34699

Административно-плановая (командная) экономическая система

Доклад

Экономическая теория и математическое моделирование

Административноплановая командная экономическая система существовала в СССР. Это объяснялось тем что в городах практически отсутствовало жилье для вновь прибывших и тем что в соответствии с законом СССР было очень сложно получить постоянную прописку в данном городе. Высшим плановым органом являлся Госплан СССР. Госплан СССР определял плановые задания республиканским и местным плановым органам а также плановым отделам министерств и ведомств которые давали плановые задания государственным предприятиям то есть указывали им...

Русский

2013-09-08

23.83 KB

13 чел.

Вопрос 28. Административно-плановая (командная) экономическая  система.

Административно-плановая (командная) экономическая  система существовала в СССР.

При административно-плановой  системе  все экономические ресурсы - земля и природные ресурсы, заводы и фабрики, средства транспорта и связи, торговые, зрелищные и другие предприятия -находились в собственности государства. При этом государственная собственность была объявлена общенародной, т.е. принадлежащей всему обществу. В действительности государственная собственность не принадлежала. Ни один работник не чувствовал себя хозяином предприятия, на котором он работал. Даже директор был обязан свои решения согласовывать с органами государственного управления (министерствами) и партийными руководителями. Работники государственных предприятий не принимали важных  решений, касающихся деятельности данного предприятия: какую продукцию следует производить, стоит ли заменить устаревшее оборудование новым, как распорядиться денежными средствами. Они получали заработную плату за свой труд. Но доходы, которые приносили другие факторы производства (например, прибыль с капитала, ренту с земли), присваивались государством. Таким образом, все рабочие и инженеры, начальники цехов и директора являлись наемными работниками, и их положение ничем не отличалось от положения наемных работников любой частной фирмы.

Государственная собственность на все экономические ресурсы в стране породила множество негативных явлений,  таких как бесхозяйственность, расхищение имущества, безразличие к результатам хозяйственной деятельности. Многие руководители убыточных предприятий стремились, в первую очередь, получить дотации от государства для покрытия убытков, а не стремились улучшить организацию производства и сэкономить. Поэтому для государственных предприятий и учреждений характерны такие явления, как раздутые штаты, покупка ненужного имущества, перерасход электроэнергии и т. д. Увеличивалось количество чиновников, развивалась бюрократия, в стране установился тоталитарный режим.

При административно-плановой  системе  государство фактически распоряжалось трудом работников, распределяло трудовые ресурсы между отраслями и регионами страны. Например, после окончания профессионально-технических, средних специальных и высших учебных заведений молодые специалисты, как правило, направлялись на работу по распределению, т. е. не могли свободно распорядиться своей судьбой и самостоятельно найти себе работу. К тому же большинство людей не имели возможности сменить место жительства, чтобы устроиться на другую работу. Это объяснялось тем, что в городах практически отсутствовало жилье для вновь прибывших и тем, что в соответствии с законом СССР, было очень сложно получить постоянную прописку в данном городе.

В условиях  административно-плановой   системы  было централизованное планирование экономики.  Высшим плановым органом являлся Госплан СССР.  Госплан СССР определял плановые задания республиканским и местным плановым органам, а также плановым отделам министерств и ведомств, которые давали плановые задания государственным предприятиям, то есть  указывали  им, сколько и какой продукции следует производить, сколько средств вложить в новые здания и оборудование,  внедрение новой технологии.

 У централизованной системы планирования было много недостатков.

Во-первых, чтобы определить план на год, Госплану СССР требовались данные о потребностях заводов, фабрик, учебных заведений в сырье, новых машинах, электроэнергии и т.д. Все без исключения предприятия страны направляли в плановые органы огромное количество заявок.  Эту информацию Госплан СССР должен был получить своевременно, но как показала практика, на это уходило 2 года. В результате получалось, что план развития экономики страны на тот или иной год составлялся с учетом состояния экономики двухлетней давности.

Во-вторых, чтобы производить товары и услуги, нужно знать спрос на них потребителей. А плановые органы были не в состоянии определить размеры спроса на многочисленные товары и услуги и установить плановые задания предприятиям в соответствии с действительными потребностями людей и предприятий.

