34627

Философские искания Белинского. Основные периоды критической деятельности

Доклад

Литература и библиотековедение

Философские искания Белинского. В отношении к Белинскому всегда были крайности любви и ненависти. После смерти Белинского его имя запретили упоминать в печати. Пыпин в монографии Белинский.

Русский

2013-09-08

35.5 KB

10 чел.

Вопрос №1.

Философские искания Белинского. Основные периоды критической деятельности.

В отношении к Белинскому всегда были крайности любви и ненависти. Отмечали благородный и независимый характер. В то же время – нелепые, чудовищные мнения. Ум, впадавший из крайности в крайность.

После смерти Белинского его имя запретили упоминать в печати. Впервые оно было упомянуто в 1855 в очерках Гоголя, а затем в стихотворении Некрасова.

Пыпин в монографии «Белинский. Его жизнь и переписка» высказал мысль, что Белинский – гуманист и романтик.

Михайловский ругает за слабость соц.позиций.

Айхенвальд – Белинский – мнимая величина, т.к. авторам необходимо сопереживание.

Ленин – Белинский – революционный демократ.

Но он ни тот, ни другой, ни третий. Для Белинского важна истина, он был патриотом.

Бел – центральная фигура эпохи. Нет критика равного ему. Он появился в классический период. Он возглавил критику. Личность и талант его таковы, какого требовало время.

Биография.

Родился в крепости Свеаборг, где его отец служил флотским врачом. Дед был священником в селе Белынь. Мать Белинского была невежественной и грубой, так что детство было ужасным. В 1816 году семья переехала в Чембар, в семье 4ро детей, отец – уездный лекарь. Бел писал: «Я в семье был чужой». Бел закончил чембарское училище, пензенскую гимназию и решил поступать в университет. В Москву он выехал в качестве слуги помещика Владыкина. Он сдал экзамены и поступил на словесное отделение на казенный кошт. Бел не ходил в церковь и писал крамольные вещи. Он занимается самообразованием, у него были энциклопедические знания. После исключения из университета он ходил голодный, пока его не пригласил в 1833 году в свой журнал «телескоп» Надеждин.

В 1834 выходят «Литературные мечтанья» - статья стала ниспровержением основ. Он взбесил жалкую посредственность, расшевелил в них личное самолюбие. Это пламенный поток красноречия, хлесткие фразы.

К литераторам отнес Пушкина, Гоголя, Лермонтова, Достоевского. Делит литературу на периоды:

  •  Ломоносовский
  •  Карамзинский
  •  Пушкинский.

Отрицает Пушкина-прозаика, так как его повести вне русла романтизма.

В 34-36 годах работает в «Телескопе». За этот период он написал около 300 работ – телескопское ратование. Он борется с журналом Шевырева и Погодина «Московский наблюдатель», ему не нравится светское направление литературы. Это литература общества, а не нации.

1935 «Стихотворения Бенедиктова» - Бенедиктов – кумир эпохи 30-х годов. Бел использовал прием переложения стихов в прозу, показав их полную бессмысленность. «Все истинное и великое просто и скромно. Простота есть красота истины». Статья пронизана убийственной иронией.

1935 – восторженный отзыв о Кольцове, которого «открыл» Станкевич.

1936. Надеждин печатает письма Чаадаева. Белинского обыскивают. «Московский наблюдатель» приглашает его ведущим критиком, он отказывается.

Он знаком с кружком Станкевича, который объединял разных людей. В него входили Бакунин, Боткин, Аксаков К. на деньги друзей Белинский едет лечится на Кавказ, где встречается с Лермонтовым у общего знакомого Сатина.

На этом заканчивается московский романтический период, период телескопского ратования, идеалистический период.

Кружок мечтает о собственном журнале, и они покупают «МН», где Белинский становится ведущим критиком. Но журнал просуществовал недолго, так как его никто не покупал. Он был наводнен идеями Фихте, Шеллинга, Гегеля. Бел уезжает в Петербург – петербургский период.

Философские искания

Идеи освобождения личности. Сначала все читали Фихте – субъективный идеализм: существует только Я. Нужно забыться в чистой идее, чтобы освободиться от чуждого мира. От субъективизма перешли к объективному идеализму: все существующее – результат абсолютной идеи, все действительное разумно, нельзя бороться с разумной действительностью.

Тогда Белинский начинает критиковать сатиру. Истинный герой – Гамлет, символ примирения. Чацкий – антигерой, неглубокая натура, крикун и фразер. Комедия Грибоедова – сатира, а значит не литературное произведение. «Ревизора» оценивает же как гениальную комедию, описывающую призрачную действительность.

Петербургский период начинается с примирения с гнусной российской действительностью, потом приходит к ее отрицанию, безверию, отчаянию. Уничтожаются последние остатки московского прекраснодушия. Период длится с 1839 по 1848 год.

Его занимает социальность – литература может и должна служить обществу, и сенсемонизм – утопический социализм

Бел начинеат сотрудничать в журнале «Отечественные записки», которые издавал Краевский – машина для зарабатывания денег. Бел чувствовал себя чернорабочим, рецензировал не только литературные произведения, но и «всякую дребедень». Решает уйти от Краевского к Панаеу, который покупает журнал «Современник». У него были огромные планы: он хотел написать истоию русской литературы. Туда бы вошли 11 статей о Пушкине, 6 о Гоголе, 2 о Лермонтове, статьи о Крылове, Кольцове, годовые обзоры, которые должны были скрепить разделы. Он хотел составить хрестоматию «Левиафан», но уже тяжело заболел. Вначале он едет с Щепкиным на Кавказ. За границей живет в Силезии, в маленьком курортном городке, посещает Францию, встречается с Герценом. Начинает писать нехарактерные для него вещи: «Люблю Россию и верю в его будущее».

