34616

Реформистское движение при президентах Т. Рузвельте и В. Вильсоне. Американский империализм

Доклад

История и СИД

В своей политике Рузвельт исходил из необходимости увеличения роли государства считая что огромной власти корпораций необходимо противопоставить еще большую власть правительства. Реформаторская деятельность Рузвельта была начата шумной кампанией против злоупотреблений трестов. За ним пришла очередь судебных процессов против треста скотобоен Чикаго табачного и сахарного трестов и других крупных монополистических объединений. Рузвельт добился ускорения судопроизводства по делам о нарушении антитрестовского законодательства и открытие дел...

Русский

2013-09-08

18.72 KB

18 чел.

17. Реформистское движение при президентах Т. Рузвельте и В. Вильсоне. Американский империализм.

Неолиберальная историография в отличие от консервативного направления гораздо чаще обращалась к экономическим процессам, как одному из факторов общественного развития, но важнейшая роль отводилась идейным, политическим и психологическим мотивам. Естественно в центре внимания оказались реформистские курсы и личности президентов Т. Рузвельта, В. Вильсона, Ф. Рузвельта, Дж. Кеннеди.

 Программы либерального реформизма широко разрабатывались американскими политологами, экономистами, юристами. Но только в начале XX ст. были предприняты попытки практического воплощения либерально-реформистских программ. Их инициатором стал влиятельный деятель Республиканской партии, герой испано-американской войны на Кубе, Т. Рузвельт. Он активно вмешивался в экономику, в дела корпораций, в операции трестов, банков, железных дорог. Впервые в истории страны руководитель исполнительной власти начал реализацию программы активного вмешательства государства в экономику. В своей политике Рузвельт исходил из необходимости увеличения роли государства, считая, что огромной власти корпораций необходимо противопоставить еще большую власть правительства. Хозяйство, утверждал он, "должно контролироваться в интересах всего общества", а это по его словам, может быть достигнуто только одним путем - "предоставлением соответствующих функций контроля одному органу, способному осуществлять такие полномочия - федеральному правительству".

Реформаторская деятельность Рузвельта была начата шумной кампанией против злоупотреблений трестов. Первым объектом антитрестовских инициативы президента стал железнодорожный трест "Норзерн секюритис кампани", который был создан путем объединения нескольких железнодорожных компаний под контролем банкирского "дома Моргана". В 1903 г. Рузвельт добился судебного решения о роспуске этого треста по обвинению в нарушении им антитрестовского закона Шермана. За ним пришла очередь судебных процессов против треста скотобоен Чикаго, табачного и сахарного трестов и других крупных монополистических объединений. Рузвельт добился ускорения судопроизводства по делам о нарушении антитрестовского законодательства и открытие дел против 44 корпораций. Это создало Рузвельту славу "разрушителя трестов". Обещанное президентом ссылки антитрестовское законодательство нашло свое воплощение в трех законах, которые были приняты Конгрессом. За двумя законами, принятыми в 1903 г., железнодорожным компаниям запрещалось делать какие-либо отклонения от существующих тарифов при заключении договоров с грузоотправителями грузов, а также создавалось новое министерство торговли и труда, в состав которого должно было входить специальное бюро по делам корпораций. Закон 1904 расширял полномочия Комиссии по торговле между штатами в сфере регулирования железных дорог. Рузвельт не выступал против крупных корпораций, или ограничение их деятельности, наоборот, считал, что без них не было бы такого стремительного роста национального богатства. Но, как Рузвельт неоднократно подчеркивал, он требовал принятия такого законодательства, которое устраняло злоупотребления со стороны монополий. Под давлением общественного мнения, возмущенного разоблачениями журналистов - "разгребателями грязи" правительство Рузвельта предпринял ряд мер в деле улучшения санитарных условий производства пищевых продуктов и лекарств. Кроме того, правительство предприняло ряд шагов в области сохранения природных ресурсов: добился значительного расширения лесных резервов, находившихся под охраной государства, приостановил распродажу земельных наделов в недрах которых были залежи угля и других полезных ископаемых, установил федеральный контроль над ресурсами гидроэнергии. Были созданы первые национальные парки, осуществлены мероприятия по ирригации засушливых районов на западе страны. Политика либерального реформизма, которую начал Т. Рузвельт была популярна среди широких слоев населения США. Именно это позволило ему на президентских выборах в 1904 г. быть переизбранным на второй срок.

