34688

Проблема выбора. Альтернативные издержки и кривая производственных возможностей

Доклад

Экономическая теория и математическое моделирование

Почему Для удовлетворения потребностей необходимы экономические блага которые создаются с помощью факторов производства а их количество ограниченно. Например не все земли пригодны для производства сельскохозяйственной продукции. Возникает проблема выбора: как распорядиться ограниченными факторами производства чтобы полнее удовлетворить свои потребности Отдавая предпочтение чемуто делая выбор мы одновременно от чегото отказываемся. Эти 1000 тракторов от которых пришлось отказаться правительству являются альтернативными...

Русский

2013-09-08

30.32 KB

41 чел.

Вопрос16. Проблема выбора. Альтернативные издержки и

кривая производственных возможностей.

Потребности каждого человека и общества безграничны. Это вполне естественно, так как каждому  из нас всегда мало того, что мы имеем. Однако все люди не в состоянии полностью удовлетворить свои потребности. Почему?  Для удовлетворения потребностей необходимы экономические блага, которые создаются с помощью факторов производства, а их количество ограниченно. К примеру, ограниченны трудовые ресурсы, так как  в производство экономических благ может быть вовлечена только часть трудоспособного населения страны, только те ее жители, которые могут работать и которые хотят работать. Общество располагает ограниченными природными ресурсами. Например,  не все земли пригодны для производства сельскохозяйственной продукции. Таким образом, потребности общества безграничны, а  ресурсы для их удовлетворения ограниченны. Возникает проблема выбора: как распорядиться ограниченными факторами производства, чтобы полнее удовлетворить свои потребности?

Отдавая предпочтение чему-то (делая выбор), мы одновременно от чего-то отказываемся. Например, правительство страны, решив увеличить производство танков, уменьшает количество выпускаемых тракторов на 1000 штук. Эти 1000 тракторов, от которых пришлось отказаться правительству,  являются альтернативными издержками  (альтернативной стоимостью) производства танков.

 Альтернативные издержки  - количество одного товара или услуги, которыми необходимо пожертвовать для увеличения производства другого товара или услуги. Например, если для производства дополнительной единицы товара Х требуется отказаться от двух единиц товара Y, то эти две единицы товара Y и составляют альтернативные издержки товара Х.

Для иллюстрации проблемы выбора  и ограниченности используют  кривую производственных возможностей. Предположим, что в некоторой экономической системе:

  1.  выпускается всего две группы товаров (зерно и ракеты);
  2.  количество всех ресурсов ограничено;
  3.  уровень технологии производства  не меняется;
  4.  экономика является закрытой, т.е. отсутствуют внешнеэкономические связи.

Нарисуем оси координат и будем откладывать по вертикали количество зерна, а по горизонтали количество ракет.

                      

                  

                                            5          

                                            4

                                                                        50         100

Если общество все ресурсы использует только для производства зерна, то экономика находится в точке А, т.е. максимально возможный объем  производства зерна равен отрезку ОА, а максимально возможный объем производства ракет равен нулю.

Если общество использует все ресурсы только для производства ракет, то экономика находится в точке Д, т.е. максимально возможный объем  производства ракет а равен отрезку ОД, а максимально возможный объем производства зерна  равен нулю.

Точка Б  показывает, что если в стране производится 50 ракет, то выпуск зерна не может быть более 5 млн.тонн. Аналогично в точках В и Г.

Соединив точки АБВГД , получив кривую производственных возможностей.

Точка Ж расположена вне области производственных возможностей и показывает, что экономика не располагает ресурсами, чтобы произвести 100 ракет и 4 млн.тонн зерна.

Точка Е  - это точка неэффективного использования ресурсов, так как она показывает, что ресурсы используются не полностью.

Если кривая производственных возможностей сместилась  вправо-вверх , значит, что объем производства увеличился. Это может произойти за счет увеличения количества ресурсов, повышения производительности труда, усовершенствования технологии производства.

Если кривая производственных возможностей сместилась  влево-вниз , значит, что объем производства уменьшился.

