34692

Эластичность спроса по цене. Факторы, влияющие на ценовую эластичность спроса

Доклад

Экономическая теория и математическое моделирование

Эластичность спроса по цене. Факторы влияющие на ценовую эластичность спроса. По закону спроса мы знаем что величина спроса зависит от цены: чем выше цена товара тем меньше величина спроса на него и наоборот чем ниже цена тем больше величина спроса. Мера того насколько изменяется величина спроса относительно изменения цены называется эластичностью спроса по цене.

Русский

2013-09-08

26.19 KB

6 чел.

Вопрос20. Эластичность спроса по цене. Факторы, влияющие на ценовую эластичность спроса.

По закону спроса мы знаем, что величина спроса зависит от цены: чем выше цена товара, тем меньше величина спроса на него, и, наоборот, чем ниже цена, тем больше величина спроса. 

Мера того, насколько изменяется величина спроса относительно изменения цены, называется эластичностью спроса по цене. Для измерения эластичности используют коэффициент ценовой эластичности спроса, который рассчитывается по формуле:

где   - изменение объема или величины спроса,  - изменение цены товара или услуги,  - первоначальная цена товара,  - конечная цена товара,  - первоначальный объем спроса,  - конечный объем спроса.

Различают: эластичный спрос, неэластичный спрос, единичный спрос, совершенно эластичный и совершенно неэластичный спрос.

1. Эластичный спрос означает, что величина спроса очень сильно реагирует на изменения в цене. Например, при подорожании  книг, билетов в театр, напитков, величина спроса на данные товары и услуги резко уменьшится.

Если в процентном выражении величина спроса изменяется больше, чем цена, то спрос эластичен. Например, если при подорожании велосипедов на 10% величина спроса на велосипеды уменьшится на 15%, то спрос на велосипеды является эластичным.

При эластичном спросе коэффициент ценовой эластичности больше 1, а кривая эластичного спроса имеет следующий вид:

      Р

 D

Q

2. Неэластичный спрос означает, что величина спроса не сильно реагирует на изменения в цене. Например,  спрос неэластичен на хлеб, молоко, картофель.

Если в процентном выражении величина спроса изменяется меньше, чем цена, спрос на данный товар или услугу неэластичен. Например, если все сорта растительного масла подорожают на 50% и величина спроса на масло снизится на 20%, то спрос на масло является неэластичным.

При эластичном спросе коэффициент ценовой эластичности меньше 1, а кривая неэластичного спроса имеет следующий вид (приближается к вертикали):

      Р

 D

Q

3. Особый случай представляет собой единичная эластичность, когда повышение цены  товара на 1% ведет к тому, что величина спроса на него снижается на 1%. Например, если при  повышении цены на стиральный порошок на 15%  уменьшается спрос на порошок на 15%, то спрос на порошок является единичным.

При единичном спросе коэффициент ценовой эластичности равен 1, а кривая единичного спроса имеет следующий вид:

      Р

 D

         6

         3

Q

                 1     2

Из графика видно, что понижение  цены в 2 раза, вызовет увеличение объема спроса в 2 раза

4.При совершенно эластичном спросе повышение цены товара на 1% ведет к тому, что величина спроса на него снижается до 0. Например, на рынке с/х продукции предлагают большое количество пшеницы. Если  один продавец хотя бы незначительно повысит цену, то объем его продаж сведется к нулю, так как покупатели будут покупать пшеницу по прежней цене у других продавцов. Тогда спрос на пшеницу является совершенно эластичным. При совершенно эластичном спросе коэффициент ценовой эластичности равен бесконечности, а кривая совершенно эластичного спроса представляет собой горизонтальную прямую:

      Р

 D

Q

               Q1 ,    Q2

Из графика видно, что по данной цене  может быть продано продукции в объеме Q1 , Q2 и.т.д.

5. При совершенно неэластичном спросе повышение цены товара практически не влияет на величину спроса на него. Например, спрос на спички, мыло, соль является совершенно неэластичным.

При совершенно неэластичном спросе коэффициент ценовой эластичности равен 0, а кривая спроса совершенно неэластичного спроса представляет собой вертикальную прямую:

      Р

                       D

       Р2

       Р1 

Q

Из графика видно, что повышение цены от Р1 до Р2 и т.д. не влияет на объем спроса

Рассмотрим факторы, которые влияют на ценовую эластичность спроса:

1.Наличие или отсутствие товаров-заменителей.

