34655

Условный оператор. Оператор выбора

Реферат

Информатика, кибернетика и программирование

Например вычисление квадратного корня из числа проводится при условии =0 операторами: IF =0 Then b := Sqrt Else begin WriteLn' 0'; Redln; Hlt end; Оператор Hlt прекращает выполнение программы. PROGRM VES; { определение весовой категории спортсмена } Условная схема программы CONST 1='легкая категория'; 2='средняя категория'; 3='тяжелая категория';...

Русский

2013-09-08

50.5 KB

0 чел.

исциплина «Основы алгоритмизации и программирование»  Условный оператор. Оператор выбора

Условный оператор. Оператор выбора

Условный оператор IF

Условный оператор включает в себя операторы, которые выполняются или не выполняются в зависимости от записанного в операторе условия. Оператор имеет вид:

  IF  "условие"  Then  "оператор1"  Else  "оператор2";

где "условие" - выражение логического типа;

"оператор1" выполняется, если условие верно ( True ),

"оператор2" выполняется, если условие не верно ( False ).

Например, вычисление квадратного корня из числа "a" проводится при условии a>=0, операторами:

 IF a>=0 Then b := Sqrt(a)

 Else

   begin

     WriteLn('a<0');

     Readln;

     Halt

   end;

Оператор Halt прекращает выполнение программы.

Схема выполнения условного оператора имеет вид:


В условном операторе может отсутствовать блок
Else оператор2; т. е. условный оператор может иметь вид:

IF "условие" Then "опертор1";

например:
IFa<0 Then a:= abs(a); 

Приведем пример программы определения весовой категории в зависимости от веса спортсмена.

PROGRAM VES;                        { определение весовой категории спортсмена }

                                    Условная схема программы

CONST A1='легкая категория';

     A2='средняя категория';

     A3='тяжелая категория';

     A4='сверхтяжелая категория';

var

 V : integer;

BEGIN

 Write('введите вес спортсмена V = '); ReadLn(v);

 if V<62 then WriteLn(A1)           {вложенный условный оператор }

 else if V<75 then WriteLn(A2)

      else if V<88 then WriteLn(A3)

           else WriteLn(A4)

 writeln('Нажмите Enter');

 readln;

END.

Для разложения целого числа на цифры удобно применять операции: MOD и DIV. Например, если дано трехзначное число "N" ( "N" соответствует "X1X2X3" ), то цифры: X1X2X3, составляющие это число определяются блоком операторов:

 X3:= N mod 10;

 N:= N div 10;

 X2:= N mod 10;

 N:= N div 10;

 X1:= N;

Если требуется определить, делится ли вещественное число "A" нацело на число "B", то можно применять функции Frac(x); и Int(x); например:

 x := A/B;    

 if Frac(x) = 0  then writeln('Число "A" делится нацело на число "B"');

 if Int(x) = x   then writeln('Число "A" делится нацело на число "B"');

Условный оператор может применяться для идентификации (распознавания) объекта по определенным признакам составляющих его элементов. Например, если объектом является треугольник, то элементами объекта могут быть: 1) три его угла (a, b, c); 2) три его стороны (a1, b1, c1); и т. д.

Признаками являются значения элементов по которым производится идентификация, например, для углов: 1) один угол > 90 - (один признак); 2) три угла < 90 - (три признака); и т. д.

В результате идентификации объект получает имя. Например, треугольник - остроугольный, либо тупоугольный и т. д.

Если идентификация проводится по одному признаку для нескольких элементов, то несколько условий связываются служебным словом "or", например:

 If (a > 90) or (b > 90) or (c > 90) then writeln ( 'Треугольник - тупоугольный' );

Если идентификация проводится по нескольким признакам, число которых равно числу элементов, то несколько условий связываются служебным словом "and", например:

 If (a < 90) and (b < 90) and (c < 90) then

   writeln('Треугольник - остроугольный');

Если имя объекта составное, то добавляются признаки для идентификации второй части имени и применяются вложенные условные операторы, например, для равнобедренного треугольника:

 If (a < 90)and (b < 90) and(c < 90) then

   If (a=b) or (b=c) or (a=c) then

     writeln('Треугольник - остроугольный и равнобедренный')  

   else writeln('Треугольник - остроугольный');

Напомним, что условный оператор можно применять для контроля правильности вводимых данных, например:

 If (a+b+c)<>180 then

   begin

     writeln('Суммауглов <> 180');

     Halt  

   end;

Если для идентификации объекта достаточно меньшего числа признаков, чем число элементов, то условия, связанные "and" группируются, а группы соединяются служебным словом "or". Например, четырехугольник имеет элементами четыре стороны ( a, b, c, d ), а его имя устанавливается по двум признакам (равенство двух пар сторон), тогда можно использовать операторы:

 If ((a=b) and (c=d)) or ((a=c) and (b=d)) or ((a=d) and (b=c)) then

   writeln('Параллелограмм');

Оператор выбора CASE

Оператор служит для выбора одного из помеченных вариантов действия (операторов), в зависимости от значения "параметра". Оператор имеет вид:

  Case "параметр" Of

    "список помеченных операторов"    

    Else "оператор"

  End;

Здесь "параметр" - выражение или переменная порядкового типа.

Из "списка помеченных операторов" выполняется оператор с меткой, включающей значение "параметра", иначе оператор после слова Else.

