управления, экономики, культуры. Одним из главных итогов его реформ стало оформление в России абсолютизма, т.е. такой формы правления, при которой верховная власть принадлежит всецело и нераздельно царю.

Политический режим при абсолютизме в России определяется следующими чертами: всеобщая и мелочная регламентация жизни и деятельности населения; грубое, прямое принуждение к исполнению разных установлений; отсутствие политических прав и свобод, общественной самодеятельности подданных; жесткий контроль, слежка за ними со стороны государственных органов, крайне широкие полномочия этих органов, особенно полиции, право безграничного вмешательства их в жизнь людей.

Одним из важнейших признаков формирования неограниченной власти Петром I являлось отмирание Земских соборов. Прекращение практики их созыва означало, что царь больше не нуждается в одобрении или неодобрении своих действий – он приобрел достаточную независимость.

В конце 1717 г. началась реформа госаппарата. Все управление государства сосредоточивалось в руках 9 коллегий, которые были сформированы в соответствии с их функциями. Так были созданы Коллегия чужестранных дел; Камер-коллегия (ведавшая казенными сборами); Юстиц-коллегия; Ревизион-коллегия (ведущая счет государственных приходов и расходов) и т. д. В 1721 г. была образована Духовная коллегия – Синод. Коллегии стали основой центральной системы управления. Постоянно сталкиваясь со знаменитой «московской волокитой» в приказах, Петр ввел для эффективности работы госаппарата детальную регламентацию деятельности всех учреждений и чиновников. При этом за нарушение регламента чиновники наказывались так же, как военные за нарушение устава.

Высшим правительственным учреждением стал Сенат, учрежденный в 1711 г. Он сосредоточивал судебные, административные и законосовещательные функции, ведал губерниями, а самое главное, коллегиями. Четко был расписан регламент работы Сената. Сенат заменил собой Боярскую думу, в отличие от которой мог действовать и в отсутствие царя. В Сенат назначались люди, не обязательно знатные, но непременно обладающие деловыми качествами и искренне преданные государю.

Позднее при Сенате был создан важнейший контрольный орган самодержавного государства – прокуратура, а Сенат возглавил генерал-прокурор. Чтобы обезопасить свою систему от должностных преступлений, Петр считал необходимым ввести институт тайного надзора (фискалов-чиновников). Оба института, прокуратура и фискальство, были прочно связанны – фискалы доносили о делах прокурорам.

Создание нового полноценного государственного аппарата было бы невозможно, если бы реформа не коснулась низшего звена управления – местного аппарата.

Петр разделил все государство на 8 крупных областей, получивших название губерний. Затем в 1719 г. введено было новое областное деление, в которое вошли и земли, отвоеванные у Швеции. Россия была разделена на 11 губерний, которые подразделялись на провинции, а провинции – на уезды.

Управление городским населением ведала ратуша, составленная выборными бурмистрами. Ратуша ведала жизнью города, судом, расправой, сбором податей и других налогов.

Стремление Петра организовать государство по военным образцам усилило роль военных в обществе и государстве. Широко практиковалось участие профессиональных военных в государственном управлении.

Таким образом, государственные учреждения местные, центральные и высшие представляли собой сооружение, подобное пирамиде, на вершине которой находился самодержец, осуществлявший верховную неограниченную власть.

Особое место в формировании бюрократии принадлежит Табели о рангах (1722 г.), которая привела в систему и унифицировала все чины империи нa государственной службе. Введены были 14 рангов, определяющих продвижение чиновников в любой отрасли службы? сухопутной, военно-морской и гражданской. Важное значение имело право доступа в дворянство и лицам «подлого происхождения» по своим деловым качествам. Дослужившие до 8-го ранга такие люди получали наследственное дворянство и все вытекающие из этого привилегии.

РЕФОРМА В АРМИИ. Одновременно с реорганизацией государственного аппарата осуществлялась военная реформа, направленная на создание регулярной постоянную армию. Стрелецкие войска после мятежей против Петра были уничтожены. Потешные полки Преображенский и Семеновский преобразованы в гвардейские регулярные полки. Прежний способ комплектования – «вербовка охотников» – заменен общим рекрутским набором. Создана была новая вооруженная сила – флот (48 линейных кораблей, 800 галер и 28 тыс. человек экипажа). Содержание всех сухопутных и морских сил составило 2/3 всех государственных расходов.

