3471

Система воспитательного процесса

Лекция

Педагогика и дидактика

Система воспитательного процесса, Структура и система воспитательного процесса. Закономерности и принципы процесса воспитания Цели и задачи воспитания Содержание воспитания Основные понятия: система, структура процесса воспита...

Русский

2012-11-02

39.47 KB

76 чел.

Система воспитательного процесса

  1.  Структура и система воспитательного процесса.
  2.  Закономерности и принципы процесса воспитания
  3.  Цели и задачи воспитания
  4.  Содержание воспитания

Основные понятия: система, структура процесса воспитания, закономерности воспитания, принципы воспитания, цели воспитания, задачи воспитания, содержание воспитания.

1.

Структура и система воспитательного процесса

Поскольку воспитательный процесс выступает как особая целенаправленная и упорядоченная деятельность, он имеет свою структуру, т.е. совокупность компонентов, обеспечивающих эффективность протекания данного процесса и отражающих последовательность его организации:

  1.  проектирование воспитательного процесса, включающее в себя определение цели и конкретных задач воспитания {целевой компонент);
  2.  определение объема и характера материальной (трудовой, природоохранной), общественной (коллективной, организационно-управленческой, коммуникативной), духовной (эмоционально-чувственной, познавательной, ценностно-ориентированной) деятельности воспитанников {содержательный компонент);

3) организация разнообразной деятельности, позволяющей реализовать
намеченные цели в ходе применения методов, форм и средств воспитания
{организационно-деятельностный компонент);

  1.  регулирование межличностного общения и его коррекция в процессе реализации различных видов деятельности на основе принципов воспитания {регулировочный компонент);
  2.  контроль и подведение итогов, установление соотношения между полученными и запланированными результатами, анализ достижений и неудач {оценочно-результативный компонент).

Наличие данных компонентов в воспитательном процессе позволяет структурировать воспитание как систему, состоящую из множества более мелких систем: системы целей, содержания; методов, форм и средств воспитания.

Система целей воспитания объединяет, прежде всего, общие и индивидуальные воспитательные цели. Цель воспитания выступает как общая, когда она выражает качества, которые должны быть сформированы у всех людей (так называемый социальный заказ общества), и как индивидуальная, когда предполагается воспитание определенного (отдельного) человека. Прогрессивная педагогика выступает за единство и совмещение общих и индивидуальных целей. Кроме того, в системе целей различают цели перспективные (на несколько лет), среднесрочные (в основном, на год) и текущие (на неделю или месяц).

При целеполагании важно акцентировать внимание на двух аспектах: содержании цели и реализации субъектной роли педагогов, учащихся и родителей в выборе целевых ориентиров. К целевому компоненту воспитательной системы предъявляются следующие требования:

  1.  ориентация цели на развитие личности ребенка;
  2.  привлекательность цели для субъектов педагогического процесса, соответствие ее устремлениям и желаниям членов школьного коллектива,

13


социальному заказу со стороны государства и общества, особенностям и возможностям учебного заведения и ближайшего социального окружения;

  1.  наличие четкой и ясной формулировки цели;
  2.  возможность деления главной цели на составляющие (создание «дерева целей»);
  3.  диагностичность цели, т.е. возможность реально замерить качественные и количественные результаты достижения цели;

— обеспеченность цели необходимыми ресурсами для ее реализации.

Под системой содержания воспитания понимают совокупность качества и свойства всесторонне и гармонически развитой личности, которыми должны овладеть воспитанники в соответствии с поставленньми целями. Она может быть представлена тремя взаимосвязанными подсистемами:

  1.  системой нравственных понятий о природе, обществе и человеке, которые должен усвоить воспитанник;
  2.  системой привычек, приобретенных в ходе различных видов деятельности и отражающих нормы поведения, принятые в обществе;
  3.  системой нравственных чувств, выражающих осознанное индивидуально-личностное отношение воспитанника к различным сторонам окружающей действительности, миру людей и себе самому.

