34586

ОТКРЫТИЕ И ОСВОЕНИЕ ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА (XVII – XIX вв.)

Доклад

История и СИД

По берегам Амура и Зеи было построено более 20 русских поселений: острожков заимок деревень. и русские ушли с берегов Амура. Но Крузенштерн не нашел фарватеры ведшие в устье Амура и дал заключение о полуостровном положении Сахалина. Поэтому почти каждому командиру русского корабля вменялось по инструкции в обязанность исследовать лиман Амура.

Русский

2013-09-08

21.97 KB

15 чел.

§ 21. ОТКРЫТИЕ И ОСВОЕНИЕ ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА (XVII – XIX вв.)

Составители: Л.Н. Булдыгерова, Л.П. Степанова

История присоединения Сибири и Дальнего Востока к России – это история героических подвигов и славных дел русских землепроходцев, промышленных и служилых людей, это история мужества, отваги и настойчивости русского народа.

Движение русского народа в Сибирь и на Дальний Восток явилось закономерным историческим процессом. Оно было вызвано внутренними и внешними причинами. Важную роль в этом процессе сыграло развитие товарно-денежных отношений в XVII в. Пушнина, добываемая здесь, была не только источником пополнения доходов казны, но и способствовала росту доходов купцов и казаков.

Российское государство нуждалось в полезных ископаемых – серебре, слюде, меди, соли, которыми были богаты сибирские и дальневосточные земли.

Движение на Восток было обусловлено также усилением феодального гнета, накалом классовой борьбы в европейской части страны. Народ шел на восток, чтобы освободиться от ненавистных бояр и помещиков. Царизм не препятствовал добровольному переселению, так как, во-первых, это выводило неспокойный элемент из центральных районов, во-вторых, достижения вольной крестьянской колонизации использовались для распространения царской власти на другие территории. Русский народ, основывая поселения на новых землях, превращал их в русский край.

Наряду с внутренними имелись и внешние причины, которые способствовали движению России на восток. Это необходимость обезопасить Российское государство от набегов кочевых племен с востока и юго-востока и создать прочный тыл. Правительство особо было заинтересовано в развитии внешней торговли, так как пушнина и моржовый зуб имели большой спрос на мировом рынке.

К началу XVII в. к Российскому государству была присоединена почти вся Западная Сибирь. Были основаны Тюмень, Тобольск. Русские люди вышли к Енисею. В 1619 г. казаками был построен Енисейский острог. Отсюда начались походы на Ангару, к Байкалу, на Лену. В 1632 г. казачьим сотников Петром Бекетовым был основан Якутск. Он стал центром продвижения русских землепроходцев к Тихому океану, по рекам Оклеме и Алдану к Амуру, на север – к Ледовитому океану, на Чукотку.

Важное значение в истории открытия дальневосточных земель имеет поход И. Ю. Москвитина (1639–1642 гг.) к берегам Тихого океана. Ранней весной 1639 г. двадцать томских и одиннадцать красноярских казаков поплыли вниз по р. Алдан, а затем вверх по р. Майе, прошли волоком через хребет Джугджур и в августе вышли к Охотскому морю. Обосновавшись в устье р. Улья и построив зимовье, москвитинцы совершили плаванья до устья рек Охоты, Уды и острова Сахалин. Во время походов казаки услышали от местных жителей о богатой реке Амур, где есть серебряная гора. Рассказы москвитинцев, во много раз приукрашенные и дополненные, дошли до властей и жителей Якутска и послужили толчком к начавшимся походам на Амур.

Крупная экспедиция была организована в 1643–1646 гг. во главе с Василием Поярковым. Они вышли из Якутска по рекам Лене, Алдану, через Становой хребет, по Зее на Амур. Прошли по Амуру до Охотского моря. Отряд Пояркова зимовал в 1644–1645 гг. в «земле гиляков» (нивхов), которых объявили подданными русского царя и обязали платить ясак. Казаки собрали с жителей богатый ясак: двенадцать сороков соболей и шестнадцать собольих шуб. Вернулись назад по р. Улье, через Джугджур. В. Д. Поярков дал подробное описание своего похода, сделал «чертеж» посещенных им мест.

