34623

Споры вокруг творчества Гоголя в критике 30 – 40-х гг

Доклад

Литература и библиотековедение

Аксаков и Белинский. Бел в ЛМ 1834 г. В 1839 Бел пишет статью Горе от ума где большая часть посвящена Ревизору в которой пытается навязать читателю примирение с действительностью. МД Бел много сделал для того чтобы рукопись вышла в печать.

Русский

2013-09-08

27 KB

0 чел.

Вопрос №9.

Споры вокруг творчества Гоголя в критике 30 – 40-х гг.

Славянофилы, официальная народность, западники. Оф. народность оценивала Гоголя резко отрицательно. Булгарин называет его автором грязных фарсов: «Зачем показывать грязные лохмотья?», «Нет ни одного порядочного человека среди персонажей: дураки или воры»,  «Гоголь – русский Поль де Кок для низкопробных вкусов читающей публики».

Сенковкий: (О «Ревизоре») пытается нивелировать Г, сделать его автором анекдотов. Предмет «Ревизора» - анекдот, а не комедия нравов, случай, история одного случая. В жизни так не бывает.

Полевой: О «Ревизоре»: значение его некоторыми преувеличено. Это фарс: в нем нет ни цели, ни определенны характеров. Происшествие анекдотическое. Все вместе уморительно смешно.

В 40-х гг. выходит первый то «Мертвых душ». Официальная народность видит в них сколок с «Ревизора», бедность содержания, бедность вымысла. «Собрание ошибок против логики и грамматики.

Сенковский: «У нас, как и везде, есть Собакевичи и Плюшкины, но как по собранию уродов можно судить о России?»

Шевырев пытается обезвредить содержание «Арабесок» и «Миргорода», взять Гоголя под свою опеку.

Самарин в «МД» видит внутреннюю потребность Г к очищению. «У Г под изображением действительности скрывается душевная скорбная исповедь». Считает, что в первом томе Г показал только одну сторону русской жизни – «русская жизнь в пол-обхвата». Верит в неизбежность перелома в творчестве и перехода от изображения всякой грязи к светлой стороне.

Аксаков и Белинский.

Бел в «ЛМ» 1834 г. превозносит Г, выделяет ему определенный период в литературе – глава прозаическо-народного периода.

В 1835 г. в статье «О русской повести…» пишет, что Г совершил переворот в прозе. Подчеркивает, что Г – русский писатель. У Г русские темы, герои, а главное – настроение.

Комизм Г носит особенный характер – это «гумор чисто русский; с одной стороны, он спокойный, простодушный, где автор прикидывается простачком. Но в повестях «Миргорода» и «Арабесок» он смешит только детей. Гумор Г не щадит ничтожества».

Г – представитель реальной поэзии.

В 1839 Бел пишет статью «Горе от ума», где большая часть посвящена «Ревизору», в которой пытается навязать читателю примирение с действительностью. Отвергает «ГотУ», так как это сатира, которая не является ХП. «Ревизор» - «У Г действительность для того показывается нам такой, какой она есть, чтобы навести нас на ясность содержания жизни такой, как она должна быть». Видит в комедии глубокий философский смысл.

«МД»

Бел много сделал для того, чтобы рукопись вышла в печать. В марте 47 Бел интересуется судьбой «МД» у Боткина. Он знал о замысле. Сразу после выхода появилась статья «МД»: сочинение Г», где называет Г поэтом социальным, в духе времени. Он приписывает Г то, чего нет: Сознательную мысль (субъективность). Он противопоставляет созерцание жизни и критицизм. У Г видит критицизм. Теперь признает сатиру законным родом поэзии.

Аксаков называет Г Гомером, который возрождает древний эпос с его созерцанием жизни, философским взглядом. Поэма раскрывает субстанцию русского духа. Разделяет Г и НШ. Первый том – заявка на великое художественное полотно. Аксаков более прав, чем Бел.

Бел отвечает новой статьей «Несколько слов…». Если Аксаков писал об акте творчества, то Бел пишет о вздорности сопоставления С Гомером, потому что «Илиада» выразила содержание мировой, вечной жизни, а «МД» - произведение на конкретную тему современной жизни. Никакого созерцания в ней нет, здесь только сатира. Бел пишет, что действительность у Г отрицается. Подчеркивает, что у Г не созерцание жизни, а созерцательная мысль художника.

Аксаков отвечает статьей «Объяснение по поводу поэмы «МД», где повторяет, что уе написал.

Бел пишет «Объяснение на объяснение..» где тоже повторяет мысли. На этом полемика закончилась, но! В письмах он повторяет мысли Аксакова. Белинскому трудно было совместить верный взгляд на искусство с тенденциозностью.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

8053. История зарождения и развития представлений о дидактике как науке 32.83 KB
  История зарождения и развития представлений о дидактике как науке Дидактика есть часть педагогики, приобретающая в настоящее время черты самостоятельной научной дисциплины. Предметом дидактики являются процессы образования и обучения, которые тесно ...
8054. Основы дидактики 29.08 KB
  Основы дидактики Проблемы обучения и образования исследует часть педагогики, которая называется дидактикой. Термин дидактика греческого происхождения и в переводе означает поучающий. Основными категориями дидактики являются: преподавание, учение...
8055. Тенденции развития современного образования 24.92 KB
  Тенденции развития современного образования Системы образования призваны способствовать реализации основных задач социально - экономического и культурного развития общества, ибо именно школа, вуз готовят человека к активной деятельности в разных сфе...
8056. Национальная система образования РБ 23.12 KB
  Национальная система образования РБ В соответствии с действующим законодательством руководство образованием в Республике Беларусь осуществляют органы государственного управления (законодательство - Верховный Совет республики, исполнение законов...
8057. Процесс обучения, его сущность, структурные компоненты, их характеристика 23.21 KB
  Процесс обучения, его сущность, структурные компоненты, их характеристика. Обучение - это целенаправленный процесс, направленный на формирование личности посредством передачи научных знаний и усвоение культурного опыта общества. Уже в древности...
8058. Закономерности и функции процесса обучения 23.44 KB
  Закономерности и функции процесса обучения Процесс обучения может быть представлен следующими основными функциями: образовательная, воспитательная и развивающая. К функции образования относится овладение учащимися научными знаниями и умениями, а так...
8059. Принципы обучения. Характеристика принципа обучения 25.22 KB
  Принципы обучения. Характеристика принципа обучения Для организации учебного процесса необходимы конкретные указания, которые не содержаться в закономерностях обучения. Практические указания содержатся в принципах и правилах обучения. Дидактические ...
8060. Понятие метод обучения. Различные подходы к классификации 24.46 KB
  Понятие метод обучения. Различные подходы к классификации Сущность обучения состоит во взаимодействии учителя и учащихся с целью усвоения, учениками содержания социального опыта, их воспитания, формирования научного мировоззрения. Успех воспитания и...
8061. Истории возникновения и развития форм обучения 29.59 KB
  Истории возникновения и развития форм обучения Формы организации обучения имеют долгую историю. На заре человечества опыт и знания передавали детям в процессе разнообразной трудовой деятельности. Трудовая деятельность выступала универсальной формой ...