34627

Философские искания Белинского. Основные периоды критической деятельности

Доклад

Литература и библиотековедение

Философские искания Белинского. В отношении к Белинскому всегда были крайности любви и ненависти. После смерти Белинского его имя запретили упоминать в печати. Пыпин в монографии Белинский.

Русский

2013-09-08

35.5 KB

12 чел.

Вопрос №1.

Философские искания Белинского. Основные периоды критической деятельности.

В отношении к Белинскому всегда были крайности любви и ненависти. Отмечали благородный и независимый характер. В то же время – нелепые, чудовищные мнения. Ум, впадавший из крайности в крайность.

После смерти Белинского его имя запретили упоминать в печати. Впервые оно было упомянуто в 1855 в очерках Гоголя, а затем в стихотворении Некрасова.

Пыпин в монографии «Белинский. Его жизнь и переписка» высказал мысль, что Белинский – гуманист и романтик.

Михайловский ругает за слабость соц.позиций.

Айхенвальд – Белинский – мнимая величина, т.к. авторам необходимо сопереживание.

Ленин – Белинский – революционный демократ.

Но он ни тот, ни другой, ни третий. Для Белинского важна истина, он был патриотом.

Бел – центральная фигура эпохи. Нет критика равного ему. Он появился в классический период. Он возглавил критику. Личность и талант его таковы, какого требовало время.

Биография.

Родился в крепости Свеаборг, где его отец служил флотским врачом. Дед был священником в селе Белынь. Мать Белинского была невежественной и грубой, так что детство было ужасным. В 1816 году семья переехала в Чембар, в семье 4ро детей, отец – уездный лекарь. Бел писал: «Я в семье был чужой». Бел закончил чембарское училище, пензенскую гимназию и решил поступать в университет. В Москву он выехал в качестве слуги помещика Владыкина. Он сдал экзамены и поступил на словесное отделение на казенный кошт. Бел не ходил в церковь и писал крамольные вещи. Он занимается самообразованием, у него были энциклопедические знания. После исключения из университета он ходил голодный, пока его не пригласил в 1833 году в свой журнал «телескоп» Надеждин.

В 1834 выходят «Литературные мечтанья» - статья стала ниспровержением основ. Он взбесил жалкую посредственность, расшевелил в них личное самолюбие. Это пламенный поток красноречия, хлесткие фразы.

К литераторам отнес Пушкина, Гоголя, Лермонтова, Достоевского. Делит литературу на периоды:

  •  Ломоносовский
  •  Карамзинский
  •  Пушкинский.

Отрицает Пушкина-прозаика, так как его повести вне русла романтизма.

В 34-36 годах работает в «Телескопе». За этот период он написал около 300 работ – телескопское ратование. Он борется с журналом Шевырева и Погодина «Московский наблюдатель», ему не нравится светское направление литературы. Это литература общества, а не нации.

1935 «Стихотворения Бенедиктова» - Бенедиктов – кумир эпохи 30-х годов. Бел использовал прием переложения стихов в прозу, показав их полную бессмысленность. «Все истинное и великое просто и скромно. Простота есть красота истины». Статья пронизана убийственной иронией.

1935 – восторженный отзыв о Кольцове, которого «открыл» Станкевич.

1936. Надеждин печатает письма Чаадаева. Белинского обыскивают. «Московский наблюдатель» приглашает его ведущим критиком, он отказывается.

Он знаком с кружком Станкевича, который объединял разных людей. В него входили Бакунин, Боткин, Аксаков К. на деньги друзей Белинский едет лечится на Кавказ, где встречается с Лермонтовым у общего знакомого Сатина.

На этом заканчивается московский романтический период, период телескопского ратования, идеалистический период.

Кружок мечтает о собственном журнале, и они покупают «МН», где Белинский становится ведущим критиком. Но журнал просуществовал недолго, так как его никто не покупал. Он был наводнен идеями Фихте, Шеллинга, Гегеля. Бел уезжает в Петербург – петербургский период.

Философские искания

Идеи освобождения личности. Сначала все читали Фихте – субъективный идеализм: существует только Я. Нужно забыться в чистой идее, чтобы освободиться от чуждого мира. От субъективизма перешли к объективному идеализму: все существующее – результат абсолютной идеи, все действительное разумно, нельзя бороться с разумной действительностью.

Тогда Белинский начинает критиковать сатиру. Истинный герой – Гамлет, символ примирения. Чацкий – антигерой, неглубокая натура, крикун и фразер. Комедия Грибоедова – сатира, а значит не литературное произведение. «Ревизора» оценивает же как гениальную комедию, описывающую призрачную действительность.

Петербургский период начинается с примирения с гнусной российской действительностью, потом приходит к ее отрицанию, безверию, отчаянию. Уничтожаются последние остатки московского прекраснодушия. Период длится с 1839 по 1848 год.

