34707

Олигополия. Ценовые войны. Картель

Доклад

Экономическая теория и математическое моделирование

; олигополистические фирмы взаимозависимы поэтому при формировании ценовой политики должны принимать во внимание реакцию конкурентов то есть контроль над ценами у олигополистических фирм ограничен. Только фирмы обладающие большими долями в общем объеме продаж могут влиять на цену товара. Фирмы соперники а трофеем является прибыль. Олигополистические фирмы по истечению некоторого времени вступают между собой в сотрудничество чтобы в будущем избежать понижения прибыли.

Русский

2013-09-08

16.85 KB

13 чел.

Вопрос 2

Олигополия. Ценовые войны. Картель.

 Олигополия – рыночная структура, при которой в реализации какого-либо товара участвует очень немного продавцов, а появление новых продавцов затруднено или невозможно. Примеры отраслей: автомобильная промышленность, производство стали, нефтехимикатов, электрооборудования.

Продукт у разных продавцов может быть и стандартизированным (например, сталь, алюминий) и дифференцированным (автомобили, компьютеры). На олигополистическом рынке господствует от 2 до 10 фирм, на которые приходится половины и более общих продаж продукта. Слово «олигополия» введено английским государственным деятелем Томасом Мором в его романе «Утопия».

Признаки олигополистических рынков:

  1.  малое число фирм и большое число покупателей;
  2.  дифференцированная или стандартизированная продукция;
  3.  высокие барьеры входа на рынок (величина первоначальных капиталов, контроль действующих фирм над новой технологией и др.);
  4.  олигополистические фирмы взаимозависимы, поэтому при формировании ценовой политики должны принимать во внимание реакцию конкурентов, то есть контроль над ценами у олигополистических фирм ограничен. Только фирмы, обладающие большими долями в общем объеме продаж, могут влиять на цену товара.

Поведение фирм на олигополистических рынках похоже на поведение армии на войне. Фирмы - соперники, а трофеем является прибыль. Их оружие-это контроль над ценами, реклама и объем выпуска. Ценовая война – это цикл последовательных уменьшений цены соперничающими на олигополистическом рынке фирмами. Ценовые войны хороши для потребителей, но плохи для прибыли продавцов. Войны продолжаются до тех пор, когда ни одна фирма больше не может извлекать выгоды от понижения цен, то есть когда цена равна средним издержкам Р = АС, а экономические прибыли равны 0. Снижение цены ниже этого уровня приведет к убыткам. Ценовые войны, как правило, не продолжительны. Олигополистические фирмы по истечению некоторого времени вступают между собой в сотрудничество, чтобы в будущем избежать  понижения  прибыли.

Модели олигополии

1. Модель олигополии, основанная на сговоре.

Если в условиях олигополии фирмы активно и тесно сотрудничают между собой – это значит, что они вступают в сговор, когда две или более фирмы сообща установили цены или объемы выпуска и поделили рынок или же решили совместно вести дело.

 Картель – это группа фирм, которые действуют вместе и согласуют решения по поводу объемов выпуска продукции и цен так, как если бы они были единой монополией. Картель создают, чтобы полностью или частично уничтожить конкуренцию между фирмами и максимизировать свою прибыль. Выгода от сговора может быть огромной. Наиболее известный международный картель – картель организации стран экспортеров нефти ОПЕК.

Чтобы сформировать картель, нужно:

-убедиться, что существует барьер для входа в отрасль, чтобы предотвратить возможность реализации продукции другими фирмами после того, как цена повысится;

-организовать встречу производителей данного продукта, чтобы выработать одну политику;

-установить квоты каждому члену картелю (квота – это система ограничений для фирмы) и штрафы для тех, кто не выполняет соглашение, превышая свои квоты.

Создание картелей наталкивается на серьезные препятствия. Это не только антимонопольное законодательство. Часто фирмам – членам картели трудно договориться о цене товара, дележе территории, уровне выпуска. Фирмы с более высокими средними издержками добиваются более высоких цен на товары. Различают:

-картели с целью контроля условий продаж

-картели с целью установления цен

-картели с целью разделения территории, продаж, потребителей

-картели с целью установления доли в определенной области бизнеса.

