34582

ФОРМИРОВАНИЕ ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА. ОБРАЗОВАНИЕ ИМПЕРИИ (XV – XIX вв.)

Доклад

История и СИД

В процессе формирования территории России можно выделить 3 этапа. Заявление Ивана III что вся территория Киевской Руси его отчина привело к многовековой борьбе России с Польшей за западнорусские земли Киевской Руси. Таким образом вся Волга была включена в состав России. При царе Федоре Иоанновиче Борис Годунов дипломатическим путем возвратил России эту территорию.

Русский

2013-09-08

19.54 KB

19 чел.

17. ФОРМИРОВАНИЕ ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА.

ОБРАЗОВАНИЕ ИМПЕРИИ (XV – XIX вв.)

Исторически Россия сложилась как огромное многонациональное государство. К началу XX в. на ее территории проживало 165 народов. Население насчитывало 174 млн. 100 тыс. человек. Православные составляли 69,9 % человек, мусульмане – 10,8 %, католики – 8,9 %, протестанты – 4,8 %, иудеи – 4 %. Язычники не учитывались, но были.

Формировалась территория российского государства за счет присоединения новых земель как мирным, так и вооруженным путем. С XIV по XIX в., а точнее из 525 лет – 305 лет, Россия провела в войнах. Либо на нее нападали, либо нападала она. В процессе формирования территории России можно выделить 3 этапа.

ПЕРВЫЙ ЭТАП (XV – первая половина XVI вв.). В этот период сложилась территория, которая стала «колыбелью» русского народа. Московское царство начало формироваться при Иване III – с середины XV в. Его исходная территория – Московское княжество – была небольшой. Иван III увеличил территорию княжества в пять раз. Он фактически является основателем Московского государства. Население русских княжеств не оказывало Ивану III серьезного сопротивления, так как ничего не теряло с переходом под власть Москвы. Бояре охотно переходили на московскую службу, а князья либо шли служить московскому князю, либо бежали в Литву. Так, в 1463 г. Иван III присоединил к Москве Ярославское княжество. Его князья перешли на положение служебных. В 1472 г. был присоединен обширный Пермский край. Ростовские князья продали Москве вторую половину княжества, первую купил еще Василий Темный. В 1478 г. был покорен Великий Новгород, который москвичи выстояли осадой. Земли новгородских бояр были конфискованы, их самих переселили на московские земли, а богатых купцов отправили на жительство в Москву. Позже были взяты Тверь (1485 г.), Вятка (1489 г.).

Во внешней политике в изучаемый период исследователи обычно выделяют три основных направления. Первое – борьба за свержение ига Золотой орды и выделившихся из нее ханств. Второе – борьба с Великим княжеством Литовским, а затем с Речью Посполитой за украинские, белорусские и русские земли. Третье – борьба с Ливонским орденом за выход к Балтийскому морю.

Иван III, обладавший ярким дипломатическим талантом, в нужный момент концентрировал все силы на каком-либо одном из направлений. В конце XV в. недовольные литовским правлением князья Вяземские, Бельские, Воротынские и др. признали над собой власть Москвы, которая отвоевала у Литвы Чернигов, Брянск, а всего 19 городов и 70 волостей. Заявление Ивана III, что вся территория Киевской Руси его «отчина», привело к многовековой борьбе России с Польшей за западнорусские земли Киевской Руси.

В начале XVI в. численность Московского царства составляла 9 млн. человек. Шло формирование русского народа. Были ассимилированы чудь, мещера, вятичи и другие племена.

ВТОРОЙ ЭТАП (середина XVI – конец XVII вв.). Во времена Ивана IV существовала настоятельная необходимость охраны рубежей страны на Востоке. Казанское и Крымское ханства совершали частые набеги на русские земли. Когда они объявили себя вассалами Турции, то дали повод Москве к их захвату. В 1552 г. была взята Казань. В 1556 г. Астраханское ханство без сопротивления признало зависимость от Москвы. Добровольно присоединились к российскому государству мордва, чуваши, башкиры. Таким образом, вся Волга была включена в состав России. На эти земли устремился поток русской колонизации. В 80-е гг. XVI в. здесь были основаны города Самара, Саратов, Царицын, Уфа, Пенза, Тамбов и др. Многие татарские ханы и знать крестились и вошли в состав элиты Московского государства.

Присоединение татарских ханств открыло путь в Сибирь. Отряд казаков под предводительством Ермака покорил Сибирское ханство. В 1589 г. здесь были основаны города Тюмень, Тобольск. Началось продвижение русских людей к Енисею, Лене, Охотскому морю.

