34666

Массивы: определение, описание, размещение в памяти, использование

Реферат

Информатика, кибернетика и программирование

Структурная схема массива. Type имя типа = RRY [ тип индекса ] OF тип элементов VR имя переменной : имя типа ; При таком способе описания в разделе Type описывается тип массива который будет использоваться в программе то есть его размер и тип элементов. С отдельным элементом массива можно делать все что с любой переменной. Обращаться к элементу массива надо указывая имя переменной с номером элемента в квадратных скобках.

Русский

2013-09-08

55 KB

13 чел.

исциплина «Основы алгоритмизации и программирование»  Массивы

Массивы: определение, описание, размещение в памяти, использование.

1. Структурные типы данных.

2. Одномерные массивы. Способы описания.

3. Двумерные массивы.

1. Структурные типы данных

Типы данных бывают основные и структурные. К основным относятся типы: Integer, Real, Boolean и Char. К структурным типам относятся: массивы, записи, множества и файлы.

Каждый из указанных типов строится на базе более простых типов и в результате на базе основных типов. Для каждого структурного типа в Pascal определена конструкция описания типа и конструкция обращения к элементам переменных типа. Кратко охарактеризуем структурные типы.

Массив - совокупность однородных элементов базового типа, обращение к которым выполняется с помощью индексов.

Запись - совокупность неоднородных элементов базовых типов, обращение к которым выполняется с помощью имён полей.

Множество - совокупность однотипных элементов базового типа соответствующая понятию множества в математике с набором свойственных операций.

Файл - совокупность однородных элементов базового типа, доступ к которым осуществляется последовательно. В отличие от других структурных типов, переменные которых хранятся в ОП, файлы хранятся на ВУ. Доступ к элементам файлов осуществляется с помощью стандартных процедур.

Базовыми типами для структурных типов могут быть любые типы, кроме файлов.

Массивы

В программировании даже при написании самых простых программ возникает необходимость в большом количестве переменных. Обычно они разные по типам и по использованию, но бывают ситуации, когда эти переменные одинаковы и их необходимо очень большое количество.

Массивы бывают: одномерный, двухмерный и т.д.

2. Одномерные массивы. Способы описания.

Одномерный массив

8

4

7

3

2

Массив А.

Структурная схема массива.

Описание массивов

1. Неявный способ.

Type

<имя типа> = ARRAY [<тип индекса> ] OF <тип элементов >

VAR <имя переменной> : <имя типа>;

При таком способе описания в разделе Type описывается тип массива, который будет использоваться в программе, то есть его размер и тип элементов. Далее в разделе VAR для переменных которые будут содержать массив указывается новый тип. Если необходимо создать массивы разных типов или разных размеров, то для них создаются отдельные типы, а после объявляются переменные этих типов

Пример:

Type

Mass1 = ARRAY [1..10] OF REAL;

Mass2 = ARRAY [1..10] OF INTEGER;

VAR  A,B: Mass1;

    С : Mass2;

2. Явный способ

VAR <имя переменной > : ARRAY [<тип индекса>]  OF <тип элементов >

При таком способе описания в разделе VAR  сразу указываются переменные, которые будут иметь тип – массив. Если необходимо создать массивы разных типов или разных размеров, то их описывают отдельно.

Пример:

VAR 

    A, B: ARRAY [1..10] OF REAL;

    С: ARRAY [1..10] OF INTEGER;

Массив удобен тем, что может хранить достаточно много значений, каждое из которых не нужно объявлять. Но в тоже время можно обратиться к любому из элементов.

С отдельным элементом массива можно делать все, что с любой переменной. Обращаться к элементу массива надо, указывая имя переменной с номером элемента в квадратных скобках.

Например:

A[1], A[6], A[i].

Если необходимо обратиться поочередно к каждому элементу массива, то используются циклы. Чаще – цикл For.

Пример: вывести значения всех элементов массива А из предыдущих примеров.

For i:=1 to 10 do Writeln(a[i]);

Чтобы присвоить одно и тоже значение всем элементам массива используется цикл:

For i:=1 to 10 do a[i]:=0;

Часто для решения задачи требуется, чтобы массив был заполнен различными числами. Вводить с клавиатуры множество чисел очень не удобно и долго. Для заполнения массива произвольными числами используется функция Random (AInteger);.  Данная функция возвращает случайное число. Пример:  n:=random(100). То есть в переменную n будет помещено случайное число от 0 до 100. В некоторых операционных системах для того, чтобы использовать эту функцию, необходимо включить (инициализировать) датчик случайных чисел. Для этого надо написать команду: Randomize; делается это обычно в начале программы..

Заполнение массива случайными числами будет иметь вид:

for i=1 to 10 do a[i]:=random(50);

Пример:

Program N1;

var

   M: Array [1..100] of Integer;

   A: Real;

   I: Byte;

begin

 Randomize;

 For I:=1 to 100 do

   M[I]:=Random(500);

 For I:=1 to 100 do

   A:=A+M[I];

 A:=A/100;

 Write('Среднее арифметическое всех чисел массива: ', A);

end.