В 1648–1649 гг. совершено выдающееся географическое открытие – обнаружен пролив между Азией и Америкой. Отряд С. Дежнева и Ф. Алексеева совершил морской поход через море Лаптевых, обогнул Чукотский полуостров и прошел пролив между Азией и Америкой. В 1649 г. в устье р. Анадырь был основан Анадырьский острог. В 1647 г. вблизи устья р. Охота отряд казачьего десятника С. Шелковникова поставил зимовье – будущий порт Охотск, который до середины XIX в. являлся единственными морскими воротами России в Тихий океан.

Е. П. Хабаров совершил две экспедиции на Амур в 1649–1653 гг. Осенью 1649 г. отряд из 70 человек вышел из Якутска по р. Оклеме. Перевалив через Становой хребет, казаки прошли по р. Урке во владения князя Левкая. Хабаров подчинил пять даурских селений и обосновался рядом с улусом даурского князя Албазы. Так было основано первое селение русских на Амуре – Албазино. Однако для подчинения всей Даурии у Хабарова не хватило сил, и он отправился в Якутск за подкреплением. Новый поход на Амур был начат в июне 1651 г. В результате этого похода Хабаров подчинил Даурию, открыл по Амуру земли дючеров, гольдов (ачанов), гиляков, установил с ними мирные отношения и обязал платить ясак.

С открытием Дальнего Востока начался процесс освоения новых земель. По берегам Амура и Зеи было построено более 20 русских поселений: острожков, заимок, деревень. Центром Албазинского воеводства стала крепость Албазин. В 1680 г. здесь было две церкви, четыре жилых дома. Возле нее посад с 53 дворами. Функции главного города в Забайкалье и на юге Дальнего Востока выполнял Нерчинск. В нем имелись церковь, 60 казачьих и 200 служилых дворов, а также два дома промышленных людей. Население Албазинского уезда полностью обеспечивало себя хлебом, а излишки продавало в Нерчинск. В Забайкалье и Приамурье выращивались почти все знакомые русскому земледельцу зерновые: рожь, овес, ячмень, пшеница, гречиха, просо, конопля, а также огородные культуры.

Высокой степени специализации достигли в XVII в. на Дальнем Востоке заготовка леса и деревообработка. Особое место занимало судостроение. Специальные верфи – плотбища возводили в Чите, Охотске. Значительное развитие получило кожевенное производство. Русское население здесь носило в основном не лапти, а кожаную обувь. Большое внимание уделялось производству кирпича, добычи соли. Заметное место занимала горнорудная промышленность, частности, сереброплавильное производство.

По мере развития местного хозяйства дальневосточные земли втягивались в широкую сферу торговых связей. На Дальний Восток везли различные русские и китайские товары, вывозили пушнину.

Управление Сибирью и Дальним Востоком осуществлял Сибирский приказ. На места Москвой назначались воеводы, в руках которых находилась вся полнота власти. Воеводы назначали приказчиков в остроги, поселения, уезды.

Освоение приамурских земель русскими вызвало недовольство маньчжуров, правящих в Китае. Они предприняли несколько попыток захвата крепости Албазин. Царское правительство не имело возможности послать сюда войска. Россия была вынуждена пойти на заключение Нерченского договора в 1689 г., и русские ушли с берегов Амура.

Продолжилось открытие и освоение севера Дальнего Востока. Исключительно велико значение экспедиций В. В. Атласова на Камчатку (1677–1699 гг.). «Камчатский Ермак», как назвал его А. С. Пушкин, дал подробное описание народов, проживавших здесь, описал природу, естественные богатства Камчатки. Главная заслуга Атласова состоит в том, что он смог закрепить за Россией весь полуостров.

В XVIII в. в результате экспедиций 1711–1713 гг. были открыты и изучены Курильские острова (Д. Я. Анциферов и И. П. Козыревский), получены первые сведения о Японии. Были сделаны подробные карты Камчатки и Курильских островов. В двадцатые годы были организованы две экспедиции В. Беринга. Была открыта Аляска. Г. И. Шелихов организовал экспедицию к берегам Северной Америки и основал Русскую Америку.

Начало эпохе русских кругосветных экспедиций было положено кругосветным плаваньем И. Ф. Крузенштерна на «Надежде» и Ю. Ф. Лисянского на «Неве» в 1803–1805 гг. И. Ф. Крузенштерну было поручено осмотреть юго-западное побережье Охотского моря и лиман р. Амур, а также описать Сахалин. Но Крузенштерн не нашел фарватеры, ведшие в устье Амура, и дал заключение о полуостровном положении Сахалина.