Модель ценового лидерства.

На олигополистических рынках одна фирма действует как ценовой лидер, которая устанавливает цену, чтобы максимизировать свою прибыль. В это время остальные фирмы устанавливают цену, которая установлена лидером. Модель ценового лидерства называется частичной монополией, так как лидер устанавливает монопольную цену, которая основана на его предельном доходе и предельных издержках. Другие фирмы принимают эту цену как данную. Они следуют за ценами лидера, полагая, что более крупные фирмы обладают большей информацией о рыночном спросе. Ценовое лидерство имеет характер скрытого сговора, так как открытые соглашения о ценах запрещены антимонопольным законодательством. Ценовое лидерство обладает преимуществом перед картелем, так как оно сохраняет свободу фирм, а в картеле они регулируются квотами. Различают два типа ценового лидерства:

-лидерство фирмы с существенно более низкими издержками, чем у конкурентов;

-лидерство фирмы, которая занимает доминирующее положение на рынке, но не существенно отличается от конкурентов по уровню издержек.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

68417. Защита данных в EXCEL 58.5 KB
  Можно задать следующие режимы: доступ к данным файла только в режиме чтения открытие файла книги при вводе пароля полный доступ к файлу книге при вводе пароля. После этого на экране появиться диалоговое окно в котором можно задать любой из вышеперечисленных уровней защиты для всей книги целиком.
68418. РАБОТА С БАЗАМИ ДАННЫХ 92.5 KB
  Терминология и организация работы с базами данных в EXCEL Интегрированный пакет Office содержит специальное программное средство предназначенное для работы с базами данных СУБД CCESS. Однако обычному пользователю проще иметь дело с базой данных в виде обычной электронной таблицы...
68419. Понятие экологии. Предмет экологии 43 KB
  Экология наука об отношениях организмов или групп организмов к окружающей их среде или наука о взаимоотношениях между живыми организмами и средой их обитания. Предмет экологии Выделяют Аутэкологию изучает взаимоотношения представителей определённого вида с окружающей средой...
68420. Классификация и свойства экосистем 66.5 KB
  Компоненты и процессы обеспечивающие функционирование экосистемы рассмотрим на рисунке где схематически представлено взаимодействие трёх компонентов а именно: сообщества потока энергии круговорота веществ Поток энергии направлен в одну сторону часть поступающей солнечной энергии преобразуется...
68421. Классификация и свойства экосистем. Состав и структура экосистем 277.5 KB
  Верхний автотрофный самостоятельно питающийся ярус или зеленый пояс включающий растения или их части содержащие хлорофилл где преобладают фиксация энергии света использование простых неорганических соединений и накопление сложных органических соединений.
68422. Стабильность и регуляция экосистем, понятие о гомеостазе экосистем 53.5 KB
  Антропогенные воздействия. Воздействия помех на популяцию носят случайный избирательный характер. Та область в пределах которой механизмы отрицательной обратной связи способны несмотря на стрессовые воздействия сохранить устойчивость системы хотя и в изменённом виде называют гомеостатическим плато.
68423. Динамические процессы в экосистемах 196.5 KB
  Биоценоз экосистемы изменяется под воздействием факторов экотопа причем эти воздействия обладают различной интенсивностью и скоростью например биотические и геологические круговороты. Вместе с тем мы прекрасно знаем что подвижность экосистемы также относительна: экосистемы таежных лесов или целинных...
68424. Структура биосферы 46 KB
  Строение биосферы Биосфера охватывает нижнюю часть атмосферы всю гидросферу океаны моря поверхностные воды суши а также верхнюю часть литосферы. Верхней границей биосферы является озоновый слой 2030 км от земной поверхности а её нижняя граница не опускается в литосферу ниже 23 км.
68425. Экологические факторы 60 KB
  В числе факторов неживой природы присутствуют физические космические климатические орографические почвенные и химические компоненты воздуха воды кислотность и иные химические свойства почвы примеси промышленного происхождения. Содержание водяного пара в воздухе зависит от температуры...