34713

Роль денег в рыночной экономике. Виды денег и их свойства

Доклад

Экономическая теория и математическое моделирование

В рыночной экономике деньги выполняют ряд функций. Вовторых деньги являются средством измерения стоимости товаров и услуг. В третьих деньги служат в качестве средства образования и накопления сбережений. Вчетвертых деньги являются средством платежа то есть при помощи денег можно уплатить налоги выплатить пенсии и пособия заплатить за товар или услугу сделать вклад в банк.

Русский

2013-09-08

17.6 KB

8 чел.

Вопрос 10. Роль денег в рыночной экономике. Виды денег и их свойства.

В рыночной экономике деньги выполняют ряд функций.

Во-первых, они служат в качестве средства обмена товаров и услуг. Например,  рабочий фабрики получил за свой труд зарплату, на которую он купил продукты и одежду, то есть в результате рабочий обменял свой труд на продукты и одежду.

Во-вторых, деньги являются средством измерения стоимости товаров и услуг. Например, если тонна нефти на рынке стоит 500 рублей, а тонна хлеба 2500 рублей, то при помощи денег можно установить, что стоимость тонны хлеба в 5 раз дороже стоимости тонны нефти.

В- третьих, деньги служат в качестве средства образования и накопления сбережений. Любая фирма за счет части своей прибыли образует и накапливает резервный денежный фонд, то есть здесь за счет денег происходит образование и накопление сбережений.

В-четвертых, деньги являются средством платежа, то есть при помощи денег можно уплатить налоги, выплатить пенсии и пособия, заплатить за товар или услугу, сделать вклад в банк.

Поэтому деньги – это общепризнанное средство платежа, которое безусловно принимается при оплате любых объектов купли-продажи, при совершении любых платежных операций и которое служит в качестве средства образования и накопления сбережений.

Вместе с развитием экономики изменялись виды денег.

На первых этапах развития рыночной системы в экономике функционировали преимущественно товарные деньги, в роли которых выступали золото и серебро. Товарные деньги – это товар (например, золото), который выполняет функции денег.

В 19 веке купцы стали пользоваться услугами банкиров, которым они передавали свое золото на хранение. Банкиры  выдавали купцам расписку в том, что при первом требовании купца банкир обязан обменять её на золото. Теперь купцы могли расплачиваться за товары не золотом, а распиской банка, которую он отдавал продавцу товара. Таким образом, расписка стала прообразом банкнот, тех денег, которые нам хорошо известны. Существовал и другой способ происхождения денег. Например, если владельцу фирмы не хватало денег на покупку сырья, то ему поставщик сырья выдавал вексель – долговое обязательство фирмы с указанием суммы долга и срока его погашения. Поставщик сырья по истечению указанного срока получал наличные деньги от фирмы или  мог обратиться в банк с просьбой принять вексель фирмы и получить вместо неё наличные деньги или долговые обязательства – банкноты. То есть банки в обмен на векселя выдавали банкноты, по предъявлению которых банк обязан обменять их на золотые монеты. При этом банк обменивал свои банкноты на векселя со скидкой за риск, который принимает на себя банк. Право выпуска (эмиссии) банкнот было у одного банка в каждой стране, который получил статус Центрального банка. Таким образом, в 19 веке преимущественное  значение приобрели кредитные деньги, представленные банкнотами, являющимися долговыми обязательствами Центрального банка.

Во второй половине 19 века и начале 20 века в ряде стран (Великобритания, Россия, Франция) банкноты беспрепятственно разменивались Центральными банками на золотые монеты. Такая система денежного обращения получила название системы золотомонетного стандарта. После первой мировой войны на смену золотомонетному стандарту пришел золотослитковый стандарт, который означал, что банкноты можно обменивать не на золотые монеты, а на золотые слитки.  Важным шагом в денежной системы явились установленные в 1944 году принципы, согласно которым валюты всех стран мира, кроме доллара США и английского фунта стерлинга, перестали непосредственно размениваться на золото. Непосредственную разменность с очень сильными ограничениями практически сохранил только доллар США. В 60 годы доллар утратил эту свою привилегию. Это означало, что золото утратило роль денег, то есть произошла его демонетизация.

Сегодня кредитные деньги существуют в двух формах: в форме наличных банкнот и в форме безналичных денег. В повседневной жизни мы пользуемся наличными банкнотами  в виде билетов Центрального банка. При этом многие фирмы и домашние хозяйства часть своих сбережений кладут в банк. Сумма, которая сдана банку на хранение и которую банк обязан вернуть вкладчику по его требованию или в установленный срок,  называется депозитом. Депозиты – это форма безналичных денег. Вкладчики могут образовывать свои депозиты на разных условиях:

1. Распространенной формой вклада является депозит до востребования. В этом случае банк обязан вернуть деньги вкладчику по первому требованию. При этом у вкладчика имеется чековая книжка (сберкнижка), на которую он кладет свои деньги и может расплачиваться с продавцом не наличными деньгами, а чеками. Продавец, который получает чек, предъявляет его банку с требованием выдать ему наличные деньги или перевести их на свой депозит. По такой же схеме производятся расчеты между фирмами.

