34709

Совершенная конкуренция на рынках ресурсов. Спрос на ресурсы

Доклад

Экономическая теория и математическое моделирование

Совершенная конкуренция на рынках ресурсов. Рынки ресурсов производства факторов производства это рынки на которых в результате взаимодействия спроса и предложения формируются цены на труд капитал и природные ресурсы в форме заработной платы процента дохода и ренты. На рынках факторов производства ресурсов продавцами являются собственники факторов а покупателями фирмы осуществляющие процесс превращения факторов производства в товары и услуги. Рынок ресурсов может быть двух видов: рынок ресурсов в условиях совершенной конкуренции...

Русский

2013-09-08

18.01 KB

16 чел.

Вопрос 5. Совершенная конкуренция на рынках ресурсов. Спрос на ресурсы.

Рынки ресурсов производства (факторов производства) – это рынки, на которых в результате взаимодействия спроса и предложения формируются цены на труд, капитал и природные ресурсы в форме заработной платы, процента, дохода и ренты.

На рынках факторов производства (ресурсов) продавцами являются собственники факторов, а покупателями – фирмы, осуществляющие процесс превращения факторов производства в товары и услуги. Каждый фактор производства оказывает определенные услуги.

Заработная плата – это цена услуг труда, доход наемных работников.

Процент –цена услуг капитала, доход собственников капитала.

Доход (прибыль) – цена услуг предпринимательской деятельности, доход предпринимателей.

Рента – цена услуг земли, доход собственников земли.

Рынок ресурсов может быть двух видов:

-рынок ресурсов в условиях совершенной конкуренции (конкурентный рынок);

-рынок ресурсов в условиях несовершенной конкуренции.

Особенностью рынка в условиях совершенной конкуренции является то, что ни покупатель, ни продавец не может повлиять на цены ресурсов производства. В то время как на рынках ресурсов в условиях несовершенной конкуренции или покупатель, или продавец могут влиять на цены ресурсов производства.

Для каждого типа и качества ресурсов производства имеются отдельные рынки: рынок труда, рынок капитала, рынок природных ресурсов. На рынке труда работник нанимается на работу на оговоренный срок, на рынке капитала сдаются в аренду во временное пользование элементы капитала, на рынке земли на определенный срок сдаются в аренду земельные участки.

Совершенно конкурентный рынок ресурсов производства – это рынок, на котором выполняются следующие условия:

-много соперничающих между собой покупателей услуг ресурсов конкурируют в приобретении ресурсов данного качества, которые поставляются с целью реализации соперничающими между собой продавцами;

-каждый покупатель услуг ресурсов приобретает лишь незначительную долю наличного количества предложения ресурсов, то есть каждый покупатель не может изменить рыночный спрос на ресурсы;

-каждый продавец ресурсов реализует лишь незначительную долю общего количества предложения, тем самым не может существенно влиять на рыночное предложение;

-продавцы ресурсов могут беспрепятственно войти на любой рынок, выйти с любого рынка. Владельцы ресурсов в ответ на изменение цен на ресурсы могут перемещать свои ресурсы с одного направления использования на другое, из одной местности в другую.

Спрос на ресурсы.

Основными факторами устойчивого спроса на любой ресурс выступают:

-эффективность ресурса при производстве блага;

-рыночная стоимость (цена блага), выпущенного при помощи данного ресурса.

Например, спрос на хлопкоуборочные комбайны зависит от спроса на хлопок, который в свою очередь зависит от спроса на хлопчатобумажные ткани.

В качестве главного правила спроса на производственные ресурсы со стороны отдельной конкурентной фирмы является учет предельной доходности MRP и предельных издержек MRC.

Под предельной доходностью ресурса MRP понимается изменение дохода, получаемого в результате реализации дополнительной продукции, выпущенной при потреблении одной единицы какого-либо ресурса. MRP = ΔTR/ΔL

Предельные издержки производственного ресурса MRC – это издержки покупки каждой дополнительной единицы какого-либо ресурса.

Основное правило использования производственных ресурсов можно выразить в следующем равенстве: MRP = MRC, то есть когда предельная доходность ресурсов и предельные издержки равны.

Конкурентная фирма ставит своей целью использовать ресурсы таким образом, чтобы добиться оптимального сочетания предельных издержек на ресурсы и объема предельного продукта данного ресурса в денежном выражении. Когда объем предельного продукта больше предельных издержек, то фирма заинтересована наращивать спрос на производственный ресурс. Если же прирост издержек на ресурс превышает прирост предельного продукта в денежной форме, то фирма будет уменьшать свой спрос на ресурс.

