34616

Реформистское движение при президентах Т. Рузвельте и В. Вильсоне. Американский империализм

Доклад

История и СИД

В своей политике Рузвельт исходил из необходимости увеличения роли государства считая что огромной власти корпораций необходимо противопоставить еще большую власть правительства. Реформаторская деятельность Рузвельта была начата шумной кампанией против злоупотреблений трестов. За ним пришла очередь судебных процессов против треста скотобоен Чикаго табачного и сахарного трестов и других крупных монополистических объединений. Рузвельт добился ускорения судопроизводства по делам о нарушении антитрестовского законодательства и открытие дел...

Русский

2013-09-08

18.72 KB

18 чел.

17. Реформистское движение при президентах Т. Рузвельте и В. Вильсоне. Американский империализм.

Неолиберальная историография в отличие от консервативного направления гораздо чаще обращалась к экономическим процессам, как одному из факторов общественного развития, но важнейшая роль отводилась идейным, политическим и психологическим мотивам. Естественно в центре внимания оказались реформистские курсы и личности президентов Т. Рузвельта, В. Вильсона, Ф. Рузвельта, Дж. Кеннеди.

 Программы либерального реформизма широко разрабатывались американскими политологами, экономистами, юристами. Но только в начале XX ст. были предприняты попытки практического воплощения либерально-реформистских программ. Их инициатором стал влиятельный деятель Республиканской партии, герой испано-американской войны на Кубе, Т. Рузвельт. Он активно вмешивался в экономику, в дела корпораций, в операции трестов, банков, железных дорог. Впервые в истории страны руководитель исполнительной власти начал реализацию программы активного вмешательства государства в экономику. В своей политике Рузвельт исходил из необходимости увеличения роли государства, считая, что огромной власти корпораций необходимо противопоставить еще большую власть правительства. Хозяйство, утверждал он, "должно контролироваться в интересах всего общества", а это по его словам, может быть достигнуто только одним путем - "предоставлением соответствующих функций контроля одному органу, способному осуществлять такие полномочия - федеральному правительству".

Реформаторская деятельность Рузвельта была начата шумной кампанией против злоупотреблений трестов. Первым объектом антитрестовских инициативы президента стал железнодорожный трест "Норзерн секюритис кампани", который был создан путем объединения нескольких железнодорожных компаний под контролем банкирского "дома Моргана". В 1903 г. Рузвельт добился судебного решения о роспуске этого треста по обвинению в нарушении им антитрестовского закона Шермана. За ним пришла очередь судебных процессов против треста скотобоен Чикаго, табачного и сахарного трестов и других крупных монополистических объединений. Рузвельт добился ускорения судопроизводства по делам о нарушении антитрестовского законодательства и открытие дел против 44 корпораций. Это создало Рузвельту славу "разрушителя трестов". Обещанное президентом ссылки антитрестовское законодательство нашло свое воплощение в трех законах, которые были приняты Конгрессом. За двумя законами, принятыми в 1903 г., железнодорожным компаниям запрещалось делать какие-либо отклонения от существующих тарифов при заключении договоров с грузоотправителями грузов, а также создавалось новое министерство торговли и труда, в состав которого должно было входить специальное бюро по делам корпораций. Закон 1904 расширял полномочия Комиссии по торговле между штатами в сфере регулирования железных дорог. Рузвельт не выступал против крупных корпораций, или ограничение их деятельности, наоборот, считал, что без них не было бы такого стремительного роста национального богатства. Но, как Рузвельт неоднократно подчеркивал, он требовал принятия такого законодательства, которое устраняло злоупотребления со стороны монополий. Под давлением общественного мнения, возмущенного разоблачениями журналистов - "разгребателями грязи" правительство Рузвельта предпринял ряд мер в деле улучшения санитарных условий производства пищевых продуктов и лекарств. Кроме того, правительство предприняло ряд шагов в области сохранения природных ресурсов: добился значительного расширения лесных резервов, находившихся под охраной государства, приостановил распродажу земельных наделов в недрах которых были залежи угля и других полезных ископаемых, установил федеральный контроль над ресурсами гидроэнергии. Были созданы первые национальные парки, осуществлены мероприятия по ирригации засушливых районов на западе страны. Политика либерального реформизма, которую начал Т. Рузвельт была популярна среди широких слоев населения США. Именно это позволило ему на президентских выборах в 1904 г. быть переизбранным на второй срок.

