34626

Неославянофильство и почвенничество в критике 50 – 60-х гг

Доклад

Литература и библиотековедение

Основные идеи неославянофильства и почвенничества: идеализация общинного национального сознания соборность русского народа в силу климата географического положения соборность смиренномудрие национальный характер сохраняется не только в крестьянстве но и в купечестве. Размышляет что такое СОБОРНОСТЬ. Разводит понятия СОБОРНОСТЬ и КОЛЛЕКТИВ. Соборность не уничтожает индивидуальность народа.

Русский

2013-09-08

29 KB

8 чел.

Вопрос №18.

Неославянофильство и почвенничество в критике 50 – 60-х гг.

1848 г. – веха. Заканчиваются сороковые годы французской революцией. В России предпринимаются меры, чтобы сдержать революционную волну. Начинается мрачное семилетие, которое кончается 1855 г. – смертью Николая первого: разгул террора, зверства полиции.

Меры Николая: назначен новый министр просвещения: вместо Уварова – Ширинский-Шихматов. Был созван новый цензурный комитет. В 1847 г. за границу уезжает Герцен, чтобы оттуда бороться с русским самодержавием. Оттуда он увидел изъяны социальной доктрины. «Демократия – очистительный огонь, но что он очищает? В ней таится странная мощь разрушения».

1850 г. – начинаются гонения на отрицательные стороны демократии. Знамение времени – раскол в журнале «Современник». Как реакция на западничество формируется много разных направлений:

  1.  либеральное славянофильство, которое приобретает другие формы:
  2.  неославянофильство
  3.  почвенничество
  4.  революционная демократия.

В «Современнике не могут участвовать люди разных направлений. В «Современнике» остаются Некрасов, Добролюбов, Чернышевский. Уходят Толстой и Тургенев.

Появляется чистое искусство – Фет, Тютчев, Майков, а в критике новое направление – эстетическая, артистическая критика, которая боролась против тенденциозности в искусстве.

Эстеты – Анненков, Дружинин, Боткин и славянофилы/почвенники – Достоевский, Григорьев, Страхов выступали против рев. демократов, Чернышевского и Добролюбова. После смерти Добролюбова и ссылки Чернышевского их место занимают критики-народники как продолжатели традиций рев. демократии.

В 1850 году издатель «Москвитянина» Погодин приглашает в журнал Островского и Григорьева. Славянофильство приобретает новые черты: младомосквитянинцы внесли нечто особое в славянофильство.

Выходят журналы «Русская беседа» (56 – 60), «Время» (61 – 63), «Эпоха» (63 – 64).

Основные идеи неославянофильства и почвенничества:

  1.  идеализация общинного национального сознания (соборность русского народа в силу климата, географического положения)
  2.  соборность
  3.  смиренномудрие
  4.  национальный характер сохраняется не только в крестьянстве, но и в купечестве.
  5.  сословия – это разные формы служения слову 9Богу), нации, государству, отечеству.
  6.  начали осмыслять процесс разрушения национального организма.

Почвенники:

«Кто почвы под собой не имеет, тот Бога не имеет».

Ничем не отличается от славянофильства. Во «Времени», «Эпохе» идеологом почвенничества становится Страхов, философ-идеалист. Высмеял теорию Дарвина. Григорьев считал Страхова лучшим критиком своего времени. Одна из его работ – «Борьба с западом в нашей литературе», где истолковывает РЛ как православную, след. Славянофильскую.

«Из истории литературного нигилизма» - история идейной борьбы в России 19 века. Пишет о столкновении Запада и России в идеалах и типах. Выделяет в РЛ 2 типа:

  1.  смиренный (Белкин, Максим Максимович, Платон Каратаев, Кутузов)
  2.  хищный (Герман, Печорин, Наполеон).

Для него толстой – с/ф; в его творчестве есть нравственно-религиозный смысл. Размышляет, что такое СОБОРНОСТЬ.  Разводит понятия СОБОРНОСТЬ и КОЛЛЕКТИВ. Соборность не уничтожает индивидуальность народа. Она выражает исторический опыт нации. Коллектив – толпа, безликая масса.

Православная соборность. Достоевский использует формулу МИРОМ ГОСПОДУ ПОМОЛИМСЯ. Об этом писал и Розанов: «Христианская любовь – главная черта русской культуры».

