34700

Монополия. Монопольная власть. Условия максимизации прибыли при монополии. Ценовая дискриминация

Доклад

Экономическая теория и математическое моделирование

Монополия. Монополия – тип рыночной системы в котором существует только один продавец контролирующий всю отрасль производства определенного товара не имеющего близкого заменителя. Закрытая монополия. Естественная монополия – отрасль в которой долгосрочные средние издержки минимальны только тогда когда одна фирма обслуживает весь рынок целиком.

Русский

2013-09-08

17.8 KB

11 чел.

Вопрос 4.  Монополия. Монопольная власть. Условия максимизации прибыли при монополии. Ценовая дискриминация.

Монополия – тип рыночной системы, в котором существует только один продавец, контролирующий всю отрасль производства определенного товара, не имеющего близкого заменителя.

Различают три вида монополии:

1. Закрытая монополия. Она защищена от конкуренции: юридическими ограничениями, патентной защитой, институтом авторских прав.

2. Естественная монополия – отрасль, в которой долгосрочные средние издержки минимальны  только тогда, когда одна фирма обслуживает весь рынок целиком. Она основана на особенностях технологии. Примеры отраслей, в которых существуют естественные монополии: коммунальное хозяйство, телекоммуникации, железнодорожный транспорт, энергетика.

3. Открытая монополия – монополия, при которой одна фирма, по крайней мере, на определенное время, является единственным поставщиком продукта, однако  не имеет специальной защиты от конкуренции. В подобном положении не редко находятся фирмы, которые впервые вышли на рынок с новой продукцией.

Подобное разграничение монополий носит условный характер, так как некоторые фирмы могут принадлежать одновременно к нескольким видам монополии.

Чистая конкуренция – это ситуация, когда существует единственный продавец товара, причем этому товару нет близкого заменителя в других отраслях. Чистая монополия в настоящее время редкое явление. Чаще встречаются рынки, на которых конкурируют друг с другом несколько фирм. Чистая монополия, как правило, могут существовать только при покровительстве государства.

Чистая монополия характеризуется следующими основными чертами:

-одна фирма и много покупателей, то есть на рынке имеется единственный производитель, реализующий свой товар множеству покупателей. Если на данном рынке единственному продавцу противостоит и единственный покупатель, то такой рынок называется двухсторонней монополией;

-отсутствие товаров – заменителей;

-отсутствие свободы входа на рынок (в отрасль), то есть существуют практически непреодолимые барьеры на входе: экономия от масштаба; правовые ограничения (патенты, тарифы, квоты в международной торговле); высокие издержки входа (например, в авиационной промышленности, начало производства может стоить очень дорого); дифференциация продуктов сама  по себе или в сочетании с рекламой, способна усиливать рыночную власть существующих производителей  и создавать барьеры для входа; контроль монополистом источников поступления сырья, специализированных ресурсов; высокие транспортные расходы.

-фирма-монополист устанавливает цены на свой товар;

-совершенная информированность.

Монопольная власть – это возможность монополиста устанавливать цену на свой товар, изменяя объем на  товар, который он готов продать. Степень монопольной власти отдельного продавца зависит от наличия близких заменителей его товара  и от его доли в общих продажах на рынке.

В качестве измерителя монопольной власти считается величина, на которую цена, максимизирующая прибыль, превышает предельные издержки. Этот метод определения монопольной власти был предложен в 1934 году экономистом Абба Лернером и получил название показателя власти Лернера:

L= (PMC)/P = -1/Ed, где L – коэффициент Лернера (принимает значения от 0 до1), P – цена, максимизирующая прибыль, MC – предельные издержки, Ed – эластичность спроса фирмы.

Условия максимизации прибыли при монополии.

Фирма-монополист может максимизировать свою прибыль, изменяя  или объем выпуска товара, или уровень цен. На рисунке на оси Х отобразим объем выпуска Q, на оси У – цену или предельный доход MR.

Цена, предельный

доход

                                                           D

                                          MR

                                          Q1                   Q2         Объем выпуска

        Так как монополист выступает единственным производителем данного продукта, то спрос на его продукт будет совпадать с рыночным спросом, а кривая спроса D на товар будет совпадать с кривой рыночного спроса. Из рисунка видно, что объем продаж можно повысить только путем понижения цены. Поэтому предельный доход   MR  будет меньше, чем цена товара и кривая предельного дохода MR лежит всегда ниже, чем кривая спроса D  и её наклон составляет половину угла наклона кривой спроса.

