34691

Рыночное равновесие. Излишек и дефицит. Реакция рынка на изменение спроса и предложения

Доклад

Экономическая теория и математическое моделирование

Реакция рынка на изменение спроса и предложения Взаимодействие спроса и предложения на рынке совершенной конкуренции ведет к установлению рыночного равновесия. Графически рыночное равновесие отображается точкой равновесия Е точка пересечения кривых спроса и предложения где Pравн. Этот график называют ножницами Маршалла в честь математика и экономиста Альфреда Маршалла который работал над теорией спроса и предложения. В этих условиях производители будут конкурировать друг с другом предлагая заплатить более высокую цену что...

Русский

2013-09-08

413.88 KB

44 чел.

Вопрос19. Рыночное равновесие. Излишек и дефицит.

Реакция рынка на изменение спроса и предложения

Взаимодействие спроса и предложения на рынке совершенной конкуренции ведет к установлению рыночного равновесия. Рынок находится в равновесии, если цена товара такова, что количество товара, которое покупатели готовы купить, совпадает с количеством товара, которое продавцы готовы продать. 

Графически рыночное равновесие отображается точкой равновесия Еточка пересечения кривых спроса и предложения, где Pравн. – равновесная цена, Qравн – равновесное количество товара. Этот график называют «ножницами Маршалла»  в честь  математика и экономиста Альфреда Маршалла, который работал над теорией спроса и предложения.

Представим, что произойдет, если по каким – либо причинам рынок не находится в точке равновесия. Например, государство, желая поддержать фермеров, устанавливает цену на сельскохозяйственную продукцию выше равновесной (Р1 >  Р0).

Тогда при цене Р1 объем с/х продукции, который потребители готовы приобрести Q1 меньше объема, который производители готовы продать Q2.Следовательно, у производителей останется с/х продукция и образуется излишек, величина которого равна длине отрезка  Q1Q2. В этих условиях производители начнут конкурировать, снижая цену на товар, установится новая равновесная цена и излишек исчезнет.

Теперь представим обратную ситуацию. Государство, желая сделать с/х продукцию более доступной для малообеспеченных граждан, устанавливает потолок цены, выше которого производители  не могут продавать свой товар. Тогда при цене Р1 объем с/х продукции, который потребители готовы приобрести Q2 больше объема, который производители готовы продать Q1. Следовательно, часть потребителей не смогут купить  с/х продукцию  и образуется дефицит, величина которого равна длине отрезка  Q1Q2. В этих условиях производители будут конкурировать друг с другом, предлагая заплатить более высокую цену, что увеличит объем предложения. В итоге цена будет расти и станет равна равновесной  и дефицит исчезнет.

Равновесная цена не может долгое время оставаться неизменной. При изменении спроса или предложения изменяется и равновесная цена. Пусть Е1 –точка равновесия, Р1 – равновесная цена, Q1 - равновесное количество товара.

Если спрос возрастает, а предложение остается неизменным, то кривая спроса сдвигается вправо. Это приведет к росту равновесной цены Р2 >  Р1 и росту равновесного количества товаров Q2 >  Q1. Тогда точкой равновесия станет точка Е2.

Если спрос уменьшается, а предложение остается неизменным, то кривая спроса сдвигается влево. Это приведет к снижению равновесной цены Р2 <  Р1 и уменьшению равновесного количества товаров Q2 <  Q1. Тогда точкой равновесия станет точка Е2.

Если предложение увеличивается, а спрос остается неизменным, то кривая предложения сдвигается вправо. Это приведет к уменьшению равновесной цены Р2 < Р1 и росту равновесного количества товаров Q2 >  Q1. Тогда точкой равновесия станет точка Е2.

Если предложение снижается, а спрос остается неизменным, то кривая предложения сдвигается влево. Это приведет к росту равновесной цены Р2 > Р1 и снижению равновесного количества товаров

Q2 <  Q1. Тогда точкой равновесия станет точка Е2.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

71997. Число і цифра 6. Порівняння чисел у межах 6. Написання цифри 6 37 KB
  Розкрити зміст поняття число і цифра 6; вчити порівнювати числа в межах 6; формувати вміння складати приклади на додавання за предметними малюнками; познайомити учнів з поняттями футбол волейбол баскетбол гандбол; виховувати акуратність інтерес до математики спорту.
71998. Збільшення і зменшення числа на кілька одиниць. Вправи на засвоєння таблиць додавання і віднімання числа 2. Поняття «умова», «запитання», відповідь» задачі 28.5 KB
  Сьогодні ми проведемо урок разом із героями відомої казки Колобок. Яка зараз пора року Отже коли Колобок від Баби та від Діда втік і покотився по стежинці повалив пухкий білий сніг. Колобок ніколи не бачив снігу і розгубився.
72001. Таблиці додавання і віднімання числа 4. Додавання і віднімання за допомогою числового відрізка. Складання і розв’язування задач за коротким записом 42 KB
  Мета: Скласти таблицю додавання і віднімання 4; вправляти учнів у розв’язуванні прикладів на додавання й віднімання чисел 3 і 4; вдосконалювати навички усної лічби; розвивати мислення. Обладнання: таблиця «Додавання і віднімання числа 4»; предметні малюнки; картки для роботи в парах...
72002. Урок-сказка «Новые приключения Красной Шапочки» 67 KB
  Цели: совершенствовать вычислительные навыки детей и умения решать задачи; развивать внимание, логическое мышление и воображение детей; воспитывать интерес к предмету. Оборудование: картонные фигурки главных героев сказки, полоски из бумаги, таблицы, часы.
72003. Нахождение неизвестной части по целому и известной части 64 KB
  Цели урока. Выделить и зафиксировать неизвестную величину. Сконструировать способ нахождения части по известному целому и другой части. Обучать учащихся составлению моделей различных видов. Тип урока. Моделирование выделенного отношения в предметной, графической и знаковой формах.
72004. Число і цифра 3. Порівняння чисел у межах 3. Написання цифри 3. Порівняння довжини і товщини предметів 64 KB
  МЕТА. Розкрити зміст поняття число і цифра 3;ознайомити учнів з утворенням числа 3, учити писати цифру 3, порівнювати числа в межах трьох; порівнювати предмети за товщиною, користуючись словами: «товстий», «тонкий», «товщий», «тонший», «однакові».
72005. Узагальнення навичок розв’язувати приклади в межах 10. Задачі на знаходження суми 41.5 KB
  Мета: узагальнювати вміння учнів розв’язувати приклади в межах 10, порівнювати число і вираз, знаходити невідомий доданок, зменшуване, від’ємник; розв’язувати задачі на знаходження суми, порівнювати числа та вираз, визначати одиниці виміру рідини, довжини, маси...