34707

Олигополия. Ценовые войны. Картель

Доклад

Экономическая теория и математическое моделирование

; олигополистические фирмы взаимозависимы поэтому при формировании ценовой политики должны принимать во внимание реакцию конкурентов то есть контроль над ценами у олигополистических фирм ограничен. Только фирмы обладающие большими долями в общем объеме продаж могут влиять на цену товара. Фирмы соперники а трофеем является прибыль. Олигополистические фирмы по истечению некоторого времени вступают между собой в сотрудничество чтобы в будущем избежать понижения прибыли.

Русский

2013-09-08

16.85 KB

16 чел.

Вопрос 2

Олигополия. Ценовые войны. Картель.

 Олигополия – рыночная структура, при которой в реализации какого-либо товара участвует очень немного продавцов, а появление новых продавцов затруднено или невозможно. Примеры отраслей: автомобильная промышленность, производство стали, нефтехимикатов, электрооборудования.

Продукт у разных продавцов может быть и стандартизированным (например, сталь, алюминий) и дифференцированным (автомобили, компьютеры). На олигополистическом рынке господствует от 2 до 10 фирм, на которые приходится половины и более общих продаж продукта. Слово «олигополия» введено английским государственным деятелем Томасом Мором в его романе «Утопия».

Признаки олигополистических рынков:

  1.  малое число фирм и большое число покупателей;
  2.  дифференцированная или стандартизированная продукция;
  3.  высокие барьеры входа на рынок (величина первоначальных капиталов, контроль действующих фирм над новой технологией и др.);
  4.  олигополистические фирмы взаимозависимы, поэтому при формировании ценовой политики должны принимать во внимание реакцию конкурентов, то есть контроль над ценами у олигополистических фирм ограничен. Только фирмы, обладающие большими долями в общем объеме продаж, могут влиять на цену товара.

Поведение фирм на олигополистических рынках похоже на поведение армии на войне. Фирмы - соперники, а трофеем является прибыль. Их оружие-это контроль над ценами, реклама и объем выпуска. Ценовая война – это цикл последовательных уменьшений цены соперничающими на олигополистическом рынке фирмами. Ценовые войны хороши для потребителей, но плохи для прибыли продавцов. Войны продолжаются до тех пор, когда ни одна фирма больше не может извлекать выгоды от понижения цен, то есть когда цена равна средним издержкам Р = АС, а экономические прибыли равны 0. Снижение цены ниже этого уровня приведет к убыткам. Ценовые войны, как правило, не продолжительны. Олигополистические фирмы по истечению некоторого времени вступают между собой в сотрудничество, чтобы в будущем избежать  понижения  прибыли.

Модели олигополии

1. Модель олигополии, основанная на сговоре.

Если в условиях олигополии фирмы активно и тесно сотрудничают между собой – это значит, что они вступают в сговор, когда две или более фирмы сообща установили цены или объемы выпуска и поделили рынок или же решили совместно вести дело.

 Картель – это группа фирм, которые действуют вместе и согласуют решения по поводу объемов выпуска продукции и цен так, как если бы они были единой монополией. Картель создают, чтобы полностью или частично уничтожить конкуренцию между фирмами и максимизировать свою прибыль. Выгода от сговора может быть огромной. Наиболее известный международный картель – картель организации стран экспортеров нефти ОПЕК.

Чтобы сформировать картель, нужно:

-убедиться, что существует барьер для входа в отрасль, чтобы предотвратить возможность реализации продукции другими фирмами после того, как цена повысится;

-организовать встречу производителей данного продукта, чтобы выработать одну политику;

-установить квоты каждому члену картелю (квота – это система ограничений для фирмы) и штрафы для тех, кто не выполняет соглашение, превышая свои квоты.

Создание картелей наталкивается на серьезные препятствия. Это не только антимонопольное законодательство. Часто фирмам – членам картели трудно договориться о цене товара, дележе территории, уровне выпуска. Фирмы с более высокими средними издержками добиваются более высоких цен на товары. Различают:

-картели с целью контроля условий продаж

-картели с целью установления цен

-картели с целью разделения территории, продаж, потребителей

-картели с целью установления доли в определенной области бизнеса.

Модель ценового лидерства.

На олигополистических рынках одна фирма действует как ценовой лидер, которая устанавливает цену, чтобы максимизировать свою прибыль. В это время остальные фирмы устанавливают цену, которая установлена лидером. Модель ценового лидерства называется частичной монополией, так как лидер устанавливает монопольную цену, которая основана на его предельном доходе и предельных издержках. Другие фирмы принимают эту цену как данную. Они следуют за ценами лидера, полагая, что более крупные фирмы обладают большей информацией о рыночном спросе. Ценовое лидерство имеет характер скрытого сговора, так как открытые соглашения о ценах запрещены антимонопольным законодательством. Ценовое лидерство обладает преимуществом перед картелем, так как оно сохраняет свободу фирм, а в картеле они регулируются квотами. Различают два типа ценового лидерства:

-лидерство фирмы с существенно более низкими издержками, чем у конкурентов;

-лидерство фирмы, которая занимает доминирующее положение на рынке, но не существенно отличается от конкурентов по уровню издержек.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

72972. Inflammation 47.5 KB
  Inflammation is defined as the local response of living mammalian tissues to injury due to any agent. It is body defense reaction in order to eliminate or limit the spread of injurious agent. The agents causing inflammation may be as under: Physical agents like heat, cold, radiation, mechanical trauma.
72973. ПЛАНУВАННЯ І ПОРЯДОК ФІНАНСУВАННЯ ВИДАТКІВ МІСЦЕВИХ БЮЖЕТІВ 169 KB
  Свої права визначати напрями використання суспільних коштів громадяни делегують своїм представникам в органах державної влади та місцевого самоврядування. З метою ефективного використання бюджетних коштів видатки необхідно здійснювати централізовано що сприятиме економії ресурсів.
72974. Урадавая палiтыка пад час падзелаў Рэчы Паспалітай (канец XVIII ст.) 133.88 KB
  Жнівень 1772 г. – першы падзел Рэчы Паспалітай. У склад Расіі былі ўключаны Інфлянцкае ваяводства, найбольшая частка Полацкага, амаль усё Віцебскае ваяводства, усё Мсціслаўскае і ўсходняя частка Рэчыцкага павету Мінскага ваяводства (з Рагачовам, Прапойскам, Чачэрскам і Гомелем).
72975. ПРОБЛЕМИ СУЧАСНОГО ЦИВІЛЬНОГО ПРОЦЕСУ ТА ШЛЯХИ ЇХ ВИРІШЕННЯ 56.28 KB
  Проблеми цивільного процесу умовно поділяються на теоретичні та практичні проблеми Найголовнішими сучасними проблемами цивільного процесу є такі: Невідповідність нового ЦПК конституційним принципам здійснення правосуддя гласность состязательность введення інституту присяжних.
72976. Культура речи 898.5 KB
  Высокая культура разговорной и письменной речи хорошее знание и чутье родного языка умение пользоваться выразительными средствами его стилистическим многообразием самая лучшая опора самое верное подспорье и самая надежная рекомендация для каждого человека в его общественной жизни...
72977. Експериментальне вивчення закону Бойля-Маріотта 119.72 KB
  Дослідити експериментально як змінюється тиск газу при зміні об’єму коли незмінна температура і стала маса даного газу і встановити співвідношення між цими величинами. Провести досліди що підтверджують закон Бойля-Маріотта або рівняння стану ідеального газу при ізотермічному процесі.