34704

Рынок и его функции. Виды рынков. Рыночная экономическая система

Доклад

Экономическая теория и математическое моделирование

Рынок и его функции. Для домашней хозяйки рынок – это городской базар или магазин. Поэтому рынок – это форма контактов между продавцами и покупателями товаров и услуг недвижимости ценных бумаг и валюты. Таким образом рынок выполняет информационную функцию то есть через постоянно меняющиеся цены рынок сообщает производителям где и какой продукции не хватает где и какая продукция произведена с избытком.

Русский

2013-09-08

22.68 KB

1 чел.

Вопрос 29. Рынок и его функции. Виды рынков. Рыночная экономическая система.

Понятие рынка неоднозначно. Для домашней хозяйки рынок – это городской базар или магазин. Но понятие рынка значительно шире. Рыночная система предполагает, что могут продаваться земельные участки, дома  и  другая  недвижимость, различные  ценные   бумаги  (акции, облигации),  валюта . Поэтому рынком является фондовая биржа, т. е. финансовое учреждение, где совершаются сделки по купле-продаже  ценных   бумаг ; валютная биржа или пункт по обмену  валюты . В любом случае для совершения сделки купли-продажи на рынке должен быть установлен  контакт   между   продавцом   и   покупателем . Поэтому рынок – это форма контактов между продавцами и покупателями товаров и услуг, недвижимости, ценных бумаг и валюты. На основе этих контактов совершаются сделки купли-продажи предметов торговли.

В результате взаимодействия продавцов и покупателей цены на рынке изменяются. Если на товар устанавливается высокая цена, то данного товара на рынке не хватает. И наоборот. Если на товар устанавливается низкая цена, то данного товара на рынке в избытке. Таким образом, рынок выполняет информационную функцию, то есть через постоянно меняющиеся цены рынок сообщает производителям, где и какой продукции не хватает,  где и какая продукция произведена с избытком.

Рынок выполняет и регулирующую функцию, которая заключается в том, что рынок распределяет ресурсы по отраслям и сферам хозяйства таким образом, чтобы уровень производства был максимально приближен к уровню потребностей общества. Например, если на данный момент производится слишком много сельскохозяйственных продуктов, то цены на них начнут падать. Для производителей это означает, что нужно изымать ресурсы из сельскохозяйственной отрасли и искать более выгодные сферы их применения. Другой пример. Если цены на обувь очень высокие, значит, её производится недостаточно, и часть ресурсов из других отраслей нужно перебросить в обувную промышленность. Образно говоря, на рынке действует регулирующая "невидимая рука", о которой писал Адам Смит: «Каждый человек мыслит лишь о собственной выгоде, но невидимая рука, которая его направляет, приведет его к результату, о котором он сам и не помышлял», то есть заставит предпринимателя  производить именно те товары, в которых нуждается общество.

Любой частный производитель заинтересован в том, чтобы получить как можно больше прибыли. Но при установившихся на рынке ценах он может увеличить свою прибыль, если ему удастся снизить издержки производства.  Для снижения издержек он может более экономично расходовать сырье, но наибольшего эффекта производитель добьется, если повысит производительность труда, применяя более совершенные технологии. таким образом, рынок выполняет стимулирующую функцию, то есть стимулирует технический прогресс.

Рыночный механизм - это жестокая система. Он постоянно проводит "естественный отбор" среди  фирм. Если фирма экономически неэффективная, то на рынке она не выдерживает конкуренции с более  успешными фирмами и разоряется, покидает рынок. Таким образом, рынок выполняет санирующую функцию - очищает экономику от неэффективных предприятий и дает возможность развиваться более предприимчивым и активным. В результате этого повышается уровень экономики  в целом.

        Существующие рынки можно классифицировать по следующим признакам:

- по экономическому назначению

Например, рынок потребительских  товаров   и   услуг, рынок недвижимости, рынок труда,   рынок сырья, рынок  ценных   бумаг , рынок научно-технических разработок, рынок капитала  и  т.д.

-по географическому положению рынки разделяют на местный, национальный и  мировой. Например, если рассматривать рынок отдельного города - это местный рынок, рынок отдельной страны - национальный, а если рассматривать рынки всех стран мира - мировой.

-различают рынки по отраслям. Например, рынок компьютеров, рынок зерна, рынок хлопка, рынок автомобилей  и  т.д.

-по видам участников рыночных сделок различают  розничный рынок, оптовый рынок, рынок государственных закупок. На рынке розничной продажи  товары  продаются поштучно или в незначительных количествах (как, например, в магазинах розничной торговли).   На рынке оптовой продажи  товары  продаются крупными партиями.  На рынке государственных закупок  покупателем  выступает государство, которое приобретает необходимую ему продукцию для своей деятельности.

-по степени соблюдения законности различают легальные и теневые рынки. Теневые  рынки  -  это  такие рынки, на которых ведется деятельность, запрещенная государевом. Примерами могут служить нелегальный рынок наркотиков, «пиратских» видео-  и  аудиокассет и др.

