34707

Олигополия. Ценовые войны. Картель

Доклад

Экономическая теория и математическое моделирование

; олигополистические фирмы взаимозависимы поэтому при формировании ценовой политики должны принимать во внимание реакцию конкурентов то есть контроль над ценами у олигополистических фирм ограничен. Только фирмы обладающие большими долями в общем объеме продаж могут влиять на цену товара. Фирмы соперники а трофеем является прибыль. Олигополистические фирмы по истечению некоторого времени вступают между собой в сотрудничество чтобы в будущем избежать понижения прибыли.

Русский

2013-09-08

16.85 KB

14 чел.

Вопрос 2

Олигополия. Ценовые войны. Картель.

 Олигополия – рыночная структура, при которой в реализации какого-либо товара участвует очень немного продавцов, а появление новых продавцов затруднено или невозможно. Примеры отраслей: автомобильная промышленность, производство стали, нефтехимикатов, электрооборудования.

Продукт у разных продавцов может быть и стандартизированным (например, сталь, алюминий) и дифференцированным (автомобили, компьютеры). На олигополистическом рынке господствует от 2 до 10 фирм, на которые приходится половины и более общих продаж продукта. Слово «олигополия» введено английским государственным деятелем Томасом Мором в его романе «Утопия».

Признаки олигополистических рынков:

  1.  малое число фирм и большое число покупателей;
  2.  дифференцированная или стандартизированная продукция;
  3.  высокие барьеры входа на рынок (величина первоначальных капиталов, контроль действующих фирм над новой технологией и др.);
  4.  олигополистические фирмы взаимозависимы, поэтому при формировании ценовой политики должны принимать во внимание реакцию конкурентов, то есть контроль над ценами у олигополистических фирм ограничен. Только фирмы, обладающие большими долями в общем объеме продаж, могут влиять на цену товара.

Поведение фирм на олигополистических рынках похоже на поведение армии на войне. Фирмы - соперники, а трофеем является прибыль. Их оружие-это контроль над ценами, реклама и объем выпуска. Ценовая война – это цикл последовательных уменьшений цены соперничающими на олигополистическом рынке фирмами. Ценовые войны хороши для потребителей, но плохи для прибыли продавцов. Войны продолжаются до тех пор, когда ни одна фирма больше не может извлекать выгоды от понижения цен, то есть когда цена равна средним издержкам Р = АС, а экономические прибыли равны 0. Снижение цены ниже этого уровня приведет к убыткам. Ценовые войны, как правило, не продолжительны. Олигополистические фирмы по истечению некоторого времени вступают между собой в сотрудничество, чтобы в будущем избежать  понижения  прибыли.

Модели олигополии

1. Модель олигополии, основанная на сговоре.

Если в условиях олигополии фирмы активно и тесно сотрудничают между собой – это значит, что они вступают в сговор, когда две или более фирмы сообща установили цены или объемы выпуска и поделили рынок или же решили совместно вести дело.

 Картель – это группа фирм, которые действуют вместе и согласуют решения по поводу объемов выпуска продукции и цен так, как если бы они были единой монополией. Картель создают, чтобы полностью или частично уничтожить конкуренцию между фирмами и максимизировать свою прибыль. Выгода от сговора может быть огромной. Наиболее известный международный картель – картель организации стран экспортеров нефти ОПЕК.

Чтобы сформировать картель, нужно:

-убедиться, что существует барьер для входа в отрасль, чтобы предотвратить возможность реализации продукции другими фирмами после того, как цена повысится;

-организовать встречу производителей данного продукта, чтобы выработать одну политику;

-установить квоты каждому члену картелю (квота – это система ограничений для фирмы) и штрафы для тех, кто не выполняет соглашение, превышая свои квоты.

Создание картелей наталкивается на серьезные препятствия. Это не только антимонопольное законодательство. Часто фирмам – членам картели трудно договориться о цене товара, дележе территории, уровне выпуска. Фирмы с более высокими средними издержками добиваются более высоких цен на товары. Различают:

-картели с целью контроля условий продаж

-картели с целью установления цен

-картели с целью разделения территории, продаж, потребителей

-картели с целью установления доли в определенной области бизнеса.

Модель ценового лидерства.

На олигополистических рынках одна фирма действует как ценовой лидер, которая устанавливает цену, чтобы максимизировать свою прибыль. В это время остальные фирмы устанавливают цену, которая установлена лидером. Модель ценового лидерства называется частичной монополией, так как лидер устанавливает монопольную цену, которая основана на его предельном доходе и предельных издержках. Другие фирмы принимают эту цену как данную. Они следуют за ценами лидера, полагая, что более крупные фирмы обладают большей информацией о рыночном спросе. Ценовое лидерство имеет характер скрытого сговора, так как открытые соглашения о ценах запрещены антимонопольным законодательством. Ценовое лидерство обладает преимуществом перед картелем, так как оно сохраняет свободу фирм, а в картеле они регулируются квотами. Различают два типа ценового лидерства:

-лидерство фирмы с существенно более низкими издержками, чем у конкурентов;

-лидерство фирмы, которая занимает доминирующее положение на рынке, но не существенно отличается от конкурентов по уровню издержек.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

