34585

ОТМЕНА КРЕПОСТНОГО ПРАВА РЕФОРМЫ 60–70-х гг. XIX в

Доклад

История и СИД

отчетливо обозначилось отставание социальноэкономического политического технического развития России от европейских государств. Это проявилось в отмене прежних указов наиболее очевидно нарушающих права граждан России уничтожение поселений разрешение свободной выдачи заграничных паспортов ослабление цензуры снятие запретов введенных в университетах после 1848 г. Самой болезненной проблемой страны было крепостное право большинство подданных России находились как бы в неестественном правовом положении. Социальные волнения охватили...

Русский

2013-09-08

19.71 KB

0 чел.

20. ОТМЕНА КРЕПОСТНОГО ПРАВА РЕФОРМЫ 60–70-х гг. XIX в.

Составитель: Е.И. Куликова

В середине XIX в. отчетливо обозначилось отставание социально-экономического, политического, технического развития России от европейских государств. Поражение в Крымской войне (1853–1856 гг.) подорвало международный престиж страны. Ликвидация крепостничества, политическая модернизация общества становились проблемами, требующими безотлагательного решения. Выбор, перед которым оказалась Россия, состоял в том, останется ли она одной из ведущих держав континента или откатится в разряд второстепенных.

В такой сложной обстановке начал свое царствование император Александр II (1855–1881 гг.). Определенная новизна его внутренней политики выразилась уже в первые месяцы царствования, когда речь о реформах еще не шла. Это проявилось в отмене прежних указов, наиболее очевидно нарушающих права граждан России (уничтожение поселений, разрешение свободной выдачи заграничных паспортов, ослабление цензуры, снятие запретов, введенных в университетах после 1848 г.). В отставку были отправлены наиболее ярые сторонники прежней системы; к коронации в августе 1856 г. была объявлена амнистия заключенным (декабристам, петрашевцам, участникам польского восстания 1830 г.). Это дало надежды на серьезные перемены.

Самой болезненной проблемой страны было крепостное право — большинство подданных России находились как бы в неестественном правовом положении. Неблагополучие большинства помещичьих имений, обнищание крестьян серьезно сказывались на экономическом положении государства. Социальные волнения охватили значительную часть губерний России.

В 1857 г. Александр II создал Секретный (позже Главный) комитет для обсуждения аграрной проблемы; аналогичные комитеты были образованы в губерниях. В результате обсуждения многочисленных проектов освобождения крестьян были подготовлены два документа; «О всемилостивейшем даровании крепостным людям прав состояния свободных сельских обывателей и об устройстве их быта» и «Положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости», подписанные императором 19 февраля 1861 г. Этими актами в России отменялось крепостное право.

Крепостные крестьяне получали личную свободу (без выкупа) и участки земли, выделяемые помещиками в постоянное бессрочное пользование. Размер наделов определялся добровольным соглашением крестьян и помещиков, а в случае споров – мировыми посредниками на основании норм для каждой местности с учетом плодородия почвы и плотности населения (от 1 до 7 десятин). Если фактически к моменту освобождения крестьянин имел земли больше, то помещик мог отрезать излишки. В результате этого помещики захватили из земли, принадлежавшей крестьянам до реформы, в среднем по России не менее 20 %, а в некоторых губерниях более 40 % ее. Некоторые группы крестьян совсем не получили земли: дворовые, часть крепостных и посессионных рабочих, крестьяне мелкопоместных дворян.

Бывшим крепостным предписывалось выкупить выделенные им в пользование наделы, а до тех пор они считались временнообязанными и должны были платить помещику оброк (в денежной форме или в виде отработок на барской земле). Выкупившие свои наделы крестьяне становились их владельцами. Сумма выкупа примерно в 16 раз превышала сумму ежегодного оброка. Выкуп происходил в случае добровольного соглашения сторон и до 1881 г. был невозможен без согласия помещика (однако свою усадьбу и огород крестьянин мог выкупить и без согласия помещика).

Собственностью крестьян признавалось все их движимое и недвижимое имущество, приобретенное ими при крепостном праве на имя помещика. Все крестьяне (и выкупившие наделы, и временнообязанные) получали право торговать, заниматься ремеслом, вступать в любые гражданские правоотношения.

Своеобразно была решена проблема общественного устройства: крестьяне составляли сельские общества (общины) и управлялись «миром» или сходом во главе со старостой. Сельские общины объединялись в волости во главе с волостными старшинами, которые находились в зависимости от царской администрации, представлявшей тех же помещиков в лице уездных или губернских властей. Общинные порядки стесняли хозяйственную свободу крестьян, облегчали сбор платежей и налогов. Выход же из общины был сильно затруднен.