Спрос фирмы на производственные ресурсы в условиях совершенной конкуренции показывает кривая спроса D. Она совпадает с кривой предельной доходности MRP ресурса. Это объясняется тем, что цены на продукт и предельный доход равны. Кривая спроса на ресурс имеет отрицательный наклон. Причем кривая спроса на ресурс всегда пересекается с кривой предельных издержек MRC, а точка пересечения – точка Е указывает на оптимальный объем, применяемого фирмой ресурса.

На данном рисунке мы видим изменение спроса фирмы на трудовые услуги в зависимости от дневной зарплаты (цена ресурса) и числа рабочих дней (объем ресурса).

Дневная зарплата

Е MRC

                 Р=50

                           D3= MRP3            D2 = MRP2      D1= MRP1

                                                                                      Число рабочих дней

                                                     Q

На рисунке показано, что если увеличение спроса на трудовые услуги произойдет из-за увеличения цены продукта, то любой из этих факторов увеличит  MRP и сместит кривую спроса на труд от D1 до

 D2 . И наоборот, понижение цены продукции или понижение предельного продукта труда сократит спрос фирмы на труд с D1 до D3

Изменение спроса на ресурс, то есть сдвиг всей кривой спроса на ресурс, определяется факторами:

-спросом на продукцию фирмы. Чем выше спрос на продукцию, тем выше спрос на ресурсы;

-ценами и объемами предлагаемых ресурсов-заменителей и комплементарных ресурсов;

-технологическими изменениями, влияющими на предельный продукт ресурса. Улучшение технологии увеличивает предельный продукт данного ресурса, а кривая предельного дохода от продукта этого ресурса сместится вверх.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

14069. Всеволод Нестайко. «Тореадори з Васюківки» 32 KB
  УРОК № 47 Тема. В. Нестайко. Тореадори з Васюківки. Мета:ознайомити учнів із життям та творчістю письменника зі змістом його твору; дати учням поняття про повість; виховувати наполегливість у навчанні; розвивати почуття гумору. Обладнання:портрет письменника збі...
14070. Всеволод Нестайко. Тореадори з Васюківки 27.5 KB
  УРОК № 48 Тема. В. Нестайко. Тореадори з Васюківки. Мета: ознайомити учнів із новими пригодами героїв повісті В. Нестайка; розвивати навички виразного читання аналізу поведінки та вчинків персонажів їхнього морального вибору у різних життєвих ситуаціях; виховувати ...
14071. Всеволод Нестайко. Тореадори з Васюківки. Конспект уроку з української літератури 36 KB
  УРОК № 49 Тема.В. Нестайко. Тореадори з Васюківки. Мета:ознайомити учнів із новим розділом повісті; розвивати навички толерантного й аргументованого доведення своєї думки виразного читання переказу прозового твору характеризування героїв; виховувати прагнення до...
14072. Всеволод Нестайко. «Тореадори з Васюківки». Поняття про повість 36.5 KB
  УРОК № 50 Тема.В. Нестайко. Тореадори з Васюківки. Поняття про повість. Мета:ознайомити учнів з новим розділом повісті Тореадори з Васюківки допомогти усвідомити особливості жанру повісті; розвивати навички виразного читання переказу аналізу поведінки та вчин
14073. Урок. І Калинець. «Писанки» 30.5 KB
  УРОК № 52 Тема. І Калинець. Писанки. Мета: ознайомити учнів із життям та творчістю письменника допомогти сприйняти красу й оригінальність його поезій; розвивати навички виразного читання коментування ліричних творів визначення ролі метафори та порівняння у них; р
14074. Поетична вітальня. І. Калинець. Цикл «Дивосвіт»: «Стежечка», «Блискавка», «Веселка» 28 KB
  УРОК № 53 Тема. Поетична вітальня. І. Калинець. Цикл Дивосвіт: Стежечка Блискавка Веселка. Мета: ознайомити учнів з оригінальними неповторними віршами І. Калинця про природу допомогти усвідомити особливості та красу цих творів; розвивати навички виразного...
14075. Стельмах. «Химера лісового озера, або Митькозавр з Юрківки» 35 KB
  УРОК № 55 Тема. Я. Стельмах. Химера лісового озера або Митькозавр з Юрківки. Мета: ознайомити учнів із життям та творчістю письменника викликати цікавість до його пригодницьких книжок; розвивати навички виразного читання переказу аналізу прочитаного; виховувати