34626

Неославянофильство и почвенничество в критике 50 – 60-х гг

Доклад

Литература и библиотековедение

Основные идеи неославянофильства и почвенничества: идеализация общинного национального сознания соборность русского народа в силу климата географического положения соборность смиренномудрие национальный характер сохраняется не только в крестьянстве но и в купечестве. Размышляет что такое СОБОРНОСТЬ. Разводит понятия СОБОРНОСТЬ и КОЛЛЕКТИВ. Соборность не уничтожает индивидуальность народа.

Русский

2013-09-08

29 KB

8 чел.

Вопрос №18.

Неославянофильство и почвенничество в критике 50 – 60-х гг.

1848 г. – веха. Заканчиваются сороковые годы французской революцией. В России предпринимаются меры, чтобы сдержать революционную волну. Начинается мрачное семилетие, которое кончается 1855 г. – смертью Николая первого: разгул террора, зверства полиции.

Меры Николая: назначен новый министр просвещения: вместо Уварова – Ширинский-Шихматов. Был созван новый цензурный комитет. В 1847 г. за границу уезжает Герцен, чтобы оттуда бороться с русским самодержавием. Оттуда он увидел изъяны социальной доктрины. «Демократия – очистительный огонь, но что он очищает? В ней таится странная мощь разрушения».

1850 г. – начинаются гонения на отрицательные стороны демократии. Знамение времени – раскол в журнале «Современник». Как реакция на западничество формируется много разных направлений:

  1.  либеральное славянофильство, которое приобретает другие формы:
  2.  неославянофильство
  3.  почвенничество
  4.  революционная демократия.

В «Современнике не могут участвовать люди разных направлений. В «Современнике» остаются Некрасов, Добролюбов, Чернышевский. Уходят Толстой и Тургенев.

Появляется чистое искусство – Фет, Тютчев, Майков, а в критике новое направление – эстетическая, артистическая критика, которая боролась против тенденциозности в искусстве.

Эстеты – Анненков, Дружинин, Боткин и славянофилы/почвенники – Достоевский, Григорьев, Страхов выступали против рев. демократов, Чернышевского и Добролюбова. После смерти Добролюбова и ссылки Чернышевского их место занимают критики-народники как продолжатели традиций рев. демократии.

В 1850 году издатель «Москвитянина» Погодин приглашает в журнал Островского и Григорьева. Славянофильство приобретает новые черты: младомосквитянинцы внесли нечто особое в славянофильство.

Выходят журналы «Русская беседа» (56 – 60), «Время» (61 – 63), «Эпоха» (63 – 64).

Основные идеи неославянофильства и почвенничества:

  1.  идеализация общинного национального сознания (соборность русского народа в силу климата, географического положения)
  2.  соборность
  3.  смиренномудрие
  4.  национальный характер сохраняется не только в крестьянстве, но и в купечестве.
  5.  сословия – это разные формы служения слову 9Богу), нации, государству, отечеству.
  6.  начали осмыслять процесс разрушения национального организма.

Почвенники:

«Кто почвы под собой не имеет, тот Бога не имеет».

Ничем не отличается от славянофильства. Во «Времени», «Эпохе» идеологом почвенничества становится Страхов, философ-идеалист. Высмеял теорию Дарвина. Григорьев считал Страхова лучшим критиком своего времени. Одна из его работ – «Борьба с западом в нашей литературе», где истолковывает РЛ как православную, след. Славянофильскую.

«Из истории литературного нигилизма» - история идейной борьбы в России 19 века. Пишет о столкновении Запада и России в идеалах и типах. Выделяет в РЛ 2 типа:

  1.  смиренный (Белкин, Максим Максимович, Платон Каратаев, Кутузов)
  2.  хищный (Герман, Печорин, Наполеон).

Для него толстой – с/ф; в его творчестве есть нравственно-религиозный смысл. Размышляет, что такое СОБОРНОСТЬ.  Разводит понятия СОБОРНОСТЬ и КОЛЛЕКТИВ. Соборность не уничтожает индивидуальность народа. Она выражает исторический опыт нации. Коллектив – толпа, безликая масса.

Православная соборность. Достоевский использует формулу МИРОМ ГОСПОДУ ПОМОЛИМСЯ. Об этом писал и Розанов: «Христианская любовь – главная черта русской культуры».

Демократия – власть толпы, демократия – благо народа, где власть дают челу в своем доме, в своем поле. Русские цари были демократами, так как у каждого был свой дом, свой участок земли.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

77804. Математическая модель двухступенчатого горения щелока 34.5 KB
  Химические реакции, протекающие в процессе регенерации щелока вносят изменения в состав горючей массы и продуктов ее сгорания. Это обстоятельство обуславливает некоторую специфику в определении теплоты сгорания щелока.
77806. Развитие навыков самостоятельной работы студентов средствами информационных технологий обучения 126 KB
  Целью обучения в настоящий момент является развитие творческой личности. Для достижения данной цели необходимо предоставить студенту возможности для формирования познавательной самостоятельности на высоком уровне.
77808. Спортивный туризм 163.5 KB
  Прежде чем начать раскрывать ее, нам следует узнать, что же представляет из себя спортивный туризм. Туризм – это временные выезды (путешествия) граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства с постоянного места жительства в оздоровительных, познавательных, профессионально-деловых, спортивных...
77809. Протокол надежной доставки сообщений - TC 1.09 MB
  В данной курсовой работе рассматривался протокол надежного соединения –- TCP. Рассматривались следующие вопросы: Сегменты TCP Порты и установление TCP соединений Концепция квитирования Реализация скользящего окна в протоколе TCP...
77810. Пифагор и его теорема 326 KB
  Целью нашего исследования было: узнать, кто такой был Пифагор и какое отношение он имеет к этой теореме. Изучая историю теоремы, мы решили выяснить: Существуют ли другие доказательства этой теоремы? Каково значение этой теоремы в жизни людей?