34692

Эластичность спроса по цене. Факторы, влияющие на ценовую эластичность спроса

Доклад

Экономическая теория и математическое моделирование

Эластичность спроса по цене. Факторы влияющие на ценовую эластичность спроса. По закону спроса мы знаем что величина спроса зависит от цены: чем выше цена товара тем меньше величина спроса на него и наоборот чем ниже цена тем больше величина спроса. Мера того насколько изменяется величина спроса относительно изменения цены называется эластичностью спроса по цене.

Русский

2013-09-08

26.19 KB

6 чел.

Вопрос20. Эластичность спроса по цене. Факторы, влияющие на ценовую эластичность спроса.

По закону спроса мы знаем, что величина спроса зависит от цены: чем выше цена товара, тем меньше величина спроса на него, и, наоборот, чем ниже цена, тем больше величина спроса. 

Мера того, насколько изменяется величина спроса относительно изменения цены, называется эластичностью спроса по цене. Для измерения эластичности используют коэффициент ценовой эластичности спроса, который рассчитывается по формуле:

где   - изменение объема или величины спроса,  - изменение цены товара или услуги,  - первоначальная цена товара,  - конечная цена товара,  - первоначальный объем спроса,  - конечный объем спроса.

Различают: эластичный спрос, неэластичный спрос, единичный спрос, совершенно эластичный и совершенно неэластичный спрос.

1. Эластичный спрос означает, что величина спроса очень сильно реагирует на изменения в цене. Например, при подорожании  книг, билетов в театр, напитков, величина спроса на данные товары и услуги резко уменьшится.

Если в процентном выражении величина спроса изменяется больше, чем цена, то спрос эластичен. Например, если при подорожании велосипедов на 10% величина спроса на велосипеды уменьшится на 15%, то спрос на велосипеды является эластичным.

При эластичном спросе коэффициент ценовой эластичности больше 1, а кривая эластичного спроса имеет следующий вид:

      Р

 D

Q

2. Неэластичный спрос означает, что величина спроса не сильно реагирует на изменения в цене. Например,  спрос неэластичен на хлеб, молоко, картофель.

Если в процентном выражении величина спроса изменяется меньше, чем цена, спрос на данный товар или услугу неэластичен. Например, если все сорта растительного масла подорожают на 50% и величина спроса на масло снизится на 20%, то спрос на масло является неэластичным.

При эластичном спросе коэффициент ценовой эластичности меньше 1, а кривая неэластичного спроса имеет следующий вид (приближается к вертикали):

      Р

 D

Q

3. Особый случай представляет собой единичная эластичность, когда повышение цены  товара на 1% ведет к тому, что величина спроса на него снижается на 1%. Например, если при  повышении цены на стиральный порошок на 15%  уменьшается спрос на порошок на 15%, то спрос на порошок является единичным.

При единичном спросе коэффициент ценовой эластичности равен 1, а кривая единичного спроса имеет следующий вид:

      Р

 D

         6

         3

Q

                 1     2

Из графика видно, что понижение  цены в 2 раза, вызовет увеличение объема спроса в 2 раза

4.При совершенно эластичном спросе повышение цены товара на 1% ведет к тому, что величина спроса на него снижается до 0. Например, на рынке с/х продукции предлагают большое количество пшеницы. Если  один продавец хотя бы незначительно повысит цену, то объем его продаж сведется к нулю, так как покупатели будут покупать пшеницу по прежней цене у других продавцов. Тогда спрос на пшеницу является совершенно эластичным. При совершенно эластичном спросе коэффициент ценовой эластичности равен бесконечности, а кривая совершенно эластичного спроса представляет собой горизонтальную прямую:

      Р

 D

Q

               Q1 ,    Q2

Из графика видно, что по данной цене  может быть продано продукции в объеме Q1 , Q2 и.т.д.

5. При совершенно неэластичном спросе повышение цены товара практически не влияет на величину спроса на него. Например, спрос на спички, мыло, соль является совершенно неэластичным.

При совершенно неэластичном спросе коэффициент ценовой эластичности равен 0, а кривая спроса совершенно неэластичного спроса представляет собой вертикальную прямую:

      Р

                       D

       Р2

       Р1 

Q

Из графика видно, что повышение цены от Р1 до Р2 и т.д. не влияет на объем спроса

Рассмотрим факторы, которые влияют на ценовую эластичность спроса:

1.Наличие или отсутствие товаров-заменителей.

Чем больше заменителей у товара, тем больше его ценовая эластичность спроса, т.к. при повышении цены товар его  легко заменить другими товарами. Например, если подорожают все сорта стиральных порошков, то хозяйки будут больше покупать мыла и спрос на стиральный порошок окажется эластичным. Если у товара мало заменителей, то спрос на него будет неэластичным, покупателей не такой большой выбор. Например, сколько бы ни дорожал проезд в метро, жители Москвы все равно будут пользоваться услугами метрополитена. Поэтому спрос на услуги метро неэластичен.

