34689

Спрос. Закон спроса. Кривая спроса.

Доклад

Экономическая теория и математическое моделирование

Закон спроса. Кривая спроса. Спрос и величина спроса это разные понятия. Величина спроса зависит от цены.

Русский

2013-09-08

184.21 KB

5 чел.

Вопрос 17. Спрос. Закон спроса. Кривая спроса.

Любой предприниматель, поставляя товар на рынок, прежде всего, должен знать, а есть ли на данный товар спрос у покупателей и какова его величина. Спрос определяется не только желанием покупателей приобрести данный товар, но и его покупательной способностью. Например, мы можем желать купить машину, но не иметь денег на её покупку. Поэтому спрос – это потребность покупателей в данном товаре или услуге, выраженная в покупательной способности.

Спрос и величина спроса – это разные понятия. Величина спроса зависит от цены. Закон спроса гласит: чем выше цена товара, тем меньше величина спроса на него, и, наоборот, чем ниже цена, тем больше величина спроса. Кроме того, величина спроса зависит от времени и места покупки. Например, один и тот же товар в начале и конце года, в разных городах может иметь разную цену. Таким образом, величина спроса – это количество товаров или услуг, которое покупатели готовы купить по данной цене в определенное время и в определенном месте.

Зависимость между ценой и величиной спроса изображают с помощью кривой спроса D. На оси абсцисс отложим количество товара или услуг, на оси ординат - цену товара. Точка А показывает, что покупатель готов приобрести 2 единицы товара по цене 5 рублей за штуку. Кривая спроса показывает, что повышение цены понижает величину спроса. Например, если цена товара повысится с 2 до 5 рублей, то величина спроса уменьшиться с 5  до 2 штук.

Величина спроса зависит только от цены. Так, перемещение по кривой спроса от точки  С к точке D показывает, что снижение цены на товар ведет к росту величины спроса. И наоборот. Перемещение от точки D к точке С показывает, что повышение цены на товар ведет к уменьшению величины спроса на него.

Если изменяется спрос, то вся кривая сдвигается вправо (рост спроса) или влево (снижение спроса).

Рассмотрим факторы, влияющие на спрос:

1. Уровень дохода покупателей.

При увеличении уровня доходов покупателей, спрос на «низшие» товары (крупу, макароны, ремонт обуви) сокращается. Люди меньше покупают маргарина, круп, заменяя их фруктами, овощами, мясом, отказываются от ремонта обуви, покупая новую обувь. Таким образом, при увеличении доходов покупателей  кривая спроса на «низшие» товары сдвигается влево.

При увеличении уровня доходов покупателей, спрос на «нормальные» товары (мясо, рыбу, фрукты, спортинвентарь, бытовую технику, услуги туристических агентств) возрастает. Кривая спроса сдвигается вправо.

Существуют товары, спрос на которые практически не изменяется. Например, соль. На такие товары спрос не изменяется ни с увеличением доходов, ни с уменьшением, так как на ни никто не экономит.

2.Вкусы и предпочтения потребителей.

Вкусы и предпочтения людей меняются довольно часто. Например,  под воздействием моды или удачной рекламы. Спрос на вещи, вошедшие в моду, увеличивается и кривая спроса сдвигается вправо. 3. Изменение цен на взаимозаменяемые или взаимодополняющие товары.

Примеры взаимозаменяемых товаров (товары-субституты) – оливковое и растительное масло, стиральный порошок и мыло, Кока-кола и Фанта. Пусть Х и У - взаимозаменяемые товары. При увеличении цены на товар У и неизменной цене Х, увеличится спрос на товар Х. Следовательно, кривая спроса на товар Х сдвинется вправо. При понижении цены на товар У и неизменной цене Х, уменьшится спрос на товар Х. Следовательно, кривая спроса на товар Х сдвинется влево. Например, если увеличится цена на стиральные порошки, а цена на мыло останется прежней, то спрос на мыло вырастет. Тогда кривая спроса на мыло сдвинется вправо.

Примеры взаимодополняющих товаров (товары-комплементы) – фотоаппарат и фотопленка, теннисные ракетки и мячи, магнитофон и кассеты или диски, автомобиль и бензин.