14862. ИРАН ЖӘНЕ ТҮРКІСТАН 150.5 KB
  ИРАН ЖӘНЕ ТҮРКІСТАН Мұртаза Жүнісұлы БҰЛҰТАЙ ИСЛАМИЯТТЫҢ ТҮРКІСТАНДА ТАРАЛУЫ ЖӘНЕ ИРАН МӘДЕНИЕТІ Исламияттың Түркістан елдерінде таралуындағы Иран халықтары мен мәдениеттерінің алар орны ерекше. Сонау Хазіреті Мұхаммедтің 569632 vV: y[V2 yV7~ V. өмірінде парсы жұ
14863. Киiз туырлықты, ағаш уықты 36 KB
  Киiз туырлықты ағаш уықты Қазақы бала бала емес өзбекi мал мал емес деген мақал қазақтар мен өзбек сарттардың араласқұралас отырған аймағында пайда болған деп түсiндiредi ғалым Ә.Қайдар. Ташкенттiң базарына базарлауға барған қазақтардың астыүстiне түсiп қызмет iсте
14864. «КӨК БӨРІ» СӨЗІНІҢ ТҮРІК МИФОЛОГИЯСЫНАН АЛАТЫН ОРНЫ 72 KB
  КӨК БӨРІ СӨЗІНІҢ ТҮРІК МИФОЛОГИЯСЫНАН АЛАТЫН ОРНЫ Түбі бір түркі тілдес халықтардың ауызекі әдебиетінде түбірі мағынасы бір сөздер көптеп кездеседі. Біреуі өзінің мәнін жоғалтып пайдаланудан шықса енді бірі уақыт өте бейімделіп тұрмыстірлікте қолданып кел
14865. КӨНЕ ДӘСТҮРДIҢ ОЗЫҒЫН ҚАЙТА ЖАҢҒЫРТСАҚ 67 KB
  ТАРИХ ТАҒЫЛЫМЫ КӨне дәстүрдiң озығын қайта жаңғыртсақ Жұмағұл ШӨженов Балқаш қаласының мамандандырылған әкiмшiлiк сотының төрағасы Шешендiк өнер Ұлы даланың тiршiлiгiнен өмiрге келген табиғи туындысы сол ортаның мұрасы ұлттық рухымыздың биiгi д...
14866. Ежелгі түркілердің наным-сенімдері 82 KB
  Ежелгі түркілердің нанымсенімдері Халықтың діні нанымсенімдері мен көзқарастары оның тарихына руханимәдени саяси өміріне үлкен әсер ететін фактор болып табылады. Дін – руханияттың өзекті саласы. Дін тарихын білмейінше белгілі бір аймақты мекендеген халық
14867. КӨРКЕМСӨЗ ӨКІЛДЕРІНІҢ ШЫҒАРМАЛАРЫНДАҒЫ ИМАНДЫЛЫҚ ИДЕЯСЫ 54 KB
  КӨРКЕМСӨЗ ӨКІЛДЕРІНІҢ ШЫҒАРМАЛАРЫНДАҒЫ ИМАНДЫЛЫҚ ИДЕЯСЫ Л.Ж. Ахметқалиева Төле би атындағы №8 гимназия Тараз қ. Еліміз тәуелсіздігін алып егеменді ел болғалы тәлім– тәрбие адамгершілік және өнеге мәселесіне назар аударылғанмен ол кешенді жүргізілмей отырға...
14868. ҚАЗАҚ ҒАШЫҚТЫҚ ЖЫРЛАРЫНЫҢ ОРЫНДАЛУ ЕРЕКШЕЛІКТЕРІ 170 KB
  Бұлтбаева Айзада Зейкеновна ҚАЗАҚ ҒАШЫҚТЫҚ ЖЫРЛАРЫНЫҢ ОРЫНДАЛУ ЕРЕКШЕЛІКТЕРІ Зерттеу жұмысының жалпы сипаттамасы Диссертациялық зерттеудің өзектілігі. Халық эпосы қазақ баласының рухын көтеріп санасын түзейтін ғасырлар үні еліміздің рухани байлығының көне...
14869. Қазақ өнері 57 KB
  Қазақ өнері Өнерi. Қазақстан жерiнде кезiгетiн бейнелеу өнерiнiң алғашқы нұсқалары палеолит дәуiрiне жатады. Олар Қаратау мен Хантау тауларында тасқа қашалған жанжануарлар тұрпаты түрiнде кездеседi. Неолит және қола дәуiрiнде тасқа бедерленген Баянауыл үңгiрiндегi Павло
14870. ҚАЗАҚ ТАРИХЫ – ТҮРКІЛЕРДІҢ ДАЛАЛЫҚ ӨРКЕНИЕТІНІҢ ҚҰРАМДАС БӨЛІГІ 44 KB
  ҚАЗАҚ ТАРИХЫ – ТҮРКІЛЕРДІҢ ДАЛАЛЫҚ ӨРКЕНИЕТІНІҢ ҚҰРАМДАС БӨЛІГІ Ж. Исахметұлы А.Е. Жұрынбай Тараз мемлекеттік педагогикалық институты Жамбыл облыстық педагог кадрлардың білімін жетілдіру және қайта даярлау институты Тараз қ. Осы күнге дейін тарихшылардың ...