34692

Эластичность спроса по цене. Факторы, влияющие на ценовую эластичность спроса

Доклад

Экономическая теория и математическое моделирование

Эластичность спроса по цене. Факторы влияющие на ценовую эластичность спроса. По закону спроса мы знаем что величина спроса зависит от цены: чем выше цена товара тем меньше величина спроса на него и наоборот чем ниже цена тем больше величина спроса. Мера того насколько изменяется величина спроса относительно изменения цены называется эластичностью спроса по цене.

Русский

2013-09-08

26.19 KB

6 чел.

Вопрос20. Эластичность спроса по цене. Факторы, влияющие на ценовую эластичность спроса.

По закону спроса мы знаем, что величина спроса зависит от цены: чем выше цена товара, тем меньше величина спроса на него, и, наоборот, чем ниже цена, тем больше величина спроса. 

Мера того, насколько изменяется величина спроса относительно изменения цены, называется эластичностью спроса по цене. Для измерения эластичности используют коэффициент ценовой эластичности спроса, который рассчитывается по формуле:

где   - изменение объема или величины спроса,  - изменение цены товара или услуги,  - первоначальная цена товара,  - конечная цена товара,  - первоначальный объем спроса,  - конечный объем спроса.

Различают: эластичный спрос, неэластичный спрос, единичный спрос, совершенно эластичный и совершенно неэластичный спрос.

1. Эластичный спрос означает, что величина спроса очень сильно реагирует на изменения в цене. Например, при подорожании  книг, билетов в театр, напитков, величина спроса на данные товары и услуги резко уменьшится.

Если в процентном выражении величина спроса изменяется больше, чем цена, то спрос эластичен. Например, если при подорожании велосипедов на 10% величина спроса на велосипеды уменьшится на 15%, то спрос на велосипеды является эластичным.

При эластичном спросе коэффициент ценовой эластичности больше 1, а кривая эластичного спроса имеет следующий вид:

      Р

 D

Q

2. Неэластичный спрос означает, что величина спроса не сильно реагирует на изменения в цене. Например,  спрос неэластичен на хлеб, молоко, картофель.

Если в процентном выражении величина спроса изменяется меньше, чем цена, спрос на данный товар или услугу неэластичен. Например, если все сорта растительного масла подорожают на 50% и величина спроса на масло снизится на 20%, то спрос на масло является неэластичным.

При эластичном спросе коэффициент ценовой эластичности меньше 1, а кривая неэластичного спроса имеет следующий вид (приближается к вертикали):

      Р

 D

Q

3. Особый случай представляет собой единичная эластичность, когда повышение цены  товара на 1% ведет к тому, что величина спроса на него снижается на 1%. Например, если при  повышении цены на стиральный порошок на 15%  уменьшается спрос на порошок на 15%, то спрос на порошок является единичным.

При единичном спросе коэффициент ценовой эластичности равен 1, а кривая единичного спроса имеет следующий вид:

      Р

 D

         6

         3

Q

                 1     2

Из графика видно, что понижение  цены в 2 раза, вызовет увеличение объема спроса в 2 раза

4.При совершенно эластичном спросе повышение цены товара на 1% ведет к тому, что величина спроса на него снижается до 0. Например, на рынке с/х продукции предлагают большое количество пшеницы. Если  один продавец хотя бы незначительно повысит цену, то объем его продаж сведется к нулю, так как покупатели будут покупать пшеницу по прежней цене у других продавцов. Тогда спрос на пшеницу является совершенно эластичным. При совершенно эластичном спросе коэффициент ценовой эластичности равен бесконечности, а кривая совершенно эластичного спроса представляет собой горизонтальную прямую:

      Р

 D

Q

               Q1 ,    Q2

Из графика видно, что по данной цене  может быть продано продукции в объеме Q1 , Q2 и.т.д.

5. При совершенно неэластичном спросе повышение цены товара практически не влияет на величину спроса на него. Например, спрос на спички, мыло, соль является совершенно неэластичным.

При совершенно неэластичном спросе коэффициент ценовой эластичности равен 0, а кривая спроса совершенно неэластичного спроса представляет собой вертикальную прямую:

      Р

                       D

       Р2

       Р1 

Q

Из графика видно, что повышение цены от Р1 до Р2 и т.д. не влияет на объем спроса

Рассмотрим факторы, которые влияют на ценовую эластичность спроса:

1.Наличие или отсутствие товаров-заменителей.

Чем больше заменителей у товара, тем больше его ценовая эластичность спроса, т.к. при повышении цены товар его  легко заменить другими товарами. Например, если подорожают все сорта стиральных порошков, то хозяйки будут больше покупать мыла и спрос на стиральный порошок окажется эластичным. Если у товара мало заменителей, то спрос на него будет неэластичным, покупателей не такой большой выбор. Например, сколько бы ни дорожал проезд в метро, жители Москвы все равно будут пользоваться услугами метрополитена. Поэтому спрос на услуги метро неэластичен.

