34700

Монополия. Монопольная власть. Условия максимизации прибыли при монополии. Ценовая дискриминация

Доклад

Экономическая теория и математическое моделирование

Монополия. Монополия тип рыночной системы в котором существует только один продавец контролирующий всю отрасль производства определенного товара не имеющего близкого заменителя. Закрытая монополия. Естественная монополия отрасль в которой долгосрочные средние издержки минимальны только тогда когда одна фирма обслуживает весь рынок целиком.

Русский

2013-09-08

17.8 KB

11 чел.

Вопрос 4.  Монополия. Монопольная власть. Условия максимизации прибыли при монополии. Ценовая дискриминация.

Монополия – тип рыночной системы, в котором существует только один продавец, контролирующий всю отрасль производства определенного товара, не имеющего близкого заменителя.

Различают три вида монополии:

1. Закрытая монополия. Она защищена от конкуренции: юридическими ограничениями, патентной защитой, институтом авторских прав.

2. Естественная монополия – отрасль, в которой долгосрочные средние издержки минимальны  только тогда, когда одна фирма обслуживает весь рынок целиком. Она основана на особенностях технологии. Примеры отраслей, в которых существуют естественные монополии: коммунальное хозяйство, телекоммуникации, железнодорожный транспорт, энергетика.

3. Открытая монополия – монополия, при которой одна фирма, по крайней мере, на определенное время, является единственным поставщиком продукта, однако  не имеет специальной защиты от конкуренции. В подобном положении не редко находятся фирмы, которые впервые вышли на рынок с новой продукцией.

Подобное разграничение монополий носит условный характер, так как некоторые фирмы могут принадлежать одновременно к нескольким видам монополии.

Чистая конкуренция – это ситуация, когда существует единственный продавец товара, причем этому товару нет близкого заменителя в других отраслях. Чистая монополия в настоящее время редкое явление. Чаще встречаются рынки, на которых конкурируют друг с другом несколько фирм. Чистая монополия, как правило, могут существовать только при покровительстве государства.

Чистая монополия характеризуется следующими основными чертами:

-одна фирма и много покупателей, то есть на рынке имеется единственный производитель, реализующий свой товар множеству покупателей. Если на данном рынке единственному продавцу противостоит и единственный покупатель, то такой рынок называется двухсторонней монополией;

-отсутствие товаров – заменителей;

-отсутствие свободы входа на рынок (в отрасль), то есть существуют практически непреодолимые барьеры на входе: экономия от масштаба; правовые ограничения (патенты, тарифы, квоты в международной торговле); высокие издержки входа (например, в авиационной промышленности, начало производства может стоить очень дорого); дифференциация продуктов сама  по себе или в сочетании с рекламой, способна усиливать рыночную власть существующих производителей  и создавать барьеры для входа; контроль монополистом источников поступления сырья, специализированных ресурсов; высокие транспортные расходы.

-фирма-монополист устанавливает цены на свой товар;

-совершенная информированность.

Монопольная власть – это возможность монополиста устанавливать цену на свой товар, изменяя объем на  товар, который он готов продать. Степень монопольной власти отдельного продавца зависит от наличия близких заменителей его товара  и от его доли в общих продажах на рынке.

В качестве измерителя монопольной власти считается величина, на которую цена, максимизирующая прибыль, превышает предельные издержки. Этот метод определения монопольной власти был предложен в 1934 году экономистом Абба Лернером и получил название показателя власти Лернера:

L= (PMC)/P = -1/Ed, где L – коэффициент Лернера (принимает значения от 0 до1), P – цена, максимизирующая прибыль, MC – предельные издержки, Ed – эластичность спроса фирмы.

Условия максимизации прибыли при монополии.

Фирма-монополист может максимизировать свою прибыль, изменяя  или объем выпуска товара, или уровень цен. На рисунке на оси Х отобразим объем выпуска Q, на оси У – цену или предельный доход MR.

Цена, предельный

доход

                                                           D

                                          MR

                                          Q1                   Q2         Объем выпуска

        Так как монополист выступает единственным производителем данного продукта, то спрос на его продукт будет совпадать с рыночным спросом, а кривая спроса D на товар будет совпадать с кривой рыночного спроса. Из рисунка видно, что объем продаж можно повысить только путем понижения цены. Поэтому предельный доход   MR  будет меньше, чем цена товара и кривая предельного дохода MR лежит всегда ниже, чем кривая спроса D  и её наклон составляет половину угла наклона кривой спроса.

       Фирма-монополист будет наращивать выпуск продукции до такого объема, когда предельный доход MR будет равен предельным издержкам MC, то есть MR = MC.

Ценовая дискриминация.