Содержание воспитания как совокупность понятий, привычек поведения и чувств гармонически развитой личности формируется в процессе воспитательной работы, которая традиционно осуществляется по следующим направлениям:

  1.  социальное воспитание, направленное на формирование личности воспитанника как гражданина мира и страны, представителя определенной национальности, жителя конкретной местности, члена общества и семьи;
  2.  умственное воспитание, направленное на формирование интеллектуальной культуры личности, стойкого познавательного интереса, потребности расширять свой кругозор, постоянно пополнять знания;

  1.  нравственное воспитание, направленное на формирование духовной культуры личности как совокупности норм и правил поведения, принятых в обществе, на улице, в семье, в школе;
  2.  эстетическое воспитание, направленное на освоение воспитанником различных проявлений общечеловеческой культуры на индивидуально-личностном уровне;

физическое воспитание, направленное на формирование у воспитанника потребности в
здоровом образе жизни;

трудовое воспитание, направленное на подготовку личности к активной
жизнедеятельности в обществе на основе адекватной самореализации в избранной
профессиональной сфере.

Система методов воспитания объединяет совокупность методов, под которыми понимают пути взаимосвязанной деятельности педагога и воспитанников по достижению целей воспитания. В системе методов воспитания выделяют несколько классификаций:

1) по характеру воздействия на личность воспитанника:

  1.  убеждение,
  2.  упражнение,
  3.  поощрение,
  4.  наказание;

2) по источнику воздействия на личность воспитанника:

  1.  объяснительно-репродуктивные методы;
  2.  проблемно-ситуативные методы;
  3.  методы приучения и упражнения;
  4.  методы стимулирования;
  5.  методы торможения;

14


  1.  методы руководства;
  2.  методы самовоспитания;

3) по результатам воздействия на личность воспитанника:

— методы, влияющие на нравственные установки, мотивы, отношения, формирующие
представления, понятия, идеи;

— методы, влияющие на привычки, определяющие тип поведения.

4) по направленности воздействия на личность воспитанника:

  1.  формирующие мировоззрение и осуществляющие обмен информацией;
  2.  организующие деятельность и стимулирующие мотивы поведения;
  3.  оказывающие помощь воспитанникам и осуществляющие оценку их поступков. Наиболее    известной    является    классификация    системы    методов    воспитания,

выделяемая   на   основе   комплексности   воздействия   на   личность   воспитанника:   и включающая:

  1.  методы формирования сознания личности;
  2.  методы организации деятельности и опыта общественного поведения;
  3.  методы стимулирования поведения личности.

Система форм воспитания включает многообразные варианты организации конкретного воспитательного процесса и выражается в совокупности воспитательных мероприятий, которые классифицируются по различным основаниям:

1) в зависимости от количества вовлеченных в нее участников:

  1.  индивидуальные (для одного воспитанника);
  2.  групповые (для нескольких воспитанников);
  3.  коллективные (для всего класса);
  4.  массовые (общешкольные, городские).

2) в зависимости от преимущественно используемого средства:

— игровые формы (имитации, соревнования и др.);

— формы   трудовой    деятельности    (ученические   производственные   объединения,
индивидуальный труд, работа в составе временных групп и др.);

— формы общения (прямое, опосредованное и др.);

3) в зависимости от преимущественно используемых методов:

  1.  словесные формы (информации, собрания, митинги и т.п.);
  2.  наглядные формы (выставки, стенды и др.);
  3.  практические формы (благотворительные и трудовые акции, оформление материалов для выставки, музея и т.п.).

Система средств воспитания включает многообразные предметы материальной и духовной культуры: книги, газеты, журналы, кино, театр, выставки, музей, игры, спорт, художественную самодеятельность, различные объекты культуры и природы, окружающего мира. Другими словами, средствами воспитания является все то, что несет информацию, необходимую для развития внутреннего мира личности воспитанника. Эта информация зафиксирована в образной, наглядно-действенной или знаково-символьной (устной или письменной) форме. Чем богаче и разнообразней система средств воспитания, тем более эффективен результат воспитательного процесса. Средства воспитания связаны со всеми компонентами деятельности воспитателя и воспитанников. Они обусловлены поставленной целью воспитания, связаны с методами и формами организации воспитательного процесса, оказывает существенное влияние на всестороннее развитие личности. Для воспитания каждого элемента внутреннего мира личности необходимы соответствующие средства воспитания.

15


2. Закономерности и принципы воспитания

Теория воспитания как научная дисциплина и составная часть общей педагогики открывает и формулирует закономерности воспитания объективно существующие, повторяющиеся, устойчивые, существенные связи между явлениями, отдельными сторонами воспитательного процесса. Выделяются внешние и внутренние закономерности воспитательного процесса.

