34666

Массивы: определение, описание, размещение в памяти, использование

Реферат

Информатика, кибернетика и программирование

Структурная схема массива. Type имя типа = RRY [ тип индекса ] OF тип элементов VR имя переменной : имя типа ; При таком способе описания в разделе Type описывается тип массива который будет использоваться в программе то есть его размер и тип элементов. С отдельным элементом массива можно делать все что с любой переменной. Обращаться к элементу массива надо указывая имя переменной с номером элемента в квадратных скобках.

Русский

2013-09-08

55 KB

13 чел.

исциплина «Основы алгоритмизации и программирование»  Массивы

Массивы: определение, описание, размещение в памяти, использование.

1. Структурные типы данных.

2. Одномерные массивы. Способы описания.

3. Двумерные массивы.

1. Структурные типы данных

Типы данных бывают основные и структурные. К основным относятся типы: Integer, Real, Boolean и Char. К структурным типам относятся: массивы, записи, множества и файлы.

Каждый из указанных типов строится на базе более простых типов и в результате на базе основных типов. Для каждого структурного типа в Pascal определена конструкция описания типа и конструкция обращения к элементам переменных типа. Кратко охарактеризуем структурные типы.

Массив - совокупность однородных элементов базового типа, обращение к которым выполняется с помощью индексов.

Запись - совокупность неоднородных элементов базовых типов, обращение к которым выполняется с помощью имён полей.

Множество - совокупность однотипных элементов базового типа соответствующая понятию множества в математике с набором свойственных операций.

Файл - совокупность однородных элементов базового типа, доступ к которым осуществляется последовательно. В отличие от других структурных типов, переменные которых хранятся в ОП, файлы хранятся на ВУ. Доступ к элементам файлов осуществляется с помощью стандартных процедур.

Базовыми типами для структурных типов могут быть любые типы, кроме файлов.

Массивы

В программировании даже при написании самых простых программ возникает необходимость в большом количестве переменных. Обычно они разные по типам и по использованию, но бывают ситуации, когда эти переменные одинаковы и их необходимо очень большое количество.

Массивы бывают: одномерный, двухмерный и т.д.

2. Одномерные массивы. Способы описания.

Одномерный массив

8

4

7

3

2

Массив А.

Структурная схема массива.

Описание массивов

1. Неявный способ.

Type

<имя типа> = ARRAY [<тип индекса> ] OF <тип элементов >

VAR <имя переменной> : <имя типа>;

При таком способе описания в разделе Type описывается тип массива, который будет использоваться в программе, то есть его размер и тип элементов. Далее в разделе VAR для переменных которые будут содержать массив указывается новый тип. Если необходимо создать массивы разных типов или разных размеров, то для них создаются отдельные типы, а после объявляются переменные этих типов

Пример:

Type

Mass1 = ARRAY [1..10] OF REAL;

Mass2 = ARRAY [1..10] OF INTEGER;

VAR  A,B: Mass1;

    С : Mass2;

2. Явный способ

VAR <имя переменной > : ARRAY [<тип индекса>]  OF <тип элементов >

При таком способе описания в разделе VAR  сразу указываются переменные, которые будут иметь тип – массив. Если необходимо создать массивы разных типов или разных размеров, то их описывают отдельно.

Пример:

VAR 

    A, B: ARRAY [1..10] OF REAL;

    С: ARRAY [1..10] OF INTEGER;

Массив удобен тем, что может хранить достаточно много значений, каждое из которых не нужно объявлять. Но в тоже время можно обратиться к любому из элементов.

С отдельным элементом массива можно делать все, что с любой переменной. Обращаться к элементу массива надо, указывая имя переменной с номером элемента в квадратных скобках.

Например:

A[1], A[6], A[i].

Если необходимо обратиться поочередно к каждому элементу массива, то используются циклы. Чаще – цикл For.

Пример: вывести значения всех элементов массива А из предыдущих примеров.

For i:=1 to 10 do Writeln(a[i]);

Чтобы присвоить одно и тоже значение всем элементам массива используется цикл:

For i:=1 to 10 do a[i]:=0;

Часто для решения задачи требуется, чтобы массив был заполнен различными числами. Вводить с клавиатуры множество чисел очень не удобно и долго. Для заполнения массива произвольными числами используется функция Random (AInteger);.  Данная функция возвращает случайное число. Пример:  n:=random(100). То есть в переменную n будет помещено случайное число от 0 до 100. В некоторых операционных системах для того, чтобы использовать эту функцию, необходимо включить (инициализировать) датчик случайных чисел. Для этого надо написать команду: Randomize; делается это обычно в начале программы..

Заполнение массива случайными числами будет иметь вид:

for i=1 to 10 do a[i]:=random(50);

Пример:

Program N1;

var

   M: Array [1..100] of Integer;

   A: Real;

   I: Byte;

begin

 Randomize;

 For I:=1 to 100 do

   M[I]:=Random(500);

 For I:=1 to 100 do

   A:=A+M[I];

 A:=A/100;

 Write('Среднее арифметическое всех чисел массива: ', A);

end.

3. Двумерные массивы.

По своей структуре аналогичны таблицам. Каждый элемент характеризуется номером строки и номером столбца. Например: А[3,8] – элемент из массива А находящийся в 3 строке и 8 столбце.

Описание аналогично одномерным массивам, но необходимо указывать два типа индексов, разделяя их запятой. Например,

A: ARRAY [1..5, 1..10] of integer;

– описание двумерного массива из 5 строк и 10 столбцов.

