34629

Теория «реальной» поэзии в эстетике Белинского

Доклад

Литература и библиотековедение

Теория реальной поэзии в эстетике Белинского. Бел к середине 30х гг. Бел полностью сбрасывал со щитов самого человека. Белинский о народности и национальной самобытности русской литературы.

Русский

2013-09-08

30 KB

1 чел.

Вопрос №3.

Теория «реальной» поэзии в эстетике Белинского.

В середине 30-х. гг. этот вопрос пытался решить Надеждин. Два способа изображения жизни: внешний и внутренний. Бел к середине 30-х гг. придумывает термин для определения синтетического закона Надеждина, в 1836 г., размышляя о русской повести в статье «О русской повести и повестях Гоголя» - реальная поэзия.

Есть поэзия идеальная – романтическая, и реальная, которая извлекает поэзию из прозы жизни. Термин «реализм» появился только в 1849 году, введен Анненковым.

Приметы реальной поэзии.

  •  Простота вымысла
  •  Нагота смысла
  •  Скудость драматизма
  •  Мелочность и обыкновенность описываемых происшествий.

Это поэзия нового времени. Этот период он называет прозаическо-народным, главой его называет Гоголя.

К 40-м гг. эта теория упрощается. Он начинает вводить термин среда. Считает, что все зависит от среды. Он становится атеистом под влиянием утопического социализма, Фейербаха и Маркса.

«Зло скрывается не в человеке, а в обществе». Бел полностью сбрасывал со щитов самого человека. « У художников эпоха – ведущее, объективное начало, а уж потом – талант. Эпоха может ослабить или усилить художественную фантазию или изменить творческую индивидуальность». Среда – не только объективное, но чуть ли не главное. Пафос – сознательная мысль художника, сатирическая, критическая направленность ума по отношению к действительности.

Два типа реализма:

Безоценочный – созерцательное отношение к действительности.

Критическийактивное отношение к действительности. 

«В наше время невозможна созерцательная поэзия. Наш век есть век рефлексии – философствование над жизнью».

 Вопрос №4.

Белинский о народности и национальной самобытности русской литературы.

Для Бел. Народность и нац. Самобытность – синонимы. Б. отрицал литру 18 века, как заимствованную . Б долго размышлял о националбном характере. Негативно относился к эпохе Петра ( ПРосвящения) (надо было начинать с азбуки, а не с философии)

Напрямую связывает народность с реализмом: «Если изображение жизни верно, то и народно». Бел не признавал космополитическое, безоценочное искусство. Художник не может быть гражданином мира. «ни один поэт не мб велик через самого себя, через свои собственные страдания и собственное блаженство. Великий художник потому велик, что корни его страданий и блаженства глубоко вросли в почву истории: он есть орган общества, времени».

30 – 40-е гг. в «Литературных мечтаниях» пишет, что «народность – альфа и омега нового периода». Считает, что Н = реализм. «Н – это идея народа, субстрат народа, сгиб ума, психея народа» – национальный характер, исторически сложившийся.

Ошибка Белинского: «Этот характер сохраняется только в низших слоях общества». Поэтому выдвигает лозунг: «У нас нет литературы, так как у нас нет литературы, отражающей национальный характер. Есть литература общества, но она для европеизированного общества». Разделяет народность и простонародность и выступает против литературы простонародной: «удачное подражание слову площадей и харчевен», «из-под зипуна торчит фрак», «национальность состоит ни в лаптях, ни в армяке, ни в сивухе, ни в безграмотности и невежестве».

В 40-е гг. все больше и больше Бел начинает понимать народность как служение определенной части общества, то есть склоняется к простонародности, доступности произведения для широких слоев. Выступает против элитарного искусства.

Читатель изменился: демократическому читателю требовалась соответствующая литература, поэтому Бел пишет о простоте формы.

Бел сделал несколько шагов назад.

В Москве в 30-х гг. появился Кольцов, который выпускает сборник стихов. Бел пишет о нем как о гениальном поэте и вступает в полемику с Майковым, критиком-космополитом, который считал, что «общечеловеческое и национальное – два враждебных начала. Национальное ограничивает поэта». Он называет Кольцова экономическим поэтом.

Бел заступается за поэта, сравнивает его с Пушкиным. То есть, когда коснулись дорогих ему убеждений, вся идеология слетела с Бел, как шелуха.

Майков: «Назвать поэта национальным значит унизить его».

Белинский: «Безнациональный поэт есть звук без содержания».

Главная странность русского человека в том, что он перенимает всё подряд, но  кладёт на всё свои отпечаток.