34604

Британия в эпоху Просвещения

Доклад

История и СИД

Поскольку мир по Беркли не есть нечто объективное существующее реально вне нас и независимо от нас не материя поскольку все вещи теперь предстают как комплексы ощущений причем наших ощущений постольку философские идеи Д. Беркли объявлялось ими противоестественным на согласующимся с истинами здравого смысла.

Русский

2013-09-08

19.89 KB

3 чел.

№ 44

Британия в эпоху Просвещения

Эпоха Просвещения — одна из ключевых эпох в истории европейской культуры, связанная с развитием научной, философской и общественной мысли. В основе этого интеллектуального движения лежали рационализм и свободомыслие. Начавшись в Англии, это движение охватило многие страны Европы.

Просвещение зародилось в Англии в конце 17 в. в сочинениях его основателя Д.Локка и его последователей Г.Болингброка, Д.Аддисона, А.Э.Шефтсбери ,Ф.Хатчесона были сформулированы основные понятия просветительского учения: «общее благо», «естественный человек», «естественное право», «естественная религия», «общественный договор». В учении о естественном праве, изложенном в Двух трактатах о государственном правлении (1690) Д.Локка, обоснованы основные права человека: свобода, равенство, неприкосновенность личности и собственности, которые являются естественными, вечными и неотъемлемыми. Людям необходимо добровольно заключить общественный договор, на основе которого создается орган (государство), обеспечивающий охрану их прав. Понятие об общественном договоре было одним из основополагающих в учении об обществе, выработанном деятелями раннего английского Просвещения.

Как истинный прагматик, придававший большое значение тем дисциплинам, которые были необходимы для развития промышленности и торговли, выступил Д.Локк в трактате Мысли о воспитании (1693). Дидактичны произведения основоположника британского психологического романа С.Ричардсона (1689–1761), в романах которого воплотился пуританско-просветительский идеал личности. И все же британское просвещение было просвещением для избранных, носило аристократический характер.

Развитие материалистических идей в странах Западной Европы в XVIII веке не оставалось незамеченным со стороны религиозно-идеалистических школ этого времени. В философии появляются новые идеалистические школы, с новых позиций противостоящие материализму. Так появляется в Англии в начале XVIII века “субъективный идеализм” Д.Беркли (1684-1753).

Усматривая основную опору материализма в понятии материи как объективной реальности, стоящей за нашими ощущениями, чувствами, Д.Беркли развивает философию, в которой вообще нет понятия материи. Он всеми средствами доказывает, что это понятие материи пустое, что за ним ничего нет реального: есть только бог, идеи и наши ощущения. Да, вокруг нас существует реально множество вещей, растений животных, но все они, утверждает Д.Беркли, представляют не материю, а всего лишь комбинации наших ощущений.Таким образом любая вещь – это та или иная идея (от бога), существующая для нас в ощущениях. Поскольку мир, по Беркли, не есть нечто объективное (существующее реально вне нас и независимо от нас), не материя, поскольку все вещи теперь предстают как комплексы ощущений, причем наших ощущений, постольку философские идеи Д.Беркли были определены в научном мире как “субъективный идеализм”.

Философия эта оказалась слишком оригинальной, чтобы стать популярной. Сторонников у нее было мало. Но именно в силу этой своей оригинальности она и получила известность (а не популярность) в философской литературе.

Другой философской школой, возникшей в XVIII веке и противопоставившей себя материализму, является “философия здравого смысла”. Её родиной является Шотландия, а основатель её – Т.Рид. Согласно этой философии исходными основаниями и для науки, и для религии, и для морали являются “непреложные истины здравого смысла”. Эти истины отличаются, как правило, своей непосредственной внутренней очевидностью, достоверностью, и потому им невозможно не верить. На этом основании сторонниками философии здравого смысла доказывалось объективное существование природных вещей и явлений. Здесь они явно расходились с основным положением философии Дж.Беркли. В частности, они неоднократно подчеркивали, что человек непосредственно воспринимает не ощущения (твердости, протяженности и т.д.), а твердые, протяженные и т.д. вещи. Люди воспринимают не идею солнца, а само солнце. Отрицание материи, проводившееся в работах Дж. Беркли, объявлялось ими противоестественным, на согласующимся с истинами здравого смысла.

Вместе с тем еще более решительно Т.Рид и его последователи выступали против материализма. Они настойчиво доказывали, что из тех же непреложных истин здравого смысла следует объективное существование не только материи, природы, но и бога. Атеизм казался им ложным учением, как противоестественный для “здравого смысла” нормального человека.

В художественной культуре Просвещении не было единого стиля эпохи, единого художественного языка. В нем одновременно существовали разнообразные стилевые формы: позднее барокко, классицизм, сентиментализм, предромантизм. Менялось соотношение различных видов искусства. На первый план вышли музыка и литература, возросла роль театра. Происходила смена в иерархии жанров. Историческая и мифологическая живопись уступила место картинам на бытовые и нравоучительные темы.

В британской драматургии периода просвещения можно выделить 2 основные тенденции: 1) пьесы, написанные под впечатлением от произошедших исторических событий ( славная революция, установление конституционной монархии). Эти пьесы во многом идеализировали сложившийся общественный уклад; 2) – пьесы, критиковавшие общественный миропорядок, социальные пороки и т.д.

Просветительскую драматургии Британии можно условно разделить на несколько периодов:

Первый(1698- 1727) характеризуется проникновением в произведения идей и эстетических идеалов Просвещения при сохранении существовавших ранее драматургических форм. Сохраняются 2 крупных драматических жанра предшествующей эпохи - классическая трагедия и героическая драма.

Представители- Николас Роу, Джозеф Аддисон, Джон Деннис.

Происходило преобразования жанра комедии. Стали отчетливо прослеживаться морализаторские тенденции. Комедия становится нравоучительной.

Представители- Сюзанна Сентливр, Колли Сиббер, Джозеф Аддисон, Ричард стиль.

2 этап- развитие мещанской драмы. Начало 1727г. Относится творчество Джорджа Лилло, Эдуарда Мура, Джона Гея (« Оперы нищего»), Генри Филдинга.

Последний период (сер. 18 в. до завершения эпохи Возрождения) – расцвет реалистической комедии. Представители – Сэмюэль Фут, Оливер Гольдсмит, Джордж Кольман старший, Ричард – Бринсли Шеридан.

Таким образом, Период становления просветительской идеологии приходится на рубеж 17–18 веков. Это был результат и следствие английской буржуазной революции середины 17-го столетия, что является коренным отличием островного Просвещения от континентального. Пережив кровавые потрясения гражданской войны и религиозной нетерпимости, британцы стремились к стабильности, а не к кардинальному изменению существующего строя. Отсюда умеренность, сдержанность и скептицизм, отличающий британское Просвещение. Национальной особенностью Британии было сильное влияние пуританизма на все сферы общественной жизни, поэтому общая для просветительской мысли вера в безграничные возможности разума сочеталась у мыслителей с глубокой религиозностью.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

75126. Типы лидерства: эмоциональное, ситуационное, контекстное и др. Типы лидеров 17.54 KB
  Типы лидерства: эмоциональное ситуационное контекстное и др. Типы лидеров. Богатство сторон аспектов лидерства определяет многообразие его типологии. Наиболее простой и широко распространенной классификацией лидерства в организации является выделение следующих типов иногда их называют ролями лидера: Деловое лидерство Оно характерно для групп возникающих на основе производственных целей.