Для обработки двумерного массива используются вложенные циклы For. Первый цикл – внешний изменяет номер строки. Второй – внутренний изменяет номер столбца.

Рассмотрим типичную структуру для обработки двумерного массива размером n на m:

For i:=1 to n do

begin

 {Действия, производимые для целой строки или перед обработкой строки}

 for j:=1 to m do 

 begin

   {действия производимые над каждым элементом}

 end;

 {Действия, производимые для целой строки или после обработки строки}

end;

Первый цикл для каждого из значений i повторяет полностью весь второй цикл, изменяя j от 1 до m. То есть для каждого номера строки просматриваются все номера столбцов.

Пример: Заполнить массив случайными числами и вывести на экран построчно:

For i:=1 to 5 do

begin

 for j:=1 to 10 do 

 begin

   a[i, j]:=random(100); {присваивает элементу массива случайное число}

   write(a[i,j]); {печатает элемент массива }

 end;

 writeln; {когда напечатана строка переводит курсор на следующую}

end;

ЛИТЕРАТУРА

  1.  Прикладная информатика: Учеб. пособие. А.Н. Морозевич, 2003.
  2.  Turbo Pascal 7.0 для студентов и школьников. Наука и Техника, 2007.

Разработал
Преподаватель: Скуловец А.П.

Рассмотрено и утверждено
на заседании методической комиссии
информационных технологий.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

78372. Растровая графика. Растровые представления изображений 163.5 KB
  Количество цветов растрового изображения. Растровые изображения напоминают лист клетчатой бумаги на котором любая клетка закрашена либо черным либо белым цветом образуя в совокупности рисунок. растровая графика описывает изображения с использованием цветных точек пиксели расположенных на сетке. В частности изменение размеров растровой графики может привести к разлохмачиванию краев изображения поскольку пиксели будут перераспределяться на сетке.
78373. Векторная графика. Элементы (объекты) векторной графики. Объекты и их атрибуты 379 KB
  Достоинства и недостатки векторной графики. Элементы объекты векторной графики. Пример векторной графики В отличие от растровой графики в векторной графике изображение строится с помощью математических описаний объектов окружностей и линий. Ключевым моментом векторной графики является то что она использует комбинацию компьютерных команд и математических формул для объекта.
78374. Трехмерная графика. Программные средства обработки трехмерной графики 60 KB
  Вид поверхности определяется расположенной в пространстве сеткой опорных точек. Каждой точке присваивается коэффициент величина которого определяет степень ее влияния на часть поверхности проходящей вблизи точки. От взаимного расположения точек и величины коэффициентов зависит форма и гладкость поверхности в целом.
78375. БАЗОВЫЕ РАСТРОВЫЕ АЛГОРИТМЫ 419 KB
  Алгоритм вывода окружности. В следующем разделе рассматривается алгоритм Брезенхема для генерации окружности. Алгоритм Брезенхема для генерации окружности. Наибольшее внимание разумеется уделено окружности.
78376. ВВЕДЕНИЕ В КОМПЬЮТЕРНУЮ ГРАФИКУ 147.5 KB
  Определение и основные задачи компьютерной графики. Области применения компьютерной графики. История развития компьютерной графики. Виды компьютерной графики. При обработке информации, связанной с изображением на мониторе, принято выделять три основных направления: распознавание образов, обработку изображений и машинную графику.
78377. АППАРАТНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КОМПЬЮТЕРНОЙ ГРАФИКИ 202 KB
  По технологии печати принтеры можно разделить на: игольчатые матричные; струйные; лазерные. Достоинства матричных игольчатых принтеров: удовлетворительная скорость печати; универсальность заключающаяся в способности работать с любой бумагой; низкая стоимость печати. Такое качество печати обозначают как LQ Letter Qulity – машинописное качество в этом режиме скорость печати уменьшается незначительно так как головка печатает при движении слева направо и справа налево. Изготовители обычно указывают теоретическую скорость печати то...
78378. ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ГРАФИЧЕСКИХ ДАННЫХ 182.5 KB
  Форматы графических файлов. Понятие цвета. Зрительный аппарат человека, для восприятия цвета. Аддитивные и субтрактивные цвета в компьютерной графике. Понятие цветовой модели и режима. Закон Грассмана. Пиксельная глубина цвета. Черно–белый режим
78379. Метод МЧП. Понятие коллизионного метода регулирования 17.98 KB
  Принцип наиболее тесной связи лежит в основе коллизионного метода регулирования дополнительной коллизионной нормы которых не так много принято в законах. Эти привязки могут использоваться либо во всех частноправовых отношениях личный закон физического лица либо в некоторых из них закон места осуществления деятельности работодателя. Личный закон физического лица. Два подхода: отсылка к закону гражданства отсылка к закону места жительства и место нахождения Личный закон юридического лица Три подхода: закон места регистрации закон...
78380. Основные понятия МЧП. Национальный режим и режим наибольшего благоприятствования 15.84 KB
  Национальный режим и режим наибольшего благоприятствования Национальный режим – это принцип в соответствии с которым иностранные лица и лица без гражданства имеют те же права и обязанности что и физические и юридические лица РФ если иное не предусмотрено законом. Режим наибольшего благоприятствования это принцип в соответствии с которымлица одного государства в силу международного соглашения приобретают дополнительные права и гарантии. Нормы ограничивающие права иностранцев соответствуют положениям ст. Гражданские права могут быть...