В начале XIX в. обстановка на Дальнем Востоке осложнилась. Появилась опасность проникновению сюда американцев, французов, англичан. Поэтому почти каждому командиру русского корабля вменялось по инструкции в обязанность исследовать лиман Амура. В 40–50-х годах было организовано несколько экспедиций на Амур. Исключительное значение имели экспедиции под руководством Г. И. Невельского на транспорте «Байкал» (1848–1849 гг.) и Амурская (1850–1855 гг.). Немаловажную роль в организации и поддержке экспедиций сыграл генерал-губернатор Восточной Сибири Н. И. Муравьев, получивший за присоединение к России звание Амурский.

Вклад Г. И. Невельского и его соратников Н. К. Бошняка, Н. М. Чихачева, А.И. Воронина, Д. И. Орлова, Н. В. Рудаковского, Н. В. Буссе, В. А. Римского-Корсакова, П. В. Казакевича и др. в исследование Дальнего Востока неоценим. Было опровергнуто мнение о полуостровном положении Сахалина, доказана судоходность Амура, детально изучен бассейн Нижнего Амура, составлена карта Амура и его притоков. Были собраны ценные сведения о жизни местного населения, флоре и фауне Приамурья и Приморья. На Сахалине исследователи открыли залежи каменного угля, описали побережье острова, составили карту южной и средней его части, произвели перепись населения Южного Сахалина и острова Хоккайдо. Участники экспедиций в ходе исследований заложили зимовье Петровское на берегу Охотского моря; на мысе Куегда – Николаевский пост; в заливе Нангмар (Чихачева) – Александровский пост; на побережье Татарского пролива – Императорскую гавань (Советская гавань) и т.д.

Действия и результаты шестилетней работы Амурской экспедиции положили конец неизвестности в пограничном вопросе, послужили основой при заключении Айгуньского трактата (1858 г.), Тяньцзинского и Пекинского договоров (1860 г.), которыми была установлена граница между Россией и Китаем по рекам Амуру и Уссури.

В 50–60-е гг. XIX в. начинается сплав на Амур забайкальских казаков, переселенцев из центральных губерний России, которые основывают селения по берегам Амура. Солдаты 13 линейного батальона под командованием капитана Я. В. Дьяченко закладывают посты Хабаровка, Владивосток, Посьет и др.

В результате открытия, изучения и хозяйственного освоения земель Дальнего Востока в XVII и XIX вв. этот край стал нераздельной частью России, связавший континентальные районы Урала и Сибири с Тихим океаном, зарубежными странами Восточной Азии.

В 1884 г. было образовано Приамурское генерал-губернаторство, в состав которого вошли Амурская, Приморская и Забайкальская области. Приамурский край возглавил генерал-губернатор, с 1903 г. – наместник, его резиденция находилась в Хабаровске. Области управлялись военными губернаторами. В управлении городами принимали участие городские думы.

Военный пост Хабаровка, заложенный 31 мая 1858 г., расположился в таежной глуши на берегу Амура. Первые жилища солдаты 13 линейного батальона построили на месте гостиницы Интурист. Затем застроили часть холма по направлению к улице Серышева. К концу 60-х гг. XIX в. Хабаровка простиралась вдоль Амура примерно на одну версту. В 1865 г. пост имел деревянную церковь (на месте Иннокентьевской церкви), 59 казенных домов и 140 частных, в которых проживало 1294 человека, из них 351 гражданское лицо. 14 торговых лавок, вели между собой борьбу за каждого покупателя.

В 1880 г. управление Приморской области было переведено из Николаевска в Хабаровку, которую ввели в ранг города. К этому времени в Хабаровке проживало 5 тыс. человек и насчитывалось 855 жилых строений. В целом Хабаровка являла вид беспорядочный и неустроенный. Четыре улицы, застроенные маленькими деревянными домами. Только три жилых дома и два магазина стояли на каменных основаниях. Две речки Бури и Ури, впоследствии названные Чердымовка и Плюснинка, по именам хабаровских купцов, делили город. В середине XX в. речки были заключены в трубы и превращены в Уссурийский и Амурский бульвары. Город также разрезали овраги и огромные лужи, в одной из которых как-то утонула лошадь с телегой. На трех холмах по склонам селились обыватели, а на вершинах стояли дома местной знати – чиновников и купцов. Постепенно улицы стали получать названия. Улица на центральном холме была названа Хабаровской, в 1881 г. название было заменено на Большую, в 1898 г. превратилась в улицу имени Графа Муравьева-Амурского. Город Хабаровка в 1884 г. стал резиденцией Приамурского генерал-губернатора, а в 1894 г. по высочайшему повелению был переименован в город Хабаровск.

