34707

Олигополия. Ценовые войны. Картель

Доклад

Экономическая теория и математическое моделирование

; олигополистические фирмы взаимозависимы поэтому при формировании ценовой политики должны принимать во внимание реакцию конкурентов то есть контроль над ценами у олигополистических фирм ограничен. Только фирмы обладающие большими долями в общем объеме продаж могут влиять на цену товара. Фирмы соперники а трофеем является прибыль. Олигополистические фирмы по истечению некоторого времени вступают между собой в сотрудничество чтобы в будущем избежать понижения прибыли.

Русский

2013-09-08

16.85 KB

14 чел.

Вопрос 2

Олигополия. Ценовые войны. Картель.

 Олигополия – рыночная структура, при которой в реализации какого-либо товара участвует очень немного продавцов, а появление новых продавцов затруднено или невозможно. Примеры отраслей: автомобильная промышленность, производство стали, нефтехимикатов, электрооборудования.

Продукт у разных продавцов может быть и стандартизированным (например, сталь, алюминий) и дифференцированным (автомобили, компьютеры). На олигополистическом рынке господствует от 2 до 10 фирм, на которые приходится половины и более общих продаж продукта. Слово «олигополия» введено английским государственным деятелем Томасом Мором в его романе «Утопия».

Признаки олигополистических рынков:

  1.  малое число фирм и большое число покупателей;
  2.  дифференцированная или стандартизированная продукция;
  3.  высокие барьеры входа на рынок (величина первоначальных капиталов, контроль действующих фирм над новой технологией и др.);
  4.  олигополистические фирмы взаимозависимы, поэтому при формировании ценовой политики должны принимать во внимание реакцию конкурентов, то есть контроль над ценами у олигополистических фирм ограничен. Только фирмы, обладающие большими долями в общем объеме продаж, могут влиять на цену товара.

Поведение фирм на олигополистических рынках похоже на поведение армии на войне. Фирмы - соперники, а трофеем является прибыль. Их оружие-это контроль над ценами, реклама и объем выпуска. Ценовая война – это цикл последовательных уменьшений цены соперничающими на олигополистическом рынке фирмами. Ценовые войны хороши для потребителей, но плохи для прибыли продавцов. Войны продолжаются до тех пор, когда ни одна фирма больше не может извлекать выгоды от понижения цен, то есть когда цена равна средним издержкам Р = АС, а экономические прибыли равны 0. Снижение цены ниже этого уровня приведет к убыткам. Ценовые войны, как правило, не продолжительны. Олигополистические фирмы по истечению некоторого времени вступают между собой в сотрудничество, чтобы в будущем избежать  понижения  прибыли.

Модели олигополии

1. Модель олигополии, основанная на сговоре.

Если в условиях олигополии фирмы активно и тесно сотрудничают между собой – это значит, что они вступают в сговор, когда две или более фирмы сообща установили цены или объемы выпуска и поделили рынок или же решили совместно вести дело.

 Картель – это группа фирм, которые действуют вместе и согласуют решения по поводу объемов выпуска продукции и цен так, как если бы они были единой монополией. Картель создают, чтобы полностью или частично уничтожить конкуренцию между фирмами и максимизировать свою прибыль. Выгода от сговора может быть огромной. Наиболее известный международный картель – картель организации стран экспортеров нефти ОПЕК.

Чтобы сформировать картель, нужно:

-убедиться, что существует барьер для входа в отрасль, чтобы предотвратить возможность реализации продукции другими фирмами после того, как цена повысится;

-организовать встречу производителей данного продукта, чтобы выработать одну политику;

-установить квоты каждому члену картелю (квота – это система ограничений для фирмы) и штрафы для тех, кто не выполняет соглашение, превышая свои квоты.

Создание картелей наталкивается на серьезные препятствия. Это не только антимонопольное законодательство. Часто фирмам – членам картели трудно договориться о цене товара, дележе территории, уровне выпуска. Фирмы с более высокими средними издержками добиваются более высоких цен на товары. Различают:

-картели с целью контроля условий продаж

-картели с целью установления цен

-картели с целью разделения территории, продаж, потребителей

-картели с целью установления доли в определенной области бизнеса.

Модель ценового лидерства.