Новый порядок комплектования войск рядовыми заставил пересмотреть вопрос о подготовке офицерских кадров. До начала XVIII в. дворяне являлись на эпизодические смотры и участвовали в походах. Теперь же они были обязаны нести пожизненную военную службу. После смотров дворян записывали в полки, а затем, по отбытии ими срока солдатской службы, производили в офицеры. Для подготовки артиллерийских и инженерных кадров были открыты специальные школы. Унтер-офицерские кадры готовили гарнизонные школы.

Правительство стремилось укрепить классовую основу армии. Рядовой состав набирался из крестьян и посадских людей, командный же — из дворян. Однако огромная потребность в командных кадрах заставила правительство разрешить производство в офицеры проявивших себя в ходе войны выходцев из других сословий. Такие офицеры уравнивались в правах с дворянами и получали вместе с семьями потомственное дворянство.

Значительное внимание правительство уделяло вооружению. Старые ружья с фитильным запалом были заменены более совершенными ружьями со штыком и ударно-кремневым замком, появились гранаты, трехфунтовые пушки. Кавалерия была вооружена укороченными ружьями, пистолетами и палашами. Разработанные русскими конструкторами системы оружия не уступали лучшим образцам Европы.

Из Северной войны Россия вышла сильной морской державой. Ее флот имел на своем счету все современные виды вооружения, свой устав, командирский корпус и уже боевой опыт. С честью выдержав все испытания морских военных операций, он завоевал право считаться одним из могущественных в Европе.

Реформа церковного управления была одной из самых важных по своим последствиям реформ Петра I. К ней царь шел давно, т. к. слышал и знал отзвуки той борьбы, которая велась его отцом Алексеем Михайловичем и патриархом Никоном. В ходе этой борьбы решался вопрос – кто оказывает большее влияние на народ – светская или религиозная власть.

В начале реформ Петр воспользовался смертью патриарха Адриана в 1700 г. Нового патриарха выбирать не стали, а назначили блюстителя патриаршего престола, причем лицо не церковное, а светское. Затем вернули закон, по которому богатства церкви ставились под контроль государства и могли использоваться на нужды армии, флота и внешней политики. В ходе реформы была сломлена прежняя система патриаршего управления. Введена система коллегиального управления – Синод, который уравнивался в правах с Сенатом. С 1712 г. начинается почти двухсотлетия история управления русской православной церковью Синодом. В Синод избирались не только духовные служители, но и светские люди, офицеры «дабы был порядок и дисциплина», в Синод обязательно входил обер-прокурор с подчиненным штатом духовных фискалов. В конечном счете Синод стал государственным учреждением, а царь тем самым становился главой церкви.

Параллельно с образованием Синода проводилась реорганизация внутренней структуры церкви: распределены церковные чины по иерархии, впервые произведена перепись штатов церковнослужителей, чистка их рядов от нежелательных и случайных людей. Штаты церковников были определены из расчета на 100-150 дворов прихожан – один священник, все лишние становились подневольными у тех помещиков, на чьих землях была церковь. Многие низшие чины церковнослужителей были лишены прежних привилегий.

С решительностью и грубостью государство взяло в свои руки и заботу о распространении христианства (православия) среди иноверцев и язычников, особенно на окраинах государства. Петра совершенно не устраивала длительная и кропотливая работа православных миссионеров. Он возлагал надежды на решительные, быстрые и радикальные меры с помощью административного воздействия, насилия применительно к целым слоя общества, племенам и народам. Чтобы поощрять иноверцев и язычников к переходу в православие, новокрещенным давалась льгота в платежах налогов, они награждались землей и крестьянами, за непослушание применялись полицейские меры.

Таким образом, превращение церкви в контору по делам веры, подчинение всех ее ценностей нуждам самодержавия во многом означало уничтожение для народа духовной альтернативы режиму и идеям, идущим от государства. Церковь стала послушным орудием власти и тем самым во многом потеряла уважение народа как хранительница духовного начала. Неслучайно этот народ впоследствии так равнодушно смотрел на гибель церкви и на разрушение храмов.

РЕФОРМА В КРЕПОСТНИЧЕСКОЙ ЭКОНОМИКЕ. В годы царствования Петра в области экономики была осуществлена коренная реформа, имевшая далеко идущие последствия.

