34688

Проблема выбора. Альтернативные издержки и кривая производственных возможностей

Доклад

Экономическая теория и математическое моделирование

Почему Для удовлетворения потребностей необходимы экономические блага которые создаются с помощью факторов производства а их количество ограниченно. Например не все земли пригодны для производства сельскохозяйственной продукции. Возникает проблема выбора: как распорядиться ограниченными факторами производства чтобы полнее удовлетворить свои потребности Отдавая предпочтение чемуто делая выбор мы одновременно от чегото отказываемся. Эти 1000 тракторов от которых пришлось отказаться правительству являются альтернативными...

Русский

2013-09-08

30.32 KB

42 чел.

Вопрос16. Проблема выбора. Альтернативные издержки и

кривая производственных возможностей.

Потребности каждого человека и общества безграничны. Это вполне естественно, так как каждому  из нас всегда мало того, что мы имеем. Однако все люди не в состоянии полностью удовлетворить свои потребности. Почему?  Для удовлетворения потребностей необходимы экономические блага, которые создаются с помощью факторов производства, а их количество ограниченно. К примеру, ограниченны трудовые ресурсы, так как  в производство экономических благ может быть вовлечена только часть трудоспособного населения страны, только те ее жители, которые могут работать и которые хотят работать. Общество располагает ограниченными природными ресурсами. Например,  не все земли пригодны для производства сельскохозяйственной продукции. Таким образом, потребности общества безграничны, а  ресурсы для их удовлетворения ограниченны. Возникает проблема выбора: как распорядиться ограниченными факторами производства, чтобы полнее удовлетворить свои потребности?

Отдавая предпочтение чему-то (делая выбор), мы одновременно от чего-то отказываемся. Например, правительство страны, решив увеличить производство танков, уменьшает количество выпускаемых тракторов на 1000 штук. Эти 1000 тракторов, от которых пришлось отказаться правительству,  являются альтернативными издержками  (альтернативной стоимостью) производства танков.

 Альтернативные издержки  - количество одного товара или услуги, которыми необходимо пожертвовать для увеличения производства другого товара или услуги. Например, если для производства дополнительной единицы товара Х требуется отказаться от двух единиц товара Y, то эти две единицы товара Y и составляют альтернативные издержки товара Х.

Для иллюстрации проблемы выбора  и ограниченности используют  кривую производственных возможностей. Предположим, что в некоторой экономической системе:

  1.  выпускается всего две группы товаров (зерно и ракеты);
  2.  количество всех ресурсов ограничено;
  3.  уровень технологии производства  не меняется;
  4.  экономика является закрытой, т.е. отсутствуют внешнеэкономические связи.

Нарисуем оси координат и будем откладывать по вертикали количество зерна, а по горизонтали количество ракет.

                      

                  

                                            5          

                                            4

                                                                        50         100

Если общество все ресурсы использует только для производства зерна, то экономика находится в точке А, т.е. максимально возможный объем  производства зерна равен отрезку ОА, а максимально возможный объем производства ракет равен нулю.

Если общество использует все ресурсы только для производства ракет, то экономика находится в точке Д, т.е. максимально возможный объем  производства ракет а равен отрезку ОД, а максимально возможный объем производства зерна  равен нулю.

Точка Б  показывает, что если в стране производится 50 ракет, то выпуск зерна не может быть более 5 млн.тонн. Аналогично в точках В и Г.

Соединив точки АБВГД , получив кривую производственных возможностей.

Точка Ж расположена вне области производственных возможностей и показывает, что экономика не располагает ресурсами, чтобы произвести 100 ракет и 4 млн.тонн зерна.

Точка Е  - это точка неэффективного использования ресурсов, так как она показывает, что ресурсы используются не полностью.

Если кривая производственных возможностей сместилась  вправо-вверх , значит, что объем производства увеличился. Это может произойти за счет увеличения количества ресурсов, повышения производительности труда, усовершенствования технологии производства.

Если кривая производственных возможностей сместилась  влево-вниз , значит, что объем производства уменьшился.

Итак, кривая производственных возможностей позволяет проиллюстрировать четыре важных положения:

  1.  Ограниченность ресурсов — об этом свидетельствует существование области недостижимых значений -точка Ж
  2.  Необходимость выбора — общество вынуждено определять, какое сочетание товаров Х и У в наилучшей степени удовлетворяет его интересы
  3.  Наличие альтернативных издержек — об этом свидетельствует убывающий характер кривой, так как для производства дополнительной единицы одного товара надо отказаться от выпуска какой-либо величины другого товара.
  4.  Возрастание альтернативных издержек — выпуклая форма кривой производственных возможностей. Это связано с тем что перемещаясь, например,  из точки В в точку Г, для производства большего количества ракет нам приходится отказываться от большего количества зерна, то есть альтернативные издержки возрастают.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

