34584

ВНУТРЕННЯЯ И ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА РОССИИ В 1825 –1855 гг

Доклад

История и СИД

ВНУТРЕННЯЯ И ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА РОССИИ В 1825 –1855 гг. В то время как в большинстве западных государств политический строй принимал новые конституционные формы в России происходило укрепление крайних форм самодержавия. Она противопоставляла самобытную Россию растленному Западу восхваляя существующие в России порядки. армия чиновников в России составляла 100 тыс.

Русский

2013-09-08

19.62 KB

19 чел.

19. ВНУТРЕННЯЯ И ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА РОССИИ В 1825 –1855 гг.

Начало царствования Николая I (1825–1855 гг.) ознаменовалось кровавой расправой над декабристами. По результатам следственного дела над участниками восстания был составлен «Свод показаний членов злоумышленного общества о внутреннем состоянии государства», из которого правительство сделало практические выводы.

Были приняты все меры для укрепления полицейско-бюрократического аппарата и единоличной власти императора. В его руках сосредотачивалось решение всех государственных вопросов. Существенно ограничивалась роль Сената и Государственного Совета. «Собственная его величества канцелярия» приобрела значение высшего органа управления государством. Особое значение имели II и III Отделения императорской канцелярии, образованные в 1826 г. по распоряжению Николая I.

II Отделение занималось кодификацией законов. К этой работе был привлечен М. М. Сперанский. Около 30 тыс. законодательных актов, изданных с 1649 г., были собраны вместе и приведены в строгую систему. Результатом этой громадной работы стало издание 47 томов Полного собрания законов Российской империи (печаталось 2 года и завершилось в 1830 г.) и 15 томов Свода действующих законов (1833 г.).

III Отделение во главе с А. Х. Бенкендорфом осуществляло функции политического надзора над всеми государственными учреждениями и лицами. Военно-политической силой III Отделения являлся корпус жандармов. Страна была разделена сначала на 5, затем на 8 жандармских округов во главе с жандармским генералом. Борьба с инакомыслием, являвшаяся главным делом этих органов, понималась властями практически безгранично.

Следствием ужесточения внутренней политики явилось принятие в 1826 г. нового цензурного устава, получившего за свою жесткость название «чугунного». Были запрещены издания «Литературной газеты» А. А. Дельвига, журналов «Европеец» П. Киреевского, «Московского телеграфа» Н. Полевого, «Телескопа» Н. Надеждина.

Последовал ряд реакционных мер и в сфере образования. Устав 1828 г. закреплял принцип сословности в просвещении: начальные и приходские школы предназначались детям крестьян, уездные – городских обывателей, гимназии – только дворянским детям. Университетский устав 1835 г. ограничивал автономию университетов. Устанавливался полицейский надзор над студентами.

Николай был убежден, что «революционная зараза» в Россию пришла с Запада. Отсюда его решительное отрицание западного пути развития. В то время как в большинстве западных государств политический строй принимал новые конституционные формы, в России происходило укрепление крайних форм самодержавия. Поэтому некоторые историки называют Николая I «рыцарем монархической идеи». Именно при Николае I Европу и Россию стали противопоставлять друг другу как два разных мира. Николай был убежден, что западное воспитание подрывает основы русской жизни. В 1831 г. по его распоряжению был подготовлен указ о запрещении русским молодым людям обучаться за границей.

В начале 30-х гг. были сформулированы основные положения официальной идеологии, которая получила название теории «официальной народности». Суть этой идеологии раскрывала знаменитая триада С. С. Уварова (министра просвещения) – православие, самодержавие, народность. Эта идеология носила ярко выраженную националистическую направленность. Она противопоставляла «самобытную» Россию «растленному» Западу, восхваляя существующие в России порядки. На практике это, в частности, привело к политике русификации Царства Польского после подавления польского восстания 1830–1831 гг.

Вместе с тем, из внимательного изучения материалов по делу декабристов император вынес убеждение в необходимости преобразований в крестьянском вопросе. На протяжении его царствования действовали 9 секретных комитетов, пытавшихся улучшить положение помещичьих, государственных и удельных крестьян. Наиболее показательной из всех стала деятельность Секретного комитета 1839–1840 гг., когда Николай I попытался всерьез решить проблему отмены крепостного права. По его инициативе П. Д. Киселевым был разработан проект двуединой крестьянской реформы. Но дальше обсуждения первой части работа комитета не продвинулась. В свою очередь, встретив глухое сопротивление дворянства, Николай I ограничился изданием в 1842 г. указа «Об обязанных крестьянах», практически дублировавшего указ 1803 г. «О вольных хлебопашцах», разрешавший отпускать крестьян на волю с предоставлением им земли, но не в собственность, а только в пользование.

