34627

Философские искания Белинского. Основные периоды критической деятельности

Доклад

Литература и библиотековедение

Философские искания Белинского. В отношении к Белинскому всегда были крайности любви и ненависти. После смерти Белинского его имя запретили упоминать в печати. Пыпин в монографии Белинский.

Русский

2013-09-08

35.5 KB

11 чел.

Вопрос №1.

Философские искания Белинского. Основные периоды критической деятельности.

В отношении к Белинскому всегда были крайности любви и ненависти. Отмечали благородный и независимый характер. В то же время – нелепые, чудовищные мнения. Ум, впадавший из крайности в крайность.

После смерти Белинского его имя запретили упоминать в печати. Впервые оно было упомянуто в 1855 в очерках Гоголя, а затем в стихотворении Некрасова.

Пыпин в монографии «Белинский. Его жизнь и переписка» высказал мысль, что Белинский – гуманист и романтик.

Михайловский ругает за слабость соц.позиций.

Айхенвальд – Белинский – мнимая величина, т.к. авторам необходимо сопереживание.

Ленин – Белинский – революционный демократ.

Но он ни тот, ни другой, ни третий. Для Белинского важна истина, он был патриотом.

Бел – центральная фигура эпохи. Нет критика равного ему. Он появился в классический период. Он возглавил критику. Личность и талант его таковы, какого требовало время.

Биография.

Родился в крепости Свеаборг, где его отец служил флотским врачом. Дед был священником в селе Белынь. Мать Белинского была невежественной и грубой, так что детство было ужасным. В 1816 году семья переехала в Чембар, в семье 4ро детей, отец – уездный лекарь. Бел писал: «Я в семье был чужой». Бел закончил чембарское училище, пензенскую гимназию и решил поступать в университет. В Москву он выехал в качестве слуги помещика Владыкина. Он сдал экзамены и поступил на словесное отделение на казенный кошт. Бел не ходил в церковь и писал крамольные вещи. Он занимается самообразованием, у него были энциклопедические знания. После исключения из университета он ходил голодный, пока его не пригласил в 1833 году в свой журнал «телескоп» Надеждин.

В 1834 выходят «Литературные мечтанья» - статья стала ниспровержением основ. Он взбесил жалкую посредственность, расшевелил в них личное самолюбие. Это пламенный поток красноречия, хлесткие фразы.

К литераторам отнес Пушкина, Гоголя, Лермонтова, Достоевского. Делит литературу на периоды:

  •  Ломоносовский
  •  Карамзинский
  •  Пушкинский.

Отрицает Пушкина-прозаика, так как его повести вне русла романтизма.

В 34-36 годах работает в «Телескопе». За этот период он написал около 300 работ – телескопское ратование. Он борется с журналом Шевырева и Погодина «Московский наблюдатель», ему не нравится светское направление литературы. Это литература общества, а не нации.

1935 «Стихотворения Бенедиктова» - Бенедиктов – кумир эпохи 30-х годов. Бел использовал прием переложения стихов в прозу, показав их полную бессмысленность. «Все истинное и великое просто и скромно. Простота есть красота истины». Статья пронизана убийственной иронией.

1935 – восторженный отзыв о Кольцове, которого «открыл» Станкевич.

1936. Надеждин печатает письма Чаадаева. Белинского обыскивают. «Московский наблюдатель» приглашает его ведущим критиком, он отказывается.

Он знаком с кружком Станкевича, который объединял разных людей. В него входили Бакунин, Боткин, Аксаков К. на деньги друзей Белинский едет лечится на Кавказ, где встречается с Лермонтовым у общего знакомого Сатина.

На этом заканчивается московский романтический период, период телескопского ратования, идеалистический период.

Кружок мечтает о собственном журнале, и они покупают «МН», где Белинский становится ведущим критиком. Но журнал просуществовал недолго, так как его никто не покупал. Он был наводнен идеями Фихте, Шеллинга, Гегеля. Бел уезжает в Петербург – петербургский период.

Философские искания

Идеи освобождения личности. Сначала все читали Фихте – субъективный идеализм: существует только Я. Нужно забыться в чистой идее, чтобы освободиться от чуждого мира. От субъективизма перешли к объективному идеализму: все существующее – результат абсолютной идеи, все действительное разумно, нельзя бороться с разумной действительностью.

Тогда Белинский начинает критиковать сатиру. Истинный герой – Гамлет, символ примирения. Чацкий – антигерой, неглубокая натура, крикун и фразер. Комедия Грибоедова – сатира, а значит не литературное произведение. «Ревизора» оценивает же как гениальную комедию, описывающую призрачную действительность.

Петербургский период начинается с примирения с гнусной российской действительностью, потом приходит к ее отрицанию, безверию, отчаянию. Уничтожаются последние остатки московского прекраснодушия. Период длится с 1839 по 1848 год.

Его занимает социальность – литература может и должна служить обществу, и сенсемонизм – утопический социализм

Бел начинеат сотрудничать в журнале «Отечественные записки», которые издавал Краевский – машина для зарабатывания денег. Бел чувствовал себя чернорабочим, рецензировал не только литературные произведения, но и «всякую дребедень». Решает уйти от Краевского к Панаеу, который покупает журнал «Современник». У него были огромные планы: он хотел написать истоию русской литературы. Туда бы вошли 11 статей о Пушкине, 6 о Гоголе, 2 о Лермонтове, статьи о Крылове, Кольцове, годовые обзоры, которые должны были скрепить разделы. Он хотел составить хрестоматию «Левиафан», но уже тяжело заболел. Вначале он едет с Щепкиным на Кавказ. За границей живет в Силезии, в маленьком курортном городке, посещает Францию, встречается с Герценом. Начинает писать нехарактерные для него вещи: «Люблю Россию и верю в его будущее».

