34699

Административно-плановая (командная) экономическая система

Доклад

Экономическая теория и математическое моделирование

Административноплановая командная экономическая система существовала в СССР. Это объяснялось тем что в городах практически отсутствовало жилье для вновь прибывших и тем что в соответствии с законом СССР было очень сложно получить постоянную прописку в данном городе. Высшим плановым органом являлся Госплан СССР. Госплан СССР определял плановые задания республиканским и местным плановым органам а также плановым отделам министерств и ведомств которые давали плановые задания государственным предприятиям то есть указывали им...

Русский

2013-09-08

23.83 KB

11 чел.

Вопрос 28. Административно-плановая (командная) экономическая  система.

Административно-плановая (командная) экономическая  система существовала в СССР.

При административно-плановой  системе  все экономические ресурсы - земля и природные ресурсы, заводы и фабрики, средства транспорта и связи, торговые, зрелищные и другие предприятия -находились в собственности государства. При этом государственная собственность была объявлена общенародной, т.е. принадлежащей всему обществу. В действительности государственная собственность не принадлежала. Ни один работник не чувствовал себя хозяином предприятия, на котором он работал. Даже директор был обязан свои решения согласовывать с органами государственного управления (министерствами) и партийными руководителями. Работники государственных предприятий не принимали важных  решений, касающихся деятельности данного предприятия: какую продукцию следует производить, стоит ли заменить устаревшее оборудование новым, как распорядиться денежными средствами. Они получали заработную плату за свой труд. Но доходы, которые приносили другие факторы производства (например, прибыль с капитала, ренту с земли), присваивались государством. Таким образом, все рабочие и инженеры, начальники цехов и директора являлись наемными работниками, и их положение ничем не отличалось от положения наемных работников любой частной фирмы.

Государственная собственность на все экономические ресурсы в стране породила множество негативных явлений,  таких как бесхозяйственность, расхищение имущества, безразличие к результатам хозяйственной деятельности. Многие руководители убыточных предприятий стремились, в первую очередь, получить дотации от государства для покрытия убытков, а не стремились улучшить организацию производства и сэкономить. Поэтому для государственных предприятий и учреждений характерны такие явления, как раздутые штаты, покупка ненужного имущества, перерасход электроэнергии и т. д. Увеличивалось количество чиновников, развивалась бюрократия, в стране установился тоталитарный режим.

При административно-плановой  системе  государство фактически распоряжалось трудом работников, распределяло трудовые ресурсы между отраслями и регионами страны. Например, после окончания профессионально-технических, средних специальных и высших учебных заведений молодые специалисты, как правило, направлялись на работу по распределению, т. е. не могли свободно распорядиться своей судьбой и самостоятельно найти себе работу. К тому же большинство людей не имели возможности сменить место жительства, чтобы устроиться на другую работу. Это объяснялось тем, что в городах практически отсутствовало жилье для вновь прибывших и тем, что в соответствии с законом СССР, было очень сложно получить постоянную прописку в данном городе.

В условиях  административно-плановой   системы  было централизованное планирование экономики.  Высшим плановым органом являлся Госплан СССР.  Госплан СССР определял плановые задания республиканским и местным плановым органам, а также плановым отделам министерств и ведомств, которые давали плановые задания государственным предприятиям, то есть  указывали  им, сколько и какой продукции следует производить, сколько средств вложить в новые здания и оборудование,  внедрение новой технологии.

 У централизованной системы планирования было много недостатков.

Во-первых, чтобы определить план на год, Госплану СССР требовались данные о потребностях заводов, фабрик, учебных заведений в сырье, новых машинах, электроэнергии и т.д. Все без исключения предприятия страны направляли в плановые органы огромное количество заявок.  Эту информацию Госплан СССР должен был получить своевременно, но как показала практика, на это уходило 2 года. В результате получалось, что план развития экономики страны на тот или иной год составлялся с учетом состояния экономики двухлетней давности.

Во-вторых, чтобы производить товары и услуги, нужно знать спрос на них потребителей. А плановые органы были не в состоянии определить размеры спроса на многочисленные товары и услуги и установить плановые задания предприятиям в соответствии с действительными потребностями людей и предприятий.

В-третьих, плановая  система  поощряла те предприятия, которые успешно выполняли и перевыполняли план. В результате любо предприятие стремилось выпускать ту продукцию, которую надо было производить в соответствии с плановым заданием, а не ту, в которой нуждались потребители. В результате,  нередко производились те товары и услуги, которые не имели спроса, а те товары и услуги, в которых нуждалось население, или не  производились или выпускались в недостаточных количествах.  Поэтому возникал дефицит на одни товары  при наличии громадного избытка других.

В четвертых, внедрение в производство новых технологий осуществлялись по решению вышестоящих плановых и административных структур. Предприятия часто не были в этом заинтересованы, так как им нужно было выполнить ранее установленный план по выпуску устаревшей продукции, и в введении новых технологий они не нуждались. Поэтому одним из самых существенных недостатков  командной системы являлось  торможение научно-технического прогресса.

Таким образом, практика показала, что административно-плановая  система оказалась несостоятельной,  и переход к рыночной системе в нашей стране был неизбежен.

Но наряду с недостатками административно-плановой экономической системы, имелись и преимущества перед рыночной экономикой. В СССР была стабильная экономика,  отсутствовали  экономические кризисы, практически не было инфляции. Поэтому  каждый гражданин был уверен в своем будущем, ему был гарантирован минимум жизненных благ. У населения не было проблемы с трудоустройством, безработица отсутствовала.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

62754. Ліплення овочів з пластеліну 19.43 KB
  Наочність: Малюнки та ілюстрації овочів виліплені овочі з пластиліну. Тип уроку: Практичний по виліпленню овочів з пластиліну. Цибуля Діти а як одним словом можна назвати слова відгадки Овочі Які ви ще знаєте овочі...
62755. Новогодняя игрушка «Собачка» 21.32 KB
  Прежде чем начать работу правильно приготовь рабочее место. Кончил работу аккуратно убери рабочее место. Составление плана С чего начнете работу Что будете делать потом Что дальше Пословица да доске.
62756. Практична політологія. Політичний менеджмент та політичний маркетинг 37.2 KB
  Річ у тім що постійне ускладнення процесів політичного розвитку зростання ролі засобів масової інформації в суспільному житті значно посилили суспільну увагу до практичних аспектів політологічних знань.
62758. Про доброту і милосердя. Ніхто не має права ображати іншу людину 23.81 KB
  Мета: учити оцінювати вчинки дійових осібпоглиблювати уміння творчо працювати; з’ясувати зміст понять добриймилосерднийпривітний; розвивати память мисленнямовлення; формувати у дітей уявлення про тещо добрачуйна людина допомагає іншим...
62759. Здоровя - найдорожчий скарб 32.14 KB
  Мета: Допомогти усвідомити дітям що здоров’я це великий дар не тільки для людини а й для всього суспільства а сім’я осередок збереження та зміцнення здоров’я.
62761. Невербальное общение. Навыки невербального общения 16.39 KB
  Познакомить учащихся с понятием общение и его видами; Что такое общение Общение это: а поддержка взаимных отношений с кем либо с чем либо; б взаимные отношения деловая или дружеская связь; в процесс установления и развития контакта между людьми.