34692

Эластичность спроса по цене. Факторы, влияющие на ценовую эластичность спроса

Доклад

Экономическая теория и математическое моделирование

Эластичность спроса по цене. Факторы влияющие на ценовую эластичность спроса. По закону спроса мы знаем что величина спроса зависит от цены: чем выше цена товара тем меньше величина спроса на него и наоборот чем ниже цена тем больше величина спроса. Мера того насколько изменяется величина спроса относительно изменения цены называется эластичностью спроса по цене.

Русский

2013-09-08

26.19 KB

6 чел.

Вопрос20. Эластичность спроса по цене. Факторы, влияющие на ценовую эластичность спроса.

По закону спроса мы знаем, что величина спроса зависит от цены: чем выше цена товара, тем меньше величина спроса на него, и, наоборот, чем ниже цена, тем больше величина спроса. 

Мера того, насколько изменяется величина спроса относительно изменения цены, называется эластичностью спроса по цене. Для измерения эластичности используют коэффициент ценовой эластичности спроса, который рассчитывается по формуле:

где   - изменение объема или величины спроса,  - изменение цены товара или услуги,  - первоначальная цена товара,  - конечная цена товара,  - первоначальный объем спроса,  - конечный объем спроса.

Различают: эластичный спрос, неэластичный спрос, единичный спрос, совершенно эластичный и совершенно неэластичный спрос.

1. Эластичный спрос означает, что величина спроса очень сильно реагирует на изменения в цене. Например, при подорожании  книг, билетов в театр, напитков, величина спроса на данные товары и услуги резко уменьшится.

Если в процентном выражении величина спроса изменяется больше, чем цена, то спрос эластичен. Например, если при подорожании велосипедов на 10% величина спроса на велосипеды уменьшится на 15%, то спрос на велосипеды является эластичным.

При эластичном спросе коэффициент ценовой эластичности больше 1, а кривая эластичного спроса имеет следующий вид:

      Р

 D

Q

2. Неэластичный спрос означает, что величина спроса не сильно реагирует на изменения в цене. Например,  спрос неэластичен на хлеб, молоко, картофель.

Если в процентном выражении величина спроса изменяется меньше, чем цена, спрос на данный товар или услугу неэластичен. Например, если все сорта растительного масла подорожают на 50% и величина спроса на масло снизится на 20%, то спрос на масло является неэластичным.

При эластичном спросе коэффициент ценовой эластичности меньше 1, а кривая неэластичного спроса имеет следующий вид (приближается к вертикали):

      Р

 D

Q

3. Особый случай представляет собой единичная эластичность, когда повышение цены  товара на 1% ведет к тому, что величина спроса на него снижается на 1%. Например, если при  повышении цены на стиральный порошок на 15%  уменьшается спрос на порошок на 15%, то спрос на порошок является единичным.

При единичном спросе коэффициент ценовой эластичности равен 1, а кривая единичного спроса имеет следующий вид:

      Р

 D

         6

         3

Q

                 1     2

Из графика видно, что понижение  цены в 2 раза, вызовет увеличение объема спроса в 2 раза

4.При совершенно эластичном спросе повышение цены товара на 1% ведет к тому, что величина спроса на него снижается до 0. Например, на рынке с/х продукции предлагают большое количество пшеницы. Если  один продавец хотя бы незначительно повысит цену, то объем его продаж сведется к нулю, так как покупатели будут покупать пшеницу по прежней цене у других продавцов. Тогда спрос на пшеницу является совершенно эластичным. При совершенно эластичном спросе коэффициент ценовой эластичности равен бесконечности, а кривая совершенно эластичного спроса представляет собой горизонтальную прямую:

      Р

 D

Q

               Q1 ,    Q2

Из графика видно, что по данной цене  может быть продано продукции в объеме Q1 , Q2 и.т.д.

5. При совершенно неэластичном спросе повышение цены товара практически не влияет на величину спроса на него. Например, спрос на спички, мыло, соль является совершенно неэластичным.

При совершенно неэластичном спросе коэффициент ценовой эластичности равен 0, а кривая спроса совершенно неэластичного спроса представляет собой вертикальную прямую:

      Р

                       D

       Р2

       Р1 

Q

Из графика видно, что повышение цены от Р1 до Р2 и т.д. не влияет на объем спроса

Рассмотрим факторы, которые влияют на ценовую эластичность спроса:

1.Наличие или отсутствие товаров-заменителей.

Чем больше заменителей у товара, тем больше его ценовая эластичность спроса, т.к. при повышении цены товар его  легко заменить другими товарами. Например, если подорожают все сорта стиральных порошков, то хозяйки будут больше покупать мыла и спрос на стиральный порошок окажется эластичным. Если у товара мало заменителей, то спрос на него будет неэластичным, покупателей не такой большой выбор. Например, сколько бы ни дорожал проезд в метро, жители Москвы все равно будут пользоваться услугами метрополитена. Поэтому спрос на услуги метро неэластичен.

2. Степень необходимости товара для покупателя.

Чем более необходим товар, тем ниже ценовая эластичность спроса на него.

Например, спрос на товары первой необходимости (бензин, лекарства, газ, электроэнергия) неэластичен. Спрос на товары роскоши (драгоценности, автомобили, меха) для людей с высокими доходами неэластичен, так как они все равно будут их покупать. Спрос на товары роскоши для людей со средними доходами эластичен, так как при повышении цены на драгоценности, они не смогут себе позволить их приобрести.

3. Доля цены товара в бюджете потребителя.

Чем больше доля расходов на данный товар в бюджете потребителя, тем выше ценовая эластичность спроса на него.