2. Другой формой вклада является срочный или сберегательный депозит. В этом случае вкладчик  делает вклад на определенный срок (1 год, 2 года и т.д.) и не имеет права снимать деньги со счета в любое время. Срочные вклады плохо подходят для оплаты стоимости товаров, они выгодны для накопления сбережений, так как срочный вклад делается под высокую процентную ставку.

В последние годы большую роль приобрели кредитные карточки, с помощью которых владелец депозита оплачивает свои расходы, а информация поступает в банк при помощи средств электронной связи. Любой человек может приобрести кредитную карточку и не имея банковского депозита. В этом случае владелец карточки получает кредит от банка в пределах установленного для него лимита.

Важнейшим свойством денег является их высокая ликвидность. Что такое ликвидность? Это способность какого-либо имущества или активов служить в качестве средства платежа. Например, ликвидность золота высокая, так как его легко можно обратить в валюту любой страны и расплачиваться ей. Ликвидность  старого телевизора низкая, так как его трудно продать, практически невозможно обратить в средство платежа. Наличные деньги, банкноты служат средством платежа, значит, у них  абсолютная  ликвидность. Высокой ликвидностью обладают депозиты до востребования, дающие право выписывать чеки. Ниже уровень ликвидности  у срочных и сберегательных депозитов.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

54065. Конспект логопедичного заняття: «Хто де живе?» 45.5 KB
  Виховання доброзичливості бажання бути справедливим; Корекційно навчальна: Формувати у дітей навички зв’язного мовлення: учити складати розповідь за малюнком за запитанням оцінювати розповіді товаришів; управляти в уживанні іменників – назв приміщень певного призначення складати речення з прийменниками в по у біля поруч; учити давати відповідь на запитання використовуючи прислівники; Хід заняття 1 Організаційний момент Створення емоційного позитивного настрою на занятті Хто де живе Логопед кидає дітям м’яч і починає...
54066. Конспект логопедичного заняття: Зелене царство 82 KB
  Бесіда Рослини поруч з нами Уточнення та розширення словника по темі Логопед. Який світ навколо нас Логопед допомагає дітям дібрати та повторити словаознаки: світ великий красивий багатий яскравий. Логопед.
54067. Интегрированное занятие для детей старшей логопедической группы « А мы идем, шагаем по Земле» 51 KB
  Дерево трава цветок и птица Не всегда умеют защититься Если будут уничтожены они На планете мы останемся одни Приглашаю всех вас в гости Спит девочка. Лучик танцует и нежно будит девочку ДЕВОЧКА: просыпаясь и потягиваясь Доброе утро Какое оно прекрасное Лучику Ой Кто ты ЛУЧИК: Я – Лучик Солнца золотой Пришел к тебе с небес...
54068. Дидактичні матеріали до логопедичних занять з теми «Диференціація свистячих і шиплячих». Розрізнення дж-дз 125 KB
  Насупилось небо, плаче хмаринка. А поле сміється щасливо і дзвінко, бо сльози хмаринки несуть урожай. Як сльози ці звуться? Ану відгадай.
54069. Дифференциация звуков с – з. Развитие речи по лексической теме «Зима» 63 KB
  Картинки с изображениями Дети катаются на лыжах Дети катаются на санках Дети катаются на коньках Дети лепят снеговика. Дети повторяют движения за логопедом. Дети по очереди прикасаются к большому пальцу остальными пальчиками в ритме стихотворения. Дети лепят снеговика.
54070. Подолання вад звуковимови й звукосприймання 23.89 MB
  Виправлення недоліків звуковимови проводиться у певній послідовності за прийнятою методикою. Під час цих вправ звертається увага на положення язика: корінь спокійний а кінчик язика біля нижніх різців. Вправи для язика: рухи язиком вперед і назад відкритим ротом як котик...
54071. Здоровым и грамотным должен быть каждый! Логопедическая спартакиада 63.5 KB
  Скачет лягушонок Дети хлопают в ладоши Квакваква прыгают на месте Плавает утёнок хлопают в ладоши Крякрякря Ставят руки к груди и разводят в стороны. Прыгает козлёнок Хлопают в ладоши Ме – ме ме Ставят руки на пояс наклоняются вперёд А за ним ягнёнок Хлопают Бе – бе – бе приседают Вот мы на зарядке Хлопают Раз дватри Прыгают на месте Все вокруг стараются Хлопают Спортом занимаются Шагают на месте Эстафета Собери букву По команде: Марш первый учащийся с мячом в руках бежит к обручу. Звуковая разминка...
54072. Логопедичне заняття. Осіння лісова галявина 210.5 KB
  Логопедичне заняття Вид. Виховувати вміння слухати вказівки логопеда. Логопед. Діти а зараз давайте пограємо в гру З якого дерева листочок Логопед показує дітям листочок а діти називають.
54073. Звук "ш". Лісова школа (Старша логопедична група) 1.38 MB
  Формувати в малят уявлення про навчання в школі ознайомити із звуком ш акустичною характеристикою; закріпити вміння ділити слова на склади визначати звук який найчастіше звучить у вірші аналізувати слово з допомогою звукових фішок пригадувати слова зі звуком ш ; узгоджувати числівники з іменниками в орудному відмінку; розвивати фонематичні процеси слуховий контроль. Обладнання: фішки для звукового аналізу шишкикартинки картинки з предметами у множині іграшка Лунтик...