3. Двумерные массивы.

По своей структуре аналогичны таблицам. Каждый элемент характеризуется номером строки и номером столбца. Например: А[3,8] – элемент из массива А находящийся в 3 строке и 8 столбце.

Описание аналогично одномерным массивам, но необходимо указывать два типа индексов, разделяя их запятой. Например,

A: ARRAY [1..5, 1..10] of integer;

– описание двумерного массива из 5 строк и 10 столбцов.

Для обработки двумерного массива используются вложенные циклы For. Первый цикл – внешний изменяет номер строки. Второй – внутренний изменяет номер столбца.

Рассмотрим типичную структуру для обработки двумерного массива размером n на m:

For i:=1 to n do

begin

 {Действия, производимые для целой строки или перед обработкой строки}

 for j:=1 to m do 

 begin

   {действия производимые над каждым элементом}

 end;

 {Действия, производимые для целой строки или после обработки строки}

end;

Первый цикл для каждого из значений i повторяет полностью весь второй цикл, изменяя j от 1 до m. То есть для каждого номера строки просматриваются все номера столбцов.

Пример: Заполнить массив случайными числами и вывести на экран построчно:

For i:=1 to 5 do

begin

 for j:=1 to 10 do 

 begin

   a[i, j]:=random(100); {присваивает элементу массива случайное число}

   write(a[i,j]); {печатает элемент массива }

 end;

 writeln; {когда напечатана строка переводит курсор на следующую}

end;

ЛИТЕРАТУРА

  1.  Прикладная информатика: Учеб. пособие. А.Н. Морозевич, 2003.
  2.  Turbo Pascal 7.0 для студентов и школьников. Наука и Техника, 2007.

Разработал
Преподаватель: Скуловец А.П.

Рассмотрено и утверждено
на заседании методической комиссии
информационных технологий.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

11436. Инвестиции в основной капитал и во внеоборотные активы 113.5 KB
  Экономическое содержание вложений во внеоборотные активы. Амортизация и ее роль в воспроизводственном процессе. Источники финансирования прямых инвестиций. Нематериальные активы, источники формирования, способы начисления амортизации.
11437. РЕАКЦИИ ОКИСЛЕНИЯ - ВОССТАНОВЛЕНИЯ 97.5 KB
  ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №8. РЕАКЦИИ ОКИСЛЕНИЯ ВОССТАНОВЛЕНИЯ Введение. Реакции связанные с изменением степени окисления атомов в молекулах реагирующих веществ называются окислительновосстановительными. Степень окисления условный электрический з
11438. ЭЛЕКТРОХИМИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ 108.5 KB
  ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №9 ЭЛЕКТРОХИМИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ Основные понятия Характерной особенностью окислительновосстановительных реакций является возможность пространственного разделения процессов окисления и восстановления т.е. проведения их на отдельных электр
11439. Знакомство с процессором командного языка ОС семейства Windows 106.5 KB
  Лабораторная работа № 1 : Знакомство с процессором командного языка ОС семейства Windows. Для того чтобы сдать лабораторную работу все примеры приводимые в теоретическом материале должны быть представлены преподавателю в виде созданных студентом bat файлов. Вопросы: ...
11440. Командная консоль ОС семейства Windows 102 KB
  Лабораторная работа № 1 Командная консоль ОС семейства Windows Задания. Традиционно все имена идентификаторы объектов лабораторной работы должны содержать суффикс FIO например именование файла My_File_LAS.odt если ФИО студента Луканов Алесандр Сергеевич. Оз...
11441. Форматирования текста 72 KB
  Лабораторная работа № 3 1.Форматирования текста Примеры форматирования текста приведены в файлах form_str.py и form_operat.py. 1Форматирование данных строкового типа производиться методами / функциями соответствующего модуля. Полное описание модуля можно вызвать командой ...
11442. Архитектура персонального компьютера. Классификация программного обеспечения 81.5 KB
  Лабораторная работа № 1 Тема: Архитектура персонального компьютера. Классификация программного обеспечения. Цель работы: изучить устройство персонального компьютера приобрести навыки в исследовании и описании аппаратного и программного обеспечения ЭВМ; изучить
11443. ИЗУЧЕНИЕ РАБОТЫ ТРЁХЭЛЕКТРОДНОЙ ЛАМПЫ 2.1 MB
  Лабораторная работа № 14 ИЗУЧЕНИЕ РАБОТЫ ТРЁХЭЛЕКТРОДНОЙ ЛАМПЫ ЦЕЛЬ РАБОТЫ: 1. Изучить практическое применение явления термоэлектронной эмиссии. 2. Овладеть методикой определения основных параметров трёхэлектродной лампы. ПРИБОРЫ: 1.Лампа 6Н7С или 6Н2П 1 шт. ...
11444. Правила измерения физических величин и определение погрешностей измерений 61 KB
  Лабораторная работа №2 Правила измерения физических величин и определение погрешностей измерений Цель работы: изучить правила определения погрешностей измерений физических величин. Расчетные формулы ...