34583

РЕФОРМЫ НАЧАЛА XIX в.: ПЛАНЫ И РЕЗУЛЬТАТЫ. М.М. СПЕРАНСКИЙ

Доклад

История и СИД

Император Павел I был убит заговорщиками в числе которых состоял его сын Александр. Время правления Александра I 1801–1825 гг. С идеями французских просветителей он был знаком благодаря швейцарцу Лагарпу учителю Александра I к которому император обращался за советом. Заручившись поддержкой гвардии Александр отверг предложенные заговорщиками проекты ограничивающие самодержавие конституцией.

Русский

2013-09-08

18.68 KB

15 чел.

18. РЕФОРМЫ НАЧАЛА XIX в.: ПЛАНЫ И РЕЗУЛЬТАТЫ. М.М. СПЕРАНСКИЙ

Составитель: Л.Н. Булдыгерова

В истории России XIX век начался новым и последним дворцовым переворотом. Император Павел I был убит заговорщиками, в числе которых состоял его сын Александр. Время правления Александра I (1801–1825 гг.) во внутренней политике характеризуется борьбой двух направлений: либерального и консервативного.

Император начал свое правление с либеральных реформ, благодаря которым вошел в историю России как «просвещенный монарх». С идеями французских просветителей он был знаком благодаря швейцарцу Лагарпу (учителю Александра I), к которому император обращался за советом. В первую очередь были отменены наиболее одиозные указы Павла I, возвращены все привилегии дворян, дарованные им Екатериной II. Заручившись поддержкой гвардии, Александр отверг предложенные заговорщиками проекты, ограничивающие самодержавие конституцией. Преобразовательная деятельность Александра I в 1801–1815 гг. ставила задачу усовершенствовать государственный аппарат России, приблизить его к передовым европейским стандартам, не поступившись при этом приоритетами самодержавия.

Реформы коснулись сферы высшего управления страной (Непременный совет, министерская реформа, Государственный совет); крестьянского вопроса; образования и печати.

Непременный совет учреждался как совещательный орган при императоре из числа высших сановников для рассмотрения важнейших законопроектов и обсуждения наиболее сложных государственных дел (1801 г.). Сенат и Синод утрачивали в этой связи свои реальные властные полномочия.

В 1802 г. были учреждены министерства, заменившие петровские коллегии. Работа первых восьми министерств строилась на началах единоличной ответственности и власти министров. Для совместного обсуждения дел учреждался Кабинет министров. Министр имел заместителя (товарища министра) и канцелярию. Министерства делились на департаменты во главе с директорами, департаменты – на отделения во главе с начальниками, а отделения – на столы во главе со столоначальниками. Реформа была завершена в 1811 г. Число министерств увеличилось до дюжины, министры вводились в состав Сената, строго разграничивались функции межу министерствами, вводился единый порядок делопроизводства. С небольшими изменениями эта система просуществовала до 1917 г. и знаменовала собой новый шаг на пути бюрократизации системы управления, всецело подчинения ее государю.

Осторожными были шаги в крестьянском вопросе. Александр признавал, что крепостное право зло, но его отмену считал преждевременной. В 1801 г. вышел закон о праве не дворян покупать землю, чем нарушалась дворянская монополия на землю. Указ «О вольных хлебопашцах» (1803 г.) легализовал практику отпуска помещиком крепостных крестьян на волю. Были проведены мероприятия по ограничению крепостного права в Прибалтике. В 1809 г. император отменил право помещиков ссылать крепостных в Сибирь. Было запрещено печатать в газетах объявления о продаже людей.

Наибольшим либерализмом отличались реформы в области система образования и печати. Образовательная реформа по духу была вполне буржуазной. В ее основу легли принципы бессословности образования, бесплатности обучения на низших ступенях и преемственности учебных программ. Создавалась четырехступенчатая система: одноклассное приходское училище, уездное училище, губернская гимназия и университет. В 1812 г. в России было шесть университетов (Московский, Дерптский, Вильненский, Харьковский, Казанский и Петербургский), 47 гимназий, 210 уездных и 671 приходское училище. Появились привилегированные средние учебные заведения – лицеи (Царскосельский, Ришельевский в Одессе и Нежинский). В 1804 г. появился первый цензурный устав, который рекомендовал цензорам быть снисходительными к сочинителям.

