34580

РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ В 1725–1762 гг.

Доклад

История и СИД

Меншиков который сумел подчинить себе и нового императора двенадцатилетнего Петра II даже рассчитывал женить его на своей дочери. О продолжении дела Петра Великого в этот период вспоминали мало даже столица государства была фактически перенесена в Москву. Петра II мало интересовали государственные проблемы. Петр II внезапно умер заболев оспой и верховники пригласили на царствование племянницу Петра I вдову курляндского герцога Анну Иоанновну оговорив ее воцарение рядом условий кондиций не выходить замуж не назначать...

Русский

2013-09-08

17.79 KB

3 чел.

§ 15. РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ В 1725–1762 гг.

Этот период в отечественной истории получил название «эпохи дворцовых переворотов». Лица, с удивительной быстротой сменявшие друг друга на российском престоле в этот период, выглядели весьма сомнительно, как с точки зрения законных прав на него, так и наличия способностей управлять столь огромной империей. Ситуация первоначально была спровоцирована самим Петром I, изменившим ранее существовавший порядок престолонаследия, но так и не назначившим себе преемника. После его смерти между новой знатью во главе с А. Д. Меншиковым и старой родовой знатью, представленной Голицыными и Долгорукими, началась борьба за власть. Вопрос о преемнике умершего императора решался не в тиши учрежденческих кабинетов и не в дворцовых покоях. Его решили гвардейские полки, «проголосовавшие» за хорошо знакомую им вдову императора Екатерину I (1725–1727 гг.). В 1726 г. ее указом был учрежден Верховный тайный совет – высшее государственное учреждение в России в 1726–1730 гг., оттеснившее петровский Сенат на второй план. Реальной политической силой в этот период стал А. Д. Меншиков, который сумел подчинить себе и нового императора двенадцатилетнего Петра II (даже рассчитывал женить его на своей дочери). Однако устойчивость его положения оказалась «иллюзорной», в результате очередных дворцовых интриг верх взяла оппозиция, фаворит был обвинен в государственной измене и сослан с семейством в Березов, где и умер.

О продолжении «дела Петра Великого» в этот период вспоминали мало, даже столица государства была фактически перенесена в Москву. Петра II мало интересовали государственные проблемы. Власть находилась в руках «верховников» (членов Верховного тайного совета), главной фигурой среди них был А. И. Остерман.

В 1730 г. Петр II внезапно умер, заболев оспой, и «верховники» пригласили на царствование племянницу Петра I, вдову курляндского герцога Анну Иоанновну, оговорив ее воцарение рядом условий – «кондиций» (не выходить замуж, не назначать преемника, не объявлять войну и не заключать мира, не вводить новые налоги и т.п.). Сначала Анна согласилась принять «кондиции», явно ограничивавшие самодержавие в пользу «верховников», но, став императрицей, отказалась от них, не только ликвидировав сам Верховный тайный совет, но и репрессировав его членов. Управление передавалось Кабинету министров, а фактически власть принадлежала фавориту императрицы Бирону и группе приближенных из прибалтийских немцев. Десятилетие правления Анны Иоанновны (1730–1740 гг.) получило название «бироновшины». В 1732 г. двор вернулся в Петербург, но мало что изменилось в управлении государством. Государственными делами императрица тяготилась настолько, что посещала заседания Кабинета министров два раза в год. В 1735 г. был принят указ, по которому подписи трех кабинет-министров приравнивались к подписи императрицы, что избавило ее от каждодневных государственных забот. При этом Анна Иоанновна тщательно охраняла незыблемость трона, в Сибирь было отправлено за 10 лет более 20 тыс. человек. Таким образом, это было время засилья иностранцев, произвола и жестокости властей, а также повального казнокрадства.