Внешние закономерности характеризуют зависимость воспитания от общественных процессов и условий: социально-экономической и политической ситуации, уровня культуры, потребностей общества в определенном типе личности и уровне ее воспитанности. В обобщенном виде их можно сформулировать следующим образом: цели, содержание и методы воспитания всегда носят социально обусловленный характер, отражая требования общества к уровню воспитанности личности.

К внутренним закономерностям относятся связи между компонентами воспитательного процесса (целями, содержанием, методами, средствами и формами), между характером деятельности педагога и деятельностью воспитанников; между отношением воспитанника к воспитательному процессу и эффективностью его результатов. Среди закономерностей воспитательного процесса можно выделить следующие: I   — воспитание всегда связано с обучением;

  1.  цели, содержание, методы, формы и средства воспитания закономерно связаны между собой, поэтому изменения одного компонента с необходимостью ведут к изменениям других структурных компонентов воспитательного процесса;
  2.  эффективность воспитательного процесса закономерно опосредуется оптимальностью выбора методов, форм и средств воспитания;
  3.  чем активнее личность в воспитательном процессе, тем успешнее осуществляется данный процесс;
  4.  прочность формирования нравственных понятий закономерно связана с уровнем их практического закрепления и в ходе воспитательного процесса;
  5.  воспитательный процесс осуществляется эффективно, если в ходе его осуществления в целостном единстве формируются нравственные понятия, привычки поведения и нравственные чувства личности.

Объективный характер закономерностей как категории воспитания выражается в том, что они всегда присутствуют в воспитательном процессе, не зависимо от того, знает или не знает о них педагог, ориентируется или не ориентируется на них в ходе своей деятельности. Практические указания, направленные на разъяснения того, как должен работать педагог, чтобы эффективно реализовывать закономерности воспитания в ходе своей профессиональной деятельности, излагаются в принципах воспитания положениях, в которых выражены основные требования к содержанию и методам организации воспитательного процесса. Принципы (правила) воспитания отвечают ряду требований:

  1.  обязательность, означающую, что если педагог не будет соблюдать принципы воспитания в своей профессиональной деятельности, воспитательный процесс не будет эффективным;
  2.  комплексность, выражающуюся в том, что принципы воспитания надо использовать не поочередно и изолированно друг от друга, а все сразу;
  3.  


равнозначность,   означающую,  что  среди  принципов  нет  деления  на  главные  и второстепенные.

В современной педагогической теории нет единства взглядов на выделение принципов воспитания, однако, чаще других называют следующие принципы: персонификация, природосообразностъ, кулътуросообразностъ, гуманизация, дифференциация.

Персонификация (от лат. persona — личность, лицо + facere — делать) — принцип воспитания, основанный на отношении к воспитаннику как к личности как субъекту собственного развития и активному участнику воспитательного взаимодействия. Истоки данного принципа восходят к философско-педагогическим воззрениям мыслителей Древнего Востока, Древней Греции и Рима (Аристотель, Демокрит, Квинтилиан, Сократ, Эпикур и др.), философским и педагогическим учениям эпохи Возрождения (Т. Мор, Ф. Рабле, Э. Роттердамский, В. да Фельтре и др.). Дальнейшее развитие принципа персонификации связано с идеями позитивного самоизменения и самосовершенствования человеческой сущности (Ф. Бекон), активности личности в процессе жизнедеятельности (Я.А. Коменский, Д. Локк, Ж.-Ж. Руссо), развития человеческой индивидуальности в учебно-воспитательной среде (Д. Дидро), ценности человеческой личности и ее стремления к саморазвитию (И.Г. Песталоцци), обеспечения субъектной позиции учащегося в процессе обучения (А. Дистервег) и др.