На выборах 1912 г. в Т. Рузвельта оказался серьезный соперник, который выступил с собственным проектом либерального реформизма - "новая свобода". Им стал кандидат от Демократической партии Вудро Вильсон, известный ученый-историк, бывший ректор Принстонского университета и губернатор штата Нью-Джерси. Он был известен в демократических кругах США благодаря своей активной антикоррупционной деятельности. "Новая свобода" Вильсона, как альтернатива "новому национализму" Рузвельта, схематично умищувалася в 3 пункта: индивидуализм, свобода личности и свобода конкуренции. С этих позиций Вильсон объявил себя врагом трестов, но предлагал не уничтожение трестов, и не контроль над ними, как требовали прогрессисты и Рузвельт, а регулирование конкуренции. В. Вильсон, как его идейный вдохновитель Л. Брандейс, объявил себя врагом не крупного бизнеса, а монополий, которые появились вследствие "нечестной" конкуренции и которые перекрывали пути для развития мелкого, среднего и некорпоративного крупного бизнеса. Крупный бизнес, который использовал законные способы увеличения эффективности производства, заслуживает одобрение и поддержку, а тресты, которые возникали как результат финансовых махинаций, должны преследоваться (распускаться) - таков лейтмотив пропагандистской кампании представителя Демократической партии. Относительно конкретной программы социально-политических реформ, которые предлагал Вильсон, она была похожей программе Рузвельта. Расстройство в Республиканской партии помог Вильсону одержать победу на выборах в ноябре 1912 г.

В феврале 1913 г. еще до вступления Вильсона на пост президента, вступила в силу 16-я поправка к конституции США о введении для всего населения страны подоходного налога. На основе этой поправки правительство Вильсона провел через Конгресс закон об установлении прогрессивно-подоходного налогообложения. В мае 1913 г. вступила в силу 17-я поправка к конституции США, по которой сенаторы федерального Конгресса стали избираться не законодательными собраниями штатов, как это было раньше, а путем прямого голосования избирателей. Доходы свыше 3 тыс. дол. (А для семейных - более 4 тыс. долл.). Облагались в размере 1%, налог на доходы свыше 20 тыс. постепенно увеличивался до максимальной ставки 6% на доходы, превышавшие 500 тыс. дол. Западом политики "новой демократии стала тарифная реформа 1913 г. (закон Адервуда), что уменьшало пошлину с 42% до 27%, а железо, сталь и продовольственные товары освобождались от него полностью. Западом большое значение в сфере экономической политики было принятие в 1913 г . закона о федеральной системе резервных банков. Страна была разделена на 12 округов, в каждом из которых был создан резервный банк, который объединял деятельность банков региона.

В соответствием с программой "новой свободы" администрация Вильсона в 1914 г. провела через конгресс антитрестовский закон - закон Клейтона . Этот закон был принят с целью расширения возможностей свободной конкуренции и снижения социальной напряженности. Он ставил задачей исправления недостатков антитрестовского закона Шермана и введения дополнительных мер запрета монополистической практики крупного бизнеса. частности, закон Клейтона запрещал ценовую дискриминацию, корпорациям запрещалось продавать свою продукцию разным покупателям по неодинаковыми ценам. 

