34584

ВНУТРЕННЯЯ И ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА РОССИИ В 1825 –1855 гг

Доклад

История и СИД

ВНУТРЕННЯЯ И ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА РОССИИ В 1825 1855 гг. В то время как в большинстве западных государств политический строй принимал новые конституционные формы в России происходило укрепление крайних форм самодержавия. Она противопоставляла самобытную Россию растленному Западу восхваляя существующие в России порядки. армия чиновников в России составляла 100 тыс.

Русский

2013-09-08

19.62 KB

19 чел.

19. ВНУТРЕННЯЯ И ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА РОССИИ В 1825 –1855 гг.

Начало царствования Николая I (1825–1855 гг.) ознаменовалось кровавой расправой над декабристами. По результатам следственного дела над участниками восстания был составлен «Свод показаний членов злоумышленного общества о внутреннем состоянии государства», из которого правительство сделало практические выводы.

Были приняты все меры для укрепления полицейско-бюрократического аппарата и единоличной власти императора. В его руках сосредотачивалось решение всех государственных вопросов. Существенно ограничивалась роль Сената и Государственного Совета. «Собственная его величества канцелярия» приобрела значение высшего органа управления государством. Особое значение имели II и III Отделения императорской канцелярии, образованные в 1826 г. по распоряжению Николая I.

II Отделение занималось кодификацией законов. К этой работе был привлечен М. М. Сперанский. Около 30 тыс. законодательных актов, изданных с 1649 г., были собраны вместе и приведены в строгую систему. Результатом этой громадной работы стало издание 47 томов Полного собрания законов Российской империи (печаталось 2 года и завершилось в 1830 г.) и 15 томов Свода действующих законов (1833 г.).

III Отделение во главе с А. Х. Бенкендорфом осуществляло функции политического надзора над всеми государственными учреждениями и лицами. Военно-политической силой III Отделения являлся корпус жандармов. Страна была разделена сначала на 5, затем на 8 жандармских округов во главе с жандармским генералом. Борьба с инакомыслием, являвшаяся главным делом этих органов, понималась властями практически безгранично.

Следствием ужесточения внутренней политики явилось принятие в 1826 г. нового цензурного устава, получившего за свою жесткость название «чугунного». Были запрещены издания «Литературной газеты» А. А. Дельвига, журналов «Европеец» П. Киреевского, «Московского телеграфа» Н. Полевого, «Телескопа» Н. Надеждина.

Последовал ряд реакционных мер и в сфере образования. Устав 1828 г. закреплял принцип сословности в просвещении: начальные и приходские школы предназначались детям крестьян, уездные – городских обывателей, гимназии – только дворянским детям. Университетский устав 1835 г. ограничивал автономию университетов. Устанавливался полицейский надзор над студентами.

Николай был убежден, что «революционная зараза» в Россию пришла с Запада. Отсюда его решительное отрицание западного пути развития. В то время как в большинстве западных государств политический строй принимал новые конституционные формы, в России происходило укрепление крайних форм самодержавия. Поэтому некоторые историки называют Николая I «рыцарем монархической идеи». Именно при Николае I Европу и Россию стали противопоставлять друг другу как два разных мира. Николай был убежден, что западное воспитание подрывает основы русской жизни. В 1831 г. по его распоряжению был подготовлен указ о запрещении русским молодым людям обучаться за границей.

В начале 30-х гг. были сформулированы основные положения официальной идеологии, которая получила название теории «официальной народности». Суть этой идеологии раскрывала знаменитая триада С. С. Уварова (министра просвещения) – православие, самодержавие, народность. Эта идеология носила ярко выраженную националистическую направленность. Она противопоставляла «самобытную» Россию «растленному» Западу, восхваляя существующие в России порядки. На практике это, в частности, привело к политике русификации Царства Польского после подавления польского восстания 1830–1831 гг.

Вместе с тем, из внимательного изучения материалов по делу декабристов император вынес убеждение в необходимости преобразований в крестьянском вопросе. На протяжении его царствования действовали 9 секретных комитетов, пытавшихся улучшить положение помещичьих, государственных и удельных крестьян. Наиболее показательной из всех стала деятельность Секретного комитета 1839–1840 гг., когда Николай I попытался всерьез решить проблему отмены крепостного права. По его инициативе П. Д. Киселевым был разработан проект двуединой крестьянской реформы. Но дальше обсуждения первой части работа комитета не продвинулась. В свою очередь, встретив глухое сопротивление дворянства, Николай I ограничился изданием в 1842 г. указа «Об обязанных крестьянах», практически дублировавшего указ 1803 г. «О вольных хлебопашцах», разрешавший отпускать крестьян на волю с предоставлением им земли, но не в собственность, а только в пользование.