Большинство представителей отечественной педагогической мысли XVIII-X1X столетий (И.И. Бецкой, К.Н. Вентцель, А.И. Герцен, НА. Добролюбов, П.Ф. Каптерев, Н.И. Новиков, Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский и др.) отстаивали принцип персонификации, обращая особое внимание на связь воспитания и самовоспитания личности, на характер взаимоотношений педагогов и воспитанников, процесс взаимодействия между которыми описывался в терминах «активность», «самостоятельность», «творчество», «инициатива». Российская педагогическая мысль вплотную подошла к идее развития субъектного потенциала личности как основы принципа персонификации с середины восьмидесятых годов XX столетия (КА.Абульханова-Славская, А.В.Брушлинский, А.В.Петровский, В.И.Слободчиков и др.).  В современных психолого-педагогических источниках принцип персонификации отождествляется с понятием о личностном подходе, под которым понимается помощь воспитаннику в осознании себя личностью, в выявлении и раскрытии его индивидуальных возможностей.

Природосообразностъ — принцип воспитания, согласно которому воспитатель в ходе своей деятельности должен максимально учитывать возрастные особенности ребенка. Идея данного принципа зародилась в античном обществе (Демокрит, Платон, Аристотель). Наиболее глубоко она была разработана Я.А.Коменским, а позже занимала видное место в педагогических системах Ж.-Ж.Руссо, И.Г.Песталоцци, А.Дистервега. Современная трактовка принципа природосообразности исходит из того, что воспитание должно основываться на научном понимании естественных и социальных процессов, согласовываться с общими законами развития природы и человека. Содержание, методы и формы воспитания, организации социального опыта ребенка и индивидуальной помощи ему должны учитывать поло-возрастную дифференциацию воспитанников.

Кулътуросообразностъ — принцип воспитания, который впервые появился в трудах Д.Локка, утверждавшего, что душа ребенка - это tabula rasa («чистая доска»), что различия в человеке определяются воспитанием и условиями жизни. К.А.Гельвеций и И.Г.Песталоцци, основываясь на идеях Локка, обосновали роль социокультурного фактора в воспитании. Принцип культуросообразности в педагогике сформулировал А.Дистервег, который утверждал, что то в воспитании необходимо учитывать условия места и времени, в которых родился и живет человек, т.е. культуру конкретной страны. В

17


отечественной педагогике принцип культуросообразности (принцип народности) разработали К.Д.Ушинский, Л.Н.Толстой, П.Ф.Каптерев, которые положили в основу воспитания единство религии, быта, традиций и нравственности народа. Современная трактовка принципа культуросообразности предполагает, что воспитание должно основываться на общечеловеческих ценностях и строиться с учетом особенностей этнических и региональных культур. Реализовать принцип природосообразности в воспитании — значит помочь личности освоить общечеловеческую, национальную и массовую культуру на индивидуально-личностном уровне.

Гуманизация (от лат. (humanus) - человеческий, свойственный человеку, человеколюбивый) — принцип воспитания, направленный на сохранение и восстановление экологии человека: его телесного и духовного здоровья, смысла жизни, личной свободы, нравственности. Принцип гуманизации имеет своими истоками наследие величайших философов и педагогов: Демокрита, Сократа, Платона, Аристотеля, Плутарха, Сенеку, Марка Квинтилиана, Тертуллиана, Августина, Аквината и др. Виднейшими представителями гуманизма эпохи Возрождения явились Э.Роттердамский, Ф.Рабле, М.Монтень, провозгласившие своим лозунгом античное изречение «я человек и ничто человеческое мне не чуждо» Свой значительный вклад в развитие принципа гуманизации воспитания внесли выдающиеся европейские педагоги-мыслители Я.А.Коменский, Д.Локк, Ж.-Ж.Руссо, И.Г.Песталоцци, И.Ф.Гербарт, А.Дистервег.

На современном этапе принцип гуманизации основан на отношении к человеку как к высшей ценности; на признании права ребенка на свободное развитие и проявление своих способностей; на утверждении блага человека как меры оценки взаимоотношений в обществе. Реализация принципа гуманизации требует от педагога:

  1.  уважения прав и свобод воспитанника;
  2.  предъявления воспитаннику посильных и разумно сформулированных требований;

— уважения к позиции воспитанника даже тогда, когда он отказывается выполнять
предъявляемые требования;

— уважения права воспитанника быть самим собой;

  1.  доведения до сознания воспитанника конкретных целей его воспитания;
  2.  ненасильственного формирования требуемых качеств;

  1.  отказа от телесных и других унижающих честь и достоинство личности наказаний;
  2.  признания права личности на полный отказ от формирования тех качеств, которые по каким-либо причинам противоречат ее убеждениям (гуманитарным, религиозным и др.).