Чем больше заменителей у товара, тем больше его ценовая эластичность спроса, т.к. при повышении цены товар его  легко заменить другими товарами. Например, если подорожают все сорта стиральных порошков, то хозяйки будут больше покупать мыла и спрос на стиральный порошок окажется эластичным. Если у товара мало заменителей, то спрос на него будет неэластичным, покупателей не такой большой выбор. Например, сколько бы ни дорожал проезд в метро, жители Москвы все равно будут пользоваться услугами метрополитена. Поэтому спрос на услуги метро неэластичен.

2. Степень необходимости товара для покупателя.

Чем более необходим товар, тем ниже ценовая эластичность спроса на него.

Например, спрос на товары первой необходимости (бензин, лекарства, газ, электроэнергия) неэластичен. Спрос на товары роскоши (драгоценности, автомобили, меха) для людей с высокими доходами неэластичен, так как они все равно будут их покупать. Спрос на товары роскоши для людей со средними доходами эластичен, так как при повышении цены на драгоценности, они не смогут себе позволить их приобрести.

3. Доля цены товара в бюджете потребителя.

Чем больше доля расходов на данный товар в бюджете потребителя, тем выше ценовая эластичность спроса на него.

Например, стоимость автомобиля и мебели занимает в бюджете потребителя значительную долю, поэтому повышении цены на них сильно скажется на бюджете потребителя. Значит, спрос на автомобили и мебель эластичен по цене. А мыло и  зубная паста составляют незначительную долю расходов  в бюджете покупателя, поэтому повышении цены на них не отразится на бюджете его семьи. Значит, спрос на эти товары неэластичен.

Товары и услуги, которые занимают большую часть потребительского бюджета, имеют эластичный спрос, т.к. изменение их цены оказывает большое влияние на общие расходы потребителей. Те же продукты, расходы на которые не играют значительной роли в потребительском бюджете, имеют неэластичный спрос, т.к. изменение цены на эти продукты очень мало сказывается на общих расходах.

4. Фактор времени, в течение которого потребитель реагирует на изменение цены.

В краткосрочном периоде спрос на товар,  как правило, менее эластичен, чем в долгосрочном периоде, т.к. люди не успевают найти заменители товара и изменить свои вкусы.  

Например, спрос на аренду жилья в краткосрочном периоде менее эластичен, чем в долгосрочном, так как за большой период времени можно подобрать себе жилье подешевле.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

70903. Пути увеличения прибыли предприятия ООО «Уфа - автоваз» - Давлеканово 3.41 MB
  Цель дипломной работы – изучить организацию формирования и управления показателями доходов и расходов в системе менеджмента и сформировать предложения по совершенствованию финансового состояния на примере предприятия ООО «Уфа - автоваз» -Давлеканово.
70904. Мероприятия по снижению себестоимости продукции ОАО “Витебскдрев” на основе повышения технического уровня производства 908 KB
  Выявление резервов снижения затрат на производство и реализацию продукции должно опираться на комплексный технико-экономический анализ работы предприятия: изучение технического и организационного уровня производства, использование производственных мощностей и основных фондов...
70905. Проект реконструкции цеха окомкования и металлизации 3.51 MB
  В данном дипломном проекте выполнен проект реконструкции установки металлизации. Целью проекта является повышение производительности установки металлизации на 10% за счет применения в технологии газообразного кислорода.
70906. Формирование оптимального ассортимента товаров продовольственных на предприятии розничной торговли на примере магазина «Ял» 825.5 KB
  Актуальность выбранной цели, объясняется тем, что ассортимент позволяет ориентироваться на отдельные виды товаров и их группы, которым присущи общие признаки, создает условия для изучения, планирования, прогнозирования, учета и отчетности, определения спроса.
70908. Успех в предпринимательском бизнесе 29 KB
  Конечной целью любой деловой деятельности всегда является успех т. В успехе воплощается предпринимательский идеал т. Следовательно отличаются их представления об успехе и путях его достижения. Выделяются следующие типы идеальных представлений об успехе: успех в победе; успех в выживании.
70909. Реорганизация и ликвидация бизнеса 58.5 KB
  Реструктуризация предприятия это осуществление комплекса организационно-хозяйственных финансово-экономических правовых производственно-технических мероприятий направленных на изменение системы управления финансовое оздоровление увеличение объема выпуска продукции...
70910. Инфраструктура бизнеса 26.5 KB
  Элементы инфраструктуры: Кредитная система и коммерческие банки Эмиссионная система и эмиссионные банки Организационно-оформленное посредничество на товарных фондовых и валютных биржах Аукционы ярмарки и другие формы организованного внебиржевого посредничества...
70911. Конкуренция в системе бизнеса 30 KB
  Внутриотраслевая это конкуренция между товаропроизводителями одной отрасли когда предприятие с более высокой производительностью труда получает дополнительную прибыль а технически и организационно отставшие предприятия теряют часть индивидуальной стоимости товаров и разоряются.