34616

Реформистское движение при президентах Т. Рузвельте и В. Вильсоне. Американский империализм

Доклад

История и СИД

В своей политике Рузвельт исходил из необходимости увеличения роли государства считая что огромной власти корпораций необходимо противопоставить еще большую власть правительства. Реформаторская деятельность Рузвельта была начата шумной кампанией против злоупотреблений трестов. За ним пришла очередь судебных процессов против треста скотобоен Чикаго табачного и сахарного трестов и других крупных монополистических объединений. Рузвельт добился ускорения судопроизводства по делам о нарушении антитрестовского законодательства и открытие дел...

Русский

2013-09-08

18.72 KB

20 чел.

17. Реформистское движение при президентах Т. Рузвельте и В. Вильсоне. Американский империализм.

Неолиберальная историография в отличие от консервативного направления гораздо чаще обращалась к экономическим процессам, как одному из факторов общественного развития, но важнейшая роль отводилась идейным, политическим и психологическим мотивам. Естественно в центре внимания оказались реформистские курсы и личности президентов Т. Рузвельта, В. Вильсона, Ф. Рузвельта, Дж. Кеннеди.

 Программы либерального реформизма широко разрабатывались американскими политологами, экономистами, юристами. Но только в начале XX ст. были предприняты попытки практического воплощения либерально-реформистских программ. Их инициатором стал влиятельный деятель Республиканской партии, герой испано-американской войны на Кубе, Т. Рузвельт. Он активно вмешивался в экономику, в дела корпораций, в операции трестов, банков, железных дорог. Впервые в истории страны руководитель исполнительной власти начал реализацию программы активного вмешательства государства в экономику. В своей политике Рузвельт исходил из необходимости увеличения роли государства, считая, что огромной власти корпораций необходимо противопоставить еще большую власть правительства. Хозяйство, утверждал он, "должно контролироваться в интересах всего общества", а это по его словам, может быть достигнуто только одним путем - "предоставлением соответствующих функций контроля одному органу, способному осуществлять такие полномочия - федеральному правительству".

Реформаторская деятельность Рузвельта была начата шумной кампанией против злоупотреблений трестов. Первым объектом антитрестовских инициативы президента стал железнодорожный трест "Норзерн секюритис кампани", который был создан путем объединения нескольких железнодорожных компаний под контролем банкирского "дома Моргана". В 1903 г. Рузвельт добился судебного решения о роспуске этого треста по обвинению в нарушении им антитрестовского закона Шермана. За ним пришла очередь судебных процессов против треста скотобоен Чикаго, табачного и сахарного трестов и других крупных монополистических объединений. Рузвельт добился ускорения судопроизводства по делам о нарушении антитрестовского законодательства и открытие дел против 44 корпораций. Это создало Рузвельту славу "разрушителя трестов". Обещанное президентом ссылки антитрестовское законодательство нашло свое воплощение в трех законах, которые были приняты Конгрессом. За двумя законами, принятыми в 1903 г., железнодорожным компаниям запрещалось делать какие-либо отклонения от существующих тарифов при заключении договоров с грузоотправителями грузов, а также создавалось новое министерство торговли и труда, в состав которого должно было входить специальное бюро по делам корпораций. Закон 1904 расширял полномочия Комиссии по торговле между штатами в сфере регулирования железных дорог. Рузвельт не выступал против крупных корпораций, или ограничение их деятельности, наоборот, считал, что без них не было бы такого стремительного роста национального богатства. Но, как Рузвельт неоднократно подчеркивал, он требовал принятия такого законодательства, которое устраняло злоупотребления со стороны монополий. Под давлением общественного мнения, возмущенного разоблачениями журналистов - "разгребателями грязи" правительство Рузвельта предпринял ряд мер в деле улучшения санитарных условий производства пищевых продуктов и лекарств. Кроме того, правительство предприняло ряд шагов в области сохранения природных ресурсов: добился значительного расширения лесных резервов, находившихся под охраной государства, приостановил распродажу земельных наделов в недрах которых были залежи угля и других полезных ископаемых, установил федеральный контроль над ресурсами гидроэнергии. Были созданы первые национальные парки, осуществлены мероприятия по ирригации засушливых районов на западе страны. Политика либерального реформизма, которую начал Т. Рузвельт была популярна среди широких слоев населения США. Именно это позволило ему на президентских выборах в 1904 г. быть переизбранным на второй срок.