Не в меньшей степени заботило власть и состояние и перспективы развития первого сословия. Были приняты меры, ограничивавшие проникновение в его состав представителей торгово-промышленного капитала. Для последних создавалась новая привилегированная категория «почетных граждан» (потомственных и личных). Тем самым Николай I пытался вместить нарождавшиеся буржуазные элементы в рамки существовавшей феодальной сословной социальной структуры. Одновременно с этим расширялись права дворянства. Усилилась роль дворянских собраний. Закон 1831 г. значительно повысил имущественный ценз для его участников, обеспечив бесспорное главенство высшему дворянству.

Ужесточение внутриполитического правительственного курса сопровождалось значительным усилением роли чиновничества. К середине XIX в. армия чиновников в России составляла 100 тыс. человек. Именно во времена Николая I «фрак победил мундир». Чиновничество, бессильное перед троном в лице своих министров, стало практически неуязвимым как сословие, самостоятельная сила. Подобное положение усугублялось полным отсутствием контроля над деятельностью органов власти со стороны общества в условиях строжайшей цензуры, отсутствовал даже контроль в лице прессы. Безнаказанность и круговая порука привели к деморализации аппарата. По данным III Отделения, в конце 1840-х гг. только трое губернаторов не брали взяток: киевский – Писарев, человек очень богатый; таврический – А. Муравьев, бывший декабрист, и ковенский – Радищев, сын А. Н. Радищева.

Разговоры о необходимости перемен в стране, секретные обсуждения крестьянского вопроса окончательно прекратились после серии европейских революций 1848–1849 гг. Император считал Россию ответственной за сохранение порядка в Европе, был готов двинуть армию на подавление выступлений в любой стране. Поэтому «счел своим долгом» расправиться с «прогрессистами» дома.

Важную роль во внешней политике царизма в этот период занимал и так называемый «восточный вопрос», вызванный желанием России, как и других европейских стран, расширить сферу своего влияния над территориями пришедшей в упадок Османской империи. Русско-иранская война 1826–1828 гг., спровоцированная политикой Англии, оказалась весьма победоносной. Подписанный в феврале 1828 г. Туркманчайский мир обеспечил России 20 млн. контрибуцию и присоединение ряда территорий. Этот неожиданный успех развязал Николаю I руки для действий против Турции, объявившей в декабре 1827 г. войну России в ответ на поддержку последней борьбы за автономию со стороны Греции. Русские войска форсировали Дунай, преодолели Балканы. Русский флот блокировал Босфор и Дарданеллы. Закончилась война Адрианопольским миром 1829 г. Кроме уступки части территории и выплаты контрибуции Турция обязывалась предоставить русским ссудам свободный проход через проливы Босфор и Дарданеллы. В 1833 г. между Россией и Турцией был подписан договор о мире, дружбе и оборонительном союзе, укреплявший позиции России на Черном море. Это вызвало недовольство европейских держав, и в 1840 г. этот договор был заменен коллективной опекой над Турцией – России, Англии, Австрии и Пруссии. В результате Россия потеряла исключительное право провода через проливы своих кораблей.

В начале 1850-х гг. Россией была предпринята еще одна попытка решения «восточного вопроса». Момент был выбран крайне неудачно. Николая I рассчитывал на невмешательство европейских стран. Но еще в 1853 г. Англия и Франция заключили секретный договор, направленный против России. Свое содействие им готова была оказать и Австрия, опасавшаяся усиления влияния России на Балканах. Таким образом, Крымская война (октябрь 1853 – март 1856 гг.) началась в обстановке дипломатической изоляции России. Блестящая победа русского флота под командованием адмирала П. С. Нахимова, почти полностью разгромившего турецкую эскадру в ноябре 1853 г., испугала европейские державы. Опасаясь скорого разгрома Османской империи, в марте 1854 г. Англия и Франция объявили войну России, враждебную позицию заняли Австрия и Пруссия.

Россия оказалась не в силах противостоять передовым европейским державам. Законсервировав страну в феодально-крепостническом состоянии, самодержавная власть обрекла ее на военно-техническую отсталость. Русская армия формировалась на основе рекрутчины из поголовно неграмотного населения, в ней господствовала палочная муштра, не было современного вооружения и снаряжения, отсутствовали необходимые коммуникации и т.п. Поражение России стало безоговорочным и закономерным. В самый разгар Севастопольской битвы Николай I внезапно умер. По условиям Парижского мирного договора между Россией, Турцией, Францией, Англией, Австрией, Пруссией и Сардинией, Черное море объявлялось «нейтральным», русский флот сокращался до минимума, его базы уничтожались. Также Россия утратила часть территории и свое влияние на Балканах. Потеря международного престижа, стала главным аргументом, заставившим Александра II (1855 – 1881 гг.) пойти на проведение целого ряда кардинальных реформ.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