На выборах 1912 г. в Т. Рузвельта оказался серьезный соперник, который выступил с собственным проектом либерального реформизма - "новая свобода". Им стал кандидат от Демократической партии Вудро Вильсон, известный ученый-историк, бывший ректор Принстонского университета и губернатор штата Нью-Джерси. Он был известен в демократических кругах США благодаря своей активной антикоррупционной деятельности. "Новая свобода" Вильсона, как альтернатива "новому национализму" Рузвельта, схематично умищувалася в 3 пункта: индивидуализм, свобода личности и свобода конкуренции. С этих позиций Вильсон объявил себя врагом трестов, но предлагал не уничтожение трестов, и не контроль над ними, как требовали прогрессисты и Рузвельт, а регулирование конкуренции. В. Вильсон, как его идейный вдохновитель Л. Брандейс, объявил себя врагом не крупного бизнеса, а монополий, которые появились вследствие "нечестной" конкуренции и которые перекрывали пути для развития мелкого, среднего и некорпоративного крупного бизнеса. Крупный бизнес, который использовал законные способы увеличения эффективности производства, заслуживает одобрение и поддержку, а тресты, которые возникали как результат финансовых махинаций, должны преследоваться (распускаться) - таков лейтмотив пропагандистской кампании представителя Демократической партии. Относительно конкретной программы социально-политических реформ, которые предлагал Вильсон, она была похожей программе Рузвельта. Расстройство в Республиканской партии помог Вильсону одержать победу на выборах в ноябре 1912 г.

В феврале 1913 г. еще до вступления Вильсона на пост президента, вступила в силу 16-я поправка к конституции США о введении для всего населения страны подоходного налога. На основе этой поправки правительство Вильсона провел через Конгресс закон об установлении прогрессивно-подоходного налогообложения. В мае 1913 г. вступила в силу 17-я поправка к конституции США, по которой сенаторы федерального Конгресса стали избираться не законодательными собраниями штатов, как это было раньше, а путем прямого голосования избирателей. Доходы свыше 3 тыс. дол. (А для семейных - более 4 тыс. долл.). Облагались в размере 1%, налог на доходы свыше 20 тыс. постепенно увеличивался до максимальной ставки 6% на доходы, превышавшие 500 тыс. дол. Западом политики "новой демократии стала тарифная реформа 1913 г. (закон Адервуда), что уменьшало пошлину с 42% до 27%, а железо, сталь и продовольственные товары освобождались от него полностью. Западом большое значение в сфере экономической политики было принятие в 1913 г . закона о федеральной системе резервных банков. Страна была разделена на 12 округов, в каждом из которых был создан резервный банк, который объединял деятельность банков региона.

В соответствием с программой "новой свободы" администрация Вильсона в 1914 г. провела через конгресс антитрестовский закон - закон Клейтона . Этот закон был принят с целью расширения возможностей свободной конкуренции и снижения социальной напряженности. Он ставил задачей исправления недостатков антитрестовского закона Шермана и введения дополнительных мер запрета монополистической практики крупного бизнеса. частности, закон Клейтона запрещал ценовую дискриминацию, корпорациям запрещалось продавать свою продукцию разным покупателям по неодинаковыми ценам. 

Американский Империализм

Американский империализм выступил тогда как инициатор и главный вдохновитель крупнейших агрессивных акций против борющихся народов. Напомним, в частности, о прямой агрессии США против Корейской Народно-Демократической Республики (1950-1953 годы). Не стерлась в памяти народов и американо-английская вооруженная интервенция в Ливане и Иордании (1958 год), ставившая своей целью укрепление реакционных режимов в этих странах и подготовку к вооруженному нападению на Ирак, где тогда произошла антимонархическая, антифеодальная революция. Используя наемников из числа контрреволюционеров и военных преступников, США добились свержения прогрессивного режима X. Арбенса в Гватемале (1954 год) и безуспешно пытались осуществить аналогичную акцию против победившей кубинской революции в 1961 году. Действия наемников против Гватемалы и Кубы сопровождались налетами американских бомбардировщиков на территории этих стран.