Незавершенность, непоследовательность реформы 1861 г. («отрезки», выкупные и оброчные платежи, временнообязанное положение крестьян, их сильная зависимость от царской администрации и т.д.) при сохранении помещичьего землевладения во многом определялись тем, что эта реформа была результатом компромисса, попыткой соединить не совпадавшие интересы государства, помещиков и крестьян. И тем не менее отмена крепостного права стала крупнейшим политическим событием в истории России XIX в. Несмотря на сохранение пережитков старины, в стране сложились условия для быстрого развития капитализма. Личное освобождение крестьян дало толчок росту буржуазных элементов в деревне, усилив социальную дифференциацию крестьянской массы. Выкупные операции способствовали накоплению средств в руках предпринимателей. Ускорилось развитие производительных сил.

Отмена крепостного права потребовала проведения реформ и в других сферах общественной жизни.

В 1864 г. была осуществлена судебная реформа, над которой работали министр юстиции Д. Замятин, правоведы Н. Стояновский, Д. Ровинский и др. Судебная реформа провозглашала равенство всех подданных перед законом; гласность суда; независимость судей от правительственных чиновников; обязательность обвинения и защиты; упрощение судебных органов. По новым судебным уставам «маловажные» гражданские тяжбы и дела о незначительных правонарушениях рассматривали мировые судьи. Уголовные преступления и сложные гражданские дела разбирались в окружном суде. Особо важными государственными и политическими преступлениями занималась судебная палата. Высшей судебной инстанцией был Сенат.

В преобразованиях Александра II важное место заняли земская и городская реформы. С 1 января 1864 г. в России вводились новые органы местного самоуправления – уездные и губернские земства. Согласно положению, земства должны были состоять из представителей всех сословий (гласных). Избирательное право обусловливалось в основном цензом (владение семьей, предприятием). Избрание гласных происходило по трем группам: землевладельцам, городским избирателям и крестьянам (сельских общин). Земские собрания избирали на 3 года исполнительные органы – управы. Земства занимались вопросами социального призрения, местной торговли и промышленности, народного образования, здравоохранения, благотворительности.

Политические права земств были весьма ограничены. Они могли обращаться с ходатайствами к правительству, но не обладали законодательной инициативой, не имели права опубликовать отчеты о своей деятельности; межгубернские объединения земств не разрешались. За их работой осуществлялся чиновничий контроль: губернатор и министр внутренних дел могли в любое время приостановить или отменить те решения земских собраний, которые, с их точки зрения, выходили из «круга указанных им дел». И все-таки земства накопили богатый опыт самоуправления, они содействовали развитию торговли и кустарной промышленности, народного образования, наладили статистику по вопросам культуры, быта, хозяйства, оказывали медицинскую помощь населению.

В 1870 г. было реорганизовано городское самоуправление. По новому Городскому положению в городах избирались думы сроком на 4 года по трем куриям (в зависимости от имущественного ценза). В компетенции городского самоуправления было попечение о медицине, образовании, благоустройстве, торговле.

Городское самоуправление, основанное на имущественном цензе, все же было шагом вперед по сравнению с сословной городской думой времен Екатерины II.

Развитию общественной жизни страны содействовали и другие реформы 60-х г.: университетская, предоставившая известную административную автономию высшим учебным заведениям (1863 г.); школьная, способствовавшая развитию народного образования (1864 г.); цензурная, отменившая предварительный просмотр многих книг и журналов (1865 г.). Особое значение имело восстановление университетской автономии, ликвидированной при правлении Николая I. В 60–70-е гг. были открыты университеты в Одессе, Варшаве, Гельсинфорсе, политехнический институт в Риге, Высшие женские курсы в Москве, Санкт-Петербурге, Казани и Киеве.

Военная реформа в России проводилась под руководством Д. Милютина, занимавшего в 1861–1881 гг. должность военного министра. При нем была создана система центрального военного управления, организованы территориальные военные округа, улучшился быт солдат. В стране вводилась всеобщая повинность с 20 лет (вместо рекрутских наборов). Срок воинской службы сокращался для солдат до 6, для матросов до 7 лет, лица с высшим образованием служили меньше. Было осуществлено широкое техническое перевооружение армии.

Таким образом, реформы охватили почти все сферы общественной жизни и носили хотя не совсем последовательный, но глубокий характер.