Не в меньшей степени заботило власть и состояние и перспективы развития первого сословия. Были приняты меры, ограничивавшие проникновение в его состав представителей торгово-промышленного капитала. Для последних создавалась новая привилегированная категория «почетных граждан» (потомственных и личных). Тем самым Николай I пытался вместить нарождавшиеся буржуазные элементы в рамки существовавшей феодальной сословной социальной структуры. Одновременно с этим расширялись права дворянства. Усилилась роль дворянских собраний. Закон 1831 г. значительно повысил имущественный ценз для его участников, обеспечив бесспорное главенство высшему дворянству.

Ужесточение внутриполитического правительственного курса сопровождалось значительным усилением роли чиновничества. К середине XIX в. армия чиновников в России составляла 100 тыс. человек. Именно во времена Николая I «фрак победил мундир». Чиновничество, бессильное перед троном в лице своих министров, стало практически неуязвимым как сословие, самостоятельная сила. Подобное положение усугублялось полным отсутствием контроля над деятельностью органов власти со стороны общества в условиях строжайшей цензуры, отсутствовал даже контроль в лице прессы. Безнаказанность и круговая порука привели к деморализации аппарата. По данным III Отделения, в конце 1840-х гг. только трое губернаторов не брали взяток: киевский – Писарев, человек очень богатый; таврический – А. Муравьев, бывший декабрист, и ковенский – Радищев, сын А. Н. Радищева.

Разговоры о необходимости перемен в стране, секретные обсуждения крестьянского вопроса окончательно прекратились после серии европейских революций 1848–1849 гг. Император считал Россию ответственной за сохранение порядка в Европе, был готов двинуть армию на подавление выступлений в любой стране. Поэтому «счел своим долгом» расправиться с «прогрессистами» дома.

Важную роль во внешней политике царизма в этот период занимал и так называемый «восточный вопрос», вызванный желанием России, как и других европейских стран, расширить сферу своего влияния над территориями пришедшей в упадок Османской империи. Русско-иранская война 1826–1828 гг., спровоцированная политикой Англии, оказалась весьма победоносной. Подписанный в феврале 1828 г. Туркманчайский мир обеспечил России 20 млн. контрибуцию и присоединение ряда территорий. Этот неожиданный успех развязал Николаю I руки для действий против Турции, объявившей в декабре 1827 г. войну России в ответ на поддержку последней борьбы за автономию со стороны Греции. Русские войска форсировали Дунай, преодолели Балканы. Русский флот блокировал Босфор и Дарданеллы. Закончилась война Адрианопольским миром 1829 г. Кроме уступки части территории и выплаты контрибуции Турция обязывалась предоставить русским ссудам свободный проход через проливы Босфор и Дарданеллы. В 1833 г. между Россией и Турцией был подписан договор о мире, дружбе и оборонительном союзе, укреплявший позиции России на Черном море. Это вызвало недовольство европейских держав, и в 1840 г. этот договор был заменен коллективной опекой над Турцией – России, Англии, Австрии и Пруссии. В результате Россия потеряла исключительное право провода через проливы своих кораблей.

В начале 1850-х гг. Россией была предпринята еще одна попытка решения «восточного вопроса». Момент был выбран крайне неудачно. Николая I рассчитывал на невмешательство европейских стран. Но еще в 1853 г. Англия и Франция заключили секретный договор, направленный против России. Свое содействие им готова была оказать и Австрия, опасавшаяся усиления влияния России на Балканах. Таким образом, Крымская война (октябрь 1853 – март 1856 гг.) началась в обстановке дипломатической изоляции России. Блестящая победа русского флота под командованием адмирала П. С. Нахимова, почти полностью разгромившего турецкую эскадру в ноябре 1853 г., испугала европейские державы. Опасаясь скорого разгрома Османской империи, в марте 1854 г. Англия и Франция объявили войну России, враждебную позицию заняли Австрия и Пруссия.

