34623

Споры вокруг творчества Гоголя в критике 30 – 40-х гг

Доклад

Литература и библиотековедение

Аксаков и Белинский. Бел в ЛМ 1834 г. В 1839 Бел пишет статью Горе от ума где большая часть посвящена Ревизору в которой пытается навязать читателю примирение с действительностью. МД Бел много сделал для того чтобы рукопись вышла в печать.

Русский

2013-09-08

27 KB

0 чел.

Вопрос №9.

Споры вокруг творчества Гоголя в критике 30 – 40-х гг.

Славянофилы, официальная народность, западники. Оф. народность оценивала Гоголя резко отрицательно. Булгарин называет его автором грязных фарсов: «Зачем показывать грязные лохмотья?», «Нет ни одного порядочного человека среди персонажей: дураки или воры»,  «Гоголь – русский Поль де Кок для низкопробных вкусов читающей публики».

Сенковкий: (О «Ревизоре») пытается нивелировать Г, сделать его автором анекдотов. Предмет «Ревизора» - анекдот, а не комедия нравов, случай, история одного случая. В жизни так не бывает.

Полевой: О «Ревизоре»: значение его некоторыми преувеличено. Это фарс: в нем нет ни цели, ни определенны характеров. Происшествие анекдотическое. Все вместе уморительно смешно.

В 40-х гг. выходит первый то «Мертвых душ». Официальная народность видит в них сколок с «Ревизора», бедность содержания, бедность вымысла. «Собрание ошибок против логики и грамматики.

Сенковский: «У нас, как и везде, есть Собакевичи и Плюшкины, но как по собранию уродов можно судить о России?»

Шевырев пытается обезвредить содержание «Арабесок» и «Миргорода», взять Гоголя под свою опеку.

Самарин в «МД» видит внутреннюю потребность Г к очищению. «У Г под изображением действительности скрывается душевная скорбная исповедь». Считает, что в первом томе Г показал только одну сторону русской жизни – «русская жизнь в пол-обхвата». Верит в неизбежность перелома в творчестве и перехода от изображения всякой грязи к светлой стороне.

Аксаков и Белинский.

Бел в «ЛМ» 1834 г. превозносит Г, выделяет ему определенный период в литературе – глава прозаическо-народного периода.

В 1835 г. в статье «О русской повести…» пишет, что Г совершил переворот в прозе. Подчеркивает, что Г – русский писатель. У Г русские темы, герои, а главное – настроение.

Комизм Г носит особенный характер – это «гумор чисто русский; с одной стороны, он спокойный, простодушный, где автор прикидывается простачком. Но в повестях «Миргорода» и «Арабесок» он смешит только детей. Гумор Г не щадит ничтожества».

Г – представитель реальной поэзии.

В 1839 Бел пишет статью «Горе от ума», где большая часть посвящена «Ревизору», в которой пытается навязать читателю примирение с действительностью. Отвергает «ГотУ», так как это сатира, которая не является ХП. «Ревизор» - «У Г действительность для того показывается нам такой, какой она есть, чтобы навести нас на ясность содержания жизни такой, как она должна быть». Видит в комедии глубокий философский смысл.

«МД»

Бел много сделал для того, чтобы рукопись вышла в печать. В марте 47 Бел интересуется судьбой «МД» у Боткина. Он знал о замысле. Сразу после выхода появилась статья «МД»: сочинение Г», где называет Г поэтом социальным, в духе времени. Он приписывает Г то, чего нет: Сознательную мысль (субъективность). Он противопоставляет созерцание жизни и критицизм. У Г видит критицизм. Теперь признает сатиру законным родом поэзии.

Аксаков называет Г Гомером, который возрождает древний эпос с его созерцанием жизни, философским взглядом. Поэма раскрывает субстанцию русского духа. Разделяет Г и НШ. Первый том – заявка на великое художественное полотно. Аксаков более прав, чем Бел.

Бел отвечает новой статьей «Несколько слов…». Если Аксаков писал об акте творчества, то Бел пишет о вздорности сопоставления С Гомером, потому что «Илиада» выразила содержание мировой, вечной жизни, а «МД» - произведение на конкретную тему современной жизни. Никакого созерцания в ней нет, здесь только сатира. Бел пишет, что действительность у Г отрицается. Подчеркивает, что у Г не созерцание жизни, а созерцательная мысль художника.