Дифференциация — принцип воспитания, основанный на выборе педагогического воздействия в зависимости в соответствии с характером группы воспитанников, которые существуют в сообществе как его структурные или неформальные объединения или выделяются педагогом по сходным индивидуальным и личностным качествам учащихся. Дифференцированный подход облегчает и упорядочивает воспитательную деятельность педагога, т.к. позволяет разрабатывать методы воспитания не для каждого ребенка, а для определенной «категории» лиц. В процессе осуществления дифференцированного подхода педагог изучает, анализирует и классифицирует различные качества личности и их проявления у детей, выделяя наиболее общие, типичные черты, характерные для данной группы учащихся, и на этой основе определяет стратегию своего взаимодействия с группой и конкретные задачи по включению данной группы в совместное деятельностное общение.

18


3. Цели и задачи воспитания.

Цель воспитания - то, к чему стремится воспитание, будущее, на достижение которого направляются его усилия.

Любое воспитание всегда целенаправленно. Целям подчиняется все: содержание, организация, формы и методы воспитания. Поэтому проблема целей воспитания относится к числу наиболее важных в педагогике.

Выделяются общие и индивидуальные цели воспитания.

Цель воспитания выступает как общая, когда она выражает качества, которые должны быть сформированы у всех людей, и как индивидуальная, когда предполагается воспитание определенного (отдельного) человека. Прогрессивная педагогика выступает за единство и совмещение общих и индивидуальных целей.

Различают цели перспективные (на несколько лет), среднесрочные (в основном на год) и текущие (на неделю или месяц). Это различение целей по времени их достижения условно.

Перспективные цели включают в себя воспитание устойчивых качеств личности. Для их формирования выбирают в качестве средства долговременные факторы жизнедеятельности: коллектив воспитанников, коллектив воспитателей, детский производительный труд и т.п. С возрастом воспитанников изменяются и средства воспитания.

Среднесрочные цели связаны с решением воспитательных задач, актуальных для данного возраста, поэтому средства воспитания определяются с учетом возрастных особенностей учащихся. Например, в выпускных классах актуальна проблема выбора профессии, дальнейшего жизненного пути. Для решения этой проблемы воспитанникам предлагаются различные средства по профессиональной ориентации: литература. Кинофильмы, биографии выдающихся специалистов по различным профессиям и др.

Текущие цели определяются воспитателем, исходя из уровня воспитанности детей и необходимости координации перспективных и среднесрочных целей, затем подбираются адекватные средства воспитания. Например, для формирования культурного поведения воспитанникам сообщаются правила поведения, средством также выступает личный пример преподавателя.

Цель выражает общую целеустремленность воспитания. При практическом осуществлении она выступает как система конкретных задач. Цель и задачи соотносятся как целое и часть, система и ее компоненты. Поэтому справедливо и такое определение : цель воспитания ~ это система решаемых воспитанием задач.

Задач, определяемых целью воспитания, обычно много — общих и конкретных. Но цель воспитания в пределах отдельно взятой воспитательной системы всегда одна. Не может быть, чтобы в одном и том же месте, в одно и то же время воспитание стремилось к различным целям. Цель — определяющая характеристика воспитательной системы. Именно цели и средства их достижения отличает одни воспитательные системы от других.

История педагогики — это длинная цепь зарождения, осуществления и отмирания целей воспитания, а также осуществляющих их педагогических систем. Из этого следует, что цели воспитания не являются раз и навсегда заданными, не существует и формально-абстрактных целей, одинаково пригодных для всех времен и народов.

Цель воспитания определяется потребностями развития общества и зависит от:

  1.  способа производства,
  2.  темпов социального и научно-технического прогресса,

19


  1.  достигнутого уровня развития педагогической теории и практики,
  2.  возможностей общества, учебных заведений, учителей и учеников.

Традиционными составными частями воспитания (задачами) называют умственное, физическое, трудовое и политехническое, нравственное, эстетическое.

Умственное воспитание вооружает обучаемых системой знаний основ наук. В ходе и в результате усвоения закладываются основы научного мировоззрения. Сознательное усвоение системы знаний содействует развитию логического мышления, памяти, внимания, воображения, умственных способностей, развитию склонностей и дарований. Задачи:

  1.  усвоение определенного объема научных знаний;
  2.  формирование научного мировоззрения;
  3.  развитие умственных сил, способностей, дарований;
  4.  развитие познавательных интересов;
  5.  формирование познавательной активности;
  6.  развитие потребности постоянно пополнять свои знания, повышать уровень общеобразовательной и специальной подготовки.