Промышленное строительство стало развиваться невиданными до этого темпами. За 1695–1725 гг. возникло не менее 200 мануфактур разного профиля, в 10 раз больше, чем их было к концу XVII в. в стране. Характерная особенность экономического бума в России заключалась в ведущей роли самодержавного государства в экономике, его активном и глубоком проникновении во все сферы хозяйственной жизни. Неудачное начало Северной войны (поражение под Нарвой в 1700 г.) заставило заново создавать боеспособную армию. Многочисленные мануфактуры, преимущественно оборонного значения, стали строить с учетом необходимости обеспечить армию оружием, боеприпасами, обмундированием. Таким образом, промышленный бум в экономике был продиктован военными и внешнеполитическими интересами. Государство, обладая огромными финансовыми и материальными ресурсами, правом неограниченного пользования землей, ее богатствами, взяло на себя все, что связано с производством, начиная от размещения предприятий и кончая заказами необходимой продукции. Казна вложила огромные средства в расширение выпуска железа, пушек, оружия. Особую роль сыграл Урал, где в крайне сжатые сроки был построен целый металлургический комплекс. На базе мощной металлургической базы стала развиваться металлообрабатывающая промышленность. Параллельно создавались мануфактуры легкой индустрии, т.к. нужны были корабельные снасти, одежда, обувь, лесопильные материалы, мельницы – словом все, что способно было содержать современную армию. Возникло огромное количество мануфактур в Москве, Липецке, Казани, Воронеже, Петербурге (текстильное производство, полотняные, стекольные, зеркальные, силикатные, кожевенные и другие предприятия). Фактически была осуществлена индустриализация по-петровски. В организации промышленности государство с максимальной полнотой использовало свои преимущества. Оперативно и рационально определялся район размещения, масштабы производства, способы обеспечения. Строительство заводов требовало огромных средств, которыми не располагал ни один частный предприниматель. На строительстве использовался дешевый труд местного населения. Для организации производства привлекали опытных специалистов из русских и иностранцев.

В конце Северной войны в экономической политике самодержавия произошли видимые перемены, поскольку стало поощряться частное предпринимательство, делались попытки «послабления» купцам и промышленникам. Но государство вовсе не собиралось устраняться от экономики. Оно сдавало в аренду частным лицам заводы и мануфактуры; осуществляло постоянный контроль над отечественной промышленностью; регламентировало производство и сбыт продукции. Таким образом, крепостническая направленность в области экономики не давала возможности формироваться русской буржуазии, а подневольный труд крестьянина не превращал его в пролетария. Предприниматели же переходили в дворянское сословие и полностью растворялись в нем.

Итак, промышленное строительство при Петре привело к двум результатам: созданию мощной экономической базы и одновременно к существенному торможению капиталистического развития страны.

Создание собственной промышленности государство сочетало с организацией собственной торговли. Цель была такая: получать прибыль с ходовых товаров внутри страны и за счет вывоза товаров за рубеж, которые дали бы деньги на покупку кораблей, оружия, сырья для промышленности. Государство захватывало торговлю самым простым способом – введением монополии на заготовку и сбыт определенных товаров. Так была введена монополия на соль, что давало 100 % прибыли, на табак — 800 % прибыли. Также была введена монополия на продажу многих русских товаров за границу. Вмешательство государства в торговлю тормозило развитие частного предпринимательства, основанного на рыночной конъюнктуре. Петровская эпоха стала тяжелейшим временем для купечества не только из-за монополии на товары, но и из-за налоговой системы. Платили прямые и косвенные налоги, всевозможные повинности, что мало способствовало росту купеческого капитала.

Таким образом, государственные монополии, налоги и повинности были силовыми средствами, применяемыми петровским государством для получения максимально крупных сумм денег для решения своих задач.

Вместе с тем, ускоренному развитию промышленности способствовала и правительственная политика, получившая название «меркантилизма». Она предусматривала систему мер, поощряющих развитие экономики, прежде всего, промышленности и торговли, особенно внешней, по принципу — покупать дешевле, продавать дороже. Это выражалось в предоставлении владельцам мануфактур экономических льгот, в ограждении отечественного производства от иностранной конкуренции и, наконец, в регламентации самого производства. Так, таможенный тариф 1724 г ограждал молодую отечественную промышленность от конкуренции западноевропейских мануфактур. Ввоз промышленных товаров регулировался различным размером пошлины.

Экономическая реформа страны тяжелым бременем легла на плечи крестьянства, простого люда. «Знаю, что меня считают тираном, — говорил Петр иностранцам, — что я повелеваю рабами. Это неправда. Я повелеваю подданными, повинующимися моим указам; эти указы содержат в себе пользу, а не вред государству».