Ценовая дискриминация – это продажа блага данного качества при данных затратах по различным ценам разным покупателям. Ценовую дискриминацию осуществляют только монополии в том случае, если посредством неё могут увеличить свою прибыль. Различают три вида ценовой дискриминации:

1. Ценовая дискриминация первой степени (совершенная дискриминация) имеет место тогда, когда фирма устанавливает различные цены на каждую единицу товара, то есть реализует товар по индивидуальным ценам. Каждый покупатель приобретает благо по максимальной цене, которую он способен  заплатить. В реальности такая дискриминация не встречается, так как продавец не имеет информации о покупательской способности каждого покупателя.

2. Ценовая дискриминация второй степени имеет место тогда, когда цены одинаковы для всех покупателей, но различаются в зависимости от объема покупок. На практике этот вид ценовой дискриминации проводится в виде скидок и надбавок на цены.

3. Ценовая дискриминация третьей степени  предполагает, что разным лицам благо продается по разным ценам, но каждая единица блага, приобретаемая конкретным покупателем, оплачивается им по одинаковой цене. Например, студентам и школьникам проездные билеты продаются по сниженным ценам.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

46454. Культура речи – необходимое условие профессиональной деятельности 16.27 KB
  Эмоциональная культура включает умение регулировать свое психическое состояние понимать эмоциональное состояние собеседника управлять своими эмоциями снимать волнение преодолевать нерешительность устанавливать эмоциональный контакт. Культура профессиональной речи включает: владение терминологией данной специальности; умение строить выступление на профессиональную тему; умение организовать профессиональный диалог и управлять им; умение общаться с неспециалистами по вопросам профессиональной деятельности. Знание терминологии...
46456. Анализ и диагностика затрат предприятия 16.34 KB
  Затраты образующие себестоимость продукции группируются в соответствии с их экологическим содержанием по следующим элементам: материальные затраты; затраты на оплату труда; отчисления на социальные нужды; амортизация основных фондов; Материальные затраты наиболее крупный элемент затрат на производство. Их доля в общей сумме затрат составляет 6080 лишь в добывающих отраслях промышленности она невелика. Состав материальных затрат неоднороден и включает расходы на сырье материалы за вычетом стоимости возвратных отходов по цене их...
46457. Фразеология как раздел языкознания: виды фразеологических словосочетаний (сращения, единства, сочетания) и принципы их выделения 16.4 KB
  Фразеология как раздел языкознания: виды фразеологических словосочетаний сращения единства сочетания и принципы их выделения. Эти слова образуют свободные сочетания. Другие слова имеют ограничения в возможностях сочетания. Такие сочетания называют фразеологизмами.
46458. СССР в середине 60-х — середине 80-х гг. (неосталинизм, застой, кризис системы) 16.42 KB
  Экономическая реформа разработка и реализация которой была связана с именем Председателя Совета Министров СССР А. Тупик опасный ибо отрыв развитых экономик мира от экономики СССР неуклонно увеличивался. Их идеологическим обоснованием стала концепция развитого социализма согласно которой медленное планомерное постепенное совершенствование реального социализма построенного в СССР полностью и окончательно займет целую историческую эпоху. эта концепция была законодательно закреплена в преамбуле новой Конституции СССР.
46459. Процедуры банкротства 16.43 KB
  Наблюдение является процедурой направленной на обеспечение сохранности имущества должника и проведение тщательного анализа его финансового состояния для поиска возможности восстановления платежеспособности предприятия. Данная процедура вводится с момента принятия Арбитражным судом заявления о признании должника банкротом на срок до 7 месяцев. исполнительные документы выданные на основании судебных решений; запрещается выплата дивидендов; не допускается прекращение денежных обязательств должника путем зачета встречного...
46460. Эльконин. Психология обучения младшего школьника 16.45 KB
  Психология обучения младшего школьника Введение Начальная школа ставит перед собой задачу формирования способности к усвоению системы научных знаний превращается в подготовительную ступень органически связанную со всеми остальными высшими ступенями образования. Главный итог исследований экспериментально подтвержденная возможность формирования при некоторых условиях обучения значительно более высоких уровней психического развития в младшем школьном возрасте. Определяющие факторы при этом содержание обучения и органически с ним...
46461. Анализ деловой активности 16.47 KB
  Повышение деловой активности любого предприятия проявляется в расширении сферы обслуживания или рынка сбыта увеличении номенклатуры товаров и услуг и ее успешной реализации стабильном развитии профессиональное личностное развитие штата работников предприятия эффективности использования всей базы ресурсов финансы персонал сырье. Для того чтобы определить уровень деловой активности предприятия необходимо провести полноценный грамотный анализ. В данном случае анализу подвергаются уровни и динамика определенных финансовых...