На Западе Московское государство добивалось выхода к Балтийскому морю. В течении XVI в. Россия вела около десяти войн на западных границах, длившихся в общей сложности 50 лет. Иван Грозный проиграл Ливонскую войну и потерял единственный выход к морю, которым владел Новгород. При царе Федоре Иоанновиче Борис Годунов дипломатическим путем возвратил России эту территорию.

На южных и юго-восточных рубежах в XVI–XVII вв. шла изнурительная борьба с Крымским ханством. В 1571 г. хан Давлет Гирей сжег и разграбил Москву. Для защиты государства с Юга Московское правительство с середины XVI в. начало систематическое продвижение на юг от р. Оки в область Дикого поля. Вся территория от Москвы до Крыма была свободна. По ней носились отряды татар, совершая нападения на русские поселения. Была построена Тульская оборонительная линия. Это города и села, между ними остроги, т.е. непрерывная цепь укреплений. Между Москвой и Тулой земля заселяется крестьянами. Затем строится новая оборонительная линия – Белгородская. Это города Орел, Курск, Воронеж, Елец, Белгород. И, наконец, третья линия, представленная городами Симбирск, Тамбов, Пенза, Сызрань. В результате была защищена Москва и осваивались новые территории.

В 1654 г. по Переяславской Раде Украина объединилась с Россией. В результате этого добровольного акта и последующих войн с Речью Посполитой в состав единой страны вошла Левобережная Украина с Киевом.

В 1656 г. в ответ на предложение послов Молдавии царь Алексей Михайлович направил молдавскому господарю Георгию Стефану жалованную грамоту о согласии принять условия перехода Молдавии в русское подданство. В 1657 г. представители закавказских народов – тушин, хевсуров и пшавов – прислали Алексею Михайловичу письмо с просьбой принять их в русское подданство.

Таким образом, на втором этапе Россия расширяла свою территорию по восточному типу, включая в свой состав прилегающие земли. Россия была закрыта для Европы «железным занавесом» и лояльна к Востоку.

ТРЕТИЙ ЭТАП (XVIII–XIX вв.). В этот период Россия стала империей (1721 г.) и ее внешняя политика определялась задачами модернизации. Внешняя экспансия решала следующие задачи: выход к мировым коммуникациям; обретение источников сырья и рынков сбыта; реализация других геополитических интересов. В территориальных приобретениях прослеживаются западные черты. Россия включается в европейскую политику и европейские войны.

Более 100 лет Россия боролась за Прибалтику, чтобы закрепиться на морских берегах. На эти земли также претендовала Швеция. После победоносного окончания Северной войны Петр I присоединил к России Прибалтику и Карелию.

В 1724 г. армянские патриархи Исайя и Нерсес направили Петру Великому послание с просьбой принять армянский народ под покровительство России. По доброй воле живущих здесь народов к России были присоединены ногайские (от Оренбурга до Юрьева) и киргизские земли.

Большую славу России принесли громкие победы русских войск при Екатерине Великой. В 1774 г. с турками был заключен Кючук-Кайнарджийский мир, по которому Крым объявлялся свободным, а в 1783 г. он стал российским. В результате трех разделов Польши (1772 г., 1793 г., 1795 г.) в состав России вошли земли центральной и западной Белоруссии, Правобережная Украина без Львова, большая часть Литвы и Курляндия. В ходе войны со Швецией (1808–1809 гг.) была присоединена Финляндия. В 1814–1815 гг. Венский конгресс передал России герцогство Варшавское (царство Польское).

Борьба за Кавказ была начата Петром I. Он завоевал Дербент, Баку. После смерти Петра Великого продвижение на Кавказ замедлилось. В 1799 г. в состав России добровольно вошла Грузия, разоряемая Персией. В XIX в. российские войска двинулись в Закавказье, и к 1810 г. большая его часть была включена в состав России. Это вызвало сопротивление кавказских народов. Война с ними длилась 50 лет (1917–1864 гг.).

В XVIII–XIX вв. к России были присоединены земли Казахстана, населенные кочевыми племенами. Здесь русские начали строить города – Оренбург, Троицк и др. С окончанием Кавказской войны началось продвижение в Среднюю Азию. Были завоеваны Бухарский эмират, Кокандское, Хивинское ханства. Остановились русские войска у границ Афганистана.

