34731

Единицы длины, расстояния и площади в Российской империи

Доклад

История и СИД

Образованной для разработки мероприятий по уточнению мер и организации поверочного дела а также обмеры подлинной линейки начала XVIII в. которой пользовался Петр I свидетельствуют что меры длины в первой половине XVIII в. омимо аршина и сажени в XVIII XIX вв. В XVIII в.

Русский

2013-09-08

17.9 KB

6 чел.

Вопрос 35 Единицы длины, расстояния и площади в Российской империи

Единицы длины:

Материалы Комиссии мер и весов 1736—1742 гг., образованной для разработки мероприятий по уточнению мер и организации поверочного дела, а также обмеры подлинной линейки начала XVIII в., которой пользовался Петр I, свидетельствуют, что меры длины в первой половине XVIII в. не были кратными английским мерам. Сажень в переводе на метрическую систему мер составляла около 216 см, т. е. была сохранена старая сажень. Сажень уменьшили в начале XIX в., когда была осуществлена большая работа по уточнению русских мер длины Гайнамом. Изготовленные Гайнамом аршины соответствовали 28 английским дюймам. Следовательно, 3 аршина, или сажень, образованная на основе этого аршина, должны были составить 7 футов, или 213,36 см в переводе на метрическую систему.

Комиссия образцовых мер и весов 1827 г. и Комиссия 1832—1842 гг. в своей деятельности исходили из равенства аршина 28 английским дюймам и сажени

Главная государственная образцовая сажень представляла собой латунный полый цилиндр, к которому были прикреплены шесть латунных и шесть платиновых полос. На концах платиновых полос нарезались поперечные черточки — штрихи, расстояние между которыми равнялось одной сажени.Сажени, как правило, изготовлялись из железа.

омимо аршина и сажени, в XVIII, XIX вв. и в начале XX в. продолжали употребляться части аршина: четверть и вершок. Аршин = 4 четвертям; четверть^ 4 вершкам.

Расстояния продолжали измеряться верстами. В XVIII в. употреблялись две версты: путевая = 500 саженям и межевая = 1000 саженям. На употребление межевой версты=1000 саженям по три аршина указывает Инструкция межевщикам 1754 г.1 Межевыми верстами-обычно определяются выгоны вокруг крупных городов. В Инструкции межевщикам 1766 г. делается шаг по пути замены межевой версты путевой верстой2, а именно межевые версты переводятся на путевые и указывается, что вокруг городов выгоны

Следует измерять в верстах «пятисотных», т. e. межевать земли стали верстой, равной 500 саженям.

В XVIII в. межевая верста постепенно вытесняется путевой, и единственной верстой в XIX в. остается верста путевая, равная 500 саженям. В переводе на метрическую систему мер она равна: 213,36X500 = = 1066,8 м, т. е. несколько больше одного километра.

В XVIII в. верста и вершок делятся на более мелкие единицы: верста — на цепь и шест, а вершок — на части и линии.

Верста = 10 цепям = 50 шестам.

Цепь = 5 шестам.

Шест = 10 саженям.

Вершок = 10 частям = 100 линиям.

Часть = 10 линиям.

Подразделения версты со временем перестали употребляться, а подразделения вершка в связи с приведением аршина и сажени к кратному отношению с английскими мерами были заменены мелкими английскими мерами: дюймом, линией и точкой.

После указа 1835 г. и до введения метрической системы в употреблении были следующие меры длины:

Верста = 500 саженям = 1,0668 км.

Сажень = 3 аршинам = 7 футам = 213,36 см.

Аршин=4 четвертям = 16 вершкам = 28 дюймам = = 71,12 еж.

Четверть = 4 вершкам = 17,77 см.

Вершок = 4,44 еж.

Фут = 12 дюймам=30,48 см.

Дюйм =10 линиям = 2,54 еж. «_

Линия = 10 точкам = 2,54 мм.

Установленное законом деление на линии и точки применялось сравнительно мало. В линиях выражались размеры ламповых стекол и калибры ружей (например, 20- или 10-линейное стекло хорошо известно в обиходе). Точки применялись только для определенйя размеров золотой и серебряной монеты. В механике и машиностроении дюйм делили на 4, 8, 16, 32 и 64 части. В строительном и инженерном деле широко применялось деление сажени на 100 частей. Фут и дюйм, которыми пользовались в России, точно совпадают с английскими мерами.

Таким образом, параллельно применялось несколько систем мер длины, не находящихся в соотношениях друг с другом, выраженных целыми числами. Например, фут = 66/7 вершка, а вершок = 13/4 дюйма. Это создавало неудобства, так как одни размеры считались

Выводы.

Система мер длины на протяжении XVIII и XIX вв. подвергалась изменениям. Указ 1835 г. определил соотношение русских мер с английскими. Сажень = 7 футам, а аршин = 28 дюймам. Исчезает ряд единиц измерения (подразделения версты), и входят в употребление новые меры длины: дюйм, линия, точка, заимствованные из английских мер.

Меры площади: Поземельные меры в XVIII и XIX вв. не претерпели существенных изменений, не изменились они и по сравнению с XVII в. В середине XVIII в. было произведено общее межевание всех земель Российской империи. Межевщики получили специальные инструкции. 

