34699

Административно-плановая (командная) экономическая система

Доклад

Экономическая теория и математическое моделирование

Административноплановая командная экономическая система существовала в СССР. Это объяснялось тем что в городах практически отсутствовало жилье для вновь прибывших и тем что в соответствии с законом СССР было очень сложно получить постоянную прописку в данном городе. Высшим плановым органом являлся Госплан СССР. Госплан СССР определял плановые задания республиканским и местным плановым органам а также плановым отделам министерств и ведомств которые давали плановые задания государственным предприятиям то есть указывали им...

Русский

2013-09-08

23.83 KB

10 чел.

Вопрос 28. Административно-плановая (командная) экономическая  система.

Административно-плановая (командная) экономическая  система существовала в СССР.

При административно-плановой  системе  все экономические ресурсы - земля и природные ресурсы, заводы и фабрики, средства транспорта и связи, торговые, зрелищные и другие предприятия -находились в собственности государства. При этом государственная собственность была объявлена общенародной, т.е. принадлежащей всему обществу. В действительности государственная собственность не принадлежала. Ни один работник не чувствовал себя хозяином предприятия, на котором он работал. Даже директор был обязан свои решения согласовывать с органами государственного управления (министерствами) и партийными руководителями. Работники государственных предприятий не принимали важных  решений, касающихся деятельности данного предприятия: какую продукцию следует производить, стоит ли заменить устаревшее оборудование новым, как распорядиться денежными средствами. Они получали заработную плату за свой труд. Но доходы, которые приносили другие факторы производства (например, прибыль с капитала, ренту с земли), присваивались государством. Таким образом, все рабочие и инженеры, начальники цехов и директора являлись наемными работниками, и их положение ничем не отличалось от положения наемных работников любой частной фирмы.

Государственная собственность на все экономические ресурсы в стране породила множество негативных явлений,  таких как бесхозяйственность, расхищение имущества, безразличие к результатам хозяйственной деятельности. Многие руководители убыточных предприятий стремились, в первую очередь, получить дотации от государства для покрытия убытков, а не стремились улучшить организацию производства и сэкономить. Поэтому для государственных предприятий и учреждений характерны такие явления, как раздутые штаты, покупка ненужного имущества, перерасход электроэнергии и т. д. Увеличивалось количество чиновников, развивалась бюрократия, в стране установился тоталитарный режим.

При административно-плановой  системе  государство фактически распоряжалось трудом работников, распределяло трудовые ресурсы между отраслями и регионами страны. Например, после окончания профессионально-технических, средних специальных и высших учебных заведений молодые специалисты, как правило, направлялись на работу по распределению, т. е. не могли свободно распорядиться своей судьбой и самостоятельно найти себе работу. К тому же большинство людей не имели возможности сменить место жительства, чтобы устроиться на другую работу. Это объяснялось тем, что в городах практически отсутствовало жилье для вновь прибывших и тем, что в соответствии с законом СССР, было очень сложно получить постоянную прописку в данном городе.

В условиях  административно-плановой   системы  было централизованное планирование экономики.  Высшим плановым органом являлся Госплан СССР.  Госплан СССР определял плановые задания республиканским и местным плановым органам, а также плановым отделам министерств и ведомств, которые давали плановые задания государственным предприятиям, то есть  указывали  им, сколько и какой продукции следует производить, сколько средств вложить в новые здания и оборудование,  внедрение новой технологии.

 У централизованной системы планирования было много недостатков.

Во-первых, чтобы определить план на год, Госплану СССР требовались данные о потребностях заводов, фабрик, учебных заведений в сырье, новых машинах, электроэнергии и т.д. Все без исключения предприятия страны направляли в плановые органы огромное количество заявок.  Эту информацию Госплан СССР должен был получить своевременно, но как показала практика, на это уходило 2 года. В результате получалось, что план развития экономики страны на тот или иной год составлялся с учетом состояния экономики двухлетней давности.

Во-вторых, чтобы производить товары и услуги, нужно знать спрос на них потребителей. А плановые органы были не в состоянии определить размеры спроса на многочисленные товары и услуги и установить плановые задания предприятиям в соответствии с действительными потребностями людей и предприятий.

В-третьих, плановая  система  поощряла те предприятия, которые успешно выполняли и перевыполняли план. В результате любо предприятие стремилось выпускать ту продукцию, которую надо было производить в соответствии с плановым заданием, а не ту, в которой нуждались потребители. В результате,  нередко производились те товары и услуги, которые не имели спроса, а те товары и услуги, в которых нуждалось население, или не  производились или выпускались в недостаточных количествах.  Поэтому возникал дефицит на одни товары  при наличии громадного избытка других.

В четвертых, внедрение в производство новых технологий осуществлялись по решению вышестоящих плановых и административных структур. Предприятия часто не были в этом заинтересованы, так как им нужно было выполнить ранее установленный план по выпуску устаревшей продукции, и в введении новых технологий они не нуждались. Поэтому одним из самых существенных недостатков  командной системы являлось  торможение научно-технического прогресса.

