34699

Административно-плановая (командная) экономическая система

Доклад

Экономическая теория и математическое моделирование

Административноплановая командная экономическая система существовала в СССР. Это объяснялось тем что в городах практически отсутствовало жилье для вновь прибывших и тем что в соответствии с законом СССР было очень сложно получить постоянную прописку в данном городе. Высшим плановым органом являлся Госплан СССР. Госплан СССР определял плановые задания республиканским и местным плановым органам а также плановым отделам министерств и ведомств которые давали плановые задания государственным предприятиям то есть указывали им...

Русский

2013-09-08

23.83 KB

11 чел.

Вопрос 28. Административно-плановая (командная) экономическая  система.

Административно-плановая (командная) экономическая  система существовала в СССР.

При административно-плановой  системе  все экономические ресурсы - земля и природные ресурсы, заводы и фабрики, средства транспорта и связи, торговые, зрелищные и другие предприятия -находились в собственности государства. При этом государственная собственность была объявлена общенародной, т.е. принадлежащей всему обществу. В действительности государственная собственность не принадлежала. Ни один работник не чувствовал себя хозяином предприятия, на котором он работал. Даже директор был обязан свои решения согласовывать с органами государственного управления (министерствами) и партийными руководителями. Работники государственных предприятий не принимали важных  решений, касающихся деятельности данного предприятия: какую продукцию следует производить, стоит ли заменить устаревшее оборудование новым, как распорядиться денежными средствами. Они получали заработную плату за свой труд. Но доходы, которые приносили другие факторы производства (например, прибыль с капитала, ренту с земли), присваивались государством. Таким образом, все рабочие и инженеры, начальники цехов и директора являлись наемными работниками, и их положение ничем не отличалось от положения наемных работников любой частной фирмы.

Государственная собственность на все экономические ресурсы в стране породила множество негативных явлений,  таких как бесхозяйственность, расхищение имущества, безразличие к результатам хозяйственной деятельности. Многие руководители убыточных предприятий стремились, в первую очередь, получить дотации от государства для покрытия убытков, а не стремились улучшить организацию производства и сэкономить. Поэтому для государственных предприятий и учреждений характерны такие явления, как раздутые штаты, покупка ненужного имущества, перерасход электроэнергии и т. д. Увеличивалось количество чиновников, развивалась бюрократия, в стране установился тоталитарный режим.

При административно-плановой  системе  государство фактически распоряжалось трудом работников, распределяло трудовые ресурсы между отраслями и регионами страны. Например, после окончания профессионально-технических, средних специальных и высших учебных заведений молодые специалисты, как правило, направлялись на работу по распределению, т. е. не могли свободно распорядиться своей судьбой и самостоятельно найти себе работу. К тому же большинство людей не имели возможности сменить место жительства, чтобы устроиться на другую работу. Это объяснялось тем, что в городах практически отсутствовало жилье для вновь прибывших и тем, что в соответствии с законом СССР, было очень сложно получить постоянную прописку в данном городе.

В условиях  административно-плановой   системы  было централизованное планирование экономики.  Высшим плановым органом являлся Госплан СССР.  Госплан СССР определял плановые задания республиканским и местным плановым органам, а также плановым отделам министерств и ведомств, которые давали плановые задания государственным предприятиям, то есть  указывали  им, сколько и какой продукции следует производить, сколько средств вложить в новые здания и оборудование,  внедрение новой технологии.

 У централизованной системы планирования было много недостатков.

Во-первых, чтобы определить план на год, Госплану СССР требовались данные о потребностях заводов, фабрик, учебных заведений в сырье, новых машинах, электроэнергии и т.д. Все без исключения предприятия страны направляли в плановые органы огромное количество заявок.  Эту информацию Госплан СССР должен был получить своевременно, но как показала практика, на это уходило 2 года. В результате получалось, что план развития экономики страны на тот или иной год составлялся с учетом состояния экономики двухлетней давности.

Во-вторых, чтобы производить товары и услуги, нужно знать спрос на них потребителей. А плановые органы были не в состоянии определить размеры спроса на многочисленные товары и услуги и установить плановые задания предприятиям в соответствии с действительными потребностями людей и предприятий.

В-третьих, плановая  система  поощряла те предприятия, которые успешно выполняли и перевыполняли план. В результате любо предприятие стремилось выпускать ту продукцию, которую надо было производить в соответствии с плановым заданием, а не ту, в которой нуждались потребители. В результате,  нередко производились те товары и услуги, которые не имели спроса, а те товары и услуги, в которых нуждалось население, или не  производились или выпускались в недостаточных количествах.  Поэтому возникал дефицит на одни товары  при наличии громадного избытка других.

В четвертых, внедрение в производство новых технологий осуществлялись по решению вышестоящих плановых и административных структур. Предприятия часто не были в этом заинтересованы, так как им нужно было выполнить ранее установленный план по выпуску устаревшей продукции, и в введении новых технологий они не нуждались. Поэтому одним из самых существенных недостатков  командной системы являлось  торможение научно-технического прогресса.

Таким образом, практика показала, что административно-плановая  система оказалась несостоятельной,  и переход к рыночной системе в нашей стране был неизбежен.

Но наряду с недостатками административно-плановой экономической системы, имелись и преимущества перед рыночной экономикой. В СССР была стабильная экономика,  отсутствовали  экономические кризисы, практически не было инфляции. Поэтому  каждый гражданин был уверен в своем будущем, ему был гарантирован минимум жизненных благ. У населения не было проблемы с трудоустройством, безработица отсутствовала.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

63647. Теоретические проблемы периодизации развития Российского государства 82.1 KB
  С момента своего возникновения и до конца XIX века ведущую роль в системе политической власти играл класс феодалов основной собственник земли с постепенно закрепленными на ней крестьянами. Этот период делят на следующие этапы: а Раннефеодальное государство с VIII до середины XV века.
63649. УПРАВЛİННЯ ФİНАНСОВИМИ РИЗИКАМИ 420.02 KB
  Ризики у фінансово-господарській діяльності суб’єктів господарювання Ефективне забезпечення моделі управління фінансовими ризиками передбачає зокрема вирішення таких проблемних питань: аналіз умов виникнення і формування комерційних ризиків...
63652. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ И МУНИЦИПАЛЬНЫЙ КРЕДИТ 53 KB
  Государственный и муниципальный кредит – это совокупность экономических отношений между государствами в лице его органов власти и управления, с одной стороны, и физическими и юридическими лицами - с другой, при которых государство выступает в качестве заемщика, кредитора и гаранта.