34707

Олигополия. Ценовые войны. Картель

Доклад

Экономическая теория и математическое моделирование

; олигополистические фирмы взаимозависимы поэтому при формировании ценовой политики должны принимать во внимание реакцию конкурентов то есть контроль над ценами у олигополистических фирм ограничен. Только фирмы обладающие большими долями в общем объеме продаж могут влиять на цену товара. Фирмы соперники а трофеем является прибыль. Олигополистические фирмы по истечению некоторого времени вступают между собой в сотрудничество чтобы в будущем избежать понижения прибыли.

Русский

2013-09-08

16.85 KB

16 чел.

Вопрос 2

Олигополия. Ценовые войны. Картель.

 Олигополия – рыночная структура, при которой в реализации какого-либо товара участвует очень немного продавцов, а появление новых продавцов затруднено или невозможно. Примеры отраслей: автомобильная промышленность, производство стали, нефтехимикатов, электрооборудования.

Продукт у разных продавцов может быть и стандартизированным (например, сталь, алюминий) и дифференцированным (автомобили, компьютеры). На олигополистическом рынке господствует от 2 до 10 фирм, на которые приходится половины и более общих продаж продукта. Слово «олигополия» введено английским государственным деятелем Томасом Мором в его романе «Утопия».

Признаки олигополистических рынков:

  1.  малое число фирм и большое число покупателей;
  2.  дифференцированная или стандартизированная продукция;
  3.  высокие барьеры входа на рынок (величина первоначальных капиталов, контроль действующих фирм над новой технологией и др.);
  4.  олигополистические фирмы взаимозависимы, поэтому при формировании ценовой политики должны принимать во внимание реакцию конкурентов, то есть контроль над ценами у олигополистических фирм ограничен. Только фирмы, обладающие большими долями в общем объеме продаж, могут влиять на цену товара.

Поведение фирм на олигополистических рынках похоже на поведение армии на войне. Фирмы - соперники, а трофеем является прибыль. Их оружие-это контроль над ценами, реклама и объем выпуска. Ценовая война – это цикл последовательных уменьшений цены соперничающими на олигополистическом рынке фирмами. Ценовые войны хороши для потребителей, но плохи для прибыли продавцов. Войны продолжаются до тех пор, когда ни одна фирма больше не может извлекать выгоды от понижения цен, то есть когда цена равна средним издержкам Р = АС, а экономические прибыли равны 0. Снижение цены ниже этого уровня приведет к убыткам. Ценовые войны, как правило, не продолжительны. Олигополистические фирмы по истечению некоторого времени вступают между собой в сотрудничество, чтобы в будущем избежать  понижения  прибыли.

Модели олигополии

1. Модель олигополии, основанная на сговоре.

Если в условиях олигополии фирмы активно и тесно сотрудничают между собой – это значит, что они вступают в сговор, когда две или более фирмы сообща установили цены или объемы выпуска и поделили рынок или же решили совместно вести дело.

 Картель – это группа фирм, которые действуют вместе и согласуют решения по поводу объемов выпуска продукции и цен так, как если бы они были единой монополией. Картель создают, чтобы полностью или частично уничтожить конкуренцию между фирмами и максимизировать свою прибыль. Выгода от сговора может быть огромной. Наиболее известный международный картель – картель организации стран экспортеров нефти ОПЕК.

Чтобы сформировать картель, нужно:

-убедиться, что существует барьер для входа в отрасль, чтобы предотвратить возможность реализации продукции другими фирмами после того, как цена повысится;

-организовать встречу производителей данного продукта, чтобы выработать одну политику;

-установить квоты каждому члену картелю (квота – это система ограничений для фирмы) и штрафы для тех, кто не выполняет соглашение, превышая свои квоты.

Создание картелей наталкивается на серьезные препятствия. Это не только антимонопольное законодательство. Часто фирмам – членам картели трудно договориться о цене товара, дележе территории, уровне выпуска. Фирмы с более высокими средними издержками добиваются более высоких цен на товары. Различают:

-картели с целью контроля условий продаж

-картели с целью установления цен

-картели с целью разделения территории, продаж, потребителей

-картели с целью установления доли в определенной области бизнеса.

