34666

Массивы: определение, описание, размещение в памяти, использование

Реферат

Информатика, кибернетика и программирование

Структурная схема массива. Type имя типа = RRY [ тип индекса ] OF тип элементов VR имя переменной : имя типа ; При таком способе описания в разделе Type описывается тип массива который будет использоваться в программе то есть его размер и тип элементов. С отдельным элементом массива можно делать все что с любой переменной. Обращаться к элементу массива надо указывая имя переменной с номером элемента в квадратных скобках.

Русский

2013-09-08

55 KB

13 чел.

исциплина «Основы алгоритмизации и программирование»  Массивы

Массивы: определение, описание, размещение в памяти, использование.

1. Структурные типы данных.

2. Одномерные массивы. Способы описания.

3. Двумерные массивы.

1. Структурные типы данных

Типы данных бывают основные и структурные. К основным относятся типы: Integer, Real, Boolean и Char. К структурным типам относятся: массивы, записи, множества и файлы.

Каждый из указанных типов строится на базе более простых типов и в результате на базе основных типов. Для каждого структурного типа в Pascal определена конструкция описания типа и конструкция обращения к элементам переменных типа. Кратко охарактеризуем структурные типы.

Массив - совокупность однородных элементов базового типа, обращение к которым выполняется с помощью индексов.

Запись - совокупность неоднородных элементов базовых типов, обращение к которым выполняется с помощью имён полей.

Множество - совокупность однотипных элементов базового типа соответствующая понятию множества в математике с набором свойственных операций.

Файл - совокупность однородных элементов базового типа, доступ к которым осуществляется последовательно. В отличие от других структурных типов, переменные которых хранятся в ОП, файлы хранятся на ВУ. Доступ к элементам файлов осуществляется с помощью стандартных процедур.

Базовыми типами для структурных типов могут быть любые типы, кроме файлов.

Массивы

В программировании даже при написании самых простых программ возникает необходимость в большом количестве переменных. Обычно они разные по типам и по использованию, но бывают ситуации, когда эти переменные одинаковы и их необходимо очень большое количество.

Массивы бывают: одномерный, двухмерный и т.д.

2. Одномерные массивы. Способы описания.

Одномерный массив

8

4

7

3

2

Массив А.

Структурная схема массива.

Описание массивов

1. Неявный способ.

Type

<имя типа> = ARRAY [<тип индекса> ] OF <тип элементов >

VAR <имя переменной> : <имя типа>;

При таком способе описания в разделе Type описывается тип массива, который будет использоваться в программе, то есть его размер и тип элементов. Далее в разделе VAR для переменных которые будут содержать массив указывается новый тип. Если необходимо создать массивы разных типов или разных размеров, то для них создаются отдельные типы, а после объявляются переменные этих типов

Пример:

Type

Mass1 = ARRAY [1..10] OF REAL;

Mass2 = ARRAY [1..10] OF INTEGER;

VAR  A,B: Mass1;

    С : Mass2;

2. Явный способ

VAR <имя переменной > : ARRAY [<тип индекса>]  OF <тип элементов >

При таком способе описания в разделе VAR  сразу указываются переменные, которые будут иметь тип – массив. Если необходимо создать массивы разных типов или разных размеров, то их описывают отдельно.

Пример:

VAR 

    A, B: ARRAY [1..10] OF REAL;

    С: ARRAY [1..10] OF INTEGER;

Массив удобен тем, что может хранить достаточно много значений, каждое из которых не нужно объявлять. Но в тоже время можно обратиться к любому из элементов.

С отдельным элементом массива можно делать все, что с любой переменной. Обращаться к элементу массива надо, указывая имя переменной с номером элемента в квадратных скобках.

Например:

A[1], A[6], A[i].

Если необходимо обратиться поочередно к каждому элементу массива, то используются циклы. Чаще – цикл For.

Пример: вывести значения всех элементов массива А из предыдущих примеров.

For i:=1 to 10 do Writeln(a[i]);

Чтобы присвоить одно и тоже значение всем элементам массива используется цикл:

For i:=1 to 10 do a[i]:=0;

Часто для решения задачи требуется, чтобы массив был заполнен различными числами. Вводить с клавиатуры множество чисел очень не удобно и долго. Для заполнения массива произвольными числами используется функция Random (AInteger);.  Данная функция возвращает случайное число. Пример:  n:=random(100). То есть в переменную n будет помещено случайное число от 0 до 100. В некоторых операционных системах для того, чтобы использовать эту функцию, необходимо включить (инициализировать) датчик случайных чисел. Для этого надо написать команду: Randomize; делается это обычно в начале программы..

Заполнение массива случайными числами будет иметь вид:

for i=1 to 10 do a[i]:=random(50);

Пример:

Program N1;

var

   M: Array [1..100] of Integer;

   A: Real;

   I: Byte;

begin

 Randomize;

 For I:=1 to 100 do

   M[I]:=Random(500);

 For I:=1 to 100 do

   A:=A+M[I];

 A:=A/100;

 Write('Среднее арифметическое всех чисел массива: ', A);

end.

3. Двумерные массивы.

По своей структуре аналогичны таблицам. Каждый элемент характеризуется номером строки и номером столбца. Например: А[3,8] – элемент из массива А находящийся в 3 строке и 8 столбце.

