34604

Британия в эпоху Просвещения

Доклад

История и СИД

Поскольку мир по Беркли не есть нечто объективное существующее реально вне нас и независимо от нас не материя поскольку все вещи теперь предстают как комплексы ощущений причем наших ощущений постольку философские идеи Д. Беркли объявлялось ими противоестественным на согласующимся с истинами здравого смысла.

Русский

2013-09-08

19.89 KB

3 чел.

№ 44

Британия в эпоху Просвещения

Эпоха Просвещения — одна из ключевых эпох в истории европейской культуры, связанная с развитием научной, философской и общественной мысли. В основе этого интеллектуального движения лежали рационализм и свободомыслие. Начавшись в Англии, это движение охватило многие страны Европы.

Просвещение зародилось в Англии в конце 17 в. в сочинениях его основателя Д.Локка и его последователей Г.Болингброка, Д.Аддисона, А.Э.Шефтсбери ,Ф.Хатчесона были сформулированы основные понятия просветительского учения: «общее благо», «естественный человек», «естественное право», «естественная религия», «общественный договор». В учении о естественном праве, изложенном в Двух трактатах о государственном правлении (1690) Д.Локка, обоснованы основные права человека: свобода, равенство, неприкосновенность личности и собственности, которые являются естественными, вечными и неотъемлемыми. Людям необходимо добровольно заключить общественный договор, на основе которого создается орган (государство), обеспечивающий охрану их прав. Понятие об общественном договоре было одним из основополагающих в учении об обществе, выработанном деятелями раннего английского Просвещения.

Как истинный прагматик, придававший большое значение тем дисциплинам, которые были необходимы для развития промышленности и торговли, выступил Д.Локк в трактате Мысли о воспитании (1693). Дидактичны произведения основоположника британского психологического романа С.Ричардсона (1689–1761), в романах которого воплотился пуританско-просветительский идеал личности. И все же британское просвещение было просвещением для избранных, носило аристократический характер.

Развитие материалистических идей в странах Западной Европы в XVIII веке не оставалось незамеченным со стороны религиозно-идеалистических школ этого времени. В философии появляются новые идеалистические школы, с новых позиций противостоящие материализму. Так появляется в Англии в начале XVIII века “субъективный идеализм” Д.Беркли (1684-1753).

Усматривая основную опору материализма в понятии материи как объективной реальности, стоящей за нашими ощущениями, чувствами, Д.Беркли развивает философию, в которой вообще нет понятия материи. Он всеми средствами доказывает, что это понятие материи пустое, что за ним ничего нет реального: есть только бог, идеи и наши ощущения. Да, вокруг нас существует реально множество вещей, растений животных, но все они, утверждает Д.Беркли, представляют не материю, а всего лишь комбинации наших ощущений.Таким образом любая вещь – это та или иная идея (от бога), существующая для нас в ощущениях. Поскольку мир, по Беркли, не есть нечто объективное (существующее реально вне нас и независимо от нас), не материя, поскольку все вещи теперь предстают как комплексы ощущений, причем наших ощущений, постольку философские идеи Д.Беркли были определены в научном мире как “субъективный идеализм”.

Философия эта оказалась слишком оригинальной, чтобы стать популярной. Сторонников у нее было мало. Но именно в силу этой своей оригинальности она и получила известность (а не популярность) в философской литературе.

Другой философской школой, возникшей в XVIII веке и противопоставившей себя материализму, является “философия здравого смысла”. Её родиной является Шотландия, а основатель её – Т.Рид. Согласно этой философии исходными основаниями и для науки, и для религии, и для морали являются “непреложные истины здравого смысла”. Эти истины отличаются, как правило, своей непосредственной внутренней очевидностью, достоверностью, и потому им невозможно не верить. На этом основании сторонниками философии здравого смысла доказывалось объективное существование природных вещей и явлений. Здесь они явно расходились с основным положением философии Дж.Беркли. В частности, они неоднократно подчеркивали, что человек непосредственно воспринимает не ощущения (твердости, протяженности и т.д.), а твердые, протяженные и т.д. вещи. Люди воспринимают не идею солнца, а само солнце. Отрицание материи, проводившееся в работах Дж. Беркли, объявлялось ими противоестественным, на согласующимся с истинами здравого смысла.

Вместе с тем еще более решительно Т.Рид и его последователи выступали против материализма. Они настойчиво доказывали, что из тех же непреложных истин здравого смысла следует объективное существование не только материи, природы, но и бога. Атеизм казался им ложным учением, как противоестественный для “здравого смысла” нормального человека.