27897. Определение трудоёмкости по видам работ 39 KB
  К постовым относятся работы по ТО и ТР выполняемые непосредственно на а м моечные уборочные смазочные крепёжные диагностические и т. Работы по проверке и ремонту узлов механизмов и агрегатов снятых с автомобиля выполняются на участках агрегатном слесарномеханическом электротехническом и т. Для формирования объёмов работ выполняемых на постах зон ТО ТР и производственных участках а также определения числа рабочих по специальности производится распределение годовых объёмов работ ТО1 ТО2 и ТР по их видам в а затем в...
27898. Основные виды нормативов системы ТО и Р. Корректирование нормативов 37.5 KB
  Регулирование естественных монополий на транспорте Любая естественная монополия на транспорте заинтересована в увеличении цен на предлагаемые услуги формируя тарифы по затратному принципу. Новым качественным подходом к системе управления в области транспорта является создание новой системы государственного регулирования в сфере естественных монополий на транспорте. Для реализации этого нового подхода к управлению и регулированию была создана Федеральная служба России по регулированию естественных монополий на транспорте. К деятельности...
27899. Организация поста по ТО газобаллонной аппаратуры 83.5 KB
  втулки из цветных Ме отверстия в проушинах рулевых сошек рычагов поворотных цапф и тд. Для обжатия втулок из цветх Ме используют приспособление с конусной матрицей в холодном состоянии Проушину сошки нагревют до г=900Т. 3 Причины преждевременного износа и разрушения а м шин.
27900. Диагностирование тормозных качеств а/м. Параметры. Оборудование 47 KB
  К первой группе относятся: тормозной путь и замедление автомобиля тормозные силы и их разность на колесах каждой оси ко второй сила нажатия на педаль скорость нарастания и спада тормозных сил время срабатывания тормозных механизмов хода штоков тормозных камер свободный ход педали производительность компрессора и некоторые другие. Перечисленные диагностические параметры измеряют: путем ходовых испытаний на дороге; в процессе эксплуатации встроенными средствами диагностирования; в стационарных условиях при помощи тормозных...
27901. Диагностирование а/м по мощностным и экономическим показателям. Устройство стендов 50 KB
  Исследования показывают что до 30 автомобилей АТП эксплуатируют со значительным недоиспользованием мощности и перерасходом топлива. После диагностирования и устранения обнаруженных неисправйостей средняя максимальная сила тяги увеличилась а средний контрольный расход топлива уменьшился в среднем на 13 кроме того значительно снизилось рассеивание этих показателей. Восстановление колесной мощности автомобиля повышает его среднюю скорость движения а следовательно и производительность работы а м а также снижает расход топлива. На этих...
27902. Пластины АКБ 34 KB
  Сильно сульфатированные пластины бракуют слабо сульфотированные восстанавливают без разборки без разборки батарей продолжительным зарядом током малой силы не более 005 от емкости при низкой плотности электролита не более 111 2 Варианты ремонта ЦПГ двигателя поминальный размер ремонтный размер сухая и мокрая гильза Различают мокрые и сухие гильзы. Внешняя поверхность мокрых гильз омывается охлаждающей жидкостью а сухие гильзы непосредственно с охлаждающей жидкостью не соприкасаются и избыточное тепло отводится через...
27903. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЧИСЛО ПОСТОВ 47.5 KB
  Xео и то: такт ритм Хто2 Д = такт ритм ню ню коэф исп времени рабочего поста 2 Основные конструкционные стали применяемые в автомобилестроении и авторемонтном производстве и их характеристики. Конструкционные стали предназначены для изготовления деталей машин машиностроительные стали. К этой группе относятся углеродистые и легированные стали с содержанием не более 0708 углерода. Низкоуглеродистые стали до 03 углерода пластичны хорошо свариваются и деформируются.
27904. Организация заправки а/м сжиженным газом (стационарные, полустационарные, передвижные АГНС) 70.5 KB
  Оборудование для восстановления протектора Для горячей накатки протектора Для холодной накатки протектора 4 Характеристика основных разделов текущего плана АТП План перевозок грузов пассажиров Разработка плана установление объемов и структуры транспортных услуг которые намечается предоставить потребителю. Основой составления плана является анализ показателей использования подвижного состава за предшествующий период. Разработка плана ведется по двум направлениям: Расчет показателей на основе известных объемов и структуры перевозок...
27905. Особенности пуска двигателя на газе и переключения с одного топлива на другое 59.5 KB
  Уровень механизации. Одним из основных показателей использования средств механизации является уровень механизации. Уровень механизации определяется долей трудовых затрат на ТО и Р а м выполняемых с использованием средств механизации в общих трудозатрат выраженных в . При определении уровня механизации все работы делятся на: механизированные; механизированоручные; работы выполняемые в ручную.