Реформы первого периода царствования Александра I (1801–1804 гг.) носили ограниченный характер, но упрочили его положение как монарха, будучи результатом компромисса между либеральным и консервативным дворянством.

С 1807 г. на арену политической жизни России выдвинулись два человека – А. А. Аракчеев и М. М. Сперанский. Аракчеев, ставший доверенным лицом царя, получил право издавать от его имени указы. Основным направлением деятельности Аракчеева было военно-полицейское. Неудачные войны 1805–1807 гг. подорвали престиж императора. Аракчеев активно пресекал оппозиционные настроения в обществе. «Все давил», охранял престол от дворянского заговора.

Однако, к 1809 г. недовольство политикой правительства приобрело такой размах, что Александр I был вынужден начать новый этап реформ, связанных с именем М. М. Сперанского (1772–1839 гг.). По поручению царя Сперанский составил проект плана государственных преобразований России «Введение к уложению государственных законов». Он основывался на буржуазных нормах: принципе разделения трех ветвей власти (законодательной, исполнительной, судебной), независимости судебной власти от администрации, ответственности исполнительных органов перед законодательными. В качестве законосовещательного органа Сперанский предложил Государственную думу. Она должна была ограничить самодержавную власть, ни один закон не мог быть издан без ее одобрения. Дума полностью контролировала бы деятельность министров. На местах избирались волостные, окружные и губернские думы. Губернские думы избирали Сенат. Связующим звеном между тремя ветвями власти и императором должен был стать Государственный совет.

В январе 1810 г. был учрежден Государственный совет (Госсовет) – законосовещательный орган, призванный централизовать законодательное дело в стране. Он не издавал законов, но являлся гарантом единообразия юридических норм в государстве и служил совещательным органом при разработке законов. Он состоял из Общего собрания и четырех департаментов (законов, военного, гражданских и духовных дел). Возглавлял новый орган Государственный секретарь и приданная ему в помощь Государственная канцелярия. Кроме того при Госсовете учреждались Комиссия составления законов и Комиссия прошений. В состав Госсовета входили министры и сановники. Законопроекты обсуждались сначала в департаментах, затем слушались на общем собрании и после утверждения их императором получали силу закона. В таком виде Госсовет просуществовал до 1906 г.

Хотя система власти в проекте Сперанского была всецело замкнута на монарха, многим высшим чиновникам такой план показался радикальным. Против Сперанского начались интриги, из того, что было им задумано, осуществлено было учреждение Госсовета и реорганизация министерств в 1811 г. Уже в марте 1812 г. Сперанский был уволен со службы и выслан сначала в Нижний Новгород, затем в Пермь. В 1816 г. он вышел из опалы и стал пензенским губернатором. В 1821 г. М. М. Сперанский был назначен генерал-губернатором Сибири, где осуществил административную реформу. В тот же год его возвратили в столицу, назначили членом Госсовета и управляющим Комиссией составления законов, предоставили большие земельные пожалования в Пензенской губернии. Отныне главным делом его жизни стала кодификация законов, осуществленная при Николае I.

Война 1812 г. отодвинула внутриполитические вопросы на второй план. К ним вернулись только в 1815 г. Александр I даровал Конституцию Царству Польскому, выполняя решения Венского конгресса. Она предусматривала создание двухпалатного сейма, гарантировала свободу печати, равенство всех перед законом, неприкосновенность личности. Было установлено автономное самоуправление в Бесарабии. Автономию, Конституцию и сейм получила Финляндия.

Александр поручил Н. Н. Новосильцеву подготовить проект российской Конституции, а графу А. А. Аракчееву – проект отмены крепостного права. Граф предложил постепенно выкупить у помещиков крестьян и земли на государственные деньги, предусмотрев для этого ежегодные бюджетные отчисления. По этому проекту предполагалось личное освобождение крепостных с наделом. Однако проекты были «положены под сукно» и не достигли стадии официального рассмотрения. Госсовет в 1820 г. отверг предложенный царем законопроект о запрещении продажи крестьян без земли. Александр, тонко чувствовавший настроения дворян, отошел от внутренних проблем, занявшись внешнеполитическими вопросами, а управление страной сосредоточилось в руках Аракчеева. Реформаторские настроения Александра I сменились откровенно реакционным курсом, получившим название «аракчеевщины».