Перед смертью Анна Иоанновна объявила наследником престола трехмесячного Ивана Антоновича, сына своей племянницы Анны Леопольдовны, а регентом ненавистного россиянам – Бирона. Терпеть такое было невозможно, 8 ноября 1740 г. очередной дворцовый переворот лишил Бирона регентских прав, передав их матери малолетнего императора. Но и смена регента не могла остановить волну недовольства. 25 ноября 1741 г. при помощи гвардейцев и дипломатической поддержки Франции и Швеции на престол взошла дочь Петра I Елизавета (1741–1761 гг.), права на престол которой были еще более сомнительны, чем у ее предшественников. Пришлось срочно выписать в Россию племянника, сына старшей сестры Анны и голштинского герцога Карла Петра Ульриха, после крещения получившего имя Петра Федоровича.

При вступлении на престол Елизавета не имела сколько-нибудь ясной программы действий, просто старалась вернуться к «петровским порядкам». Она восстановила центральные и местные учреждения, созданные в свое время ее отцом, но обстановка изменилась. Вся реставрационная деятельность императрицы была попыткой следовать букве, а не духу петровских преобразований. Упразднив Кабинет министров, она не восстановила и значение Сената, сосредоточив все дела в собственной канцелярии, а с 1756 г. – в Конфедерации, состоявшей из 10 ее приближенных.

Конфедерация сосредоточила свои усилия на внешних делах, которые были далеко не блестящи. В 1725 г. Петр I оставил Россию в условиях прочного международного положения, обеспеченного реальной военной силой и мощью государства. Но уже при Екатерине I ситуация стала ухудшаться, были нарушены отношения с Данией и Швецией. Развязанная при Анне Иоанновне война с Турцией (1735–1739 гг.) вернула России лишь разрушенный Азов. Последние годы правления Елизаветы Петровны ознаменовались участием России в Семилетней войне (1756–1763 гг.) на стороне Австрии, Франции, Саксонии и Швеции против Пруссии, Англии и Португалии. После побед под Гросс-Егерсдорфом, при Цорндорфе и Кунерсдорфе русские войска заняли Берлин. От полной катастрофы Пруссию спасла смерть Елизаветы. Ее наследник, ставший императором Петром III, будучи страстным поклонником прусского короля Фридриха II, разорвал союз с Австрией и прекратил военные действия, заключил с Пруссией мир, отказавшись от всех завоеваний. Однако Петр III (1761–1762 гг.) не сумел удержать престол. В обстановке всеобщего возмущения его пропрусской политикой росла популярность его жены Софии-Августы-Фредерики, при православном крещении получившей имя Екатерины Алексеевны. В июне 1762 г. был осуществлен еще один дворцовый переворот, возведший ее на престол.

Так закончилась «эпоха дворцовых переворотов» XVIII в. Ее итогом стало значительное усиление роли дворянства. Слабость центральной власти, зависимость правителей от симпатий и требований дворянских кругов, прежде всего гвардии, возводившей их на престол, наметили общую линию мероприятий во внутренней политике, направленную на максимальное расширение дворянских привилегий. Правительство Анны Иоанновны было вынуждено произвести сокращение срока службы дворян до 25 лет, отменить обязательность принципа единонаследия, предоставить полную свободу в наследовании поместий. Были созданы привилегированные учебные заведения для дворян (например, Шляхетский корпус). При Елизавете Петровне были введены указы об исключительном праве дворян на владение землей и крепостными. Были созданы Дворянский и Купеческие банки, предоставлявшие ссуды соответствующим сословиям. Дворяне получили право ссылать крестьян в Сибирь. За короткий период царствования Петра III был издан «Манифест о вольности дворянской», который окончательно освободил дворян от обязательной службы государству.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