На выборах 1912 г. в Т. Рузвельта оказался серьезный соперник, который выступил с собственным проектом либерального реформизма - "новая свобода". Им стал кандидат от Демократической партии Вудро Вильсон, известный ученый-историк, бывший ректор Принстонского университета и губернатор штата Нью-Джерси. Он был известен в демократических кругах США благодаря своей активной антикоррупционной деятельности. "Новая свобода" Вильсона, как альтернатива "новому национализму" Рузвельта, схематично умищувалася в 3 пункта: индивидуализм, свобода личности и свобода конкуренции. С этих позиций Вильсон объявил себя врагом трестов, но предлагал не уничтожение трестов, и не контроль над ними, как требовали прогрессисты и Рузвельт, а регулирование конкуренции. В. Вильсон, как его идейный вдохновитель Л. Брандейс, объявил себя врагом не крупного бизнеса, а монополий, которые появились вследствие "нечестной" конкуренции и которые перекрывали пути для развития мелкого, среднего и некорпоративного крупного бизнеса. Крупный бизнес, который использовал законные способы увеличения эффективности производства, заслуживает одобрение и поддержку, а тресты, которые возникали как результат финансовых махинаций, должны преследоваться (распускаться) - таков лейтмотив пропагандистской кампании представителя Демократической партии. Относительно конкретной программы социально-политических реформ, которые предлагал Вильсон, она была похожей программе Рузвельта. Расстройство в Республиканской партии помог Вильсону одержать победу на выборах в ноябре 1912 г.

В феврале 1913 г. еще до вступления Вильсона на пост президента, вступила в силу 16-я поправка к конституции США о введении для всего населения страны подоходного налога. На основе этой поправки правительство Вильсона провел через Конгресс закон об установлении прогрессивно-подоходного налогообложения. В мае 1913 г. вступила в силу 17-я поправка к конституции США, по которой сенаторы федерального Конгресса стали избираться не законодательными собраниями штатов, как это было раньше, а путем прямого голосования избирателей. Доходы свыше 3 тыс. дол. (А для семейных - более 4 тыс. долл.). Облагались в размере 1%, налог на доходы свыше 20 тыс. постепенно увеличивался до максимальной ставки 6% на доходы, превышавшие 500 тыс. дол. Западом политики "новой демократии стала тарифная реформа 1913 г. (закон Адервуда), что уменьшало пошлину с 42% до 27%, а железо, сталь и продовольственные товары освобождались от него полностью. Западом большое значение в сфере экономической политики было принятие в 1913 г . закона о федеральной системе резервных банков. Страна была разделена на 12 округов, в каждом из которых был создан резервный банк, который объединял деятельность банков региона.

В соответствием с программой "новой свободы" администрация Вильсона в 1914 г. провела через конгресс антитрестовский закон - закон Клейтона . Этот закон был принят с целью расширения возможностей свободной конкуренции и снижения социальной напряженности. Он ставил задачей исправления недостатков антитрестовского закона Шермана и введения дополнительных мер запрета монополистической практики крупного бизнеса. частности, закон Клейтона запрещал ценовую дискриминацию, корпорациям запрещалось продавать свою продукцию разным покупателям по неодинаковыми ценам. 

Американский Империализм

Американский империализм выступил тогда как инициатор и главный вдохновитель крупнейших агрессивных акций против борющихся народов. Напомним, в частности, о прямой агрессии США против Корейской Народно-Демократической Республики (1950-1953 годы). Не стерлась в памяти народов и американо-английская вооруженная интервенция в Ливане и Иордании (1958 год), ставившая своей целью укрепление реакционных режимов в этих странах и подготовку к вооруженному нападению на Ирак, где тогда произошла антимонархическая, антифеодальная революция. Используя наемников из числа контрреволюционеров и военных преступников, США добились свержения прогрессивного режима X. Арбенса в Гватемале (1954 год) и безуспешно пытались осуществить аналогичную акцию против победившей кубинской революции в 1961 году. Действия наемников против Гватемалы и Кубы сопровождались налетами американских бомбардировщиков на территории этих стран.

В то время появление любого крупного очага национально-освободительного движения рассматривалось в Вашингтоне прежде всего как подрыв тылов империализма в его борьбе против социалистического содружества. Вашингтон взял курс на то, чтобы втянуть как можно больше независимых государств, в особенности граничащих с Советским Союзом, в свои военные союзы, превратить их в военно-стратегические плацдармы, направленные против социалистического содружества. Политика нейтрализма и неприсоединения во всеуслышание была объявлена Даллесом "аморальной" и "близорукой". В стремлении сплотить союзников по НАТО в общей борьбе с нарастающими силами социализма и прогресса США поддержали колониальные войны Англии, Франции, Голландии, Бельгии, не забывая, однако, использовать каждую благоприятную ситуацию для подрыва позиций своих империалистических конкурентов в Азии и Африке, для утверждения там собственного влияния за счет "старых" колониальных держав.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

