34666

Массивы: определение, описание, размещение в памяти, использование

Реферат

Информатика, кибернетика и программирование

Структурная схема массива. Type имя типа = RRY [ тип индекса ] OF тип элементов VR имя переменной : имя типа ; При таком способе описания в разделе Type описывается тип массива который будет использоваться в программе то есть его размер и тип элементов. С отдельным элементом массива можно делать все что с любой переменной. Обращаться к элементу массива надо указывая имя переменной с номером элемента в квадратных скобках.

Русский

2013-09-08

55 KB

15 чел.

исциплина «Основы алгоритмизации и программирование»  Массивы

Массивы: определение, описание, размещение в памяти, использование.

1. Структурные типы данных.

2. Одномерные массивы. Способы описания.

3. Двумерные массивы.

1. Структурные типы данных

Типы данных бывают основные и структурные. К основным относятся типы: Integer, Real, Boolean и Char. К структурным типам относятся: массивы, записи, множества и файлы.

Каждый из указанных типов строится на базе более простых типов и в результате на базе основных типов. Для каждого структурного типа в Pascal определена конструкция описания типа и конструкция обращения к элементам переменных типа. Кратко охарактеризуем структурные типы.

Массив - совокупность однородных элементов базового типа, обращение к которым выполняется с помощью индексов.

Запись - совокупность неоднородных элементов базовых типов, обращение к которым выполняется с помощью имён полей.

Множество - совокупность однотипных элементов базового типа соответствующая понятию множества в математике с набором свойственных операций.

Файл - совокупность однородных элементов базового типа, доступ к которым осуществляется последовательно. В отличие от других структурных типов, переменные которых хранятся в ОП, файлы хранятся на ВУ. Доступ к элементам файлов осуществляется с помощью стандартных процедур.

Базовыми типами для структурных типов могут быть любые типы, кроме файлов.

Массивы

В программировании даже при написании самых простых программ возникает необходимость в большом количестве переменных. Обычно они разные по типам и по использованию, но бывают ситуации, когда эти переменные одинаковы и их необходимо очень большое количество.

Массивы бывают: одномерный, двухмерный и т.д.

2. Одномерные массивы. Способы описания.

Одномерный массив

8

4

7

3

2

Массив А.

Структурная схема массива.

Описание массивов

1. Неявный способ.

Type

<имя типа> = ARRAY [<тип индекса> ] OF <тип элементов >

VAR <имя переменной> : <имя типа>;

При таком способе описания в разделе Type описывается тип массива, который будет использоваться в программе, то есть его размер и тип элементов. Далее в разделе VAR для переменных которые будут содержать массив указывается новый тип. Если необходимо создать массивы разных типов или разных размеров, то для них создаются отдельные типы, а после объявляются переменные этих типов

Пример:

Type

Mass1 = ARRAY [1..10] OF REAL;

Mass2 = ARRAY [1..10] OF INTEGER;

VAR  A,B: Mass1;

    С : Mass2;

2. Явный способ

VAR <имя переменной > : ARRAY [<тип индекса>]  OF <тип элементов >

При таком способе описания в разделе VAR  сразу указываются переменные, которые будут иметь тип – массив. Если необходимо создать массивы разных типов или разных размеров, то их описывают отдельно.

Пример:

VAR 

    A, B: ARRAY [1..10] OF REAL;

    С: ARRAY [1..10] OF INTEGER;

Массив удобен тем, что может хранить достаточно много значений, каждое из которых не нужно объявлять. Но в тоже время можно обратиться к любому из элементов.

С отдельным элементом массива можно делать все, что с любой переменной. Обращаться к элементу массива надо, указывая имя переменной с номером элемента в квадратных скобках.

Например:

A[1], A[6], A[i].

Если необходимо обратиться поочередно к каждому элементу массива, то используются циклы. Чаще – цикл For.

Пример: вывести значения всех элементов массива А из предыдущих примеров.

For i:=1 to 10 do Writeln(a[i]);

Чтобы присвоить одно и тоже значение всем элементам массива используется цикл:

For i:=1 to 10 do a[i]:=0;

Часто для решения задачи требуется, чтобы массив был заполнен различными числами. Вводить с клавиатуры множество чисел очень не удобно и долго. Для заполнения массива произвольными числами используется функция Random (AInteger);.  Данная функция возвращает случайное число. Пример:  n:=random(100). То есть в переменную n будет помещено случайное число от 0 до 100. В некоторых операционных системах для того, чтобы использовать эту функцию, необходимо включить (инициализировать) датчик случайных чисел. Для этого надо написать команду: Randomize; делается это обычно в начале программы..

Заполнение массива случайными числами будет иметь вид:

for i=1 to 10 do a[i]:=random(50);

Пример:

Program N1;

var

   M: Array [1..100] of Integer;

   A: Real;

   I: Byte;

begin

 Randomize;

 For I:=1 to 100 do

   M[I]:=Random(500);

 For I:=1 to 100 do

   A:=A+M[I];

 A:=A/100;

 Write('Среднее арифметическое всех чисел массива: ', A);

end.

3. Двумерные массивы.

По своей структуре аналогичны таблицам. Каждый элемент характеризуется номером строки и номером столбца. Например: А[3,8] – элемент из массива А находящийся в 3 строке и 8 столбце.

Описание аналогично одномерным массивам, но необходимо указывать два типа индексов, разделяя их запятой. Например,

A: ARRAY [1..5, 1..10] of integer;

– описание двумерного массива из 5 строк и 10 столбцов.

Для обработки двумерного массива используются вложенные циклы For. Первый цикл – внешний изменяет номер строки. Второй – внутренний изменяет номер столбца.