76508. Порядок взыскания и уплаты алиментов 19.8 KB
  2 ст 104 Семейного кодекса РФ установлены следующие способы уплаты алиментов: долевой в процентах к заработку и или доходу плательщика; в твердой сумме уплачиваемой периодически; в твердой сумме уплачиваемой единовременно; путем предоставления имущества это может быть единовременно или периодически в согласованные периоды; смешанные варианты. 81 Семейного кодекса Российской Федерации размер алиментов зависит от материального или семейного положения сторон и иных заслуживающих внимания обстоятельств. Взыскание алиментов...
76509. Взыскание задолженности по алиментам 17.93 KB
  Задолженность по уплате алиментов может образоваться в двух случаях: Судом установлен размер алиментов в твердой денежной сумме однако алиментообязанное лицо по какимто причинам не платит положенные алименты. Судом установлен размер алиментов в процентах от заработка однако алиментообязанное лицо нигде не работает и не получает иного дохода. В первом случае расчет задолженности по алиментам не составляет особого труда: необходимо умножить количество месяцев в течение которых не производилась уплата алиментов на твердую денежную сумму...
76510. Прекращение алиментных правоотношений 17.14 KB
  Так если алиментные обязательства были установлены соглашением сторон об уплате алиментов то они согласно п. 120 СК прекращаются: смертью одной из сторон; истечением срока действия соглашения; по иным основаниям непосредственно предусмотренным соглашением об уплате алиментов например при восстановлении трудоспособности или прекращении нуждаемости бывшего супруга на содержание которого другим бывшим супругом выплачивались алименты. Что же касается алиментов взыскиваемых в судебном порядке то основания...
76511. Формы контроля знаний, умений и навыков учащихся на уроках русского языка 33 KB
  Формы контроля знаний умений и навыков учащихся на уроках русского языка. Устный опрос На уроках контроль знаний учащихся осуществляется в виде фронтальной и индивидуальной проверки. При фронтальном опросе за короткое время проверяется состояние знаний учащихся всего класса по определенному вопросу или группе вопросов. Индивидуальный устный опрос позволяет выявить правильность ответа по содержанию его последовательность самостоятельность суждений и выводов степень развития логического мышления культуру речи учащихся.
76512. Понятие «компетенция» в методике русского языка. Виды компетенций 28 KB
  Понятие компетенция в методике русского языка. Введение понятия компетенция в методику преподавания русского языка в школе связано с поисками более точного строгого определения целей обучения с выявлением уровней владения языком иначе говоря с ответом на вопрос как ученик владеет языком. Коммуникативная компетенция предполагает овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения....
76513. Методическое наследие и его роль в развитии методики русского языка 33 KB
  Методическое наследие и его роль в развитии методики русского языка Возникновение методики преподавания русского языка датируют 1844 годом годом выхода в свет книги Федора Ивановича Буслаева О преподавании отечественного языка но еще задолго до этого исследования появлялись работы которые сейчас мы могли бы называть методическими пособиями. Срезневского 1812-1870 больше известного как автора словаря древнерусского языка но ему принадлежат и методические работы. Автор рекомендует не ограничиваться в школе изучением литературного...
76514. Внеклассная работа по русскому языку 29.5 KB
  Дети по своему усмотрению выбирают тот или другой вид внеклассной работы. Второй принцип принцип равного права как сильных так и слабых школьников на участие во внеклассной работе. Интерес к внеклассной работе не возникает стихийно; он развивается при определенных условиях которые создаются учителем т. Принцип развития способностей детей лежит в основе любой внеклассной работы в том числе и работы по русскому языку и литературе.
76515. Факультативные занятия по русскому языку 33.5 KB
  Как показано в главе о содержании образования в учебные планы общеобразовательных школ включены факультативные занятия по предметам которые изучаются по выбору самих учащихся. Следовательно факультативные занятия проводятся на добровольных началах и по выбору самих учащихся параллельно с изучением обязательных предметов. С помощью факультативных занятий школа призвана решать следующие задачи: а удовлетворять запросы в более глубоком изучении отдельных предметов которые интересуют учащихся б развивать учебнопознавательные интересы...
76516. Формирование языковой и лингвистической компетенции на уроках русского языка 26.5 KB
  Формирование языковой и лингвистической компетенции на уроках русского языка.:Языковая компетенция способность учащихся употреблять слова их формы синтаксические структуры в соответствии с нормами литературного языка использовать его синонимические средства в конечном счете владение богатством языка как условие успешной речевой деятельности. В преподавании русского языка как родного и как неродного формирование языковой компетенции занимает неодинаковое место. В первом случае дети усваивают звуковую и лексическую системы...