34731

Единицы длины, расстояния и площади в Российской империи

Доклад

История и СИД

Образованной для разработки мероприятий по уточнению мер и организации поверочного дела а также обмеры подлинной линейки начала XVIII в. которой пользовался Петр I свидетельствуют что меры длины в первой половине XVIII в. омимо аршина и сажени в XVIII XIX вв. В XVIII в.

Русский

2013-09-08

17.9 KB

6 чел.

Вопрос 35 Единицы длины, расстояния и площади в Российской империи

Единицы длины:

Материалы Комиссии мер и весов 1736—1742 гг., образованной для разработки мероприятий по уточнению мер и организации поверочного дела, а также обмеры подлинной линейки начала XVIII в., которой пользовался Петр I, свидетельствуют, что меры длины в первой половине XVIII в. не были кратными английским мерам. Сажень в переводе на метрическую систему мер составляла около 216 см, т. е. была сохранена старая сажень. Сажень уменьшили в начале XIX в., когда была осуществлена большая работа по уточнению русских мер длины Гайнамом. Изготовленные Гайнамом аршины соответствовали 28 английским дюймам. Следовательно, 3 аршина, или сажень, образованная на основе этого аршина, должны были составить 7 футов, или 213,36 см в переводе на метрическую систему.

Комиссия образцовых мер и весов 1827 г. и Комиссия 1832—1842 гг. в своей деятельности исходили из равенства аршина 28 английским дюймам и сажени

Главная государственная образцовая сажень представляла собой латунный полый цилиндр, к которому были прикреплены шесть латунных и шесть платиновых полос. На концах платиновых полос нарезались поперечные черточки — штрихи, расстояние между которыми равнялось одной сажени.Сажени, как правило, изготовлялись из железа.

омимо аршина и сажени, в XVIII, XIX вв. и в начале XX в. продолжали употребляться части аршина: четверть и вершок. Аршин = 4 четвертям; четверть^ 4 вершкам.

Расстояния продолжали измеряться верстами. В XVIII в. употреблялись две версты: путевая = 500 саженям и межевая = 1000 саженям. На употребление межевой версты=1000 саженям по три аршина указывает Инструкция межевщикам 1754 г.1 Межевыми верстами-обычно определяются выгоны вокруг крупных городов. В Инструкции межевщикам 1766 г. делается шаг по пути замены межевой версты путевой верстой2, а именно межевые версты переводятся на путевые и указывается, что вокруг городов выгоны

Следует измерять в верстах «пятисотных», т. e. межевать земли стали верстой, равной 500 саженям.

В XVIII в. межевая верста постепенно вытесняется путевой, и единственной верстой в XIX в. остается верста путевая, равная 500 саженям. В переводе на метрическую систему мер она равна: 213,36X500 = = 1066,8 м, т. е. несколько больше одного километра.

В XVIII в. верста и вершок делятся на более мелкие единицы: верста — на цепь и шест, а вершок — на части и линии.

Верста = 10 цепям = 50 шестам.

Цепь = 5 шестам.

Шест = 10 саженям.

Вершок = 10 частям = 100 линиям.

Часть = 10 линиям.

Подразделения версты со временем перестали употребляться, а подразделения вершка в связи с приведением аршина и сажени к кратному отношению с английскими мерами были заменены мелкими английскими мерами: дюймом, линией и точкой.

После указа 1835 г. и до введения метрической системы в употреблении были следующие меры длины:

Верста = 500 саженям = 1,0668 км.

Сажень = 3 аршинам = 7 футам = 213,36 см.

Аршин=4 четвертям = 16 вершкам = 28 дюймам = = 71,12 еж.

Четверть = 4 вершкам = 17,77 см.

Вершок = 4,44 еж.

Фут = 12 дюймам=30,48 см.

Дюйм =10 линиям = 2,54 еж. «_

Линия = 10 точкам = 2,54 мм.

Установленное законом деление на линии и точки применялось сравнительно мало. В линиях выражались размеры ламповых стекол и калибры ружей (например, 20- или 10-линейное стекло хорошо известно в обиходе). Точки применялись только для определенйя размеров золотой и серебряной монеты. В механике и машиностроении дюйм делили на 4, 8, 16, 32 и 64 части. В строительном и инженерном деле широко применялось деление сажени на 100 частей. Фут и дюйм, которыми пользовались в России, точно совпадают с английскими мерами.

Таким образом, параллельно применялось несколько систем мер длины, не находящихся в соотношениях друг с другом, выраженных целыми числами. Например, фут = 66/7 вершка, а вершок = 13/4 дюйма. Это создавало неудобства, так как одни размеры считались

Выводы.

Система мер длины на протяжении XVIII и XIX вв. подвергалась изменениям. Указ 1835 г. определил соотношение русских мер с английскими. Сажень = 7 футам, а аршин = 28 дюймам. Исчезает ряд единиц измерения (подразделения версты), и входят в употребление новые меры длины: дюйм, линия, точка, заимствованные из английских мер.