Например, стоимость автомобиля и мебели занимает в бюджете потребителя значительную долю, поэтому повышении цены на них сильно скажется на бюджете потребителя. Значит, спрос на автомобили и мебель эластичен по цене. А мыло и  зубная паста составляют незначительную долю расходов  в бюджете покупателя, поэтому повышении цены на них не отразится на бюджете его семьи. Значит, спрос на эти товары неэластичен.

Товары и услуги, которые занимают большую часть потребительского бюджета, имеют эластичный спрос, т.к. изменение их цены оказывает большое влияние на общие расходы потребителей. Те же продукты, расходы на которые не играют значительной роли в потребительском бюджете, имеют неэластичный спрос, т.к. изменение цены на эти продукты очень мало сказывается на общих расходах.

4. Фактор времени, в течение которого потребитель реагирует на изменение цены.

В краткосрочном периоде спрос на товар,  как правило, менее эластичен, чем в долгосрочном периоде, т.к. люди не успевают найти заменители товара и изменить свои вкусы.  

Например, спрос на аренду жилья в краткосрочном периоде менее эластичен, чем в долгосрочном, так как за большой период времени можно подобрать себе жилье подешевле.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

45594. Научный стиль 39.5 KB
  Образные средства используются не для создания образности выразительности образа а для разъяснения авторской идеи. часто используются в значении мн. Часто используются субъективированные прилагательные переход из одной ч. Используются как средство конкретизации понятий: цепная реакция равномерное движение.
45595. Лексико-грамматические особенности деловой речи 44 KB
  Официально – деловой стиль это разновидность литературного языка который функционирует в сфере административно – правовой общественной деятельности. Активно используются эти модели и с отрицательной частицей НЕ Преобладание имен над глаголами Существительные обозначающие должности и употребляющиеся в официально – деловом стиле в мужском роде: декан почтальон продавец Использование существительных в ед. для обозначения множества: журналист обязан Использование существительных обозначающих лицо по признаку обусловленному...
45596. Публицистический стиль 41.5 KB
  Использованием местоимения мы вместо я. Для публицистического стиля характерно использование следующих языковых средств: Лексические языковые средства: широкое употребление общественно-политической экономической общекультурной лексики; использование торжественной лексики мерило воззрение источать несравненно часто в сочетании с разговорной; использование образных средств: эпитетов сравнений метафор фразеологизмов и крылатых выражений; акцентирование авторского я личной оценки ситуации; частая языковая игра...
45597. Стилистика аудиовизуальных СМИ 59 KB
  Чтобы понять что такое телевизионная речь и в чем ее специфика необходимо прежде всего выяснить кому эта речь предназначена кто ее адресат и чего он ждет от телевизионных текстов. Телевизионная речь как и речь радио адресована массовой аудитории. Телеречь таким образом адресована всем.ТЕЛЕВИЗИОННАЯ РЕЧЬТелевизионная речь – это литературная устная речь тут вряд ли могут быть какието разночтения.
45598. Речевые особенности информационных жанров 67.5 KB
  Основная роль принадлежит авторской причем непрямой речи К информационным жанрам относятся: Хроникальная информация заметка корреспонденция отчет интервью путевые заметки блицопрос вопросответ репортаж некролог Хроникальная информация Наиболее простой вид информации. власти настроения силы позиции частое употребление предлога по работы по расширению Синтаксис: относительно сложный строй предложения изза тяги к деловому языку множество оборотов прозрачность и ясность синтаксического строя...
45599. Речевые особенности аналитических жанров 54 KB
  Действительность в ее сущностных проявлениях Формирование универсальных представлений практически приложимых в условиях практического разрешения любой проблемной ситуации Методы теоретического и эмпирического анализа Редакционная статья Решения Формирование читательских представлений о редакционной политике Научные методы анализ синтез индукция дедукция аналогия сравнение и т. Комментарий Позиции Прямое объяснение событий поступка документа с определенной идейнополитической позиции Научные методы анализ синтез индукция...
45600. Речевые приемы выражения комического в СМИ 51.5 KB
  Ирония это высмеивание основанное на сомнении в ее истинности илипредполагающая неистинность употребление слов в отрицательном смысле прямопротивоположном буквальному. Записано со слов Фещенко. Надеюсь этого хватит на экзамене Модульный формат – слово изображение в наружной транзитной печатной рекламе рекламной полиграфии. Фельетон основывается на нарочитом разрушении всех языковых норм: семантических стилистических грамматических словообразовательных и фразеологических.
45601. Способы выражения причинно-следственных отношений в предложении и тексте 53.5 KB
  В русском языке выражение причинноследственных отношений в зависимости от структуры и характеристики аргументов можно дифференцировать по трем важнейшим аспектам: структурному конструкции в простом и в сложном предложениях стилистическому конструкции стилистически нейтральные и стилистически маркированные семантическому конструкции подчеркивающие семантические оттенки следствия. В силу ряда причин В сложном предложении причинноследственные отношения выражаются при помощи синтаксических конструкций с союзами причем важной...
45602. Модальность как компонент предикативности. Объективная и субъективная модальность. Основные способы выражения субъективно-модальных значений 25.42 KB
  Модальность выражается в русском языке формами наклонения интонацией а также лексическими средствами модальными словами и частицами. Модальными называются слова посредством которых говорящий оценивает свое высказывание в целом или отдельные его части с точки зрения отношения их к объективной действительности. Модальные слова нередко близки к наречиям и частицам так что разграничение первых и последних иногда оказывается затруднительным. По значению выделяются две группы модальных слов: Модальные слова выражающие логическую оценку...