Рассмотрим типичную структуру для обработки двумерного массива размером n на m:

For i:=1 to n do

begin

 {Действия, производимые для целой строки или перед обработкой строки}

 for j:=1 to m do 

 begin

   {действия производимые над каждым элементом}

 end;

 {Действия, производимые для целой строки или после обработки строки}

end;

Первый цикл для каждого из значений i повторяет полностью весь второй цикл, изменяя j от 1 до m. То есть для каждого номера строки просматриваются все номера столбцов.

Пример: Заполнить массив случайными числами и вывести на экран построчно:

For i:=1 to 5 do

begin

 for j:=1 to 10 do 

 begin

   a[i, j]:=random(100); {присваивает элементу массива случайное число}

   write(a[i,j]); {печатает элемент массива }

 end;

 writeln; {когда напечатана строка переводит курсор на следующую}

end;

ЛИТЕРАТУРА

  1.  Прикладная информатика: Учеб. пособие. А.Н. Морозевич, 2003.
  2.  Turbo Pascal 7.0 для студентов и школьников. Наука и Техника, 2007.

Разработал
Преподаватель: Скуловец А.П.

Рассмотрено и утверждено
на заседании методической комиссии
информационных технологий.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

51597. Дидактические принципы применения ПС в процессе обучения 40.5 KB
  Цель: разъяснить дидактические принципы применения программных средств в процессе обучения. 2004 Журнал ИНФО Организационный момент приветствие учащихся проверка посещаемости Постановка целей занятия Сегодня на занятии мы рассмотрим дидактические принципы применения программных средств в процессе обучения. Изучение материала Принцип научности и посильной трудности Принцип сознательности и творческой активности учащихся при руководящей роли учителя Принцип наглядности обучения и развития теоретического мышления Принцип системности и...
51598. Энергетический обмен в клетке 64.5 KB
  Цель урока: раскрыть сущность энергетического обмена подвести учащихся к выводу о значении АТФ как универсального аккумулятора энергии в клетке. Учитель: Вспомните вещество связанное со всеми выписанными словами определите его роль в клетке Ученики: вспоминают АТФ и ее роль в клетке. Учитель: Итак источником энергии для подавляющего большинства процессов в живых организмах является следующая реакция: АТФ Н2О = АДФ Н3РО4 Q 40 кДж Известно что в среднем содержание АТФ в клетках составляет от 005 до 05 ее массы. Но...
51600. Интегрированный урок. Чтение и немецкий язык 38.5 KB
  Чтение и немецкий язык во 2ом классе. Сегодня у нас необычный урок потому что на одном уроке будет проходить немецкий язык и чтение. lso wir wiederhojen Повторение алфавита правил чтения Чтение слов: Tier drei Junge Jn jetzt Dch Brigitte Schule Bhn Op Mnn sgen sehen Mutter essen Biene Körper Tür Hnd froh Yter schön lng gro Text Om Mädchen Tnte. Коллективное чтение учащимися стихотворения Н.
51601. Урок позакласного читання «Як сонечко, рідна матінка» 102.5 KB
  Сухомлинського виставка книг малюнків дітей на тему Моя мамаслайди на пісню Н. Оголошення теми і мети уроку Мама матуся мати яким прекрасним світлом сповнені ці слова Вимовляючи їх пригадуєш материнську усмішку лагідність її очей ніжність серця. Підгірянка Слово мама вимовля. Мама Яке бється для дитини Мамонька Днями і ночами Мамуся Чи є в світі що дорожче Називаю тебе я Як мама кохана Рідна ненечко моя Що трудиться для дитини До ночі від рана Гарне слово.
51602. Тварини. Охорона тварин 73 KB
  Методи і форми: групова форма роботи асоціативний кущ Компетентність: інформаційна комунікативна соціальна творча. Привітання команд Пізнайки Творча компетентність Ми пі знайки молодці Залюбки читаєм. Розминка для команд Комунікативна компетентність Найбільша тварина на землі. Інформаційна компетентність У зайців хутро посвітлішало близько зима.
51603. Учимся жить в мире и согласии 47 KB
  Тема: Учимся жить в мире и согласии Цель: Обобщить и расширить знания учащихся о таких понятиях как : друг дружба доброта справедливость ;активизировать словарь по этой теме; учить детей оценивать чувства и поступки сверстников в совместных ситуациях мотивировать . Оборудование: фонограмма песен Улыбка Настоящий друг эмблема кота Леопольда плакат Давайте жить дружно набор пословиц в конвертах для работы в парах законы дружбы на карточках сердечки из бумаги шкатулка. Ученики встают в круг и ...
51604. Узагальнення знань про написання ненаголошених е, и в корені слова 323.5 KB
  Узагальнення знань про написання ненаголошених е и в корені слова. Формувати вміння бачити орфограму в корені слова закріпити знання учнів про особливості перевірних слів і способах перевірки ненаголошених голосних; розвивати увагу мислення мовлення; мотивувати учнів на здоровий спосіб життя. Гра Мишка дірочку прогризла На дошці таблички з порожніми віконечками Впродовж уроку вчитель дописує пропущені букви в вирізані віконечка Діти читають слова. Будемо підбирати перевірні слова.
51605. Закріплення таблиці множення числа 2. Задачі на дві дії різного ступені. Безпека на дорозі. Причини небезпечних ситуацій на дорозі 64.5 KB
  А щоб урок пройшов не марно, треба сісти рівно й гарно. І протягом всього уроку стежити за своєю поставою. Дбати про своє здоровя. Бо у здоровому тілі - здоровий дух і будуть міцні знання.