К концу XIX в. город медленно, но неуклонно стал благоустраиваться. На нескольких наиболее оживленных улицах устроили деревянные тротуары, сделали основательные мосты – переходы через овраги и речки. Хабаровск разрастался в виде длинной и не очень широкой ленты вдоль речных берегов. В домостроительстве формируется нарядный «хабаровский стиль», достигаемый сочетанием серого и красного кирпича.

В 1897 г. городу было разрешено избрать Хабаровскую городскую думу и городскую управу. Регулярно выходила газета «Приамурские ведомости». В 1894 г. основан краеведческий музей. Через два года по проекту инженера Алексеева для него построено самое крупное в городе здание. Строятся крупные магазины. В 1897 г. построено двухэтажное здание магазина И. С. Эмери, каменные торговые ряды (речной вокзал). В 1897 г. открыт Городской общественный банк.

В 1894 г. Хабаровск получил визу на полное «городовое положение» и стал административным центром Дальнего Востока. Однако, внешне облик города, даже в центре, напоминал большое селение.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

57862. Революція у Франції. Бонопартистський переворот 1851р. і Встановлення імперії 85 KB
  Задачі уроку: Сприяти тому, щоб учні могли грамотно характеризувати причини, хід та рушійні сили революції у Франції, виділяти головні революційні події та оцінювати зміст Конституційних процесів, усвідомили поняття «республіка», «бонапартизм», «монархія».
57863. Географічне середовище як сфера взаємодії суспільства і природи. Природокористування. Ресурсозабезпеченість 37.5 KB
  Мета: розглянути географічне середовище як сферу взаємодії суспільства і природи сформувати поняття ресурсозабезпеченість природокористування; розвивати економічне мислення уміння аналізувати ступені впливу людини на природу...
57864. Енергетика України і проблеми енергозбереження 104.5 KB
  Мета уроку: узагальнити й систематизувати знання учнів про виробництво електроенергії на електростанціях різних типів; показати учням зв’язок енергетики та екологiї їхню взаємодiю шляхи полiпшенню стану енергетики на глобальному та мiсцевому рівнях...
57865. Трудові ресурси і зайнятість населення України 228.5 KB
  Мета: вивчити поняття трудові ресурси економічно активне населення зайнятість населення безробіття; визначити географію трудових ресурсів України; зясувати в чому полягає проблема зайнятості населення...
57866. Механічний рух населення України. Сальдо міграції 233.5 KB
  Мета уроку: розкрити поняття міграція сальдо міграції сформувати знання про види значення та наслідки механічного переміщення українців окреслити основні тенденції та напрямки міграцій населення України...
57867. Таємниці повітряного океану Землі 104.5 KB
  Мета та завдання уроку: освітні: сформувати знання у учнів про атмосферу її будову та склад повітря; розкрити значення атмосфери для життя на Землі і необхідність її вивчення; ознайомити зі змістом поняття погода†та її основними показниками. Виховні: продовжувати формувати географічну культуру особистості як необхідну складову освіченості школяра; сприяти формуванню свідомого розуміння значення атмосфери та важливості її вивчення виховувати бажання вивчати досліджувати та берегти повітряну...
57868. ЦІННІСТЬ ЗНАНЬ У ЖИТТІ ЛЮДИНИ. ДАР МОВИ І ЙОГО ВИКОРИСТАННЯ 784 KB
  Мета: пояснити учням вартість знань для кожної людини, поглиблювати їхні знання про виникнення мови та її використання за допомогою сюжетів зі Святого Письма та прикладів з життя...
57869. Чому люди поважають звичаї, традиції і закони? 91.5 KB
  Розвивати уміння оцінювати власні вчинки або вчинки інших людей з точки зору моральних норм; розвивати мислення, уміння знаходити загальне і відмінне; творчо мислити і фантазувати; співпереживати витворам мистецтва;
57870. Mes goûts et mes loisirs 180 KB
  Bonjour, mes enfants! Je suis ravie de vous voir. Notre leçon est consacrée aux goûts et aux loisirs. Nous allons parler de vos préférences, de tout ce que vous aimez ou détestez, je ferai votre connaissance avec le sondage des écoliers français.