Физическое воспитание — неотъемлемая составная часть почти всех воспитательных систем. Оно способствует формированию физически крепкого молодого поколения, а также выработке у молодежи качеств, необходимых для успешной умственной и трудовой деятельности. Задачи:

  1.  укрепление здоровья, правильное физическое развитие;
  2.  развитие и совершенствование природных двигательных качеств;
  3.  развитие основных двигательных качеств (силы, ловкости, выносливости и др.);
  4.  формирование гигиенических навыков;
  5.  формирование потребности в постоянных и систематических занятиях физкультурой и спортом;
  6.  развитие стремления быть здоровым, бодрым, доставлять радость себе и окружающим.

Трудовое воспитание и политехническое воспитание.

Трудовое воспитание охватывает те аспекты воспитательного процесса,

где формируются трудовые действия, складываются производственные

отношения, изучаются орудия труда и способы их использования. Труд

в процессе воспитания выступает и как ведущий фактор развития

личности и как способ творческого освоения мира. И как неотъемлемый

компонент общего образования.

Политехническое воспитание направлено на ознакомление с основными

принципами всех производств, усвоение знаний о современных

производственных процессах и отношениях. Его главные задачи:

  1.  формирование интереса к производственной деятельности;
  2.  развитие технических способностей;
  3.  развитие нового экономического мышления;
  4.  развитие изобретательности;
  5.  развитие начал предпринимательства.

20


Нравственное воспитание решает такие задачи, как формирование

нравственных понятий, суждений, чувств и убеждений, навыков и

привычек поведения, соответствующих нормам общества.

Нравственные понятия и суждения отражают сущность нравственных

явлений и дают возможность понимать, что хорошо, что плохо, что

справедливо, что не справедливо.

Нравственные понятия и суждения переходят в убеждения и

проявляются в действиях, и поступках.

Нравственные поступки и действия — определяющий критерий

нравственного развития личности.

Нравственные чувства — это переживания своего отношения к

нравственным явлениям, они возникают у человека в связи с

соответствием или несоответствием его поведения требованиям

собственной морали.

Эмоциональное (эстетическое) воспитание — еще один базовый

компонент цели воспитания и воспитательной системы, обобщающий

развитие эстетических идеалов, потребностей и вкусов воспитанников.

Задачи эстетического воспитания:

  1.  формирование эстетических знаний;
  2.  воспитание эстетической культуры;
  3.  овладение эстетическим и культурным наследием прошлого;
  4.  развитие эстетических чувств;
  5.  приобщение человека к прекрасному в жизни, природе, труде;
  6.  формирование эстетического идеала;
  7.  формирование стремление быть прекрасным во всем: мыслях, делах, поступках, внешнем виде.

4. Содержание воспитания.

Под содержанием воспитанием понимают систему знаний, убеждений,

навыков, качеств, черт личности, устойчивых привычек поведения,

которыми должны овладеть учащиеся в соответствии с поставленными

целями и задачами.

Умственное, физическое, трудовое и политехническое, нравственное,

эстетическое воспитание, слитые в целостном педагогическом процессе,

и дают возможность достичь главную цель воспитания — формирование

всесторонне и гармонически развитой личности.

(Подробно по этому вопросу см.. лекция 3, вопрос 1 «Система

содержания воспитания»).