Меры площади: Поземельные меры в XVIII и XIX вв. не претерпели существенных изменений, не изменились они и по сравнению с XVII в. В середине XVIII в. было произведено общее межевание всех земель Российской империи. Межевщики получили специальные инструкции. 

В быту воспоминание о старых поземельных мерах, т. е. о четверти как полудесятине и осьмине как половине четверти, сохранилось до введения десятичных мер. Участок в четверть десятины обычно называли осьминником. Размеры десятины, как и в XVII в., могли быть разные. Помимо десятины в 2400 квадратных сажен, в XVIII, XIX и XX вв. известна десятина, называемая хозяйственной, общей площадью в 3200 квадратных сажен, имевшая 80 сажен длины и 40 сажен ширины.

Кроме хозяйственной, встречалась так называемая сотенная, или сотельная, десятина, т. е. земельная площадь, имевшая 100 сажен длины и 40 сажен ширины, равная 4000 квадратных сажен. Такие десятины употреблялись главным образом в многоземельных местностях на Среднем и Нижнем Поволжье, в Сибири и Зауралье. В Поволжье, в Самарской и Оренбургской губерниях употреблялась еще одна земельная мера — так называемый круг, длина и ширина сторон которого были по 100 сажен и площадь, следовательно, составляла 10 000 квадратных сажен.

Выводы.

Основной мерой поверхности становится десятина. Десятина = 2 полдесятинам = 4 четверть десятины = = 8 восьмых десятины. Четверть в XVIII в. постепенно выходит из употребления и со второй половины XVIII в. больше не встречается. Десятина = 2400 квадратным саженям (80X30 сажен). Встречаются десятины и других размеров.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

54136. Решение логических, занимательных задач 43 KB
  Совершенствовать вычислительные навыки учащихся; способствовать развитию внимания, мышления, памяти, смекалки, познавательной и творческой активности учащихся; воспитывать трудолюбие, ответственность, интерес к изучению математики.
54137. Розв'язування вправ на всі дії з десятковими дробами. Урок-подорож сторінками Червоної книги України 36 KB
  Розповідь вчителя про Міжнародну Червону книгу та Червону книгу України слайд 12 ІІ. На мультимедійну дошку проектуються завдання: Сполучити між собою звичайні дроби та рівні їм десяткові слайд 3: 125 02 0013 05 002 2. Виконати запропоновані дії слайд 4 Кожна дія супроводжується формулюванням відповідного правила. Розгадати кросворд і у виділеному стовпці прочитати назву рослини занесеної до Червоної книги слайд 5 1.
54139. Разработка диверсификационной стратегии компании ООО «Гем» на рынках лабораторных расходных материалов 1.85 MB
  Подавляющее большинство компаний, вне зависимости от выбранной стратегии и масштаба деятельности рано или поздно ставит перед собой задачу роста. Эта задача может быть связана, как со стремлением бизнеса постоянно повышать свою капитализацию или увеличивать денежный поток, с целью генерирования прибыли, так и с возможным желанием владельцев удовлетворять свои амбиции
54140. З досвіду організації самостійної роботи студентів 85.5 KB
  Самостійна робота студентів є важливим фактором підвищення ефективності пізнавального процесу під час підготовки майбутніх фахівців. Це пов`язано з тим що тільки в процесі самостійної роботи студент одержує міцні знання розвиває вміння творчого мислення та використання знань у практичній діяльності. Форми самостійної роботи студентів та проблеми її організації дуже різноманітні. Основні напрями рішення цієї проблеми:...
54141. Означення квадратного рівняння. Неповні квадратні рівняння, їх розвязування 35.5 KB
  Мета: освітня: удосконалити знання учнів про означення квадратного рівняння; удосконалити вміння розвязувати неповні квадратні рівняння; розвиваюча: розвивати вміння вільно висловлюватися з теми відпрацьовувати вміння говорити коротко але по суті й переконливо; виховна: виховувати активність увагу...
54142. Загальна схема дослідження функції та побудова її графіка 624 KB
  Узагальнити та систематизувати знання студентів з теми Дослідження функції і побудова її графіка за допомогою похідної. Знайдемо стаціонарні точки функції. За допомогою другої похідної знаходимо напрямки опуклості і точки перегину графіка функції: критична точка другого роду.
54143. Додавання і віднімання десяткових дробів 44.5 KB
  Перевіримо чи всі документи готові для експедиції перевірка готовності робочих місць наявність домашнього завдання. Підготовка до експедиції. При виконанні завдань експедиції необхідно вміння перевіряти себе. До експедиції готові то ж у путь ІІІ.
54144. Степень с отрицательным целым показателем 295.5 KB
  Но дай срок обдумать ответ. Повелитель был ответ приказание твое исполняется. Повелитель ответили ему математики твои трудятся без устали и надеются еще до рассвета закончить подсчет. Ради этого я и осмелился явиться перед тобой в столь ранний' час ответил старик.