Он не был таким  революционным демократом, каким его представляли советские власти.

В 1846 году выходят 2 сборника – «Петербургский сборник» и «Физиология Петербурга», которые издал Некрасов. Белинский считает эти сборники манифестом НШ. Бел обосновывал появление НШ всем ходом русской литературы.

Петербургский круг знакомых:

Некрасов пишет в это время стихи и издает «Мечты и звуки». Бел пишет резкий отзыв в 1840 г. – «Истертые чувства» через некоторое время Бел и Некрасов знакомятся. Бел назвал Некрасова «Поэт мысли сознательной».

Тургенев. Бел считал «Записки охотника» произведением НШ. «Тургенв прекрасно знает и понимает Русь».

Герцен. «Талант ушел в ум. Глубокая гуманная мысль».

Гончаров. «Ум ушел в талант». Великий художник-созерцатель.

Достоевский. У Бел и Достоевского сложные отношения. Бел после прочтения  «Бедных людей» объявил Достоевского продолжателем традиций Гоголя. У Достоевского сильно развито чувство самолюбия он тут же написал еще 2 произведения, о которых Бел отозвался очень резко. Достоевский затаил на Белинского злобу и ненавидел до конца жизни.

К концу 1847 года в списках распространилось Письмо Белинского Гоголю, где пишет о крепостном праве, самодержавии и нерелигиозности русского народа. Называет Гоголя мракобесом. Стали искать автора письма, у квартиры бел выставили жандармский пост, ожидая пока он выздоровеет. Но Бел был уже при смерти. Он умер в мае 1848 года.

Судьба Белинского, как прижизненная, так и посмертная, трагична. Он пожертвовал жизнью ради литературы. Весь 20 век он был предан небытию, а его идеи изращены.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

16446. Криминалистика. Учебник 9.28 MB
  КРИМИНАЛИСТИКА Под редакцией доктора юридических наук профессора В.А. Образцова С современных научных позиций с учетом передового опыта работы правоохранительных органов ведущих борьбу с преступностью рассматриваются характеристики криминалистики как облас...
16447. История государственного управления России IX-XX века. Учебник 1.62 MB
  Носова Н. П. История государственного управления России IXXX вв. Содержание [1] Раздел I. Государственные учреждения и особенности государственного управления дореволюционной России [1.1] Тема 1. Государство и государственное управление...
16448. Проблемы борьбы с организованной преступностью и коррупцией. Учебник 703 KB
  Программа спецкурса «Проблемы борьбы с организованной преступностью и коррупцией» рекомендуется для студентов юридических факультетов, институтов, а также для работников правоохранительных органов. Может быть использована при подготовке курсовых и дипломных работ, рефератов и практических занятий по курсу «Криминология». Ко всем темам спецкурса помещена основная рекомендуемая литература. В приложении к программе содержится более полный список источников
16449. Транснациональная организованная преступность, дефиниции и реальность 1.41 MB
  Дальневосточный государственный университет Юридический институт Владивостокский Центр по изучению организованной преступности ТРАНСНАЦИОНАЛЬНАЯ ОРГАНИЗОВАННАЯ ПРЕСТУПНОСТЬ Дефиниции и реальность Монография ...
16450. Преступность несовершеннолетних с психическими аномалиями. Учебное пособие 496 KB
  В. П. Емельянов ПРЕСТУПНОСТЬ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ С ПСИХИЧЕСКИМИ АНОМАЛИЯМИ Под редакцией профессора И. С. Ноя Предисловие Научное управление всеми сферами жизнедеятельности людей с каждым годом становится все более необходимым и возможным все более дей...
16451. Учение об объекте преступления. Учебное пособие 963 KB
  Монография посвящена проблеме направленности преступных посягательств. На основе критического анализа бытующих в уголовно-правовой науке воззрений обосновывается необходимость переосмысления ее понятийного аппарата, изменения традиционных представлений о преступлении и его объекте
16452. Римское частное право. Учебное пособие 2.34 MB
  РИМСКОЕ ЧАСТНОЕ ПРАВО Учебник Под редакцией профессора И.Б. Новицкого и профессора И.С. Перетерского ВВЕДЕНИЕ 1. Понятие и основные черты римского частного права 1. Историческое значение римского права. Настоящий учебник посвящен римскому частному пр
16453. АДМІНІСТРАТИВНЕ ПРАВО УКРАЇНИ 2.46 MB
  АДМІНІСТРАТИВНЕ ПРАВО УКРАЇНИ Академічний курс. Том 1 У першому в Україні академічному курсі з адміністративного права системно викладено фундаментальні основи української науки адміністративного права. Підручник грунтується на ключових ідеях проекту Концепції р...
16454. ЛОГІКА ЯК НАУКА: ІСТОРІЯ І СУЧАСНІСТЬ 198.5 KB
  Тема 1. ЛОГІКА ЯК НАУКА: ІСТОРІЯ І СУЧАСНІСТЬ. 4 год. 1. Виникнення і генезис поняття логіки. 2. Логіка як наука: її предмет метод а також практичне значення її знань. 3. Історичні етапи розвитку логічного знання: логіка Давньої Індії логіка Давньої Греції. 4. Особлив