С другой стороны, реформа шла среди глухой и упорной внутренней борьбы: участники четырех страшных мятежей и трех заговоров выступали против нововведений, за сохранение старины, ее понятий и предрассудков. Враждебное отношение Петра к отечественной старине, к народному быту выражалось даже в том, что древнерусская борода, была для него не физической «подробностью мужской физиономии», а выставкой политического настроения, знаком государственного бунтовщика наравне с длиннополым платьем. Петр «шел против ветра» и собственным ускоренным движением усиливал встречное сопротивление.

ВЫВОД. В социально-экономическом и политическом развитии России рассматриваемого времени прослеживаются две линии. Одна из них связана с укреплением феодальной собственности на землю, расширением помещичьего землевладения, усилением эксплуатации крестьян, укреплением дворянских привилегий, формированием абсолютной монархии. Другая линия проявлялась в зарождении нового способа производства. Она находилась в тесной связи с развитием крупной промышленности и началом формирования классов капиталистического общества — предпролетариата и буржуазии. Купеческий капитал начинает проникать в производство, бурно развивается промышленность. В первой четверти XVIII в. в России шла борьба двух этих тенденций. Победа оказалась на стороне крепостнических порядков, достаточно сильных, чтобы деформировать ростки нового капиталистического способа производства.

И тем не менее можно отметить три важнейших следствия преобразований, обеспечивших нашей стране новое качественное состояние: во-первых, значительно сократилось отставание экономической и культурной жизни России от стран Европы; во-вторых, Россия превратилась в могущественную державу с современной сухопутной армией и могучим Балтийским флотом; в-третьих, Россия вошла в число великих держав, и отныне ни один вопрос межгосударственных отношений в Европе не мог решаться без ее участия.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

59858. Дії з десятковими дробами. 6 клас 3.22 MB
  Зацвітають перші весняні квіти. Епіграф нашого уроку слова Максима Рильського: Люби природу не як символ душі своєї Люби природу не для себе люби для неї Сьогодні ми з вами повторимо дії з десятковими дробами подорожуючи країною квітів і дізнаємось багато цікавого про квіти.
59859. МАТЕМАТИЧНИЙ ВЕЧІР «ЧУДОВА СІМКА» 6.32 MB
  Оформлення: розвішані стінгазети де центральне місце займає цифра 7 виставка малюнків по темі: У гостях у казки виставка творчих робіт з теми: Сім чудес світу карта України мультимедійна презентація Сім чудес. Наша сьогоднішня програма для учнів...
59860. Використання дидактичних ігор на уроках мови та читання 1.57 MB
  Кожна дидактична гра виконує різні функції: збагачує пізнавальний досвід дітей; розвиває мислення мову уяву точність; викликає інтерес до навчання. Ігри на уроках читання і мови Гра Встанови звязки використовується як для розвитку уяви так і для словеснологічного мислення. Гра “Яка буква†Це завдання можна виконати в групах або в парах.
59861. ВИКОРИСТАННЯ ЗАСОБІВ МУЛЬТИМЕДІА НА УРОКАХ УКРАЇНСЬКОЇ МОВИ З ТЕМИ «ЗДОРОВИЙ СПОСІБ ЖИТТЯ» 36.5 KB
  У дугому блоці подається три презентації: урок у 56 класах Обираємо здоровий спосіб життя з використанням інноваційних технологій навчання; діалогічне та монологічне висловлювання у 78 класах з теми Чому українці повинні жити 150 років; інформдайджест який використовується у процесі підготовки монологічного чи діалогічного висловлювання у 911 класах. У третьому блоці розміщено відеоролики розраховані на використання різних форм роботи на уроці але можна запропонувати найдоцільніші з них а саме: створення речень за...
59862. Математика 115 KB
  В порядке очереди каждая команда дает ответ на каждый вопрос или соглашается с первым ответом или дает свой ответ. По сколько километров пробежала каждая лошадь ответ: по 40км На грядке сидят 6 воробьев к ним прилетели еще 5.
59864. Вікторина «Я люблю тебе, Україно!» 69 KB
  Мета: узагальнити і систематизувати знання учнів з фізичної географії України підтримати інтерес до предмета географії; розвивати творчі та організаторські навички учнів пізнавальний інтерес;...
59866. ВИКТОРИНА «МАТЕРИКИ И ОКЕАНЫ» 36 KB
  Затем доплыв до крайней западной точки Австралии м.Йорк мы чуть было не натолкнулись на Малый Большой Барьерный риф но наш капитан обогнув его по Коралловому заливу морю успешно довез нас до столицы Австралии города Сидней Канберра...