На олигополистических рынках одна фирма действует как ценовой лидер, которая устанавливает цену, чтобы максимизировать свою прибыль. В это время остальные фирмы устанавливают цену, которая установлена лидером. Модель ценового лидерства называется частичной монополией, так как лидер устанавливает монопольную цену, которая основана на его предельном доходе и предельных издержках. Другие фирмы принимают эту цену как данную. Они следуют за ценами лидера, полагая, что более крупные фирмы обладают большей информацией о рыночном спросе. Ценовое лидерство имеет характер скрытого сговора, так как открытые соглашения о ценах запрещены антимонопольным законодательством. Ценовое лидерство обладает преимуществом перед картелем, так как оно сохраняет свободу фирм, а в картеле они регулируются квотами. Различают два типа ценового лидерства:

-лидерство фирмы с существенно более низкими издержками, чем у конкурентов;

-лидерство фирмы, которая занимает доминирующее положение на рынке, но не существенно отличается от конкурентов по уровню издержек.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

26286. Документирование управленческой деятельности 105.5 KB
  Сила – свойство официального документа сообщаемое ему действующим законодательством компетенцией издавшего его органа и установленным порядком документирования.302003 Унифицированные системы документации. Унифицированная система организационнораспорядительной документации. Распространяется на организационнораспорядительные документы относящиеся к Унифицированной системе организационнораспорядительной документации УСОРД постановления распоряжения приказы решения протоколы акты письма и др.
26287. Системы документации 34.5 KB
  Системы документации. ОРД сисма плановой документации первичноучётная документация отчётностатистическая докия трудовая бухгалтерская финансоворасчётная внешнеторговая Ещё есть корпоративные системы документации – совокупность доков которые предназначены для реализации управленческих функций в определённой сфере деятельности или корпорации. На первых порах существовала единая система документации которая по мере развития специализации систем управления утратила свою целостность т. Система коммерческой документации бухучёта...
26289. Система распорядительной документации 19.98 KB
  Назначение – регулирование координация деятельности которая позволяет организации достигать целей и получать максимальный эффект от своей деятельности. правовые акты действующие в рамках отдельной организации учреждения предприятия фирмы. Основанием для издания распорядительного документа может быть: необходимость исполнения принятых законодательных нормативных правовых актов и иных решений вышестоящих органов и ранее принятых решений данной организации; необходимость осуществления собственной исполнительнораспорядительной...
26290. Система информационно-справочной и информационно-аналитической документации 102 KB
  Письмо – обобщенное наименование различных по содержанию документов служащих средством общения между учреждениями частными лицами. Служебное письмо – это обобщенное название различных по содержанию документов выделяемых в связи с особым способом передачи текста – пересылкой почтой. 5 Письмо целесообразно готовить по одному вопросу. так как должностное лицо подписавшее письмо выступает от имени организации.
26291. Организация документооборота 19.27 KB
  Организация документооборота. Документооборот д. – движение доков с момента их получения или создания до завершения исполнения отправки адресату или сдачи их на хранение. прохождению докта; б Равномерной загрузке подраздий и должных лиц; г Повышению культуры труда; д положитое влияние на эффектть упрго процесса в целом.
26292. Регистрация документов и формирование ИПС (информационно-поисковых систем) по документам организации 25.84 KB
  Регистрация документов и формирование ИПС информационнопоисковых систем по документам организации. В процедуре регистрации можно выделить 3 цели: учет документов контроль за их исполнением; справочная работа по документам. Применяется только в том случае когда на первое место выступает надежность учета документов что предотвращает конфликтные ситуации нр при выдаче документов об образовании трудовых книжек пропусков. Недостатки: сложный поиск нет использования технических средств низкая культура труда затруднён контроль за...
26293. Контроль исполнения документов и поручений 18.04 KB
  11 Контроль исполнения документов и поручений Контроль это одна из важнейших делопроизводственных операций которая обеспечивает эффективность управления дисциплину и культуру труда. Контролю подлежат все зарегистрированные документы Цель контроля состоит в обеспечении своевременного и качественного исполнения поручений и решения вопросов.Контроль за исполнением документов по срокам исполнения. В ГСДОУ указано что Контроль исполнения включает постановку на контроль проверку своевременного доведения документа до исполнителя...
26294. Признаки заведения дел. Номенклатуры дел и их назначение. Формирование дел 117.5 KB
  Номенклатуры дел и их назначение. Формирование дел Определение дело. Дело совокупность документов или документ относящихся к одному вопросу или участку деятельности помещенных в отдельную обложку ГОСТ Р 5114198 Делопроизводство и архивное дело.