34623

Споры вокруг творчества Гоголя в критике 30 – 40-х гг

Доклад

Литература и библиотековедение

Аксаков и Белинский. Бел в ЛМ 1834 г. В 1839 Бел пишет статью Горе от ума где большая часть посвящена Ревизору в которой пытается навязать читателю примирение с действительностью. МД Бел много сделал для того чтобы рукопись вышла в печать.

Русский

2013-09-08

27 KB

0 чел.

Вопрос №9.

Споры вокруг творчества Гоголя в критике 30 – 40-х гг.

Славянофилы, официальная народность, западники. Оф. народность оценивала Гоголя резко отрицательно. Булгарин называет его автором грязных фарсов: «Зачем показывать грязные лохмотья?», «Нет ни одного порядочного человека среди персонажей: дураки или воры»,  «Гоголь – русский Поль де Кок для низкопробных вкусов читающей публики».

Сенковкий: (О «Ревизоре») пытается нивелировать Г, сделать его автором анекдотов. Предмет «Ревизора» - анекдот, а не комедия нравов, случай, история одного случая. В жизни так не бывает.

Полевой: О «Ревизоре»: значение его некоторыми преувеличено. Это фарс: в нем нет ни цели, ни определенны характеров. Происшествие анекдотическое. Все вместе уморительно смешно.

В 40-х гг. выходит первый то «Мертвых душ». Официальная народность видит в них сколок с «Ревизора», бедность содержания, бедность вымысла. «Собрание ошибок против логики и грамматики.

Сенковский: «У нас, как и везде, есть Собакевичи и Плюшкины, но как по собранию уродов можно судить о России?»

Шевырев пытается обезвредить содержание «Арабесок» и «Миргорода», взять Гоголя под свою опеку.

Самарин в «МД» видит внутреннюю потребность Г к очищению. «У Г под изображением действительности скрывается душевная скорбная исповедь». Считает, что в первом томе Г показал только одну сторону русской жизни – «русская жизнь в пол-обхвата». Верит в неизбежность перелома в творчестве и перехода от изображения всякой грязи к светлой стороне.

Аксаков и Белинский.

Бел в «ЛМ» 1834 г. превозносит Г, выделяет ему определенный период в литературе – глава прозаическо-народного периода.

В 1835 г. в статье «О русской повести…» пишет, что Г совершил переворот в прозе. Подчеркивает, что Г – русский писатель. У Г русские темы, герои, а главное – настроение.

Комизм Г носит особенный характер – это «гумор чисто русский; с одной стороны, он спокойный, простодушный, где автор прикидывается простачком. Но в повестях «Миргорода» и «Арабесок» он смешит только детей. Гумор Г не щадит ничтожества».

Г – представитель реальной поэзии.

В 1839 Бел пишет статью «Горе от ума», где большая часть посвящена «Ревизору», в которой пытается навязать читателю примирение с действительностью. Отвергает «ГотУ», так как это сатира, которая не является ХП. «Ревизор» - «У Г действительность для того показывается нам такой, какой она есть, чтобы навести нас на ясность содержания жизни такой, как она должна быть». Видит в комедии глубокий философский смысл.

«МД»

Бел много сделал для того, чтобы рукопись вышла в печать. В марте 47 Бел интересуется судьбой «МД» у Боткина. Он знал о замысле. Сразу после выхода появилась статья «МД»: сочинение Г», где называет Г поэтом социальным, в духе времени. Он приписывает Г то, чего нет: Сознательную мысль (субъективность). Он противопоставляет созерцание жизни и критицизм. У Г видит критицизм. Теперь признает сатиру законным родом поэзии.

Аксаков называет Г Гомером, который возрождает древний эпос с его созерцанием жизни, философским взглядом. Поэма раскрывает субстанцию русского духа. Разделяет Г и НШ. Первый том – заявка на великое художественное полотно. Аксаков более прав, чем Бел.

Бел отвечает новой статьей «Несколько слов…». Если Аксаков писал об акте творчества, то Бел пишет о вздорности сопоставления С Гомером, потому что «Илиада» выразила содержание мировой, вечной жизни, а «МД» - произведение на конкретную тему современной жизни. Никакого созерцания в ней нет, здесь только сатира. Бел пишет, что действительность у Г отрицается. Подчеркивает, что у Г не созерцание жизни, а созерцательная мысль художника.

Аксаков отвечает статьей «Объяснение по поводу поэмы «МД», где повторяет, что уе написал.

Бел пишет «Объяснение на объяснение..» где тоже повторяет мысли. На этом полемика закончилась, но! В письмах он повторяет мысли Аксакова. Белинскому трудно было совместить верный взгляд на искусство с тенденциозностью.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

55603. ВИКОНАННЯ КАСОВИХ ОПЕРАЦІЙ. РОЗРАХУНКИ З ПІДЗВІТНИМИ ОСОБАМИ 491 KB
  Звідси випливає завдання істотного поліпшення системи вищої освіти, якості підготовки фахівців. Все це викликає необхідність перегляду мети, змісту і технологій навчання, а, остаточно, самих уявлень про кваліфікованих працівників – випускників вищих навчальних закладів – високоосвічених, компетентних, здатних приймати правильні обґрунтовані рішення в умовах, що постійно змінюються, які можуть знайти застосування своїм знанням та вмінням у різних сферах діяльності.
55604. РЕКЛАМА 200.5 KB
  Мета проекту: активувати творчу ініціативу вихованців через пошукову діяльність; розвивати інтерес до економічного і політичного розуміння свого місця і значення в суспільному житті; сприяти вихованню в учнів активної життєвої позиції; познайомити дітей із терміном рекламa...
55605. Реклама – как карьера. Её роль в бизнесе 42 KB
  Advertising has rapidly rushed into our life. TV- programs, radio-news, newspapers deal with the advertising every day, using different ways of its presentation. So the topic of our lesson is the role of advertising in business and everyday life. Let’s recollect words and expressions we need for our discussion.
55606. Рекомендации для учителей начальных классов по использованию групповых форм работы на уроках чтения и письма 57.5 KB
  Чтение слов анаграмм составление учащимися слов анаграмм обмен зашифрованными словами Налво волна клво волк Ронова ворона вемеддь медведь Швиня вишня бейрово воробей Упражнение БимБом слоговая зарядка: 1ученик называет слог...
55607. Рельєф України (рівнини) 132.5 KB
  Мета: поглибити та систематизувати одержані з попередніх курсів знання учнів про рельєф та сили що беруть участь у його формуванні; вивчити загальний план будови поверхні території України; сформувати знання про особливості розташування великих форм рельєфу на території України...
55608. Загальна характеристика рельєфу України 66 KB
  Мета: сформувати уявлення про характерні риси рельєфу України та його особливості на основі знань з попередніх курсів. Удосконалювати навички та вміння самостійно аналізувати, пояснювати, надавати характеристики основним формам рельєфу...
55610. Индуизм и другие культы Дравидии 224 KB
  Влево вправо бегают глаза ищут бегают по всей вселенной и возникает эта ось и вокруг оси идёт вращение – это все кто ищет. Почему возникает Потому что перед тем как встретить того кто едет надо приготовления делать.
55611. Релігія та культурне життя середньовічної Європи 230 KB
  Мета: з’ясувати роль християнської церкви в середньовічному суспільстві; установити зв'язок між церквою та державною владою; охарактеризувати католицькі чернечі ордени та їх вплив на суспільне життя; розвивати вміння досліджувати суспільні явища та події; формувати навички мовленнєвих компетентностей.