Аракчеев создал военные поселения, где крестьяне сочетали военную службу с занятиями сельским хозяйством. Была создана военная полиция, начались гонения на высшую школу, связанные с изгнанием наиболее прогрессивных и талантливых профессоров, была усилена цензура, запрещена деятельность тайных обществ и масонских лож. В 1822 г. восстановили право помещиков ссылать крепостных в Сибирь.

На международной арене Россия стала играть роль жандарма.

Поворот Александра I к реакции во многом привел декабристов к идее насильственного переворота.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

65911. ОБ ИДИЛЛИЧЕСКИХ МОТИВАХ В «МЕРТВЫХ ДУШАХ» Н. В. ГОГОЛЯ 46.5 KB
  Гоголя в которой идет речь о посещении Чичиковым усадьбы Манилова. Темы идеи образы стиль главы о Манилове можно считать результатом диалога художественных языков возникающего между Гоголем и литературой сентиментализма и романтизма.
65912. Управление как искусство 29.53 KB
  Искусство управления способность человека принимать нетривиальные решения в условиях дефицита информации. Поэтому существенно то что он помимо развитой интуиции воображения определённых знаний и так далее должен обладать организаторскими способностями...
65913. ЭВОЛЮЦИЯ ВТОРИЧНЫХ ТЕКСТОВ В 40-Е–90-Е ГОДЫ XIX ВЕКА НА ПРИМЕРЕ ТВОРЧЕСТВА А. МАЙКОВА 51.5 KB
  Материалом для наших наблюдений стали вторичные тексты в русской поэзии 40х-90х годов XIX века. Вторичные тексты 40х-90х годов XIX века являются органичным продолжением традиций вторичных текстов предшествующей эпохи. В русской поэзии XVIII-XIX века вторичные тексты нередко публикуются под жанровыми обозначениями...
65915. ИСТОРИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ И ЖАНРОВЫЕ ФОРМЫ В РУССКОЙ ДРАМАТУРГИИ СЕРЕДИНЫ XIX ВЕКА 116.5 KB
  Тенденция к обособлению исторической драматургии от театра определившаяся к середине XIX века свидетельствовала о том что воспроизведение человека исторического в определенной жанровой форме стало осознаваться не только как индивидуально-психологический но как прежде всего социальный общественно...
65916. Методы повышения ценности объектов недвижимости 26.45 KB
  Как правило это экономические факторы которые определяют средний уровень цен конкретных сделок с субъектами недвижимости макроэкономические факторы связанные с общей конъюнктурой рынка налоги пошлины динамика курса валюты инфляция безработица уровень и условия оплаты труда...
65917. АНАЛИЗ МИФОЛОГЕМ И КОНЦЕПТОВ КАК ПУТЬ К ПОНИМАНИЮ ЛИТЕРАТУРНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ 46 KB
  Если при анализе любого текста необходимо опираться на семантику языковых единиц то смысл текста произведения строится на основе любых произвольных ассоциаций автора и опирается на сюжет композицию и авторский замысел в целом.
65918. Объекты недвижимости в сфере управления. Классификация объектов недвижимости 29.93 KB
  Способы управления многоквартирным домом ЖК РФ предлагает три способа управления многоквартирным домом: непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме; управление товариществом собственников жилья либо жилищным...
65919. ФОРМЫ ВЫРАЖЕНИЯ АВТОРСКОЙ ПОЗИЦИИ В ПОВЕСТЯХ «ПОЗДНЕГО» Л. Н. ТОЛСТОГО 92.5 KB
  Повести написанные Толстым в 80-90х годах направлены на разоблачение и критику строя современной писателю жизни и на обращение к жизни трудового народа: Я должен понять жизнь не исключений не нас паразитов жизни а жизнь простого трудового народа того который делает жизнь и тот смысл который он придает ей...