Как уже говорилось, внешняя экспансия России была вызвана потребностями западного уклада, но тип завоеваний оставался восточным. Россия не стала метрополией, а присоединенные территории колониями. Завоеванные земли включались в состав единого государства. Отсюда равнодушие к заморским территориям. В 1867 г. Русская Америка была продана США за символическую цену в 7,2 млн. дол. Так как расходы на ее содержание были гораздо большими, продав Аляску получили экономию. То же произошло, когда встал вопрос о добровольном присоединении к России Гавайских островов. Александр II ответил на него отказом.

Проблема формирования территории России решалась и весь ХХ век. В целом на протяжении всего развития страны прослеживается, во-первых, тенденция вхождения в состав государства различных народов и выхода из нее со своими землями. Во-вторых, многие народы, населявшие российскую империю, вошли в ее состав добровольно, что защитило их от физического уничтожения со стороны воинственных соседей. В-третьих, в неизменном состоянии границы России практически не были никогда. «Движение» территорий зависело и от внешних и от внутренних факторов. Важнейшим из внутренних вопросов был вопрос о централизации и децентрализации власти. От этого в конечном счете зависела и территория страны.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

53810. Обобщение и систематизация знаний. Контрольная работа по теме «Обыкновенные дроби» 40 KB
  Проверка домашнего задания Собрать мини-задачи 1. Постановка цели и задач мини-модуля Дети сегодня мы с вами подведем итоги изучения темы Обыкновенные дроби. Что вам больше всего понравилось на уроке метод микрофон ІІ Системно-обобщающий м м № п п Этапы мини-модуля Формы работы Вопросы упражнения задачи 1.
53811. Информационное обеспечение деятельности финансового менеджера, состав и содержание бухгалтерской отчетности для целей финансового менеджмента 31 KB
  Первый блок включает в себя законы, постановления и другие нормативные акты, положения и документы, определяющие правовую основу финансовых институтов, рынка ценных бумаг
53813. Перерізи конуса площинами. Зрізаний конус 131.5 KB
  Мета уроку: розглянути основні види перерізів конуса переріз перпендикулярний до осі; переріз що проходить через дві твірні; формування поняття зрізаного конуса. Сприйняття й усвідомлення нового матеріалу Перерізи конуса площинами слайд №1 2 Проведемо в конусі переріз площиною яка проходить через дві твірні S і SB площина перетне основу конуса по хорді B отже переріз конуса площиною яка проходить через вершину трикутник. Розв’язування задач Твірна конуса L.
53814. Музичні шедеври Родіона Щедріна 161 KB
  Мета: Познайомити студентів з творчістю Р. Щедріна показати особливості його музичної мови. Щедріна. Хід лекції 16 грудня 2012 року виповнилось 80 років з дня народження Родіона Костянтиновича Щедріна одного з найвідоміших композиторів другої половини XX століття.
53815. Святковий концерт до 8 Березня «Зустріч з зірками» 46 KB
  8-ий ученьСвята і грішна Ніжна і жагуча Цнотлива й пристрасна І сильна і слабка Ви жінка неповторна і чарівна Ви жінка вічно мудра й молода. Ви жінка жінка мати і дружина Безмежне море доброти й тепла. 10-ий учень Пянка і чуйна Ліки і отрута Земна й небесна Горда і проста Ви жінка королева берегиня Мінлива непізнанна дорога. Для вас імена вчителів художній номер 3тя учениця Воістину небесна і земна Заквітчана і терном і барвінком Свята і грішна рідна й чарівна Повіки будь благословенна жінка.
53816. КООРДИНАТНА ПРЯМА. ЦІЛІ І РАЦІОНАЛЬНІ ЧИСЛА. МОДУЛЬ ЧИСЛА 206 KB
  Мета уроку: узагальнити і систематизувати відомості учнів про види чисел; перевірити вміння визначати координати вказаних точок та будувати на координатній прямій точки за вказаними координатами; знаходити значення виразів що містять числа під знаком модуля; відпрацювати навички застосування означення та властивостей модуля для розв’язування рівнянь; розвивати самостійність творчість; виховувати активність увагу наполегливість інтерес до математики; взаємозв'язок з історією математики....
53817. Прямокутна система координат. Координатна площина 1.31 MB
  Мета та задачі уроку: сформувати поняття координатної площини координат точки на площині абсциси та ординати точки; сформувати вміння виконувати вправи що передбачають знаходження координат точки на координатній площині та побудову точки за її координатами; сприяти розвитку творчих здібностей учнів та їх естетичного сприйняття; підвищувати інтерес до математики. Відстань від початку відліку до точки на координатній прямій 15. Фронтальне опитування Що називається координатною прямою Що називається координатою точки...