2. Степень необходимости товара для покупателя.

Чем более необходим товар, тем ниже ценовая эластичность спроса на него.

Например, спрос на товары первой необходимости (бензин, лекарства, газ, электроэнергия) неэластичен. Спрос на товары роскоши (драгоценности, автомобили, меха) для людей с высокими доходами неэластичен, так как они все равно будут их покупать. Спрос на товары роскоши для людей со средними доходами эластичен, так как при повышении цены на драгоценности, они не смогут себе позволить их приобрести.

3. Доля цены товара в бюджете потребителя.

Чем больше доля расходов на данный товар в бюджете потребителя, тем выше ценовая эластичность спроса на него.

Например, стоимость автомобиля и мебели занимает в бюджете потребителя значительную долю, поэтому повышении цены на них сильно скажется на бюджете потребителя. Значит, спрос на автомобили и мебель эластичен по цене. А мыло и  зубная паста составляют незначительную долю расходов  в бюджете покупателя, поэтому повышении цены на них не отразится на бюджете его семьи. Значит, спрос на эти товары неэластичен.

Товары и услуги, которые занимают большую часть потребительского бюджета, имеют эластичный спрос, т.к. изменение их цены оказывает большое влияние на общие расходы потребителей. Те же продукты, расходы на которые не играют значительной роли в потребительском бюджете, имеют неэластичный спрос, т.к. изменение цены на эти продукты очень мало сказывается на общих расходах.

4. Фактор времени, в течение которого потребитель реагирует на изменение цены.

В краткосрочном периоде спрос на товар,  как правило, менее эластичен, чем в долгосрочном периоде, т.к. люди не успевают найти заменители товара и изменить свои вкусы.  

Например, спрос на аренду жилья в краткосрочном периоде менее эластичен, чем в долгосрочном, так как за большой период времени можно подобрать себе жилье подешевле.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

76676. Формы и виды обучения 42.94 KB
  Отсутствие первой части превращает деятельность в хаотическое скопление отдельных действий без ясной и осознанной цели, когда человек не видит личностного смысла в совершаемых действиях, не воспринимает их как значимые, важные, необходимые для себя.
76677. Права и обязанности младшего и среднего медицинского персонала. Дисциплинарная, административная, гражданско –правовая, уголовная ответственность в деятельности медработника 68 KB
  Пенсионные гарантии Обязанности и ограничения налагаемые на медицинских работников Запреты налагаемые на медицинских работников Ограничения налагаемые на медицинских работников Обязанности медицинских работников Основные права и гарантии медицинских работников...
76678. From track and field athletics history 34.42 KB
  In an extreme antiquity the person needed to be able to run quickly, dexterously to overcome various obstacles, to throw any shells. From ability to catch up with the person and neatly to strike production, from ability to be resistant and tempered in fight against...
76679. Законодавство з охорони праці 343.5 KB
  У своєму розвитку охорона праці пройшла великий історичний шлях але інтенсивного розвитку набула з початком машинного виробництва яке поруч з полегшенням праці підвищенням її продуктивності становило...
76680. Психологічний аналіз уроку 88.5 KB
  Вихідним є положення, що аналіз будь-якого уроку являє собою комплексний розгляд, у якому психологічний, педагогічний, методичний і предметний аспекти тісно пов’язані одна з одною. Виділення одного з цих аспектів, наприклад, психологічного, носить умовний характер...
76681. Психофізіологічні аспекти посттравматичного стресового розладу 87.5 KB
  Стрес присутній у житті кожної людини так як наявність стресових імпульсів в усіх сферах людського життя та діяльності безперечна. Стрес це психічна та емоційна реакція людини на ситуацію причому будьяку ситуацію як фізичну так і емоційну.
76682. Стратегічний менеджмент 66 KB
  Зона стратегічних ресурсів становить сегмент ринку, на якому діють організації-постачальники певних ресурсів, що можуть суттєво впливати на діяльність організацій – виробників кінцевого продукту за рахунок їх дефіциту, значної конкуренції або обмеженого доступу з інших причин.
76683. Переломи стегна клінічні ознаки, особливості надання першої медичної допомоги та лікування 112.5 KB
  Перелом стегна актуальна проблема для людей, особливо у літніх людей. Перелом стегна в похилому віці може нести небезпечні для життя наслідки, тому даній травмі приділено багато уваги. Можливий перелом стегна зі зміщенням, чрезвертельный, відкритий...
76684. Boing -747 19.14 KB
  The four-engine 747 uses a double deck configuration for part of its length. It is available in passenger, freighter and other versions. Boeing designed the 747’s hump-like upper deck to serve as a first class lounge or extra seating, and to allow the aircraft to be easily converted...