Он не был таким  революционным демократом, каким его представляли советские власти.

В 1846 году выходят 2 сборника – «Петербургский сборник» и «Физиология Петербурга», которые издал Некрасов. Белинский считает эти сборники манифестом НШ. Бел обосновывал появление НШ всем ходом русской литературы.

Петербургский круг знакомых:

Некрасов пишет в это время стихи и издает «Мечты и звуки». Бел пишет резкий отзыв в 1840 г. – «Истертые чувства» через некоторое время Бел и Некрасов знакомятся. Бел назвал Некрасова «Поэт мысли сознательной».

Тургенев. Бел считал «Записки охотника» произведением НШ. «Тургенв прекрасно знает и понимает Русь».

Герцен. «Талант ушел в ум. Глубокая гуманная мысль».

Гончаров. «Ум ушел в талант». Великий художник-созерцатель.

Достоевский. У Бел и Достоевского сложные отношения. Бел после прочтения  «Бедных людей» объявил Достоевского продолжателем традиций Гоголя. У Достоевского сильно развито чувство самолюбия он тут же написал еще 2 произведения, о которых Бел отозвался очень резко. Достоевский затаил на Белинского злобу и ненавидел до конца жизни.

К концу 1847 года в списках распространилось Письмо Белинского Гоголю, где пишет о крепостном праве, самодержавии и нерелигиозности русского народа. Называет Гоголя мракобесом. Стали искать автора письма, у квартиры бел выставили жандармский пост, ожидая пока он выздоровеет. Но Бел был уже при смерти. Он умер в мае 1848 года.

Судьба Белинского, как прижизненная, так и посмертная, трагична. Он пожертвовал жизнью ради литературы. Весь 20 век он был предан небытию, а его идеи изращены.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

82229. Калинове свято 122.5 KB
  Підготовка: намалювати малюнки вишити серветки та рушники з калиною знайти і вивчити загадки прислів’я прикмети пов’язані з калиною протягом тижня перед святом на столі тарілка з кетягами калини і діти смакують соковиті ягоди...
82230. Формування правильної постави засобами фізичних вправ 49.5 KB
  Мета уроку: укріпити здоров’я учнів, формувати правильну поставу, сприяти профілактиці плоскостопості; вироблення гарної ходи, вміння правильно сидіти за партою. Тип уроку: вивчення та узагальнення знань. Час:45 хв. Інвентар: гімнастичні килимки, мішечки з піском, магнітофон, музичні диски.
82231. Щоб навчання було цікавим. Нестандартні уроки 69 KB
  Нестандартні уроки більше подобаються учням ніж буденні навчальні заняття. Нестандартний урок –- це прогрес педагогічної думки правильний крок у напрямку демократизації школи. Мойсеюк Нестандартний урок -– це імпровізоване навчальне заняття що має нестандартну структуру.
82232. Тільки пам’ять не сивіє... До річниці Великої Перемоги 213 KB
  Що закарбувалося в нашій пам’яті пам’яті наших батьків дідів і прадідів Революції політ людини в космос Чорнобильська катастрофа Друга світова війна і проголошення незалежності України І радісні і сумні події. Але однією з найбільших трагедій була є і залишається війна.
82233. Вода – основа жизни 55 KB
  Развивать логическое мышление умение делать вводы. Храни природу человек Жизнь в озере и в океане Покой прудов течение рек Глоток воды в своем стакане 3 ведущий В декабре 1922 года Генеральная Ассамблея ООН объявила 22 марта Всемирным днем водных ресурсов.
82234. Wir lesen gern. Ми охоче читаємо 38.5 KB
  Мета: Узагальнення та систематизація знань учнів, навчання монологічного та діалогічного мовлення в межах даної теми, тренування навичок аудіювання, навчання виразному читанню та віршованому перекладу поезії класиків німецької літератури. Розвивати мовленнєві, інтелектуальні та пізнавальні здібності учнів.
82235. Социально-гуманитарные науки (СГН) как феномен, зародившийся на Западе, его общечеловеческое значение 34.93 KB
  Предпосылки науки создавались в древневосточных цивилизациях Египте Вавилоне Индии Китае Древней Греции в форме эмпирических знаний о природе и обществе в виде отдельных элементов зачатков астрономии этики логики математики и др. а в тех реальных общественноисторических социокультурных факторах которые еще не создали объективных условий для формирования науки как особой системы знания своеобразного духовного феномена и социального института в этом целостном триединстве . Таким образом в античный и средневековый периоды...
82236. Субъект, объект и предмет познания в социально-гуманитарных науках. Проблема межпредметных связей 48.72 KB
  Субъект социально-гуманитарного познания это специально подготовленный ученый или группа ученых которые изучают различные сферы общества продукты духовной деятельности человека. В социально-гуманитарных науках субъект всегда включен в объект исследования в его познавательной деятельности всегда присутствует как рациональные так и бессознательные моменты познания. Субъект в социально-гуманитарных науках играет огромную роль так как он определяет: предмет и методы исследования способы интерпретации полученного знания объективность и...
82237. Науки о природе и науки об обществе (их сходства и отличия): современные трактовки и проблемы 39.22 KB
  Шаги в развитии проблемы классификации наук предпринятые в частности Вильгельмом Дильтеем 1833-1911 привели к отделению наук о духе и наук о природе. В работе Введение в науки о духе философ различает их прежде всего по предмету. Предмет наук о природе составляют внешние по отношению к человеку явления.