34655

Условный оператор. Оператор выбора

Реферат

Информатика, кибернетика и программирование

Например вычисление квадратного корня из числа проводится при условии =0 операторами: IF =0 Then b := Sqrt Else begin WriteLn' 0'; Redln; Hlt end; Оператор Hlt прекращает выполнение программы. PROGRM VES; { определение весовой категории спортсмена } Условная схема программы CONST 1='легкая категория'; 2='средняя категория'; 3='тяжелая категория';...

Русский

2013-09-08

50.5 KB

2 чел.

исциплина «Основы алгоритмизации и программирование»  Условный оператор. Оператор выбора

Условный оператор. Оператор выбора

Условный оператор IF

Условный оператор включает в себя операторы, которые выполняются или не выполняются в зависимости от записанного в операторе условия. Оператор имеет вид:

  IF  "условие"  Then  "оператор1"  Else  "оператор2";

где "условие" - выражение логического типа;

"оператор1" выполняется, если условие верно ( True ),

"оператор2" выполняется, если условие не верно ( False ).

Например, вычисление квадратного корня из числа "a" проводится при условии a>=0, операторами:

 IF a>=0 Then b := Sqrt(a)

 Else

   begin

     WriteLn('a<0');

     Readln;

     Halt

   end;

Оператор Halt прекращает выполнение программы.

Схема выполнения условного оператора имеет вид:


В условном операторе может отсутствовать блок
Else оператор2; т. е. условный оператор может иметь вид:

IF "условие" Then "опертор1";

например:
IFa<0 Then a:= abs(a); 

Приведем пример программы определения весовой категории в зависимости от веса спортсмена.

PROGRAM VES;                        { определение весовой категории спортсмена }

                                    Условная схема программы

CONST A1='легкая категория';

     A2='средняя категория';

     A3='тяжелая категория';

     A4='сверхтяжелая категория';

var

 V : integer;

BEGIN

 Write('введите вес спортсмена V = '); ReadLn(v);

 if V<62 then WriteLn(A1)           {вложенный условный оператор }

 else if V<75 then WriteLn(A2)

      else if V<88 then WriteLn(A3)

           else WriteLn(A4)

 writeln('Нажмите Enter');

 readln;

END.

Для разложения целого числа на цифры удобно применять операции: MOD и DIV. Например, если дано трехзначное число "N" ( "N" соответствует "X1X2X3" ), то цифры: X1X2X3, составляющие это число определяются блоком операторов:

 X3:= N mod 10;

 N:= N div 10;

 X2:= N mod 10;

 N:= N div 10;

 X1:= N;

Если требуется определить, делится ли вещественное число "A" нацело на число "B", то можно применять функции Frac(x); и Int(x); например:

 x := A/B;    

 if Frac(x) = 0  then writeln('Число "A" делится нацело на число "B"');

 if Int(x) = x   then writeln('Число "A" делится нацело на число "B"');

Условный оператор может применяться для идентификации (распознавания) объекта по определенным признакам составляющих его элементов. Например, если объектом является треугольник, то элементами объекта могут быть: 1) три его угла (a, b, c); 2) три его стороны (a1, b1, c1); и т. д.

Признаками являются значения элементов по которым производится идентификация, например, для углов: 1) один угол > 90 - (один признак); 2) три угла < 90 - (три признака); и т. д.

В результате идентификации объект получает имя. Например, треугольник - остроугольный, либо тупоугольный и т. д.

Если идентификация проводится по одному признаку для нескольких элементов, то несколько условий связываются служебным словом "or", например:

 If (a > 90) or (b > 90) or (c > 90) then writeln ( 'Треугольник - тупоугольный' );

Если идентификация проводится по нескольким признакам, число которых равно числу элементов, то несколько условий связываются служебным словом "and", например:

 If (a < 90) and (b < 90) and (c < 90) then

   writeln('Треугольник - остроугольный');

Если имя объекта составное, то добавляются признаки для идентификации второй части имени и применяются вложенные условные операторы, например, для равнобедренного треугольника:

 If (a < 90)and (b < 90) and(c < 90) then

   If (a=b) or (b=c) or (a=c) then

     writeln('Треугольник - остроугольный и равнобедренный')  

   else writeln('Треугольник - остроугольный');

Напомним, что условный оператор можно применять для контроля правильности вводимых данных, например:

 If (a+b+c)<>180 then

   begin

     writeln('Суммауглов <> 180');

     Halt  

   end;

Если для идентификации объекта достаточно меньшего числа признаков, чем число элементов, то условия, связанные "and" группируются, а группы соединяются служебным словом "or". Например, четырехугольник имеет элементами четыре стороны ( a, b, c, d ), а его имя устанавливается по двум признакам (равенство двух пар сторон), тогда можно использовать операторы:

 If ((a=b) and (c=d)) or ((a=c) and (b=d)) or ((a=d) and (b=c)) then

   writeln('Параллелограмм');

Оператор выбора CASE

Оператор служит для выбора одного из помеченных вариантов действия (операторов), в зависимости от значения "параметра". Оператор имеет вид:

  Case "параметр" Of

    "список помеченных операторов"    

    Else "оператор"

  End;

Здесь "параметр" - выражение или переменная порядкового типа.