       Фирма-монополист будет наращивать выпуск продукции до такого объема, когда предельный доход MR будет равен предельным издержкам MC, то есть MR = MC.

Ценовая дискриминация.

Ценовая дискриминация – это продажа блага данного качества при данных затратах по различным ценам разным покупателям. Ценовую дискриминацию осуществляют только монополии в том случае, если посредством неё могут увеличить свою прибыль. Различают три вида ценовой дискриминации:

1. Ценовая дискриминация первой степени (совершенная дискриминация) имеет место тогда, когда фирма устанавливает различные цены на каждую единицу товара, то есть реализует товар по индивидуальным ценам. Каждый покупатель приобретает благо по максимальной цене, которую он способен  заплатить. В реальности такая дискриминация не встречается, так как продавец не имеет информации о покупательской способности каждого покупателя.

2. Ценовая дискриминация второй степени имеет место тогда, когда цены одинаковы для всех покупателей, но различаются в зависимости от объема покупок. На практике этот вид ценовой дискриминации проводится в виде скидок и надбавок на цены.

3. Ценовая дискриминация третьей степени  предполагает, что разным лицам благо продается по разным ценам, но каждая единица блага, приобретаемая конкретным покупателем, оплачивается им по одинаковой цене. Например, студентам и школьникам проездные билеты продаются по сниженным ценам.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

5689. Психологічні основи навчання та виховання 222.47 KB
  Психологічні основи навчання та виховання Загальні поняття про навчання та виховання. Сутність і види навчання. Принципи навчання. Психологічні особливості виховання особистості...
5690. Унификация методов количественного определения лекарственных средств 139 KB
  Унификация методов количественного определения лекарственных средств Количественное определение - это заключительный этап фармацевтического анализа. Выбор оптимального метода количественного определения зависит от возможности оценить лекарствен...
5691. Генетика вирусов. Структурная организация генома клетки 138.5 KB
  Величайшие достижения середины XX века - открытие дискретных единиц наследственности (генов), разработка хромосомной теории наследственности, развитие биохимической генетики микроорганизмов и установление принципа один ген...
5692. Россия на пути суверенного развития (1991-2001 гг.) 59.64 KB
  Россия на пути суверенного развития (1991-2001 гг.) Переход к рыночным реформам. - Политический кризис 1993 г. Принятие Конституции РФ. Первая Чеченская война. Второй срок президентства Б. Ельцина и углубление кризиса. Вторая Чеченская война. И...
5693. Ответственность за нарушение экологического законодательства 155.5 KB
  Введение. Понятие и состав экологического правонарушения. Понятие и состав экологического преступления. Административная и гражданско-правовая ответственность за экологическое правонарушения. Заключение. Цель лекции: ознакомить сту...
5694. Организация производства мясных полуфабрикатов и мясоперерабатывающего цеха 747.55 KB
  Тема данной курсовой работы в настоящее время является актуальной, так как в России на долю пищевой и перерабатывающей промышленности приходится более половины продовольственного товарооборота страны. В состав этой отрасли входит более 30 подотраслей...
5695. Организация технологического процесса по приготовлению блюд Азу по-татарски и Сочни с творогом 484.94 KB
  Организация технологического процесса по приготовлению блюд Азу по-татарски и Сочни с творогом Общая характеристика кулинарии как науки Известно ли вам, что есть на свете две профессии, которые мы знаем с самого детства? Не просто знаем, а сразу...
5696. Технология татарской кухни и ее изучение в средней общеобразовательной школе 514.84 KB
  В настоящее время наряду с традиционными кухнями люди используют в своей жизнедеятельности достижения национальных кухонь. Многочисленные путешественники называли татарскую национальную кухню сытной и вкусной,простой и изысканной...
5697. Фінансове планування. Зміст та задачі фінансового планування 442.78 KB
  Зміст та задачі фінансового планування Лекція Сутність та задачі фінансового планування на підприємстві Логічна послідовність процесу фінансового планування Інтегроване фінансове планування Види фінансового планування ...