Однако если экономическое развитие страны при Александре II и после него почти два десятилетия шло небывало быстрыми темпами, то с дарованием политических свобод власти не спешили. Отказа от самодержавного принципа, от строгой сословности общества, привлечения к управлению государством представителей всех слоев общества не произошло. Правительство выбрало путь полумер. Были сохранены абсолютная монархия, привилегии дворянского сословия, в т.ч. помещичье землевладение, мощный бюрократический аппарат, «национальные окраины».

Серьезным препятствием на пути реформ стала их оторванность от настроений и состояния народа; между правительством и массами стоял традиционно сильный в России слой консервативной бюрократии, сам же народ был еще пассивен и зачастую считал цели реформаторов себе чуждыми.

В самом конце царствования Александра II наметился новый этап преобразований, который мог привести к серьезным переменам в государственном строе. Министром внутренних дел М. Лорис-Меликовым был подготовлен проект о созыве совещательной комиссии из представителей земств и городов для обсуждения законопроектов по «высочайшему указанию». Однако этот замысел не был осуществлен.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

67029. Шкільний проект духовно – морального виховання 256.5 KB
  Вічним джерелом цієї проблеми є нестримне прагнення кожної людини визначитись з основами своєї діяльностіпоказати те чому завдячує людинароблячи той чи інший крок у своєму житті. Невідємною ланкою духовності людини є її культура. Поняття культура нерозривно повязане з усіма видами діяльності людини: політичнимекономічним правовим релігійним етичним художнім тощо.
67030. Путь к гармонии 100 KB
  Оборудование: мини-проекты толковый словарь правила Шаги к успеху и гармонии эмоциональный термометр индикаторы настроения ступенчатая шкала Этапы пути к гармонии. А чтобы достигнуть всего этого человек прежде всего должен находиться в гармонии с самим собой.
67031. Не руйнуй гармонії земної 107.5 KB
  Глобальною проблемою стали кислотні дощі, які гублять рослинність, знищують життя в прісних водах, це і негативні наслідки науково-технічної революції, неконтрольоване зростання населення Землі, кількість якого вже перевищила критичну межу, дедалі більше забруднення атмосфери, гідросфери.
67032. Що таке гендерна рівність? Всі ми – різні, але всі ми – однакові 4.19 MB
  Мета: ознайомити дітей з поняттями “гендер”, “гендерна рівність” та основами гендерно-правового законодавства України. Формувати в учнів інтерес до навчання з даної теми. Розвивати мислення, пам’ять, увагу та активізувати словниковий запас. Виховувати людяність, гуманність та толерантне ставлення один до одного, бажання приносити користь у суспільстві.
67033. Я люблю географію 100.5 KB
  Організаційний момент Сьогодні між командами змагання Нехай образ не буде серед вас Бо переможцем або переможеним Сьогодні може бути хтось із вас. За кожну правильну відповідь команда отримує 1 бал а за музичний конкурс 2 бали. 1 раунд Географічний лікбез командам прпонується однакове завдання: необхідно на слух правильно написати географічну...
67034. Географічна гра «Щасливий випадок» 69 KB
  Мета гри – дає можливість перевірити рівень засвоєних знань,виявити вміння застосовувати набуті знання, розвивати інтерес і пізнавальну діяльність учнів,сприяє розвитку навичок спілкування між підлітками. В грі приймають участь 2 команди по 5-6 учнів в кожній.
67035. Прямоугольный, остроугольный и тупоугольный треугольники 126 KB
  Цели урока: Обучающие: формировать понятие о прямоугольном, остроугольном, тупоугольном треугольниках; учить анализировать объекты; Развивающие: развивать речь, память, воображение, творческое мышление; Воспитывающие: учить выполнять работу аккуратно, уважать мнение других, жить в коллективе.
67036. Проект «Герб і прапор класу» 236.5 KB
  Мета: Сприяти формуванню особистісних якостей, виховувати особистість, якій притаманні демократична громадянська культура, готовність до компетентної участі у житті суспільства. Розвивати національну свідомість. Вивчення геральдики країни, області, міста, гімназії Виховувати патріотизм, повагу до української державної символіки.
67037. День Рождения. Покупки. Mein Geburtstag. Einkaufen 56 KB
  Цель урока: Развитие навыков говорения по теме. Формирование навыков культуры поведения, соблюдение правил этикета во время праздника. Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, схема супермаркета, картинки с рисунками товаров, поздравительные открытки, приглашение на день рождения.