Итак, кривая производственных возможностей позволяет проиллюстрировать четыре важных положения:

  1.  Ограниченность ресурсов — об этом свидетельствует существование области недостижимых значений -точка Ж
  2.  Необходимость выбора — общество вынуждено определять, какое сочетание товаров Х и У в наилучшей степени удовлетворяет его интересы
  3.  Наличие альтернативных издержек — об этом свидетельствует убывающий характер кривой, так как для производства дополнительной единицы одного товара надо отказаться от выпуска какой-либо величины другого товара.
  4.  Возрастание альтернативных издержек — выпуклая форма кривой производственных возможностей. Это связано с тем что перемещаясь, например,  из точки В в точку Г, для производства большего количества ракет нам приходится отказываться от большего количества зерна, то есть альтернативные издержки возрастают.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

15030. Ә.Нұрпейісовтың Қан мен тер романына салыстырмалы-салғастырмалы талдау 68.5 KB
  УДК 828.215.121.22 ЄБДІЖЄМІЛ НҰРПЕЙІСОВТЫЊ ЌАН МЕН ТЕР РОМАНЫНА САЛЫСТЫРМАЛЫСАЛЃАСТЫРМАЛЫ ТАЛДАУ Жиенхан Айжан Коржунбаева Меруерт Қанапияқызы Б.Ахметов атындағы Павлодар педколледжі Қан мен тер трилогиясының сюжеттік композициялық желілері де бір...
15031. Әдеби жанрлар 64 KB
  Әдеби жанрлар Әдеби жанрлар фр. тілінде genre түр тек жанр [346 246] ауызша және жазбаша шығармалардың көркем даму процесінде қалыптасады. Шығарма жанры дәстүрлі түрде мынадай негізгі белгісі бойынша анықталады бір жанрдағы шығармаларды біріктіретін және ай
15032. Әдеби шығарма, көркем мәтінді проблемалық талдай оқыту жолдары 42 KB
  Қазіргі педагогтың кәсіби біліктілігі. Қарағанды қалалық білім басқармасы Білім дамыту Орталығы V қалалық ғылымиәдістемелік конференциясының жадығаттары 28 сәуір 2003ж.Қарағанды 2003ж. 35 бет Әдеби шығарма көркем мәтінді проблемалық талдай оқыту жолдары Ахано...
15033. Әдебиет пен сынның биік белесі 49.5 KB
  ӘДЕБИЕТ ПЕН СЫННЫҢ БИІК БЕЛЕСІ Nov 202006 00:00 by oljas Қазіргі қазақ әдебиеті сынының тарихына оның жүріп өткен жолына көркемдік сапа деңгейі тұрғысынан қарағанда бірнеше айтулы кезеңдерді атап өтуге болар еді. ХХ ғасырдың 2030 жылдарында алаш арыстары негізін қалаған осылар...
15034. Әлем әдебиетіндегі сентиментализм 54 KB
  Әлем әдебиетіндегі сентиментализм ...Өткен ғасырлар үлесіндегі әлем әдебиетінде көптеген әдеби ағымдардың болғаны баршаға аян. Сол ағымдардың ішіндегі 18ғасыр дың екінші жартысы мен 19ғасырдың басында дамыған ағым сентиментализм. Сентиментализм французша сезім с
15035. Жүрегі жүз жыл жырлаған (Жамбыл) 85 KB
  Жүрегі жүз жыл жырлаған Менің пірім Сүйінбай... Қазақ халқы табиғатынан ақын халық. Есте жоқ ескі замандардан бергі ел тарихының көркем шежіресін жасаушылар да оның сақтаушылары да сөз зергерлері ақындар. Ғасырдан ғасырға жалғасып атадан ұрпаққа мирас ...
15036. Жүсіп Баласағұн шығармаларының Қазақ ақындарымен сабақтастығы 56.5 KB
  Жүсіп Баласағұнның және ХІХХХ ғасыр басындағы қазақ әдебиеті өкілдерінің шығармашылығындағы замана бейнесі Түркі әлеміне есімі мәшһүр болып қайта өрлеу дәуірінің аса көрнекті ақыны данышпанойшылы Жүсіп Баласағұн өнегелі ойтолғамдарын өзінің Құтадғу білік
15037. Жыр жампозы - Жамбыл 47 KB
  ӘОЖ 801: 894.342 ЖЫР ЖАМПОЗЫ К.Ж. Демеш Жамбыл облысы әкімияты Тараз қ. Қашанда халық арасынан өнерімен елді сүйсіндірген адамдар шығып отырған. Олар елді қиынқыстау шағында қиыншылықтан шығуға қол ұшын берумен қатар рухани тірегі бола білді. Ел мақтанышына айна
15038. Жырау мен жыршылдық дәстүрдің Қазақ әдебиетіндегі қалыптасуы 52.5 KB
  ӘОЖ 378.147:8.0 ЖЫРАУ МЕН ЖЫРШЫЛЫҚ ДӘСТҮРДІҢ ҚАЗАҚ ӘДЕБИЕТІНДЕГІ ҚАЛЫПТАСУЫ А.Мұқашева Г.Мейірбекова Тараз мемлекеттік педагогикалық институты Тараз қ. Тарих қашан да өз перзенттерінің құнды мұраларымен қымбат әрі барлық кезеңдердің сарапшысы.Ерлігі м...