Американский Империализм

Американский империализм выступил тогда как инициатор и главный вдохновитель крупнейших агрессивных акций против борющихся народов. Напомним, в частности, о прямой агрессии США против Корейской Народно-Демократической Республики (1950-1953 годы). Не стерлась в памяти народов и американо-английская вооруженная интервенция в Ливане и Иордании (1958 год), ставившая своей целью укрепление реакционных режимов в этих странах и подготовку к вооруженному нападению на Ирак, где тогда произошла антимонархическая, антифеодальная революция. Используя наемников из числа контрреволюционеров и военных преступников, США добились свержения прогрессивного режима X. Арбенса в Гватемале (1954 год) и безуспешно пытались осуществить аналогичную акцию против победившей кубинской революции в 1961 году. Действия наемников против Гватемалы и Кубы сопровождались налетами американских бомбардировщиков на территории этих стран.

В то время появление любого крупного очага национально-освободительного движения рассматривалось в Вашингтоне прежде всего как подрыв тылов империализма в его борьбе против социалистического содружества. Вашингтон взял курс на то, чтобы втянуть как можно больше независимых государств, в особенности граничащих с Советским Союзом, в свои военные союзы, превратить их в военно-стратегические плацдармы, направленные против социалистического содружества. Политика нейтрализма и неприсоединения во всеуслышание была объявлена Даллесом "аморальной" и "близорукой". В стремлении сплотить союзников по НАТО в общей борьбе с нарастающими силами социализма и прогресса США поддержали колониальные войны Англии, Франции, Голландии, Бельгии, не забывая, однако, использовать каждую благоприятную ситуацию для подрыва позиций своих империалистических конкурентов в Азии и Африке, для утверждения там собственного влияния за счет "старых" колониальных держав.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

37439. Финансовый мененджмент 212.87 KB
  Финансовый менеджмент– это управление финансово-хозяйственной деятельностью фирмы на основе использования современных методов. Основным лицом ответственным за достижение цели финансового менеджмента, является вице-президент по финансовым вопросам (заместитель директора по финансовым вопросам).
37440. Обеспечение единства измерений в стране. Государственный метрологический надзор. Цели надзора, сфера распространения. Виды метрологического надзора 19.86 KB
  Проверки проводят должностные лица Госстандарта России - главные государственные инспекторы и государственные инспекторы по обеспечению единства измерений, действующие на соответствующих территориях и аттестованные в установленном порядке.
37441. Виды и средства измерений. Виды эталонов. Стандартные образцы 19.55 KB
  Прямые измерения — это непосредственное сравнение физической величины с ее единицей. Например, при определении длины предмета с помощью линейки происходит сравнение искомой величины (количественного выражения значения длины) с мерой, т. е. единицей измерения.
37442. Факторы, сохраняющие качество товаров 16.91 KB
  Режим хранения - это совокупность условий, при которых товар сохраняет свое качество. Для каждого товара необходим определенный режим хранения, зависящий от его состава и свойств. При правильном режиме не только сохраняется качество, но и снижаются потери товаров.
37443. Потребительские свойства товаров. Общие понятия и номенклатура потребительских свойств 17.07 KB
  Свойства товаров, обусловливающие их пригодность удовлетворять определенные потребности населения и проявляющиеся в процессе эксплуатации или потребления, называют потребительскими. В совокупности потребительские свойства составляют качество.
37444. Оценка качества товаров. Понятие и этапы оценки качества. Градации качества. Несоответствия и дефекты товаров 18.86 KB
  Оценка уровня качества — это совокупность операций, включающая выбор номенклатуры показателей качества оцениваемой продукции, определение значений этих показателей и сопоставление их с базовыми...
37445. Химический состав и свойства товаров 17.78 KB
  Медикобиологические требования к качеству продовольственных товаров — комплекс критериев, определяющих пищевую ценность и безопасность продовольственного сырья и продовольственных товаров.
37446. Сохраняющие факторы: упаковка товаров, транспортирование, хранение 18.84 KB
  Тара в зависимости от функционального назначения подразделяется на потребительскую и транспортную. В потребительскую тару расфасовывают продукцию (банка, бутылка, ампула, туба и др.)
37447. Средства товарной информации. Виды и формы 19.27 KB
  От того, насколько качественны эти информационные услуги, зависят скорость продвижения товаров по каналам распределения, интенсивность сбыта, стимулирование продаж, создание потребительских предпочтений и в конечном счете жизненный цикл товара