В-третьих, плановая  система  поощряла те предприятия, которые успешно выполняли и перевыполняли план. В результате любо предприятие стремилось выпускать ту продукцию, которую надо было производить в соответствии с плановым заданием, а не ту, в которой нуждались потребители. В результате,  нередко производились те товары и услуги, которые не имели спроса, а те товары и услуги, в которых нуждалось население, или не  производились или выпускались в недостаточных количествах.  Поэтому возникал дефицит на одни товары  при наличии громадного избытка других.

В четвертых, внедрение в производство новых технологий осуществлялись по решению вышестоящих плановых и административных структур. Предприятия часто не были в этом заинтересованы, так как им нужно было выполнить ранее установленный план по выпуску устаревшей продукции, и в введении новых технологий они не нуждались. Поэтому одним из самых существенных недостатков  командной системы являлось  торможение научно-технического прогресса.

Таким образом, практика показала, что административно-плановая  система оказалась несостоятельной,  и переход к рыночной системе в нашей стране был неизбежен.

Но наряду с недостатками административно-плановой экономической системы, имелись и преимущества перед рыночной экономикой. В СССР была стабильная экономика,  отсутствовали  экономические кризисы, практически не было инфляции. Поэтому  каждый гражданин был уверен в своем будущем, ему был гарантирован минимум жизненных благ. У населения не было проблемы с трудоустройством, безработица отсутствовала.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

78557. Зелені свята 38 KB
  Свято належить до 12 найбільших. Його відзначають на 50-й день після Пасхи. Тому Трійцю ще називають П’ятидесятницею. У народі Трійцю називають Зеленими святами. В п’ятницю жінки заготовляли лікарські трави. Уранці збирали росу, якою лікували очі.
78559. Вогонь: друг чи ворог? 125.5 KB
  Мета: привчати учнів обережно і цивілізовано відноситися до вогню, нагадати про причини виникнення пожеж та правила безпечної поведінки в разі виникнення пожежі; покращити обізнаність учнів із зовнішнім виглядом та інформаційним навантаженням деяких попереджувальних знаків та знаків заборони.
78560. Практикум по формированию поликультурной компетентности 85 KB
  Цель: оказывать содействие установлению контакта между участниками группы и настрой на работу в группе. Цель: наглядно продемонстрировать участникам тренинга уровень взаимодоверия склонности к территоризму в группе. Когда все звезды готовы группе предлагается разместить все звезды на небосклоне.
78561. Правознавчий брейн-ринг «Я знаю свої права» 5.45 MB
  Мета: формувати зацікавленість учнів у вивченні Конвенції ООН про права дитини; вміння використовувати свої знання на практиці; виховувати в учнів почуття патріотизму, свідомої громадської позиції.
78562. Права дитини 48.5 KB
  Ознайомити учнів з правами дітей, розкрити поняття «Декларація», «Конвенція». Дати уявлення про моральні норми поведінки. Виховувати пошану до законів суспільства, шанобливе ставлення до оточуючих.
78563. Права дитини. Право дитини на здоров’я в сім’ї і суспільстві 73.5 KB
  Мета: «Продовжувати формувати уявлення про права дитини. Ознайомити учнів з поняттям «право», «Конституція», «Декларація», «Конвенція». Акцентувати увагу на правах дитини, які порушуються в родині, у школі. Розвивати увагу, старанність.
78564. Я – дитина. Я теж маю права! 7.14 MB
  Мета: сформувати в учнів уявлення про те що школа це осередок розвитку громади в якій діти можуть відчути свою значущість взявши участь у розробці та реалізації правових та соціальних проектів; сформувати уявлення про права і свободи громадян...
78565. Правила життя в суспільстві 39 KB
  Мета. Ознайомити учнів із правилами життя в суспільстві, підвищувати рівень правової освіти учнів; розвивати вміння аналізувати, узагальнювати; виховувати повагу до людини, її прав, доброзичливість, миролюбність.