В художественной культуре Просвещении не было единого стиля эпохи, единого художественного языка. В нем одновременно существовали разнообразные стилевые формы: позднее барокко, классицизм, сентиментализм, предромантизм. Менялось соотношение различных видов искусства. На первый план вышли музыка и литература, возросла роль театра. Происходила смена в иерархии жанров. Историческая и мифологическая живопись уступила место картинам на бытовые и нравоучительные темы.

В британской драматургии периода просвещения можно выделить 2 основные тенденции: 1) пьесы, написанные под впечатлением от произошедших исторических событий ( славная революция, установление конституционной монархии). Эти пьесы во многом идеализировали сложившийся общественный уклад; 2) – пьесы, критиковавшие общественный миропорядок, социальные пороки и т.д.

Просветительскую драматургии Британии можно условно разделить на несколько периодов:

Первый(1698- 1727) характеризуется проникновением в произведения идей и эстетических идеалов Просвещения при сохранении существовавших ранее драматургических форм. Сохраняются 2 крупных драматических жанра предшествующей эпохи - классическая трагедия и героическая драма.

Представители- Николас Роу, Джозеф Аддисон, Джон Деннис.

Происходило преобразования жанра комедии. Стали отчетливо прослеживаться морализаторские тенденции. Комедия становится нравоучительной.

Представители- Сюзанна Сентливр, Колли Сиббер, Джозеф Аддисон, Ричард стиль.

2 этап- развитие мещанской драмы. Начало 1727г. Относится творчество Джорджа Лилло, Эдуарда Мура, Джона Гея (« Оперы нищего»), Генри Филдинга.

Последний период (сер. 18 в. до завершения эпохи Возрождения) – расцвет реалистической комедии. Представители – Сэмюэль Фут, Оливер Гольдсмит, Джордж Кольман старший, Ричард – Бринсли Шеридан.

Таким образом, Период становления просветительской идеологии приходится на рубеж 17–18 веков. Это был результат и следствие английской буржуазной революции середины 17-го столетия, что является коренным отличием островного Просвещения от континентального. Пережив кровавые потрясения гражданской войны и религиозной нетерпимости, британцы стремились к стабильности, а не к кардинальному изменению существующего строя. Отсюда умеренность, сдержанность и скептицизм, отличающий британское Просвещение. Национальной особенностью Британии было сильное влияние пуританизма на все сферы общественной жизни, поэтому общая для просветительской мысли вера в безграничные возможности разума сочеталась у мыслителей с глубокой религиозностью.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

71986. Додавання двоцифрових чисел без переходу через десяток. Задачі, що містять відношення «на… більше» («на… менше») 43 KB
  Мета: учити учнів додавати двоцифрові числа без переходу через десяток творчо працювати із задачами що містять відношення на більше на менше; розвивати логічне мислення уміння працювати в парах; виховувати любов до природи інтерес до математики.
71989. Число й цифра 7. Утворення числа способом прилічення 1. Порівняння чисел у межах 7. Попереднє і наступне число. Написання цифри 7 88.5 KB
  Тож гаразд часу не гаєм І урок вже починаєм А урок сьогоднішній нехай всім принесе задоволення від дуже потрібної роботи. Сьогодні ми вивчимо цифру 7 яка позначає число сім. Цифра сім як кочерга це її стирчить нога. Сім яскравих кожен знає Кольорів веселка має.
71990. Знаходження невідомого дільника. Розв’язання задачі на три дії виразом 1.57 MB
  Обладнання: зошит з друкованою основою картка з буквеним виразом з домашнього завдання; відповіді математичного диктанту для перевірки зі словом спасибі; картки з виразами на предметних малюнках; таблиця для розв’язування рівняння в підручнику;...
71991. Число 8. Цифра 8. Склад числа 8. Розробка інтегрованого уроку математики (з елементами ознайомлення з навколишнім світом) 216 KB
  Мета. Познайомити учнів з числом і цифрою 8. Повторити і закріпити навички рахунку в межах 7. Розвивати логічне мислення, мову, творчі здібності. Збагачувати знання про навколишній світ. Виховувати пізнавальний інтерес до предмету математики.
71993. Образование и название чисел второго десятка 34.5 KB
  Цель – ознакомить с образованием и названием, последовательностью чисел от 11 до 20; упражнять в табличном сложении и вычитании в пределах 10; упражнять в решении задач; развивать внимание, память; воспитывать желание учиться.
71994. Таблиця додавання числа 5. Розв’язування прикладів та задач. Розпізнавання многокутників 63 KB
  МЕТА: Навчати учнів користуватися таблицею додавання числа 5; складати приклади за числовою шкалою. Удосконалювати вміння розв’язувати задачі. Формувати вміння розпізнавати геометричні фігури. Розвивати критичне мислення. ОБЛАДНАННЯ: картки для групової роботи, казкові герої, план уроку, предметні малюнки.