Демократия – власть толпы, демократия – благо народа, где власть дают челу в своем доме, в своем поле. Русские цари были демократами, так как у каждого был свой дом, свой участок земли.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

85028. Аварии на гидротехнических сооружениях и их последствия. Обеспечение защиты населения от последствий аварий 34.02 KB
  Аварии на гидротехнических сооружениях и их последствия. Сформировать у обучаемых общее представление о гидродинамической аварии возможных причинах ее возникновения и возможных последствиях. Гидродинамические аварии и причины их возникновения. Дать определение гидродинамической аварии.
85029. Оповещение и эвакуация населения в чрезвычайных ситуациях техногенного характера 32.61 KB
  Оповещение и эвакуация населения в чрезвычайных ситуациях техногенного характера Цели урока. Познакомить учащихся с организацией оповещения населения о чрезвычайных ситуациях техногенного характера. Познакомить учащихся с одной из основных мер по экстренной защите населения от поражающих факторов чрезвычайных ситуаций эвакуацией населения. Размещение эвакуированного населения.
85030. Мероприятия по инженерной защите населения от чрезвычайных ситуаций техногенного характера 30.68 KB
  Обобщить знания о защитных сооружениях гражданской обороны и их предназначении. Защитные сооружения гражданской обороны и их предназначение. Правила поведения укрываемых в защитных сооружениях гражданской обороны. Основные мероприятия инженерной защиты населения: укрытие людей в защитных сооружениях гражданской обороны и в приспособленных сооружениях подвальные помещения цокольные этажи подземные пространства объектов торговосоциального назначения; использование отдельных герметизированных помещений в жилых домах и общественных...
85031. Психологическая уравновешенность 30.75 KB
  Необходимость воспитания психологической уравновешенности в школьном возрасте. Основные направления воспитания психологической уравновешенности. При этом нередко появляются признаки эмоциональной психологической неустойчивости: колебание настроения без видимых причин сочетание повышенной чувствительности ранимости и подчеркнутой развязности и показной самоуверенности. Обсудить общие направления воспитания психологической уравновешенности: побороть в себе робость воспитать уверенность; постоянно работать над самосовершенствованием.
85032. Стресс и его влияние на человека 31.18 KB
  Стресс и его влияние на человека Цель урока. Познакомить учащихся с понятиями стрессовый фактор и стресс; проанализировать стадии стресса влияние сильного стресса на здоровье человека. Изучаемые вопросы Стрессовые факторы и стресс. Стадии стресса влияние сильного стресса на здоровье.
85033. Анатомо-физиологические особенности подросткового возраста 31.27 KB
  Познакомить учащихся с особенностями развития организма в подростковом возрасте обратить внимание на возможность появления функциональных расстройств в организме человека. Изучаемые вопросы Развитие человека в подростковом возрасте. Правила личной гигиены в подростковом возрасте. В подростковом возрасте могут возникнуть различные функциональные расстройства органов: повышение кровяного артериального давления сердцебиение учащение пульса иногда одышка головная боль.
85034. Формирование личности подростка в процессе взаимоотношений со взрослыми 32.05 KB
  Обсудить стратегию поведения в возможных конфликтных ситуациях с родителями чтобы не доводить эти ситуации до критических. Стратегия поведения подростка в конфликтной ситуации с родителями. В процессе социального взросления подростка особую роль играет семья и общение с родителями. Стратегии поведения подростка в случае возникновения конфликта с родителями должны исходить из принципов сотрудничества.
85035. Формирование личности во взаимоотношениях со сверстниками 30.82 KB
  Формирование личности во взаимоотношениях со сверстниками Цель урока. Проанализировать причины возрастания потребности в общении со сверстниками; особенности общения в подростковом возрасте. Изучаемые вопросы Потребности в общении со сверстниками в подростковом возрасте. Изложение учебного материала Обратить внимание учащихся что подростковый возраст это период когда потребность в общении со сверстниками становится одной из центральных.
85036. Формирование взаимоотношений со сверстниками противоположного пола 30.74 KB
  Формирование взаимоотношений со сверстниками противоположного пола Цель урока. Сформировать убеждение что каждый человек должен рассматривать вопросы взаимоотношений с лицами противоположного пола с позиций норм нравственности и обеспечения сохранения своего здоровья и здоровья окружающих. Обратить внимание учащихся на особое место которое начинают занимать в их жизни взаимоотношения со сверстниками противоположного пола. Интерес к вопросам пола и первая влюбленность у многих возникают очень рано часто задолго до наступления полового...