Пусть Х и У – дополняющие товары. При увеличении цены на товар У, уменьшится спрос на товар Х. Следовательно, кривая спроса на товар Х сдвинется влево. При понижении цены на товар У, увеличится спрос на товар Х. Следовательно, кривая спроса на товар Х сдвинется вправо. Например, если увеличится цена на теннисные ракетки, то спрос на мячи упадет. Тогда кривая спроса на мячи сдвинется влево.

4. Ожидание изменения доходов и цен.

Спрос на товары зависит от ожидания людьми изменения доходов и цен. Если в будущем ожидается увеличение цены на сахар, то спрос на сахар увеличится. Если ожидается снижение цены на сахар, то спрос на сахар уменьшится. Если люди ожидают повышение зарплаты в следующем месяце, то начнут больше покупать товаров, то есть спрос на товары увеличится.

5. Изменение числа покупателей.

Рост населения или любое другое увеличение числа покупателей на рынке приводит к росту спроса на товар. Например, если к школе подвезти лоток мороженого, то многие школьники, проходя мимо. Его купят и спрос на мороженое увеличится.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

75992. Овочі. Т. Коломієць «Лічилка». Загадки 69.5 KB
  Активізувати словниковий запас дітей. Удосконалювати і розвивати орфоепічні вміння; пам’ять, увагу, спостережливість, відповідати на запитання українською мовою. Виховувати любов до усної народної творчості, почуття любові до української мови.
75993. Ніхто не забутий, ніщо не забуто! 53 KB
  Мета. Поглибити знання дітей про Велику Вітчизняну війну, удосконалювати навички виразного, свідомого читання; розвивати мовлення учнів, вміння висловлювати власну думку; виховувати почуття поваги до героїв війни, гордості за наше героїчне минуле.
75994. «Пандора» (за поемою Овідія «Метаморфози») 55.5 KB
  Анотація: Розробка комбінованого уроку українського позакласного читання на заявлену тему у 4 класі мета якого продовжувати ознайомлювати учнів з міфами; вчити дітей аналізувати твір складати план розвивати уявлення учнів про світове значення міфології виховувати повагу до історичної спадщини.
75995. Азбука дороги — дорожные знаки 464.5 KB
  Цель: расширить знания учащихся о дорожных знаках, учить называть группы дорожных знаков, научить различать дорожные знаки, повторить правила уличного движения для пешеходов, развивать умения самостоятельно пользоваться полученными знаниями в повседневной жизни...
75996. Дорога в школу. Школа «Светофорных наук». Современные средства передвижения 49.5 KB
  Школа Светофорных наук. Всех принять участие в уроке приглашаем И важные правила запомнить разрешаем Приветствуем друзей слева и справа Знать правила дорожные это не забава Пожимаем друзьям множество рук И приглашаем в школу Светофорных наук...
75997. Вивчи Правила, знай і завжди їх пам’ятай 2.77 MB
  Ми завітаємо в гості до казки де зустрінемося з Дідусем Правила Руху Казкою живими Дорожніми знаками Бабою Ягою і навіть зі славнозвісним Світлофором Івановичем. Знаки треба розставити вчасно І розмітку накреслити ясно Світлофори усі засвітити А у горах тунелі пробити...
75998. Безпечний перехід вулиці 840.5 KB
  Мета. Ознайомити учнів з місцями, де можна переходити вулицю; як безпечно переходити проїжджу частину дороги; які знаки, прилади, лінії допомагають безпечному переходу; вчити практично визначати безпечні місця переходу вулиці на шляху додому...
75999. Перехрестя долі Кобзаря. Літературно-музичний вечір для учнів 5 – 8 класів 100.5 KB
  Мета: вшанувати великого Кобзаря, поглибити знання учнів про тяжку долю Шевченка та українського народу; розвивати творчі здібності учнів, артистичність; виховувати любов і повагу до спадщини, яку нам залишив поет, учити учнів наслідувати Т.Шевченка та виконувати його заповіти.
76000. Письмовий переказ «Допоможи птахам» 45.5 KB
  Мета: вчити виявляти зміни що сталися у неживій природіу житті птахів удосконалювати навички чітко і повно відповідати на запитання; розвивати спостережливість вміння передавати свої враження від навколишнього; виховувати у дітей дбайливе ставлення до птахів бажання допомагати їм.