В то время появление любого крупного очага национально-освободительного движения рассматривалось в Вашингтоне прежде всего как подрыв тылов империализма в его борьбе против социалистического содружества. Вашингтон взял курс на то, чтобы втянуть как можно больше независимых государств, в особенности граничащих с Советским Союзом, в свои военные союзы, превратить их в военно-стратегические плацдармы, направленные против социалистического содружества. Политика нейтрализма и неприсоединения во всеуслышание была объявлена Даллесом "аморальной" и "близорукой". В стремлении сплотить союзников по НАТО в общей борьбе с нарастающими силами социализма и прогресса США поддержали колониальные войны Англии, Франции, Голландии, Бельгии, не забывая, однако, использовать каждую благоприятную ситуацию для подрыва позиций своих империалистических конкурентов в Азии и Африке, для утверждения там собственного влияния за счет "старых" колониальных держав.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

73492. Современное развитие бухгалтерской отчетности в России и мире 189.5 KB
  Исследование исторического развития бухгалтерской отчетности необходимо проводить по всем историческим эпохам, с отслеживанием изменений в методологической базы в разных странах мира, обнаружения исторических предпосылок, необходимых и достаточных условий возникновения...
73493. Конфликтное взаимодействие федеральной и региональной власти 187.5 KB
  Местное самоуправление одна из фундаментальных демократических основ конституционного строя Российской Федерации и всего мира в целом. Понятие федеральной власти Политическая система Российской Федерации определена Конституцией принятой всенародным голосованием 12 декабря 1993 года.
73494. Терминология сферы книжного бизнеса в лексической системе современного русского языка 186.5 KB
  Исследование различных терминосистем способствует совершенствованию русской терминологии в целом выявлению общих закономерностей развития терминологических единиц в системе современного русского языка. Объектом исследования стала терминология сферы книжного бизнеса в русском языке.
73495. Система технико-экономических и финансовых показателей инвестиционной деятельности промышленного предприятия 186 KB
  В связи с этим существенно возрастает приоритетность и роль анализа основным содержанием которого является комплексное системное изучение технико-экономических и финансовых показателей инвестиционной деятельности промышленного предприятия с целью оценки степени финансовых рисков...
73496. Педагогическое мышление инженера 183 KB
  В связи со сложившимися условиями возникает острая необходимость усилить деятельность по развитию профессионального мышления инженера-педагога так как только профессионально мыслящий инженер-педагог способен компетентно интегрировать психолого-педагогические...
73497. Организации производства, конспект лекций 311.5 KB
  Организация производства на предприятии осуществляется в системе менеджмента в рамках разработанной стратегии развития предприятия, системы долгосрочного планирования, в рамках закона РФ, организация осуществляется в соответствии с законодательными и нормативно-правовыми актами, методиками, и т.д.
73498. МЕЖДУНАРОДНАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ 314 KB
  Международная экономическая интеграция МЭИ процесс экономического взаимодействия стран приводящий к сближению взаимопроникновению и сращиванию национальных хозяйств в единую систему экономических отношений сопровождающийся заключением интеграционных договоров и согласованно регулируемый межгосударственными и наднациональными органами власти Региональное интеграционное соглашение РИС международный...
73499. ПЛАТЕЖНЫЙ БАЛАНС 172.5 KB
  Принцип единой единицы учета единица учета должна быть стабильной чтобы изменения ее курса в течение учетного периода не отражались на итоговых показателях единица учета должна быть стабильной на протяжении нескольких учетных периодов для сравнения и анализа в динамике страна должна использовать расчетную единицу применяемую во внутренних расчетах и учете для пересчета в иностранную валюту используется курс фактически действовавший на рынке на дату составления ПБ Структура ПБ торговый баланс баланс услуг и некоммерческих операций...
73500. МИРОВАЯ ВАЛЮТНАЯ СИСТЕМА И ВАЛЮТНЫЙ РЫНОК 251.5 KB
  Характерные черты НВС исторически возникла первой является относительно самостоятельной частью денежной системы страны выходит за национальные границы ее особенности определяются степенью развития спецификой экономики и внешнеэкономических связей страны ее элементы тесно взаимосвязаны Структура НВС национальная валютная единица валюта степень обратимости национальной валюты механизм установления и поддержания вал. характер ее функционирования и стабильность зависят от степени соответствия ее принципов структуре международной...