Таким образом, практика показала, что административно-плановая  система оказалась несостоятельной,  и переход к рыночной системе в нашей стране был неизбежен.

Но наряду с недостатками административно-плановой экономической системы, имелись и преимущества перед рыночной экономикой. В СССР была стабильная экономика,  отсутствовали  экономические кризисы, практически не было инфляции. Поэтому  каждый гражданин был уверен в своем будущем, ему был гарантирован минимум жизненных благ. У населения не было проблемы с трудоустройством, безработица отсутствовала.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

78403. КОРЕННЫЕ И ШАТУННЫЕ ПОДШИПНИКИ 59.58 KB
  Контроль состояния подшипников коленчатого вала осуществляют двумя методами: осмотром их состояния при техническом обслуживании и текущих ремонтах ТР; с помощью спектрального анализа масла. Увеличение содержания в масле свинца обнаруженное при спектральном анализе проб масла отбираемых на каждом текущем обслуживании ТО3 укажет на повышенный износ или выкрашивание баббита вкладышей коленчатого вала. На текущих ремонтах ТР2 производят внешний осмотр подшипников нижнего коленчатого вала с измерением щупом зазоров на масло и провисания...
78404. ЦИЛИНДРОВЫЕ КРЫШКИ И КЛАПАНЫ 61.76 KB
  При текущих ремонтах ТР2 и ТР3 крышки цилиндров снимают разбирают очищают от нагара и накипи и ремонтируют. Перед снятием крышки измеряют линейные размеры камеры сжатия с помощью приспособления рис 33 н зазор между крышкой и блоком по щупу у дизеля Д50 снимают форсунку н вместо нее устанавливают приспособление при положении поршня в нижней мертвой точке. Камеру сжатия регулируют толщиной прокладки между втулкой и крышкой цилиндра дизель 11Д45 или подрезкой торца крышки цилиндра дизель Д50.
78405. Неисправности насосов. Ремонт масляного насоса дизеля и его привода 138.18 KB
  В топливоподкачивающих насосах нарушается плотность сальникового уплотнения снижается подача из-за износа втулки вала возникают трещины в корпусе крышке и др. Ремонт масляного насоса дизеля и его привода Для снятия насоса с дизеля отсоединяют всасывающий и нагнетательный трубопроводы выпрессовывают конические штифты отворачивают гайки шпилек и снимают насос. Чтобы судить о степени износа зубьев зубчатых колес корпуса и подшипниковых планок перед разборкой насоса измеряют радиальный зазор между зубьями колес и корпусом насоса и осевой...
78406. Ремонт холодильников и теплообменников 176.34 KB
  Неисправностями секций холодильника являются течь по трубкам при обрыве и нарушении пайки загрязнение наружной и внутренней поверхностей секций. Течь трубок по месту пайки в коробку возникает при неправильном креплении секций колебании давлений и температуры воды и масла и размораживании секций зимой при резком открывании жалюзи. Снаружи секции покрываются пылью и грязью внутри масляных секций отлагаются механические частицы нагар и продукты окисления масла на водяных секциях накипь. Загрязнение секций ухудшает теплопередачу от трубок...
78408. Ремонт и зарядка аккумуляторной батареи 66.24 KB
  Неисправностями батареи являются: сульфитация и короткое замыкание пластин загрязнение электролита трещины в баках разрушение деревянных ящиков. Сульфитация пластин возникает в результате систематических недозаряда глубоких разрядов длительного пребывания батареи в разряженном состоянии применение электролита высокой плотности и загрязнения его вредными примесями. Загрязнение электролита примесями различных соединений металлов вследствие недостаточно чистых исходных материалов применяемых при приготовлении электролита или заливке...
78409. Ремонт электрических машин. Ремонт моторно-осевых подшипников 32.06 KB
  Буксы моторноосевых подшипников устанавливают болтами а скомплектованные вкладыши моторноосевых подшипников отправляют на мойку. Вкладыш моторноосевых подшипников клеймят и стягивают хомутами для сохранения парности обмывают в моечной машине и подают в специализированное ремонтное отделение. При ремонте моторноосевых подшипников тепловозов производят наплавку бронзовыми электродами ОЦС 4417 внутренней поверхности вкладышей и поверхности бортов а также электролитической меднение или наплавку наружной поверхности.
78411. СБОРКА И УСТАНОВКА ТЯГОВЫХ ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ МАШИН 107.66 KB
  Устанавливают на валу якоря внутренние обоймы роликоподшипников в подшипниковых щитах монтируют наружные обоймы подшипников вместе с роликами ставят и закрепляют на остове подшипниковый щит 27 см. Надев на вал якоря подшипниковый щит 13 и укрепив на валу подъемную скобу вставляют якорь вместе со щитом в остов см. Измеряют радиальное биение коллектора осевой разбег якоря в подшипниках проверяют длинными щупами зазоры между сердечниками якоря и полюсов. О правильности монтажа подшипниковых щитов в остове судят по отсутствию зазора между...