Россия оказалась не в силах противостоять передовым европейским державам. Законсервировав страну в феодально-крепостническом состоянии, самодержавная власть обрекла ее на военно-техническую отсталость. Русская армия формировалась на основе рекрутчины из поголовно неграмотного населения, в ней господствовала палочная муштра, не было современного вооружения и снаряжения, отсутствовали необходимые коммуникации и т.п. Поражение России стало безоговорочным и закономерным. В самый разгар Севастопольской битвы Николай I внезапно умер. По условиям Парижского мирного договора между Россией, Турцией, Францией, Англией, Австрией, Пруссией и Сардинией, Черное море объявлялось «нейтральным», русский флот сокращался до минимума, его базы уничтожались. Также Россия утратила часть территории и свое влияние на Балканах. Потеря международного престижа, стала главным аргументом, заставившим Александра II (1855 – 1881 гг.) пойти на проведение целого ряда кардинальных реформ.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

54257. Умножение и деление рациональных чисел 174.5 KB
  Цель: развивать социальную компетентность используя самооценку и взаимооценку; развивать компетентность самообразования стимулируя познавательный интерес; развивать коммуникативную компетентность организовывая работу в парах; обобщить знания учащихся об умножении и делении рациональных чисел; экономическое воспитание. Тема урока Умножение и деление рациональных чисел. Как будет называться наше АО вы узнаете по своим ответам на мои вопросы составив слово Теория первична Учитель ...
54258. Закрепление сложения и вычитания трехзначных чисел 333 KB
  Ребята сегодня у нас необычный урок математики к нам пришли гости. Какие вы второклассники Ждут вас сегодня затеи и задачи Игры шутки всё для вас Пожелаю вам удачи За работу в добрый час Ребята за ваши правильные и полные ответы я вам буду раздавать наклейки. Ребята наши гости решили поиграть с вами в прятки спрятались от вас.
54259. Переместительное свойство сложения 22.5 KB
  Материалы необходимые для урока: изображение дерева изображения листьев Ход урока: Давайте посчитаем сколько же листьев на нашем дереве Сколько листьев справа от дерева 4 Сколько листьев слева от дерева 3 Где листьев больше а где меньше 3.
54260. Видатні українські математики. Застосування різних способів розкладання многочленів на множники 619.5 KB
  1 учень: Остроградський Михайло Васильович народився у вересні 1801 року на Полтавщині. 2 учень: Походив з родини збіднілих дворян які мали глибоке козацьке коріння. 3 учень: У 8 років його віддали до гімназії у Полтаві але хлопчик жвавої та веселої вдачі звикший до роздольного життя у рідному селі особливою старанністю не відзначався. Учень: Блискуче закінчивши університет Михайло рік живе у батька а потім вирішивши присвятити себе математиці знову повертається до Харкова для вдосконалення своїх знань.
54261. Творчий підхід до вивчення математики 155.5 KB
  Школа покликана якомога раніше виявити якості творчої особистості в учнів і розвивати їх у всіх школярів зважаючи звичайно на те що діти народжуються з різними задатками творчості. Водночас більшою мірою потрібно дбати про розвиток творчої особистості у здібних та обдарованих учнів. Можна розглянути інтелектуальноеврестичні здібності особистості які включають: Здібності генерувати ідеї висувати гіпотези що характеризує інтелектуальноеврестичні властивості особистості в...
54262. Активізація пізнавальної діяльності на уроках математики 168 KB
  Знайти середню лінію. Знайти основи трапеції. Знайти основи. Знайти меншу основу трапеції якщо її периметр 54см.
54263. Множення звичайних дробів. Знаходження дробу від числа 361.5 KB
  На сьогоднішньому уроці ми продовжимо вдосконалювати ваші вміння у множенні дробів знаходженні дробу від числа. Що є добутком двох дробів Як записати мішане число у вигляді неправильного дробу Як помножити два мішаних числа Як знайти дріб від числа Як знайти відсоток від числа Вчитель: Ви добре вивчили правила вправно зібрали рюкзак знань а отже готові до...
54264. Основные особенности китайской культуры 16.64 KB
  Как и другие культуры, китайская культура самобытна и неповторима. В отличие от индийской она более рациональна, прагматична, обращена к ценностям реальной земной жизни. Вторая характерная ее черта — это исключительная...