-по степени ограничения конкуренции различают  рынок совершенной (свободной) конкуренции, рынок монополистической конкуренции, олигополистический рынок, рынок монополии.

Все перечисленные виды рынков постоянно взаимодействуют между собой, образуя единую систему – рыночную экономическую систему.

Рыночная  экономическая системаспособ организации экономической жизни, при котором земля и капитал находятся в собственности отдельных лиц, а ограниченные ресурсы распределяются по законам рынка.

Основу рыночной экономики составляют:

-право частной собственности;

-экономическая свобода;

-конкуренция.

Право частной собственности - защищаемое законом право отдельного человека владеть, пользоваться и распоряжаться определенным видом и объемом ограниченных ресурсов. Например, участком земли, месторождением нефти, фабрикой и т.д.

Экономическая свобода  - это  право каждого владельца производственных ресурсов самостоятельно решать, каким образом и в каком объеме использовать их для получения дохода.

Конкуренция – это экономическое соперничество среди производителей за достижение наилучших результатов в области какой- либо деятельности, за получение наибольшей прибыли.

Рыночная экономика обладает рядом преимуществ:

1. В рыночной экономике производятся те товары и услуги, которые покупатели желают и могут купить.

2. Рынок стимулирует научно-технический прогресс (стимулирующая функция рынка) и  способствует эффективному распределению ресурсов (регулирующая функция рынка).

3. Рыночный механизм обеспечивает свободу выбора и действий участников рыночных отношений. Любой желающий имеет право купить акции, недвижимость, открыть свой счет в банке, начать свое дело.

Однако наряду с положительными чертами рыночной экономики, существуют и отрицательные:

1.  Рыночная деятельность может оказать негативное влияние на экологию, так как выпуск большинства товаров и создание услуг сопровождается загрязнением окружающей среды, однако борьба с этими отрицательными последствиями производственной деятельности не выгодна производителям, так как связана с дополнительными расходами.

2.  Рынок не обеспечивает производство товаров и услуг коллективного пользования (общественный транспорт, дороги, мосты, парки и т.д.). Это не выгодно частным производителям, так как связано со значительными затратами, которые не окупаются в рыночной цене.

3. Рынок не создает условия для развития фундаментальной науки, системы общего образования, учреждений культуры.

4. Рынок не гарантирует право на труд, доход, отдых.

5. Для рыночной системы характерны расслоение общества на богатых и бедных и  безработица.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

52763. Дії над звичайними дробами. Розв’язування вправ 154.5 KB
  Мета: повторити і систематизувати знання з теми; продовжити розвивати вміння працювати самостійно в групах; виховувати в учнів творчі здібності; прищеплювати любов до математики; вчити їх об'єктивній самооцінці та вмінню коригувати свою навчальну діяльність; виховувати впевненість у своїх силах та самостійність.
52764. Уявлення про звичайні дроби. Правильні та неправильні дроби. Порівняння дробів 94 KB
  Правильні та неправильні дроби. МЕТА: вивчити означення дробового числазвичайного дробу ознайомити з поняттям правильний і неправильний дріб навчити розпізнавати звичайні дроби читати записувати їх; розвинути уяву увагу культуру математичного запису та мови; виховати самостійність допитливість та прагнення успіху. Приклад 2 правильні дроби.
52766. Доли и дроби 39.5 KB
  Норма хлеба была низкой и ничтожно малой: рабочие получали по 250 гр а служащие иждивенцы и дети по 125гр.30 лет хранился кусок блокадного хлеба в семье Карпушиных. Надкусив свою последнюю норму хлеба на руках матери умирает младшая дочь. Это норма хлеба ленинградского ребёнка.
52767. Розв’язування вправ на всі дії зі звичайними дробами з використанням міжпредметних зв’язків 52 KB
  Наполеон Математика королева і слуга наук Е. Белл Не знаючи математики не можна пізнати ні інших наук ні мирських прав Математика брама і ключ науки Р. Бекон Математика – та одна наука без якої неможлива ніяка інша. Соболєв Вся математика – це власне одне велике рівняння для інших наук.
52768. Действия с обыкновенными дробями 75.5 KB
  Человек подобен дроби: В знаменателе то что он думает о себе В числителе то что он есть на самом деле. станция Вопрос ответ Как называется деление числителя и знаменателя дроби на одно и тоже число Как называется элемент дроби стоящий под чертой дроби над чертой Каким действием можно заменить черту дроби Для того чтобы найти общий знаменатель дробей нужно найти НОК или НОД Как сложить дроби с разными знаменателями Какие числа называются взаимно обратными Как найти дробь от числа Как называется...
52770. Дії з десятковими дробами 59.5 KB
  Мета: - Систематизувати, узагальнити знання за темою: «Дії з десятковими дробами»; - закріпити вміння та навички учнів під час розв’язання вправ і задач; - розвивати пам'ять, увагу, пізнавальні здібності учнів; - виховувати вміння уважно слухати думку інших; - поважно відноситись до відповідей однокласників.