54335. ВІДЛУННЯ ЕПОХ У МУЗИЧНОМУ МИСТЕЦТВІ 43.5 KB
  Без музики важко переконати людину яка вступає в світ у тому що людина прекрасна а це переконання по суті є основою емоційної естетичної моральної культури В. Загальна...
54336. Текстові формули (функції) Microsoft Excel (MICROSOFT OFFICE 2010) 263.5 KB
  Необхідно використовуючи текстові функції заповнити даними таблицю № Автор Назва книги Видавник Кількість сторінок. формат запису функції НАЙТИискомый_текст; просматриваемый_текст; начальная позиция в якості результату повертає позицію початку пошукового рядка тексту який міститься в даному рядку текста.
54337. Методичний конструктор як техніка підготовки педагогів до впровадження директивних інновацій 59.5 KB
  Цей методичний захід має бути необхідний закладу та учителям легкий у виконанні не обтяжуючий учасників заходу і водночас корисний Для цього треба не забувати про особливості навчання дорослих людей які мають свій досвід свої погляди на себе та оточуючий світ на розвиток себе в професії і суспільстві. Подруге підійдіть до розробки заходу дуже ретельно хоча на сучасному етапі саме розробка дійсно якісного методичного заходу не завжди є проблемою для цього є маса літератури з даного приводу але до технік що обираються треба...
54338. Використання методу проектів на уроках інформатики 187 KB
  Тема: Комп’ютерні презентації Проект: Я інформую Тип проекту : інформаційнотворчий. Очікуваний результат: створення презентації засобами MS PowerPoint. Порада Перед створенням презентації бажано: Визначити тему та призначення презентації Створити схему сценарій презентації Спланувати зміст усіх слайдів їх стиль. ДОДАТКОВІ ВИМОГИ ДО ЗМІСТУ ПРЕЗЕНТАЦІЇ ЗА Д.
54339. ВИКОРИСТАННЯ ПРОЕКТНИХ ТЕХНОЛОГІЙ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ ЯК ЗАСІБ АКТИВІЗАЦІЇ ПІЗНАВАЛЬНОЇ ДІЯЛЬНОСТІ УЧНІВ 107.5 KB
  Дуже важливою також є структуризація змістовної частини проекту із зазначенням поетапних результатів. Необхідною складовою методики здійснення проектної діяльності є складання загальної моделі що розглядається як умовний образ схема кінцевого результату проекту. Першим із них передбачено виконання завдань навчального проекту та здійснення презентації кінцевого інтелектуального матеріального продукту безпосередньо на уроці або під час проведення серії уроків з певної теми. Водночас педагогічна функція вчителя ускладнюється порівняно з...
54340. Метод проектів на уроках інформатики 78.5 KB
  Історія виникнення методу проектів Місце методу проектів у навчальному процесі Формування проектних компетенцій Метод проектів на уроках інформатики Висновки Використані джерела Вступ Сучасну практичну діяльність людства науковотехнічний та культурний прогрес у різних сферах суспільного буття неможливо уявити без проектування і проектів. Історія виникнення методу проектів Використання у навчальновиховному процесі методу проектів не є новим для українських шкіл. Першим увів поняття метод проектів...
54341. Культура Европы в XX - начале XXI вв.: противоречия и проблемы 28.21 KB
  Таким образом процесс подготовки и проведения такого учебного занятия как комбинированный урок увлекает студентов активизирует их достаточно свободно пользоваться простыми языковыми средствами в основных видах речевой деятельности: говорении аудировании чтении и письме. ФГОУ СПО Чебоксарский техникум строительства и городского хозяйства МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ Дисциплина: Английский язык Группа: С41 Преподаватель: Бутакова Л. Тема занятия: Строительство зданий и сооружений Тип и вид занятия: комбинированный Цели занятия...
54342. Методические основы использования прикладного ПО на уроках в школе 111.5 KB
  Деление на группы производят либо по способностям либо случайным образом например по партам или по алфавиту. В этом случае как правило формируются разно уровневые группы в которых быстро определяются лидеры и аутсайдеры. Гузеев предложил различать группы выравнивания поддержки и развития. Группы выравнивания состоят из учащихся с различной успеваемостью и ориентированы на достижение всех ее участников обязательного уровня образования; группы поддержки однородны по успеваемости; в группах развития ученики более высокого уровня...
54343. Дмитриу Донской. Куликовская битва 83 KB
  Что позволило Дмитрию Ивановичу открыто выступить против монголотатар и разгромить их 12 октября 1350 года у московского удельного князя Ивана родился сын которого окрестили Дмитрием. Дмитрия Московского сумели получить для своего князя ярлык. Разведка великого князя донесла что Мамай собрав войско уже три недели ждал на Дону Ягайло Литовского.