34626

Неославянофильство и почвенничество в критике 50 – 60-х гг

Доклад

Литература и библиотековедение

Основные идеи неославянофильства и почвенничества: идеализация общинного национального сознания соборность русского народа в силу климата географического положения соборность смиренномудрие национальный характер сохраняется не только в крестьянстве но и в купечестве. Размышляет что такое СОБОРНОСТЬ. Разводит понятия СОБОРНОСТЬ и КОЛЛЕКТИВ. Соборность не уничтожает индивидуальность народа.

Русский

2013-09-08

29 KB

8 чел.

Вопрос №18.

Неославянофильство и почвенничество в критике 50 – 60-х гг.

1848 г. – веха. Заканчиваются сороковые годы французской революцией. В России предпринимаются меры, чтобы сдержать революционную волну. Начинается мрачное семилетие, которое кончается 1855 г. – смертью Николая первого: разгул террора, зверства полиции.

Меры Николая: назначен новый министр просвещения: вместо Уварова – Ширинский-Шихматов. Был созван новый цензурный комитет. В 1847 г. за границу уезжает Герцен, чтобы оттуда бороться с русским самодержавием. Оттуда он увидел изъяны социальной доктрины. «Демократия – очистительный огонь, но что он очищает? В ней таится странная мощь разрушения».

1850 г. – начинаются гонения на отрицательные стороны демократии. Знамение времени – раскол в журнале «Современник». Как реакция на западничество формируется много разных направлений:

  1.  либеральное славянофильство, которое приобретает другие формы:
  2.  неославянофильство
  3.  почвенничество
  4.  революционная демократия.

В «Современнике не могут участвовать люди разных направлений. В «Современнике» остаются Некрасов, Добролюбов, Чернышевский. Уходят Толстой и Тургенев.

Появляется чистое искусство – Фет, Тютчев, Майков, а в критике новое направление – эстетическая, артистическая критика, которая боролась против тенденциозности в искусстве.

Эстеты – Анненков, Дружинин, Боткин и славянофилы/почвенники – Достоевский, Григорьев, Страхов выступали против рев. демократов, Чернышевского и Добролюбова. После смерти Добролюбова и ссылки Чернышевского их место занимают критики-народники как продолжатели традиций рев. демократии.

В 1850 году издатель «Москвитянина» Погодин приглашает в журнал Островского и Григорьева. Славянофильство приобретает новые черты: младомосквитянинцы внесли нечто особое в славянофильство.

Выходят журналы «Русская беседа» (56 – 60), «Время» (61 – 63), «Эпоха» (63 – 64).

Основные идеи неославянофильства и почвенничества:

  1.  идеализация общинного национального сознания (соборность русского народа в силу климата, географического положения)
  2.  соборность
  3.  смиренномудрие
  4.  национальный характер сохраняется не только в крестьянстве, но и в купечестве.
  5.  сословия – это разные формы служения слову 9Богу), нации, государству, отечеству.
  6.  начали осмыслять процесс разрушения национального организма.

Почвенники:

«Кто почвы под собой не имеет, тот Бога не имеет».

Ничем не отличается от славянофильства. Во «Времени», «Эпохе» идеологом почвенничества становится Страхов, философ-идеалист. Высмеял теорию Дарвина. Григорьев считал Страхова лучшим критиком своего времени. Одна из его работ – «Борьба с западом в нашей литературе», где истолковывает РЛ как православную, след. Славянофильскую.

«Из истории литературного нигилизма» - история идейной борьбы в России 19 века. Пишет о столкновении Запада и России в идеалах и типах. Выделяет в РЛ 2 типа:

  1.  смиренный (Белкин, Максим Максимович, Платон Каратаев, Кутузов)
  2.  хищный (Герман, Печорин, Наполеон).

Для него толстой – с/ф; в его творчестве есть нравственно-религиозный смысл. Размышляет, что такое СОБОРНОСТЬ.  Разводит понятия СОБОРНОСТЬ и КОЛЛЕКТИВ. Соборность не уничтожает индивидуальность народа. Она выражает исторический опыт нации. Коллектив – толпа, безликая масса.

Православная соборность. Достоевский использует формулу МИРОМ ГОСПОДУ ПОМОЛИМСЯ. Об этом писал и Розанов: «Христианская любовь – главная черта русской культуры».

Демократия – власть толпы, демократия – благо народа, где власть дают челу в своем доме, в своем поле. Русские цари были демократами, так как у каждого был свой дом, свой участок земли.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

9826. Сущность и функции исторического знания. Методология исторической науки. Общее и особенное в историческом развитии России 30.29 KB
  Сущность и функции исторического знания. Методология исторической науки. Общее и особенное в историческом развитии России. 1. Русский литератор, философ и общественный деятель XIX века. Н.Г. Чернышевский писал: Можно не знать, не чувствовать влечения...
9827. Россия в условиях форсированной модернизации конца 19 начала 20 веков. Реформы Вите 24.06 KB
  Россия в условиях форсированной модернизации конца 19 начала 20 веков. Реформы Вите. На рубеже XIX-XX веков Россия была великой мировой державой, территория которой занимала шестую часть земного шара, а население составляло около 130 млн. человек (в...
9828. Основные этапы отечественной историографии по истории России 28.85 KB
  Основные этапы отечественной историографии по истории России. Слово историография происходит от греческого история - разведывание, исследование прошлого и графо - пишу. Понятие историография неоднозначно. Таким термином часто называют истори...
9829. Модернизация политической системы России в начале 20 века, политические партии, опыт думского парламента 48.2 KB
  Модернизация политической системы России в начале 20 века, политические партии, опыт думского парламента В политическом отношении Россия в конце XIX - начале XX века представляла собой монархию с неограниченным самодержавием, О свободе слова, собран...
9830. Происхождение восточных славян и проблемы становления древнерусского государственности 27.8 KB
  Происхождение восточных славян и проблемы становления древнерусского государственности Прежде чем ответить на вопрос о том, как сформировалось государство Российское, необходимо понять, кто такие славяне, откуда есть пошла Русская земля. Проблема пр...
9831. Российское общество в условиях форсирования модернизации начала 20 века: реформы Столыпина 24.55 KB
  Российское общество в условиях форсирования модернизации начала 20 века: реформы Столыпина. На рубеже XIX-XX веков Россия была великой мировой державой, территория которой занимала шестую часть земного шара, а население составляло около 130 млн. чел...
9832. Киевская Русь 9-11 веках особенности государственного строя и социально-политического развития 25.91 KB
  Киевская Русь 9-11 веках особенности государственного строя и социально-политического развития. В Киевской Руси, как и в других государствах Западной Европы, в X-XI веках начало складываться феодальное общество. Древнерусское государство было полиэт...
9833. Россия в первой мировой войне. Истоки общенационального кризиса. (1914-1917) 21.95 KB
  Россия в первой мировой войне. Истоки общенационального кризиса. (1914-1917). Наметившаяся после революции 1905-1907 гг. тенденция стабилизации общественной жизни не смогла в полной мере реализоваться не только из-за непоследовательности столыпински...
9834. Крещение Руси и его историческое значение 29.32 KB
  Крещение Руси и его историческое значение. Важнейшим событием в истории Древнерусского государства явилось принятие князем Владимиром христианства в его православном варианте. Для исторических исследований характерна общность взглядов на предпосылки...