Из "списка помеченных операторов" выполняется оператор с меткой, включающей значение "параметра", иначе оператор после слова Else.

Конструкция Else "оператор" может отсутствовать. Напомним, что "оператор" может иметь вид: Begin "операторы" end;

Пример операторов для определения порядка целого числа N от 0 до 999:

 case N of

   0..9     : writeln('однозначное');

   10..99   : writeln('двузначное');

   100..999 : writeln('трехзначное')

   else writeln('Число "N" не входит в указанный диапазон')  

 end;

Приведем пример программы случайного предсказания одного из десяти вариантов ближайшего будущего с вероятностью 1/20, в остальных случаях - вы "неудачник".

PROGRAM FUTURE;

var N : word;

BEGIN

 writeln('ПРЕДСКАЗАНИЕ БУДУЩЕГО');

 Randomize;

 N:=Random(20)+1;      { N - случайное число от 1 до 20 }

 writeln;   write('Вас ожидает ');

 case N of

    1 : writeln('счастье');

    2 : writeln('пятерка');

    3 : writeln('дорога');

    4 : writeln('двойка');

    5 : writeln('болезнь');

    6 : writeln('здоровье');

    7 : writeln('деньги');

    8 : writeln('любовь');

    9 : writeln('встреча');

    10 : writeln('дети')

     else writeln('неудача')

 end;

 writeln('Нажми Enter');

 readln;  

END.

Здесь функция Random(x) генерирует случайное число, с равномерной плотностью распределения на заданном интервале. Для инициализации распределения в начале программы необходимо вызвать процедуру Randomize.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

51544. Сценарій свята День знань для першокласників 11.86 MB
  Сценарій свята Перший урок у першому класі Дійові особи: Коза Дереза Телесик вчителька першокласники учні 5ого класу. Вчителька. Шановна пані Може ви знаєте що тут за свято І хто ви така Вчителька. Здрастуйте добродійко Я вчителька.
51545. Знову до школи 54 KB
  How mny units re there in this textbook Wht re the nmes of these units Wht re we going to study in them Wht sections re there t the end of the book Wht informtion cn you find in these sections Учні ланцюжком відповідають на запитання вчителя. Look t the picture nd tell wht we re going to tlk bout during our lesson tody. Т: sk your friends wht they did during the summer holidys. HO1: Wht did your friends do during June: ________________________________________________________________________________ July:...
51548. Клімат . 8 клас 337 KB
  Красоткіна Е 6 Відповіді: А 6 циклон Б В Г Д Е Завдання №2. Красоткіна А 1 Все зацвілопора натхненна Така чарівна у природі мить Убрались в зелень явори і клени І в світллі сонця річечка блищить. Красоткіна Б 2 Пора летить бентежна ніжна У квітах росах чарівна. Красоткіна...
51549. Знайомство з країною Фантазією 40.5 KB
  Обладнання: альбом плакат із зображенням замку малюнок Королеви кольорові олівці фломастери клубок ниток для гри фотографії дітей яблуко гриб шматочки льоду. Як ви думаєте де живе Королева Звичайно у замку. На дошці плакат із зображенням замку. Яку гарну країну ми створили який чудовий замок збудували А про господиню Королеву замку забули Тож давайте познайомимось із нею ближче.
51550. Дослідження роботи напівпровідникових діодів 84 KB
  Перед початком роботи необхідно: перевірити наявність та надійність захисного заземлення устаткування; перевірити стан електричного шнура та вилки; перевірити справність вимикачів та інших органів управління ПЕОМ;
51552. В рідній школі – рідне слово 430 KB
  Вірші українських поетів. Для їх проведення складені картки для вчителя і для учнів Вірші для вчителя Вірші для учнів де розміщені уривки з різних віршів відповідно розділам і тематики підручника. Етапи роботи Пропонуємо учням ознайомитися з карткою віршів. Особливо добре зустрічають учні знайомі вірші які вони читали чи вчили раніше.