34622

Творчество Лермонтова в оценке критики 40-х гг

Доклад

Литература и библиотековедение

Его ждет душевная чахотка и гибель. Белинский: когда вышел роман Белинский пишет: дьявольский талант глубокий и могучий ум озлобленный рассудочный охлажденный взгляд Пушкин умер не без наследника лейтмотив статьи Белинского про Л. Белинский попал под магическое влияние и скучно и грустно назывет его рефлекторным следовательно вся поэзия Л рефлекторна. бел оправдывает рефлексию безверие.

Русский

2013-09-08

29 KB

8 чел.

Вопрос №8.

Творчество Лермонтова в оценке критики 40-х гг.

В 19 веке Пушкин, Лермонтов, Гоголь – знамена разных партий, их противопоставляли друг другу.

Критика 40-х гг. отличалась от критики 30-х.: она взяла на себя право судить художника. Лермонтов был первым, кто почувствовал это. Критика Лермонтова – это судебный процесс, состязание сторон.

Охранители: Греч, Булгарин, Сенковский пишут о Лермонтове чрезвычайно резко. Они считают, что он вывел не героя времени, а самого себя – человека гордыни и эгоизма. Уныние, разочарование – признак этого.

Славянофилы: герой – западный образец: «…забвение коренных начал национальной жизни». Эта лирика противна миру прекрасного, это душевная дисгармония.

Гоголь «О лиризме наших поэтов» пишет о религиозном чувстве лирики Лермонтова. «В чем же, наконец, существо русской поэзии» ведет скрытую полемику с Лермонтовым – безочарование лирики Лермонтова. Поэзия должна вызывать человека на высшую битву за его душу. Герой Лермонтова признал над собой управление какой-то несчастной звезды, власть какого-то обольстительного демона. Гоголь, считал, что проза Лермонтова выше его поэзии.

Герой нашего времени.

Николай первый: «Жалкая книга, показывающая большую испорченность автора. Дано изображение отвратительных характеров, заимствованных из нынешних иностранных романов».

Шевырев признает Л последователем Пушкина. «Это верный и яркий отблеск нашего великого гения». Лирика: «Человек, подающий прекрасные надежды. Его талант необыкновенный, но еще не раскрывшийся».

Печорин – призрак, отброшенный на нас западом. Автор испытал западное образование, чуждое всякому чувству веры. «Если признать Печорина героем нашего времени, то наш век тяжело болен». Высоко оценивает Максима Максимыча. Печорин – живой мертвец, страдающий жаждой власти.

Сенковский: «Это просто неудавшийся опыт юного писателя, ученический эскиз».

Булгарин: верно оценил роман: «Этот роман – нравственно-сатрическое произведение, раскрывающий пороки нашего времени. Главный вопрос – что ждет человека, лишенного веры, надежды, любви. Его ждет душевная чахотка и гибель. Автор объясняет болезнь нашего общества».

Белинский: когда вышел роман, Белинский пишет: «дьявольский талант», «глубокий и могучий ум», «озлобленный, рассудочный, охлажденный взгляд», «Пушкин умер не без наследника» - лейтмотив статьи Белинского про Л.

Белинский попал под магическое влияние «и скучно, и грустно», назывет его рефлекторным, следовательно, вся поэзия Л рефлекторна. Замысел: сравнить Л И Пушкина. «Рефлексия – дух времени и этап движения человечества к совершенству». Признает Л великим, так как он идет в ногу со временем. «Талант уходит в ум». «У Л нет пушкинского разгула на пиру жизни, но везде вопросы». Вводит понятие философствующий дух художника. В художнике видит философа. Философский дух проявляется по-разному, у Л – рефлексия. Вводит понятие внутренний человек. Это человек беспокойного духа, он требует движения. Почему безверие – качество ЛГ Лермонтова? Он его напрямую связывает с самим автором. Безверие Л – это разрушение религиозного сознания в 40-х гг. бел оправдывает рефлексию, безверие. Все старое разрушено, а нового ничего нет – вот причина безверия. Бел поднимает дисгармоничного героя на щит.

Авторская позиция Л была другой. Он ужасается нигилизму своего ЛГ. Лейтмотив – ужас перед новым человеком, потерявшим духовную основу.

Бел видит пафос его ЛГ в социальности. Бел отражает западнические рев-дем взгляды: «Л – решитель важнейших современных вопросов». Бел отводит ему место пигмея зла, решителя вопросов злобы дня.

Бел в 40-е гг. не мог соединить 2 линии: современные вопросы и глубокий талант художника.

«ГНВ».

Сначала Бел оповещает, что вышел новый роман, который ставит современные вопросы. Потом появляется статья. Лейтмотив: «Л объективировал современное общество и его представителей». Представители общественности у него – посредственности, а все благородное и даровитое в Печорине. Сравнивал «ГНВ» и «ЕО». Печорин по идее выше Онегина. Подчеркивается философский дух. Но роман Пушкина в художественном смысле сильнее. «Равнодушие Онегина сменилось самоанализом, поисками высшего смысла жизни. Грустная дума о нашем времени».

Бел считает, что в будущем Печорины будут способны изменить жизнь к лучшему. Печорины будут бороться: революционизирует роман и Печорина. Подводит его под тип Гамлета и Фауста. «Перед нами русский Гамлет, но он выйдет из рефлексии в гармонию (как Фауст). Печорин – общечеловеческий тип развивающегося духа».

Резко отрицательно оценивал Герцен. «Успел во всем разочароваться, не успев ничем очароваться».

В Печорине Бел не любит кокетничания. Этот образ не завершен, это только начало.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

63142. Чисті речовини та суміші 21.44 KB
  Мета: Сформувати в учнів уявлення про чисті речовини і суміші навчити їх розрізняти закріпити уявлення про атомномолекулярну будову речовини ознайомити з простими і складними речовинами що зустрічаються в довкіллі...
63143. Урок мужності і героїзму присвячений 70-річчю визволення Києва від німецько-фашистських загарбників 25.09 KB
  Мета: формувати в учнів початкової школи почуття патріотизму, любові до свого народу, його історії та героїчного минулого на прикладі подвигу людей, які загинули під час окупації та визволення Києва від німецько-фашистських загарбників; виховувати повагу...
63145. Тваринництво рідного краю 19.63 KB
  Мета: формувати поняття про тваринництво як галузь сільського господарства; дати знання про галузі тваринництва; розкрити їх значення для людини; виховувати патріотичне ставлення до землі рідного краю любов до України пошану до людей та їхньої праці.