2. Степень необходимости товара для покупателя.

Чем более необходим товар, тем ниже ценовая эластичность спроса на него.

Например, спрос на товары первой необходимости (бензин, лекарства, газ, электроэнергия) неэластичен. Спрос на товары роскоши (драгоценности, автомобили, меха) для людей с высокими доходами неэластичен, так как они все равно будут их покупать. Спрос на товары роскоши для людей со средними доходами эластичен, так как при повышении цены на драгоценности, они не смогут себе позволить их приобрести.

3. Доля цены товара в бюджете потребителя.

Чем больше доля расходов на данный товар в бюджете потребителя, тем выше ценовая эластичность спроса на него.

Например, стоимость автомобиля и мебели занимает в бюджете потребителя значительную долю, поэтому повышении цены на них сильно скажется на бюджете потребителя. Значит, спрос на автомобили и мебель эластичен по цене. А мыло и  зубная паста составляют незначительную долю расходов  в бюджете покупателя, поэтому повышении цены на них не отразится на бюджете его семьи. Значит, спрос на эти товары неэластичен.

Товары и услуги, которые занимают большую часть потребительского бюджета, имеют эластичный спрос, т.к. изменение их цены оказывает большое влияние на общие расходы потребителей. Те же продукты, расходы на которые не играют значительной роли в потребительском бюджете, имеют неэластичный спрос, т.к. изменение цены на эти продукты очень мало сказывается на общих расходах.

4. Фактор времени, в течение которого потребитель реагирует на изменение цены.

В краткосрочном периоде спрос на товар,  как правило, менее эластичен, чем в долгосрочном периоде, т.к. люди не успевают найти заменители товара и изменить свои вкусы.  

Например, спрос на аренду жилья в краткосрочном периоде менее эластичен, чем в долгосрочном, так как за большой период времени можно подобрать себе жилье подешевле.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

73296. Кримінальна відповідальність за побої і катування 179 KB
  Конституція України проголошує визнання і гарантію прав і свобод людини і громадянина відповідно до загальновизнаних принципів і нормам міжнародного права. Конституції України життя особи та її здоров’я є однією із основних цінностей держави...
73299. Лизинг: понятие, виды, правовое регулирование 221.5 KB
  ля такой перестройки промышленности России необходимы инвестиции, которых в настоящее время остро не хватает. Поэтому наряду с традиционными формами инвестирования представляет интерес и ее особая форма - лизинг, который в силу присущих ему возможностей может стать импульсом технического перевооружения, создания необходимых мощностей промышленных предприятий и структурной перестройки экономики в целом.
73300. Формирование cметной стоимости строительства автомобильной дороги 287 KB
  Под сметной нормой рассматривают совокупность ресурсов (затрат труда рабочих-строителей и машинистов, времени работы строительных машин, механизмов и автотранспортных средств, потребность в строительных материалах, изделиях и конструкциях), установленная на принятый измеритель строительно-монтажных и других работ.
73301. Great Britain. The United Kingdom of Great Britain and Northern Ireland 30.5 KB
  The British Isles consist of two lrge islnds – Gret Britin nd Irelnd – seprted by the Irish Se nd lot of smll islnds the min of which re the Isle of Mn in the Irish Se the Hebrides – group of islnds off the northwestern cost of Scotlnd: the Orkney Islnds nd the Shetlnd Islnds. Gret Britin is situted in the temperte zone of Europe. The nture of Gret Britin is gretly ffected by the se: there is no plce situted more thn 100120 km from the seshore in the northern prts only 4060 km.
73302. Планирование в физическом воспитании и его виды, требования к составлению планирования и характеристика документов планирования 157.5 KB
  Содержание Введение Одной из актуальных тем физического воспитания в образовательной школе является планирование учебной работы по физической культуре так как оно значительно отличается по своему содержанию от планирования по другим учебным предметам. Учитывая массовый характер физического воспитания которое осуществляется во всех регионах страны и в различных звеньях его оптимизация является важной народнохозяйственной задачей страны. учитывать при разработке процесса физического воспитания. Качественное планирование невозможно без знания...
73303. Использование информационных систем управления предприятием в оперативно-производственном планировании (на примере информационной системы “Галактика”) 139 KB
  Возникло множество частных компаний крупных холдингов и корпораций. Однако применяемые многими российскими предприятиями методы управления до сих пор уходят своими корнями во времена централизованной экономики. Для того чтобы достичь мирового уровня конкурентоспособности российским предприятиям...