Конструкция Else "оператор" может отсутствовать. Напомним, что "оператор" может иметь вид: Begin "операторы" end;

Пример операторов для определения порядка целого числа N от 0 до 999:

 case N of

   0..9     : writeln('однозначное');

   10..99   : writeln('двузначное');

   100..999 : writeln('трехзначное')

   else writeln('Число "N" не входит в указанный диапазон')  

 end;

Приведем пример программы случайного предсказания одного из десяти вариантов ближайшего будущего с вероятностью 1/20, в остальных случаях - вы "неудачник".

PROGRAM FUTURE;

var N : word;

BEGIN

 writeln('ПРЕДСКАЗАНИЕ БУДУЩЕГО');

 Randomize;

 N:=Random(20)+1;      { N - случайное число от 1 до 20 }

 writeln;   write('Вас ожидает ');

 case N of

    1 : writeln('счастье');

    2 : writeln('пятерка');

    3 : writeln('дорога');

    4 : writeln('двойка');

    5 : writeln('болезнь');

    6 : writeln('здоровье');

    7 : writeln('деньги');

    8 : writeln('любовь');

    9 : writeln('встреча');

    10 : writeln('дети')

     else writeln('неудача')

 end;

 writeln('Нажми Enter');

 readln;  

END.

Здесь функция Random(x) генерирует случайное число, с равномерной плотностью распределения на заданном интервале. Для инициализации распределения в начале программы необходимо вызвать процедуру Randomize.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

52813. Польща. Білорусь. Особливості ЕГП та господарства 141 KB
  Сформувати в учнів загальні уявлення про особливості ЕГП природноресурсного потенціалу господарства країни; виявити географічну та економічну специфіку Польщі та Білорусі. Розвивати вміння учнів складати порівняльну економіко – географічну характеристику країн за планом. Актуалізація опорних знань Прийом Блицопитування На які історико географічні регіони поділяється Європа З якими країнами Західної Європи ви вже ознайомлені Який рівень...
52814. ЕЛЕМЕНТИ ЕЙДЕТИКИ НА УРОКАХ УКРАЇНСЬКОЇ ЛІТЕРАТУРИ 53.5 KB
  Вивчення теорії літератури на уроках української літератури починається вже з п’ятого класу. Але вчитель повинен зробити все для того щоб знання з теорії літератури стали інструментом для розуміння та аналізу того чи іншого твору. Мабуть перед кожним постають питання: Як пояснити поняття з теорії літератури доступно й зрозуміло Як спонукати глибоко розуміти їх застосовувати на практиці Як актуалізувати раніше набуті знання Пропоную Вашій увазі метод запам’ятовування окремих термінів та понять на пальцях який використовую...
52815. Einkaufen. Wir gehen in den Supermarkt 60 KB
  Liebe Kinder, ich freue mich euch gesund und lustig zu sehen. Wie geht es euch? Sind alle Kinder da? Gibt es etwas Neues? Gibt es etwas Interessantes? (Die Schüler beantworten die Fragen des Lehrers)
52816. Екологічні проблеми, які стосуються мене 95.5 KB
  Мета проекту: Стимулювати інтерес в учнів до проблеми екології оволодівати певною сумою знань стосовно того що майбутнє нашої планети в наших руках про необхідність дбайливого ставлення до природи про взаємозв’язки між діяльністю людини і життям природи;виховувати почуття відповідальності за те що відбувається в природі підвищувати екологічну культуру. І ЕТАП Урок Я і Україна ТЕМА: Охорона природи. Узагальнити знання учнів про те що обов’язок кожної людини – охорона рідної природи. До чого закликає нас матінкаприрода Ми з вами...
52817. Екологічний практикум. Урок математики в 6 класі 49.5 KB
  60 кг макулатури рятує одно дерево 30 кг макулатури рятує 1 га лісу 1 т макулатури економить 1000 кВт ч електроенергії 1 т макулатури економить 200 м3 води 1т макулатури економить дає 2500 учнівських зошитів. Використання макулатури для виробу паперу на 75 зменшує забруднення повітря та дозволяє зекономити до 40 води Не викидай папір який ви використовували – збирайте його та здавайте макулатуру V. Скільки дерев зберегли учні Скільки учнівських зошитів можна виготувати із цієї макулатури Скільки води та електроенергії буде з...
52818. Экологический праздник: Звери, птицы, лес и я - вместе дружная семья! 75.5 KB
  Все ребята молодцы Инсценировка Аринка Солнечный лучик. Аринка. Ну это надо Ни здравствуй не сказала ни разрешения не спросила а уж прямо на голову сесть собирается Ну и молодежь пошла А еще Аринкой Солнечный лучик прозывается Аринка удивленно. Ктокто Это я – старый заслуженный пень ветеран леса Аринка.
52819. Екологічне виховання учнів 1.27 MB
  Вчителі початкових класів при викладанні предметів застосовують такі методи та методичні прийоми як: екологічне моделювання та прогнозування екологічні ігри розв’язування екологічних задач. Ігрові форми діяльності: конкурси турніри аукціони на знання певної теми повязаної з природою вікторини пізнавальні та рольові ігри екологічні свята пізнавальні екскурсії з іграми забезпечують практичну діяльність учнів початкових класів і орієнтовані на вирішення реальних місцевих екологічних проблем. Протягом 5 років постійно з варіативу до...