Его занимает социальность – литература может и должна служить обществу, и сенсемонизм – утопический социализм

Бел начинеат сотрудничать в журнале «Отечественные записки», которые издавал Краевский – машина для зарабатывания денег. Бел чувствовал себя чернорабочим, рецензировал не только литературные произведения, но и «всякую дребедень». Решает уйти от Краевского к Панаеу, который покупает журнал «Современник». У него были огромные планы: он хотел написать истоию русской литературы. Туда бы вошли 11 статей о Пушкине, 6 о Гоголе, 2 о Лермонтове, статьи о Крылове, Кольцове, годовые обзоры, которые должны были скрепить разделы. Он хотел составить хрестоматию «Левиафан», но уже тяжело заболел. Вначале он едет с Щепкиным на Кавказ. За границей живет в Силезии, в маленьком курортном городке, посещает Францию, встречается с Герценом. Начинает писать нехарактерные для него вещи: «Люблю Россию и верю в его будущее».

Он не был таким  революционным демократом, каким его представляли советские власти.

В 1846 году выходят 2 сборника – «Петербургский сборник» и «Физиология Петербурга», которые издал Некрасов. Белинский считает эти сборники манифестом НШ. Бел обосновывал появление НШ всем ходом русской литературы.

Петербургский круг знакомых:

Некрасов пишет в это время стихи и издает «Мечты и звуки». Бел пишет резкий отзыв в 1840 г. – «Истертые чувства» через некоторое время Бел и Некрасов знакомятся. Бел назвал Некрасова «Поэт мысли сознательной».

Тургенев. Бел считал «Записки охотника» произведением НШ. «Тургенв прекрасно знает и понимает Русь».

Герцен. «Талант ушел в ум. Глубокая гуманная мысль».

Гончаров. «Ум ушел в талант». Великий художник-созерцатель.

Достоевский. У Бел и Достоевского сложные отношения. Бел после прочтения  «Бедных людей» объявил Достоевского продолжателем традиций Гоголя. У Достоевского сильно развито чувство самолюбия он тут же написал еще 2 произведения, о которых Бел отозвался очень резко. Достоевский затаил на Белинского злобу и ненавидел до конца жизни.

К концу 1847 года в списках распространилось Письмо Белинского Гоголю, где пишет о крепостном праве, самодержавии и нерелигиозности русского народа. Называет Гоголя мракобесом. Стали искать автора письма, у квартиры бел выставили жандармский пост, ожидая пока он выздоровеет. Но Бел был уже при смерти. Он умер в мае 1848 года.

Судьба Белинского, как прижизненная, так и посмертная, трагична. Он пожертвовал жизнью ради литературы. Весь 20 век он был предан небытию, а его идеи изращены.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

5106. Методика розвитку рухових якостей у дітей шкільного віку 69 KB
  Методика розвитку рухових якостей у дітей шкільного віку. Фізичні якості – це розвинуті у процесі виховання і цілеспрямованої підготовки рухові задатки людини, які визначають її можливості успішно виконувати певну рухову дію. Стосовно роз...
5107. Особливості планування процесу фізичного виховання школярів 47.5 KB
  Особливості планування процесу фізичного виховання школярів. Діяльність фахівців у сфері фізичної культури характеризується різноманітним і складним змістом. Для досягнення бажаної результативності такий зміст повинен бути певним чином систематизова...
5108. Методика навчання техніки фізичних вправ школярів 35 KB
  Методика навчання техніки фізичних вправ школярів. Навчання рухових дій у шкільному віці спрямоване перш за все на формування, поглиблення і розширення спеціальних знань у вигляді уявлень, узагальнень і понять, закономірностей, принципів і правил ру...
5109. Урок як основна форма фізичного виховання школярів 76.5 KB
  Урок як основна форма фізичного виховання школярів. Особливості організації і методики проведення уроків фізичної культури з учнями молодшого, середнього та старшого шкільного віку. Урок найбільш розповсюджена форма реалізації базової програм...
5110. Особливості методики контролю за процесом фізичного виховання дітей шкільного віку 64.5 KB
  Особливості методики контролю за процесом ФВ дітей шкільного віку. Основним джерелом отримання інформації про об’єкт, яким управляють є контроль за його станом після виконаних управляючих команд (канал зворотного зв’язку). Для фізичного ви...
5111. Організаційні форми фізичного виховання школярів протягом навчального дня 82.5 KB
  Організаційні форми фізичного виховання школярів протягом навчального дня. Позакласна і позашкільна робота з фізичної культури. Учитель фізичної культури – організатор здорового способу життя. Практична реалізація фізичного виховання школярів з...
5112. Теоретико-методичні основи фізичного виховання дітей шкільного віку 94 KB
  Теоретико-методичні основи фізичного виховання дітей шкільного віку. До шкільного віку відносяться діти від 6-7 до 17-18 років. Відповідно до існуючої системи загальної освіти цей віковий період поділяється на три етапи: молодший середній і старший....
5113. Особливості розвитку рухових якостей у дітей дошкільного віку 80.5 KB
  Особливості розвитку рухових якостей у дітей дошкільного віку. Всебічна фізична підготовка дітей дошкільного віку передбачає досягнення оптимального розвитку рухових (фізичних) якостей: швидкості, спритності, гнучкості, витривалості та сили. Фізичні...
5114. Диференційоване фізичне виховання школярів. Особливості фізичного виховання школярів, які мають відхилення у стані здоров’я 80.5 KB
  Диференційоване фізичне виховання школярів. Особливості фізичного виховання школярів, які мають відхилення у стані здоров’я. Поняття диференційований підхід...