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

14825. Тəрбие мəн-мағынасы 54.5 KB
  Тəрбие мəнмағынасы Жоспары 1. Тəрбие міндеттері мен қызметтері. 2. Тəрбие процесінің ерекшеліктері. 3. Тұлғаның өзіндік тəрбиесі мен қайта тəрбиесі. 5.1. Тəрбие міндеттері мен қызметтері Тəрбие педагогикада бірнеше қырларымен танылған: – əлеуметтік мағынад
14826. Тұлға қалыптастырудың халықтық тәжірибесі 49 KB
  Тұлға қалыптастырудың халықтық тәжірибесі Халықтық педагогикалық көзқарастарын жұзеге асыру жұмысын мақсатқа сай қамтамасыз ету мен тәрбие дәстүрлерін бекіту оларды нақгылау толықтыру жөне жетілдіруге көмегін тигізген жеке сынақ әдісі ел арасына кеңінен мәлім б
14827. Ұлттық ойындар мен өнердiң тәрбиелік сипаты 72 KB
  Ұлттық ойындар мен өнердiң тәрбиелік сипаты 1. Ұлттық ойындардың тәрбиелік маңызы. 2. Ұлттық ойынсауық түрлері туралы. 3. Әдетғұрып ойындары арнаулы жырмен айтыспен басталуы. Ойнамайтын бала жоқ. Ойынға қызықпайтын адам жоқ. Көңiл көтермейтiн адам сауық құрмайты...
14828. Ұлттық салт-дәстүрлерді насихаттаудың тәрбиелік мәні 85 KB
  Ұлттық салтдәстүрлерді насихаттаудың тәрбиелік мәні. 1. Отбасы тәрбиесi ұл мен қыз тәрбиесiнiң ерекшелiктерi жастарды жұбайлық өмiрге даярлау. 2. Отбасы тәрбиесiнiң 8 түрi. 3. Қазақстандықтардың ұлттық салтдәстүрлерiн марапаттаудың әлеуметтiк мәнi Қазақ халқы ұл тә
14829. ФАРАБИ ТРАКТАТТАРЫНДАҒЫ БІЛІМ, ТӘРБИЕ ЖӘНЕ АДАМГЕРШІЛІК —ГУМАНИЗМ МӘСЕЛЕЛЕРІ 46 KB
  ФАРАБИ ТРАКТАТТАРЫНДАҒЫ БІЛІМ ТӘРБИЕ ЖӘНЕ АДАМГЕРШІЛІК ГУМАНИЗМ МӘСЕЛЕЛЕРІ Ж. Исахметұлы Тараз мемлекеттік педагогикалық институты Тараз қ. Қазіргі дүниені неғұрлым дұрыс танып білу үшін және жақсы өмірдің дұрыс жолын таңдай білу үшін және жаңа мыңжылдықта ...
14830. Уәлихановтың қазақ халқының салт-дәстүрлерi туралы ой-пiкiрлерi (1835-1865). 58.5 KB
  Уәлихановтың қазақ халқының салтдәстүрлерi туралы ойпiкiрлерi 1835-1865. 1. Шоқанның алғашқы хат тануы. 2. Ш.Уәлихановтың орыс достары. 3. Шоқанның БатысШығыс халық әдебиетін зерттеуі. 1.Шоқанның өскен ортасы. Әжесi Айғанымның әкесi Шыңғыстың маңына аңшы әңгiмешi е
14831. Шоқан Уалихановтың ағартушылық идеялары. (1835-1865) 40.5 KB
  Шоқан Уалихановтың ағартушылық идеялары. 1835-1865 Шоқан Уалиханов – ұлы ағартушы – демократ қазақтың ғұлама ғалымы шығыстанушы тарихшы этнограф фольклорист Шоқан Шыңғысұлы Уалиханов қазақ мәдениеті мен әдебиетінің тарихында ерекше орын алады. Аса дарынды қазақ
14832. ШЫҒАРМАШЫЛЫҚ ШЫҢДАЛУ – БАСТЫ БАҒЫТ 84 KB
  ШЫҒАРМАШЫЛЫҚ ШЫҢДАЛУ – БАСТЫ БАҒЫТ Б.С.Нұрмағамбетова Мемлекеттік мекеме – Павлодар қаласының № 28 орта жалпы білім беру мектебі қазақ тілі Қазіргі кезде ғылымда тұлғаның өзінөзі ұйымдастыруына тәрбиелеу жөнінде яки түрлі пікір қалыптасқан. Олардың біріөзі
14833. Этнопедагогика мен этнопсихологияның ортақтығы 138 KB
  Этнопедагогика мен этнопсихологияның ортақтығы 1. Ұлттық психикалық құрылым мен ұлт мәдениетi арасында байланыс. 2. Ұлттық психикалық құрылым мәдени ерекшелiктiң шартты белгісі. 3. Салтдәстүр сабақтастығы. Этнопедагогика лттыќ салтдєстрлердiњ тєлiмдiк мєнма...