32188. Структура ИПБ России 24.5 KB
  в РФ было создано некоммерческое партнерство Институт профессиональных бухгалтеров России ИПБ России учредителями которого являются ведущие высшие учебные научные и общественные организации. Активное участие в создании и деятельности ИПБ России принимает Министерство финансов РФ. ИПБ создает филиалы и открывает представительства.
32189. Способы фиксации результатов осмотров места происшествия 34 KB
  Способы фиксации результатов осмотров места происшествия. Осмотр места происшествия это неотложное следственное действие заключающееся в непосредственном восприятии исследовании и фиксации следователем обстановки места происшествия относящихся к делу следов и объектов их индивидуальных особенностей и взаимосвязей в целях выяснения сущности происшедшего события механизма преступления и отдельных обстоятельств имеющих значение для правильного разрешения дела. Осмотр места происшествия как часть процесса расследования связан не только с...
32190. Тактические особенности производства обыска помещений 30 KB
  Тактические особенности производства обыска помещений. При производстве обыска основное тактическое правило внезапность. На подготовительном этапе следователь должен принять все необходимые меры для обеспечения внезапности обыска исключить возможности утечки информации о предполагаемом обыске. Исходя из соображений внезапности и конфиденциальности данный вопрос решается следователем как правило уже по прибытии на место обыска.
32191. Тактические особенности допроса несовершеннолетнего обвиняемого 27.5 KB
  Тактика допроса несовершеннолетних в значительной степени обусловлена особенностями их психики повышенной внушаемостью и самовнушаемостью склонностью к фантазированию высокой эмоциональностью неустойчивостью поведения и др. Наоборот на несовершеннолетних в возрасте 15 17 лет официальная обстановка места допроса оказывает положительное влияние: проникаясь чувством ответственности они скорее скажут правду. Ложные показания несовершеннолетних в возрасте до 14 лет помимо сознательного отказа говорить правду могут объясняться самовнушением...
32192. Понятие предъявления для опознания. Его виды 27 KB
  Понятие предъявления для опознания. Предъявление для опознания следственное действие осуществляемое в регламентируемом уголовнопроцессуальным законом порядке и состоящее в том что свидетель потерпевший подозреваемый или обвиняемый обозревает предъявленные ему сходные объекты мысленно сопоставляет их признаки с запечатленным в его памяти образом и решает вопрос о наличии или отсутствии тождества либо групповой принадлежности. Суть опознания объекта состоит в его идентификации по чувственноконкретному отображению сохранившемуся в...
32193. Тактические особенности допроса несовершеннолетнего свидетеля 28.5 KB
  Тактические особенности допроса несовершеннолетнего свидетеля. Тактика допроса несовершеннолетнего строится с учетом его возрастных особенностей. При подготовке к допросу необходимо получить сведения об уровне развития несовершеннолетнего его интересах склонностях привычках своеобразии семейной микросреды взаимоотношениях с лицом в отношении которого будет проводиться допрос. Эти лица должны быть предупреждены о недопустимости какихлибо подсказок наводящих вопросов назидательного тона раздражения в отношении несовершеннолетнего.
32194. Тактические основы проверки показаний на месте 30.5 KB
  Тактические основы проверки показаний на месте. Проверка показаний на месте должна быть организована проведена а ее результаты зафиксированы так чтобы впоследствии не возникло сомнений в объективности производства этого следственного действия. При проверке показаний нескольких лиц проверка производится с каждым из них по отдельности и так чтобы они не могли общаться друг с другом и особенно с лицами чьи показания на месте уже проверены. Понятым нужно разъяснить сущность следственного действия и объяснить что они должны не просто...
32195. Тактика задержания и личного обыска 33 KB
  Тактика задержания и личного обыска Задержание это неотложное следственное действие с целью захватить лицо подозреваемое в совершении преступления доставить и водворить в изолятор временного содержания. Подготовка к задержанию и аресту включает в себя: 1 изучение лица подлежащего задержанию и аресту; 2 определение времени и места задержания; 3 решение вопроса о количественном и персональном составе группы задержания; 4 определение обязанностей участников задержания какие действия и в какой последовательности им надлежит совершать до...
32196. Особенности предъявления для опознания трупов 28.5 KB
  Особенности предъявления для опознания трупов Трупы предъявляются для опознания в тех случаях когда нет возможности установить личность умершего по документам либо когда внешность трупа значительно изменена. При обнаружении такого трупа прежде всего устанавливают кто из жителей данной местности региона города поселка деревни пропал без вести. Раздельное предъявление трупа и предметов находившихся при нем одежда очки дипломат трость часы и т. позволяют точнее соблюсти норму закона о порядке предъявления каждого из объектов...