В быту воспоминание о старых поземельных мерах, т. е. о четверти как полудесятине и осьмине как половине четверти, сохранилось до введения десятичных мер. Участок в четверть десятины обычно называли осьминником. Размеры десятины, как и в XVII в., могли быть разные. Помимо десятины в 2400 квадратных сажен, в XVIII, XIX и XX вв. известна десятина, называемая хозяйственной, общей площадью в 3200 квадратных сажен, имевшая 80 сажен длины и 40 сажен ширины.

Кроме хозяйственной, встречалась так называемая сотенная, или сотельная, десятина, т. е. земельная площадь, имевшая 100 сажен длины и 40 сажен ширины, равная 4000 квадратных сажен. Такие десятины употреблялись главным образом в многоземельных местностях на Среднем и Нижнем Поволжье, в Сибири и Зауралье. В Поволжье, в Самарской и Оренбургской губерниях употреблялась еще одна земельная мера — так называемый круг, длина и ширина сторон которого были по 100 сажен и площадь, следовательно, составляла 10 000 квадратных сажен.

Выводы.

Основной мерой поверхности становится десятина. Десятина = 2 полдесятинам = 4 четверть десятины = = 8 восьмых десятины. Четверть в XVIII в. постепенно выходит из употребления и со второй половины XVIII в. больше не встречается. Десятина = 2400 квадратным саженям (80X30 сажен). Встречаются десятины и других размеров.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

30655. Поэма Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» как движущаяся панорама народной жизни 14.57 KB
  Некрасова Кому на Руси жить хорошо как движущаяся панорама народной жизни.Большую часть поэмы Некрасов посвящает обзору именно народной жизни ведь главным героем произведения является русский народ.Уже в первой главе Поп создаются масштабные картины народной жизни. Из рассказа попа мы узнаем не только о жизни духовного сословия в России после отмены крепостного права но и бедственном положении большинства крестьянских семей не способных заплатить священнику за его работу.
30656. Чем отличается народное и барское представление о счастье? (По поэме Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо») 16.89 KB
  Некрасов остро ставит вопрос о счастье.Счастливых людей трудно найти потому что у каждого свое представление о счастье. Таким образом представление о счастье у крестьян напрямую связано с общественной иерархией.
30657. Предыстория героя как способ характеристики героя в произведениях отечественной классики XIX века 12.52 KB
  Так показав детство главного героя Гончаров раскрыл суть всего крепостного уклада калечащего жизни дворянского класса.
30658. Каковы главные причины «лежания» Ильи Ильича Обломова? (По роману И.А.Гончарова «Обломов») 13.12 KB
  Именно такая жизнь для Обломова является идеальной поэтому герой не принимает петербургскую жизнь для него она холодна и лишена души. Ничегонеделание Обломова это своеобразный протест и отрицательное отношение к жизни и интересам современных герою людей.Штольц пытается вывести Обломова из апатичного состояния знакомит его с Ольгой Ильинской.
30659. Роль пейзажа в произведениях отечественной литературы 13.54 KB
  Так например в повести Бедная Лиза Карамзина живописные картины природы на первый взгляд можно счесть случайными эпизодами которые являются всего лишь красивым фоном для основного действия. Таким образом здесь описание природы служит для выражения авторской позиции. Здесь картина природы раскрывает не только душевное состояние Лизы но и предвещает трагичный финал данной истории. Его характер отражается в принадлежащих ему описаниях природы Фаталист Тамань Княжна Мери.
30660. Сны героев. Их художественная функция в произведениях отечественной литературы 12.95 KB
  Так сон Татьяны в Евгении Онегине заключает в себе идею о близости героини к народу. Татьяна исключительно романтическая натура что и доказывает её сон. Во многом сон носит символический характер таким образом автор переплетает народные представления о сне образ ручья медведя леса и т. Иной характер носит сон Обломова Гончаров Обломов в котором герой видит свою родную деревню и свое детство.
30661. Русский характер в очерке Н. Лескова “Леди Макбет Мценского уезда” 14.73 KB
  Леди Макбет Мценского уезда история трагической любви и преступлений Катерины Измайловой. В картинах любви гармонию нарушает вдруг вторгшийся разлад: возлюбленный то думает о деньгах. Героиня обезумела от любви и готова сделать все что угодно чтобы только Сергей был доволен. Признаваясь что не любил Катерины Львовны никогда Сергей пытается отнять то единственное что составляло жизнь Измайловой прошлое ее любви.
30662. Русский характер в очерке Н. Лескова Леди Макбет Мценского уезда 15.62 KB
  Леди Макбет Мценского уезда история трагической любви и преступлений Катерины Измайловой. Да и чувство Катерины Львовны не может быть свободным от инстинктоз собственнического мира и не попадать под действие его законов. И вместе с тем слепая страсть Катерины неизмеримо больше значительнее чем корысть Сергея. Признаваясь что не любил Катерины Львовны никогда Сергей пытается отнять то единственное что составляло жизнь Измайловой прошлое ее любви.
30663. Сатира М.Е. Салтыкова-Щедрина. Художественная функция «эзопова языка» в произведениях писателя 15.47 KB
  Салтыкова-Щедрина по праву считается История одного города которую он начал писать в 1868 году а закончил в 1870 году. Жанр Истории одного города определить довольно трудно: автор написал его в форме летописи но изображённые здесь события кажутся абсолютно нереальными образы фантастичными а происходящее походит на какой то кошмарный бредовый сон.Главный герой Истории одного города народ обобщенный образ которого раскрывается из главы в главу все шире. Но и сами носители верховной власти города Глупова играют очень важную роль в...