Описание аналогично одномерным массивам, но необходимо указывать два типа индексов, разделяя их запятой. Например,

A: ARRAY [1..5, 1..10] of integer;

– описание двумерного массива из 5 строк и 10 столбцов.

Для обработки двумерного массива используются вложенные циклы For. Первый цикл – внешний изменяет номер строки. Второй – внутренний изменяет номер столбца.

Рассмотрим типичную структуру для обработки двумерного массива размером n на m:

For i:=1 to n do

begin

 {Действия, производимые для целой строки или перед обработкой строки}

 for j:=1 to m do 

 begin

   {действия производимые над каждым элементом}

 end;

 {Действия, производимые для целой строки или после обработки строки}

end;

Первый цикл для каждого из значений i повторяет полностью весь второй цикл, изменяя j от 1 до m. То есть для каждого номера строки просматриваются все номера столбцов.

Пример: Заполнить массив случайными числами и вывести на экран построчно:

For i:=1 to 5 do

begin

 for j:=1 to 10 do 

 begin

   a[i, j]:=random(100); {присваивает элементу массива случайное число}

   write(a[i,j]); {печатает элемент массива }

 end;

 writeln; {когда напечатана строка переводит курсор на следующую}

end;

ЛИТЕРАТУРА

  1.  Прикладная информатика: Учеб. пособие. А.Н. Морозевич, 2003.
  2.  Turbo Pascal 7.0 для студентов и школьников. Наука и Техника, 2007.

Разработал
Преподаватель: Скуловец А.П.

Рассмотрено и утверждено
на заседании методической комиссии
информационных технологий.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

34009. Религия как социокультурный феномен. Понятие Бога в философии и религии 40.5 KB
  Понятие Бога в философии и религии. Философия религии важный раздел философского знания поскольку религия составляет системообразующий элемент различных культур цивилизаций и обществ. Философию религии нельзя также отождествлять с религиозной философией. Философия религии это прежде всего рефлексия над религией как сложным социокультурным феноменом определение ее знания в жизни человека и общества.
34010. Предмет и задачи этики. Основные этические системы 44 KB
  Вся совокупность проблем в той или иной мере посвященных изучению этих вопросов была представлена особой философской теорией получившей название философия морали нравственности или этика. Термин этика происходит от древнегреческого слова ethos этос подразумевавший пространство совместного проживания людей или животных дом звериное логово птичье гнездо и т. Поэтому термин этика также введенный в употребление Аристотелем изначально приобрел двоякую направленность: 1 обозначение совокупности добродетелей правил и норм...
34011. Основные этические системы 46.5 KB
  Остановимся на нескольких наиболее значительных и как нам представляется не утративших свое значение и по настоящее время именно в силу своей вневременной универсальной значимости для нравственного сознания человека: гедонизме стоицизме этике долга и этике любви. Именно такая постановка личности по Эпикуру порождает три степени свободы каждая из которых есть в сущности ничто иное как освобождение человека от тяжелых экзистенциальных переживаний сопровождающих его на протяжении всей жизни: от страха перед Богами от страха перед...
34012. Искусство как социокультурное явление.Эстетические основания и закономерности развития ис 45.5 KB
  Искусство это одна из форм культуры и сфера художественного творчества. философия исследует искусство в общем плане и в контексте жизни человека и общества. Искусство отражает и изображает жизнь в художественных образах которые позволяют человеку непосредственно в чувственном виде переживать то что в них заключил художник.
34013. Философское понимание культуры. Культура и цивилизация 26 KB
  Культура и цивилизация. Культура все созданное человеком; совокупность созданных и создаваемых человеком ценностей; качественная характеристика уровня развития ова. Там где есть человек его деятсть отношения между людьми там имеется и культура. Культура: материальная и духовная не противопоставлять.
34014. Филсофия Древней Индии 23 KB
  э Мир вечен никем никогда не был создан остоянно развивается делится на мир приоды и мир людей. Мир природы гормоничен и спокоен; мир людей мир страданий.э Мир вечен никем никогда не создан. Сущность мира изменеие развия.
34015. Философия русской культуры 110 KB
  Сущность любой культуры раскрывается в основополагающих ценностях: добре и зле свободе справедливости любви и т. Непосредственный объект любви в нем не человечество потому что вызвать любовь может только нечто наглядное; человечество просто карта которая разыгрывается им против того что ненавидят. Не уважая же никого перестает любить а чтобы не имея любви занять себя и развлечь предается страстям и грубым сладостям и доходит совсем до скотства в пороках своих а все от беспрерывной лжи и людям и себе самому. Однако...
34016. Общество как развивающаяся система 25 KB
  В западной социологии с основным классообразующим признаком, т.е. отношение к средствам производства, не согласна теория социальной стратификации. На этой основе она предлагает свои критерии...
34017. Основные модели общественного устройства 38.5 KB
  Современная форма либерализма как она утвердилась на Западе наиболее типичными здесь являются США теоретически оформилась и начала осуществляться на практике в Новое время и эпоху Просвещения. Основными посылками либерализма являются: 1. 'Lissez fire не мешайте действовать девиз классического либерализма. Идеал минимального государства характерная черта классического либерализма.