Аксаков отвечает статьей «Объяснение по поводу поэмы «МД», где повторяет, что уе написал.

Бел пишет «Объяснение на объяснение..» где тоже повторяет мысли. На этом полемика закончилась, но! В письмах он повторяет мысли Аксакова. Белинскому трудно было совместить верный взгляд на искусство с тенденциозностью.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

10341. Дидактика как теория образования и обучения, ее современные проблемы. Психология обучения (В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин) 73 KB
  Дидактика как теория образования и обучения ее современные проблемы. Психология обучения В.В. Давыдов Д.Б. Эльконин. Соотношение психологии обучения и дидактики. Когнитивная сфера личности как основа процесса обучения. Проблема соотношения обучения и развития в истори
10342. Теоретические основы, структура и функции процесса обучения. Закономерности и принципы обучения. Обучение как преподавание и как учение 75 KB
  Теоретические основы структура и функции процесса обучения. Закономерности и принципы обучения. Обучение как преподавание и как учение. Деятельность учителя в учебном процессе. Педагогические способности и их характеристика Н.В. Кузьмина А.К. Маркова. Технология проек
10343. Психологические основы деятельности учащихся в процессе обучения. Учебная деятельность, ее внешняя и внутренняя структура 67 KB
  Психологические основы деятельности учащихся в процессе обучения. Учебная деятельность ее внешняя и внутренняя структура. Формирование мотивов учения А.Б. Орлов А.К. Маркова. Диагностика учебной деятельности учащихся. Психокоррекционная работа с детьми. Обучение...
10344. Научные основы содержания общего образования. Современные концепции содержания образования (М.Н. Скаткин, И.Я. Лернер, В.В. Краевский) 71 KB
  Научные основы содержания общего образования. Современные концепции содержания образования М.Н. Скаткин И.Я. Лернер В.В. Краевский. Стандартизация образования. Психологопедагогические аспекты компетентностного подхода к отбору содержания образования. Базисный учебн
10345. Закономерности и принципы обучения. Принципы обучения в педагогических теориях Я.А. Коменского, К.Д. Ушинского, Л.Н.Толстого. 66.5 KB
  Закономерности и принципы обучения. Принципы обучения в педагогических теориях Я.А. Коменского К.Д. Ушинского Л.Н.Толстого. Психологическое обоснование дидактических принципов. Система принципов обучения в современной дидактике их реализация в практической работе учи
10346. Характеристика основных положений теории проблемно-развивающего и модульного обучения 77 KB
  Характеристика основных положений теории проблемно-развивающего и модульного обучения И.Я. Лернер М.Н. Скаткин М.И. Махмутов А.М Матюшкин Л.В. Занков В.В. Давыдов Д.Б. Эльконин и др.. Общая характеристика мышления понятие виды формы мыслительные операции. В практике
10347. Компьютер в школе. Психолого-педагогические основы компьютеризации образовательного процесса 71 KB
  Компьютер в школе. Психологопедагогические основы компьютеризации образовательного процесса. Проблемы и риски в использовании компьютеров в школе. Компьютерная зависимость и способы ее преодоления. На сегодняшний день компьютер стал неотъемлемой частью учебного про...
10348. Тесты, их классификация. Психолого-педагогические требования к разработке и применению тестов в педагогическом процессе 92.5 KB
  Тесты их классификация. Психолого-педагогические требования к разработке и применению тестов в педагогическом процессе. Тест – стандартизированные задания результат выполнения которых позволяет измерять некоторые психофизиологические и личностные характеристики ...
10349. Методика индивидуально-дифференцированного подхода в обучении. Понятия обученности и обучаемости, их взаимосвязь 82 KB
  Методика индивидуально-дифференцированного подхода в обучении. Понятия обученности и обучаемости их взаимосвязь. Характеристика трех типов учения П.Я. Гальперин. Различные виды дифференциации в обучении. Психолого-педагогические условия эффективной индивидуализации...