Модель ценового лидерства.

На олигополистических рынках одна фирма действует как ценовой лидер, которая устанавливает цену, чтобы максимизировать свою прибыль. В это время остальные фирмы устанавливают цену, которая установлена лидером. Модель ценового лидерства называется частичной монополией, так как лидер устанавливает монопольную цену, которая основана на его предельном доходе и предельных издержках. Другие фирмы принимают эту цену как данную. Они следуют за ценами лидера, полагая, что более крупные фирмы обладают большей информацией о рыночном спросе. Ценовое лидерство имеет характер скрытого сговора, так как открытые соглашения о ценах запрещены антимонопольным законодательством. Ценовое лидерство обладает преимуществом перед картелем, так как оно сохраняет свободу фирм, а в картеле они регулируются квотами. Различают два типа ценового лидерства:

-лидерство фирмы с существенно более низкими издержками, чем у конкурентов;

-лидерство фирмы, которая занимает доминирующее положение на рынке, но не существенно отличается от конкурентов по уровню издержек.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

17626. Интерпретация результатов многофакторного моделирования 156 KB
  Тема: Интерпретация результатов многофакторного моделирования Пример. Реклама в журналах. Название журнала Y тариф одна страница цветной рекламы дол. X1 планируемая аудитория тыс. че...
17627. Статистические выводы по многофакторной модели 247 KB
  Тема: Статистические выводы по многофакторной модели Насколько хороши наши прогнозы Этот раздел следует рассматривать в основном как обзор поскольку стандартное отклонение оценки Se и коэффициент детерминации R2 имеют для множественной регрессии вообще гово
17628. Сложности и проблемы, связанные с множественной регрессией 62 KB
  Тема: Сложности и проблемы связанные с множественной регрессией К сожалению на практике множественная регрессия не всегда позволяет получить результаты о которых пишут в учебниках. В этой лекции приведен перечень потенциальных проблем и некоторые соображения п
17629. Составление отчетов: представление результатов множественной регрессии 87.5 KB
  Тема: Составление отчетов: представление результатов множественной регрессии Умение грамотно изложить представить результаты проделанной работы важная составляющая профессиональной деятельности в большинстве областей. Менеджер использует соответствующие к
17630. Фундаментальні поняття контроллінга 109.5 KB
  Тема 1. Фундаментальні поняття контроллінга 1. Сутність принципи і сфера застосування контроллінга 2. Мета предмет методи і обєкти контроллінга 3. Функції та завдання контроллінга 1. Сутність принципи і сфера застосування контроллінга Під контроллінгом ...
17631. Організаційна структура та функції управління 140 KB
  Тема 2. Організаційна структура та функції управління 1. Вибір організаційної структури управління 2. Функції управління 3. Роль контроллінга в процесі управління Вибір організаційної структури управління Сучасна теорія та практика менеджменту вва...
17632. Організаційні аспекти створення служби контроллінга 117.5 KB
  Тема 3. Організаційні аспекти створення служби контроллінга 1. Принципи створення служби контроллінга 2. Структура і персонал служби контроллінга 3. Функції та завдання служби контроллінга 4. Информационные потоки на предприятии в системе контроллинга 5.Возможн
17633. АВС – аналіз та XYZ – аналіз 244.5 KB
  Тема 5. АВС аналіз та XYZ аналіз Поняття АВС аналізу та XYZ аналізу. Проведення ABCаналізу Визначення А В Ззадач XYZаналіз структури споживання XYZаналіз по точності прогнозу 1.1. Что мы понимаем под АВСанализом ABCанализ является важным и
17634. Криві досвіду та життєвого циклу продукту 144 KB
  Тема 6. Криві досвіду та життєвого циклу продукту Крива досвіду і фактори що впливають на неї. Ефект кривої досвіду. Стадії кривої життєвого циклу продукту. 1.1. О чем говорит кривая опыта Кривая опыта связана с процессом обучения. В результате эмпир